Рабочая программа по дисциплине «Современные методы социологических исследований» по направлению 040100 «Социология»




страница1/9
Дата13.08.2016
Размер0.68 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Социологический факультет


УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Современные методы социологических исследований»

по направлению - 040100 - «Социология»

(квалификация (степень) «магистр»)

по профессионально-образовательной программе

«Современные методы и SPSS-технологии

в изучении социальных проблем общества»,

реализуемой на социологическом факультете

Форма обучения - очная

Саратов – 2011 г.



Раздел 1. Организационно-методическое сопровождение дисциплины

«Современные методы социологических исследований»



Цели освоения дисциплины. Учебный курс призван вместе с другими дисциплинами обеспечить формирование у будущих специалистов фундаментального теоретического базиса, широкого кругозора, социологического мышления и практических навыков изучения и оценки современных общественных процессов, явлений и событий. Его цель - познакомить студентов с современными подходами, методами и приемами прикладных социологических исследований, обучить инновационным навыкам сбора, обработки и анализа эмпирической информации.

Основными задачами изучения курса являются:

  1. познакомить студентов с современными приемами, методами и подходами сбора, обработки и анализа информации о различных социальных явлениях и процессах,

  2. обучить пользоваться адекватным инновационным социологическим инструментарием, методами, приемами для изучения и диагностики современных общественных процессов, явлений и событий.

  3. обучить навыкам компьютерного измерения, анализа, интерпретации, объяснения эмпирической социальной информации.

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Современные методы социологических исследований» занимает ведущее место в профессиональной подготовке выпускника, служит основой для дальнейшей профессиональной специализации магистров, самостоятельного изучения ими различных социальных проблем, их компьютерного социологического анализа. Данный курс рассчитан на 1 семестр (9 семестры дневного обучения). Он состоит из 18 тем.

Курс тесно связан с другими частями ООП, как фундаментального («Общая социология», «История социологии»), так и прикладного характера, («Социальная статистика», «Демография»). «Входными» знаниями и умениями обучающегося являются: знание основ фундаментальной теоретической социологии, умение использовать их при анализе социальных явлений, знание теоретического базиса отраслей социологического знания.

Данный курс относится к базовой части профессионального цикла (М.2. Б.2.) дисциплин, которые продолжают и развивают различные аспекты современной методологии и методики проведения социологических исследований. Дисциплина является параллельной для ряда дисциплин общенаучного и профессионального циклов («История и методология социологии», «Современные проблемы социологии», современные социологические теории» и др.) и предшествует научно-исследовательскому семинару.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современные методы социологических исследований»

  1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

    • способностью накапливать и актуализировать потенциал личностного, интеллектуального и культурного роста (ОК-1);

    • способностью использовать углублённые знания правовых и этических норм при планировании и оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-2);

    • способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения, способен к активной социальной мобильности (ОК-3);

    • способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности; способен к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-4);

    • умением работать самостоятельно и в коллективе, навыки руководства коллективом (ОК-5);

    • способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6);

    • способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-7);

    • способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-8);

    • способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-9).

2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

1) в научно-исследовательской деятельности:

  • способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1);

  • способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

  • способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3);

  • способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории (ПК-4);

2) в производственно-прикладной деятельности:

  • способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-5);

  • умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-6);

  • способностью самостоятельно разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, а также разрабатывать механизмы согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-7);

3) в проектной деятельности:

  • способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-8);

  • умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-9);

  • способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб, проведения социальной экспертизы политических и научно-технических решений (ПК-10);

4) в организационно-управленческой деятельности:

  • способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем ООП магистратуры) (ПК-11);

  • способностью свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем ООП магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12);

6) в педагогической деятельности:

  • способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13).


3. В результате изучения дисциплины «Современные методы социологических исследований» обучающийся должен:

знать:

- фундаментальную структуру социологической теории, ее основные категории, подходы и

проблемы, а также вспомогательные ключевые понятия, такие как социальная структура,

стратификация, социальный институт, социальное взаимодействие, класс, гендер, идентичность;

- историю социологической мысли, вклад ведущих классических и современных социологов;

- методологию, методы и методики социологического исследования и анализа данных;

- правила организации и проведения социологического исследования, а также правила представления основных научных результатов;

уметь:


  • использовать основные социологические понятия и теории как инструмент социологического исследования;

  • произвести реконструкцию истории своей научной области;

  • показать взаимосвязь теории и методов в конкретном социологическом исследовании;

  • использовать современные методы сбора и анализа социологической информации;

  • строить различные модели интерпретации данных;

  • самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность;

  • формулировать и отстаивать в дискуссии свои научные результаты;

владеть:

  • навыками организации и проведения социологического исследования;

  • методиками представления и защиты полученных научных результатов.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница