Рабочая программа дисциплины направления подготовки 47. 06. 01 «Философия, этика и религиоведение»



Скачать 381.11 Kb.
Дата14.08.2016
Размер381.11 Kb.
ТипРабочая программа
Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего образования

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)
Кафедра «Философия»

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор по учебной

и методической работе

_____________Н.М. Розина

23.06.2015 г.

Р. П. ТРОФИМОВА

ФИЛОСОФИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Рабочая программа дисциплины

направления подготовки

47.06.01 «Философия, этика и религиоведение»,

направленности (профиля) - «Социальная философия»



(программа подготовки аспирантов)
Рекомендовано Ученым советом факультета

«Социология и политология»

протокол № 16 от 16июня 2015 г.
Одобрено кафедрой «Философия»

протокол № 11 от 26 мая 2015 г.
Москва 2015
УДК

ББК

К
Рецензенты: Д.А. Силичев, доктор философских наук, профессор

Е.В. Зорина, доктор философских наук, профессор


Трофимова Р.П. «Философия цивилизаций». Рабочая программа элективной дисциплины для направления 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», направленности (профиля) «Социальная философия» (программа подготовки аспирантов). – М.: ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кафедра «Философия», 2015. -24 с.
Дисциплина «Философия цивилизаций» является элективной дисциплиной для направления 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», направленность (профиль) - «Социальная философия» для аспирантов 1 курса. Рабочая программа дисциплины включает разделы: перечень планируемых результатов, место дисциплины в структуре образовательной программы, объем и содержание дисциплины, учебно-методическое обеспечение, фонд оценочных средств, перечень учебной литературы, методические указания, перечень информационных технологий.
Учебное издание

Трофимова Роксана Павловна

Философия цивилизаций

Рабочая программа элективной дисциплины

Компьютерный набор, верстка Трофимова Р.П.

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл.п.л.1,5. Изд. № - 2015. Тираж 26 экз.


Отпечатано в Финансовом университете

 Р.П.Трофимова, 2015

 ФГОБУ ВПО «Финансовый университет

при правительстве РФ», 2015



СОДЕРЖАНИЕ
Наименование дисциплины……………………………………………...................................... 3

Перечень планируемых результатов…………………………………………… 3

Место дисциплины в структуре образовательной программы………………. 4

Объем дисциплины……………………………………………………………….4

Содержание дисциплины………………………………………………………...5

Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы

обучающихся по дисциплине …………………………………………………..13

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине………………………………………………… 14

Перечень основной и дополнительной учебной литературы…………………20

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины………………………………………………………………………22

Перечень информационных технологий……………………………………….23

Описание материально-технической базы……………………………………. 23

1.Наименование дисциплины
Дисциплина «Философия цивилизаций» в структуре программы аспирантуры по направлению подготовки 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение» направленность «Социальная философия» имеет порядковый номер Б1.В.Э.03 в блоке 3 «Философия истории» элективных дисциплин направленности.

2.Перечень планируемых результатов
Дисциплина «Философия цивилизаций» обеспечивает получение дополнительных профессиональных компетенций аспирантов по профилю «Социальная философия» и призвана формировать:

- способность демонстрировать и применять углубленные знания в профессиональной деятельности, адаптировать новое знание в узкопрофессиональной и междисциплинарной деятельности (ПКП-1);

- способность к овладению методами научной дискуссии и коммуникативной деятельности в условиях профессионального сообщества, способность к самостоятельному построению и аргументированному представлению научной гипотезы (ПКП-2);

- способность демонстрировать и применять углубленные знания в социальной философии и цивилизациологии с учётом современных принципов научного исследования (ПКП-6).



Таблица 1


Наименование компетенции ПКП-1

владения

умения

знания

Методами применения углубленных знаний в профессиональной деятельности, адаптирования новых знаний в узкопрофессиональной и междисциплинарной деятельности.

Анализировать современные цивилизационные процессы.

Современных цивилизационных процессов.

Наименование компетенции ПКП-2

владения

умения

знания

Методами научной дискуссии и коммуникативной деятельности в условиях профессионального сообщества, способность к самостоятельному построению и аргументированному представлению научной гипотезы и теории.

Владение методами научной дискуссии и коммуникативной деятельности в условиях профессионального сообщества. Самостоятельному построению и аргументированию научных гипотез и теоретических построений.

Методов ведения научной дискуссии и коммуникативной деятельности в условиях профессионального сообщества.

Наименование компетенции ПКП-6

владения

умения

знания

Способность демонстрировать и применять углубленные знания в социальной философии и цивилизациологии с учётом современных принципов научного исследования.

Демонстрировать и применять углубленные знания в социальной философии и цивилизациологии с учётом современных принципов научного исследования.

Углубленные познания в социальной философии и цивилизациологии с учётом современных принципов научного исследования и новых методологий.








3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Предлагаемый курс « Философия цивилизаций» относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)», является элективной дисциплиной направленности программы «Социальная философия» направления подготовки 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение» и предназначен для аспирантов 2 курса.

Изучение курса базируется на знании ряда философских и социогуманитарных дисциплин, таких как «Философия», «Социология», «Политология» «Культурология» и других, входящих в программу Высшей школы.

Овладение курсом « Философия цивилизаций» станет хорошей основой для осмысления и правильного понимания духовных трансформаций в условиях глобализации и будет способствовать формированию активной жизненной позиции аспирантов.

4. Объем дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы. Вид промежуточной аттестации - зачет.


Таблица 2

Вид учебной работы по дисциплине

Всего (в

з.е. и часах)



Курс

2

(в часах)



Общая трудоёмкость дисциплины


108 часов- 3 з.е.

108 - 3 з.е.

Аудиторные занятия


24

24

Лекции (Л)


8

8

Семинарские занятия (СЗ)


16

16

Самостоятельная работа


84

84

В семестре


84

84

В сессию







Вид промежуточной аттестации

зачет

зачет



5. Содержание дисциплины

ТЕМА 1. Философия цивилизаций: парадигмы развития (13 часов).

ТЕМА 2. Цивилизации: культура и экономика (13 часов).

ТЕМА 3 Становление и развитие локальных цивилизаций Древнего мира (14 часов).

ТЕМА 4. Философские аспекты античной цивилизации: “греческое чудо”. (13 часов).

ТЕМА 5. От античности к европейской цивилизации (14 часов).

ТЕМА 6. "Российская" цивилизация: особенности культурной, экономической и финансовой деятельности. (14 часов).

Тема 7. Человек как субъект культурно-экономической деятельности локальных цивилизаций(13 часов).

Тема 8. Диалог или столкновение локальных цивилизаций в глобализирующемся обществе (14 часов).


5. 1 – Содержание тем дисциплины

Тема 1. Философия цивилизаций: парадигмы развития
Философия цивилизационного развития общества. Культура, экономика, финансы: парадигмы общества. Культура как обобщающая аксиолого-семиотическая система разнообразной творческой деятельности людей, результатами которой являются созидание, сохранение и потребление материальных и духовных ценностей.

Экономическая и финансовая деятельности как особые сферы культуры, их значение в созидательном творчестве человечества. Финансы, их сущность и структура. Финансы: вне или внутри культуры?

Единство или противостояние культурной, экономической и финансовой деятельности людей. Экономика и финансы в материальной культуре, их роль в созидании и разрушении материальных ценностей человечества. Существовало ли человечество без финансовой деятельности? Ее специфика, генезис, структура и роль в экономической социокультурной жизни.

Материальная культура — субсидирование и воспроизводство ценностей, выраженных в стоимостных потоках. Роль экономики и финансовой деятельности в развитии материальной культуры и производства материальных артефактов культуры как одной из основ развития разнообразных локальных цивилизаций.



Тема 2. Цивилизации: культура и экономика
«Цивилизация", "культура", "экономика": неоднозначность понятий. Теория «локальных цивилизаций» и ее значение для общественных и экономических наук. Становление «локальных» цивилизаций как переход от родо-генетического принципа культурно-экономических отношений к многомерному социокультурному основанию построения общества.

Постижение цивилизаций: концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Уайта, С. Хантингтона и их последователей. Этническая локальность культуры как "ядра матрицы" цивилизации.

Цивилизация как устойчиво аксиологическая система всех оснований объединения людей, их общностей и культур, опирающаяся на преобладающее единство технологий, экономики, информаций и ценностей. Культура как ядро "локальной" цивилизации. Алгоритмы культуры и их роль в развитии цивилизаций. Типология цивилизаций.

Множественность "локальных" цивилизаций. Моделирование в компаративной парадигме «локальных» цивилизаций через выявление их общецивилизационных, экономических и этнопсихологических алгоритмов. /Составление сравнительных таблиц и графиков развития "локальных" цивилизаций/.



Тема 3. Становление и развитие локальных цивилизаций Древнего мира

Древний мир: становление культурной, экономической и финансовой деятельности человечества. Начало начал культуры: освоение счета. Первые финансовые “документы” как свидетели становления человеческой культуры: кости с насечками счета из пещер Ла Мадлен, Брюникель, Ла Грез. Появление первых “финансовых” документов. Культурные обретения человечества через первую экономическую и финансовую деятельность, обеспечение вступления в новую форму социокультурной организации - цивилизацию.

Цивилизации Древнего мира как традиционные "локальные" системы: “ азиатский способ производства”, единство социокультурной общности и ее финансовое обеспечение. Были ли деньги в цивилизациях Древнего мира?

Боги как владельцы всей собственности в государстве и покровители финансовой деятельности Древнего Египта, Шумер, Индии и Китая. Почему финансовая деятельность сосредотачивалась в храмах под контролем жрецов? Виды финансовой деятельности в Древнем мире, их особенности в Древнем Египте, Шумерах, Индии, Китае и Эгеиде.

Роль писца. Основные финансовые документы как свидетельства древней культуры и экономики: их роль для властных и управленческих структур. Нормирование и его значение в социокультурных системах. Можно ли было обойтись без денег в Древнем мире?

Значение образования в обществе: Э Дубба — дом табличек в Шумерской и Вавилонской цивилизациях. Экономико-финансовые системы учета и учетные кадастры. Учебники писцов. Экономическое образование древних. Культура жесткой финансово-экономической централизации как одна из основных причин гибели древних цивилизаций.



Тема 4. Философские аспекты античной цивилизации: “греческое чудо”.

Античность как рождение первой инновационной "локальной" цивилизации. Алгоритмы ее культурного и экономического развития. От Эгеиды и “азиатского” способа производства к Элладе с ее “античным” способом производства: “Они радуются, принимая от людей деньги”.

Культура и экономика Древней Греции: "полис", демократия и развитое товарно-денежное хозяйство. Деньги, их объединяющая культурно-экономическая роль. Изобретение монет как выдающееся изобретение Древней Греции, равное изобретению письменности (Лидия — VII в. до н.э.). Появление собственно финансовой деятельности: агораномы и ситофилаки как первые чиновники-финансисты. Трапезы как первые банки и их божественные покровители: культурологическое значение финансовых операций банков по вкладам (кредитование).

“Над всем поставлено наилучшее управление”. Эллинизм и финансово-банковские традиции. Империя Александра Македонского: попытка срастить государство и банки: архив Зенона и гибель империи.

“Сюда вносится истраченное и туда — принятое”. Римская культура, экономика и законодательство. Римское право и банковское дело: эдикт обнародования счетов банка. Боги — покровители, но не владельцы. Попытки государственного регулирования: охрана частной собственности и частного капитала. Аргентарии (римские банкиры) и банки-агенты: “Золото, лести отец, порожденье тревоги и горя ...” (Плутарх, 43, с.22). Мораль общества и стремление к обогащению. Христианская проповедь “нестяжательства”.

Тема 5. От античности к европейской цивилизации.
Новая христианская инновационная "локальная" цивилизация. От «темных времен» к зрелому Средневековью. “Нестяжательство”. Разрушение банковского хозяйства, запустение и натуральное хозяйство. Монастыри: их культурная и финансовая роль. Монашеские и рыцарские ордена как «кроветворные» центры финансовой жизни западноевропейского Средневековья. Крестовые походы: богатства Востока и открытие новой хозяйственной жизни. Капитал иудеев: его историческая роль. Новые формы государственной и финансовой деятельности: отражение в сменах типов культуры.

Развитие культуры в городах. Ломбарды. Треченто новой Италии: появление “банко”. Банкиры — великие ученые гуманисты эпохи Возрождения (род Медичи, его сподвижники). Субсидирование старой и новой культуры: опосредованность связей. От аграрных "локальных" цивилизаций и ориентации на "недвижимость" к накоплению капитала.

Новая Европа и новый мир: развитие капитализма и становление цивилизованного рынка. Культура становления нового общества с новой системой экономической и финансовой деятельности. Противостояние традиционной духовной культуры “золотому тельцу”. От рыцарей-тамплиеров к масонам. Государство и банки. Научно-технические революции и крушение средневековых национальных экономик: финансы индустриального общества.

Тема 6. "Российская" цивилизация: особенности культурной, экономической и финансовой деятельности.
Становление культуры и экономики "российской" (русско-православной – А. Тойнби) "локальной" цивилизации. Восточные славяне: между “азиатским” и “античным” способами производства. Влияние Византии: укрепление тенденций развития традиционной цивилизационной системы как глубинной основы культуры и экономики Древней Руси. Особенности формирования феодальных отношений: “государственный феодализм”.

Развитие товарных отношений в Киевской Руси. Скот и его монетарная роль в Древней Руси. Киевская Русь и появление металлических денег. Появление первых форм финансовой деятельности.

Образование московской финансово-денежной системы в 14 веке. Становление культуры нового централизованного государства. Ведущая роль государства. Его единая денежная система, их взаимосвязь. Иван III и идеология “Москва — Третий Рим”: традиционность “византийского” типа и внутренняя потребность в развитии товарно-денежных отношений и накоплении капитала.

Денежные реформы 16—17 вв. “Медный бунт”. Петр I: “деньги - артерии войны”. Изыскание золотых и серебряных руд. 1762г.: учреждение банка с выпуском банковских билетов. Финансовая тайна Екатерины II. Культура и дефицит бюджета (18—20вв.). Культурно-исторические и экономико-финансовые особенности развития кредитования в России. Проблемы инвестирования как социокультурные проблемы: роль крепостничества и созданной им культуры.

Самобытность русской культуры: проблемы вхождения в единый мировой рынок и мировую финансовую систему.



Тема 7. Человек как субъект культурно-экономической деятельности локальных цивилизаций

Человек: “Я” и “Мы”. Индивидуализация человека как следствие развития товарно-денежных отношений. Как сохранить нравственный закон?

Духовная культура и ее “противостояние” финансовой деятельности: моральный закон и “золотой телец”. Становление духовной жизни человека и семантика отношений обмена: обновление или разрушение. Деньги: зло или добро, их субстанциональность. Роль денег в культуре общества и цивилизаций.

Культура, финансы, власть. Роль возникновения и развития финансовой деятельности в становлении цивилизаций, государств и власти. Существуют ли цивилизации и власть без частного капитала? Роль капитала в различных способах производства.

Аксиологическая (ценностная) сущность экономической и финансовой деятельности в человеческой культуре.
Тема 8. Диалог или столкновение локальных цивилизаций в глобализирующемся обществе
XX век: формирование основ мировой системы финансовой деятельности. От индустриального общества к постиндустриальному: неравномерность развития мировой культурной и финансовой деятельности.

Возникновение тенденций формирования единого информационного общества к концу тысячелетия (“техногенная цивилизация”). Его финансовые параметры и парадигмы. Культура и финансы традиционных цивилизаций: возможно ли образование единой культурно-финансовой системы деятельности человечества. Мировые организации финансового капитала, их социокультурная роль.

Общество и его культурно-экономические интересы. Совпадают ли они с интересами частного капитала? Мировая власть: культура и финансы.

Информационное общество и роль человека в компьютерной цивилизации. Человек и “искусственный интеллект”. Возможно ли возникновение новых культур и общества вне человека и его экономической деятельности? Мир виртуальных реальностей. Виртуальные деньги и денежное обращение. Культурологические аспекты современной экономики и мировых финансовых систем.

Культура, экономика и финансы: футурологические аспекты развития общества третьего тысячелетия.
5.2. Учебно - тематический план

Таблица 3



п/п


Наименование темы (раздела) дисциплины

Трудоемкость в часах

Формы

текущего


контроля

успеваемости



Всего

Аудиторная работа

Самостоятельная

работа


Общая

Лекции

Семинарские

занятия


1.

Философия цивилизаций: парадигмы развития

11

3

1

2

8

Опросы, участие в семинарах

2.

Цивилизации: культура и экономика

13

3

1

2

10

Опросы, участие в семинарах

3

3 Становление и развитие локальных цивилизаций Древнего мира

13

1

1

-

12

Опросы, участие в семинарах

4

Философские аспекты античной цивилизации: “греческое чудо”.

13

3

1

2

10

Опросы, участие в семинарах

5

От античности к европейской цивилизации

15

5

1

4

10

Опросы, участие в семинарах

6

"Российская" цивилизация: особенности культурной, экономической и финансовой деятельности.

17

5




1

4


12

Опросы, участие в семинарах

7

Человек как субъект культурно-экономической деятельности локальных цивилизаций

11

1

1

-

10

Опросы, участие в семинарах

8

Диалог или столкновение локальных цивилизаций в глобализирующемся обществе

15

3

1

2

12

Опросы, участие в семинарах




Итого

108

24

8

16

84

Зачет






5.3. Содержание семинарских занятий

Таблица 4




Наименование темы (раздела) дисциплины

Тематика семинарских занятий

Формы

проведения

(технологии)


Трудоёмкость в часах

1. Философия цивилизаций: парадигмы развития.


1. Культура, экономика, финансы: эволюция соотношений.

2. Взаимосвязь между культурой, экономикой, финансами как областями материальной культуры.

3. Творческая роль человека в культурно-экономических системах.


Интерактивная – 30 %

2

2. Культура и цивилизации.


1. 1.Современное учение о «локальных цивилизациях».

2.Культура как основа «локальных цивилизаций».

3. Типология «локальных цивилизаций».


Интерактивная – 30 %

2

3. Философские аспекты античной цивилизации: “греческое чудо”

1.Становление цивилизаций Древнего мира

2.Культура как основа «греческого чуда».

3. Культурно-экономические системы античности


Интерактивная – 30 %

2

4.Западноевропейская цивилизация: основы ее культурно-экономической системы.


1. Христианство и формирование культуры и экономики западноевропейской цивилизации.

2. Основные алгоритмы и доминанты западноевропейской цивилизации.

3. Тенденции развития современной западноевропейской цивилизации.

4. Сходство и различие западноевропейской и североамериканской цивилизаций.




Интерактивная – 30 %

4

5. Российская цивилизация: основы ее культурно-экономической системы.

  1. Византия и ее влияние на становление культурно-экономической и финансовой систем Древней Руси.

  2. Основные социокультурные доминанты и алгоритмы развития России.

  3. Особенности цикличного характера развития традиционной «государственной» Российской цивилизации.

  4. История становления и развития финансовой системы России и ее исторические особенности.

Интерактивная – 30 %

4

6. Культура, экономика и финансы на рубеже третьего тысячелетия.

1.Глобализация и пути развития современных инновационных цивилизаций: индустриальный и постиндустриальный этапы и их культура. Сравнительный анализ индустриального и информационных обществ.

2. Основные тенденции развития «локальных» культур и цивилизаций в XXI веке.

3. Будущее человечества: единая цивилизация или их диалог?


Интерактивная – 30 %

2




Итого:




16


6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Таблица 5




Наименование разделов, тем входящих в дисциплину

Формы внеаудиторной самостоятельной работы

Трудоёмкость в часах

Указание разделов и тем, отводимых на

самостоятельное

освоением

обучающимся


Тема 1. Философия цивилизаций: парадигмы развития


Самостоятельная работа с учебной литературой и Интернетом.

8

Дисциплина «Философия цивилизаций».

Тема 2. Цивилизации: культура и экономика

Самостоятельная работа с учебной литературой и Интернетом.

10

Цивилизациология: ее предмет и место в системе научного знания.

Тема 3. Становление и развитие локальных цивилизаций Древнего мира


Самостоятельная работа с учебной литературой и Интернетом.

12

Формирование и развитие цивилизационных процессов от Древнего мира до современности

Тема 4. Философские аспекты античной цивилизации: “греческое чудо”.

Самостоятельная работа с учебной литературой и Интернетом

10

Формирование мира «традиционных» и «инновационных» цивилизаций
Тема 5. От античности к европейской цивилизации.

Самостоятельная работа с учебной литературой и Интернетом.

10

Философские проблемы культуры и цивилизаций Запада

Тема 6. Российская" цивилизация: особенности культурной, экономической и финансовой деятельности.

Самостоятельная работа с учебной литературой и Интернетом.

12

Россия в центре диалога и конфликта культур в глобальном мире.

Тема 7

Человек как субъект культурно-экономической деятельности локальных цивилизаций



Самостоятельная работа с учебной литературой и Интернетом

10

Проблемы человека в культе современного мира и глобализация

Тема 7. Диалог или столкновение локальных цивилизаций в глобализирующемся обществе

Самостоятельная работа с учебной литературой и Интернетом.

12

Цивилизационная специфика современного мира

Итого:




84





7.  Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

7.1. Перечень компетенций,  формируемых в процессе освоения дисциплины
Перечень компетенций,  формируемых в процессе освоения дисциплины «Философия цивилизаций» содержится в разделе 2.  Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Философия цивилизаций», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания
Показателями  оценивания компетенций являются наиболее значимые знания, умения и  владения, которые формирует дисциплина «Философия цивилизаций».

В качестве шкалы оценивания предлагаются три уровня освоения компетенций (пороговый, продвинутый, высокий), каждый из которых описывается посредством критериев оценивания.

Критерии оценивания определяются в соответствии со шкалами оценивания:

«зачтено» соответствует высокому уровню сформированности компетенции;

«зачтено» соответствует продвинутому уровню сформированности компетенции;

«зачтено» соответствует пороговому уровню сформированности компетенции;

«незачтено» - компетенция не сформирована.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Философия цивилизаций» предусматривает зачетную систему оценивания и допускает пороговый уровень сформированности компетенции.

Дисциплина «Философия цивилизаций» обеспечивает следующие профессиональные компетенции аспирантов по профилю «Социальная философия»:

Дисциплина «Философия цивилизаций» обеспечивает получение дополнительных профессиональных компетенций аспирантов по профилю «Социальная философия» и призвана формировать:



- способность демонстрировать и применять углубленные знания в профессиональной деятельности, адаптировать новое знание в узкопрофессиональной и междисциплинарной деятельности (ПКП-1).
Оценка уровня сформированности компетенции

Таблица 6




Показатели оценивания


Критерии оценивания

Компетенций


Шкала оценивания





Знать:

Современные методы исследования цивилизационных процессов.


Уметь:

Самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и цивилизационных процессов.



Владеть:

Методами ведения самостоятельной научно-исследовательской деятельностью в соответствующей профессиональной областью с использованием современных методов исследования цивилизационных процессов.




Знать

Основы современных методов исследования цивилизационных процессов.





 

Пороговый уровень

зачтено


Знать и уметь

Использовать современные методы цивилизационных процессов.



Владеть

Методами ведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности в соответствующей профессиональной области с использованием цивилизационных процессов и технологий.




 

 

Продвинутый уровень



зачтено



Уметь

Самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования цивилизационных процессов развития общества





 

 

 



 

Высокий уровень

зачтено

- способность к овладению методами научной дискуссии и коммуникативной деятельности в условиях профессионального сообщества, способность к самостоятельному построению и аргументированному представлению научной гипотезы (ПКП-2).


Оценка уровня сформированности данной компетенции

Таблица 7




Показатели оценивания

Критерии оценивания

компетенций

Шкала оценивания

Знать:

Методы научной дискуссии и коммуникативной деятельности в условиях профессионального сообщества.



Уметь:

Участвовать в научной дискуссии и коммуникативной деятельности в условиях профессионального сообщества, умение самостоятельно построить и аргументировать представленную научную гипотезу



Владеть:

Методами ведения научной дискуссии и коммуникативной деятельности в условиях профессионального сообщества.



Знать

Методы научной дискуссии и коммуникативной деятельности в условиях профессионального сообщества.





Пороговый уровень

зачтено

Знать и уметь

Использовать методы научной дискуссии и коммуникативно-цивилизационной деятельности в условиях профессионального сообщества.



Владеть

ими для обоснования своих гипотез.





Продвинутый уровень

зачтено

Уметь

на высоком уровне использовать методы научной дискуссии и коммуникативной деятельности в условиях профессионального сообщества.



Владеть

ими для построения собственной аргументации и выдвижения своих собственных научных гипотез.





Высокий уровень

зачтено



- способность демонстрировать и применять углубленные знания в социальной философии с учётом современных принципов научного исследования (ПКП-6).

Таблица 8




Показатели оценивания

Критерии оценивания

компетенций

Шкала оценивания

Знать:

основные теоретические принципы цивилизационной парадигмы, применяя их в изучении экономики и общественной жизни



Уметь:

демонстрировать и применять углубленные знания в социальной философии с учётом современных принципов научного исследования


Владеть:

Углубленными знаниями в социальной философии с учётом современных принципов научного исследования .




Знать:

основные теоретические принципы цивилизационной парадигмы




Пороговый уровень

зачтено

Знать и уметь

демонстрировать и применять углубленные знания в социальной философии с учётом современных принципов научного исследования



Владеть

ими для обоснования своих теоретических построений.





Продвинутый уровень

зачтено

Уметь

демонстрировать и применять углубленные знания в социальной философии с учётом современных принципов научного исследования


Владеть

ими для построения собственной аргументации и создания своих собственных теоретических построений.





Высокий уровень

зачтено


Зачет по дисциплине «Философия цивилизаций» выставляется аспиранту при условии сформированности по каждой компетенции как минимум порогового уровня.


7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений

Перечень примерных тем рефератов:


    1. Философия цивилизаций: история и теория.

    2. Социально-философские учения о цивилизационном развитии общества.

    3. Историко-философские теории о возникновении цивилизаций.

    4. Философские методологии изучения цивилизационного развития общества.

    5. «Локальная цивилизация» и ее осмысление в социальной философии.

    6. Учение о культурно-исторических типах Н.Я.Данилевского.

    7. Учение О.Шпенглера о культурах и цивилизациях.

    8. А.Тойнби и его учение о постижении истории.

    9. С.Хантингтон: возможно ли столкновение цивилизаций.

    10. Русская социальная философия цивилизаций.

    11. Современные исследования «локальных цивилизаций».

    12. Русская социальная философия о диалоге культур и цивилизаций,

    13. Принципы взаимосвязи культуры и экономики.

    14. Методы и принципы моделирования системы единства культуры, экономики и финансов в обществе.

    15. Взаимосвязь культурно-экономических алгоритмов в «традиционных» древних цивилизациях,

    16. Сравнительный анализ «азиатского» и «античного» способов производства.

    17. Моделирование культурно-экономических алгоритмов античной цивилизации.

    18. Духовные и материальные ценности Средневекового общества.

    19. Моделирование системы культурно-экономических параметров западноевропейского феодализма.

    20. Сравнительный анализ систем западноевропейского и российского феодализма.

    21. Глобальные культурно-экономические системы современности

    22. Мир виртуальных реальностей: культура и экономика.


Перечень примерных контрольных вопросов для подготовки к зачету:
1.Какова цель исследования в курсе «Философия цивилизаций»?

2.Какие проблемы охватывает содержание курса?

3.Дайте определение категорий «культура», «экономика», «финансы»?

4.Раскройте взаимосвязь между «культурой», «экономикой», «финансами» как областями материальной культуры?

5.В чем состоит духовное культурное значение экономики?

6.Объясните, почему экономика не существует вне культуры?

7.В чем проявляется творческая роль человека в этих системах?

8.Что изучает наука «цивилизациология»?

9.В чем состоит открытие Н.Я.Данилевского?

10.Раскройте сущность концепции О. Шпенглера.

11.Историческое значение цивилизациологической концепции А.Тойнби для современной науки?

12.Укажите основные методологические различия «формационного» и «цивилизационного» подходов в изучении общества.

13.Выделите основные проблемы теории типологии культур и «локальных» цивилизаций.

14.Кем была впервые предложена и разработана типология «локальных» цивилизаций.

15.Историко-географическая типология «локальных» цивилизаций.

16.Изложите, какие типы «локальных» цивилизаций выделяются по содержанию в современной цивилизациологии.

17.Цивилизационные факторы (алгоритмы) моделирования «локальных» цивилизаций.

18. Экономические факторы (алгоритмы) моделирования «локальных» цивилизаций.

19. Культурно-ценностные факторы (алгоритмы) моделирования «локальных» цивилизаций.

20. Как осуществляется процесс культурной и экономической глобализации современного мира?



7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и владений
Соответствующие приказы, распоряжения ректората о контроле уровня освоения дисциплин и сформированности компетенций аспирантов.
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Основная литература



  1. Викторов В.В. Культурология: Учебник / В.В. Викторов; Финансовая академия при Правительстве РФ - М.: Вузовский учебник, 2007, 2010 - 400 с

  2. Селезнев П.С. Культурология. Теория и практика: Учебное пособие / П.С. Селезнев, Р.П. Трофимова; Финуниверситет - М.: Проспект, 2014 - 368 с.

  3. Тойнби А.Дж. Исследование истории. Возникновение, рост и распад цивилизаций: Пер. с англ. / А.Дж. Тойнби - М.: АСТ: Астрель, 2012 - 672 с.

  4. Трофимова Р.П. Культуролого-экономический словарь: Учеб. пос. для вузов / Р.П. Трофимова - М.; Екатеринбург: Академический Проект: Деловая книга, 2003 - 960с.

  5. Трофимова Р.П. Метафизика цивилизациологии. Культурно-экономический аспект: Монография / Р.П. Трофимова; ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве РФ", Каф. философии - М.: Финуниверситет, 2011 - 168 с.; 10,5 п.л.

  6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций: Пер. с англ. / Под общ. ред.К.Королева - М.: АСТ, 2003 - 608с.


Б) дополнительная:

  1. Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С.Ерасов - М.: Аспект Пресс, 1999, 2001 - 591с.

  2. Кузык Б.Н. Россия в цивилизованном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития [Электронный ресурс] - М.: Институт экономических стратегий, 2008 - 864 с.

  3. Нэсбитт Джон. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции.Год 2000: Десять новых направлений на 90-е годы: Пер. с англ. - М.: Республика, 1992 - 415с.


9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Самостоятельная работа аспирантов
Самостоятельная работа аспирантов является важной частью в рамках данного курса. Самостоятельная работа аспирантов осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: аспирант получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Содержание самостоятельной работы аспирантов имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить аспирант в процессе обучения - объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности аспиранта по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы аспирантов находит во всех организационных формах учебной внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий. Цель и планирование самостоятельной работы аспиранта определяется преподавателем.

Собственно самостоятельная работа аспирантов выполняется в удобные для аспиранта часы и представляется преподавателю для проверки. Данный формат предусматривает большую самостоятельность аспирантов, большую индивидуализацию заданий, наличие консультационных пунктов и ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.


Формы самостоятельной работы:
- самостоятельная домашняя работа;

- внеаудиторное чтение;

- самостоятельная работа (индивидуальная) с использованием Интернет-технологий;

- выполнение заданий по пройденным темам с использованием специальной литературы;

- подготовка презентации;

- написание рефератов, докладов.

Результаты самостоятельной творческой работы могут быть представлены в форме презентаций, докладов, рефератов.
Типы заданий для самостоятельной работы
Написание эссе.

Индивидуальная работа аспирантов с интерактивными Интернет-ресурсами.

Подготовка презентации.

Разработка проекта.

Подготовка аналитического доклада.
Отчетность и контроль СРС

Виды отчетности:
- выполненные письменные работы, протоколы выполнения тестовых заданий;

- картотека по результатам поисковых заданий;

- тезисы выступления;

- отчет о результатах анализа;

- участие в деловой игре и т.п.
Требования к контролю
Контроль за СРС должен быть индивидуальным.

Контроль осуществляется преподавателем в течение всего семестра с выставлением оценки в журнале учебных занятий.

Контроль завершается перед аттестацией учебной работы аспиранта по дисциплине (перед зачетом).
Способы контроля:
- выборочный устный опрос перед началом ПЗ/СЗ;

- выборочная проверка конспектов, тезисов, рефератов и докладов;

- проверка выполнения задач и тестов.

Итоговая оценка СРС выставляется в журнал учебных занятий и учитывается преподавателем при аттестации аспирантов в период сессии.


10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем
Для выполнения практических заданий дисциплины необходим компьютер с выходом в сеть Интернет.

Минимально необходимое программное обеспечение:

Пакеты программ Microsoft Office и (или) Open Office.org;

Интернет-браузеры: Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox, Chrome.

Программы записи CD и DVD дисков.
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
1. Оборудованная учебная аудитория;

2. Библиотечный фонд, методический фонд;



3. Компьютер с выходом в Интернет для индивидуальной и самостоятельной работы.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница