Рабочая программа «Художественная обработка древесины» кружок «Мастерим из древесины» Возраст: 11-16 лет




Скачать 154.78 Kb.
Дата20.03.2016
Размер154.78 Kb.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Толсты

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета МОУ СОШ с.Толсты


от «__» _______2014 г.

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета МОУ СОШ с.Толсты


от «__» ________2014 г.

УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ с.Толсты
от «__» _________2014 г.

Рабочая программа

«Художественная обработка древесины»

кружок «Мастерим из древесины»

Возраст: 11-16 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Составитель: Артемьев С.В.

учитель технологии,

первая квалификационная категория



Толсты 2014

Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка составлена на основе программ:

  • Апаткин  В.А. Художественная обработка древесины. – Архангельск, 1992.

  • Перевертайлов П.Я. Резьба по дереву в кружковой работе. – Архангельск, 1991.

  • Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология. – Москва. – Просвещение, 2007.

Программа рассчитана на учащихся 5–11 классов (11–16 лет).

Сроки реализации программы составляют один учебный год.

Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа (68 часов в год)
Направленность художественно-техническая деятельность.

Выпиливание, резьба по дереву и выжигание – один из самых распространенных видов декоративно–прикладного искусства. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием, выжиганием и вырезанием учащимся с 5 по 11 классы.

В содержание обучения входит ознакомление с учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции и материаловедения для художественных работ, технологией художественной обработки древесины.

Актуальность данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося. В программе рассмотрены элементы технологии геометрической, плоскорельефной, накладной и ажурной резьбы по дереву, выпиливания и выжигания по дереву.
Цель программы: сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы при помощи обучения детей творческой, вдумчивой работе с древесиной, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности.

Задачи:


  1. Раскрыть перед воспитанниками истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества.

  2. Посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности способствовать социализации воспитанников в обществе.

  3. Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта.

  4. Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины.

  5. Развивать художественно – творческие способности учащихся, фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.

  6. Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества.

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения, художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами. В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.

В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия.

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий.


Творческий процесс по созданию изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практической работы приобрести общие и специальные трудовые умения и навыки в области художественно-технической деятельности.
Занимаясь обработкой древесины, воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по технологии, изобразительному искусству, черчению, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.


Прогнозируемые результаты:
Воспитанники должны

знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

  • способы разметки по шаблону и чертежу;

  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

  • иметь понятие о конструировании и моделировании;

  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • разные виды резьбы и их особенности;

  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

уметь:

  • рационально организовывать рабочее место; соблюдать правила техники безопасности;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;

  • выполнять операции сверления, выпиливания, резьбы, выжигания ;

  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

  • выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;

  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, выпиливания, резьбы, выполнять изученные приемы работы;

  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию.


Способы проверки полученных ЗУНов: полученные теоретичские знания проверяются в виде индивидуального или фронтального опроса учащихся, подготовки кратких интересных тематических сообщений. Практические навыки непосредственно при выполнении определенных технологических операций или упражнений, а также при изготовлении поделок и изделий.

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые: 

  • теоретический уровень знаний;

  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

  • применение полученных знаний на практике;

  • соблюдение технических и технологических требований;

  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

  • изготовление изделия в установленные нормы времени;

  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные: 

  • экономия материалов;

  • желание трудиться;

  • познавательная активность и творческий подход;

  • самостоятельность;

  • партнёрские отношения при совместной работе.


Методы обучения:

  • Словесные: рассказ, беседа, объяснение.

  • Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

  • Практические: практические занятия.

  • Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование.

  • Эвристический: продумывание будущей работы.


Формы организации деятельности

  • индивидуальная;

  • коллективная.

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу.
Техническое оснащение занятий включает в себя:

• школьные, учебные мастерские;

• инструменты и приспособления (лобзики, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, выжигатели, станки);

• рабочие верстаки, стулья;



Для воплощения творческих идей учащихся, занимающихся в кружке, требуется большое количество разных материалов, часть из которых имеются в школьной, учебной мастерской, а часть приносятся самими учащимися приобретенных за счет родителей: древесина, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, лак для древесины и т.п.
Формы подведения итогов:

  • Выставки детского творчества.

  • Участие детей в школьных, районных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.

Календарно-тематическое планирование


п./п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Теория


Практ.


1

Вводное занятие. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

1










Основы материаловедения. 3ч.










2

Древесина: основные свойства и пороки.

0,5

0,5




3-4

Характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи. Материалы, инструменты и приспособления.

1

1







Художественное выжигание. 10 ч.










5

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем.

1







6

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

0,5

0,5




7-8

Основные приёмы выжигания. Техника выполнения приёмов выжигания

0,5

1,5




9-14

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.




6







Выпиливание лобзиком. 10 ч.










15

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия.

1







16-18

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. Технические приёмы выпиливания орнамента.




3




19-24

Работа над конструкцией изделия.




6







Резьба по дереву. 30 ч.










25-26

Основы материаловедения для художественных работ из дерева. Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий.

0,5

1,5




27-28

Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.




2




29-30

Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.




2




31-32

Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку. Способы резания. Резание рисунка.




2




33-34

Основы композиции. Составление резной геометрической композиции. Перенос ее на заготовку. Резание композиции.




2




35-38

Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.




4




39-40

Орнамент в круге.

0,2

1,8




41-42

Орнамент в ромбе.

0,2

1,8




43-44

Орнамент в квадрате.

0,2

1,8




45-46

Резьба по затонированной поверхности.

0,2

1,8




47-48

Свободная тема. Композиция.

0,2

1,8




49-50

Художественное оформление изделий различной формы.

0,2

1,8




51-52

Технология кудринской резьбы. Элементы и мотивы орнамента.

0,2

1,8




53-54

Кудринская резьба по затонированной поверхности.

0,2

1,8







Проектная деятельность. 10 ч.











55-56

Разработка конструкции изделия.




2




57-58

Составление композиции узора.




2




59-62

Выполнение проекта в материале.




4




63-64

Отделка изделия. Подготовка к выставке.




2




65-66

Ремонт оборудования.




2




67-68

Подведение итогов работы кружка. Выставка изделий




2







Итого

68 часов






Содержание программы:
Вводное занятие. 1 ч.

Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Техника безопасности.


Основы материаловедения. 3 ч.

Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи. Материалы, инструменты и приспособления.


Художественное выжигание. 10 ч.

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем. Технология декорирования изделий выжиганием. Основы композиции. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.


Выпиливание лобзиком. 10 ч.

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Материалы, инструменты и приспособления. Струбцина. Лобзик. Пилки. Контурное выпиливание. Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Работа над конструкцией изделия.


Резьба по дереву. 30 ч.

Виды резьбы по дереву; их характерные особенности и разновидности. Правила безопасности труда при работе режущими инструментами. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Геометрическая резьба. Технология выполнения геометрической резьбы по дереву; особенности композиции орнаментов. Технология кудринской резьбы. Рельефная и скульптурная резьба. Составление и нанесение композиции. Изготовление изделий и декорирование их различными видами резьбы.


Проектная деятельность. 10 ч.

Выполнение художественного изделия (итоговая работа).


Ремонт оборудования. 2 ч.
Итоговое занятие. 2 ч.

Использованная литература:


  1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.

  2. Э.С. Смирнова, Памятники древнерусского зодчества. Кижи., Искусство, 1970.

  3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

  4. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.

  5. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

  6. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.

  7. А. В. Ополовников, Русское деревянное зодчество. – Искусство, 1983.

  8. Перевертайлов П.Я. Резьба по дереву в кружковой работе. – Архангельск, 1991

  9. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

  10. Шепелев А.М. Столярные работы в сельском доме. – Москва, 1986.

  11. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1998.

  12. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология. – Москва. – Просвещение, 2007.


Рекомендуемая литература для обучающихся:


  1. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

  2. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.

  3. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.

  4. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

  5. Технология 5. /Под ред. Тищенко А.Т., Синица Н.В./ - М.: Вентана - Граф, 2011.

  6. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д, Тищенко А.Т., Самородский ПС/.- М.: Вентана - Граф, 2011.

  7. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д Тищенко А.Т., Самородский ПС./.- М.: Вентана - Граф, 2011.

  8. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Вентана - Граф, 2011.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница