Рабочая программа дисциплины по выбору




Скачать 328.58 Kb.
Дата09.04.2016
Размер328.58 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра философии и культурологии


УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«19» июня 2014 г.

Протокол № 11

Зав. кафедрой


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ

Социальная философия

Направление: 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Уровень образования: бакалавриат


Профильная направленность: История. Обществознание.

Челябинск, 2014




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина по выбору «Социальная философия» относится к вариативной части образовательной программы Блока 1. Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы.

Социальная философия – это раздел философии, направленный на изучение основных социальных проблем (природа общества, сущность общественных отношений, система социальных законов, взаимодействие материальной и духовной сфер общественной жизни, место человека в социуме, соотношение общефилософских и социально-философских проблем). Кроме того, в курсе определяется отношение социальной философии к дисциплинам исторического цикла, общетеоретическим социологическим знаниям. В процессе изучения курса студенты должны освоить основные понятия, методы и идеи современной социальной философии. В результате у них должно сформироваться представление о человеческом обществе как надорганической реальности в его всеобщности, социальной организованности и саморазвитии, о взаимодействии материальных и духовных, объективных и субъективных составляющих социума.



Цель учебной дисциплины по выбору «Социальная философия» – способствовать обладанию учащимися следующими компетенциями:

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).

Данная цель будет реализована при достижении следующих результатов обучения:

знать:


  1. о роли философии в жизни человека и общества;

  2. основные философские категории и проблемы: бытия, познания, человека, ценностей, общества;

  3. основы философской, научной и религиозной картин мира;

уметь:

  1. анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

  2. самостоятельно осмысливать окружающую действительность в процессе ее социально-исторического развития;

  3. осуществлять философский самоанализ своих знаний, умений, образа жизни и деятельности;

владеть:

  1. навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

  2. основными процедурами мышления;

  3. философскими методами познания мира.

Соотнесение целей и результатов обучения дисциплине «Социальная философия» представлено в Таблице 1.

Таблица 1.

Планируемые результаты обучения

п/п


Компетенция

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать

уметь

владеть

1.

ОК-2

З.3

У.2

В.3


2.

ОК-3

З.2

У.1


В.2

3.

ОПК-2

З.1


У.3

В.1


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа по дисциплине «Социальная философия» содержит учебные материалы для аудиторной и самостоятельной работы. Он состоит из двух разделов, каждый из которых дает целостное представление об определенной тематической области социальной философии.

Подготовка к изучению курса социальной философии включает в себя:



1) ознакомление с программой, планом лекций и семинаров;

2) выбор основного учебного пособия (Барулин В.С. Социальная философия : учеб. для студ. вузов / В.С. Барулин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2009).

Для эффективной работы на лекции необходимо:

1) умение слушать рефлексивно, т.е. анализируя услышанное и выделяя главную мысль;

2) ведение опорного конспекта, содержащего полные ответы на поставленные преподавателем вопросы и задания.

Подготовка к семинарским занятиям включает в себя:



1) чтение философских произведений и учебной или специальной литературы, по теме семинара;

2) составление тезисов выступлений в соответствии с планом семинара.

На семинарах предусматриваются самостоятельные выступления студентов с ответами на вопросы плана семинарского занятия и их обсуждением.

Работа на семинарских занятиях является необходимым условием получения зачета. В качестве самостоятельных вариативных форм работы для углубленного изучения предмета предлагается подготовка докладов и рефератов.

При оценивании докладов и рефератов будут учитываться следующие моменты:



  • представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

  • раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования философских понятий в контексте сочинения;

  • аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Последним этапом инвариантной части самостоятельной работы является контрольное тестирование. Если количество правильных ответов более 60%, можно считать материал усвоенным.

Подготовка к зачету предполагает повторение изученного курса и приведение его в четкую систему. Основой систематизации знаний служит программа курса и основное учебное пособие.

Промежуточная аттестация проводится в два этапа. Первый этап проводится форме контрольного on-line тестирования. Второй этап – собственно зачет, который проводится на последнем занятии. Форма проведения зачета – или собеседование по вопросам дисциплины, или выставление зачета по результатам рейтинга и контрольного тестирования. Единый порядок начисления баллов для промежуточной аттестации устанавливается «Положением о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов освоения основных профессиональных образовательных программ в Челябинском государственном педагогическом университете».

Во время зачетного мероприятия учащимся разрешается пользоваться всеми материалами, представленными в разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины» настоящей рабочей программы.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2.

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности



п/п

Наименование раздела (темы)


Виды учебной деятельности

(в часах)

Л

ПЗ

СР

Всего




Раздел 1. Введение в социальную философию




1

Предмет, структура, методы социальной философии, основные этапы ее развития

2




5

7

2

Общество как целостная система

2

4

5

11

3

Развитие общества как исторический процесс

2

4

5

11

4

Проблема человека в социальной философии

2

4

5

11




Раздел 2. Основные сферы жизни общества




5

Экономическая сфера жизни общества




4

5

9

6

Социальная сфера жизни общества

2




5

7

7

Политическая сфера жизни общества




4

5

9

8

Духовная жизнь общества

2




5

7

Всего:

12

20

40

72


Таблица 3.

Содержание Раздела 1

Раздел 1. Введение в социальную философию

ОК-2: З.3; В.3;

ОК-3: У.1; В.2;

ОПК-2: З.1; У.3; В.1.


Содержание раздела

Темы лекций


Темы семинарских занятий

Тема 1. Предмет, структура, методы социальной философии, основные этапы ее развития.

Тема 2. Общество как целостная система

Тема 3. Развитие общества как исторический процесс.

Тема 4. Проблема человека в социальной философии.



Семинар 1. Общество как социальная система.

Семинар 2. Философские проблемы постиндустриального развития общества.

Семинар 3. Человек как феномен и предмет социальной философии.


Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Самопроверка содержания лекции

Работа с философским текстом (подготовка к семинару)

Письменная работа (тест)


Письменная работа (доклад или реферат)

Письменная работа (диктант)




Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции

Оценочное средство

ОК-2: З.3;

ОПК-2: З.1;



Письменная работа (диктант)

Письменная работа (тест)



ОК-3: У.1;

ОПК-2: У.3



Самопроверка содержания лекции

Работа с философским текстом (подготовка к семинару)

Собеседование (по содержанию лекции или текстов)


ОК-2: В.3;

ОК-3: В.2;

ОПК-2: В.1.


Собеседование (по содержанию лекции или текстов)

Письменная работа (доклад или реферат)




Таблица 4.

Содержание Раздела 2

Раздел 2. Основные сферы жизни общества

ОК-2: З.3; У.2; В.3;

ОК-3: З.2; В.2;

ОПК-2: У.3; В.1.


Содержание раздела

Темы лекций


Темы семинарских занятий

Тема 5. Экономическая сфера жизни общества.

Тема 6. Социальная сфера жизни общества.

Тема 7. Политическая сфера жизни общества.

Тема 8. Духовная жизнь общества.



Семинар 4. Экономическая сфера жизни общества.

Семинар 2 Политическая сфера жизни общества.




Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Самопроверка содержания лекции

Работа с философским текстом (подготовка к семинару)

Письменная работа (тест)


Письменная работа (доклад или реферат)



Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции

Оценочное средство

ОК-2: З.3;

ОК-3: З.2;



Письменная работа (тест)

ОК-2: У.2;

ОПК-2: У.3;



Самопроверка содержания лекции

Работа с философским текстом (подготовка к семинару)

Собеседование (по содержанию лекции или текстов)


ОК-2: В.3;

ОК-3: В.2;

ОПК-2: В.1.


Собеседование (по содержанию лекции или текстов)

Письменная работа (доклад или реферат)




СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ
Раздел 1. Введение в социальную философию
1.1. Вопросы и упражнения для самопроверки содержания лекций 1 раздела (3 ч.)


  1. Дайте определение понятия «социальная философия» как предмета изучения.

  2. В чем особенность проблематики социальной философия?

  3. Какие основные вопросы составляют предмет социальной философии?

  4. Как соотносятся между собой социальная философия и социология?

  5. Какова связь социальной философии и социальной практики?

  6. В чем заключаются парадоксы научности и социальности в социальной философии?

  7. Каковы методологические основы социально-философского знания?

  8. Раскройте особенности формирования понятий «общество» в истории философской мысли.

  9. Как происходил процесс «рождения» социальной философии в античности (Платон, Аристотель) и в Новое время?

  10. Раскройте основные направления в социально-философской теории 19-20 вв.

  11. Какова природа социально-философского познания?

  12. В чем отличие познания общества от познания других областей бытия?

  13. Раскройте основные подходы к познанию общества в современной философии.

  14. В чем состоит специфика действия общественного закона?

  15. Раскройте связь субъективного и объективного в обществе.

  16. Что является системообразующим элементом общества? Какие основные подходы к этой проблеме доминируют в современной философии?

  17. Назовите основные сферы общественной жизни как подсистемы общественной организации.

  18. Раскройте основные виды социальной деятельности.

  19. В чем особенности системного подхода и синергетики в социальной философии?

  20. Назовите системные модели общества в современной социальной философии. Сформулируйте критерии прогресса.

  21. В чем сущность формационного подхода к развитию общества?

  22. В чем особенности цивилизованного подхода к развитию общества?

  23. Назовите причины глобальных проблем современности.

  24. Раскройте сущность и содержание глобальных проблем современности.

  25. Каковы условия и пути разрешения конкретных глобальных проблем.

  26. Что такое глобализация? Каковы особенности экономического, политологического, культурологического и информационно-технологического процессов глобализации?

  27. Раскройте проблему человека в истории развития социально-философской мысли.

  28. Покажите соотношение биологического и социального в развитии человека, индивидуального и социального в природе человека.

  29. Каковы причины, механизмы, формы отчуждения человека в обществе? Возможности преодоления отчуждения?

  30. Как происходит процесс формирование человека как общественного существа, создающего культурные ценности?

  31. Раскройте понятие личности в социальной философии. Дайте типологию личности в различных концепциях.

  32. Как понимается свобода человека и свобода общества? В чем состоит свобода и ответственность личности? Назовите условия развития и ограничения свободы людей.

  33. В чем состоит проблема отчуждения человека в обществе? Назовите причины, механизмы, формы отчуждения.


1.2. Вопросы, задания и литература к семинару «Общество как социальная система» (3 ч.)



  1. Какие представления об обществе существовали в античной философии, философии средних веков и нового времени?

  2. Дайте сравнительную характеристику позиций О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Г. Зиммеля по поводу природы общества.

  3. В чем заключаются основные позиции исторического материализма?

  4. Как, по мысли Г. Зиммеля и С.Л. Франка, достигается единство и общность социальной жизни?

  5. В чем особенность современных философских подходов к пониманию общества?

  6. Раскройте современные западные философские теории общества:

а) структурно-функциональный подход к анализу общества (Т. Парсонс, Н.Луман, Р.Мертон);

б) структурализм и постструктурализм(К. Леви-Строс, Л.Альтюссер, М. Фуко, Ж.Деррида);

в) феноменологическая модель социальной реальности и этнометодология (А. Шюц, Т. Лукман, Г. Гарфинкель).


      1. В чем, по мысли Х. Ортеги-и-Гассета, кроется потенциальная опасность «массовизации» общественной жизни? Какие характерные признаки массового сознания выделяет Х. Ортега-и-Гассет?

      2. Что означает термин Э. Тоффлера «шок будущего»? Чем характеризуется футурошок, и какими стратегиями адаптации к новизне и быстротечности жизни пользуется современный человек? В чем Э. Тоффлер видит выход из кризиса?

      3. Какие причины и характерные особенности кризисного состояния современного общества выделяют представители Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе)?

      4. Чем характеризуется постмодерн как духовное состояние и образ жизни современного общества?

      5. Объясните, какие изменения произошли в отношении к науке, знанию и образования в современном обществе? Ответьте на вопрос, опираясь на взгляды Ж.-Ф. Лиотара.

      6. Два тезиса: а) «Люди не ведают, что творят; поэтому нужен объясняющий взгляд со стороны» и б) «Социальный процесс творится людьми; поэтому необходимо понимать социальность именно в формах деятельности самих людей». Прокомментируйте их.

      7. Когда мы говорим о взаимоотношениях общества и личности, что (кто) подразумевается под обществом?

Литература




  1. Барулин В.С. Социальная философия : учеб. для студ. вузов / В.С. Барулин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2009. – 558 с.

  2. Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010.

  3. Социальная философия: учебник / под ред. проф. И.А. Гобозова. – М.: Издатель Савин С.А., 2011. – 528 с.

  4. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. – М.: Весь Мир, 2004 . – 116 с.

  5. Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) / О. Конт. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 250 с.

  6. Кравченко Е. Макс Вебер / Е. Кравченко. – М.: Весь Мир, 2002. – 224 с.

  7. Кукарников Д.Г. Теория общества в ХХ веке: От Парсонса до Гидденса / Д.Г. Кукарников. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. – 240 с.

  8. Луман Н. Общество как социальная система / Н. Луман. – М.: Логос, 2004. – 231 с.

  9. Николаев В.Г. Неопарсианство в 80-е годы ХХ века: Дж. Александер / В.Г. Николаев // Личность. Культура. Общество. – 2006. – Т. VIII. – Вып. 2 (30). – С. 219–236; 2006. – Т. VIII. – Вып. 4 (32). – С. 180–206.

  10. Орехов А.М. Социальная теория: опыт интерпретации / А.М. Орехов // Личность. Культура. Общество. – 2006. – Т. 8. – Вып. 4 (32). – С. 82–94.

  11. Резник Ю.М. Социальная теория в России: кризис или смена парадигм? / Ю.М. Резник // Личность. Культура. Общество. – 2005. – Т. 7. – Вып. 1 (25). – С. 80–99.

  12. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 2003. – 560 с.

  13. Фукуяма Ф. Великий разрыв: пер. с англ. / Ф. Фукуяма. – М.: АСТ, 2003. – 474 с.

  14. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М.: Весь Мир, 2003. – 416 с.


1.3. Вопросы, задания и литература к семинару «Философские проблемы постиндустриального развития общества» (3 ч.)


  1. Почему человечество должно проститься с индустриальным обществом, которое оно создавало около 300 лет?

  2. Почему тот изначальных антагонизм между природой, техносферой и обществом, который несло с собой индустриальное общество, сегодня нельзя разрешить традиционными способами?

  3. В чем сущность ноосферной культуры как гаранта дальнейшего постиндустриального развития?

  4. Чем, в трактовке Д. Белла, характеризуется постиндустриальное общество?

  5. Чем отличаются концепции постиндустриального общества Д.Белла, Р. Коэна, А. Турена, Р. Арона, Д. Гелберейта и Э. Тоффлера?

  6. Что такое информационное общество по Тоффлеру и каковы противоречия и пути их разрешения? С какими проблемами и способами их разрешения связывает Э. Тоффлер понятие «шок будущего»?

  7. Какие новые направления и проблемы социально-гуманитарного познания возникают с приходом постиндустриального общества?

  8. Возможна ли в условиях ноосферной культуры конвергенция естественных и социально-гуманитарных наук? В чем суть нового понимания сущности общественного прогресса?

  9. Что означает термин С. Хантингтона «столкновение цивилизаций»? Как С. Хантингтон обосновывает свою концепцию, согласно которой самые значительные конфликты будущего развернуться вдоль «линий разлома» между цивилизациями?

  10. Раскройте суть концепции конца истории Ф. Фукуяма.

  11. В чем суть современных глобальных проблем и предлагаемых путей их решения? Как вы понимаете идею Э. Тоффлера «будущее не знает границ»?

  12. Раскройте основные направления исследования глобальных проблем современности в рамках Римского клуба (А. Печчеи А. Кинг)

  13. В условиях глобализации мира, что будет с локальными цивилизациями? В чем суть проблемы мультикультурализма? Что означает термин С. Хантингтона «столкновение цивилизаций»?

  14. Есть ли альтернативы постиндустриального развития? Что по этому поводу предлагает философия постмодернизма?

  15. В чем заключаются исторические системы и миросистемы в концепции И. Валлерстайна?

Литература




  1. Алексеев П.В. Социальная философия : учеб. пособие / П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2009. – 256с.

  2. Барулин В.С. Социальная философия : учеб. для студ. вузов / В.С. Барулин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2009. – 558 с.

  3. Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 264 с.

  4. Валлерстайм И. Анализ мировых систем и ситуация в современном виде. – СПб. 2001. – 341 с.

  5. Иноземцев В.А. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М., 2000. – 362 с.

  6. Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М., 2000. – 285 с.

  7. Тоффлер Э. Шок будущего. – М., 2002. – 391 с.

  8. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: знание, богатства и сила на пороге ХХI в. – М., 2003. – 452 с.

  9. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М., 2004. – 285 с.

  10. Фукуяма Ф. Сильное государство: управление и мировой порядок в XXI в. – М., 2006. – 263 с.

  11. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Модель грядущего конфликта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/mcg/41216


1.4. Вопросы, задания и литература к семинару «Человек как феномен и предмет социальной философии» (3 ч.)


  1. Какие ключевые подходы и решения проблемы человека имели место в истории философской мысли?

  2. Как соотносится биологическое и социальное в развитии человека в различных философских теориях (марксизм, бихевиоризм, фрейдизм и др.)?

  3. Как вы понимаете марксистское учение о человеке как совокупности общественных отношений?

  4. Как вы понимаете мысль М.Бубера о том, что начиная с античности и до наших дней философия боится приступить к познанию человека в его целостности, предпочитая исследовать его как бы «расчлененным»?

  5. Как соотносятся понятия человек, индивид, личность?

  6. В чем различия в понимании процесса становления личности у сторонников социологического подхода (М.Вебер, Г.Спенсер, Э.Дюркчейн, Т.Парсонс, П.Сорокин и др.) и представителей философии экзистенцианизма и персонализма?

  7. В чем сущность «бунтующего человека» А.Камю? Против чего направлен этот бунт?

  8. Как вы понимаете деятельность как способ существования человека?

  9. Как современная философия рассматривает проблему свободы и ответственности человека?

  10. Как современная философия рассматривает смысл и цель жизни человека?

  11. В чем сущность современного антропологического кризиса? Каковы причины разрушения образа человека и угрозы его существования?

  12. Каким видит образ человека философия постмодернизма и трансгуманизма?

  13. Какие пути преодоления кризиса современного человека предполагает философия?

Литература




  1. Аринин Е.И., Тюрин Ю.Я. Религиозная антропология: учебное пособие / Е.И. Аринин, О.Я. Тюрин.- Владимир: ВлГУ, 2005. – 274 с.

  2. Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. – 264 с.

  3. Вопросы социальной теории. Альманах – ежегодник. 2012. Том VI. Человек между мирами. Под ред. Ю.М.Резника и М.В. Тлостановой. М., 2012.

  4. Ивин А.А. Основы социальной философии : учеб. для высшей школы /А.А. Ивин. – М.: Высш. шк., 2009. – 440 с.

  5. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. Изд. 4-е, испр. - М: Академический Проект, 2011. - 314 с.

  6. П.С.Гуревич. Философия человека / П.С. Гуревич. [электронный ресурс]. – Ржим доступа: http://filosof.historic.ru

  7. Гуревич П.С. Целостность человека как философская проблема / П.С. Гуревич // Личность. Культура. Общество. – 2003. – Т. V. – Спец. вып. 1–2 (19–20). – С. 107–125.

  8. Гроф С. Революция сознания / С. Гроф, Э. Ласло, П. Рассил; под ред. В.В. Майкова. – М.: АСТ, 2004. – 248 с.

  9. Кравец А.С. Понимание смысла социальной деятельности / А.С. Кравец. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008. – 256 с.

  10. Кравченко А.И. Социальная антропология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: Академический прект, 2003. – 544 с.

  11. Келвин Х.,Гаднер Л. Теории личности / Х. Келвин, Л. Гаднер. – М. : Эксмо-Пресс, , 2000. – 592 с.

  12. Отоцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии: учебное пособие для вузов Г.П Отоцкий. – М.: Академический прект, 2003. – 400 с.

  13. Розин В.М. Образ человека в контексте современности / В.М. Розин // Философские науки. – 2000. – № 1. – С. 12-23.

  14. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности / под ред. Л.П. Киященко. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 584 с.

  15. Стоунквист Э.В. Маргинальный человек: исследование личности и культуры конфликта / Э.В. Стоунквист // Личность. Культура. Общество.– 2006.– Т. 8. – Вып. 1 (29). – С. 9–36.


1.5. Темы докладов или рефератов по 1 разделу (3 ч.)


  1. Стадиально-технологический анализ общества (У. Ростоу, О.Тоффлер).

  2. Цивилизационный принцип в понимании общества (А.Тойнби, Н.Я. Данилевский).

  3. Идея структурного функционализма и становление структурно-функционального подхода к анализу общества (Т. Парсонс, Н.Луман, Р.Мертон).

  4. Социальная философия Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т.Адорно, Ю. Хабермас).

  5. Структурализм и постструктурализм (К. Леви-Строс, Л.Альтюссер, М. Фуко, Ж.Деррида).

  6. Феноменологическая социология и этнометодология (А. Шюц, Т. Лукман, Г.Гарфинкель).

  7. Системные модели общества в современной социальной философии (Т. Парсонс, Н. Луман).

  8. Концепция линейной зависимости эволюции культуры (Э. Тэйлор).

  9. Учение о локальных культурах (О. Шпенглер).

  10. Структурно-функциональный и системный подходы к анализу общества (Т. Парсонс).

  11. Соотношение биологического и социального в развитии человека (О. Конт, Э. Фромм)

  12. Формирование человека как общественного существа, создающего культурные ценности (М.Хайдеггер, К.Ясперс).

  13. Проблема соотношения индивидуального и социального в антропологии (Э.Фромм, Х.Ортега-и-Гассет)

  14. Свобода человека как свобода выбора между социально-структурированными возможностями (Р. Мертон).

  15. Противоречия свободы: свобода и одиночество, «бегство от свободы» (Э. Фромм).

  16. Смысл жизни и бессмыленность человеческого существования (В. Франкл).

  17. Проблема интерпретации смысла истории (И. Гердер, К. Маркс, Н.А. Бердяев, К. Ясперс).

  18. Отрицание смысла истории (Р. Арон, К. Поппер).

  19. Ф. Фукуяма и его концепция конца истории.

  20. Теория стадий экономического роста (У. Ростоу)

  21. Римский клуб и исследование глобальных проблем (А. Печчеи А. Кинг).

  22. Исторические системы и миросистемы (И.Валлерстайн).


1.6. Терминологический минимум и персоналии (Диктант) (3 ч.)



«Столкновение цивилизаций»

«Футурошок»

Автаркия

Государство

Гражданское общество

Диктатура пролетариата

Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество

Естественное право

Информационная теория стоимости

Исторический материализм

Коллективное бессознательное

Массовая культура

Массовое общество

Меновая, потребительская, трудовая, прибавочная стоимость товара

Менталитет

Модерн и постмодерн

Общественное разделение труда

Общественный договор

Общество

Олигархия

Отчуждение

Правовое государство

Революция

Соборность

Социальные отношения

Тоталитарное государство

Частная собственность

Адорно Т.

Белл Д.

Бубер М.


Кастельс М.

Ленин В.И.

Лиотар Ж.-Ф.

Макиавелли Н.

Маркс К.

Маркузе Г.

Монтескье Ш.

Смит А.


Тоффлер Э.

Франк С.Л.

Хантингтон С.



1.7. Контрольный on-line тест (2 ч.):

Введение в социальную философию // http://borisovsv.webnode.com/kontrolno-izmjeritjelnyje-matjerialy/


Раздел 2. Основные сферы жизни общества
2.1. Вопросы и упражнения для самопроверки содержания лекций 2 раздела (4 ч.)


  1. Назовите сферы общественной жизни как подсистемы общественной организации.

  2. Каковы отношения между элементами сфер общественного бытия?

  3. Раскройте понятие «материально-производственная жизнь». Какие институты и организации регулируют материально-производственную деятельность?

  4. Раскройте социальные подсистемы. Укажите основные компоненты и элементы социальной структуры.

  5. Что такое политическая сфера жизни общества и каковы ее элементы? Что представляют собой политические субъекты, политическое сознание, политическая деятельность, политическое отношение, политическая культура?

  6. Какова связь и соотношение понятий «государство» и «общество»? Назовите основные социально - философские концепции государства.

  7. Раскройте социально-философские идеи о сущности гражданского общества. Каков процесс формирования и какова структура гражданского общества?

  8. Назовите структуру сферы духовной жизни общества, основные области духовной жизни.

  9. Раскройте понятие культуры как социального феномена. Как менялось понятие культуры в истории развития общественной мысли?

  10. Что представляет собой сфера общественных отношений?

  11. Проведите структурный, функциональный и динамический анализ состояния и развития основных подсистем современного российского общества.



2.2. Вопросы, задания и литература к семинару «Экономическая сфера жизни общества» (4 ч.)


  1. Каковы контуры и структура экономической (материально-производственной) сферы общества?

  2. Какую роль в экономической жизни общества играет труд? Как вы понимаете слова Ф. Энгельса «в истории развития труда ключ к пониманию всей истории общества»?

  3. Что такое «способ производства материальных благ» и его основные элементы: производительные силы и производственные отношения?

  4. В чем сущность закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил?

  5. Как вы понимаете процесс превращения науки в непосредственную производительную силу?

  6. В чем заключаются сущность и особенности человека как субъекта современного общественного производства?

  7. Каким видят общественное производство постиндустриального (информационного) общества современные философы Запада (Д. Белл, Д. Гэлбрайт, Ж. Фурастье, О. Тоффлер и др.)?

  8. Какие идеи по поводу материального производства выдвигают современные философы (А. Горц, А. Негри и др.) сторонники «антипроизводительного» развития и отказа от примата экономики?

Литература




  1. Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010

  2. Ивин А.А. Основы социальной философии : учеб. для высшей школы /А.А. Ивин. – М.: Высш. шк., 2009. – 440 с.

  3. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. Изд. 4-е, испр. - М: Академический Проект, 2011. - 314 с.

  4. Социальная философия: учебник / под ред. проф. И.А. Гобозова. – М.: Издатель Савин С.А., 2011. – 528 с.

  5. Розин В.М. Философия техники (лекция) / В.М. Розин // Личность. Культура. Общество. – 2004. – Т. VI. – Вып. 3 (23). – С. 184–208.

  6. Савкин Н.С. Социальная философия: учеб. пособие для студентов вузов / Н.С. Савкин. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. – 208 с.

  7. Самсин А.И. Основы философии экономики: учеб. пособие для вузов / А.И. Самсин. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003. – 271 с.


2.3. Вопросы, задания и литература к семинару «Политическая сфера жизни общества» (4 ч.)


  1. Каковы контуры и компоненты политической сферы?

  2. Каковы общественные детерминанты и предпосылки политической сферы?

  3. Почему для складывания любого политического института необходима определенная духовно-идеологическая программа?

  4. Поясните мысль Ортега-и-Гассета о том, что «всякая власть основана на господствующем мнении, тем самым на духе. Стало быть власть, в конце концов – не что иное, как проявление духовной силы».

  5. Используя высказывание Г. Гегеля о том, что «государственное устройство народа образует единую субстанцию, единый дух с его религией, с его искусством и философией или, по крайней мере с его представлениями и мыслями, с его культурой вообще…», покажите, что все компоненты государственной власти существуют и действуют в комплексном единстве.

  6. Каково соотношение понятий «государство» и «общество»? Раскройте основные социально - философские концепции государства.

  7. В чем состоят главные положения представлений о государстве Платона и Аристотеля. Дайте их сравнительную характеристику.

  8. Что такое «естественное право» (по Гроцию)?

  9. В чем суть идеи общественного договора? Ответьте на вопрос, опираясь на концепции Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо.

  10. В чем суть идеи революционного переустройства общества? Ответьте на вопрос, опираясь на взгляды В.И. Ленина.

  11. Чем характеризуется тоталитарное государство?

  12. Используя работу Х. Арендт «Истоки тоталитаризма», дайте характеристику основных признаков тоталитаризма.

  13. Раскройте особенности различных моделей демократии (конкурентной элитарной демократии И. Шумпетера, «полиархической» демократии Р.Даля и др.).

  14. Согласны ли Вы с мнением И. Шумпетера о том, что «индивиды приобретают власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей». Насколько действенным оказывается этот «демократический метод принятия политических решений»?

  15. Раскройте суть основных посылок экономической теории демократии Э. Даунса: 1) «каждое правительство пытается максимизировать политическую поддержку», 2) «каждый гражданин пытается рационально максимизировать полезность результатов своего действия».

  16. Как, по мысли Н. Макиавелли, соотносятся политика и мораль? Какие «рецепты» борьбы за власть дает Н. Макиавелли?

  17. Назовите главные характеристики правового государства, согласно взглядам Д. Локка и Ш. Монтескье. Обоснуйте роль гражданского общества в построении правового государства.

  18. Согласны ли Вы с утверждением Г. Гегеля о том, что «индивидуальность есть первое и высшее всепроникающее определение в организации государства»?

  19. Раскройте социально-философские основания идеи гражданского общества И. Канта, согласно которому «гражданское состояние, рассматриваемое только как состояние правовое, основано на следующих априорных принципах: 1) свободе каждого члена общества как человека; 2) равенстве его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельности каждого члена общества как гражданина».

  20. Какова связь гражданского общества и правового государства? Раскройте ее на основе высказывания И. Канта: «Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

  21. В чем сущность философских концепций моделей свободы: коллективистской (коммуналистической) и индивидуалистической? Как по мнению Гегеля могут быть реализованы эти две модели свободы в деятельности гражданского общества и государства?

  22. Что представляет собой современное российское гражданское общество?

Литература





  1. Алексеев П.В. Социальная философия : учеб. пособие / П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2009. – 256с.

  2. Барулин В.С. Социальная философия : учеб. для студ. вузов / В.С. Барулин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2009. – 558 с.

  3. Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010

  4. Вебер М. Бюрократия / М. Вебер // Личность. Культура. Общество. – 2007. – Т. 9. – Вып. 1 (34). – С. 10–28; Т. 9. – Вып. 2 (36). – С. 11–28.

  5. Гаджиев К.С. Введение в политическую философию : учеб. Пособие для вузов / К.С. Гаджиев. – М.: Логос, 2004. – 334 с.

  6. Капустин Б.Г. Моральный выбор в политике : учеб. пособие / Б.Г. Капустин. – М.: МГУ, 2004. – 296 с.

  7. Келле В.Ж. Наука и власть / В.Ж. Келле // Личность. Культура. Общество. – 2005. – Т. VII. – Вып. 4 (28). – С. 9–19.

  8. Коэн Дж. Л. Гражданское общество и политическая теория / Дж. Л. Коэн, Э. Арато. – М.: Весь Мир, 2003. – 784 с.

  9. Кравченко Е. Макс Вебер / Е. Кравченко. – М.: Весь Мир, 2002. – 224 с.

  10. Кравченко И.И. Политика и сознание / И.И. Кравченко. – М.: ИФ РАН, 2004. – 216 с.

  11. Маршалл Т.Х. Размышления о власти / Т.Х. Маршалл // Личность. Культура. Общество. – 2006. – Т. 8. – Вып. 4 (32). – С. 22–38.

  12. Мораль в политике: хрестоматия / под ред. Б.Г. Капустина. – М.: КДУ – Изд-во МГУ, 2004. – 480 с.

  13. Очерки истории западноевропейского либерализма (ХVII–ХIХ вв.) / под ред. А.А. Кара-Мурза. – М.: ИФ РАН, 2004. – 187 с.


2.4. Темы докладов или рефератов по 2 разделу (4 ч.)


  1. Социально-экономические модель общества (К. Маркс)

  2. Утилитаризм в понимании природы и сущности экономики (Дж. М. Кейнс).

  3. Экономика и развитие общественных структур (Ф. фон Хайек, Дж. Гэлбрейт).

  4. Политика и государства у античных мыслителей (Платон, Аристотель)

  5. Теория общественного договора (Т. Гобс, Дж.Локк)

  6. Социально-философские основания идеи гражданского общества (И. Кант, Гегель)

  7. Концепция правового государства (Н. Луман).

  8. Теории демократии (Р.Даль, И. Шумпетер)

  9. Тоталитаризм (Х. Арендт, К. Поппер) в ХХ веке.

  10. «Открытое общество» К. Поппера.


2.5. Контрольный on-line тест (4 ч.):

Введение в социальную философию // http://borisovsv.webnode.com/kontrolno-izmjeritjelnyje-matjerialy/


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Список основной и дополнительной учебной литературы
Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие / С.В. Борисов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – (Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Минобрнауки РФ) (Идентификатор библиотеки ЧГПУ – 188530; 161431).

Кащеев С.И. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кащеев С.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Проспект, 2011.— 130 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/2614.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Хмелевская С.А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Хмелевская С.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 223 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7448.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Алексеев П.В. Социальная философия : учеб. пособие / П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2009. – 256с.

Барулин В.С. Социальная философия : учеб. для студ. вузов / В.С. Барулин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2009. – 558 с.

Ивин А.А. Основы социальной философии : учеб. для высшей школы /А.А. Ивин. – М.: Высш. шк., 2009. – 440 с.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. Изд. 4-е, испр. - М: Академический Проект, 2011. - 314 с.
Информационное обеспечение дисциплины
Весь необходимый для учебной работы материал размещен на сайте http://borisovsv.webnode.com/ и включает в себя:

Контрольный тест;

Словарь понятий и терминов;

Словарь персоналий с портретами философов;

Электронные тексты философских произведений;

Электронные тексты учебной литературы;

Словари и энциклопедии по философии (электронные тексты);

Список сайтов со специализированными (философскими) электронными библиотеками «Философия в сети».


Фонд оценочных средств для проведения ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Таблица 5.

Оценочные средства контроля формируемых компетенций

Способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

(знать, уметь, владеть),

обеспечивающие формирование компетенции

Оценочные средства контроля формирования компетенций

Знать:

З.3 основы философской, научной и религиозной картин мира;



Текущий контроль:

Письменная работа (диктант)

(Раздел 1)

Промежуточная аттестация (зачет):

Письменная работа (on-line тест) (Контрольная работа по философии // http://borisovsv.webnode.com/kontrolno-izmjeritjelnyje-matjerialy/)



Уметь:

У.2 самостоятельно осмысливать окружающую действительность в процессе ее социально-исторического развития;



Промежуточная аттестация (зачет):

Письменная работа (on-line тест) (Контрольная работа по философии // http://borisovsv.webnode.com/kontrolno-izmjeritjelnyje-matjerialy/)



Владеть:

В.3 философскими методами познания мира.



Промежуточная аттестация (зачет):

Письменная работа (on-line тест) (Контрольная работа по философии // http://borisovsv.webnode.com/kontrolno-izmjeritjelnyje-matjerialy/)



Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

(знать, уметь, владеть),

обеспечивающие формирование компетенции

Оценочные средства контроля формирования компетенций

Знать:

З.2 основные философские категории и проблемы: бытия, познания, человека, ценностей, общества;



Текущий контроль:

Письменная работа (диктант)

(Раздел 2)

Письменная работа (on-line тест) (Разделы 1-2)



Уметь:

У.1 анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;



Текущий контроль:

Собеседование (по содержанию лекции или практического занятия); проверка письменных работ (Разделы 1-2)



Владеть:

В.2 основными процедурами мышления.



Текущий контроль:

Письменная работа (доклад или реферат) (Разделы 1-2)



Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

(знать, уметь, владеть),

обеспечивающие формирование компетенции

Оценочные средства контроля формирования компетенций

Знать:

З.1 о роли философии в жизни человека и общества;



Текущий контроль:

Письменная работа (диктант)

(Раздел 1-2)

Письменная работа (on-line тест) (Разделы 1-2)



Уметь:

У.3 осуществлять философский самоанализ своих знаний, умений, образа жизни и деятельности;



Текущий контроль:

Собеседование (по содержанию лекции или практического занятия); проверка письменных работ (Разделы 1-2)



Владеть:

В.1 навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля.



Текущий контроль:

Письменная работа (доклад или реферат) (Разделы 1-2)






ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

Процент интерактивных занятий от объема аудиторных занятий

1) Проведение занятий с использованием слайд-презентаций, видео- аудио- материалов.

2) Организация взаимодействия с обучающимися посредством учебного сайта, электронной почты.

3) Компьютерное тестирование.


Для проведения занятий имеется:

1) специально оборудованный учебный кабинет, соответствующий санитарным и противопожарным нормам, нормам техники безопасности;

2) мультимедийное оборудование (компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран или интерактивная доска), любезно предоставленное факультетом.


1) Лекции (проблемная, организация дискуссии, использование раздаточного материала) – 50%.

2) Практические занятия (ролевая игра, кейс-технология, тренинги, организация дискуссии, круглый стол, конференция) – 50 %.



3) Экзамен (зачет) (on-line тестирование с использованием трехуровневой системы оценки формирования компетенций) – 50 %.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница