Рабочая программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения




Скачать 432.66 Kb.
страница1/4
Дата13.08.2016
Размер432.66 Kb.
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по географии призвана сохранить традиции классического

учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Данная рабочая программа по географии 10класса составлена на основе - требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; примерной программы по географии; учебного плана ГБС(К)ОУ «Нижнекамской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат 1-2 вида» на 2014-2015 учебный год; локального акта «Положение рабочей программы».

Рабочая программа по географиипредставляет целостный документ, включающий 7 разделов: пояснительную записку, содержание учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 10 класс,календарно-тематическое планирование, календарно-тематический план; перечень учебно - методического обеспечения, график контрольных, практических, лабораторных работ.

Согласно учебному плану школы на 2014-2015 учебный год в 10 классе на изучение курса отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Из них на контроль знаний – 11 часов.



Для реализации рабочей программы используется учебно-методическая литература, включающая учебник «Экономическая и социальная география мира» автор В.П. Максаковский.2009г.В связи с тем, что в коррекционных образовательных учреждениях 1-2 вида основное образование обучающиеся получают за 6 лет, учебный материал перераспределён следующим образом: курс основного общего образования по географии учащиеся изучают за 4 года (6-9 класс). Согласно учебному плану изучение географии за курс среднего (полного) общего образования происходит в 10 классе, предмет географии в 11-12 классах не изучается.
Особенности изучения курса географии 10 класса в школе – интернате

1-2 вида.

  • В начале каждого урока ведётся речевая работа – ритмика. Учащиеся произносят термины, используемые при изучении данной темы, проговаривая их по слогам.

  • Контрольные, проверочные, самостоятельные работы проводятся в форме: тестирования, устного опроса.

  • Большое внимание в процессе обучения уделяется словарной работе и развитию речи учащихся на уроке (объяснение теоретического материала на основе из изученных текстов, с опорой на таблицы, рисунки, карточки), также повышенное внимание уделяется речевой работе над новыми понятиями, терминами курса.

  • Сокращены часы на выполнение творческих заданий, уроки-анализы, сравнительные характеристики стран мира.

  • Увеличено количество часов на выполнение практических работ.

  • Программа содержит темы, где большое внимание уделяется развитию грамотного произношения географических терминов, на основе которых строится работа - формирование географических умений и навыков, работа с физической, политической картой; сведения об основных закономерностях природы.

Учащиеся 10 класса разноуровневые. В классеобъяснение нового материалаведётся с использованием жестовой, дактильной речи. Географические термины трудно усваиваются учащимися. Словарная работа ведётся на каждом уроке. Большая опора делается на тематические презентации. Много времени на уроке уделяется на проверку усвоения материала урока. Используются тесты, дидактические карточки.


Цель изучения географии в 10 классе:

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Задачи курса:
-расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);

- создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;

- усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;

- способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;



Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения географии в 10 классе учебник должен:



знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  5. Сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Для реализации рабочей программы на уроках географии используются такие виды работ, как наблюдение, эксперимент, практические работы, рассказ, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом. Предусматриваются различные виды проверок: тестирование, самостоятельная работа, устный опрос, уроки-зачеты; внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающие дифференцированные методы обучения. Применяются технические средства: компьютер, проектор, мультимедийное оборудование.

Для достижения поставленных целей и задач будут использоваться подходы: коммуникативный, здоровьесберегающий, технологический. Виды контроля знаний: обобщение темы в форме устного опроса, составление кроссворда, тестирование, ответы на вопросы, работа с иллюстративным материалом, работа с таблицей, проверочные, работа с учебником, фронтальный опрос, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные географические диктанты.


Содержание тем учебного материала

Всего 68 часов по 2 часа в неделю.



Часть I. Современные методы географических исследований.

Источники географической информации(6ч).

Введение. Политическая карта мира. Государственный строй стран мира. Международные отношения. Политическая география и геополитика.



Природа и человек в современном мире(6ч).

Взаимодействие общества и природы. Загрязнение и охрана окружающей среды. Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы. Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана.Рациональное и нерациональное природопользование.



Научно-техническая революция и мировое хозяйство. Научно-техническая революция. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство в эпоху НТР.

Население мира (9ч).

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.



География мирового хозяйства(12ч).

Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Черная металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение мира. Химическая и легкая промышленность мира. Сельское хозяйство мира. География транспорта мира.



Регионы и страны мира(22ч).

Тема 6. Зарубежная Европа (ч). Западная Европа. Состав, политическая карта. Регионы Европы. Северная, Средняя, Южная Европа. Характеристика государства. Экономико- и социально-географические отличия. Экономическое объединение европейских стран.

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия (8ч). Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии. Хозяйство стран Азии. Юго-западная Азия. Основные черты географии населения и хозяйства. Нефтедобывающие страны.Восточная Азия. Япония. Культура Японии. Австралия.Общий экономико-географический обзор Австралии.

Тема 8. Африка (5ч). Африка. Страны Африки.Состав, политическая карта. Население региона. Этнический состав. Крупнейшие города. Размещение.Общая характеристика хозяйства Африки.

Тема 9. Северная Америка (6ч). Северная Америка. Состав, ЭГП и ПГП США и Канады как факторы.Природно-ресурсный потенциал США и Канады. Ведущие отрасли хозяйства США и Канады, их размещение. Крупнейшие промышленные, научные, сельскохозяйственные и рекреационные районы. Транспорт. Природные ресурсы и хозяйство США. Макрорайоны США.

Тема 10. Латинская Америка (5ч.)Принципы выделения региона. Его состав. Географическая специфика. Характеристика отдельных регионов и стран. Бразилия, Аргентина, Мексика - страны интенсивного развития рыночной экономики.

Россия в современном мире(5ч).

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.



Географические аспекты современных глобальных проблем человечества(5ч).

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения.


График контрольных работ




Наименование работы

Планируемая дата

Фактическая дата

Кол-во часов




Составление таблицы «Государственный строй стран мира».








1



Анализ ПГП стран.








1



Составление схемы «Классификация природных ресурсов мира».








1



Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.








1



Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов, составление демографического прогноза.








1



Сравнительная оценка трудовых ресурсов, уровня и качества жизни населения стран и регионов мира.


2.11




1



Нанести на к.к. ареалы распространения основных религий мира.








1



Сравнительная характеристика
ведущих факторов размещения производительных сил.








1



Построение картосхемы размещения основных районов одной из отраслей промышленности мира.








1



Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах, оценка степени развития.








1



Составление ЭГХ одной из стран Европы.








1



Составление картосхемы районов загрязнения природной среды в США, выявление источников загрязнения








1



Выделение на карте Тихоокеанского промышленного пояса, крупнейших городов.







1






Составление картосхемы внешних экономических связей Австралии.








1



Составление ЭГХ развивающихся стран Азии, Африки .








1



Выделение на карте Африки главных районов добывающей и обрабатывающей промышленности региона мирового значения.







1



Составление картосхемы районов загрязнения природной среды в США, выявление источников загрязнения







1



Сравнение ЭГП и ПГП стран (регионов) Латинской Америки.







1



Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России







1



Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.







1

Итого: П.Р.-20 ч.



1.

Итоговый урок по разделу: «Политическая карта мира»







1

2.

Итоговый урок по разделу: «География мировых природных ресурсов»








1

3.

Итоговый урок по разделу: «Население мира».







1

4.

Итоговый урок по разделу: «География религий и мировых цивилизаций».







1

5.

Итоговый урок по разделу: «Общая характеристика мирового хозяйства».







1

6.

Итоговый урок по разделу: «Общая характеристика мирового хозяйства».







1

7.

Зачёт по теме «Европа».







1

8.

Зачёт по теме «Азия. Австралия».







1

9.

Зачёт по теме «Африка».







1

10.

Зачёт по теме «Северная и Латинская Америка».







1

11.

Итоговая контрольная работа.







1

Итого контроль знаний – 11 ч.


Перечень учебно-тематического обеспечения.

Список литературы для учителя:

  1. Примерная программадля среднего (полного) общего образования по географии.

  2. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского/ Авт.-сост. О.И. Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2003.- 155с.

  3. Предметная неделя географии в школе/ В.Н.Андреева.- Изд.3-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- 224с.

  4. Сборник заданий и упражнений 6-10 классы. Автор Сиротин В.И.- М. : Дрофа, 2004.-256с.

  5. География. Интегрированные уроки. 6-10 классы./Сост. Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2004.- 100 с.

  6. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.

  7. Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира

  8. География. У нас в гостях Япония: Нестандартные уроки в школе.- Волгоград: Учитель, 2003. – 60 с.: ил.

  9. Поурочные разработки по географии: 10 класс.- М.: ВАКО, 2007.- 320 с.

  10. Единый государственный экзамен: контрол. Е 33 измерит. Материалы: 2009/ Авт.-сост. Т.С. Кузнецова.- М.: Просвещение; 2009.- 154.

Список литературы для учащихся:

  1. Учебник «Экономическая и социальная география мира» автор В.П. Максаковский.

  2. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7

  3. «Вокруг света» – энциклопедия.

  4. Энциклопедия для детей«Чудеса света». Пер. с англ. М.И.Антипина, А.С.Белово М.:АСТ: Астрель,2010.-160с.: ил.

  5. Кроссворды для школьников. География/ Экзерцева Е.В.- Ярославль: «Академия развития», 1998.- 128с.

Календарно – тематический план

ДенисламовойРасилиТимерхановны

учителя географиина 2014-2015 учебный год

План составлен согласно программе на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.), примерной программы общего образования.



Предмет

класс

Количество часов в неделю

Количество контрольных работ

Всего количество часов

Автор учебника, год издания

География

10


2


11

68


Учебник «Экономическая и социальная география мира» автор В.П. Максаковский. 2009г




Методическая тема на 2014 – 2015учебный год


Городская

Школьная

Учителя

Качественное образование сегодня – профессиональный успех завтра.

Построение иннованионногоздоровьесберегающего пространства в школе I-II вида.

Повышение качества образования через создание здоровьесберегающего пространства на уроках географии, биологии.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница