Рабочая программа дисциплины «риторика» Уровень высшего образования Бакалавриат направление подготовки 031300. 62 Журналистика



страница1/5
Дата14.08.2016
Размер0.96 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (НГУ)
Факультет журналистики

Кафедра теории и истории журналистики

Утверждено

«29» августа 2014 г.

Декан ФЖ
____________О.Д.Журавель
Рабочая программа дисциплины

«РИТОРИКА»

Уровень высшего образования

Бакалавриат

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

031300.62 ЖУРНАЛИСТИКА






Автор: д.филол.н., профессор Ю.В. Шатин





Общая трудоемкость дисциплины

в зачётных единицах

2




в часах

72




Аудиторная работа (в часах):

48




Лекции

32




Практические занятия

16




Самостоятельная работа (в часах):

20




Контактные консультации

3




Контактная работа

52




Форма итоговой аттестации по дисциплине

Зачёт

1 ч.




Новосибирск

2014


  1. Цели и задачи освоения дисциплины.

Целью учебного курса «Риторика» является обучение студентов теоретическими основам риторики, а также искусство владения различными видами устной и письменной коммуникации.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:



  • дать студентам прочное знание основных категорий риторики

  • сформировать навыки владения различными формами монологической и диалектической речи

  • добиться активного владения основными терминами риторики в рамках «Риторического словаря» Т.Г. Хазачерова

  • способствовать включению риторического контекста в общекультурный тезаурус бакалавра.




  1. Место курса в структуре образовательной программы.

Учебный курс «Риторика» относится к вариативной части Гуманитарного, социального, экономического цикла (Б.1.В.ОД.1).

Курс риторики является частью программы подготовки бакалавров по специальности «Журналистика» и имеет целью, с одной стороны, поддержку дисциплин общефилологического цикла, а с другой, профессиональное владение законами, правилами и навыками риторики в сфере медиапространства с учетом письменной и устной составляющей данной дисциплины. Качество подготовки обеспечивается как непосредственным содержанием лекционного курса и системы семинарских занятий, так и межпредметными связями с дисциплинами гумантарного цикла. Изучение риторики на факультете журналистики предполагает обращение к дисциплинам логики и психологии, «Основы теории коммуникации», «Стилистика и литературное редактирование», которые изучались на предшествующих курсах.

Данный курс позволяет студентам получить знания, а также сформировать навыки и умения, которые помогут им создавать монологические тексты различных жанров и организовывать различные виды коммуникации в медиапрастранстве.

Освоение данного курса является необходимой основой для завершения дипломного сочинения и успешной сдачи государственного экзамена по специальности.



3. Требования к уровню осовения содержания курса.
В соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по данному направлению, в результате изучения курса «Риторика» бакалавр должен иметь следующие компетенции:

а) общекультурные (ОК)

готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);

способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);

способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10);

готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11);

общенаучными:

способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);



инструментальными:

свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного–национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций (ОК-17);



б) профессиональные (ПК):

cоциально-организаторская деятельность:

организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в разных формах, устанавливать коммуникативно-информационные связи, используя различные медийные средства и новейшие технологии (ПК-55);

участвовать в обеспечении общественного резонанса публикаций, передач (ПК-56);
В результате освоения курса обучающийся должен:

Знать:


  • Основные теоретические категории классической и новой живой риторики

  • Основные этапы эволюции риторики от Платона и Аристотеля до наших дней

  • Основные работы по риторике и ораторскому искусству

Уметь:

  • Оценивать качество журналистских материалов с точки зрения риторики

  • демонстрировать знания современной риторической теории в динамике ее развития;

  • Создавать креативные тексты различных жанров журналистики

  • Владеть: методами и приемами риторического анализа; коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими нормами, принятыми в разных сферах устной и письменной коммуникации;

  • уметь адекватно использовать их в процессе производства медиапродукта.

При переходе от обучающей к научно-исследовательской деятельности, включающей написание курсовой работы и выпускной квалификационной работы бакалавра, курс риторики предполагает владение следующими компетенциями:

- навыками самостоятельного исследования устной и письменной коммуникации с изложением выводов, базирующихся на логике и теории аргументации;

- навыками квалификационного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов теоретических работ по риторике с учетом отечественного и зарубежного опыта.

При переходе к прикладной деятельности после окончания курса риторики бакалавр должен обладать следующими компетенциями:

- способностью создавать, редактировать и реферировать различные типы текстов официально-делового и публицистического стиля;

- способностью трансформировать различные типы текста (с изменением жанра, стиля или целевого воздействия на разные типы аудитории);

- умением планировать и осуществлять публичные выступления с применением навыков ораторского искусства, приобретенных в процессе теоретического и практического изучения риторики.
4. Структура и содержание курса «Риторика»

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость составляет 2 зачетные единицы (72 часа), включая 32 часа лекций, 16 часов практических занятий, 20 часов отводится на самостоятельную работу, 3 часа – контактные консультации.

Итого: аудиторных часов – 48,

Контактная работа со студентами – 51 час и 1 час – зачет.


4.2. Учебно-тематический план




Темы занятий

сем

Недели сем.

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов


Сам.

Раб.


Форма текущего контроля (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации



Лекц

Сем.

1.

Возникновение и развитие риторики

8

1

2




1

Собеседование



2.

Психологические основания современной риторики.

Проблемы риторики в 1-ой книге труда Аристотеля.

Написание эссе на историческую тему


8

2

2

2

1

Проверка


конспектов

3.

Логические основания современной риторики

8

3

2




1

Коллоквиум


4.

Место современной риторики в ряду лингвистических дисциплин.

Изучение второй книги «Риторики»Аристотеля.

Написание эссе на тему литературы и искусства

8

4

4

2

2

Анализ творческих работ



5.

Паралингвистические средства риторического воздействия.

8

5

2



1

Собеседование


6.

Роль аудитории в риторическом процессе.

Вопросы риторики в 3-ей книге работы Аристотеля.

Написание эссе на тему научно-технического прогресса

8

6

2

2

1

Проверка конспектов


7.

Риторика монологических дискурсов. Типы монологических дискурсов.

8


7


2



1


Собеседование



8.

Риторика диалогических дискурсов. Типы диалогических дискурсов.

Теоретическое значение работы Р.Барта «Война языков» для современной риторики.

Написание эссе на тему морали.


8

8

2

2

2

Проверка конспектов



9.

Риторическое обеспечение рекламы

8

9, 10

4



1


Коллоквиум



10.

Риторическое обеспечение переговоров.

Значение работ Льежской школы в области неориторики.

Написание эссе с использованием риторики парадокса


8

11, 12

4

2

2

Анализ творческих работ



11.

Риторика спич-райтинга. Журналист и спич-райтер.

8

13

2



1

Собеседование


12.

Спин-доктор и журналист в процессе коммуникативного взаимодействия.

Проблемы риторической коммуникации в работах Е.Н.Зарецкой.

Эссе «Риторический портрет современного политического деятеля»


8

14

2

2

2

Проверка конспектов



13.

Риторическое обеспечение психологического оперирования. Риторика информационных и психологических войн.

8

15

2




2


Коллоквиум

14.

Риторика и ее рольв электоральном процессе.

Спицифика отечественной риторики в работах А.К.Михальской.

Риторика публицистического стиля в эссе о молодежной культуре.


8

16

2

2

2

Анализ творческих работ.





Итого:





32

16

20

зачет




4.3. Темы лекционного курса
1. Возникновение и развитие риторики. Два типа риторики (2 ч.)
Роль Сократа в становлении греческой риторики. Платон. Академия. Учение Платона об идеях. Понятие истины (alethea) как содержательная основа риторики. Риторика и диалектика. Протагор и софисты. Риторика как агонистика. Отрицание диалектики софистами. Борьба с идеями Академии.

Риторика как красноречие и риторика как теория аргументации. Логография Исократа и логика Аристотеля. Риторика Аристотеля. Место риторики Аристотеля в ряду других наук.

Развитие риторики в Древнем Риме. Атическая и Азианистская риторики. Цицерон и Даонисий Галикарнасский. «Умиротворение» риторики Октавианом Августом. Канонизация классической риторики. Труды Квинтилиана об ораторском искусстве. Пять элементов риторического акта. Хрия как сложный вид риторической диспозиции.

Кризис классической риторики в эпоху Просвещения. Критика риторики Ж.-Ж. Руссо и И.Кантом. «Блеск и нищита риторики» (Ц.Тодоров) в XIX веке. Возрождение агонистики в американской культуре XIX века. Проникновение идей агонистики в Европу в 1940-50-х гг. Синтез классической риторики и агонистики. Возникновение неориторики. Брюссельская школа Х.Перельмана. Льежская школа Ж.Дюбуа. Неориторические идеи во Франции, Англии и Германии. Понятие персуазивности.

Развитие неориторики в России (1990-2000 гг.). Неориторика в системе коммуникативных технологий.
2. Психологические основания риторики (2 ч.)

.

Учение о бессознательном как основание современной риторики. Проявление бессознательного в речи у З.Фрейда. Эдипов комплекс. Полемика К.-Г. Юнга с теорией бессознательного Фрейда. Коллективное и персональное бессознательное Юнга. Архетип и комплекс. Символическое представление бессознательного. Типы бессознательного. Экстраверты и интроверты. Теория автономного комплекса Юнга.

Теория Ж.Лакана. Бессознательное Фрейда через теорию Ф. де Соссюра. «Функция и поле речи и языка в психоанализе» (1953). Речь как механизм цензуры бессознательного. Дискурс риторики: между правдой и ложью. Паррезия и искажение истины. Топосы бессознательного в поведении субъекта и способы их обнаружения у Лакана. Формирование механизма манипулятивных технологий.

Технология принудительного выбора: одно и то же означаемое подается в виде нескольких означающих, иллюзия свободного выбора. Нулевое означаемое в агональных текстах.

Технология квази-мотивов. Введение в сознание субъекта мотивов, не связанных с реальными потребносятями. Функционирование квази-мотива как мотива реального. 4 типа формирования квази-мотивов.: репаративный, коммуникативный, идульгентный, океанический (модель Ларсена).

Технология «принципа доминанты» А.А.Ухтомского. Расшифровывая сообщение, субъект склонен интерпретировать его в наиболее выгодном для себя смысле. Рассказывая об успехах других людей, агональный коммуникант исходит из предпосылки, что большинство субъектов будут распространять это сообщение на себя. Феномен Лени Голубкова. Технология позиционирования. Встраиваясь в сознание другого субъекта, агональный коммуникант сталкивается с уже имеющейся системой стереотипов. Важно не разрушить чужой стереотип, а встроиться в него с целью переключить его потенциал на вновь вводимый стереотип. Технология латерального программирования. Скрывая основную цель агональной коммуникации, медиатор сосредотачивает внимание субъекта на второстепенных деталях, камуфлируя основной смысл.


3. Логические основания риторики (2 ч.)
Логика и риторика в плане основных единиц. Силлогизм и энтимема. Правильные и ложные силлогизмы. Энтимема как сокращенный силлогизм. Трансформация дедуктивного заключения в индуктивное. Проблематическая, аподиктическая и ассерторическая модальности и их использование при создании энтимем.

Энтимема и ее виды: доксы и парадоксы. Риторика как доксологическое и как парадоксологическое мышление. «Война языков». Энкратический и акратический языки в концепции Р.Барта. Разделение языков и их война в современном медиа пространстве. Специфика проявления энкратического и акратического языков в различных типах медиапространства: печатная продукция, радио, телевидение, интернет.

Два типа аргументации. Обнаружение аргумента и изобретение аргумента. Топика Аристотеля как способ обнаружить место аргумента. Редукция топосов Аристотеля у Квинтилиана. Четыре основных типа топоса. Строение аргументации: тезис и гипотезис. Шесть типов гипотезисов: действующие лицо, действие, время, место, причины, начальные условия.

Изобретение аргумента; использование трех типов аргументов: аргументы со скрытым условием, аргументы с дополнительным условием, аргументы со сменой наименования.

Пять приемов «уловок» в софистической аргументации: post hoс ergo propter hoс; квезгиция; petito principi; амбегю (эквилокация и амфиболия); игнорация.

Три способа представления аргументации: поиск единственного аргумента; поиск оптимального аргумента; поиск исчерпывающего деления аргументов.


4. Место риторики в ряду лингвистических дисциплин (4 ч.)
Риторика как языковая компетенция и как коммуникатвная стратегия. Четыре уровня языковой компетенции личности: лингвистическая, стилистическая, риторическая, поэтическая. Отличие риторики от стилистики. Два специфических способа создания языковой креативности: риторика и поэтика.

Риторика как коммуникативная стратегия. Теория коммуникативного события. Различение коммуникации события и коммуникативного события. Коммуникативное событие как особый способ организации языка с целью придания обычным фактам статуса события. Т. ван Дейк о коммуникативном событии. Работа Н. Феаклоу «Медиа – дискурс» и ее роль в становлении теории коммуникации. Подмена коммуникативного события событием коммуникации как скрытый агональный прием.

Приемы коммуникативного воздействия с использованием средств языка в современной риторике. Прием скрытого перформатива. Теория перформатива в работе Д. Остина «Как делать вещи посредством слов». Эквиакциональность, эквитемпоральность и компетентность как признаки перформатива. Открытый и скрытый перформатив. Использования скрытого перформатива в манипулятивной риторике. Сублимальный (подпороговый) смысл скрытого перформатива.

Прием игры на несовпадении суггестии и рационализации. Асимметрия полушароий головного мозга как основание разграничивать суггестию и рационализацию. Ю. Н. Тынянов о лингвистических механизмах убеждающего и разубеждающего слова. Ирония как принцип разубеждающего дискурса.

Прием повышенной коннотации высказывания. Денотат и коннотат. Традиционные языковые средства коннотации высказывания. Фигуры неориторики, усиливющие эффективность сообщения (по Т. ван Дейку): обощение, приведение примера, усиление, уступка, контраст, сдвиг.

Агональная коммуникация как работа на границах различных функций языка, не только транслирующих информацию, но и обусловливающих эффекты перцепции и интеракции.


5. Паралингвистические средства риторического воздействия (2ч.).
Соотношение лингвистики и парлингвистики в риторике. Вербальный и телесный язык. Необходимость телесного языка. Типология знаков (по Ч. Пирсу) как основа выделения средств телесного языка. Индексальные и иконические знаки, их роль в формировании и использовании телесного языка.

Интонация и молчание – реалзация индексальной системы телесного языка. Коннотативность и ее возможности передавать информацию. Биты и мемы как единицы словесного и телесного языков. Повышенная коннотативность интонационного кода в русском языке. Различная роль интонации в риторике и актерском искусстве.

Молчание как коммуникативный приём. Типология молчания (классификация Э. Эстерберг). Коммуникативная и эстетическая функции молчания. Парадигматика и синтагматика типов молчания. Риторические резервы молчания.

Жест, мимика, визуальный контакт и проксемика: их семиотическое различие. Аффективный жест как средство риторического воздействия. Связь языка жестов с характером вербального языка. Жест как носитель информации. Специфика жестов в ораторском и актерском искусстве.

Мимика, ее персонализированный характер. Мимика и маска: их противоположный смысл. Передача информации с помощью мимики. Визуальный контакт и его риторическое значение. Связь визуального контакта с типом культуры.

Проксемика и ее роль в воздействующей коммуникации. Типология проксемических отношений (по А. Пизу). Возрастание риторического значения проксемики при переходе от интимной зоны к зоне общественной. Критика традиционной проксемической теории в трудах У. Эко. Роль проксемики в коммуникации представителей различных типов культуры. Изменения проксемических отношений как слом культуры в России после Октябрьского переворота.


6. Роль аудитории в риторическом процессе (2ч.).
Резервы риторического воздействия на аудиторию: жажда новой информации, апперцеция, самоактуализация через речь другого. Создание положительного прагматического фона в процессе риторической коммуникации, изменение мотивов воздействия оратора на аудиторию в неориторической теории. Трансформация коммуникации события в коммуникативное событие. Способы организации коммуникативного события для разных типов аудитории.

Проблема риторического тезауруса в работе Д. Маколли. Риторический тезаурус как средство управления аудиторией в различных видах прикладной риторики: реклама, психологическое оперирование, электоральный процесс и т.д. Риторический тезаурус и медиа – пространство. Учет тезауруса в процессе производства медиа – текстов. Возрастные, гендерные и социальные особенности групп воздействия как основные признаки, дифференцирующие типы риторических тезаурусов. Индивидуальный риторический тезаурус и его использование в воздействующей коммуникации.

Принцип самоактуализации в пирамиде потребностей А. Маслоу. Роль слова в самоактуализации реципиента. Слово как генератор смысла экзистенции человеческой личности.

Технологические проблемы восприятия «чужого» слова в процессе риторической коммуникации. Слышание и слушание. Механизмы взаимоперевода языка оратора на язык аудитории. Способы измерения риторического воздействия для различных типов медиа - сообщений.


7. Риторика монологических дискурсов (2ч.)
Риторический дискурс как текст и как коммуникативное событие. Принципы и основания классификации риторических дискурсов. Классификация Аристотеля по премету речи. Различные отношения времени события ко времени говорения в системе Аристотеля. Отказ от классификации Аристотеля у теоретиков Древнего Рима. Классификация Квинтилиана по способу речи, связанному с употреблением тех или иных риторических фигур. Достоинства и недостатки классификации Квинтилиана. Классификация Д. Кинневи по цели речи.

Три вида монологических дискурсов. Связь монологических дискурсов с тремя парадигмами мышления И. Канта. Информативный дискурс. Знание как проблема философии и риторики. Объективный характер знания. Общезначимость и системность знания, его отражение в информативном дискурсе. Метаязыковая природа информативного дискурса.

Эмотивный дискурс и его специфика. Субъективная природа и экзистенциальный характер данного дискурса. Суггестивный язык эмотивного дискурса. Связь эмотивного дискурса с мифололгическим мышлением. Современная мифология как материал для формирования и разяития эмотивных дискурсов. Соотношение информативного и эмотивного дискурсов в современном медиа – пространстве.

Фигуративный дискурс и его особенности. Интерсубъективность фикуративного дискурса. Принцип «коммуникации некоммуницируемого»

(М. К. Мамардашвили) в данном типе дискурса. Креативность языка фигуративного дискурса, его риторическая эксклюзивность. Соотношение стихотворной и прозаической речи в фигуративном дискурсе. Риторические пределы фигуративного дискурса, риторика и поэтика.
8. Риторика диалогических дискурсов (2ч.).
Диалог как предмет риторики и тхнологии коммуникации. Отличие диалога в грамматике и риторике. Принцип котраверсии в диалогической риторике. Три типа диалогических дискурсов. Диалектический тип дискурса. Принцип риторического согласия. Учение Сократа о майевтике и ее использование в диалектичском дискурсе. Область применения диалектического дискурса.

Эристический дискурс. Победа над соперником как основная цель эристики. Убеждение, а не доказательство – главное орудие эристического дискурса. Приемы эристического дискурса: reductio ad absurdum, ad hoc ad hominem, возвратный удар, подхватывающая реплика.

Софистический дискурс. Сознательное введение оппонента в заблуждение как цель софистического спора. Логико – языковые приемы софистического дискурса (по Кинневи): The card stacking Device, the name calling Device, the glittering generality Device, the transfer Device, the testimonial Device, the killing with kindness Device. Психологические приемы софистического спора: огульный вопрос, высокомерный ответ, отвлекающий маневр, игра на чувстве ложного стыда, психологическое давление, ложное притворство. Область применеия софистического дискурса в современой коммуникативной практике. Роль журналистики в раскрытии приемов софистического дискурса и мехнизмов его использования.
9. Риторическое обеспечение рекламы.
Реклама как информативный и как эмотивный типы дискурса. Связь рекламы с современным товарным мифом. Товарный миф и роль социолекта в его функционировании. Габитус П. Бурдье и специфика социолектов различных групп. Использование языковых различий в производстве и трансляции товарных мифов. Роль различных карт мира в восприятии рекламных сообщений.

Магия рекламного мифа как превращение акта потребления в культуру. Реклама как особый вид символических сообщений. Трансляция не потребительских, но имиджевых свойств товара. Бренд. Создание бренда, его узнаваемость, транслируемость бренда. Бренд как потребление.

Принцип социального доказательства Р.Чалдини и его роль в рекламе. Связь рекламы и психодраматического действия. Реклама — вклад в торговую марку. Общее и различное в способах риторической коммуникации бренд-менеджера и политика.

Переход от брендинга к позишинингу как изменение риторической стратегии рекламы. Россер Ривз о трех принципах позиционирования: идея выгоды приобретения товара; идея отстройки от конкурентов; идея постоянного расширения сегмента потребителей товара. Д. Траут и пять риторических процедур позиционирования: идентификация, персонификация, создание и нименование типового продукта, смена наименований, репозиционирование категори. Четыре этапа пошаговой модели дифференцирования товаров: а) определение смысла в контексте; б) поиски дифференцирующей идеи; в) нахождение свидетельств; г) коммуникации относительно отличий.

Семиотика рекламы. Синтактическая формула рекламного сообщения AIDA (attention – interest – desire – action). Возможные затруднения при переходе от предыдущего элемента к последующему и способы его преодоления. Семантика рекламы: вещественная и магиеская функции в рекламном сообщении. Роль языковых и паралингвистических знаков в усилении магической функции рекламного дискурса. Прагматика рекламного сообщения: соединение идей свободы и счастья в акте приобретения товара. «Реклама объединяет в брачный союз такие вещи, которые при других обстоятельствах просто не сошлись бы друг с другм» (У. Черчилль).

Основные психологические приемы, используемые в риторике рекламного сообщения: латеральное программирование, внушение, создание позитвного прагматического фона, изменение точки зрения клиента, использование сверкающих обобщений.

Построение рекламного сообщения. Соотношение этоса, логоса и пафоса в рекламе. Принцип рамки рекламного сообщения. Три типа рекламных сюжетов: «сладкие», шоковые и прадоксальные. Смена типов как показатель развития рекламного дискурса.

Стилистика рекламы. Метафора и метонимия – основные фигуры рекламного текста. Р. Барт о принципах различения метафорики и метонимики рекламы. Фигура символа и ее место в рекламных сообщениях. Гипербола, литота, контраст, перефраз и каламбур в рекламе. Допустимость эвфемизмов в рекламе.

Специфика различных видов рекламы. Использование принципов нейролингвистического программирования в разных видах рекламы. Преимущества и недостатки отделно взятого вида рекламы.

Специфика печатной рекламы. Связь длины рекламного текста с товарными свойствами продукта и аудитории, для которой предназначен товар. Построение печатного текста: роль заголовка. Распределение словесного материала между абзацами, значение настоящего времени.

Особенности телевизионной рекламы: краткость, наглядность, изобразительность. Роль заголвка, энергичность действия. Сочетание равлечения и убеждения. Наибольшая нагрузка на видеоряд. Сращение персонажа с рекламируемым товаром (по Д. Огилви). Основные психологические, риторические и стилевые ошибки современной российской телерекламы, способы их коррекции.

Специфика радиорекламы. Звучащее слово – строительный материал радиорекламы. Принципы минимакса рекламного радиосообщения. Жанры радиорекламы. Фабульные схемы, организующие сообщение в радиорекламе. Эффект присоединения слушателя и способы его достижения.

Риторические особености рекламы по почте (direct mail).Отличие рекламы по почте от спама. Персонализация сообщений в данном виде: точный учет адресата и непосредственно личное обращение. Проблема коммуникативного голода и ее решение с помощью рекламы по почте.

Щитовая реклама. Соотношение слова и изображения в щитовой рекламе. Слово как смысловая доминанта, подчиняющая изображение. Афористичность стиля в щитовой рекламе.

Интернет – реклама. Динамичность вида, безграничная возможность инноваций, интерактивность коммуникации. Интернет – реклама в настоящем и будущем.
10. Риторическое обеспечение переговоров (4ч.)
Тоталитарная и толерантная модели общественного устройства. Устранение различий и управление различиями как основные механизмы социальной регуляции. Переговоры – основной способ управления различиями. Гарвардский проект: теория принципиальных переговоров У. Юри. Три уровня переговоров: договоренности в повседневной жизни, переговоры, предполагающие заключение соглашения, профессиональная деятельность переговорщика.

Психологические основы переговоров. Учет языковой картины мира оппонента, различия языков, различия социолектов, различия идеолектов. Принцип присоединения к позиции партнера. Механизмы защиты от скрытой речевой агрессии. Молчание как психологический прием в переговорном процессе. Деликатный нажим.

Логические основания переговоров. Разграничение цели и причины. Принцип «ограниченной рациональности». Зависимость принципа «ограниченной рациональности» от этнокультурных особенностей. Этнометрическая шкала Гоффстеде. Принцип усиленного аргумента. Оптимизация техники вопросов.

Проблема понимания в переговорном процессе. Феноменологический аспект переговоров. Интенсификация понимания на переговорах с помощью средств неориторики. Типы активного слушания.

Современный переговоный процесс. Основные отличия переговорной и повседневной коммуникации. Специфика риторических дискурсов на разных стадиях переговоров. Осбенности каждой стадии (модель Ч. Карраса). Роль «фейерверка ораторского искусства», использование приемов диалогических дискурсов в фазе «тяжелой торговли». Соотношение устной и письменной коммуникации в постпереговорный период.

Время и пространство в риторике переговоров. Принцип «растаявшего мороженого». Хронотоп и тайминг в переговорах. Фактор времени как гандикап одной из сторон. Официальное и фамильярное пространство переговоров.

Образ переговорщика. Переговорщик как риторически креативная фигура. Осбености речевого поведения переговорщика. Различие имиджа и роли в фигуре переговорщика. Переговоры как психодрама. Сендеры и их деятельность в переговорном процессе. Вертикальные и горизонтальные переговоры. Кокус. Разграничение понятий «победа» и «выигрыш». Механизм риторических уступок в переговорах.

Виды некоммерческих переговоров. Особенности риторики политических переговоров. Основные риторические отличия в текстах коммерческих и политических соглашений. Роль взимоприемлемого режима интерпретаций соглашений. Создание символического мира при ведении политичесиких переговоров. Пять правил построения символического мира: скрытый характер, семиотический характер, мифологический характер, создание новых стереотипов, многомерность воздействия «вертикалного» и «горизонтального» типов. Возрастание роли кокуса. Условия успеха в политических переговорах.

Риторика переговоров при приеме на работу и увольнении. Принцип риторической контекстуальности при приеме работника. Диалог менеджера с целью побуждения партнера к развернутому монологу. Конструирование вопросов для расширения диалектического диалога. Роль менеджера – терминатора в процессе увольнения сотрудника. Риторика жанра прощальной беседы. Роль эмотивного дискурса в жанре прощальной беседы. Доводы ad hoc.

Особенности риторики переговоров с террористами. Три специфические черты данного типа переговоров: действие прессинга времени, перманентное увеличение степени риска, неоднозначная интерпертация ситуации переговорщиками, террористами и средствами массовой информации. Манипулятивные приемы символическим миром террориста со стороны переговорщика. Спорность тезиса У. Юри о возможной успешности принципиальных переговоров при захвате заложников.


11. Риторика спич-райтинга. Журналист и спич-райтер (2 ч.)
Общее и различное в деятельности журналиста и спич-райтера с точки зрения риторики. Соединение кодов устной и письменой речи в работе спич-райтера.

Семь этапов создания заказной речи: уяснение общей задачи, выделение ключевых идей и слов, заготовка элементов текста, создание текста, редактирование текста, корректировка текста заказчиком, работа с заказчиком по произнесению текста.

Практика предварительного прослушивания публичной речи с учетом внимания слушателей к каждому абзацу для дальнейшей переработки. Использование лексики, фразеологии и синтаксиса писем и обращений граждан для повышения риторического рейтинга доверия.

Десять шагов к написанию хорошей речи (модель М. Аронсон и Д. Спинтера). Учет языка потенциальной аудитории с целью создания оптимальной коммуникативной среды.

Технические особенности создания речи: замена цифр числительными, подчеркивание слова, на которое падает логическое ударение, обязательность полей для вставок и редактуры, исключение большого количества местоимений, причастных и деепричастных конструкций.
12. Спин-доктор и журналист в процессе коммуникативного взаимодействия (2 ч.)
Спин-доктор как специалист по лечению события. Клака французской оперы как предшественница спина. Причины возникновения и функционирования спина в совремнном коммуникативном и риторическом контексте.

Три сферы действия спин-доктора: лечение произошедшего события, организция позитивного коммуникативного события и борьба со слухами. Лечение прозошедшего события («коррекция траектории падающего бутерброда»). Технология лечения на примере дела Моники Левински. Пять шагов «лечения события» (модель Д. Уотса): до-спин, контроль кризиса, торнадо-спин, пост-спин. Взаимодействие спин-доктора и журналиста на разных этапах.

Организация позитивного коммуникативного события («потемкинская деревня»). Элементы организации события: отбор, комбинация, градация, сценарий события, освещение события в медийном пространстве, ритуализация события. Различительные признаки деятельности спин-доктора и журналиста: цель сообщения, адресат собщения, точка вхождения в коммуникативный процесс, цель коммуникации, инстумент воздействия. Факторы успеха спин-доктора: личный авторитет, личные контакты с журналистами, знание информационной структуры.

Схема развития темы в медиа-пространстве Н. Арнольда и участие в ее развертывании спин-доктора: отрывочное сообщение о событии, появление полноценной новости, первичные комментарии, мнения авторитетных специалистов, аналитическое превращение новостного события в конфликт, разрастание и углубление конфликта, поиски оптимального решения, озвучивание решения арбитром, выработка стереотипа. Учет основных и второсепенных признаков события (модель Джемиссона – Кемпбелла).

Борьба спин-доктора со слухами. Четыре фактора эффективности слухов: активность слуха, неопределеность текущей ситуации, вероятность предсказываемых событий, вера аудитории в правливость слуха.

Три параметра для измерения негативных последствий слухов: внешние последствия, связанные с ущербом для имижда корпорации, внуренние показатели работы, нарастние внутрикорпоративных конфликтов.

Задачи спин-доктора: готовность к частому столкновению с вредными слухами, учет негативных последствий слухов, наличие предварительного плана для предотвращения слухов и борьбы с ними, усиление механизмов коммуникации с привлечением журналистов. Набор инструментов по борьбе со слухами.
13. Риторическое обеспечение психологического оперирования. Информационные и психологические войны (2 ч.)
Психологический оператор – специалист по ведению психологических и информеционных войн. Общее в психологических и информационных войнах – изменение сознания противника с целью нейтрализации враждебных действий с его стороны. Два отличия психологических и информационных войн: различие закрытого и открытого дисциплинарного пространства, различие глобальности и локальности целей в двух случаях.

Психологические войны. Теория дисциплинарного пространства М Фуко; четыре вида дисциплинарного пространства: казарма, тюрьма, закрытая школа, спецбольница. Возможность тотального контроля за сознанием личности в дисциплинарном пространстве. Десять этапов техники изменения личности: снятие идентичности, установление вины, самооправдание, тотальный конфликт и базовый страх, мягкость и возможность изменений, подталкивание к признанию, канализация вины, логическое развенчание, прогресс и гармония, окончательное закрепление свойств личности «нового человека».

Информационные войны. Медиа-пространство – территория информационных войн. Требования к построению пропагандистских сообщений (по Р. Маклорину): различения аргументации и убеждения, ясность сообщений для аудитории, усиление смысла события яркими нарративами, решение проблем потенциальной аудитории, апелляция к символам идентичности реципиентов, возбуждение страха с последующим предложением альтернативы. Главные функции пропагандистских сообщений, предназначенных для зарубежной аудитории: латеральная, семиотическая, мифологическая, риторическая, интерактивная.

Основные требования, предъявляемые к специалисту по информационным войнам: опыт создания агональных текстов, опыт административной работы, способность создавать команду и работать в ней, начальная военная подготовка, доскональное знание чужой страны и языковых компетенций различных социальных групп, способность создавать креативные модели, положенные в основу коммуникативной стратегии и специальных тактик пропаганды.


14. Риторика и ее роль в электоральном процессе (2 ч.)
Создание высоко позитивного фона кандидата – основная задача электорального технолога. Различие личного имиджа и имиджа в сознании аудитории. Три стадии индивидаульного имиджа: имитационная, действенная, жизненная. Сложность понятия электорального имиджа. Электоральный имидж как «свернутый текст» и как коммуникативная единица.

Текст имиджа как свободная комбинация разнородных характеристик, несводимых в систему. Калейдоскопичный характер электорального имиджа. Пять комппонентов имиджа: психофизический, личностно-коммуникативный, социальный, мифо-символический, профессионально-политический. Контекстные черты электорального имджа: сходства и различия с предшествующими политиками.

Многослойность воздействия электорального имиджа; имидж как меню, предлагаемое различным референтным группам. Проспективный характер создаваемого имиджа, его отличия от мифа. Электоральный имидж – миф, опрокинутый в будущее. Электоральный процесс как иформационная война с позитивной направленностью.

Три задачи имиджмейкера: формирование предварительной модели будущего имиджа, обработка кандидата с целью максимального соответствия выработанной модели, формирования коррективов с целью усиления эффективности воздействия.

Иконика имиджа, шесть компонентов иконики: мотивационный анализ, психоавтоматика, хромология, сублимальный звукоряд, геометрология (проксемика), встраивание в определенный архетип.

Имидж как коммуникативная единица. Четыре уровня взаимодействия кандидата и аудитории: удовлетворение информационных потребностей, удовлетворение оценочной функции, создание определеной картины мира, психотерапия – снятие уровня тревожности.

Политический перформанс как производство коммуникативных событий, создающих предполагаемый эффект. Имиджевая легенда – составная часть политического перформанса. Четыре модели объяснения собственного желания властвовать: модель М. Тетчер, модель Робин Гуда, модель Жанны д’ Арк, модель Б. Ельцина.

Учет местных возможностей. Восемь риторических компонентов публичной речи кандидата при «выезде на место»: резкое заявление с целью концентрации внимания аудитории, восхищение городом, поселком или окружающей природой, краткое изложение 3-4 пунктов программы и способов их реализации, объясненние, почему реализация данных пунктов улучшит жизнь этого населенногопункта, фиксация позиции кандидата на деятельносьти своего предшественника: сочетание уважения и сожаления, что не все пункты прошлых программ были выполнены, рассказ притчи или анекдота с целью присоединению к аудитории, комплимент в адрес аудитории ( прием коммуникативного обольщения), генерация уверенности в будущем успехе совместной деятельности оратора и аудитории.

Правила сохранения имиджа во время выступления на телевидении: не давать интервью неизвестному ведущему, не брать из чужих рук какие-либо документы, не кивать головой, не вырывапть микрофон из рук ведущего, не говорить со стаканом воды в руке, не отворачиваться от камеры.
4. 4. Планы семинарских занятий
1. Проблемы риторики в 1-oй книге труда Аристотеля
1. Энтимема и ее отношение к силлогизму. Почему энтимема, а не силлогизм является основной единицей риторического доказательства?

2. Чем доказательство в риторике отличается от доказательства в других науках?

3. В чем различие «технических» и «нетехнических» методов убеждения? Проблемы того и другого видов в современных медиа-текстах.

4. Каковы особенности общих и частных энтимем?

5. Из каких трех элементов слагается речь?

6. Какие три речи выделяет Арисчтотель? Укажите основания такого разделения и охарактеризуйте специфику каждого типа.

7. Каким образом риторика связана с диалектикой и софистикой? Почему в Древней Греции не могла существовать единая риторика?

8. Как особенности четырех форм правления (демократия, олигархия, аристократия и монархия) влияют на характер совещательной речи? Какая из форм правления обусловливает оптимальное развитие искусства составления совещательных речей?

9. Какие качества могут стать объектами эпидейктической речи?

10. Чем отличается построение обвинительных речей от речей защитительных? Каковы условия, благоприятствующие, по мысли Аристотеля, преступлению? В какой мере они актуальны для нашего времени?

11. В какой мере судебные речи опираются на писанные и «неписанные» законы? Что является отягчающим обстоятельством при совершении преступления?

12. Какие пять родов «нетехнических» доказательств выделяет Аристотель и каким образом предлагает ими воспользоваться?


2. Проблемы риторики во 2-oй книге труда Аристотеля
1. Каковы три причины, возбуждающие доверие аудитории к оратору? Как может ими пользоваться современный оратор?

2. Анализ чувства соревновательности (агона) и его особенностей. Как соотносится агон с чувствами зависти и презрения?

3. В чем видит Аористотель отличия нравов в юности от черт характера, свойственных старости?

4. Каким образом в Риторике определяется цель речи оратора? Каковы универсальные способы риторического доказательства, пригодные для трех родов речей?

5. Назовите существенные отличия энтимемы и примера. В каких случаях оратор пользуется тем или иным приемом? Каково соотношение энтимемы и примера в современных жанрах журналистики?

6. Какие четыре рода изречений (гномов) выделяет Аристотель? Укажите специфику каждого.

7. Назовите необходимые свойства энтимем. На каком основании Аристотель выделяет два рода энтимем?

8. С помощью каких топов строятся энтимемы, по Аристотелю? Каким образом число топов может быть сокращено в современной риторике?

9. Назовите два способа уничтожения силлогизмов и охарактеризуйте каждый.

3. Проблемы риторики в 3-ьей книге труда Аристотеля
1. В чем видит Аристотель основные причины, по которым стиль оказывается столь же важным, как и доказательство?

2. Основные отличия стиля оратора от стиля актера и от стиля поэта. Каковы основные достоинства стиля оратора?

3. Почему омонимы оказываются полезны для софиста, а синонимы для поэта? Место синонимии и полисемии в современной риторике.

4. Почему использование метафор обязательно для ораторской речи? Назовите основные отличия метафоры от сравнения.

5. Какие пять условий считает необходимым Аристотель для правильности языка оратора? Каковы причины, ведущие к неясности речи?

6. Какими свойствами должен обладать стиль оратора и какими способами это достигается? Укажите факторы, обусловливающие пространность и сжатость стиля.

7. Как стиль соотносится с родом речи? На какие различия стоит обращть внимание оратору при переводе письменной речи в устную речь?

8. Как понимает Аристотель законы построения речи? Какова роль предисловия? Чем отличается рассказ (протезис) от доказательства (пистис) в разных родах речи? Какова роль заключения, четыре части заключения, выделяемые Аристотелем, и их анализ?


4. Теоретическое значение для риторики работы Р.Барта «Война языков»
1. Зачем автору понадобился анализ трех высказываний и какие выводы он делает из их рассмотрения?

2. Каким образом структура языка делает возможной войну социолектов?

3. В чем, по мнению Р.Барта, заключается отличие использования языка и процесса коммуникации?

4. Каковы главные отличия энкратического и акратического языка?

5. Что означает термин «фикция», введенный Ф.Ницше, и в каком смысле его употребляет Р.Барт?

6. Какие три типа дискурсивного оружия выделяет автор? Охарактеризуйте каждый тип.

7. Чем текст в системе Р.Барта отличается от произведения?

8. Почему письмо является результатом снятия противоположностей энкратического и акратического языков?


5. Теоретическое значение работ льежской школы по неориторике (Ж.Дюбуа, Ф.Эделин и др. Общая риторика. Ч. 2, гл. 1, с. 279-300)
1. Как понимать категорию привилегированной и симметричной речи в системе получатель / отправитель сообщения?

2. Что такое дерево дихотомий и какие бинарные оппозиции оно в себя включает?

3. Каким образом коммутация лицо / не-лицо связана с различными типами дискурса?

4. Какова специфика коммутации соотнесенность / несоотнесенность?

5. Как проявляет себя коммутация отправитель / получатель сообщения в процессе риторической коммуникации?

6. Какова риторическая функция коммутации определенность / неопределенность?

7. Какие отклонения от обычной нормы (узуса) можно наблюдать при коммутации единственное число / множественное число?
6. Проблемы риторической коммуникации в работе Е.Н.Зарецкой «Риторика: теория и практика речевой коммуникации» (Ч. 3, гл. 11-17)
1. Что такое доказательство и как оно связано с природой человеческого мышления? Какие две задачи решаются в процессе доказательства?

2. На основании каких параметров отличают следующие виды доказательств: а) прямые и косвенные, б) апогогические и разделительные, в) прогрессивные и регрессивные?

3. Что такое тезис и какие требования предъявляются к нему в процессе доказательства? Каким образом формирование тезиса связано с актуальным членением предложения?

4. Каковы механизмы потери тезиса и подмены тезиса?

5. Каким образом логические законы тождества, противоречия и исключенного третьего проявляют свое действие в современной риторике?

6. Что такое апории, антиномии и парадоксы? Укажите специфику каждого и приведите примеры.

7. Что такое истинность аргумента? Охарактеризуйте четыре возможности речи с точки зрения ее истинности?

8. Каковы основные различия между энтимемой, эпихейремой и соритом? Покажите специфику каждого.

9. Каковы пять основных методов исследования причинных связей (по Д.С.Миллю)?

10. Что такое демонстрация по аналогии? Какие виды аналогии выделяет автор? Охарактеризуйте специфику каждого.


7. Специфика отечественной риторики в работе А.К.Михальской

«Русский Сократ» ( 4,5,6 части, с. 139-188)
1. Как автор объясняет возрастание роли риторического диалога в публичной речи современного политика?

2. Каков механизм взаимодействия власти и прессы? Почему современная журналистика проявляет особый интерес к личным качествам политиков?

3. Назовите основные «нарративы», используемые СМИ в передачах на политическую тему. Чем мотивируется такой выбор?

4. Особенности имижда политика в демократическом обществе. Каковцы отличия политика «жесткого» типа от политика «мягкого типа»? Каким образом характеризуются риторические образцы в речах политиков противоположных типов?

5. Какие девять основных риторических стратегий, необходимых для риторического согласия, выделяет автор? Укажите специфику каждого.

6. Какие операции со смыслами сллов при представлении информации являются самыми важными? В чем эффективность каждой такой операции?

7. Обозначьте особенности русского риторического идеала. Какое место в русском риторическом идеале занимает противостояние речевой агрессии?

8. Что такое гармонизирующий положительно-онтологический диалог? Его место в современной жизни и возможности использования в медиапространстве.

9. Есть ли у современного общества перспективы гуманизации логосферы?


Каталог: xmlui -> bitstream -> handle -> nsu
nsu -> Теория, методология и методы психологического исследования Фёдоров Александрович
nsu -> Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 020201 «Биология (специалист)»
nsu -> Учебный курс М. 3 Профессиональный цикл (Вариативная часть, дисциплины по выбору) Направление подготовки 020400. 65 Биология
nsu -> Учебно-методический комплекс Направление подготовки 06. 03. 01. Биология Квалификация академический бакалавр Форма обучения очная
nsu -> Основная образовательная программа высшего образования Направление подготовки 031300 Журналистика Квалификация (степень) выпускника
nsu -> Рабочая программа дисциплины «система сми» Уровень высшего образования Бакалавриат направление подготовки 031300. 62 Журналистика
nsu -> Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01 «Биология
nsu -> Учебно-методический комплекс Курс 5, 10 семестр Новосибирск 2015
nsu -> Учебный курс Специальность 020201. 65 Биология Форма обучения Очная Новосибирск 2013
nsu -> Учебный курс Блок 1 (Вариативная часть, дисциплины по выбору) Направление подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница