Рабочая программа дисциплины теория и история дипломатии Направление подготовки 031900 Международные отношения




Скачать 456.99 Kb.
страница1/3
Дата07.08.2016
Размер456.99 Kb.
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского

Институт истории и международных отношений

«УТВЕРЖДАЮ»


Проректор по УМР,

профессор_______Е. Г. Елина


"_____"__________________2014 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Теория и история дипломатии
Направление подготовки

031900 – Международные отношения

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



Очная
Саратов

2014


  1. Цели освоения дисциплины:

Дисциплина «Теория и история дипломатии» предполагает формирование у студентов исторического сознания и мышления, вооружение их современными научными знаниями об основных этапах и важнейших тенденциях развития дипломатии. Центральное место при её изучении занимает анализ особенностей современной теории дипломатии как науки и искусства, а так же ознакомление с основным категориальным аппаратом дипломатической теории.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Базовая дисциплина профессионального цикла. Курс «Теория и история дипломатии» читается в параллели с курсом «История международных отношений и внешней политики России», как базовым, и служит важным дополнение к нему, способствуя формированию у студентов целостного видения истории международных отношений.

Структура учебного курса составлена таким образом, что предполагает возможность глубокого освоения материала с использованием историко-сравнительных методик, позволяющих наиболее вероятно проследить процесс преемственности внешнеполитической мысли с учетом накопленного и освоенного материала, составляющего основную базу дипломатического менталитета в целом. Расположение тем подчинено историко-хронологическому и логическому изложению теории и истории дипломатии.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины «Теория и история дипломатии» обучающийся должен:

уметь системно мыслить, иметь способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, уметь выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем (ОК-1);

уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства ( ОК-6);

уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

иметь навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применении своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОК-9);

иметь способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

иметь способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

быть способным понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-16);

понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-17);

осознавать роль гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-19);

быть мотивированным на решение практических задач, нахождение нестандартных интерпретаций международной информации( ОК-22);

быть готовым и стремиться к совершенствованию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-25);

иметь стремление к непрерывному самообучению и саморазвитию (ОК-28);

иметь настрой на развитие креативности мышления, профессиональной инициативы, инициацию позитивных перемен (ОК-30);

быть готовым принять на себя ответственность и проявить лидерские качества (ОК-32);

уметь применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач (ПК-2);

быть готовым включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы МИД России, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации( ПК-4);

уметь исполнять поручения руководителей в рамках профессиональных обязанностей на базе полученных знаний и навыков (ПК-9);

иметь навыки рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта (ПК-10);

быть готовым исполнять организационно-технические функции и решать вспомогательные задачи в интересах обеспечения работы коллектива в целом под руководством опытного специалиста (ПК-13);

уметь работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-14);

обладать навыками работы с аудиторией, в том числе зарубежной (ПК-15);

уметь выполнять функции ассистента в организации преподавательской деятельности по профилю образования (ПК-16);

быть готовым и иметь навыки вести учебно-вспомогательную и учебно-аналитическую работу (ПК-17);

знать и понимать логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности (ПДК-2);

уметь и иметь навыки слежения за динамикой основных характеристик среды международной безопасности и понимать их влияние национальную безопасность России (ПДК)-3;

понимать структуру глобальных процессов научно-технологических инноваций и перспектив изменения в них места и роли России (ПДК-4);

ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимать механизмы взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики (ПДК-5);

знать правовые основы международного взаимодействия, понимать и уметь анализировать их влияние на внешнюю политику России и других государств мира (ПДК-6;

понимать теоретические и политические основы правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека (ПДК-7);

понимать основы регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов (ПДК-8);

знать и понимать основные теории международных отношений, отечественных и зарубежных теоретических школ (ПДК-9);

владеть основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций (ПДК-10);

уметь профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции Российской Федерации по основным международным проблемам (ПДК-12);

знать и понимать основные направления внешней политики ведущих зарубежных государств, особенности их дипломатии и взаимоотношений с Россией (ПДК-13);

знать этапы становления и понимание тенденций развития Содружества Независимых Государств (ПДК-14);

владеть политической и правовой спецификой положения регионов России и зарубежных стран в отношениях между государствами и понимать возможности и ограничения трансграничных и иных международных связей регионов (ПДК-15).
По итогам изучения курса обучающийся должен:

Знать:


  • основные категории и понятия дипломатии;

  • принципы, формы и методы современной дипломатии;

  • органы внешних сношений государства, их назначение, задачи, организацию, персонал, роль и функции различных ведомств РФ в подготовке и принятии внешнеполитических решений.

Уметь:

  • использовать нормативные, руководящие и методические документы по организации дипломатии;

  • использовать знания и навыки по подготовке и проведению основных протокольных мероприятий дипломатии;

  • разрабатывать основные документы в рамках дипломатической службы.

Владеть:

  • необходимыми теоретическими знаниями, включающими в себя основные направления и формы дипломатии, содержание и особенности консульской деятельности, их правовую основу; роль и место дипломатического протокола в дипломатической практике, основные мероприятия протокола в различных формах дипломатической деятельности.

  • навыками самостоятельного определения места и роли в современном мире событий, связанных с особенностью статуса иностранных граждан и его регулирования международно-правовыми нормами.



4. Структура и содержание дисциплины «Теория и история дипломатии»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы или 144 часа.


4.1. Структура преподавания дисциплины




п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)


Лекции

Семинары.

Самостоятельная раб студ.




1

Предмет, объект, струк-тура курса “Теория и история дипломатии”. Понятие профессиональ-ной дипломатии.

3

1

2

2

2




Устный опрос

2

Дипломатия Древнего Востока

3

2

2

2

2




Устный опрос

3

Дипломатия в системе межгосударственных отношений Древней Греции.

3

3

2

2

2




Устный опрос

4

Римская держава и окружающий мир: дип-ломатические аспекты отношений.

3

4

2

2

2




Устный опрос

5

Дипломатия европейс-кого средневековья

3

5

2

2

2




Устный опрос

6

Дипломатические связи стран Востока в средне-вековый период

3

6

2

2

2




Устный опрос

7

Дипломатия в начале Нового времени

3

7

2

2

2




Устный опрос

8

Дипломатия в период становления Вестфальс-кой системы междуна-родных отношений

3

8

2

2

2




Устный опрос

9

Принципы суверенитета и дипломатия конца XVIII – начала XIX вв.

3

9

2

2

2




Устный опрос

10

Особенности дипломатия в Венской системе меж-дународных отношений

3

10

2

2

3




Устный опрос

11

Дипломатия эпохи на-циональных войн и “на-циональной политики”

3

2

2

2

3




Устный опрос

12

Завершение дипломатии-ческой борьбы за раздел мира

3

12

2

2

3




Устный опрос

13

Международные конф-ликты и кризисы периода Первой Мировой войны: дипломатические аспекты.

3

13

2

2

3




Устный опрос

14

Характерные особеннос-ти функционирования советской и российской дипломатической службы в XX-XIX вв.

3

14

2

2

3




Устный опрос

15

Дипломатические кон-такты

3

15

2

2

3




Устный опрос

16

Дипломатический корпус зарубежных стран.

3

16

2

2

3




Устный опрос

17

Дипломатические беседы

3

17

2

2

3




Устный опрос

18

Дипломатические доку-менты и дипломатии-ческий язык

3

18

2

2

3




Устный опрос




Аттестация



















Экзамен 27




Всего часов







36

36

45




144


4.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Предмет, объект, структура курса “Теория и история дипломатии”. Понятие профессиональной дипломатии.

Теория и история дипломатии как учебная дисциплина.

Структура и периодизация курса. Современная дипломатия как наука и искусство: связь времен и социального опыта. Дипломатия и международные отношения: общее и особенное. Место теории и истории дипломатии в системе исторических и политических наук. Роль и значение дисциплины в подготовке специалистов по международным отношениям.

Определение профессиональной дипломатии и её характеристика. Требования к профессиональным дипломатам. Характер дипломата. Дипломатические привилегии и иммунитеты.



Тема 2. Дипломатия Древнего Востока. Политические традиции Древнего Востока.

Древний Египет. Поучения Гераклеопольского царя своему сыну. Поучение Птахотепа. Речение Ипусера.

Древняя Мессопотамия. Эль-Амарнская дипломатическая переписка (XV – XIV вв. до н.э.). Договор Рамсеса II с Хаттушилем III (1278 г. до н.э.). Международная политика Ассирии в VIII – VII вв. до н. э. Внешняя политика и дипломатия Ашурбанипала (668 – 626 гг. до н.э.).

Древняя Индия. Политическая мысль древнеиндийского общества. Представление о дхарме и государе как ее хранителе. Внутренняя и внешняя политика государства. Правила дипломатической деятельности. Законы Ману о дипломатах и их деятельности.

Древний Китай. Конфуций: cоветы по управлению страной. ”Семейная” модель общества и государства. Тезис о “небесном мандате” и сакрализация императорской власти. Культ предков и учение о ритуалах. Идеал совершенного человека и политические отношения. Теория государственного управления. Роль закона в регулировании государственной жизни. Конфуцианско - легистский синтез и основные компоненты китайской политической традиции. Стратагемное мышление и опыт межгосударственных отношений.

Тема 3. Дипломатия в системе межгосударственных отношений Древней Греции. Античная цивилизация и ее особенности. Античность как периферия Востока. Эллины и варвары – этнические и политические представления. Зарождение дипломатии в гомеровской Греции (XII – VIII вв. до н. э.).Дипломатия в классический период древнегреческой истории (VIII – IV вв. до н. э.). Полис как основная форма социальной организации. Единство всех сфер общественной жизни. Полисная демократия, ее основные черты. Характер и принципы межполисных отношений. Проксения. Амфиктионии. Договоры и союзы. Послы и посольства. Проект Перикла о созыве панэллинского мирного конгресса (448 г. до н. э.). Пелопонесская война в описании Фукидида как первая попытка осмысления характера и смысла межгосударственных отношений в Древней Греции (431-404 гг. до н. э.).

Государство, политические отношения и дипломатия в трудах древнегреческих мыслителей. Гераклит: правление “лучших”, оптимальная форма государственного правления, роль закона в жизни общества. Демокрит: государство как “общее дело” граждан. Политический идеал в межполисных отношениях. Софисты: учение о формах государства, способах управления обществом и принципах межгосударственных отношений. Платон: учение о происхождении государства, причинах смены его форм, проектах идеальных вариантов государства, представление об организации и значении правосудия, в том числе и в межполисных отношениях. Аристотель: классификация форм государства, учение о смешанной форме как наилучшей. Полития как идеальный вариант организации общества. Отношение к войне и миру.

Греко – персидские отношения как доминанта древнегреческой истории. Филократов мир (346 г. до н. э.). Дипломатические письма македонского царя Филиппа II к афинскому народу. Коринфский конгресс (338 – 337 гг. до н. э.). Судьба греческого универсализма. Александр Македонский и проблема мировой державы. Феномен эллинизма как синтеза Востока и Запада и его дипломатическая практика.
Тема 4. Римская держава и окружающий мир: дипломатические аспекты отношений. Основные черты римской дипломатии в период Республики. Дипломатические органы и практика. Процедуры объявления войны и заключения мира. Проблема союзников и “союзническая война”. Расширение международных связей Рима в III – IV вв. до н. э. Дипломатическая составляющая Пунических войн. Дружественный союз Ганнибала с македонским царем Филиппом V. Дипломатическая победа римлян в Греции. Замысел Ганнибала об окружении Италии. Дипломатия римлян в борьбе с македонским царем Персеем (II век до н. э.). Переговоры римского легата Марция. Дипломатическая победа римлян в Египте и в Ахейском союзе. Выступление римских послов на общесоюзном собрании греков в Коринфе. Поражение ахеян (146 г. до н. э.) и покорение римлянами Греции. Дипломатия Юлия Цезаря в Галлии (58 – 51 гг. до н. э.).

Организация дипломатического аппарата в эпоху Империи. Римская дипломатия в эпоху Октавиана Августа. Дипломатические действия Рима на Востоке в I веке нашей эры. Соглашение по армянскому вопросму между Римом и Парфией (66 г.). Связи Рима с Китаем (I – II века нашей эры). Договоры Рима с Сасанидами (III – VI вв. н.э.).

Внутренняя дипломатия. Союзные договоры с варварами (IV – V вв. н. э.). Профессия дипломата, риторско-дипломатические школы.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница