Рабочая программа дисциплины древние языки и культуры направление подготовки 035700 лингвистика профиль подготовки




Скачать 396.13 Kb.
страница1/2
Дата29.07.2016
Размер396.13 Kb.
  1   2
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ И ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.




Рабочая программа дисциплины
ДРЕВНИЕ ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРЫ

Направление подготовки



035700 – ЛИНГВИСТИКА

Профиль подготовки



Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



очная, очно-заочная


Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__ г.)

Одобрено кафедрой ____________________

(протокол № ____ от 20__ г.)

Зав.кафедрой ________________________

Москва

2012


Составитель: к.и.н., доцент Горохова Анна Владимировна. Кафедра теории и методики преподавания иностранных языков. Программа «Древние языки и культуры» предназначена для студентов 1 курса по профилю подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» В прогрмме представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к экзамену.
Рецензент: заведующая кафедрой теории и методики преподавания иностранных языков Лёвина Т.В.
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Древние языки и культуры» являются



  • подготовить высококвалифицированного специалиста, владеющего специализированной терминологией, способного самостоятельно ее использовать;

  • расширить общекультурный кругозор;

  • рассмотреть влияние латинского языка на становление современных европейских языков;

  • анализ античной культуры как особого этапа в развитии европейской культуры;

  • выявление внутренних закономерностей функционирования античной культуры.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Древние языки и культуры» относится к профессиональному циклу дисциплин.


Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «Древние языки и культуры», является образование, социальная сфера, культура. Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:

– обучение,

– воспитание,

– развитие,

– просвещение.

Профильной для данной дисциплины является педагогическая и культурно-просветительская профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

– изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

в области культурно-просветительской деятельности:

– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

– организация культурного пространства;

– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

– популяризация художественных знаний в широких слоях общества.

– обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.

Для освоения дисциплины «Древние языки и культуры» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения «Культурологии» и «Истории».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История языка», «История и культура стран первого иностранного языка» , прохождения педагогической практики, подготовки компетентного и высококвалифицированного специалиста.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Древние языки и культуры».
Общекультурные компетенции (ОК):


  • обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

  • осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

  • владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

Пофессиональные компетенции (ПК):




  • умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-38);

  • владеет основами современной информационной и библиографической культуры (ПК-39);

  • владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования (ПК-41);

  • обладает способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования (ПК-42);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  • Знать:

По разделу фонетика :

  • систему гласных и согласных звуков латинского языка ( звуковые законы в области согласных звуков : твёрдое произношение почти всех согласных звуков перед любым гласным);

  • слоги (долгота и краткость слогов, долгота слогов по природе и по положению) ;

  • об ударении (особенности латинского ударения, ударение в двусложных и многосложных словах) ;

  • о соотношении произношения и письма.

  • По разделу орфоэпия знать правила :

  • произношения отдельных звуков, чтения гласных, чтения i перед гласным в начале слова, слога, между гласными;

  • чтения согласных, чтения s между гласными в исконных латинских корнях , чтения слога ti перед гласной, чтения согласных c, l, z;

  • сочетания гласных : диграфы ае, ое, дифтонги au, eu;

  • сочетания гласных и согласных : ngu, qu, su; ch, ph, rh, th ;

  • основные этапы развития античной культуры;

  • этапы формирования древнегреческого и латинского языков;

  • основные достижения в области науки, литературы, изобразительного искусства.

  • Уметь:

  • переводить со словарём фрагменты из сочинений римских авторов, а также латинские афоризмы специального и общекультурного характера;

  • практически применять теоретические знания грамматического материала, определяя и анализируя грамматические формы, синтаксические обороты в переводимом латинском тексте;

  • анализировать источники;

  • видеть мировоззренческий смысл и культурологическую подоплеку социально-исторических процессов.

  1. Владеть

  • В плане говорения владеть продуктивной устной речью в монологической форме (монологическая подготовленная речь представлена предложенной для заучивания группой латинских афоризмов специального и общекультурного характера)

  • В плане письма программой предусмотрено владение продуктивной письменной речью в форме письменного перевода фрагментов из сочинений римских авторов, афоризмов общекультурного характера;

  • навыками установления внутрикультурных системных взаимосвязей;

  • навыками семиотического и герменевтического анализа различных явлений культуры;

  • понятийно-категориальным аппаратом дисциплины.


4. Структура и содержание дисциплины «Древние языки и культуры»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц , 144 часа.



Очная форма обучения (4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Языковой материал латинского языка.

1

22

2







8

12










2

Грамматика латинского языка.

1

26

6







8

12










3

Синтаксис латинского языка

1

24

4







8

12













ИТОГО за 1-ый семестр

1

72

12







24

36







зачет

4

Культурное наследие античности и развитие Европейской цивилизации.

2

16

2







4

10










5

Культура древней Греции.

2

26

6







10

10










6

Культура древнего Рима.

2

30

8







10

12













ИТОГО за 2-ый семестр

2

72

16







24

32







Экзамен




ИТОГО

1,2

144

28







48

68







Экзамен


Очно-заочная форма обучения (5 лет).




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Языковой материал латинского языка.

1

22

2







4

16










2

Грамматика латинского языка.

1

26

2







4

20










3

Синтаксис латинского языка

1

24

2







5

17













ИТОГО за 1-ый семестр

1

72

6







13

53







Зачет

4

Культурное наследие античности и развитие Европейской цивилизации.

2

16

2







4

10










5

Культура древней Греции.

2

26

2







4

20










6

Культура древнего Рима.

2

30

2







4

24













ИТОГО за 2-ый семестр

2

72

6







12

54







экзамен




ИТОГО

1,2

144

12







25

107











Очно-заочная форма обучения (4 года для лиц, имеющих ВПО)



п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Языковой материал латинского языка.

1

22

2










20










2

Грамматика латинского языка.

1

26

4




2

2

18










3

Синтаксис латинского языка

1

24

4




2

2

16













ИТОГО за 1-ый семестр

1

72

10




4

4

54







Зачет

4

Культурное наследие античности и развитие Европейской цивилизации.

2

16

2







1

13










5

Культура древней Греции.

2

26

4




2

2

18










6

Культура древнего Рима.

2

30

4




2

2

22













ИТОГО за 2-ой семестр

2

72

10




4

5

53







АКР, экзамен




ИТОГО

1,2

144

20




8

9

107

+








Содержание дисциплины
Языковой материал латинского языка. Общие сведения о латинском языке. История развития латинского языка. Этапы развития латинского литературного языка (sermo urbanus). Архаическая латынь. Основные памятники периода. Классическая (золотая) латынь. Расцвет латинской прозы и поэзии. Послеклассическая (серебряная) латынь – язык римской художественной, исторической, философской прозы. Поздняя латынь. Историческая литература, памятники юридической мысли, христианская литература. Этапы развития разговорной ( народной ) латыни ( sermo vulgaris). Источники изучения вульгарной латыни. Значение народной латыни для языкового развития Западной Европы ( народная латынь и романские языки) .

Значение изучения латинского языка. Латинский язык после 476 г.н.э. Эпоха Возрождения и латинский язык. Латинский язык в современном мире.



Грамматика латинского языка.

1. Имя существительное.

Общее понятие о склонении. Склоняемые части речи. Первоначальные сведения о существительном. Род. Число. Падежи. Типы склонения. Имя существительное в словаре. 1 склонение.11 склонение. Явления, общие для 1 и 11 склонений. III склонение. Общие сведения. Соотношение форм косвенных падежей с формой именительного падежа Образование Nominativus Singularis у существительных III склонения. Признаки рода имен существительных III склонения. Типы III склонения: согласный, смешанный, гласный. Особые случаи III склонения существительных. IV склонение существительных. V склонение существительных, его особенности.

2. Имя прилагательное.

Прилагательные I и II склонений. Прилагательные I и II склонений в словаре. Прилагательные III склонения, их типы.

Прилагательные трёх окончаний. Прилагательные двух окончаний. Прилагательные одного окончания, их особенности. Склонение прилагательных III склонения. Особые случаи склонения прилагательных III склонения.

Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень. Превосходная степень. Регулярный способ образования степеней сравнения. Описательный способ образования сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных. Супплетивные степени сравнения прилагательных. Недостаточные степени сравнения прилагательных.

3. Наречие

Наречия самостоятельные и производные. Образование наречий от прилагательных. Степени сравнения наречий. Сравнительная степень. Превосходная степень. Супплетивные степени сравнения наречий. Недостаточные степени сравнения наречий.

4. Глагол

Первоначальные сведения о глаголе. Характеристика спряжений. Система времён латинского глагола . Наклонения. Залоги. Отглагольные имена. Четыре словарные формы глагола. Три основы глагола. Типы спряжений.

Времена, наклонения, отглагольные формы основы infectus.

Praesens Indicativi Activi et Passivi. Infinitivus praesentis Activi et Passivi. Imperativus Praesentis. Imperativus Futuri Activi et Passivi.

Imperfectum Indicativi Activi et Passivi. Futurum I Indicativi Activi et Passivi . Отложительные и полуотложительные глаголы . Архаические глаголы ( вне спряжений ) : esse, posse, ferre, ire, velle, nolle, malle. Глагол esse с приставками.

Герундий, герундив. Употребление герундия и герундива. Признаки различия герундия и герундива.

Participium Praesentis Activi.

Coniunctivus, его основное назначение. Praesens Coniunctivi Activi et Passivi. Imperfectum Coniunctivi Activi et Passivi. Употребление конъюнктива в независимом предложении.

Времена, наклонения, отглагольные формы основ perfectus, supinum .Perfectum Indicativi Activi et Passivi. Plusquamperfectum Indicativi Activi et Passivi. Futurum II Indicativi Activi et Passivi. Infinitivus Perfecti Activi et Passivi. Infinitivus Futuri Activi et Passivi. Participium Perfecti Passivi. Participium Futuri Activi. Perfectum Coniunctivi Activi et Passivi. Plusquamperfectum Coniunctivi Activi et Passivi.

5. Местоимение.

Личные местоимения. Возвратное местоимение se . Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Особенности склонения местоимений. Функции местоимений.

6. Числительные.

Количественные и порядковые числительные. Основные и производные числительные. Разделительные числительные. Наречные числительные. Склонение числительных. Функции числительных.

7. Предлоги

Предлоги места , направления, времени. Предлоги отвлечённого характера. Употребления предлогов с Accusativus. Предлоги с Ablativus. Предлоги двух падежей. Особенности употребления предлогов (послелогов) с Genetivus.



  1. Союзы

Соединительные союзы. Разделительные союзы. Противительные союзы. Пояснительные союзы. Слитное написание союзов с местоимениями. Постпозитивные частицы -que, -ve .

Синтаксис латинского языка.

Синтаксис простого предложения

Порядок слов в предложении. Группа подлежащего. Группа сказуемого. Употребление падежей .Инфинитивные обороты. Глаголы, управляющие инфинитивными оборотами. Accusativus cum Infinitivo. Nominativus cum Infinitivo. Причастный оборот Ablativus Absolutus. Герундивный оборот.



Синтаксис сложного предложения

Сочинительные и подчинительные союзы ( наиболее распространённые ) . Consecutio Temporum. Подлежащные придаточные предложения. Придаточные дополнительные предложения, вводимые союзами ut u ne obiectivum . Придаточные дополнительные предложения при verba timendi. Придаточные дополнительные предложения при verba impediendi. Придаточные дополнительные предложения, вводимые союзом quin. Определительные придаточные предложения, вводимые местоимением qui, quae, quod. Определительные придаточные предложения с обстоятельственным значением ( цели, следствия, причины, уступки, условия ). Придаточные предложения причины, вводимые союзом cum ( quum ) causale . Придаточные предложения причины, вводимые союзами quod, quia, quoniam, quandoquidem . Придаточные предложения цели, вводимые союзами ut, ne finale. Придаточные предложения цели, вводимые местоимением qui. Придаточные предложения следствия , вводимые союзом ut ( ut nоn ) consecutivum. Придаточные предложения следствия, вводимые относительным местоимением qui. Временные придаточные предложения, их виды. Придаточные предложения времени, вводимые союзом cum ( quum ) temporale. Придаточные предложения времени, вводимые союзом cum iterativum. Придаточные предложения времени , вводимые союзом cum ( quum ) coincidens или explicativum. Придаточные предложения времени, вводимые союзом cum ( quum ) historicum или narrativum , их особенности. Придаточные предложения времени, вводимые союзами dum u donec. Придаточные предложения времени, вводимые союзами antequam u priusquam. Условные придаточные предложения , их виды. Условные предложения: casus realis. Условные предложения: casus potentialis. Условные предложения : casus irrealis. Условно- разделительные предложения. Уступительные придаточные предложения , вводимые союзом cum (quum) concessivum. Уступительные придаточные предложения, вводимые союзом quamquam. Уступительные придаточные предложения, вводимые союзами quamvis, ut, licet.

Косвенный вопрос. Косвенная речь. Употребление глагольных форм и местоимений в косвенной речи.

Attractio modi в придаточных предложениях.



Культурное наследие античности и развитие Европейской цивилизации. Понятие «античности». Культура античности и культура стран древнего Востока. Их соотношения, связи и различия. Роль традиций в развитии культуры античности. Оценка роли античной культуры в современном мире.

Периодизация античной культуры. Географические, социальные, экономические и политические предпосылки возникновения античного типа культуры. Открытие античного наследия. Античность как «древность» европейской культуры. Античное наследие в различных областях европейской культуры: философия, наука, политика, право, искусство.



Культура древней Греции.

Минойско-микенская эпоха. Крито-микенская цивилизация, ее характерные черты, хронологические рамки, критская и ахейская письменность (линейное письмо А, В).

Цивилизация минойского Крита и ее отражение в греческой мифологии. Раскопки А. Эванса на Крите. Истоки минойской цивилизации. Укрепленные поселения III тыс. до н.э. (Полиохни, Миртос, Василики). Образование государства на Крите. Период старых дворцов. Архитектура. Живопись. Керамика. Терракотовые статуэтки. Период новых дворцов. Расцвет минойской культуры. Талласократия. Религиозные представления, сакрализация власти царя. Дворцы Кносса, Феста, Мали и Като-Закро. Архитектура критских дворцов, живопись, керамика, мелкая пластика. Гибель минойской цивилизации.

Ахейская Греция во II тыс. до н.э. Особенности формирования микенской цивилизации. Центры микенской культуры – Микены, Тиринф, Пилос. Письменность. Архитектура. Дворцовые комплексы, формирование типологии мегарона, погребальные сооружения. Монументальная живопись. Торевтика. Религиозные представления. Гибель микенской цивилизации.

Гомеровский период. «Темные века». Особенности развития гомеровского общества. Создание хозяйственно-политической зоны в Бассейне Эгейского моря. Производственное освоение железа. Духовная и материальная культура по данным «Илиады», «Одиссеи» и археологии. Аэды и рапсоды. Протогеометрическая и геометрическая керамика.

Культура архаической Греции. Основные условия развития греческой культуры в VIII-VI вв. до н.э.

Греческая религия как структурообразующий фактор культуры. Религия и этика. Олимпийская религия, мифология. Культы героев. Мистериальные культы. Формы культа и их организация. Храмы. Оракулы. Религиозные празднества: Олимпийские, Пифийские, Истмийские игры, Панафинеи и Дионисии в Афинах.

Рождение философии. Специфика ранней греческой философии. Первые философы: Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Ксенофан, Парменид.

Литература. Памятники древнегреческого эпоса: циклы героических поэм; дидактический эпос Гесиода. Возникновение лирики: декламационная (Архилох, Тиртей, Солон, Феогнид) и песенная (Алкей, Сапфо, Анакреонт, Пиндар). Логографы. Гекатей Милетский. «Генеалогии». Басни Эзопа.

Искусство. Влияние религиозных представлений и культов на развитие архитектуры и скульптуры. Возникновение местных художественных школ. Возникновение греческого храма. Архитектура и типология храма. Ордерная система: дорийский и ионийский ордер. Развитие гражданской архитектуры. Греческая скульптура и ее назначение. Понятие художественного образа. Основные сюжеты. Живопись: «восточный», чернофигурный и краснофигурный стили.

Греческая культура классического периода. Предпосылки и условия расцвета греческой культуры. Полисная идеология. Формирование нового гражданского идеала. Взаимодействие религии и политики.

Греческий театр и его устройство, организация театральных представлений, трагедия и комедия. Значение театральных представлений в общественной жизни полиса. Отражение политических и социальных проблем в драматургии. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида. Комедии Аристофана.

Расцвет философской мысли. Анаксагор. Демокрит. Софисты. Сократ. Платон. Аристотель. Развитие научной мысли. Математика и астрономия. Медицина, школа Гиппократа. Развитие исторической науки: Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Ораторское искусство: Лисий, Исократ, Демосфен.

Архитектура и искусство. Основные черты изобразительного искусства. Градостроительство. Концепция Гипподама о регулярном городе. Храмовое строительство в Олимпии, Дельфах, Эпидавре. Памятники архитектуры Афинского акрополя. Зодчие Иктин и Калликрат. Светские постройки. Развитие ордерной системы. Скульптура: Мирон, Поликлет, Фидий и его школа, Скопас, Пракситель, Лисипп. Живопись: Полигнот, Аполлодор, Павсий.

Значение классической греческой культуры.

Культура эпохи эллинизма. Общие характерные черты и принципы эллинистической культуры: синкретизм, индивидуализм, фатализм и космополитизм. Взаимодействие греческой и восточной традиции. Крупнейшие культурные центры: Александрия , Антиохия, Пергам, Афины. Особенности развития местных культур.

Наука и философия. Александрийская и Пергамская библиотеки. Мусейон. Философская мысль: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, киники. Развитие науки: дифференциация и систематизация. Физика и математика: Евклид, Герон, Архимед. Астрономия: Аристарх, Гиппарх. География: Пифей, Эратосфен, Страбон. Биология: Феофраст. История: Манефон, Полибий.

Литература: развитие поэзии – Каллимах, идиллии Феокрита, искусственный эпос Аполлония Родосского, эпиграммы Леонида, романы-утопии – Евгемер и Ямбул.

Развитие театрального искусства. Рождение новоаттической комедии – Менандр.

Религиозные представления эпохи эллинизма. Появление синкретических культов. Культ Сераписа в Египте, обожествление монарха, распространение мессианства.

Архитектура и градостроительство. Преобладание коринфского и ионического ордеров. Основные памятники архитектуры. Скульптура. Развитие традиций классики и новые тенденции скульптуры эллинизма. Бытовые мотивы в скульптуре. Эллинистический портрет. Родосская и пергамская школы. Развитие декоративно-прикладного искусства.



Культура древнего Рима. Происхождение и периодизация римской культуры. Географическое положение, природные условия, население Аппенинского полуострова. Источники.

Культурное наследие этрусков. Проблема происхождения этрусков в античной историографии. Загадки этрусского языка. Роль восточных и греческих традиций. Архитектура этрусков. Основание и планировка этрусских городов. Фортификация. Жилая застройка. Храмовое зодчество. Некрополи. Архитектура гробниц этрусской знати. Погребальный обряд. Живопись (гробница Авгуров, гробница Жонглеров, гробница Львиц и др.). Прикладное искусство. Религиозные представления этрусков: пантеон, книги Тага, культ царской власти, гаруспиции, культы божеств.

Римская культура VIII-I вв. до н.э. Влияние этрусков и эллинов на культуру Рима. Становление римской религии: культ предков, легенды и предания. Культурная деятельность Аппия Клавдия Слепого. Раннее римское право: законы XII таблиц. Скульптура и архитектура. Зарождение литературы, ораторского искусства. Фольклор. Фесценнины и ателлана.

Особенности полисного мировоззрения. Господство традиций земледельческого менталитета. Влияние греческой культуры. Религиозные представления, влияние греческих и эллинистических культов. Основные группы божеств. Организация культа, жреческие коллегии: арвальские братья, понтифики, фециалы, салии, авгуры. Мифология. Празднества. Театральные представления. Гладиаторские бои.

Римское право и его источники. Развитие римской литературы. Поэзия: Ливий Андроник, Невий, Энний, Плавт, Теренций, Пакувий. Создание сатиры – Луцилий. Лукреций Кар и его философская поэма «О природе вещей». Катулл.

Прозаическая литература: Катон Старший, Варрон, Цицерон. Историческая проза: Гай Юлий Цезарь, Саллюстий.

Римская архитектура. Урбанизация Италии, развитие градостроительства. Разработка новых строительных приемов и материалов, изобретение бетона.

Развитие скульптуры и живописи. Становление науки.



Античная (греко-римская) культура 44 г. до н.э. - II вв. н.э. Образование империи. «Век Августа». Возникновение средиземноморской античной цивилизации. Характерные черты и особенности культуры I-II вв. н.э. Двойственность и противоречивость духовной культуры. Крупнейшие культурные центры империи.

Изменение религиозных представлений, культ императора. Проникновение восточных культов. Противостояние официальной религии и заимствованных культов. Условия и предпосылки возникновения христианства. Древнейшие христианские общины и их социальный состав. Сущность христианского учения. Христианская этика, организация культа. Кумранские рукописи и раннехристианская литература. Историчность личности Христа. Гонения христиан.

Литература. «Золотой век» поэзии: Вергилий; Гораций; творчество Овидия. «Серебряный век»: Стаций Папиний, Валерий Флакк, Лукан. «Бронзовый век» поэтического творчества: эпиграммы Марциала, сатиры Ювенала. Развитие художественной прозы: романы - «Сатирикон» Петрония и «Золтой осел» Апулея, письма Плиния Младшего. Греческое возрождение: Плутарх «Параллельные жизнеописания», Лукиан. Христианская литература во II в. н.э.

Развитие науки. История: Тит Ливий, Тацит. Плиний Старший и его «Естественная история». Астрономия Птолемея «Великое построение (астрономии)» и возвращение к геоцентрической системе Аристотеля. Медицина: Гален «Врачебное искусство», продолжение традиций греческой медицины. Философия. Стоики: Сенека «Естественно-научные вопросы», «Моральные письма к Луцилию», «О милосердии», «О гневе» и др., Эпиктет, Марк Аврелий. Эволюция римского права. Деятельность римских юристов.

Расцвет римской архитектуры и градостроительства. Рим. Помпеи. Регулярные города. Тимгат. Ламбезис. Трактат Витрувия «Об архитектуре», Фронтин «Об акведуках». Памятники архитектуры: Колизей, Пантеон, триумфальные арки, римские форумы, Большой цирк и т.д. Развитие скульптуры: «героизированный портрет», реализм римской скульптуры. Рельефы Алтаря мира. Возрождение греческого классического искусства в скульптуре, воздействие провинциального искусства. Живопись. Фрески Помпей.

Римская культура в III-V вв. н. э. Кризис империи III в. н.э. Изменение системы культурных ценностей. Церковь в условиях кризиса. Сближение христианства с императорской властью.

Выход из кризиса III в. Религиозная политика Диоклетиана. Гонения на христиан. Религиозная политика Константина. Миланский эдикт. Никейский собор. Основание Константинополя и перенос столицы. Христианство – государственная религия Римской империи.

Преемники Константина. Юлиан. Попытки реставрации язычества. Расцвет христианства IV-V вв. н.э. Амвросий Медиоланский. Борьба внутри церкви. Арианство. Донатизм. Монашество. Ереси как форма социально-идеологического протеста.

Развитие философской мысли. Плотин. Августин. Литература. Клавдий Клавдиан. Рутилий Намациан. Авзоний Магн. Пруденций Климент. Симмах. Либаний. Юлиан. История: Аммиан Марцелин. Евтропий. Аврелий Виктор. Позднеримское право. Кодекс Феодосия. Систематизация римского права. Архитектура и изобразительное искусство. Фаюмский портрет. Значение культурного наследия Рима.



5. Образовательные технологии

Классические технологии: информационные и обзорные лекции, семинары беседы, тренинги.

Технологии проблемного обучения: проблемная лекция.

Игровые технологии: деловые и ролевые игры.

Технологии проектного обучения: исследовательские, творческие и информационные проекты.

Интерактивные технологии: лекции «обратной связи», семинары-дискуссии, семинары-дебаты.

Информационно-коммуникационные образовательные технологии: лекции-визуализации, практические занятия-презентации.

Учебная работа студентов организуется на основе комплексных методических рекомендаций, включающих планы семинарских занятий, перечни вопросов для самостоятельной подготовки с рекомендуемой научной литературой, рекомендации по подготовке рефератов и учебно-исследовательских проектов, описание основных типов контрольных мероприятий. Их выполнение обеспечивается открытым доступом к университетскому библиотечному фонду (учебники, практические пособия и атласы по дисциплине), фондам научных библиотек (РГБ, ГПИБ, Библиотека иностранной литературы и др.) и сети Интернет. Часть дисциплины обеспечена материалами кафедральной электронной библиотеки.



Одной из важнейших составных частей работы студентов при изучении дисциплины «Древние языки и культуры» являются рефераты, темы которых формулируются учащимися самостоятельно, но с ориентацией на проблематику курса. Другой формой контроля за процессом освоения содержания дисциплины являются задания и вопросы для самостоятельной работы студентов.


    1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница