Рабочая программа по химии (учебный предмет, курс)




страница1/4
Дата13.08.2016
Размер0.75 Mb.
  1   2   3   4
с. Первомайское Кашарского района Ростовской области

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

«Утверждаю»

Директор МБОУ Первомайской СОШ

Приказ № __124__ от___27.08.2015

_____________________ Кладиева Г.В.

М.П.


Рабочая программа

по ___________химии_________________________________________

(учебный предмет, курс)
Уровень основного общего образования (класс) 8

________________________________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование, класс)
Количество часов__105_______
Учитель__Борисова Г.А.______________
Программа разработана на основе Примерной учебной программы основного образования по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриелян 2010 год.

____________________________________________________________

(наименование примерной программы, издательство, год издания)

2015-2016 учебный год



Календарно-тематическое планирование
по химии

класс 8


учитель Борисова Галина Андреевна
Количество часов: всего - 103; в неделю – 3 ;

Плановых контрольных уроков- 5 ч., зачетов - , тестов - ч., практических работ- 9 ч.,

Планирование составлено на основе: Примерной учебной  программы основного общего образования по химии и авторской программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (2010), . Данная программа реализуется в учебниках «Химия. 8 класс» автора О.С. Габриеляна, (М.: Дрофа, 2013).      
Раздел № 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа по курсу «Химия, 8 класс» разработана в полном соответствии с авторской программой для общеобразовательных учреждений Габриелян О.С., соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание.), без изменений и дополнений. Курс рассчитан на 105 учебных часа в год (3 часа в неделю).

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.


Раздел № 2 « Общая характеристика.»

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:


- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного

общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;


- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Раздел № 3 « Место учебного предмета, курса, дисциплины.»

Данная рабочая программа по курсу «Химия, 8 класс» рассчитана на 105 учебных часа в год (3 часа в неделю). В соответствии с календарным графиком МБОУ Первомайской СОШ и расписанием уроков на 2015-2016 учебный год на реализацию программы отводится 103 часа.



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование1. Понятие о химическом ана Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.



ВЕЩЕСТВО

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ
НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.

Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.

Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Сера. Оксиды серы . Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота . Азотная кислота и ее соли.

Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.

Кремний. Оксид кремния . Кремниевая кислота. Силикаты.

Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.



ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ
ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.



Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Основное содержание программы:
Введение(6 часов)

В результате изучения темы учащийся должен



знать/понимать: основные понятия химии: химия, химический элемент, химический знак, химическая формула, химическая реакция, признаки химических реакий; основные этапы развития химии как науки; вклад в развитие химии российских ученых М. В Ломоносова, Д.И. Менделеева, М. А. Бутлерова.

уметь:

- называть структуру периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева,

- определять по химическим знакам химические элементы, их русские названия.

- характеризовать химические явления

- объяснять черты химических реакций

- проводить самостоятельный расчет молекулярной массы вещества и массовой доли по формуле.
Атомы химических элементов (13 часов)
В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: основные сведения о строении атомов, состав атомных ядер, физический смысл таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

уметь:

- называть формулировки периодического закона (Д.И.Менделеева и современную)

- определять валентность, строение электронных оболочек.

- характеризовать химический элемент по его положению в таблице химических элементов Д.И. Менделеева

- объяснять свойства на основе положения элемента в таблице химических элементов Д.И. Менделеева

Демонстрации моделей атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Простые вещества (9 часов)
В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Неметаллы.

уметь:

- называть форулы для вычисления количесва вещества

- определять способность атомов к образованию аллотропии.

- характеризовать Общие физические свойства металлов.

- объяснять решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «постоянная Авогадро».

Демонстрации получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые неметаллы и металлы количеством 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Соединения химических элементов (16 часов)
В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: степень окисления. Бинарные соединения. Основные классы неорганических соединений, их строение, состав, химические свойства и способы получения. Аморфные и кристаллические вещества.

уметь:

- называть класс неорганических соединений, тип кристаллической решетки.

- определять к какому классу неорганических соединений относится данное вещество, молекулярное и немолекулярное строение, среду реакции.

- характеризовать свойства классов неорганических соединений.

- объяснять действие закона постоянства вещества.

- проводить самостоятельный поиск признаков физических свойств веществ.

Демонстрации образцов оксидов, кислот, оснований, солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные работы:

  1. знакомство с образцами веществ разных классов.

  2. разделение смесей.


Изменения, просиходящие с веществами (13 часов)
В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: признаки химических реакций, закон сохранения массы вещества, понятие о скорости химических реакций, понятие о катализаторе, химическое равновесие.

уметь:

- называть вещество и его свойства.

- определять типы химических реакций

- характеризовать смещение химического равновесия, факторы, влияющие на скорость химической реакции, тип химической реакции.

- объяснять признаки химических реакций.

- проводить самостоятельный

Демонстрации:

  1. примеры физических явлений: плавление парафина, возгонка йода, растворение перманганата калия, диффузий душистых веществ с горящей лампочки накаливания.

  2. примеры химических явлений: горение магния, фосфора, взаимодействие соляной кислоты с мрамором, получение гидроксида меди, растворение полученного гидроксида в кислотах, взаимодействие оксида меди с серной кислотой при нагревании, разложение перманганата калия, взаимодействие разбавленных кислот с металлами, разложение пероксида водорода, электролиз воды.

Лабораторные работы:

  1. сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

  2. окисление в пламени горелки меди.

  3. помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

  4. получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

  5. замещение в растворе хлорида меди железом.


Пратикум №1. простейшие оперции с веществом (5 часов)
В результате изучения темы учащийся должен

- проводить самостоятельный поиск явлений сопровождающих химические реакции.

Практические работы:

  1. правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

  2. наблюдения за изменениями, происходящие с горящей свечой, и их описание.

  3. анализ почвы и воды.

  4. признаки химических реакций,

  5. приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.


Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (26 часов)
В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: основные положения теории электролитической диссоциации; признаки реакций ионного обмена; механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной связями; виды концентраций и формулы для их расчета.

уметь:

- определять реакции ионного обмена, их признаки.

- характеризовать свойства растворов электролитов; генетическую связь основных классов неорганических соединений.

- объяснять свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.

- проводить самостоятельный

Демонстрации испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди. Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные работы:

  1. реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной)

  2. реакции характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия),

  3. получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди.

  4. реакции характерные для растворов солей (например, хлорида меди).

  5. реакции характерные для основных оксидов (например, оксида кальция),

  6. реакции характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).


Практикум №2. Свойства расворов электролитов (4 часа)
В результате изучения темы учащийся должен

- проводить самостоятельный химический эксперимент по изучению свойств веществ.

Практические работы:

  1. ионные реакции,

  2. условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца,

  3. свойства кислот, оснований, оксидов и солей,

  4. решение экспериментальных задач.


Портретная галерея великих химиков (6 часов)
В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: основные понятия и законы, теории химии и ученых их открывших.

уметь:

- называть авторов различных законов химии, даты их жизни и основные события жизнедеятельности.
Учебные экскурсии ( 1 час)
Экскурсии:

  1. аптека


Учебно -тематическое планирование 8в класс

(3 часа в неделю)



урока

Содержание материала (тема урока)

Введение (6 часов)


1.

Введение. Правила поведения в кабинете химии. Вводный и первичный инструктаж на рабочем месте.

2.

Предмет химии. Вещества

3.

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека

4.

История развития химии

5.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов

6.

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы

7.

Строение атомов

8.

Изменения в составе атомных ядер. Изотопы.

9.

Строение электронных оболочек атомов элементов № 1 – 20

10.

Строение электронных оболочек атомов элементов № 1 – 20

11.

Строение электронных оболочек атомов элементов № 1 – 20

12.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атомов.

13.

Ионная связь

14

Ковалентная связь. Электроотрицательность

15

Металлическая связь

16.

Взаимосвязь между различными видами связи

17.

Обобщение

18.

Подготовка к контрольной работе

19

Контрольная работа № 1. Атомы химических элементов

20.

Простые вещества - металлы

21.

Простые вещества - неметаллы. Аллотропия

22.

Количество вещества

23.

Расчеты с использованием понятия «количество вещества»

24.

Решение задач

25.

Молярный объем газов

26.

Расчеты с использованием понятия «молярный объем»

27.

Урок – упражнение

28.

Обобщение, систематизация знаний

29.

Степень окисления

30.

Упражнения в определении степени окисления элементов в соединениях.

31.

Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.

32.

Основания

33.

Кислоты

34.

Соли

35.

Упражнения в определении веществ разных классов

36.

Кристаллические решетки

37.

Типы кристаллических решеток

38.

Чистые вещества и смеси

39.

Способы разделения смесей

40.

Массовая и объемная доля компонентов смеси (раствора)

41.

Расчеты, связанные с понятием «доля» (массовая, объемная)

42.

Расчеты, связанные с понятием «доля» (массовая, объемная)

43.

Обобщение. Подготовка к контрольной работе

44.

Контрольная работа № 2. Соединения химических элементов

45.

Физические явления. Химические реакции. Закон сохранения массы веществ

46.

Химические уравнения

47.

Составление химических уравнений

48.

Расчеты по химическим уравнениям

49.

Расчеты по химическим уравнениям

50.

Реакции разложения

51.

Реакции соединения

52.

Реакции замещения

53.

Реакции обмена

54.

Типы химических реакций на примере свойств воды

55.

Повторение (обобщение, систематизация и коррекция знаний по изученным темам)

56.

Подготовка к контрольной работе

57.

Контрольная работа № 3. Изменения, происходящие с веществами

58.

Практическая работа № 1 «Правила ТБ при работе в хим. кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»

59.

Практическая работа №2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание»

60.

Практическая работа № 3 «Анализ почвы и воды»

61.

Практическая работа №4 «Признаки химических реакций»

62.

Практическая работа №5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»

63.

Растворение. Растворимость.

64.

Типы растворов.

65.

Способы выражения концентрации растворов

66.

Электролитическая диссоциация

67.

Основные положения теории электролитической диссоциации

68.

Диссоциация кислот

69.

Диссоциация оснований

70.

Диссоциация солей

71.

Ионные уравнения

72.

Ионные уравнения

73.

Упражнения в составлении ионных уравнений реакций

74.

Кислоты, их классификация, физические свойства

75.

Химические свойства кислот

76.

Основания, их классификация, физические свойства

77.

Химические свойства оснований

78.

Оксиды, их классификация, физические свойства

79.

Химические свойства оксидов

80.

Соли, их классификация и физические свойства

81.

Химические свойства солей

82.

Генетическая связь между классами неорганических веществ

83.

Генетическая связь между классами неорганических соединений

84.

Окислительно-восстановительные реакции

85.

Важнейшие окислители и восстановители

86.

Упражнения в составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций

87.

Подготовка к контрольной работе

88.

Контрольная работа № 4. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР

89.

Практическая работа №6. Ионные реакции

90.

Практическая работа №7. Условия протекания реакций между растворами электролитов до конца.

91.

Практическая работа №8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

92.

Практическая работа №9. Решение экспериментальных задач.

93.

Парацельс. Роберт Бойль

94.

Михаил Васильевич Ломоносов

95.

Антуан Лоран Лавуазье. Клод Луи Бертолле. Джон Дальтон





96.

Амедео Авогадро. Сванте Август Аррениус

97.




98.

Иван Алексеевич Каблуков

99.

Аптека

100.

Систематизация знаний по курсу.

101.

Повторение.

102.

Повторение.

103.

Итоговая контрольная работа.

104-105

Резерв.

Перечень контрольных и практических работ .

Практические работы.

1

«Правила ТБ при работе в хим. кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.»


2

«Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.»


3

«Анализ почвы и воды.»


4

«Признаки химических реакций.»


5

«Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.»


6

«Ионные реакции.»


7

«Условия протекания реакций между растворами электролитов до конца.»


8

«Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.»


9

«Решение экспериментальных задач.»




Контрольные работы

1

«Атомы химических элементов.»

2

«Соединения химических элементов.»

3

«Изменения, происходящие с веществами.»

4

«Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР.»

5

Итоговая контрольная работа.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница