Рабочая программа дисциплины Всеобщая история для направления 41. 03. 03 «Востоковедение и африканистика» подготовки бакалавра




страница1/4
Дата13.08.2016
Размер0.5 Mb.
  1   2   3   4
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего профессионального
образования "Национальный исследовательский университет


"Высшая школа экономики"

Санкт-Петербургская школа социальных и гуманитарных наук


Департамент востоковедения и африканистики
Рабочая программа дисциплины Всеобщая история

для направления 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки бакалавра

Автор программы: Алфёрова Наталья Васильевна, кандидат культурологии, доцент, nalferova@hse.ru

Согласована менеджером ОП

«_____»_________2015 г.

О.С. Александрович _____________________

Утверждена академическим советом ОП «Востоковедение»

«_____»_________2015 г.

Академический руководитель ОП
М.Ю.Илюшина _____________________

Санкт-Петербург, 2015



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Всеобщая история».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательный стандарт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 41.03.03 Востоковедение и африканистика (Квалификация: Академический бакалавр), утвержденный УС НИУ ВШЭ 30.01.2015, протокол №1;

Образовательной программой «Востоковедение и африканистика».

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 41.03.03 «Востоковедение и африканистика», утвержденным в 2015 г.


2.Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Всеобщая история» в соответствии с общими целями основной образовательной программы по направлению 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки бакалавра являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания:


  • Сформировать представления об основных этапах мирового исторического развития человечества с особым акцентом на историю Европы в Новое и Новейшее временя.

  • Сформировать представление об особенностях и многообразии исторического наследия отдельных цивилизаций и культур; выработать и развить способность понимания важнейших исторических событий и процессов, определивших основные направления социальной, экономической, политической и культурной эволюции человечества.

  • Сформировать и развивать у студентов навыки использования знания принципов периодизации всеобщей истории в профессиональной деятельности.

  • Сформировать и развивать у студентов способность пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам всеобщей истории, выработать навыки критического мышления при изучении источников и профессиональной исторической литературы.

  • Сформировать представление об исторической науке и ее места среди других социально-гуманитарных дисциплин.

Таким образом, по результатам прохождения курса студент должен обладать знаниями в области основ исторической методологии;


- выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению исторических закономерностей и особенностей взаимодействия стран Запада и Востока;

- способствовать развитию умений проводить анализ исторического развития различных регионов и стран, и выявлять его особенности.


3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать об основных положениях теоретических концепций современной истории в области изучения народов мира; основные сведения о развитии хозяйственных традиций, материальных и духовных культур Западной Европы и США.

  • уметь понимать, излагать и критически анализировать информацию об истории и закономерностях исторического, социо-экономического и культурного развития народов мира, применять теоретические знания по всеобщей истории и междисциплинарные методы для анализа всемирных исторических процессов, уметь понимать и анализировать исторические события, находить связи между политическими, экономическими и культурными событиями, происходящими в прошлом и в настоящем, понимать соотношения исторического опыта, исторической памяти и современных социальных, экономических, политических и культурных процессов, читать и анализировать исторические документы и исследования, корректно использовать полученную из них информацию, уметь использовать фундаментальные и прикладные исторические знания в сфере профессиональной деятельности, обоснованно ссылаться на них в собственных научных исследованиях;

  • иметь навыки (приобрести опыт) использования знаний о важнейших процессах исторического развития общества в практике межкультурной коммуникации; корректного использования терминологии для понимания текстов по истории; корректного применения понятийного аппарата исторических исследований в сфере изучения политических, экономических, культурных, религиозных и социальных явлений и процессов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:





Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

УК-1

Студент демонстрирует знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях; способен самостоятельно находить, отбирать и анализировать научную литературу по теме.

Лекционные и семинарские занятия, доклады, домашнее задание

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области

УК-2

Студент понимает, какие научные задачи решает современная историческая наука.

Лекционные и семинарские занятия, доклады

Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза

УК-3

Студент владеет навыками междисциплинарного анализа.

Лекционные и семинарские занятия, доклады

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

УК-5

Студент владеет навыками поиска и отбора информации по темам курса, может дать грамотную оценку этим материалам.

Лекционные и семинарские занятия, доклады

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

УК - 6

Студент знаком с методологическими основами научной дисциплины история. Имеет представление об исторической проблематике в сфере образования и научных исследований в области гуманитарных и социальных наук.

Семинарские занятия, доклады

Способен работать в команде

УК - 7

Студент участвует в коллективном обсуждении широкого круга вопросов на междисциплинарном уровне.

Семинарские занятия, доклады

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

УК-8

Студент участвует в коллективном обсуждении и анализе проблем всеобщей истории. Демонстрирует навыки публичной речи.

Семинарские занятия, доклады

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

УК-9

Студент демонстрирует умение самостоятельно провести анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, сделать обобщающие выводы.

Семинарские занятия, доклады

Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде

УК - 10

Студент демонстрирует умение самостоятельно проводить историческое исследование мировых исторических, политических и экономических явлений

Семинарские занятия, доклады, реферат

Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры

ПК - 22

Студент воспроизводит основные сведение о мировой истории, и исторических процессах стран Востока, распознает проявление этнических духовных и эстетических ценностей при анализе межкультурных коммуникативных практик..

Семинарские занятия, доклады, реферат

Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

ПК - 26

Студент знает этапы формирование основных центров мировых культур, знаком с периодизацией истории культур и искусств народов Азии и Африки.

Лекционные и семинарские занятия, доклады

Способен использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных, естественных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ПК - 34

Студент применяет знания мировых исторических процессов при обсуждении проблем востоковедения.


Лекционные и семинарские занятия, доклады

Способен использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности

ПК - 36

Студент способен самостоятельно работать с современными технологиями для сбора информации, анализа мировых исторических процессов

Лекционные и семинарские занятия, доклады













Применение полученных знаний и навыков для организации и планирования своей профессиональной деятельности, а также коллективов различного состава и организационной принадлежности

ПОУ - 2

Студент способен производить анализ исторического развития и современного влияния этно-конфессиональных институтов

Семинарские занятия, доклады

Сбор, анализ, классификация и систематизация научной информации по теме исследования;

НИ-2

Студент способен производить анализ исторического развития и современного влияния исторических явлений на развитие общества

Семинарские занятия, доклады, реферат

Участие в исследованиях по истории, духовной культуре, литературе, языкам, социально-экономическому развитию стран Азии и Африки и международным отношениям, а также взаимодействию России со странами Азии и Африки;

НИ-3

Студент способен работать с источниками, базами данных, применять междисциплинарные методы исследования а изучении исторических явлений стран Азии и Африки



Семинарские занятия, доклады, реферат















4.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для специализаций бакалавриата по направлению подготовки 41.03.03 «Востоковедение» настоящая дисциплина является базовой. Дисциплина входит в блок дисциплин общего цикла.


Для освоения учебной дисциплины студенты должны иметь общеобразовательную подготовку по общественным и гуманитарным наукам, соответствующую критериям выпускника средней образовательной школы; должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны иметь базовые представления по всемирной истории, обществознанию и географии,

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

"Национальные традиции изучаемого региона", "История восточных цивилизаций", "Социально-экономическое развитие Азии", "Физическая и экономическая география Азии и Африки"


5.Тематический план учебной дисциплины


Объем дисциплины – 4 зачетных единицы.




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия







I МОДУЛЬ
















1

Введение

6

2







4

2

История первобытного общества

10

2

2




6

3

Традиции античной и древневосточных цивилизаций

12

2

2




8

4

Европа в Средние века

12

2

2




8

5

Европа в раннее Новое время

16

6

2




8

6

Страны Европы в Новое время

18

6

2




10




ВСЕГО

74

20

10




44




II МОДУЛЬ



















Страны Европы в Новое время

20

6

4




14

7

История Северной Америки в Новое время

26

6

4




16

8

XX ВЕК В ЕВРОПЕЙСКОЙ И МИРОВОЙ ИСТОРИИ

32

8

6




18




ВСЕГО

78

20

10




48




ИТОГО

152

40

20




92



6.6. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

I модуль

II модуль

Параметры




Реферат

1




3000-4000 знаков

Доклады и активность на семинарах







Выступление продолжительностью 15 минут

Эссе




1

2000-4000 знаков

Итоговый

Экзамен




1

Письменный экзамен

90 мин.




6.1 Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-балльной шкале.

Для получения оценки по данным формам контроля студент должен подготовить доклады, реферат и эссе.

  • Доклады и активность на семинарах

Доклад готовится по двум и более источникам и представляет собой самостоятельный, специально подготовленный текст по тематике курса, имеющий проблемный характер. Докладчик должен специально оговаривать случаи цитирования, называть источник цитирования, изложение должно быть последовательным и связным, правильно передавать содержание источника; использованная литература должна быть репрезентативной (иметь научный характер).

непоследовательность и бессвязность изложения, отсутствие четко поставленных проблем и отчетливо сформулированных выводов, отсутствие презентации, несоблюдение 10-минутного регламента.

Критерий

Требования к студенту

Максимальное количество баллов

Содержание доклада

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- логично и аргументировано излагает материал;

- содержание соответствует заданной теме;

- раскрывает содержание темы;

- использует репрезентативный материал



3 балла

Изложение доклада и ответы на вопросы

- кратко и адекватно излагает содержание заявленной проблемы

- обобщает изученный материал

- точно и аргументировано отвечает на вопросы

- правильно использует категориальный аппарат и термины



3 балла

Наличие презентации

- изложение доклада сопровождается презентацией

1 балл

Активность на семинарах

- знание фактографии и фактологии (периоды, даты, имена, названия и т.д.)

- степень самостоятельности высказываемых суждений

- уровень креативности и активности в дискуссиях


3 балла



  • Реферат

Реферат представляет собой изложение содержания монографии или нескольких научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение кратко и адекватно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и самостоятельно формулировать главные идеи труда, с которым он ознакомился, выявлять суть авторской концепции, обобщать изученный материал, корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении отрезки реферируемого текста; на каждый такой отрезок дается ссылка с указанием страниц оригинала.

Оценка снижается за некорректное цитирование (даже короткие фразы, если они взяты из чужого текста, должны браться в кавычки и сопровождаться ссылкой), непоследовательность и бессвязность изложения, искажение содержания реферируемого источника, использование нерепрезентативной (не имеющей научного характера) литературы, некорректное библиографическое описание реферируемых работ и оформление ссылок. Обязательна тщательная выверенность грамматики, орфографии и синтаксиса.




Критерий

Требования к студенту

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала.

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;

2 балла

Изложение реферируемого материала

- кратко и адекватно излагает содержание реферируемых научных работ

- выявляет и самостоятельно формулирует главные идеи работ

- выявляет суть авторской концепции

- обобщает изученный материал



4 балла

Анализ и оценка информации

- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- использует большое количество различных источников информации;
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме;

2 балла

Оформление работы

- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.

2 балла




  • Эссе

Эссе представляет самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.


Критерий

Требования к студенту

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала.

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;

2 балла

Анализ и оценка информации

- грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- использует большое количество различных источников информации;
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме;

4 балла

Построение суждений

- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

2 балла

Оформление работы

- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.

2 балла

Модульные работы реферат и эссе сдаются через LMS в оговоренные сроки, их предварительная проверка с помощью системы «Антиплагиат» является обязательной.




  • Экзамен

Время на выполнение заданий письменного экзамена – 90 минут. Задание, предлагаемое на экзамене, помимо контрольного вопроса (вопросов) включает тест. Оценка снижается за искажение фактов, неполное раскрытие темы вопроса, бессистемное изложение, некорректные формулировки, неверные ответы на вопросы тестов, неправильное раскрытие содержания предложенных терминов и названий.
Примерное соответствие оценок по 10-ти балльной системе и количества ошибок:

10 – блестяще, возможна 1 ошибка или неточность;

9 – 1 ошибка и 1 неточность;

8 – 2 ошибки, возможны неточности;

7 – 3 ошибки/неточности или частичное искажение смысла;

6 – 4 ошибки, нарушение логики ответа;

5 – 5 ошибок, значительное нарушение логики;

4 – 5 ошибок, неточности, тема раскрыта не полностью;

3, 2, 1 - "неудовлетворительно", более 5 ошибок, тема полностью не раскрыта,

не просматривается логика изложения.



7.7. Содержание дисциплины



I. Введение

Предмет и объект изучения исторической науки. Историческое знание и проблема его достоверности. Всеобщая история как предмет научного изучения. Методологические основы исторической науки. Периодизация всеобщей истории (принципы и модели).





II. История первобытного общества
Место первобытной истории в системе научного знания. Периодизация и хронология истории первобытного общества, абсолютная и относительная датировка. Основные типы периодизации: историческая, палеоантропологическая, археологическая. (Палеолит. Нижний палеолит. Средний палеолит. Верхний палеолит. Мезолит. Неолит. Бронзовый век). Источники по истории первобытного общества и специфика источниковой базы.

Происхождение человека. Антропогенез: теория «двух скачков» в антропогенезе, современные научные представления об антропогенезе. Эволюция человека и факторы расообразования.

Эволюция первобытного общества. Изменения в общинно-родовой организации. Изменения социальной структуры общества и вызревание раннеклассовых структур. Зарождение ранних форм государственности. Причины возникновения государства и признаки государственности.

Религия и искусство в первобытном обществе. Ранние формы письма, особенности словесного творчества. Пиктография и идеография.


III. Традиции античной и древневосточных цивилизаций
Эволюция исторических представлений и современные научные дискуссии о происхождении государства. Развитие древнейших восточных государств на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии (основные этапы и проблемы типологии древневосточных обществ). Основные функции восточного государства. Проблема классов и феномен власти, специфика восточного рабовладения. Особенности древневосточного права. Сакральный характер царской власти. Формирование религиозных систем Древнего Востока.
Понятие "история античности". Оценка роли Древней Греции в современной историографии, условность термина "Древний Рим". Периодизация древнегреческой истории. Возникновение и развитие греческой историографии, ее основные черты.

Крито-микенский период. Великая греческая колонизация. Ведущие полисы. Греко-персидские войны и их значение. Пелопоннесская война. Восточный поход Александра Македонского и его политика по отношению к завоеванным территориям. Правление диадохов и эллинистические государства конца IV-III вв. до н.э. Особенности культуры и искусства Греции V-III вв. до н.э.

Рим при царях, падение царской власти в Риме и учреждение Римской республики. Особенности государственного устройства Римской республики. Эпоха Гражданских войн. Римская империя. Кризис римского общества и государства в III веке. Раннее христианство и особенности религиозной политики Константина. Образование Константинополя. Падение Западной Римской империи.
IV. ЕВРОПА В СРЕДНИЕ ВЕКА
Происхождение и особенности термина "средние века". Проблема периодизации Средних веков. Историческое понятие Западной Европы. Историография Средних веков.

Племенной мир центральной и восточной Европы и образование варварских государств на территории Западной Римской империи. Распространение христианства. Образование новых независимых римских и варварских государств.

Франкское государство в VI-IX вв. Эпоха Меровингов. Социально-политические особенности общества. Эпоха Каролингов. Создание империи.

Определение термина "феодализм". Основные черты феодальных отношений. Начало складывания будущих европейских стран - Франции, Германии, Италии. Утверждение феодального строя в странах Западной Европы в IX-XI вв. Особенности политического и социального устройства феодального общества.

Европа в позднее Средневековье. Политическая карта Западной Европы XI-XV вв. Эволюция государственной власти в странах Европы. Усиление королевской власти и значение сословных монархий. Столетняя война. Развитие основ абсолютизма во второй половине XV в.

Византия в системе международных отношений в Средние века. Крестовые походы. Культурное значение христианства для народов Западной Европы.


V. Европа в раннее Новое время
Периодизация истории и формирование понятия ″новая история″. Дискуссии в исторической науке ХХ века об эпохе ″новое время″. Основные проблемы и общая характеристика истории стран Европы и Америки с конца XV до начала XIX в.

Период Великих географических открытий. Географические открытия европейцев к концу XV – начале XVI в.; географические открытия европейцев в XVI-XVII вв. Важнейшие экспедиции, значение кругосветного путешествия Магеллана. Колонизаторская деятельность. Европа и мир в период Великих географических открытий. Значение Великих географических открытий. Изменение торговых путей и формирование мирового рынка. Культурно-историческое значение Великих географических открытий.

Культурное развитие европейского общества в начале Нового времени. Культура Возрождения: появление термина, особенности периодизации эпохи. Социально-политические и духовные предпосылки становления и развития Ренессанса. Человек эпохи Возрождения: античные идеалы, философские искания. Расцвет Возрождения в Италии. Гуманизм и религия. Труды Макиавелли, Петрарки, Л. Б. Альберти. Значение флорентийской школы неоплатоников и художников. Великие итальянские мастера эпохи Возрождения, их влияние на развитие культуры и искусства в Северной Европе. Гуманисты XVI в. Северное Возрождение и гуманизм в Европе: Франция, Германия, Нидерланды, Англия.

Начало Реформации в Германских землях и других странах. Великая крестьянская война. Доктрины основных реформационных учений. Социально-политическое и идеологическое содержание протестантской Реформации. Реформация как общеевропейское движение: его особенности и судьбы в Скандинавии, Швейцарии, Нидерландах, во Франции, на Британских островах. Католическая церковь в период Реформации. Контрреформация. Деятельность инквизиции.

Кризис европейского общества в XVI-XVII вв.: предпосылки и условия формирования его модернизации. Формирование абсолютистских режимов: проблемы формирования абсолютизма, типология абсолютизма. Особенности режимов и политики абсолютизма в ведущих европейских странах (Франция, Англия, Австрия, германские и итальянские земли). Социальная опора режимов. Попытка создания универсальной католической империи Габсбургов, экономическое и политическое положение Испании в XVI в.

Политика Европы в отношении Османской империи в XV-XVI вв. Изменение характера международных отношений в XVI - начале XVII века.


VI. Страны Европы в Новое время
Вызревание революционных ситуаций в Европе, объективные предпосылки, движущие силы, особенности, итоги и историческое значение ранних буржуазных революций. Династическая карта Европы и ее изменения в XVI - XVII вв.

Революция в Нидерландах, её исторические особенности. Образование Республики Соединенных провинций: общественное развитие и экономика страны в XVII в., колониальная система и внешняя политика государства.

Английские революции XVII-XVIII вв.: основные этапы и события. Закрепление конституционной парламентской монархии, усиление роли парламента и правительства. Историческое значение революционных преобразований в Англии.

Международные отношения в XVII-XVIII вв. Тридцатилетняя война и ее последствия для европейских стран. Австро-турецкие и венециано-турецкие войны XVII-XVIII вв. Войны Англии против торговых и колониальных конкурентов, англо-французское соперничество. Семилетняя война и ее последствия.

Научно-технический прогресс и промышленный переворот в Европе в XVII- середине XIX в. Переход от мануфактурного производства к фабричному. Промышленная буржуазия и пролетариат. Формирование буржуазного общества во второй половине XVIII - первой половине XIX в. Развитие капитализма. Развитие экономической мысли в XVIII-XIX в.

Эпоха Просвещения: этапы и течения. Главные представители Просвещения в Англии. Крупнейшие представители французского Просвещения: их теории, значение идеологической подготовке революции. Революционная Франции: основные этапы и события, персоналии.

Первая империя и правление Наполеона Бонапарта. Характер и значение наполеоновских войн. Решения Венского конгресса, создание Священного союза европейских государств.

Экономическое и социально-политическое развитие крупнейших стран Европы в XIX веке. Революции и национально-освободительные движения. Создание новых государств. Характер международных отношений в XIX в. Внешняя и колониальная политика государств, ее влияние на международные отношения.

Художественная культура Западной Европы в XVII - начале ХХ в. Особенности европейского барокко и классицизма. Академизм и эволюция реалистического направления в искусстве. Многообразие национальных путей развития реализма: направления, школы, общества. Авангардистские течения в художественной культуре стран Европы и Америки в начале ХХ в.


VII. История Северной Америки в Новое время
Колонизация Северной Америки, первые колонии. Идеи Просвещения в Северной Америке, особенности освободительного движения. Война за независимость и образование США. Основные итоги и значение войны. Конституция США, “Билль о правах”. Дж. Вашингтон, “отцы-основатели” и создание федерального государства. Политическая система США.

Социально-экономическое развитие США в конце XVIII– начале XIX в. Промышленный переворот и развитие экономики (урбанизация, развитие транспорта, торговля, сельское хозяйство) к концу XIX в. Экономическое развитие США в конце ХIХ – начале ХХ вв. Создание крупных монополий в промышленности.

Гражданская война и Реконструкция. Президентство Т. Рузвельта. Основные черты внешней политики США и направления американской экспансии. «Американская система» и Европа. США накануне мировой войны.

VIII . XX ВЕК В ЕВРОПЕЙСКОЙ И МИРОВОЙ ИСТОРИИ
Мир накануне первой мировой войны. Темпы развития, социальные, политические и экономические изменения.

Первая мировая война: причины, участники, соотношение сил, главные события и итоги. Страны Западной Европы и США в годы первой мировой войны и в 1918 году. Появление и развитие фашистского движения. Социальная и экономическая политика фашизма. Коммунистический интернационал и идея мирового революционного кризиса.

«Великая депрессия». Мировой экономический кризис конца 20-х – начала 30-х гг. и его проявление в различных странах.

Обострение противоречий и проблема сохранения мира. Причины и начало Второй мировой войны. Основные события второй мировой войны и ход военных действий. Успехи Германии в первый период войны. Перелом в пользу союзников. Поражение Германии и капитуляция Японии. Окончание войны и перспективы послевоенного устройства.

Мир после второй мировой войны. Раздел Германии и политика бывших союзников. Версальско-Вашингтонская система. Складывание биполярного мира. «Экономическое чудо» в ФРГ, Италии. Причины начала «Холодной войны». Создание НАТО и Организации стран варшавского договора. Распад мировой колониальной системы. Капитализм и социализм: две идеологии, две экономики? Деятельность ООН в период международной напряженности. Напряжение и разрядка. Интеграция Европы: цели и основные этапы.

Распад коммунистического блока. Югославия. Образование единого германского государства. Усиление США как супердержавы. Страны бывшего соцблока: проблемы и пути их решения. Страны «Третьего мира» и их роль в развитии мировой истории.

Развитие технологий и модернизация стран Европы и Америки. Социально-экономическое развитие и научно-техническая революция. Гонка вооружений, исследования космоса, Интернет и технологии. Глобализация и глокализация.

Основные тенденции развития культуры и искусства в ХХ веке. От модерна к постмодерну: новые стили и направления в искусстве. Тоталитарная культура. Массовая культура и рок-движение. Глобализация культуры, место и роль национальных традиций в современной культуре.


8.8. Образовательные технологии


В процессе освоения дисциплины применяются следующие такие образовательные технологии как: технологии объяснительно-иллюстративного обучения и проблемного обучения; неимитационные технологии - лекция-визуализация, проблемная лекция; на семинарских занятиях могут применяться имитационные технологии - профессиональные игры.
    1. Методические рекомендации преподавателю


Чтение лекций и проведение семинаров по дисциплине проводится в соответствии с используемыми образовательными технологиями (часть 8 программы данной учебной дисциплины) и формами и методами обучения, в том числе интерактивными методами, способствующими формированию компетенций у студента (раздел 3 программы учебной дисциплины). Это позволит наиболее эффективно освоить дисциплину.
    1. Методические указания студентам


При освоении дисциплины «Всеобщая история» студенты должны использовать не только лекционный материал и анализ источников и конкретных исторических ситуаций на семинарах, но активно вести самостоятельную работу: изучать дополнительную литературу, а также литературу, не указанную в перечне, более подробно раскрывающую темы дисциплины; использовать полученные знания на семинарских занятиях.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница