Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины культурология код и наименование направления подготовки



Скачать 213.66 Kb.
Дата14.08.2016
Размер213.66 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования



Красноярский государственный художественный институт

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор

по учебной – методической и воспитательной работе

________________С.В. Тимохов

____ _____________2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Код и наименование направления подготовки

(бакалавра, магистра или специалиста) 54.03.02. Народная художественная культура

Профиль подготовки: Руководство студией декоративно-прикладного творчества; Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества
Квалификация (степень) выпускника

в соответствии с ФГОС: бакалавр

Факультет ДПИ

Форма обучения: очная

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
Составители рабочей программы

доцент Ломанов П.В. _____________________

(должность, ученое звание, степень) (Ф.И.О.) (подпись)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры _________________________________

(дата и номер протокола)

____________ Народная художественная культура___________

(наименование кафедры)

Зав. кафедрой________________ С.М. Гинтер

Красноярск 2014г.

1.Цель освоения дисциплины «Культурология»
Целью курса является выработка у обучающихся мировоззренческих предпосылок для понимания как своей, так и иных культур, осознание себя субъектом культурного творчества.

Предметом курса выступает содержание общественной жизни и деятельности людей, те смыслы, которыми наполнен для человека мир.
Задачи изучения дисциплины:


  1. охарактеризовать фундаментальные понятия теории культуры (феномен культуры, ее сущность, функции, структура, динамика культурного процесса, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурная картина мира, культурная модернизация, детерминанты культуры, внутренние закономерности ее развития);

  2. дать навыки анализа современной социокультурной ситуации и проблем, возникающих для человека (личность и поп-культура, культура индустриальной эпохи, социальное программирование через каналы массовой культуры, кризис культуры, возможные исходы, футурология).

  3. дать краткую характеристику культурно-исторических типов: первобытность - античность - средневековье - Возрождение - Новое время - Просвещение - культура XIX - начало XX века - культура XX века;


2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Учебная дисциплина «Культурология» является одной из базовых общепрофессиональных учебных дисциплин блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Курс «Культурология» востребован в профессиональной подготовке для бакалавров всех современных направлений подготовки и нацелен на получение выпускником универсальных компетенций (общенаучных, общекультурных и социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций. Учебный курс «Культурология» состоит из двух разделов: 1) теория культуры; 2) прикладные исследования в культурологии.

Учебный курс «Культурология» предлагает студентам знание о месте культуры в социуме, её сущности и происхождении, структуре и составе культурологического знания, знакомит слушателей с историей культурологической мысли (в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения), категориальным аппаратом данной области знания, раскрывает существо проблем современной культурологии, влияние на сферы общественно-политической жизни.

Учебная дисциплина «Культурология», ориентирующая на овладение интеллектуальными гуманитарными технологиями, призвана через активное включение индивида в общекультурную среду в качестве необходимой части культурного пространства, способствовать формированию мировоззренческой позиции, всесторонне развитой личности студента для осуществления научной, профессиональной деятельности. Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, направлены на воспитание духовной составляющей, что необходимо и востребовано не только в будущей профессиональной деятельности, но также в личностном и социальном общении.

Учебная дисциплина «Культурология» носит ярко выраженный междисциплинарный характер, её изучение базируется на знании истории философских учений, мировой и отечественной истории, истории искусства, социологии, психологии, антропологии.
3. Профессиональные компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

Культурология – это дисциплина общегуманитарного цикла, изучение которой необходимо для формирования высокого уровня общей культуры. Курс развивает следующие компетенции (в рамках определённых общеобразовательных компетентностей ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-10);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

ориентирован на педагогическую работу по соответствующему профилю подготовки бакалавра в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального и дополнительного образования детей (ПК-5).


3. Структура дисциплины

Виды учебной работы

Всего (часов)

Семестры

Общая трудоемкость

108

1

2
















Аудиторные занятия:

68

30

38
















лекции

38

18

20
















практические занятия (ПЗ)

30

12

18
















семинарские занятия(С)

-






















другие виды аудиторных

-






















промежуточный контроль

(просмотры)



























Самостоятельная работа:

40

6

34
















изучение теоретическ. курса

























курсовой проект (работа):

























пояснительная записка

























задачи

























задания

























Другие виды самостоятельной

























Виды итогового контроля (зачет, экзамен)







зач.



















4. Содержание дисциплины

1 семестр



№п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)



1.

Культурология как наука о культуре. Структура культурологического знания

Обыденное и теоретическое представление о культуре. Культура как предмет культурологии. Цель и задачи культурологии. Дисциплины предметного поля культурологии (социология культуры, философия культуры, культурная антропология антропология и т.д.). Структура и состав современного культурологического знания (фундаментальная и прикладная культурология, направления фундаментальной культурологии: социальная культурология, психология культуры, культурная семантика, история культуры).

2.

Методы культурологических исследований

Культура и природа. Культура и общество. Культура и личность. Человек как субъект и объект культуры.

3

Базовые понятия культурологии

Базовые понятия: «культура», «цивилизация», морфология культуры, язык и символы культуры, культурные коды, идеал, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, культурная самоидентичность, инкультурация и социализация.

4

Становление культурологической мысли в европейской философии. Основные культурологические концепции XIX-ХХI веков

Античные представления о культуре. Представление о культуре в Средние века. Эпоха Возрождения: социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли. Принципы гуманизма, антропоцентризма и историзма. «Классическая модель» культуры в европейской философии. Натуралистические концепции культуры. Просветительская концепция культуры. Культура как проблема европейской философии XIX в. Идеалистические концепции культуры. Природа и культура в философии И. Канта. «Эстетическая утопия» Ф. Шиллера. Гегелевская концепция культуры как «образования»


Культурологическая парадигма эволюционизма. Классический эволюционизм (Г. Спенсер, Э.-Б. Тейлор). Кризис классического образа человека и культуры в диффузионизме (Ф.Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Гребнер). Специфика современного эволюционизма. Неоэволюционизм (Л.Уайт и др.). «Теория модернизации».

Структурно-функциональная парадигма. Г. Спенсер (1820-1903). Структурный функционализм в культурной антропологии. Культура как система «институтов» (Б.К. Малиновский). Культура как структура А.Р. Радклифф – Браун. Социальные институты культуры, функции культуры.



Парадигма анализ культурного сознания (школа «анналов» Л.Февр, М. Блок). «Культурно-исторические типы» Н.Я. Данилевского(1822-1885), «Морфология культуры» О.Шпенглера. Цивилизационная теория А.Д. Тойнби(1889-1975). «Столкновение цивилизаций» или «конец истории» (С. Хантингтон и Ф. Фукуяма).

Психологическая парадигма Диалогическая концепция культуры. М.М. Бахтин. Направление «культура – и – личность» (психологическая антропология) (М.Мид, Дж. Хонигман, Р.Бенедикт, Р.Линтон, К.Клакхон, А.Кардинер, И. Халлоуэл, К. Дюбуа, М. Спиро) Философия культуры Н.А. Бердяева. Культура и коллективное бессознательное: концепция Карла Густава Юнга.

Структурно-анропологическая парадигма. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса) Культура и язык. Культурный код. Семиотическая парадигма. Ч. Моррис, А. Гардинер, К. Бюлер, Ч. Пирс. Язык и символы культуры.

Парадигма понимающей социологии. Культура и социальная система. Питирим Сорокин. «Культурно-аналитическое направление». Макс Вебер Парадигма постмодерна. Постструктурализм и постмодернизм (М. Фуко).

Концепция игровой культуры. ( И. Хейзинга, А. Гессе, Э. Берн)


5

Динамика культуры и типология культур

Динамика культуры (модели, типы, источники, факторы динамики культуры). Культурогенез. Историческая, формационная, цивилизационная, линейная типологии культур. Современные подходы к типологии культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Восточный и Западный типы культур. Этнические и национальные культуры. Массовая, элитарная и народная культуры. Контркультура и субкультура. Глобализация современного мира.


2-й семестр

№п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)



6

Межкультурные коммуникации

Диалог культур


Межкультурные коммуникации. Структура и детерминанты межкультурной коммуникации. Толерантность и комплиментарность.

Понятие диалога в философии, культурологии, коммуникативистике. Диалогическая концепция культуры М.М. Бахтина — В.С. Библера. Проблема межкультурного диалога в современном культурологическом знании.




7

Культура и религия

Религия как часть культуры. Понятие религии. Формы религии. Типология религий. Система сакрализации. Происхождение религии.

Первобытные формы религиозности. Религии древних цивилизаций. Современные мировые религии.




8

«Цивилизация» как базовое культурологическое понятие.

«Культура» и «цивилизация»: соотношение понятий. Понятие «цивилизация» в различных научных традициях. Трактовка понятия «цивилизация» в философии французского просвещения, немецкой классической философии, в концепциях Л. Моргана, Ф. Энгельса, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби.


9

Становление мировой культуры

Культура первобытного общества. Культура цивилизаций Древнего Востока. Античность как тип культуры. Культура средневековой Европы. Основные черты культуры Возрождения.

Культура эпохи просвещения. Западная культура XIX века. Модернизм и постмодернизм в западной культуре новейшего времени.




10

Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Характерные черты отечественной культуры. Россия между Европой и Азией – в поисках культурной идентичности. Западники, славянофилы, евразийцы о путях развития России. Двойственный характер отечественной культуры. Социокультурная и догматическая специфика восточной ветви христианства. Периоды развития русской культуры. Роль интеллигенции в культурной динамике России. Специфика современного социокультурного пространства. Глобальные проблемы соврнеменности.

5. Образовательные технологии

При преподавании дисциплины «Культурология» наряду с традиционными образовательными технологиями: информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя) используются информационно-коммуникационные:



Лекции-визуализации – изложение содержания сопровождающееся презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов);

и самостоятельная работа студентов: Подготовка к практическим занятиям.


6. Самостоятельная работа студентов

1 семестр



№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)



1.

Культурология как наука о культуре. Структура культурологического знания

Подготовка к практическим занятиям

1

2.

Методы культурологических исследований

Подготовка к практическим занятиям

1

3.

Базовые понятия культурологии

Подготовка к практическим занятиям

1

4.

Становление культурологической мысли в европейской философии. Основные культурологические концепции XIX-ХХI веков

Подготовка к практическим занятиям

2

5.

Динамика культуры и типология культур

Подготовка к практическим занятиям

1

2 семестр



№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)



6.

Межкультурные коммуникации

Диалог культур


Подготовка к практическим занятиям

6

7.

Культура и религия

Подготовка к практическим занятиям

6

8.

«Цивилизация» как базовое культурологическое понятие.

Подготовка к практическим занятиям

8

9.

Становление мировой культуры

Подготовка к практическим занятиям

6

10.

Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Подготовка к практическим занятиям

8



Вопросы к практическим занятиям

Разделы 1 - 5

  1. «Культура»: многообразие философских и научных подходов и его причины.

  2. Понятия «культуры» и «цивилизации» в истории философского анализа культуры.

  3. «Науки о культуре». Культура как предмет междисциплинарного анализа.

  4. Эволюционизм как парадигма изучения культуры.

  5. Теория модернизации о социокультурной динамике.

  6. Структурный функционализм в социологии и культурологии.

  7. Структурализм: от лингвистики к культурологии.

  8. Принцип семиотического анализа культуры.

  9. Культурная антропология Э.Б. Тайлора.

  10. Просветительские концепции культуры и цивилизации.

  11. Концепции культуры в классической немецкой философии.

  12. Марксистская концепция культуры.

  13. Специфика метода «наук о культуре» в неокантианстве (Г. Риккерт, В. Виндельбанд).

  14. «Понимающая социология» М. Вебера как пример культурно-аналитического подхода в социологии.

  15. Концептуализация культурного многообразия и проблема типологии культур.

  16. «Культурная морфология» О. Шпенглера.

  17. Теория «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.

  18. Этнология Л.Н. Гумилева и культурология.

  19. Динамика культуры в теории А.Д. Тойнби.

  20. Социодинамика культуры П. Сорокина.

  21. Культурно-антропологический синтез в исторической науке (Школа «Анналов»).

  22. Концепции культуры в теории психоанализа (З. Фрейд. К. Г. Юнг).

  23. Фрейдомарксизм и «Франкфуртская школа» о человеке и цивилизации.

  24. «Архетипы коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга.

  25. Экзистенциалистская концепция культуры.

  26. Диалогическая концепция культуры (М.М. Бахтин).

  27. Постмодернистская концепция культуры.


Разделы 6 -10

  1. «Запад» и «Восток» как проблема европейской мысли.

  2. Особенности мифологического сознания. Разнообразие концепций.

  3. Историческая преемственность культуры. Древний Египет в современных культурных формах.

  4. Историко-культурный путь буддизма.

  5. Специфика индийской культуры.

  6. Конфуцианство и его роль в традиционной культуре Китая.

  7. Ислам: вероучение и основные направления.

  8. Античная культура как «классический» образец для становления европейской художественной культуры.

  9. Христианство в культуре Средневековья.

  10. Специфика Византийского типа культуры.

  11. Социокультурный контекст развития западного искусства Нового времени (барокко, классицизм, романтизм, реализм)

  12. Художественные стили русского искусства XVIII-XIX веков

  13. Сциентизм в культуре Нового времени.

  14. Тоталитаризм в культуре ХХ века.

  15. Постмодернизм в культуре ХХ века.

  16. Россия: проблема цивилизационной идентичности («западники», «славянофилы», «евразийцы»).

  17. Синтез христианских и языческих традиций в Древнерусской культуре.

  18. «Умозрение в красках» в древнерусском искусстве.

  19. Институт старчества в древнерусской культуре.

  20. Историософская доктрина «Москва - Третий Рим» в отечественной политической культуре.

  21. Самодержавие – феномен русской культуры.

  22. Раскол русской церкви в истории России.

  23. Последствия петровской реформы.

  24. Русская интеллигенция как феномен отечественной культуры: между народом и властью.

  25. «Серебряный век». Кризис «классической модели» культуры.

  26. Идея «всеединства» в русской культуре XIX-XIX вв.

  27. Христианский путь развития России в русской религиозной философии.

  28. Революция как социокультурный феномен.

  29. Культура Русского Зарубежья.

  30. Советская культура: специфика и основные этапы развития.

  31. Современное российское социокультурное развитие: модернизация в период постмодерна.

 7.Компетентностно-ориентированные оценочные средства


Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие тестовые задания.

Итоговой формой контроля является экзамен.

Оценки "отлично" заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "отлично" выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.
Оценки "хорошо" заслуживает студент обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка "хорошо" выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
Оценки "удовлетворительно" заслуживает студент, обнаруживший знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "удовлетворительно" выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка "неудовлетворительно" ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Вопросы к экзамену

1 семестр



  1. Культурология как наука.

  2. Концепция «философии жизни» Ф. Ницше.

  3. Теория локальных культур О. Шпенглера. «Закат Европы».

  4. Основные культурологические идеи концепции Э. Гуссерля.

  5. Культурологический аспект учения М. Вебера.

  6. Концепция З. Фрейда и К. Юнга.

  7. Концепция культуры Й. Хейзинги.

  8. Проблемы теории культуры в культурной антропологии.

  9. Концепция Б. Малиновского.

  10. Смысловые и структурные элементы культурологии.

  11. Проблемы культурологии и философия культуры.

  12. Основные функции культурологии.

  13. Основные подходы к определению культуры.

  14. Культура как антропологический феномен.

  15. Ценности и их иерархия.

  16. Культурные универсалии. Их основные блоки.

  17. Понятие цивилизации.

  18. Теория цивилизаций О. Тоффлера.

  19. Концепция В. С. Степина о 2 типах цивилизаций.

  20. Теория мировых цивилизаций Ю. Яковца.

  21. Основные черты отечественной культуры.

  22. Способы возникновения культуры и формы их проявления.

  23. Культура как мир артефактов.

  24. Материальная культура.

2 семестр



  1. Духовная культура.

  2. Базисные элементы духовной культуры – обычаи, нравы, законы и ценности. Их взаимосвязь.

  3. Субъект культуры в культурологии.

  4. Проблема соотношения природного и культурного начал в человеке.

  5. Смысл. Значение. Виды смыслов.

  6. Творчество. Концепция Н. А. Бердяева.

  7. Типология культуры. Основания для типологии.

  8. Способы и формы культуры.

  9. Этнос и нация. Основные признаки.

  10. Менталитет. Ментальность, национальный характер.

  11. Народная культура.

  12. Массы и массовая культура.

  13. Западный тип культуры.

  14. Восточный тип культуры.

  15. Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского.

  16. Концепция локальных культур А. Тойнби.

  17. Столкновение цивилизаций С. Хантингтона.

  18. Культура профессиональной деятельности.

  19. Культура и природа.

  20. Теории традиционного натурализма.

  21. Учение о ноосфере В. И. Вернадского.

  22. Учение о ноосфере Тейяр де Шардена.

  23. Экологическая культура.

  24. Общество и культура.


8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Список рекомендуемой литературы по курсу «Культурология»

  1. Агости Э. П. Нации и культура. М., 1963.

  2. Актуальные проблемы культуры ХХ века. М., 1993.

  3. Атфильд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1999.

  4. Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и Новое время. М., 1988.

  5. Библер В. Г. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

  6. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

  7. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. С., 1994.

  8. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1998.

  9. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

  10. Гиренок Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987.

  11. Голан П. Миф и символ. М.,1994.

  12. Горелов А. А. Древо духовной жизни. М., 1994.

  13. Грофф С. За пределами мозга. М., 2004.

  14. Гумбольт Вильгельм. Язык и философия культуры. М., 1985.

  15. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 2003.

  16. Гуревич П. С. Человек и культура. Основы культуроведения. М., 2001.

  17. Гуревич П. С. Гуманизм и вера. М., 1990.

  18. Гуссейнов П. А. Язык и совесть. М., 1996.

  19. Давыдов Ю. Н., Роднянская Н. Б. Социология контркультуры. М., 1980.

  20. Делез Ж. Логика и смысл. М., 2003.

  21. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

  22. Зиммель Г. Истина и личность // Лики культуры: альманах. М., 1995. Т.1.

  23. История ментальностей. М., 1996.

  24. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

  25. Коган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

  26. Козловски П. Миф о модерне. М., 2002.

  27. Кребер П., Клакхон С. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. М., 1992.

  28. Лессинг Т. Воспитание человеческого рода // Лики культуры: альманах. М., 1995. Т.1.

  29. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб. 2004.

  30. Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1997.

  31. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

  32. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

  33. Материальная культура. М., 1989.

  34. Межуев В. М. Культура и история. М., 1977.

  35. Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.

  36. Проблемы человека в современной религиозной и мистической литературе. М., 1988.

  37. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004.

  38. Сильвестров В. В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1993.

  39. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

  40. Степин В. С. Культура // Философский словарь. М., 2001.

  41. Степин В. С., Горохов В. Г., Розов В. А. Философия науки и техники. М., 1995.

  42. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

  43. Тавризян Г. М. Техника, культура, человек. М., 1989.

  44. Тойнби А.-Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.

  45. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002.

  46. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 2003.

  47. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

  48. Фромм Э. Этика психоанализа. М., 1998.

  49. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 2003.

  50. Хесле В. Философия и экология. М., 1994.

  51. Христианство и культура сегодня. М., 1995.

  52. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

  53. Яковец Ю. В., Пирогов С. В. Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования, культуры. М., 1993.

  54. Яницкий О. И. Экологические перспективы. М., 1987.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница