Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (НГУ)
Факультет журналистики
Кафедра семиотики и дискурсного анализа
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Ученого совета
__________________
«__»__________20__ г.
Направление подготовки
031300 «ЖУРНАЛИСТИКА»
Уровень подготовки
БАКАЛАВР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Автор: канд. филол. наукЦентнер А. С.
-
Вид учебной работы
|
1,2,3,4,5,6 семестры
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
864часа
|
Контактная работа, в том числе:
|
568 часов
|
лекции
|
|
практические занятия
|
544 часа
|
консультации
|
24 часа
|
Самостоятельная работа
|
290 часов
|
Промежуточный контроль
|
6
|
Зачетные единицы (кредиты)
|
24
|
Новосибирск 2014
-
Цели и задачи курса
Целью курса является владение немецким языком в степени, достаточной для успешной коммуникации в сфере повседневного и профессионального общения в устной и письменной форме.
Курс делится на две уровня:
- «Иностранный язык» (1-2 семестр), 360 часов, 10 зачетных единиц;
- «Немецкий язык. Углубленная подготовка» (3-6 семестр), 504 часа, 14 зачетных единиц.
Задачи курса состоят в следующем:
-
усвоение лексического и грамматического строя немецкого языка и его корректное использование в зависимости от речевого намерения говорящего, коммуникативной ситуации, сферы общения;
-
формирование навыков грамотной устной и письменной речи в сфере повседневной и профессиональной коммуникации;
-
формирование навыков понимания на слух немецкой речи, а также навыков чтения текстов различных стилей и жанров;
-
развитие способности работать в группе, команде;
-
развитие логического и творческого мышления,
-
формирование системы страноведческих знаний, а также ознакомление с культурными сходствами и различиями Германии и России (мировоззренческие, социально и личностнозначимые проблемы);
-
воспитание толерантного отношения к представителям иной культуры и немецкой культуре в целом;
-
осознание ценности своей культуры и иных культур.
Задачи курса на первом году обучения(в соответствии с Европейской шкалой оценки знаний (CEFR):
достижение уровня знаний немецкого языка A1 («уровень выживания») – A2 («предпороговый уровень»), предполагающего, что обучающийся может / умеет
а) аудирование:
- понимать на слух отдельные знакомые слова и простые фразы в медленно и четко звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят о самом слушающем, его семье и ближайшем окружении (А1);
- понимать на слух отдельные фразы и наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся важных для слушающего тем (например, основную информацию о себе и своей семье, о покупках, о месте проживания, о работе) (А2);
- понимать на слух, о чем идет речь в простых, четко произнесенных и небольших по объему сообщениях и объявлениях (А2);
б) чтение:
- читать знакомые имена, слова, а также простые предложения в объявлениях, на плакатах или каталогах (А1);
- читатькороткие простые тексты (А2);
- находить конкретную, легко предсказуемую информацию в простых текстах повседневного общения: в рекламных объявлениях, проспектах, меню, расписаниях (А2);
- понимать простые письма личного характера (А2);
в) диалогическая речь:
- принимать участие в диалоге, если собеседник повторяет по просьбе говорящего в замедленном темпе свое высказывание или перефразирует его, а также помогает сформулировать то, что обучающийся пытается сказать (А1);
- задавать простые вопросы и отвечать на них в рамках известных обучающемуся или интересующих его тем (А1);
- общаться в простых типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых говорящему тем и видов деятельности (А2);
- поддерживать краткий несложный разговор на бытовые темы (А2);
г) монологическая речь:
- рассказать о месте, где живет, и людях, которых знает, используя простые фразы и предложения (А1);
- рассказать о своей семье и других людях, условиях жизни, учебе, настоящей или прежней работе, используя простые фразы и предложения (А2);
д) письмо:
- писать простые открытки (например, поздравление с праздником), заполнять формуляры, вносить свою фамилию, национальность, адрес в регистрационный листок в гостинице (А1);
- писать простые короткие записки и сообщения (А2);
- писать несложное письмо личного характера (например, выразить кому-либо свою благодарность за что-либо) (А2).
Задачи курса на втором году обучения (в соответствии с Европейской шкалой оценки знаний (CEFR):
достижение уровня знаний немецкого языка В1 («пороговый уровень»), предполагающего, что обучающийся может / умеет
а) аудирование:
- понимать основные положения четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные слушающему темы, с которыми ему приходится иметь дело на работе, в школе, на отдыхе и т.д.;
- понимать, о чем идет речь в большинстве радио- и телепрограмм о текущих событиях, а также передач, связанных с личными или профессиональными интересами слушающего (речь говорящих должна быть при этом четкой и относительно медленной);
б) чтение:
- понимать тексты, построенные на частотном языковом материале повседневного и профессионального общения;
- понимать описания событий, чувств, намерений в письмах личного характера;
в) диалогическая речь:
- общаться в большинстве ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка;
- без предварительной подготовки участвовать в диалогах на знакомую обучаемому / интересующую его тему (например, «семья», «хобби», «работа», «путешествие», «текущие события»);
г) монологическая речь:
- строить простые связные высказывания о своих личных впечатлениях, событиях, рассказывать о своих мечтах, надеждах и желаниях;
- кратко обосновать и объяснить свои взгляды и намерения;
- рассказать историю или изложить сюжет книги или фильма и выразить к этому свое отношение;
д) письмо:
- писать простые связные тексты на знакомые или интересующие обучаемого темы;
- писать письма личного характера, сообщая в них о своих личных переживаниях и впечатлениях.
Задачи курса на третьем году обучения (в соответствии с Европейской шкалой оценки знаний (CEFR):
достижение уровня знаний немецкого языка В2 («пороговый продвинутый уровень»), предполагающего, что обучающийся может / умеет
а) аудирование:
- понимать развернутые доклады и лекции и содержащуюся в них даже сложную аргументацию, если тематика этих выступлений слушающему достаточно знакома;
- понимать почти все новости и репортажи о текущих событиях;
- понимать содержание большинства фильмов, если их герои говорят на литературном языке;
б) чтение:
- понимать статьи и сообщения по современной проблематике, авторы которых занимают особую позицию или высказывают особую точку зрения;
- понимать современную художественную прозу;
в) диалогическая речь:
- без подготовки довольно свободно участвовать в диалогах с носителями изучаемого языка;
- умею принимать активное участие в дискуссии по знакомой мне проблеме, обосновывать и отстаивать свою точку зрения;
г) монологическая речь:
- понятно и обстоятельно высказываться по широкому кругу интересующих говорящего вопросов;
- объяснить свою точку зрения по актуальной проблеме, высказывая все аргументы «за» и «против»;
д) письмо:
- писать понятные подробные сообщения по широкому кругу интересующих обучаемого вопросов;
- писать эссе или доклады, освещая вопросы или аргументируя точку зрения «за» или «против»;
- писать письма, выделяя те события и впечатления, которые являются для меня особо важными.
-
Место курса в структуре образовательной программы
Курс «Иностранный язык (немецкий язык)» изучается в 1-6 семестрах параллельно с такими дисциплинами лингвистической и филологической направленности, как «Современный русский и родной язык», «Основы теории коммуникации», «История зарубежной литературы», «Стилистика и литературное редактирование».
3. Требования к уровню освоения содержания курса
В соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (бакалавриат), направление подготовки 031300 «Журналистика», студент, освоивший курс «Иностранный язык (немецкий язык)», должен обладать следующими компетенциями:
-
готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);
-
умение пользоваться изученными иностранными языками в личностной и профессиональной коммуникации, для чтения литературы (общей и профессиональной), работы в Интернет-сети (ОК-18);
-
знание иностранного языка и умение применять его в связи с профессиональными задачами (ПК-31).
4. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения курса обучающийся должен:
знать:
- особенностиграмматического строя немецкого языка;
- лексические единицы, необходимые для повседневного и профессионального общения, контекст их употребления, стилистическую окраску;
- характерные особенности немецкого произношения по сравнению с русским (фонетическую базу немецкого языка);
- некоторые факты немецкой культуры и источники (в т. ч. Интернет), из которых можно получить более подробную информацию о них.
уметь:
- корректно излагать / запрашивать информацию, выражать свои и передавать чужие мысли и пр. на немецком языке в устной и письменной форме, используя усвоенный лексический, грамматический материал, а также учитывая культурные особенности собеседника / читающего;
- правильно артикулировать немецкие звуки, звукосочетания, слова, ставить словесное, фразовое ударение, использовать соответствующую цели высказывания интонацию немецкого языка, соблюдать ритмический рисунок немецкой речи;
- воспринимать и понимать немецкую речь на слух в различной степени в зависимости от цели (с пониманием основного содержания, с извлечением запрашиваемой информации, полное понимание);
- читать тексты различных стилей и жанров на немецком языке и с различными целями (просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое чтение) со словарем и без,
- эффективно пользоваться словарями различного типа (двуязычными, одноязычными (толковыми), синонимов, грамматическими и пр.);
- пользоваться источниками информации на немецком языке.
владетьнемецким языком в объеме, достаточном для
- чтения текстов,
- общения с ньюсмейкерами,
- поиска необходимой информации в Интернете и работы в сети,
- профессиональной коммуникации.
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
-
Вид учебной работы
|
1,2,3,4,5,6 семестры
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
864часа
|
Контактная работа, в том числе:
|
568 часов
|
лекции
|
|
практические занятия
|
544 часа
|
консультации
|
24 часа
|
Самостоятельная работа
|
290 часов
|
Промежуточный контроль
|
6
|
Зачетные единицы (кредиты)
|
24
| |