Рабочая программа по географии для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью




Скачать 193.22 Kb.
Дата13.08.2016
Размер193.22 Kb.
\\192.168.32.53\d\документы\андреевских т.в\андреевских\35.jpeg

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Артинского городского округа

«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»




СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

____________/Т.В. Андреевских/

__30.05.2016________________



дата согласования

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ №119-од от «31» мая 2016 года

Директор школы

____________/О.А. Голых/


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по ГЕОГРАФИИ

для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью


Уровень образования: основное общее образование

Класс: 6 коррекционный

Количество часов: 70 часов

Разработала:

Шевалдина Лариса Николаевна, учитель географии, ВКК
1. Нормативно – правовые основания разработки программы

1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».

3. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

4.Устав МАОУ АГО «АСОШ №6».

5. Учебный план МАОУ АГО «Артинская СОШ №6».

6.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.

7. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы под редакцией И.М. Бгажноковой


2. Цели и задачи с учетом специфики учебного предмета

Цель: Формирование научного понимания географии, как науки, расширение кругозора об окружающем мире.

Задачи обучения:

Образовательные:

  • Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.

  • Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.

  • Помочь усвоить правила поведения в природе.

  • Развивать учащихся со сниженной мотивацией к познанию

  • Воспитательные:

  • Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

  • Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

Коррекционно - развивающие:

  • Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

  • Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

  • Расширять лексический запас. Развивать связную речь.


3. Содержание программы

Введение.

Повторение, проверка знаний, умений, навыков, полученных в 5 классе на уроках природоведения.

География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.



Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.

Практические работы:

  • Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы.

  • Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением – атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе

Ориентирование на местности.

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

Практические работы:


  • Зарисовка линии, сторон горизонта.

  • Схематическая зарисовка компаса.

  • Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования)

Формы поверхности Земли.

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование.

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

Практические работы:


  • Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана в разрезе

  • Зарисовка различных форм земной поверхности.

Вода на Земле.

Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды.

Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение.

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.

Острова и полуострова.

Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Болота, их осушение. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Практические работы:


  • Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

  • Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

  • Проведение опытов, показывающих:

  • а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

  • б) очистка воды фильтрованием.

  • Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.


План и карта.

Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.



Практические работы:

  • Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.

  • Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.

  • Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников)

  • Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной комнаты) в рабочей тетради на печатной основе.

  • Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.

  • Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

  • Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков.

  • Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)

  • Прикрепление на магнитной карте к цвету, или знаку соответствующих иллюстраций.

Земной шар.

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий.

Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Первые кругосветные путешествия.

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

Практические работы:


  • Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

  • Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

  • Оформление таблицы названий океанов и материков.

  • Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.

  • Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.

  • .«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.

  • Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.

  • Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса

Карта России.

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов.

Острова и полуострова России.

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур.

Озера Ладожское, Онежское, Байкал.

Практические работы:


  • Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.

  • Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.

  • Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого - образец из коллекции - его название - основные месторождения.

  • Путешествия по нашей стране (по карте).

Географическая номенклатура: 

Границы России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих берега России. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские. Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка. Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Реки: Волга, дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур. Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море. Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург (по выбору учителя)



4. Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать:

  • что изучает география;

  • горизонт, линию и стороны горизонта;

  • основные формы земной поверхности;

  • виды водоемов, их различия;

  • меры по охране воды от загрязнения;

  • правила поведения в природе;

  • отличие плана от рисунка и географической карты;

  • масштаб, его обозначение;

  • основные направления на плане, географической карте;

  • условные цвета и знаки географической карты;

  • распределение суши и воды на Земле;

  • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

  • кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

  • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

  • расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

  • основные типы климатов;

  • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Учащиеся должны уметь:

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;

  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

  • делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

  • читать планы местности (для начальных классов массовой школы);

  • ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

  • читать условные цвета и знаки географической карты;

  • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

  • показать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;

  • сопоставлять расположение изучаемых объектов на физической карте России и карте.

5. Календарно – тематическое планирование




п/п

Название разделов и

тем

Всего часов

1

Введение

4

1.1

География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

1

1.2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года.

1

1.3

Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Явления природы. Меры предосторожности.

1

1.4

Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия.

1

2.

Ориентирование на местности

5

2.5

Горизонт. Линия горизонта.

1

2.6

Стороны горизонта.

1

2.7

Компас и правила пользования им

1

2.8

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

1

2.9

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

1

3

Формы и поверхности земли

4

3.10

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

1

3.11

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

1

3.12

Овраги, их образование.

1

3.13

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

1

4

Вода на земле

11

4.14

Вода на Земле.

1

4.15

Родник, его образование.

1

4.16

Колодец. Водопровод.

1

4.17

Река, её части. Горные и равнинные реки.

1

4.18

Как люди используют реки.

1

4.19

Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

1

4.20

Болота, их осушение.

1

4.21

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.

1

4.22

Острова и полуострова.

1

4.23

Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

1

4.24

Контрольная работа

1

5

План и карта

9

5.25

Рисунок и план предмета.

1

5.26

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.

1

5.27

План класса.

1

5.28

План школьного участка.

1

5.29

Условные знаки плана местности.

1

5.30

План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

1

5.31

Условные цвета физической карты.

1

5.32

Условные знаки физической карты.

1

5.33

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

1

6

Земной шар

15

6.34

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.




6.35

Планеты.

1

6.36

3емля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

1

6.37

Глобус- модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

1

6.38

Физическая карта полушарий.

1

6.39

Распределение воды и суши на Земле.

1

6.40

Океаны на глобусе и карте полушарий.

1

6.41

Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

1

6.42

Первые кругосветные путешествия.

1

6.43

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

1

6.44

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата

1

6.45

Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.

1

6.46

Природа тропического пояса.

1

6.47

Природа умеренных и полярных поясов.

1

6.48

Контрольная работа

1

7

Карта России

16

7.49

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России- Москва.




7.50

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

1

7.51

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

1

7.52

Моря Тихого и Атлантического океанов.

1

7.53

Острова и полуострова России.

1

7.54

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

1

7.55

Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

1

7.56

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

1

7.57

Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.

1

7.58

Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.

1

7.59

Реки Сибири: Обь с Иртышём, Енисей с Ангарой. ГЭС.

1

7.60

Реки: Лена, Амур.

1

7.61

Озёра Ладожское и Онежское, Байкал. Работа с контурными картами

1

7.62

Наш край на карте России.

1

7.63

Повторение начального курса физической географии.

1

7.64

Контрольная работа за год.

1




Резерв.

6




Итого

70


6. Учебно- методическое обеспечение

Учебник

Методические пособия

ЭОР

Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н. Начальный курс физической географии. 6 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида//Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – 2-изд. - М.: Просвещение, 2006.-184 с.:

«Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии для 6 класса. Т.М.Лифанова. Москва «Просвещение» 2001 год.







Знаешь ли ты географию? Программированные задания для проверки знаний по начальному курсу физической географии учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2002. - Лифанова Т.М., Пшеничная Н.Б.;





Лист

коррекции рабочей программы учителя

Название раздела, темы урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту





















































































































База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница