Рабочая программа для студентов специальности 020501. 65 «Биоинженерия и биоинформатика»



страница1/4
Дата14.08.2016
Размер0.67 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


Симонов С.А. Культурология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020501.65 «Биоинженерия и биоинформатика», очной формы обучения. Тюмень, 2014, _33 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Философия [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой философии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: М.Н. Щербинин, заведующий кафедрой философии, доктор философских наук, профессор.



© Тюменский государственный университет, 2014.

© Симонов С.А. 2014.

  1. Пояснительная записка.




    1. Цели и задачи дисциплины.


Основная цель курса приобретение обучающимися знаний о культуре и механизмах ее развития; формирование гуманистического мировоззрения, диалогического мышления.
Задачи дисциплины:

  1. дать наиболее целостное и систематическое представление о сущности, структуре и механизмах функционирование культуры;

  2. сформировать представление об основных проблемах и тенденциях развития современной культуры;

  3. показать место и роль культуры России в системе мировой цивилизации;

  4. на основе теоретического и фактологического изучения основных исторических типов культуры развить у обучающихся способность к диалогу с чужими культурами;




    1. Место дисциплины в структуре ООП специалитета.


Дисциплина «культурология» относится к циклу С. Гуманитарный, социальный, экономический цикл: вариативная часть.

Она логически и отчасти содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами данного цикла историей, русским языком и культурой речи, социологией, философией, экономикой.

Для успешного освоения данной дисциплины необходимо изучение предшествующих дисциплин: русский язык и культура речи, история.



    1. Компетенции выпускника ООП специалитета, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП специалитета выпускник должен обладать следующими компетенциями:

способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владеет методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-7).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

  1. предмет культурологии, структуру современного культурологического знания;

  2. методы культурологических исследований;

  3. основные понятия культурологии;

    4) типологию культур;

    5) место и роль Росси в мировой культуре;

    6) проблемы в сфере взаимодействия культуры и природы.

    Уметь:


  1. выражать свою позицию по основным культурным аспектам человеческого бытия;

    2) отстаивать свою точку зрения в ходе культурологических и общегуманитарных дискуссий;

  1. применять полученные знания в процессе своей профессиональной деятельности;

    Владеть:

  1. терминологическим аппаратом культурологии;

  2. элементами научной аргументации;

  3. навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствиями с нормами этикета.

Таблица компетенций по дисциплине «Культурология»

Код компе-тенции

Формули-ровка компетен-ции

Результаты

обучения в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий

Оценоч-ные средства

Минимальный (пороговый) удовлетворительно 61-75 баллов

Базовый (хорошо) 76-90 баллов.

Повышенный (отлично) 91-100 баллов.

ОК-1

Обладать способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественно-научных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.

Знает:

1) основные понятия и концепции культуры.

2) научные философские и религиозные картины мира.

3) исторические формы и типы культуры, нравственные обязанности и культурные ценности.



Знает:

основные понятия и концепции культуры.




Знает:

1) основные понятия и концепции культуры;

2) научные философские и религиозные картины мира.


Знает:

1) основные понятия и концепции культуры;

научные философские и религиозные картины мира;

2) исторические формы и типы культуры, нравственные обязанности и культурные ценности.



Лекции, семинары

Устная беседа, ответ, тесты.

Умеет:

1) понимать и анализировать современные философские и научные представления о мире;

2) определять ценности

цивилизации по символам культурной эпохи;

3) составлять собственное мнение по вопросам культурного развития мировой цивилизации.


Умеет:

понимать и анализировать современные философские и научные представления о мире.



Умеет:

1) понимать и анализировать современные философские и научные представления о мире;

2) определять ценности

цивилизации по символам культурной эпохи;



Умеет:

1) понимать и анализировать современные философские и научные представления о мире;

2) определять ценности

цивилизации по символам культурной эпохи;

3) составлять собственное мнение по вопросам культурного развития мировой цивилизации.


Лекции, семинары

Устная беседа, ответ, тесты.

Владеет:

1) основным понятийным аппаратом дисциплины;

2) навыками анализа социокультурных феноменов;

3) представлениями о природе естественнонаучного и гуманитарного знания и генезисе.



Владеет:

основным понятийным аппаратом дисциплины;



Владеет:

1) основным понятийным аппаратом дисциплины;

2) навыками анализа социокультурных феноменов;


Владеет:

1) основным понятийным аппаратом дисциплины;

навыками анализа социокультурных феноменов;

2) представлениями о природе естественнонаучного и гуманитарного знания и генезисе.



Лекции, семинары

Устная беседа, ответ, тесты.

ОК-7

Обладает способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрирует уважение к историческому наследию и культурным традициям толерантность к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества.

Знает:

1)основные категории и концепции, связанные с изучением человека в системе культурных и социальных отношений;


2) базовые ценности мировой и отечественной культуры;

3) формы современной культуры и средства и способы культурных коммуникаций.



Знает:

основные категории и концепции, связанные с изучением человека в системе культурных и социальных отношений;



Знает:

1) основные категории и концепции, связанные с изучением человека в системе культурных и социальных отношений;

2) базовые ценности мировой и отечественной культуры;


Знает:

1) основные категории и концепции, связанные с изучением человека в системе культурных и

социальных отношений;

2) базовые ценности мировой и отечественной культуры;

3) формы современной культуры и средства и способы культурных коммуникаций.


Лекции, семинары

Устная беседа, ответ, тесты.

Умеет:

1) использовать базовые ценности культуры для личностного и профессионального роста;

2) выстраивать межличностные различных культурных типов и конфессиональных направлений;

3) формировать толерантные отношения в мультикультурной среде;



Умеет:

использовать базовые ценности культуры для личностного и профессионального роста;



Умеет:

1) использовать базовые ценности культуры для личностного и профессионального роста;

2) выстраивать межличностные различных культурных типов и конфессиональных направлений;


Умеет:

1) использовать базовые ценности культуры для личностного и профессионального роста;

2) выстраивать межличностные различных культурных типов и конфессиональных направлений;

3) формировать толерантные отношения в мультикультурной среде;






Устная беседа, ответ, тесты.

Владеет:

1) навыками пониманием специфики основных типов культур в историческом контексте;

2) способами эффективных межкультурных коммуникаций в конкретных сферах деятельности;

3)навыками критической рефлексии и самооценки;



Владеет:

навыками пониманием специфики основных типов культур в историческом контексте;



Владеет:

1) навыками пониманием специфики основных типов культур в историческом контексте;

2) способами эффективных межкультурных коммуникаций в конкретных сферах деятельности;


Владеет:

1) навыками пониманием специфики основных типов культур в историческом контексте;

2) способами эффективных межкультурных коммуникаций в конкретных сферах деятельности;

3) навыками критической рефлексии и самооценки.



Лекции, семинары

Устная беседа, ответ, тесты.

  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 7. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.





  1. Тематический план.

    Таблица 1

    Тематический план (7 семестр)







Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак-тивной форме,

в часах

Итого кол-во баллов

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7




8

Модуль 1

1.

Предмет, цели и задачи курса «Культурология»

1-2

2

2

2,3

6,3

1

0-10

2.

Развитие представлений о культуре в истории общественной мысли

3-4

2

2

4

8

1

0-10

3.

Исторические типы культуры. Культурологические концепции

5-6

2

2

4

8

1

0-10




Всего

1-6

6

6

10,3

22,3

3

0-30

Модуль 2

1.

Первобытная культура

7-8

2

2

4

8

1

0-10

2.

Культура древних цивилизаций

9-10

2

2

4

8

1

0-10

3.

Европейская культура Средних веков и Возрождения

11-12

2

2

4

8

2

0-10




Всего

7-12

6

6

12

24

4

0-30

Модуль 3

1.

Европейская культура XVII-XIX в.

13-14

2

2

4

8

1

0-10

2.

Культура XX в.

15-16

2

2

4

8

1

0-15

3.

Культура России.

17-18

2

2

4

8

2

0-15




Всего

13-18

6

6

12

24

4

0-40




Итого (часов, баллов)

1-18

18

18

34,3

70,3

11

0-100




Из них в интеракт. форме




2

9














Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля




темы

Устный опрос

Письменные работы

Итого количество баллов

доклад

собеседование

ответ на семинаре

Терминоло-гический

диктант

контрольная работа

тест

реферат

эссе

Модуль 1

1.

-

0-3

-

0-3

0-2

0-2

-

-

0-10

2.

0-2

-

0-2

-

0-3

-

0-3

-

0-10

3.

0-2

-

0-3

0-2

-




0-3

-

0-10

Всего

0-4

0-3

0-5

0-5

0-5

0-2

0-6

-

0-30

Модуль 2

1.

0-2

0-1

0-2

0-3

-

-

0-2

-

0-10

2.

-

0-1

0-3

-

0-2

0-2

0-2

-

0-10

3.

-




0-3

0-1

0-2

0-2

0-2

-

0-10

Всего

0-2

0-2

0-8

0-4

0-4

0-4

0-6

-

0-30

Модуль 3

1.

0-2

0-1

0-3

0-1

-

-

0-3

-

0-10

2.

0-2




0-4

0-2

0-2

0-2

0-3

-

0-15

3.

0-2

0-2

0-4

-

0-2

0-2

0-3

-

0-15

Всего

0-6

0-3

0-11

0-3

0-4

0-4

0-9

-

0-40

Итого

0-12

0-8

0-24

0-12

0-13

0-10

0-21

-

0-100



    Таблица 3

    Планирование самостоятельной работы студентов








пп

Модули и темы

Виды СРС

Неде-ля семе-стра

Объем часов

Кол-во баллов

Обязательные

Дополни-тельные

Модуль 1

работа с литературой, источниками; подготовка к ролевым и деловым играм













1.1

Предмет, цели и задачи курса «Культурология»

самостоятельное изучение заданного материала




1

4


0-10

1.2

Развитие представления о культуре в истории общественной мысли

подготовка доклада и к контрольной работе




1-3

4

0-10

1.3

Исторические типы культуры. Культурологические концепции

подготовка реферата и подготовка к тестированию




3-5

4

0-10




Всего по модулю 1










12

0-30




Модуль 2

работа с литературой, источниками; подготовка к ролевым и деловым играм












2.1

Первобытная культура

подготовка реферата




5-7

4

0-10

2.2

Культура древних цивилизации

Подготовка доклада, реферата

проработка лекций, самоконтроль и взаимоконтроль выполненных занятий

8-9

4

0-10

2.3.

Европейская культура Средних веков и Возрождения

подготовка терминов к диктанту




10-11

4

0-10




Всего по модулю 2










12

0-30




Модуль 3

работа с литературой, источниками













3.1.

Европейская культура XVII-XIXв.

самостоятельное изучение заданного материала



12-13

4

0-10

3.2

Культура XX в.

подготовка терминов к диктанту




14-15

4

0-15

3.3

Культура России.

самостоятельное изучение заданного материала




16-17

4

0-15




Всего по модулю 3:

12

0-40




ИТОГО:

36

0-100


4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.


п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Основы биоэтики

+



















+





5. Содержание дисциплины.

Модуль 1
Раздел I. Введение в основы культурологии. Теория культуры.
Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Культурология».

Человек как существо природное и существо культурное. Биологическая недостаточность человека. Культура как одно из специфических средств обеспечения сосуществования людей в обществе.

Природа и культура. Учение о культуре в системе гуманитарного знания, ее связь с другими гуманитарными науками. Культурология и философия культуры. Предмет культурологии - плоды культурной деятельности человека. Многообразие определений культуры и их классификация (Антропологические, ценностные, нормативные, исторические дидактические, символические и т.д.).

Функции культуры, ее роль в социальной системе (адаптивная, коммуникативная, интегративная, социализующая, компенсаторная). Этикет и традиции.


Тема 2. Развитие представлений о культуре в истории общественной мысли. Культурная преемственность.


Введение понятий «культурная константа» и «культурно исторический архив». Культура как развивающееся и культура как статическое явление. Традиционный и инновационный типы культуры.

Античность: полисная культура и принцип калокагатии. Рим: гражданская культура. Средние века: формирование принципа европоцентризма. Социокультурная парадигма “Восток-Запад” и вопрос культурной самобытности. Возрождение: проблемы определения исторического периода. Антропоцентризм и обращение к античным принципам. Новое время: научный оптимизм и гуманитарное знание.

Гегель, Кант и Ницше о культуре. Дильтей и проблема герменевтического круга.

ХХ век: антропологический поворот и исторические катастрофы. Лингвистический поворот: философия «логического атомизма» и Хайдаггер. Критика массовой культуры. Культура и наука: Томас Кун и научные революции. Хронологический (формационный) и цивилизационный принципы типологии культуры.


Тема 3. Исторические типы культуры. Культурологические концепции.


Принципы исторической типологии культуры: историческая неповторимость определённой культуры и общекультурное наследие человечества. Циклическое и линейное время. Связь культурологии и истории.

К. Маркс и поиск объективных исторических законов. Формационная концепция. Взаимосвязь экономики и культуры.

Макс Вебер о влиянии религиозно-этических принципов на развитие культуры сообщества.

О. Шпенглер и теория локальных цивилизаций. Ландшафт, душа и символы культур. Понятие цивилизации, как последней стадии существования культуры.

А. Тойнби и теория преемственности культур. Теория «Вызовов» и «Ответов».
Модуль 2

Раздел II. История культуры.


Тема 1. Первобытная культура.


Проблема антропогенеза и особенности хронологии. Проблема происхождения первобытной культуры. Понятие археологической культуры. Археологическая логика воссоздания картины прошлого: периодизация по орудиям труда и способам захоронения. Формирование языка и особенности бесписьменной культуры. Табу: закон и запрет как основа выживания.

Особенности первобытного мышления и миропонимания: синкретизм, анимизм и тотемизм, магия как пра-научный подход. Политеистическая (языческая) картина мира. Мифологическое мышление. Миф как основа культурного единства. «Свои» и «чужие».


Тема 2. Культура Древних Цивилизаций.


Демонстрация взаимосвязи и преемственности культур на примере Египта, Греции и Рима.

Египет. Особенности периодизации. Цикличность и ландшафт, особенности земледельческих культур. «Культура мертвых» и проблемы реконструкции жизненного мира. Зооморфизм и взаимоотношения миром. Сакральное знание и наука. «Атоновское Возрождение».

Древняя Греция. Культура полиса. Калокогатия. Антропоморфизм. Формирование философии и наук. Мистерии и театры: трагедия и комедия. Состязательность (Агонистичность) полисной культуры: соревнования тела и соревнования духа (Олимпийские и прочие игры, поэтические состязания, философские споры).

Значение противостояния софистов и Сократа для развития мировой культуры и науки. Представления Платона о человеке и искусстве. Общество и культура в «Государстве».

Древний Рим. Гражданская культура – воспитание и развлечения. Культурные заимствования. Расцвет ораторского искусства. Культ императоров и зарождение христианства.

Тема 3. Европейская культура средних веков.


Понятие “средние века”. Сущность феодальных отношений: условность собственности на землю, социально – политическая иерархия, личная зависимость крестьян (патронат и крепостное право), взаимные обязательства сеньора и вассала, составляющие единство прав и обязанностей. Сословность средневекового общества: духовенство, дворянство, народ. Иерархичность в Катрине мира. Культура элиты и культура простонародья. Основные черты средневековой культуры: теоцентризм, традиционализм, символизм, дидактизм, рефлексивность и психологическая самоуглублённость, историзм. Апокалипсические тенденции и аскетизм. Языческие анахронизмы. Особенности Средневековой науки, образования и искусства. Ваганты.

Тема 4. Европейская культура эпохи Возрождения.


“Возрождение” и изменение культурной парадигмы. Основные черты культуры Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, видоизменение средневековой традиции, особое отношение к античности – возрождение античных памятников, новое отношение к миру (“расшатанная католическая церковность”). Хронология эпохи Возрождения: Проторенессанс (дученто (XIII в.) и треченто (XIV в.), раннее Возрождение (кватроченто (XV в.), высокое Возрождение (чинквеченто (XVI в.)).

Религиозное заальпийское Возрождение. Гуманизм и Реформация. Возникновение Протестантизма: англиканство, кальвинизм и Лютеранство. Реформация и истоки буржуазно - капиталистической системы.


Модуль 3

Европейская культура XVII - XIX вв.


Критицизм XVII в. – “революционная критика” феодализма, философия Декарта и ее влияние на развитие научных представлений. Этикет и народная культура.

XVIII в. – Просвещение и идеала Американской и Великой французской революций. Развитие опытных и описательных дисциплин: физика, биология, география.

XIX в. – “полнота времён”, время расцвета буржуазной культуры и начала её кризиса. Концепция Дарвина. Кант и Ницше. Рационализм, антропоцентризм и сциентизм.

Научная и техническая революции. Утверждение научного мировоззрения и утопизм идеалов.

Мир – механизм, природа – мастерская. Бурное развитие науки и техники, становление политической культуры.

Тема 6. Культура XX века.


Основная тенденция развития культуры в XX веке: от индустриальной культуры - к постиндустриальной. Техногенная цивилизация. Распространение европейского типа культуры. Общечеловеческая и национальные культуры.

Свобода и насилие. Социальная мобильность Культура элитарная и массовая. Плюрализм и унификация. Технизация и гуманизация.

Формирование «массового человека» и критика «массовой культуры». Конформизм и кризис «культурно-историчекого архива».

Футурошок и массовое производство.

Постмодерн и неоязычество.

Тема 7. Культура России.


Особенности русской культуры: географические, этнические, исторические.

Русская культура – как культура кризисная.

Проблемы русского языка и литературы, их значение для сохранения культуры. Современные проблемы сохранения и воспроизведения русской культурной традиции.

Россия и Запад. Влияния и культурный обмен. Проблема сохранения национальной культуры и самобытности.



Россия как многонациональное государство. Этническая и национальная культуры. Значение сохранения культур малых народностей. Межнациональные конфликты - культурологический аспект.

6. Планы семинарских занятий.
Тема 1. Развитие представлений о культуре в истории общественной мысли. Культурная преемственность.

  1. Основные понятия культурологии. Понятие культурной идентичности.

  2. Культурно-исторический архив и культурные константы (пространство, время, телесность и т.д.)

  3. Неприрывность и преемственность культурного процесса. Необходимость представлений о культурных системах прошлого, для осознания настоящего и прогнозирования будущего.

  4. Значение ментальности как типа культуры.


Тема 2. Основные культурологические концепции.

  1. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.

  2. Освальд Шпенглер: культура как «осуществление и гештальт одной единственной души.

  3. Взгляды на культуры П. Сорокина.

  4. Игровая теория культуры Хейзинги.

  5. Концепция культуры Тоффлера и оценка им современности.

Тема 3. Первобытная культура.


  1. Археологический и этнографический методы реконструкции картины мира.

  2. Мифологическое мышление - особенности и значение.

  3. Шаманизм и магия.

Тема 4. Культура Древних Цивилизаций.


  1. Мировоззрение и мировосприятие человека в античной Греции. Особенности греческой мифологии. Специфика древнегреческого искусства. Древнегреческая философия как основа европейской науки.

  2. Индийский тип культуры. «Колесо сансары», метемпскихоз как отражение представлений о вечной жизни, карма как «механизм» поддержания морального порядка в брахманистской культуре. Буддизм. Махаяна и хинаяна.

  3. Структура мира в представлении древних китайцев. Путь «Дао» как квинтэссенция мирочувствование народа. Близость культуры Китая первобытной культуре. Значение ритуала. Конфуцианство и даосизм.


Тема 5. Европейская культура средних веков.

  1. Средневековая бытовая культура и христианская религия.

  2. Символизм средневекового мира.

  3. Священная Инквизиция.


Тема 6. Европейская культура эпохи Возрождения.

    1. Антропоцентризм. Человек как соавтор бога.

    2. Изменение культурной парадигмы. Переход к инновационному типу культуры.

    3. Значение формирования протестантской этики. Разволшебствование мира.


Тема 7. Европейская культура XVII-XIX вв.

  1. Рационализм как культурная стратегия.

  2. НТР, наука, экономика и политика.

  3. Романтизм, реализм и смерть Бога.




Каталог: files
files -> Чисть I. История. Введение: Предмет философии науки Глава I. Философия науки как прикладная логика: Логический позитивизм
files -> Занятие № Философская проза Ж.=П. Сартра и А. Камю. Философские истоки литературы экзистенциализма
files -> -
files -> Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века
files -> Эрнст Гомбрих История искусства москва 1998
files -> Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
files -> Антиискусство как социальное явлеНИе
files -> Издательство
files -> Список иностранных песен
files -> Репертуар группы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница