Рабочая программа дисциплины Нейропсихология Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование



Скачать 340.39 Kb.
Дата14.08.2016
Размер340.39 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»


Балашовский институт (филиал)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор БИ СГУ

доцент А.В. Шатилова

_________________

«____» ___________ 20____ г.



Рабочая программа дисциплины

Нейропсихология

Направление подготовки



050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки



Практическая психология образования

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



Очная, заочная

Балашов


2014

СОДЕРЖАНИЕ


1. Цель освоения дисциплины 3

2. Место дисциплины
в структуре образовательной программы 3


3. Компетенции обучающегося,
формируемые в процессе освоения дисциплины 3


Планируемые результаты обучения по дисциплине 3

4. Содержание и структура дисциплины 4

4.1. Объем дисциплины 4

4.2. Содержание дисциплины 5

4.3. Структура дисциплины 8

5. Образовательные технологии,
применяемые при освоении дисциплины 10


Информационные технологии, используемые
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 10


6. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10


Самостоятельная работа студентов по дисциплине 10

Оценочные средства
для текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации по дисциплине 12


7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС 15

8. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины 18


Литература по курсу 18

Основная литература 18



Интернет-ресурсы 19

Программное обеспечение 19

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 20


1. Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Нейропсихология» - формирование у студентов знаний о мозговой организации высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга, о возможностях нейропсихологии в обучении детей с нормальным, а также аномальным развитием.

.

2. Место дисциплины
в структуре образовательной программы


Дисциплина «Нейропсихология» относится к вариативной части дисциплин профессионального цикла (Б3.В2.8).

Для освоения данной дисциплины студенты используют биологические знания, умения, навыки, сформированные в результате обучения в средней общеобразовательной школе, а также в ходе изучения дисциплин «Анатомия и возрастная, физиология с основами педиатрии».

Изучение данного курса является необходимой основой для изучения дисциплин: «Клиническая психология», «Дефектология», «Конфликтология».

3. Компетенции обучающегося,
формируемые в процессе освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПКСПП-1)

.

Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:


  • основные понятия нейропсихологии;

  • основные закономерности развития высших психических функций в норме и патологии;

  • мозговые механизмы высших психических функций;

  • теорию функциональной асимметрии полушарий, основные концепции межполушарного взаимодействия;

  • влияние латеральной организации (правшество, левшество) на развитие высших психических функций, характер обучения и особенности эмоционального реагирования;

  • основные типы нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга;

  • методы изучения нарушений познавательной и эмоционально-личностной сфер у больных с локальными поражениями головного мозга;

  • основные направления деятельности нейропсихологов: психологическая диагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, социальная реабилитация больных;

  • основные методические подходы (экспериментально-психологический, клинико-психологический) и методы нейропсисихологии;

  • нейропсихологические подходы в коррекции нарушений речевого развития в детском возрасте («развитие вербальной продуктивности»).


уметь:

  • использовать знания нейропсихологии при изучении других дисциплин;

  • применять знания нейропсихологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии

  • применять базовые клинико-нейропсихологические знания в практической работе с различными категориями детей и подростков, пропагандировать знания в области психогигиены;

  • выявлять нарушения высших психических функций при локальных поражениях головного мозга;

  • осуществлять квалификацию выявляемых в ходе диагностического нейропсихологического исследования нарушений высших психических функций

  • применять нейропсихологическую диагностику для выявления причин трудностей в обучении;

  • создавать индивидуальные коррекционные программы (с опорой на структуру дефекта, на индивидуальные «компенсаторные механизмы»).

владеть:

  • основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов нейропсихологического исследования в клинике;

  • методиками Луриевской батареи нейропсихологической диагностики и интерпретацией выявляемых при их выполнении ошибок;

  • навыками количественного и качественного анализа нейропсихологических нарушений, позволяющего оформить грамотное нейропсихологическое заключение и адекватно подобрать методы и приемы нейропсихологической коррекции;

  • методами восстановления высших психических функций

  • навыками критического анализа специальной и научной литературы.

4. Содержание и структура дисциплины

4.1. Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из них:

- по очной форме обучения: 14 – лекционных, 18- практических занятия, 40 – самостоятельная работа. Освоение дисциплины заканчивается зачетом в 5 семестре.

- по заочной форме обучения: 2 – лекционных, 6- практических занятий, 60 – самостоятельная работа. Освоение дисциплины заканчивается контрольной работой и зачетом в 8 семестре.




4.2. Содержание дисциплины


Раздел 1. Теоретические основы нейропсихологии

Предмет и задача курса. Методы исследования. Связь с естественными (анатомией, физиологией, медициной, биологией) и социальными (философией, социологией) дисциплинами. Краткий исторический очерк развития нейропсихологии, её основные направления.



Теория системной, динамической локализации высших психических функций

Основной понятийный аппарат нейропсихологии. Введение понятия «высшие психические функции». Основные направления в истории изучения проблемы локализации психических функций человека. Пересмотр понятия «функция», «локализация», включение в современную теорию локализации психических функций общих психологических положений о социальном генезе, прижизненном формирование, опосредствованном характере, произвольном уровне регуляции высших психических функций человека. Характеристики высших психических функций по А.Р.Лурия.



Основные принципы строения головного мозга. Корковые механизмы психической деятельности. Роль подкорковых структур в обеспечении высших психических функций. Концепция О.С. Адрианова о структурно - системной организации мозга как субстрата психической деятельности. Структурно - функциональная модель интегративной работы мозга, предложенная А.Р, Лурия. Три основных структурно - функциональных блока мозга:

а) энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга;

б) блок приёма переработки и хранения информации;

в) блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Взаимодействие трёх основных функциональных блоков мозга.

Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие

Локальные системы головного мозга: первичные, вторичные, третичные поля. Раздел 2. Нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга



Нарушения зрительного восприятия при локальных поражениях мозга

Основные принципы строения зрительного анализатора. Особенности нарушений относительно элементарных сенсорных и высших гностических зрительных функций. Формы зрительных агнозий. Вклад советской иейропсихологической школы в проблему зрительной агнозии.



Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии

Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора. Проводящие пути. Особенности нарушения относительно элементарных сенсорных и высших гностических тактильных функций. Формы тактильных агнозий. Латеральные особенности нарушений тактильных функция при поражении теменных отделов мозга.



Сенсорные и гностические слуховые расстройства. Слуховая агнозия

Основные принципы строения слухового анализатора. Особенности нарушений относительно элементарных сенсорных и высших гностических слуховых функций. Формы слуховых агнозий. Влияние нарушений речевого слуха на другие психические процессы.



Нарушения произвольных движений и действий. Проблема апраксии

Современные представления об организации двигательного акта. Апраксин. Классификации апракснй, разработанные Г. Липман и А.Р. Лурия. Латеральные особенности нарушения произвольных движений и действий.



Нарушения произвольной регуляции высших психических функций и поведения в целом

Произвольная регуляция высших психических функции. Роль лобных долей мозга в произвольной регуляции высших психических функций и поведения в целом. Латеральные особенности нарушений произвольных движений и действий. Вклад советской нейропсихологической школы в проблему изучения функций лобных долей мозга.



Нарушения речи при локальных поражениях мозга

Виды и формы речи. Мозговая организация речи. Определение понятия «афазия». Классификация афазий, разработанная А.Р.Лурия. Афферентные афазии (сенсорная, афферентная моторная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, семантическая. Эфферентные афазии (моторная эфферентная, динамическая).



Нарушения памяти при локальных поражениях мозга

Память как биологическая и психическая функция. Характеристики памяти. Виды памяти. Модально-неспецифические и модально-специфические нарушения памяти при локальных поражениях мозга.



Нарушения внимания при локальных поражениях мозга.

Психологическая структура внимания, его факторы, формы, уровни организации. Соотношение внимания и речи. Основные формы нарушения внимания при локальном поражении мозга: модально - неспецифические и модально - специфические. Экспериментальное нейропсихологическое и нейрофизиологическое изучение нарушений разных форм внимания. Проблема нарушения внимания при поражении левого и правого полушарий мозга.



Нарушения мышления при локальных поражениях мозга

Общепсихологический анализ мышления. Особенности нарушения различных структурных (наглядно - образных и вербально - логических) и динамических (регуляторных, энергетических) аспектов мышления при различных локальных поражениях мозга. Латеральные особенности нарушения интеллектуальной деятельности. Нарушение мышления при поражении различных уровней неспецифической системы, при афазических расстройствах, при глубинных поражениях левого и правого полушарий мозга.



Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга

Современные проблемы психологии эмоций. Эмоции и познавательные процессы. Эмоции и межполушарная асимметрия мозга. Нарушение эмоций при поражении лобных долей мозга, височных долей, гипофизарно-диэнцефальных отделов мозга. Различия эмоционально-личностных расстройств при поражении левого и правого полушарий мозга. Экспериментальные нейропснхологические и нейрофизиологвческне исследования нарушений эмоционально-личностной сферы.

Специфика очаговых поражения у детей.
Раздел 3. Нейропсихологические синдромы при локальном поражении головного мозга

Синдромный анализ нарушений высших психических функций

Основные положения, на которых основан синдромный анализ нарушений высших психических функций. «Луриевские методы» нейропсихологического исследования. Практическое значение использования синдромного анализа иарушений высших психических функция. Проблема факторов в нейропсихологии.



Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий.

Понятие «нейропсихологический синдром». Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий. Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий. Префронтальные конвекситальиые синдромы. Префронтальные медиобазальные синдромы.



Нейропсихологические синдромы поражения глубоких подкорковых структур мозга.

Три типа нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубоких структур мозга


Раздел 4. Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Методы нейропсихологической диагностики. Роль нейропсихологической диагностики в понимании динамики болезненного процесса и прогнозировании психического развития ребёнка. Социопсихологическая реабилитация детей с нарушением психических процессов. Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников

Основные коррекционные подходы с использованием резервных возможностей высшей нервной деятельности, методы восстановления ВПФ. Специфика коррекционно-развивающих подходов в детском возрасте. Методологические, технологические основы построения индивидуальных коррекционных программ (с опорой на структуру дефекта, на индивидуальные «компенсаторные механизмы» и др.). Нейропсихологические подходы в коррекции нарушений речевого развития в детском возрасте

4.3. Структура дисциплины



Очная форма обучения




п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего часов

Лекции

Практическая

работа

Самостоятельная работа

1.

2.

3

4

5

6

7

8

9

1

Теоретические основы нейропсихологии


5

1-2

6

2

2

10


Устный опрос. Реферат

Презентации



2

Нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга

5

3-8

12

6

6

10

Участие в практ. занятии.

Реферат. Тест.

Заключение нейропсихологического обследования


3

Нейропсихологические синдромы при локальном поражении головного мозга


5


9-13


8

4

6

10

Устный опрос. Контрольная работа.

Реферат. Решение ситуационных задач



4

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

5

14-15


8

2

2

10

Участие в практ. занятии. Реферат. Презентации




Итого за 5 семестр







72

14

18

40







Промежуточная аттестация




зачет


Заочная форма обучения





п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего часов

Лекции

Практическая

работа

Самостоятельная работа

1.

2.

3

4

5

6

7

8

9

1

Теоретические основы нейропсихологии

7

1

10

2

0

8

Тест. Презентации


2

Нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга

7

2

14

0

2

12

Участие в практ. занятии,

Реферат.

Заключеиие нейропсихологического обследования


3

Нейропсихологические синдромы при локальном поражении головного мозга


7


2


12

0

2

10

Устный опрос.

Реферат. Тест






Итого за 7 семестр







36

2

4

30




6

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

8

1

32

0

2

30

Участие в практ. занятии, реферат. Решение ситуационных задач




Итого за 8 семестр







32

0

2

30







Всего за 2 семестра







68

4

6

60







Промежуточная аттестация




Зачет/ контрольная работа

5. Образовательные технологии,
применяемые при освоении дисциплины

Традиционные образовательные технологии:

– лекции:

– практические занятия;

– семинарские занятия.
Активные и интерактивные формы занятий:

– проблемная лекция;

– занятия в форме дискуссий;

– решение ситуационных задач;

– работа в мини-группах;

– разработка презентаций по изучаемым проблемам.


Адаптивные образовательные технологии:

– инклюзивное обучение;

– дистанционное обучение;

– определение индивидуального маршрута


Информационные технологии, используемые
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине





  • Использование информационных ресурсов, доступных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (см. перечень ресурсов в п. 8 настоящей программы).

  • Создание электронных документов (компьютерных презентаций, видеофайлов, плейкастов и т. п.) по изучаемым темам и электронных коллекций.



6. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Самостоятельная работа студентов по дисциплине





  1. Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

Методические рекомендации: вопросы подобного типа рассматриваются на практических занятиях и требуют от студентов подготовки, связанной с проработкой содержания лекционного материала и обязательным обращением к соответствующим разделам учебной литературы, рекомендуемой для самостоятельной работы.

  1. Подготовка докладов по вопросам, предложенным для самостоятельного изучения в теоретической части практических занятий. Подготовка ведется к каждому практическому занятию.

Методические рекомендации: подготовка ведется с использованием текста лекции по соответствующей теме, с использованием учебников и учебных пособий, указанных в списке литературы.

  1. Подготовка рефератов:

Методические рекомендации: Реферат, как форма самостоятельной научной работы студентов, - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами. При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы. Преподаватель рекомендует литературу, которая может быть использована для написания реферата.

Подготовка к контрольной работе (для студентов заочной формы обучения)



Методические рекомендации: Контрольная работа – письменная работа, предназначенная для проверки знаний студентов по отдельным вопросам учебной программы: краткое систематизированное изложение содержания вопроса, определенного заданием. Содержание контрольной работы должно раскрыть в краткой форме историю вопроса, его теоретическое содержание и практическое значение. Особенностью контрольной работы является то, что в ней не обязательно давать описание использованной литературы, если преподавателем не предложены для анализа конкретные источники. Контрольная работа является самостоятельной работой студента и имеет своей целью закрепление студентом изученного материала и проверку полученных знаний. Работа должна быть выполнена печатным или рукописным способом. При печатном способе формат текста: Word for Windows, формат страницы А4, через полтора интервала (около тридцати строк на листе). Шрифт: размер (кегль) – 14; тип – Times New Roman.  При рукописном способе чернилами черного или синего цветов, при этом почерк должен быть свободно читаемым, работу следует выполнить в ученической тетради с двух сторон листа с полями 2-3 см для замечаний рецензента.  Сокращение слов не допускается, за исключением общеупотребительных. Изложение работы должно соответствовать нормам стилистики и грамматике русского языка. Тема работы назначается преподавателем. Перед выполнением контрольной работы студент должен составить план или содержание работы, который следует записать на втором листе при печатном способе и на первом листе страницы тетради при рукописном. Работа должна завершаться списком использованной литературы. Контрольная работа должна быть сдана в деканат, методисту заочного отделения, не позднее, чем за 10 дней до начала сессии. По результатам написания и проверки контрольной работы преподавателем выставляется оценка «зачет» или «незачет» При оценке «незачет» работа возвращается в учебную часть с мотивировкой такой оценки. В этом случае студенту необходимо до вышеуказанной даты исправить ошибки и вновь представит работу для проверки.  В случае нарушения сроков предоставления работы или наличия оценки «незачет» студент до экзамена или зачета по предмету не допускается.

4. Подготовка к зачету:



Методические рекомендации: Этот вид самостоятельной работы наиболее сложный и ответственный. Начинать подготовку к зачету нужно заблаговременно, до начала сессии. Одно из главных правил – представлять себе общую логику предмета, что достигается проработкой планов лекций, составлении опорных конспектов, схем, таблиц. В конце семестра повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Оценочные средства
для текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации по дисциплине

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ



а) текущий контроль

Текущий контроль знаний студентов проводится в виде устного опроса, контрольных работ, рефератов.



б) итоговый контроль

В качестве итогового контроля по дисциплине «Нейропсихология» предусмотрен зачет в конце пятого семестра.

При изучении курса предусмотрено написание итоговых рефератов по одной из предлагаемых тем и составление заключения нейропсихологического обследования ребенка с нарушением психического развития

Самостоятельная работа студентов

Система организации самостоятельной работы студентов включает в себя:



  1. Систему заданий для каждого студента по курсу (включая самостоятельное изучение отдельных вопросов).

  2. Систему заданий по работе с литературой, включая журналы, а также интернет-источниками.

  3. Участие в диагностических и психотерапевтических процедурах, проводимых клиническим психологом на базе ЦРБ.

  4. Изготовление средств обучения (наглядных пособий, презентаций)

  5. Решение ситуационных задач

Направления самостоятельной работы студентов

  1. Теоретическое осмысление изученного материала и последующее углубление изучения материала путем подготовки реферата по проблеме.

  2. Подготовка к тестированию и решению ситуационных задач.

  3. Самостоятельное проведение психологического обследования больного с последующим написанием заключения.

Результаты самостоятельной работы оцениваются по итогам контроля уровня знаний на заключительном занятии, по раскрытию темы реферата и его оформлению, по грамотности составления диагностического комплекса методик, написания заключения психологического обследования больного.
Темы рефератов

  1. Исторический экскурс. Проблема развития нейропсихологии в западной и отечественной психологии

  2. А.Р. Лурия и современная нейропсихология

  3. Проблема факторов в нейропсихологии

  4. Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников

  5. Проблема высших психических функций в нейропсихологии

  6. Нарушения произвольной регуляции высших психических функций и поведения в целом

  7. Нейропсихология индивидуальных различий

  8. Роль данных о нарушениях в развитии ребенка в оптимизации учебно-воспитательного процесса

  9. Определение типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга

  10. Нейропсихологические подходы в коррекции нарушений речевого развития в детском возрасте

  11. Роль психологов в реабилитации детей с отклонениями в развитии

  12. Нарушение и восстановление вербально-логического мышления

  13. Нарушение и восстановление наглядно-образного мышления

  14. Нарушение и восстановление наглядно-действенного мышления

  15. Формирование отрицательных черт характера у неуспевающих школьников

  16. Роль нейропсихологической диагностики в понимании динамики болезненного процесса и прогнозировании психического развития ребёнка

  17. Клинико-нейропсихологическая диагностика и коррекция счета у младших школьников

  18. Клинико-нейропсихологическая диагностика и коррекция чтения и письма у младших школьников

  19. Организация и правовое регулирование деятельности психолога в системе здравоохранения в Российской Федерации

  20. Затылочные отделы коры головного мозга. Зрительный анализатор. Основные симптомокомплексы, методы исследования

  21. Височные отделы мозга. Слуховой анализатор. Варианты височного синдрома

  22. Третичные зоны коры и организация симультанных синтезов. Алексия, аграфия, апраксия одевания, конструктивная апраксия. Методы исследования.


Демо-версия теста

На каждый вопрос найдите правильный ответ



  1. Основателем отечественной школы нейропсихологии является

а) Зейгарник

б) Павлов

в) Лурия

г) Лебединский

2. Замена нужных движений на шаблонные является признаком … апраксии

а) пространственной;

б) кинетической;

в) регуляторной;

г) кинестетической

3. Неспецифические нарушения внимания связаны с работой:

а) первого блока мозга;

б) второго блока мозга;

в) третьего блока мозга;

г) всех трех блоков мозга

4. Поражение нижней лобной извилины часто приводит к:

а) сенсорной афазии;

б) эфферентной моторной афазии;

в) афферентной моторной афазии;

г) семантической афазии
Темы контрольных работ


  1. История развития нейропсихологии, связь с другими науками

  2. Современные представления о высших психических функциях

  3. Концепция структурно-функциональных блоков мозга А.Р.Лурия

  4. Основные этапы развития теории функциональной асимметрии мозга

  5. Основные положения теории функциональной асимметрии мозга

  6. Межполушарное взаимодействие. Модель "расщепленного мозга"

  7. Гностические зрительные расстройства

  8. Гностические кожно-кинестетические расстройства

  9. Нарушения произвольных движений и действий. Апраксин

  10. Модально-неспецифические нарушения внимания при локальных

поражениях мозга (ЛПМ)

  1. Модально-специфические нарушения внимания при ЛПМ

  2. Модально-неспецифические нарушения памяти при ЛПМ

  3. Модально-специфические нарушения памяти при ЛПМ

  4. Нарушения мышления при поражении локальных поражениях головного мозга.

  5. Синдромный анализ нарушений высших психических функций

  6. Проблема факторов в нейропсихологии

  7. Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий

  8. Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий

  9. Нейропсихология счета, письма и чтения.

  10. Мышление и речь. Нарушения речи.

  11. Принципы восстановительного обучения больных с афазией

  12. Афферентные афазии

  13. Эфферентные афазии



Перечень вопросов для зачета:

  1. Предмет, задачи и методы исследования нейропсихологии

  2. История развития нейропсихологии, связь с другими науками

  3. Современное состояние нейропсихологии, ее основные направления

  4. Теория системной динамической локализации высших психических

функций

5. Концепция А.Р.Лурия о трех функциональных блоках мозга.

6. Основные этапы развития теории функциональной асимметрии мозга

7. Основные положения теории функциональной асимметрии мозга

8. Межполушарное взаимодействие. Модель "расщепленного мозга"

9. Сенсорные зрительные расстройства

10. Гностические зрительные расстройства

11. Сенсорные слуховые расстройства

12. Слуховые агнозии

13. Сенсорные кожно-кинестетические расстройства

14. Гностические кожно-кинестетические расстройства

15. Элементарные двигательные рассстройства

16. Нарушения произвольных движений и действий. Апраксин

17. Нарушения формирования речевого сообщения при поражении глубоких отделов мозга

18. Нарушение формирования речевого сообщения при поражении лобных долей мозга

19. Динамическая и эфферентно-моторная афазия

20. Сенсорная афазия

21. Афферентная моторная афазия

22. Акустико-мнестическая и оптико-мнестическая афазия

23. Семантическая афазия

24. Модально-неспецифические нарушения внимания при локальных

поражениях мозга (ЛПМ)

25. Модально-специфические нарушения внимания при ЛПМ

26. Модально-неспецифические нарушения памяти при ЛПМ

27. Модально-специфические нарушения памяти при ЛПМ

28. Нарушения мышления при поражении лобных отделов мозга

29. Нарушения мышления при поражении височных долей мозга

30. Нарушения мышления при поражении теменно-затылочных отделов мозга

31. Нейропсихиатрическая классификация эмоциональных нарушений

32. Различия эмоционально-личностных расстройств при поражении левого и правого полушарий головного мозга

33. Синдромный анализ нарушений высших психических функций

34. Учение А.Р.Лурия о факторе

35. Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий

36. Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий

37. Нейропсихологические синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга

38. Синдромы поражения срединных комиссур мозга

39. Синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур

40. Роль нейропсихологических исследований в диагностике локальньных поражений мозга

41. Роль нейропсихологических исследование в анализе динамики состояния больного

42. Роль нейропсихологических исследований в разработке методов восстановления нарушенных психических функций

43. Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазиями

44. Социально-психологический аспект реабилитации больных с

нарушением вербально-логического мышления

7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС



Очная форма обучения
Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Семестр

Лекции

Лабораторные занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Автоматизированное тестирование

Другие виды учебной деятельности

Промежуточная аттестация

Итого

5

14

0

18

25

0

3

40

100


Программа оценивания учебной деятельности студента
5 семестр

Лекции

Посещаемость, опрос, активность и др. за один семестр – от 0 до 14 баллов.


Лабораторные занятия

Не предусмотрены.


Практические занятия

Контроль выполнения практических заданий в течение одного семестра - от 0 до 18 баллов.


Самостоятельная работа

  1. Реферат (от 0 до 5 баллов).

  2. Заключение нейропсихологического обследования (от 0 до 15 баллов)

  3. Решение ситуационных задач (от 0 до 5 баллов)


Автоматизированное тестирование

Не предусмотрено


Другие виды учебной деятельности

Виды учебной деятельности, не вошедшие в предыдущие колонки таблицы - от 0 до 3 баллов.


Промежуточная аттестация

При определении разброса баллов при аттестации:



21-30 баллов – ответ на «отлично»

11-20 баллов – ответ на «хорошо»

6-10 баллов – ответ на «удовлетворительно»

0-5 баллов – неудовлетворительный ответ.
Максимальное количество баллов по итогам освоения дисциплины составляет 100 баллов.
Пример пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Нейропсихология» в зачет:


60 баллов и более

«зачтено» (при недифференцированной оценке)

меньше 60 баллов

«не зачтено»

Заочная форма обучения
Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Семестр

Лекции

Лабораторные занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Автоматизированное тестирование

Другие виды учебной деятельности

Промежуточная аттестация

Итого

7

4

0

8

20

0

0

0

32

8

0

0

4

20

0

4

40

68

Итого

4

0

12

40

0

4

40

100



Программа оценивания учебной деятельности студента
7 семестр

Лекции

Посещаемость, опрос, активность и др. за один семестр – от 0 до 4 баллов.


Лабораторные занятия

Не предусмотрены.


Практические занятия

Контроль выполнения практических заданий в течение одного семестра - от 0 до 8 баллов.


Самостоятельная работа

  1. Реферат (от 0 до 5 баллов).

  2. Презентация (от 0 до 10 баллов).

  3. Решение ситуационных задач (от 0 до 5 баллов).



Автоматизированное тестирование

Не предусмотрено


Другие виды учебной деятельности

Не предусмотрено


Промежуточная аттестация

Не предусмотрены


Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за седьмой семестр по дисциплине «Нейропсихология» составляет 32 балла.
8 семестр
Лекции

Не предусмотрены.


Лабораторные занятия

Не предусмотрены.


Практические занятия

Контроль выполнения практических заданий в течение одного семестра - от 0 до 4 баллов.


Самостоятельная работа

  1. Реферат (от 0 до 5 баллов).

  2. Составление заключения нейропсихологического обследования (от 0 до 15 баллов)


Автоматизированное тестирование

Не предусмотрено


Другие виды учебной деятельности

Виды учебной деятельности, не вошедшие в предыдущие колонки таблицы - от 0 до 4 баллов.


Промежуточная аттестация

При определении разброса баллов при аттестации:



21-30 баллов – ответ на «отлично»

11-20 баллов – ответ на «хорошо»

6-10 баллов – ответ на «удовлетворительно»

0-5 баллов – неудовлетворительный ответ.
Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за восьмой семестр по дисциплине «Нейропсихология» составляет 68 баллов.

Максимальное количество баллов по итогам освоения дисциплины в течение двух семестров - 100 баллов.


Пример пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Нейропсихология» в зачет:


60 баллов и более

«зачтено» (при недифференцированной оценке)

меньше 60 баллов

«не зачтено»



8. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины

Литература по курсу

Основная литература

1. Клиническая психология; в 2 ч.: учеб. пособие / Авторы-составители Тимушкина Н.В., Матяшев А.И. – ч.1. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2012. – 84 с.

2. Клиническая психология; в 2 ч.: учеб. пособие / Авторы-составители Тимушкина Н.В., Матяшев А.И. – ч.2. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2013. – 132 с.
Дополнительная литература
4. Клиническая психология: Учебник, 2-е изд./ Под ред.Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2006. – 960 с.(Серия "Национальная медицинская библиотека")

5. Клиническая психология в социальной работе: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Б.А.Маршинин, М.В.Голубев, Н.Н.Ямщикова и др. ; Под ред. Б.А.Маршинина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.

6. Корсакова Н.К. Клиническая нейропсихология: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений /Н.К.Корсакова, Л.И.Московичюте. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.

7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений /А.Р..Лурия. – 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.

8. Орлова М. М. Основы нейро- и патопсихологии [Электронный ресурс] : метод. пособие / М. М. Орлова. - Саратов, 2009. - 117 с. – Режим доступа: http://library.sgu.ru/uch_lit/22.pdf


Интернет-ресурсы



Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – URL: http://scool-collection.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru

Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/

Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru

Кругосвет [Электронный ресурс]: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. – URL: http://www.krugosvet.ru

Руконт [Электронный ресурс]: межотраслевая электронная библиотека. – URL: http://rucont.ru

Словари и энциклопедии [Электронный ресурс]. - URL: http//dic.academic.ru

Федерального агентства по образованию МОиН [Электронный ресурс]. - URL: www.ed.gov.ru

eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. – URL: http://www.elibrary.ru

ibooks.ru [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://ibooks.ru

Znanium.com [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://znanium.com

Программное обеспечение

Комплект научно-методической, научной и справочной литературы по проблемам дисциплины, читальный зал с возможностью доступа к современной справочной базе, доступ к сети Интернет.



9. Материально-техническое обеспечение дисциплины





  • Учебные аудитории, оборудованные комплектом мебели, доской.

  • Комплект проекционного мультимедийного оборудования.

  • Компьютерный класс с доступом к сети Интернет.

  • Библиотека с информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях.

  • Оборудование для аудио- и видеозаписи.

  • Офисная оргтехника.

Рабочая программа дисциплины «Нейропсихология» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») и требованиями приказа Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013 г. о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.

Программа разработана в 2013 году (одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности (протокол № 1 от «30» августа 2013 года).
Программа актуализирована в 2014 году (одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности (протокол № 2 от «30» сентября 2014 года).

Автор:


канд. мед. наук, доцент Тимушкина Н. В.
Зав. кафедрой

безопасности жизнедеятельности

канд. мед. наук, доцент Тимушкина Н. В.
Декан факультета физической культуры и

безопасности жизнедеятельности

д-р. пед. наук, профессор Тимушкин А. В.

(факультет, где разрабатывалась программа)


Декан социально-гуманитарногофакультета

канд. псих. наук, доцент Малюченко Г.Н..



(факультет, где реализуется программа)
Каталог: sites -> default -> files -> education -> programs
programs -> Рабочая программа дисциплины Научно-педагогические исследования Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»
programs -> Рабочая программа дисциплины Уравнения математической физики Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»
programs -> Рабочая программа дисциплины Уравнения математической физики Направление подготовки 010
programs -> Программа дисциплины «Основы социального правового государства в России»
programs -> Рабочая программа учебной дисциплины История исторической науки Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
programs -> Программа учебной практики (ботанической) Специальность 020501 Биоинженерия и биоинформатика Квалификация выпускника
programs -> Рабочая программа дисциплины Количественные методы в стиховедении Направление подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины Курс по выбору Репродуктивная биология Направление подготовки 020400 Биология
programs -> Рабочая программа дисциплины Курорты мира Направление подготовки 100400 Туризм Квалификация (степень) выпускника


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница