Рабочая программа информатика и икт 10 11 классы учителя информатики шостика александра ивановича



Pdf просмотр
страница1/3
Дата29.09.2019
Размер0.72 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3

САКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МБОУ «КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНФОРМАТИКА и ИКТ
10 - 11
КЛАССЫ
учителя информатики
ШОСТИКА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА
Срок реализации программы 2016 – 2018 учебный год
Количество часов: всего
34
ч
; в неделю

1
час
Программа составлена на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования и в соответствии с программой
«Информатика и ИКТ» для 10-11 классов. Авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Программы для общеобразовательных учреждений
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № ______
«___» ____________ 2016 г
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей естественно-математических дисциплин
Протокол №___ от «__» ________2016 г.
Руководитель
______________ А.И. Шостик
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
_________________С.А. Коцуба
«___» ________________ 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Крымская школа – гимназия»
____________С.В. Толмачева
«___» _____________ 2016 г.

2
Оглавление
Пояснительная записка ............................................................................................... 3
Общая характеристика учебного предмета .............................................................. 4
Место предмета в учебном плане .............................................................................. 7
Результаты обучения ................................................................................................... 7
Содержание учебного предмета ................................................................................ 7
Тематическое планирование по дисциплине «Информатика и ИКТ» ................. 16
Календарно-тематическое планирование 10 класс ............................................... 20
Календарно-тематическое планирование 11 класс ................................................ 35
Критерии оценивания ............................................................................................... 53
Требования к уровню подготовки обучающихся ................................................... 55
Перечень учебно-методического обеспечения....................................................... 57
График проведения контрольных работ 10 класс ................................................. 59
График проведения практических работ 10 класс ................................................. 59
График проведения контрольных работ 11 КЛАСС .............................................. 60
График проведения практических работ 11 класс ................................................. 60

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 10-11 классов разработана на основе:

Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

Рабочая программа создана в соответствии с действующим в настоящее время
Базисным учебным планом (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательными стандартами по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.)

Федерального компонента государственного образовательного стандарта
(Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089)

Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям
, опубликованной в сборнике
«Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.-2-е изд. . – М. :БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012 г.»

Авторской п рограммы курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов.
Авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., опубликованной в сборнике «Информатика.
Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.-2-е изд. . – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний,
2012 г.»
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.). Программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ в 10-11классах общеобразовательной средней школы общим объемом 70 учебных часов (из расчета 1 час в неделю, 10 класс – 35 часов, 11 класс – 35 часов).
Изучение курса «Информатика и ИКТ» в году ориентировано на использование учащимися учебников:
1. «Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Семакин И.Г.,
Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. 3-е издание.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014,
ФГОС (с практикумом в приложении).
2. «Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Семакин И.Г.,
Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. 3-е издание.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014,
ФГОС (с практикумом в приложении).
Содержание рабочей программы, теоретическая часть и количество практических работ для 10-11 классов адаптировано под тематическое содержание данных учебников, которые соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту полного общего образования.
Учебник и практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта к предметным, личностным и метапредметным результатам обучения.
Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.
В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов по информатике из Единой коллекции ЦОР (school- collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).

Общая характеристика учебного предмета
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
- Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
- Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
- Линию алгоритмизации и программирования (понятие и свойства алгоритма, основы теории алгоритмов, способы описания алгоритмов, языки программирования высокого уровня, решение задач обработки данных средствами программирования).
- Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
- Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет, основы сайтостроения).
- Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы»,
«информационные модели», «информационные технологии».
Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения.
Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.
В меньшей степени такая независимость присутствует в практикуме. Задания практикума размещены в виде приложения к каждому из учебников. Структура практикума соответствует структуре глав теоретической части учебника.
Из 18 работ практикума для 10 класса непосредственную ориентацию на тип ПК и ПО имеют лишь две работы: «Выбор конфигурации компьютера» и «Настройка
BIOS». Следует отметить, что два практикума «Выбор конфигурации компьютера» и
«Настройка BIOS» являются проектами для самостоятельного выполнения. В журнале отдельно отводятся две колонки «Проект №1» и «Проект №2», в которые выставляется отметка за выполнение. Остальные 16 практических работ
выполняются в классе.
Для выполнения практических заданий по программированию может использоваться любой вариант свободно- распространяемой системы программирования на Паскале (ABC-Pascal, Free Pascal и др.).
Для выполнения практических заданий на работу с информационными технологиями в 11 классе могут использоваться различные варианты программного обеспечения: свободного/ из списка приобретаемых школами бесплатно/ другое. В

5 учебнике, в разделе, посвященном разработке сайтов, дается описание конструктора сайтов KompoZer (СПО). Непосредственно в практикуме присутствует описание работы с реляционной СУБД LibreOffice Base, также относящейся с свободно- распространяемому программному обеспечению. В качестве ПО для моделирования используется табличный процессор Excel. При необходимости задания этих двух разделов могут быть выполнены с использованием других аналогичных программных средств: реляционной СУБД и табличного процессора. В 11 классе
предусмотрено 18 практических работ. Следует отметить, что пять практикумов по темам «Проектные задания по системологии», «Проектные задания на
самостоятельную разработку базы данных», «Проектные задания на получение
регрессионных зависимостей», «Проектные задания по теме «Корреляционные
зависимости», «Проектные задания по теме «Оптимальное планирование»
являются проектами для самостоятельного выполнения. В журнале отдельно отводятся колонки «Проект №1», «Проект №2», «Проект №3», «Проект №4»,
«Проект №5», в которые выставляется отметка за выполнение.
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; работе с логическими величинами, формирование навыков программирования на языке Турбо Паскаль.
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТт при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
- прививать интерес к информатике;
- формировать у учащихся интерес к профессиям, требующим навыков алгоритмизации и программирования;
- развивать культуру алгоритмического мышления;
- обучать школьников структурному программированию как методу, предполагающему создание понятных программ, обладающих свойствами модульности;
- привлечь интерес учащихся к работе с логическими выражениями;

6
- способствовать освоению учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Турбо Паскаль;
- рассмотреть некоторые аспекты итогового тестирования (ЕГЭ) по информатике и
ИКТ в 11-м классе.
Дополнительной целью изучения курса является подготовка учащихся к сдаче Единого
Государственного Экзамена по информатике. ЕГЭ по информатике не является обязательным для всех выпускников средней школы и сдается по выбору. С расширением количества принимаемых вузами результатов ЕГЭ до 4-х предметов, информатика становится востребованной при поступлении на многие популярные специальности.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
На каждом уроке планируется проведение непродолжительных
практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов. В некоторых практических работах распределение заданий между учениками носит индивидуальный характер. В заданиях многих практических работ произведена классификация по уровням сложности – три уровня. Контрольная работа проводится один раз в семестр. Содержание теоретической и практической компонента курса информатики составлено в соотношении 50х50.
Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
Методические рекомендации к изучению курса.
1. Теоретический материал курса имеет достаточно большой объем. При минимальном варианте учебного плана (1 урок в неделю) времени для его освоения недостаточно, если учитель будет пытаться подробно излагать все темы во время уроков. Для разрешения этого противоречия необходимо активно использовать самостоятельную работу учащихся. По многим темам курса учителю достаточно провести краткое установочное занятие, после чего, в качестве домашнего задания предложить ученикам самостоятельно подробно изучить соответствующие параграфы учебника. В качестве контрольных материалов следует использовать вопросы и задания, расположенные в конце каждого параграфа. Ответы на вопросы и выполнение заданий целесообразно оформлять письменно. При наличии у ученика возможности работать на домашнем компьютере, ему можно рекомендовать использовать компьютер для выполнения домашнего задания (оформлять тексты в текстовом редакторе, расчеты производить с помощью электронных таблиц).
2. В некоторых практических работах распределение заданий между учениками должно носить индивидуальный характер. В заданиях многих практических работ произведена классификация по уровням сложности – три уровня. Предлагать их ученикам учитель должен выборочно. Обязательные для всех задания ориентированы на репродуктивный уровень подготовки ученика (задания 1-го уровня).
Использование заданий повышенной сложности позволяет достигать продуктивного уровня обучения (задания 2 уровня). Задания 3 уровня носят творческий характер.

7
Выполнение практических заданий теоретического содержания (измерение информации, представление информации и др.) следует осуществлять с использованием компьютера (текстового редактора, электронных таблиц, пакета презентаций). Индивидуальные задания по программированию обязательно должны выполняться на компьютере в системе программирования на изучаемом языке.
Желательно, чтобы для каждого ученика на ПК в школьном компьютерном классе, существовала индивидуальная папка, в которой собираются все выполненные им задания и, таким образом, формируется его рабочий архив.
3. Обобщая сказанное выше, отметим, что в 10-11 классах методика обучения информатике, по сравнению с методикой обучения в основной школе, должна быть в большей степени ориентирована на индивидуальный подход. Учителю следует стремиться к тому, чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей и интересов. С этой целью следует использовать резерв самостоятельной работы учащихся во внеурочное время, а также (при наличии такой возможности), ресурс домашнего компьютера.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего (полного) общего образования
. В том числе в 10 классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и 11 классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Результаты обучения
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.). Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Содержание учебного предмета
10 класс (34 часа)
Тема 1. Введение. Структура информатики. ( 1 час)

8
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики

Тема 2. Информация. Представление информации – 2 часа (1+1)
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».

Учащиеся должны уметь:
- применять на практике простейшие приемы шифрования и дешифрования текстовой информации.
П.р. № 1 «Шифрование данных»
Тема 3. Измерение информации. – 2 часа (1+1)
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з.
(в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

П.р. № 2 «Измерение информации»
Тема 4. Представление чисел в компьютере – 2 часа (1+1)
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- определять по внутреннему коду значение числа
П.р. № 3 «Представление чисел»

9

Тема 5. Представление текста, изображения и звука в компьютере – 3 часа
(1,5+1,5)
Учащиеся должны знать:
- способы кодирования текста в компьютере
- способы представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- способы дискретного (цифрового) представление звука
Учащиеся должны уметь:
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи
П.р. № 4 «Представление текстов. Сжатие текстов»
П.р. № 5 «Представление изображения и звука»
Тема 6. Хранения и передачи информации – 1 час (1+0)
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Тема 7. Обработка информации и алгоритмы -1 час(0,5+0,5)
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
Учащиеся должны уметь:
- по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой
П.р. № 6 «Управление алгоритмическим исполнителем»
Тема 8. Автоматическая обработка информации – 1 час (0,5+0,5)
Учащиеся должны знать:
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
П.р. № 7 «Автоматическая обработка данных»
Тема 9. Информационные процессы в компьютере – 1 час
Учащиеся должны знать:

10
- этапы истории развития ЭВМ
- что такое неймановская архитектура ЭВМ
- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры)
- архитектуру персонального компьютера
- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров
Проект № 1 для самостоятельного выполнения «Выбор конфигурации
компьютера»
Проект № 2 для самостоятельного выполнения «Настройка BIOS»

Контрольная работа № 1 – 1 час


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница