Рабочая программа по географии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, программы основного общего образования предметной линии




Скачать 456.14 Kb.
страница1/2
Дата10.06.2016
Размер456.14 Kb.
  1   2
Пояснительная записка
Настоящая Рабочая программа составлена в соответствии с методическими рекомендациями по составлению Рабочих программ. Автор: О.Н.Крылова , д.п.н., заместитель директора по научной работе ФГНУ ИПООВ Учреждения РАО г. Санкт – Петербурга. Рецензент: И.В.Муштавинская, к.п.н., проректор АППО г. Санкт – Петербурга.

Навигатор для учителя на пути внедрения ФГОС нового поколения. Разработка и экспертиза рабочей учебной программы. Методические рекомендации/ Под общ. ред. Н.Н. Гудковой, О.Н. Крыловой, Н.А. Туктаревой – СПб: «ЛЕМА», 2012 – 56 с.

В настоящих методических рекомендациях представлены материалы по разработке и экспертизе рабочих учебных программ педагогов ОУ в свете реализации нового поколения ФГОС общего образования. Они могут быть полезны работникам Департаментов образования, методистам, представителям администрации ОУ, руководителям ШМО, педагогам всех предметов.



Учитель географии в своей работе использует авторскую программу той линии УМК, по которой работает
Рабочая программа по географии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, программы основного общего образования предметной линии «Сферы» . 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – Москва, «Прсвещение, 2011. -

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание и методический аппарат данной программы обеспечивают выполнение требований, представленных в ФГОС. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии.
Статус документа

«Программы для основного общего образования по географии. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «СФЕРЫ» 5-9 классы (базовый уровень, Сборник нормативных документов. География: М., «Просвещение. 2011г.)» Авт: В.П.Дронов, Л.Е.Савельва

Настоящая программа по географии предназначена для учащихся 6-9 классов, осваивающих среднюю общеобразовательную программу основного общего образования на базовом уровне, составлена с учетом выбранного УМК «Сферы» на основе следующих нормативно-правовых документов:



  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге"

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004 № 1089»;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год»;

  • Распоряжение КО от 24.04.2014 № 1826-р «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений (организаций) Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014/2015 учебный год»;

  • Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.03.2014 № 03-20-1020/14-0-0 «О годовом календарном графике и режиме работы образовательных организаций Санкт-Петербурга в 2014-2015 учебном году»;

  • Приказ директора школы от «___».____.2014 № ___ « Об утверждении Учебного плана ГБОУ Российской гимназии при ГРМ на 2014/2015 учебный год».

  • Положение о рабочей программе ГБОУ Российской гимназии при ГРМ.

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, программы по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05.03. 2004 )

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (Последнее обновление: от 28.02.2012), ст.9, 32;

  • Типовым положением об общеобразовательном учреждении, введённым в действие с 19.03.2001г. № 196 Постановлением Правительства РФ (с изменениями на 10.03.2009г.);

  • методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2010 г.)

  • Учебный план ГБОУ РОССИЙСКОЙ гимназии при ГРМ.

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

  • Программы для основного общего образования по географии. География. Рабочие прграммы. Предметная линия учебников «СФЕРЫ» 5-9 классы (базовый уровень, Сборник нормативных документов. География: М., «Просвещение. 2011г.); Авт: В.П.Дронов, Л.Е.Савельва

  • Методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2006 г.);

  • Авторской программы по географии для 8 класса общеобразовательных учреждений В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой (М: Просвещение, 2009г)

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004г., Распоряжение КО № 1862-Р от 24.04.2014 г.)


Место предмета в базисном учебном плане

  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2–х учебных часов в неделю.

-- Региональный компонент на модульное изучение курса «География Ленинградской области» отводит 7 часов.

  • Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

  • Количество часов: всего - 68, в неделю - 2 .

  • Плановых контрольных работ - 10

  • Тестов - 13

  • Административных контрольных срезов - 1;

  • Практических работ – 20.

Новая образовательная парадигма, требующая перестройки всех составляющих образовательного процесса, и прежде всего, учебно-методического обеспечения, предопределила выбор УМК «Сферы» по географии. Отличительными особенностями УМК являются:

  • Соответствие всем компонентам образовательного стандарта;

  • Наличие полного пакета пособий (на бумажных и электронных  носителях), обеспечивающего комплексность и преемственность  школьного географического образования

  • Особый функционал УМК, предполагающий  комплексное использование всех его компонентов

  • Единый методический, информационный и дизайнерский подходы   к представлению учебного материала

  • Единство «навигационной» системы, позволяющей осуществить  единую технологию обучения

  • Использование современных технологий в обучении

  • Особая роль учебника как «навигатора» во всей системе УМК

  • Фиксированный формат всех изданий УМК  

  • Лаконичность и жесткая структурированность текстового материала

Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.

В 8 классе изучается физическая география «Природа России», а в 9-ом классе экономическая география «Население и хозяйство России». Знания, полученные на уроках географии в 8-ом классе, являются дополнением при изучении географии в 9-ом классе.
Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач.

Задачи:


  • сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы,



  • населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;

  • сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;

  • сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;

  • продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;

  • продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами (вопросами): географическое положение Ленинградской области; геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые; климат и климатические ресурсы; поверхностные и подземные воды; почвы и почвенные ресурсы; растительный и животный мир; природные комплексы, физико-географическое районирование, экологическая обстановка,население.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.




Основные формы организации учебной деятельности – уроки, система домашних работ, практические работы. При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, рефераты, проекты, организационно-деятельностные игры, деловые игры, информационно-коммуникативные технологии).

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами, тетрадь – тренажёр, рабочая тетрадь Баринова – Суслова.

Итоговый контроль проводится в форме тестирования.

Специфика предмета:

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Среди результатов освоения программы должны быть выделены проверяемые на итоговой аттестации  предметные и метапредметные результаты, и личностные, обобщённая оценка которых осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.

Все результаты задаются в деятельностной форме, т.е. конкретизированы до уровня учебных действий.

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика  – умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Программой и тематическим планированием предусмотрены  рекомендуемые практические работы.

Но при этом учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса.

Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета и учебными целями, которые  определяются  для каждой практической работы.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

Программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и

Особенность проведения практических работ в 8 классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.

Практические работы:

1Определение поясного времени для разных городов России.

2Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады. Влияние географического положения на природу и хозяйство страны.

3Анализ административно – территориального деления России.

4 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Определение особенностей рельефа России

5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление макета климатической карты.

6Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны.

7 Выявление способов адаптации человека к разным климатическим условиям.

8 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

9Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

10Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

11 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

12 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

13 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

14 Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

15 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах

16 Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений.

17Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и её отдельные территории.

18-20- проводятся при изучении вопросов Ленинградской области
Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.



При выполнении практических  работ в курсе 8 класса важно сформировать умения учащихся  по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами.  Учащиеся должны овладеть  умениями и навыками комплексной физико-географической характеристики географического объекта, территории, сравнительной характеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, а также совершенствовать навыки самостоятельного составления плана характеристики. Выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями.

Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоении предметного содержания.
Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе освоения курса в 8 классе

Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам по географии, за курс 8 класса должны отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с ФГОС, образовательной программой образовательного учреждения, а также ГИА и ЕГЭ.

В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в ФГОС общего образования.


1.Предметные результаты обучения:

В результате изучения данного предмета в 8 классе обучающийся должен освоить знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине:

  1. Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения географической информации;

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государства;

  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

  • границы часовых поясов;

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океанов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники;

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;

  • народы, наиболее распространенные языки, религии;

  • примеры рационального и нерационального размещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России;

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

  1. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

  1. Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религий отдельных народов.

  1. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на территории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах ого роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвижении, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий; «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «Трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».

5. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе;

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие

  • системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.


Особенности формирования знаний и умений.

  • Связаны с появлением новых источников знаний (экономических карт, статистических данных, документов), усложнением содержания старых средств обучения.

  • Усложняются задания – спроектировать, спланировать, спрогнозировать. Многие работы проводятся на основе физико-географических характеристик.

  • В обучении необходимо использовать задания, которые нацелены на применение ранее полученных ЗУН, т.к. это способствует преодолению трудностей.

  • Регулярная опора на краеведческий материал,

  • Рекомендуется на уроке включать работу с текстом.

  • Задания включаются с постепенным усложнением – типовые, проблемные, творческие. Обязательно подключается работа с картой.

  • Большое место занимает работа со схемами, диаграммами с целью объяснения структуры и взаимосвязей объектов и явлений



2.Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные (учебно-организационные):

  • Ставить учебные задачи,

  • Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

  • Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

  • Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.

  • Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями

  • Владеть различными способами самоконтроля.

Познавательные

учебно-логические:

  • Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

  • Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.

  • Систематизировать информацию;

  • Структурировать информацию

  • Определять проблему и способы ее решения;

  • Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации

  • Владеть навыками анализа и синтеза;

Учебно-информационные:

  • поиск и отбор необходимых источников информации (Курсовые работы, дипломные проекты);

  • представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

  • работа с текстом и внетекстовыми компонентами:

  • составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления

  • перевод информации из одного вида в другой  (текст в таблицу,  карту в текст и т.п.);

  • использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

  • создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

  • составление рецензии, аннотации;

Коммуникативные:

  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

  • уметь вести дискуссию, диалог;

  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

3.Личнотные результаты обучения:

Учащиеся должны обладать:

  • Российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории , культуры своего народа. Своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

  • Ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • Целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

  • Гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • Пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

  • Основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

  • Эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.

Используются технологии обучения:

Активное (контекстное) обучение. Цель: Организация активности обучаемых. Сущность: Моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности. Механизм: Методы активного обучения.

Проблемное обучение. Цель: Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Сущность: Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Механизм: Поисковые методы; постановка познавательных задач.

Развивающее обучение. Цель: Развитие личности и ее способностей. Сущность: Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Механизм: Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности.

Дифференцированное обучение. Цель: Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей. Сущность: Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт). Механизм: Методы индивидуального обучения.

Концентрированное обучение: Цель: Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса. Сущность: Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки (повторение). Механизм: Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся.

Компьютерные технологии. Цель: Обеспечение поиска информации через систему Интернет. Сущность: Достижение расширенных знаний о животном мире. Механизм: компьютерные методы вовлечения обучаемых в образовательный процесс.

Игровое обучение: Цель: Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений. Сущность: Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации. Механизм: Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.

Обучение развитию критического мышления. Цель: Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс. Сущность: Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Механизм: Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всех общеобразовательных школах. Особенно актуальна эта проблема сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».




В курсе географии происходит формирование следующих групп ключевых компетенций:


- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Виды и формы промежуточного контроля:

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке обучающихся. Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: выборочный контроль, фронтальный опрос, задание со свободным ответом по выбору учителя, задание по рисунку, ответы на вопросы в учебнике, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, географический диктант, работа на контурной карте, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д., анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении географии.

В планирование внесены изменения:

На изучение темы 3 добавлено 7 часов, что связано с расширенным изучением компонентов своего региона.

На изучение темы 4 «Население» добавлен 1 час, т.к. данный вопрос существен при рассмотрении экономики России в следующем курсе.

Учебно-тематический план:


№п/п

Темы курса,

разделы


Кол-во часов по программе

Кол-во часов по факту

Кол-во практических работ по программе

Кол-во оцениваемых практических работ

Кол-во

контрольных работ



Кол-во административных контрольных работ(тесты)

Кол-во тестовых работ

1.

Введение

1

1

-

-

-

-

-

2.

Географическое пространство России

9

9

4

3+1

1




2

3

Природа России

41

48

10

13

6




6

3.1

Природные условия




1

-




-







3.2

Рельеф




8

1

1+1

1




1

3.3

Климат




11

4

4

1




1

3.4

Внутренние воды




8

4

4

1




1

3.5

Растительный и животный мир




4

1

1+1

1







3.6

Почва




4

1

1

1




1

3.7

Природно-хозяйственные зоны




12

2

2

1




2

4

Население

9

10

2

1

1

1

1

5

Ленинградская область

7

(7)

3

3

1




4




ВСЕГО

68

68

18

20

9

1

13


ПРОГРАММА КУРСА «ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ: ПРИРОДА, НАСЕЛЕНИЕ, ХОЗЯЙСТВО» 8 КЛАСС (68 часов)

ВВЕДЕНИЕ — 1 ч

Что изучает география России. Комплексное изучение России во всем ее многообразии и контрастности

  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница