Публицистика марио варгаса льосы в газете "эль паис"



Скачать 258.03 Kb.
Дата14.06.2016
Размер258.03 Kb.
ТипДиссертация


На правах рукописи

Сковоринский Алексей Васильевич
ПУБЛИЦИСТИКА МАРИО ВАРГАСА ЛЬОСЫ

В ГАЗЕТЕ “ЭЛЬ ПАИС” (1980–2013 гг.)

Специальность 10.01.10 — журналистика

Автореферат диссертации


на соискание учёной степени

кандидата филологических наук


Москва-2013

Диссертация выполнена на кафедре зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова
Научный руководитель: кандидат филологических наук,

старший научный сотрудник

кафедры зарубежной журналистики

и литературы факультета

журналистики МГУ

имени М. В. Ломоносова


Паисова Анна Александровна
Научный консультант: доктор филологических наук,

профессор кафедры периодической

печати факультета журналистики

МГУ имени М. В. Ломоносова



Тертычный Александр Алексеевич

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

заведующий Отделом литератур

Европы и Америки Новейшего времени

Института мировой литературы

имени Горького РАН



Кофман Андрей Федорович
доктор исторических наук,

ведущий научный сотрудник

института Латинской Америки РАН,

профессор



Сизоненко Александр Иванович

Ведущая организация: Российский университет дружбы народов (РУДН)

Защита диссертации состоится «___» ____________ 2013 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.07 по журналистике в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: Москва, 125009, ул. Моховая, 9, ауд. 103.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: Москва, 119192, Ломоносовский проспект, 27


Автореферат разослан «___» __________ 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент В. В. Славкин
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Марио Варгас Льоса (род. 28 марта 1936 года) – один из крупнейших современных испаноязычных публицистов и писателей. В связи с этим довольно странно, что до сих пор ни один исследователь не обратился к комплексному анализу его публицистического творчества, ставшего общим знаменателем идеологической и мировоззренческой эволюции испанского журналиста.

Активное сотрудничество Варгаса Льосы с газетой “Эль Паис” в начале 80-х – начале 90-х годов совпало с важнейшими событиями в мире: распадом СССР (25 декабря 1991 года), падением военной диктатуры Пиночета в Чили (11 марта 1990 года), приходом к власти в Перу автократа Альберто Фухимори (28 июля 1990 года), укреплением позиций перуанской леворадикальной группировки «Сендеро Луминосо», попыткой государственного переворота в Испании 23 февраля 1981 году и другими. Неслучайно именно к этому времени его публицистические выступления стали особо востребованными аудиторией испанских СМИ.

Используя все ресурсы публицистики, Варгас Льоса начал бороться с любыми формами несправедливости в современном обществе, выступил поборником классических форм испанского языка и культуры (в связи с чем получил высокий статус их защитника и хранителя). К сегодняшнему дню под рубрикой “Пробный камень” (“Piedra del toque”) в газете “Эль Паис” Варгас Льоса выпустил свыше 600 публицистических текстов различной предметно-тематической и жанровой направленности.


Актуальность исследования

Марио Варгас Льоса – яркий представитель традиций испанской просветительской публицистики, последователь творчества выдающегося философа и журналиста Хосе Ортеги-и-Гассета. В своих публикациях он стремится ответить на важнейшие вызовы современного мира, становящиеся значимыми и для российского общества. Поэтому изучение предметно-тематических и жанровых особенностей его публицистики представляется весьма важным и актуальным для теории и практики современной отечественной журналистики.

Сегодня, в период масштабной трансформации всех сфер человеческой жизни, публицистика (в том числе газетная) играет важную роль в исследовании актуальных общественно-политических вопросов и способов их разрешения с точки зрения общественных интересов1. Классическая публицистика является голосом народа, выражением его чаяний и надежд, его отношения к актуальным событиям, действиям, ситуациям, процессам. И в этом плане она не может быть заменена, например, простым информированием аудитории. Между тем, в ходе глобализации, проводимой в интересах транснациональных монополий, происходит трансформация социальных коммуникаций (в том числе, в виде вытеснения из них личностной публицистики), на первый план выдвигаются унифицированная новость и манипулятивная «пиаристика», инициируемая такими социальными субъектами как финансово-промышленные концерны, государственные органы, профессиональные сообщества и другие.

Исследуя публицистическую деятельность Варгаса Льосы, мы приобщаемся к опыту его борьбы с обозначенными выше процессами информационного порабощения современного общества, его низведения до уровня манипулируемой массы. Газетная публицистика Варгаса Льосы становится одним из важнейших средств не только передачи информации простому обывателю, но и активного общения с ним, совместного обсуждения полученных автором результатов анализа и оценки действительности, борьбы за базовые ценности народа, его традиции, классическую языковую культуру.


Степень научной разработанности темы

В исследованиях российских специалистов в целом испанской публицистике уделено мало внимания. Среди наиболее авторитетных исследователей в данной области можно назвать В. И. Тараненко, Л. Г. Кайду, М. Сильва-Вегу.

Что касается публицистики Варгаса Льосы, то, по имеющимся у нас данным, она российскими учеными практически не изучались: традиционно Варгас Льоса рассматривался как автор художественных произведений. Тем не менее, необходимо обозначить исследования ведущих испанских и отечественных специалистов по теории публицистики, где ученые раскрывают ее общие закономерности, значимые для изучения публицистического творчества как отечественных журналистов, так и зарубежных.
Теоретико-методологическая основа исследования

Теоретико-методологической основой диссертации послужил ряд научных трудов по истории, филологии, литературе, социологии, юриспруденции, а также теории журналистики.

Автор опирался на концептуальные положения, изложенные в трудах авторитетных российских ученых, сотрудников факультета журналистики МГУ имени Ломоносова: Е. П. Прохорова, В. М. Горохова, Л. Г. Кайды, А. А. Тертычного2.

Для оценки состояния испанской прессы оказались значимыми работы Г. Н. Пашкова, В. И. Тараненко, А. А. Паисовой3. Кроме того, при анализе современного состояния зарубежных СМИ мы обратились к работам Е. Л. Вартановой (“Медиаэкономика зарубежных стран”4), Я. Н. Засурского (“От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия”5, “Журналистика переходного периода: современные концепции и практика”6), И. П. Магая (статья “Эссе в журналистике”7).

Не менее важными в контексте данного диссертационного исследования представляются книги зарубежных специалистов и ученых: “Теория эссе” Х. Л. Гомеса-Мартинеса8, «Изобретая заново журналистику и медиа» Х. М. Флореса9, “Специализация журналистики” Р. Льяно10, “История испанской журналистики” Х. Ф. Фуэнтеса и Себастьяна11, “Колумнистика испанских писателей (1975-2005)” А. Гронманна12.

Новизна исследования

Анализируя творчество Марио Варгаса Льосы в газете “Эль Паис”, автор диссертации впервые в отечественной науке выявляет тесную связь его публицистики с публицистикой предшественников, определяет основные предметно-тематические направления его журналистских выступлений в прессе, анализирует жанровую палитру, выявляя ведущую роль в его творчестве двух значительных жанровых групп периодической печати – аналитической и художественно-документальной. При этом впервые устанавливается своеобразие применяемых им разных жанровых форм, проявляющееся в том, что Варгас Льоса часто сочетает черты одного жанра с другим (комментарий с эссеистическими элементами, аналитическая корреспонденция с элементами интервью или репортажа, статья с элементами зарисовки и так далее). Это позволяет говорить о научной новизне полученных в ходе исследования результатов. Данное диссертационное сочинение в целом может стать одной из отправных точек для российской теории журналистики в дальнейших исследованиях и освоении опыта публицистического творчества в современных испанских СМИ.


Объект и предмет исследования

Объектом данного исследования является публицистическое творчество Варгаса Льосы в газете “Эль Паис”. Предметом выступают предметно-тематические и жанровые особенности его публицистических выступлений, приемы и методы их создания и их концептуальные особенности.
Хронологические рамки исследования

В первой главе автор исследует развитие публицистики в Испании в период XVI–XХ веков, формирование её просветительских традиций под влиянием социально-политических и экономических потрясений. Во второй и третьей главах автор диссертации обращается к публицистическому творчеству Марио Варгаса Льосы в газете “Эль Паис” в период 1980–2013 гг.


Эмпирическая основа исследования

Основой диссертационного исследования стали публицистические выступления Марио Варгаса Льосы в газете “Эль Паис” (в бумажной и цифровой версиях) в период 1980–2013 гг. При этом была сделана выборка (320 текстов), основанная на критериях качественности, типичности и репрезентативности публикаций, с точки зрения их проблемно-тематической направленности, жанровых особенностей, стиля. Особо ценным источником информации о фигуре Варгаса Льосы стала прочитанная им 7 декабря 2010 года в Стокгольме Нобелевская лекция “Похвала чтению и литературе”, содержащая целый комплекс авторских идей, ценностных суждений, сведений о литературном и журналистском творчестве. При характеристике актуального состояния СМИ Испании наиболее релевантным источником данных оказались исследования крупнейших испанских мониторинговых организаций13.


Цели и задачи исследования

С целью выявления предметно-тематических и жанровых особенностей публицистического творчества Варгаса Льосы в газете “Эль Паис” как носителя традиций испанской публицистики, необходимо решить несколько задач:



  1. Определить характерные черты публицистики в СМИ Испании на разных этапах её развития, изучить формирование в ней идей служения прогрессу общества, справедливости, свободе, эссеистического начала и особую роль Хосе Ортеги-и-Гассета в становлении просветительских публицистических традиций. Проанализировать развитие этих начал в публицистике современных испанских СМИ, а также их проявление в творчестве Марио Варгаса Льосы как наследника традиций крупнейших публицистов Испании XIX-XX вв.

  2. Проанализировать использование в публицистике Варгаса Льосы на страницах газеты “Эль Паис” творческих приемов и методов художественно-документального отображения действительности.

  3. Определить основные проблемно-тематические направления в современном публицистическом творчестве Варгаса Льосы.

  4. Изучить особенности использования основных жанровых форм в публицистике Варгаса Льосы на страницах газеты “Эль Паис”.



Рабочая гипотеза исследования

Публицистическое творчество Марио Варгаса Льосы – знаменитого публициста-гуманиста – охватывает важнейшие сферы человеческого бытия и нацелено (в рамках просветительской традиции Хосе Ортеги-и-Гассета) на сохранение классических форм испанской культуры и языка. Подобным интенциям способствует своеобразие предметно-тематического наполнения его творчества, отвечающее актуальным потребностям испаноязычной аудитории, а также использование Варгасом Льосой многообразия жанровых форм.


Методы исследования

Исследуя тенденции развития испанской публицистики на разных ее этапах, автор опирается на системный и идеографический подходы к их изучению. Устанавливая связь публицистики Марио Варгаса Льосы и творчества выдающихся публицистов Испании XIX–XX веков и определяя предметно-тематические доминанты его выступлений в газете «Эль Паис» в 1980-2013 гг., автор обращается к культурно-историческому и сравнительно-компаративному методам. В ходе анализа публицистических текстов использованы методы наблюдения и проработки документов, а также теоретические методы (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, индукции, дедукции и пр.).



Положения, выносимые на защиту

        1. Характерными чертами публицистики СМИ Испании, сложившимися на разных этапах её развития, стали: служение идеям прогрессивного развития общества, справедливости, свободы, просветительства, заложенного Хосе Ортегой-и-Гассетом, ярко выраженный эссеистический характер. Эти качества нашли достойное продолжение в журналистском творчестве одного из крупнейших наследников традиций публицистов Испании XIX-XX вв. Марио Варгаса Льосы.

        2. Варгас Льоса – борец с несправедливостью в обществе, поборник подлинной культуры, хранитель традиций и классических форм испанского языка. Его активная просветительская деятельность признана как в Испании, так и за ее пределами.

        3. В рамках ортегианской социально-ориентированной публицистической традиции журналистское творчество Варгаса Льосы обращено к самым актуальным вопросам как для современного ибероамериканского общества, так и для мирового сообщества в целом: к общественно-политическим и социальным проблемам, проблемам «маленького человека» и вопросам цивилизационного развития.

        4. В своем журналистском творчестве в газете “Эль Паис” Варгас Льоса обращается к целому ряду аналитических и художественно-документальных жанров публицистики, что соответствует целям комплексного отображения различных явлений действительности. Нередко автор совмещает в одном публицистическом произведении черты нескольких жанров, и это позволяет ему наиболее точно донести нюансы авторского видения той или иной проблемы до аудитории.



Научно-практическая значимость

Данное исследование может быть одним из оснований для дальнейшего системного изучения российской наукой (филологами, историками, политологами) особенностей испанской публицистики, в том числе – опыта ее противостояния (конкретно – творчества Марио Варгаса Льосы) негативному влиянию ряда процессов глобализации на состояние базовых ценностей, культуры, языка. Кроме того, данное исследование может оказаться полезным тем, кто занимается разработкой общей теории публицистики.

Изучение мастерства Варгаса Льосы в определении тематики выступлений, их жанрового характера, методов изложения материала, образности, доходчивости, аргументированности излагаемых мыслей, несомненно, обогатит творческий арсенал современных российских журналистов-практиков. Материалы диссертации могут быть использованы в ходе обучения студентов факультетов журналистики – в первую очередь по дисциплине «Современная зарубежная журналистика» и спецкурсу «Современные зарубежные публицисты», а также при создании дипломных и курсовых работ по соответствующей тематике.

Структура работы

Структура диссертации подчинена её основной цели и задачам. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Первая глава «Марио Варгас Льоса – наследник традиций крупнейших испанских публицистов» посвящена эволюции публицистических жанров в испанской прессе и общей характеристике современного состояния испанских СМИ – в частности газеты “Эль Паис”. Кроме того, в главе определяется особая публицистическая традиция и общая просветительская линия, прослеживаемые в публицистическом творчестве целого ряда ярких авторов: Артуро Переса-Реверте, Мануэля Васкеса Монтальбана, Антонио Галы, Хосе Ортеги-и-Гассета, Марио Варгаса Льосы.

В параграфе 1.1. «Публицистика в СМИ Испании на разных этапах развития» речь идет о становлении особого типа испанской публицистики в период XV–XX вв.



Первый этап развития испанской публицистики включает начало XVI–конец XVIII века. В 1542 году выходит книга Фрая Антонио де Гевары “Домашние эпистолы” (“Las Epístolas familiarеs”), которые знаменуют рождение первого важного публицистического жанра в испанской культуре – эссе. Стремление таких писателей, как Фернандо де Торре, Перес де Гусман и других к преодолению композиционных условностей, к детальному описанию процесса мышления, позволяет говорить о них как о первопроходцах в деле освоения публицистической вселенной. В 1758 году Франсиско Себастьян Мануэль Нипо и Кагигаль выпустил первый номер “Ежедневника новостей коммерции, общества, и экономики” (“Diario noticioso, curioso-erudito, comercial, publico y economico”). Новое издание позволило наладить контакт с многочисленной аудиторией, что способствовало дальнейшему развитию публицистики. В этот период появились такие понятия, как специализация прессы и массовая печать.

Второй этап (начало XIX–конец XIX века) ознаменован возникновением течения костумбризма, ставшего прологом к современной испанской художественной публицистике. И не случайно: представители данного течения одними из первых в истории Испании попытались описать характер рядового испанца, используя свой опыт, накопленные знания, а также оригинальное видение мира. Большинство их творений создавались как очерковые тексты, относящиеся, как известно, к группе художественно-публицистических жанров. Одним из ярчайших представителей данного течения стал Мариано Хосе де Ларра, искусный критик и выразитель духа индивидуализма в творчестве.

Третий этап (конец XIX–первая половина XX века) характерен глубокими процессами коммерциализации прессы. Это потребовало от журналистов жесткой профессионализации своих навыков, поиска новых путей для реализации принципов объективности – возникли подходящие условия для стремительного развития такого жанра, как аналитическая статья. Этот этап ознаменован и публицистическим творчеством Хосе Ортега-и-Гассет, который вывел испанскую публицистику на качественно иной уровень: философ пришел к осознанию особой функции СМИ как эффективного политического института и именно публицистика заняла центральное место в данной концепции14. В своем журналистском творчестве Хосе Ортега-и-Гассет, используя яркие образы, простой, но выразительный язык, соединяя философские размышления и наблюдения журналиста, культуролога, проникал в саму суть социальных, политических и экономических процессов, имевших место в Испании и в мире в начале XX века.

Хосе Ортега-и-Гассет основал целый ряд изданий (“Эспанья” (“España”), “Эль Соль” (“El Sol”), “Ревиста дель Оксиденте” (“Revista del Occidente”), “Эль Эспектадор” (“El Espectador”), определивших основные характеристики для всей испанской публицистики в рамках качественного издания: простую и подчас разговорную лексику, атмосферу непринужденного общения, понижающую «интеллектуальный порог» для потенциальной аудитории, а также характерные для национального мышления острые (и прежде всего, мировоззренческие) проблемы и попытки их решения.

В период 1939–1965 гг. «...испанская журналистика... развивалась в рамках авторитарной теории прессы, согласно которой, несмотря на сохранение частной собственности и издательского бизнеса, государство стремится к жесткому контролю массовых коммуникаций и прежде всего сектора общественно-политической прессы»15. В этот же период вступают в непримиримую борьбу с франкистским режимом газеты “Триунфо” (“Triunfo”) и “Квадернос пара эль Диалого” (“Cuadernos para el Dialogo”).

Важнейшим событием для развития публицистики в Испании на данном этапе стал Закон о печати 1966 года. Данная юридическая инициатива Мануэля Фраги определила сценарий постепенного развития свободы слова в стране; создала “компромиссные отношения”16 между государством, католической церковью и печатью. 1966 год стал важной точкой отсчета новой бесцензурной эпохи, он открыл путь либерализации СМИ и изменил саму систему их функционирования, а также нанес непоправимый ущерб франкистской печати (это время отмечено закрытием многих изданий фаланги – “Арриба”, “Пренса” и др.).

Последовавший затем переходный период17 носил противоречивый характер: постепенная демократизация испанского общества сопровождалась еще значительным влиянием устоявших перед натиском времени институтов франкистского прошлого. Вместе с экономическим развитием, а также значительным повышением уровня жизни испанцев, 70-ые годы запомнились крупнейшими политическими и социальными трансформациями. Это требовало новой журналистики, которая бы не просто информировала, но принимала бы непосредственное участие в процессе стабилизации испанского общества, то есть, – качественной газетной публицистики.

Первым изданием, реализовавшим эту тенденцию, стал новый прогрессивный еженедельник “Камбио 16” (“Cambio 16”), который следовал стандартам качественного американского еженедельного издания “Тайм” (“Time”) и стал, в конце концов, одним из символов начала переходного периода18. Немного позже, в 1976 году, выходит первый номер ежедневной газеты “Диарио 16” (“Diario 16”), главной целью которой становится борьба с любыми попытками повернуть процесс демократизации Испании вспять.

Важнейшее событие в истории развития испанской публицистики – основание 4 мая 1976 года группой молодых журналистов газеты “Эль Паис”. Разработанные еще до выхода в свет первого номера основы творческого существования газеты19 превратили данное качественное издание переходного периода в некоторой степени «элитарный клуб» для образованного гражданина, интересующегося различными сферами человеческого бытия.

Газета “Эль Паис” без преувеличения стала символом перемен; ее сотрудники впервые в испанской истории оказали непосредственное влияние на политику «молодой демократии». Данное издание стало продолжателем ортегианских традиций прессы: многообещающая заявка на либеральную, независимую информационную политику, опирающуюся на качественные тексты; а также возможность распространения мнений с газетной трибуны20, – все это вполне отвечало заветам Хосе Ортеги-и-Гассета. В опубликованной в июне 1981 года статье «Интеллектуальная редакция “Эль Паис” утверждается, что газета наследует модель «ортегианского» типа издания о культуре21.

Все начальные редакционные установки, а также специфические условия, при которых стало возможным появление газеты “Эль Паис”, способствовали развитию в ней разнообразных публицистических жанров.

Для данного времени характерно формирование нового типа испанской публицистики, который по мнению Альберта Чиллона, “будучи наследником самых лучших традиций испанской журналистики, стал целостным течением в литературно-журналистском мире Испании того времени, а также был отмечен особым оттенком интеллектуального и критического осмысления действительности”22. Такие публицисты, как Мануэль Васкес Монтальблан, Мануэль Винсент, Франсиско Умбраль, Маруха Торрес и другие стояли у истоков данного течения; их творчество основывалось на высокой дозе субъективизма, постоянном эксперименте со словом, композицией и слиянием литературных и публицистических жанров.

В параграфе 1.2. «Марио Варгас Льоса – наследник традиций крупнейших испанских публицистов» автор анализирует преемственность творчества самых значительных представителей публицистики Испании – Монтальбана, Галы, Переса-Реверте – и выявляет общие приемы эссеизации публицистических текстов: стремление к искреннему диалогу с читателем, совмещение различных временных планов, использование краткой формы и яркой и простой лексики, наличие авторского “я”, жанрового синкретизма, а также лирических героев.

Подобные черты содержит и публицистическое творчество Варгаса Льосы в газете “Эль Паис”. При этом основное содержание, а также общая мировоззренческая позиция писателя-журналиста, определяются, прежде всего, особой “наследственностью”, связанной с традициями ортегианской публицистики. Общая платформа, объединяющая двух знаменитых испанских деятелей культуры XX и XXI вв. – Варгаса Льосу и Ортегу-и-Гассета – представлена не только общими сюжетами, мотивами, образами, но и чрезвычайно богатым арсеналом реализации авторских идей. Не случайно в своем публицистическом творчестве в газете “Эль Паис” Варгас Льоса постоянно обращается к наследию выдающегося испанского философа, демонстрируя непрерывную линию эстетико-философской мысли.

Во второй главе «Предметно-тематические особенности публицистики Марио Варгаса Льосы на страницах газеты “Эль Паис”» автор переходит к анализу предметно-тематического богатства публицистики Варгаса Льосы.

В параграфе 2.1. «Формирование предметно-тематических направлений и динамика их развития в творчестве Марио Варгаса Льосы» автор дает краткую характеристику литературного творчества Варгаса Льосы, выявляет основные тематические доминанты этого творчества, наследуемые его публицистикой: вопросы социально-политического и цивилизационного развития Латинской Америки; взаимоотношение литературы и журналистики, культуры и политики; противостояние маленького человека жизненным обстоятельствам.

В параграфах 2.2. («Своеобразие интерпретации современной культуры в публицистическом творчестве Марио Варгаса Льосы») и 2.3. («Особенности освещения политической, экономической и социальной тематики в публицистическом творчестве Марио Варгаса Льосы») автор анализирует основные проблемно-тематические блоки в творчестве испанского публициста. Среди наиболее важных для Варгаса Льосы проблем можно выделить следующие:


  1. Современное состояние мировой культуры. Варгас Льоса критикует современные течения, представляет целый ряд материалов об актуальных угрозах упрощения культуры, нередко размышляет об обратной стороне развития современных технологий и массовой интернетизации в современном обществе, а также о падении нравов и морали. Целый ряд текстов посвящен значительным культурным явлениям в современном мире: творчеству современных писателей, живописцев, артистов, традициям и обычаям различных стран мира. Особое место в публицистике Варгаса Льосы занимают проблемы литературы и журналистики, политического, экономического и социального развития современного общества.

  2. Публицист клеймит авторитарные режимы Латинской Америки, при этом, по его мнению, процесс вульгаризации политической сферы в большинстве стран региона все более расширяется. Варгас Льоса обращается к политической истории разных стран и народов, анализирует такие феномены, как гражданская война, а также описывает различные концепции цивилизационного развития. Не менее важным представляется и целый ряд публицистических материалов, посвященный выдающимся политическим фигурам: Маргарет Тэтчер, Вацлаву Гавелу, Бараку Обаме, Папе Бенедикту XVI, Мартину Лютеру Кингу и другим.

По мнению автора диссертации, творчество испанского публициста в газете “Эль Паис”, прежде всего, нацелено на то, чтобы разрушить массовые стереотипы и поддержать высокую культуру, распадающуюся в современном мире на отдельные бессвязные куски; гармонизировать вселенную, представив справедливого героя, способного на великие моральные свершения.

На страницах газеты “Эль Паис” Варгас Льоса создает несколько миров, посвященных той или иной сфере человеческого бытия. В связи с этим в его публицистическом творчестве мы встречаем большие циклы публицистических текстов, проникнутых общими идеями, концепциями и настроениями. При этом каждый отдельно взятый материал описывает один из составных элементов того или иного из миров. В поиске моральных и этических основ автор часто обращается к историческому опыту, интерпретирует обычаи и нравы, ищет форму их преломления в современном мире.

В некоторых публикациях Варгас Льоса воссоздает диалог или спор двух идеологических противников – автор использует отдельные приемы риторики для опровержения своего противника: к примеру, заключение от общего к частному, использование аргументов противника против него же самого, доказательство на основе сходства или несходства, доказательство от противного и доказательство от того, что предшествует делу23.

В каждом материале Варгас Льоса выносит приговор всему человечеству, пропитывая каждый текст чувством глубокого трагизма. Сегодня Варгас Льоса – универсальный журналист, один из творцов общей истории, каждое его публицистическое высказывание – фиксатор совместных усилий и индикатор общемировых проблем. Независимая информационная политика “Эль Паис” позволяет ему в полной мере раскрывать свой талант без оглядки на мнение учредителей и политиков.

В целом, публицистическое творчество Варгаса Льосы представляет собой исключительный пример симбиоза писательского опыта и опыта универсального журналиста-международника. Нет ни одной темы, в которой бы публицист не разбирался, нет ни одного важного события, которое бы не было освещено в его творчестве.

Во вводной части третьей главы («Жанровые особенности публицистики Марио Варгаса Льосы на страницах газеты “Эль Паис”») автор обосновывает выбор теоретической базы для классификации публицистических жанров в журналистском творчестве Варгаса Льосы.

Наиболее подходящей теоретической основой, по его мнению, стали труды Е. П. Прохорова, который определяет публицистику через систему социальных функций: как род творчества, цель которого – перманентное воздействие на общественное мнение. Следуя ортегианской традиции социально ориентированной публицистики, в своем творчестве Варгас Льоса преследует цели борьбы с различными формами несправедливости в обществе, влияния на те, или иные процессы (в основном, политического характера), а также сохранения классической ибероамериканской культуры. Кроме того, его публицистические произведения содержат целый ряд важных характеристик, обозначенных Прохоровым как сущностные элементы печатной публицистики: создание всей совокупностью публицистических произведений целостной панорамы современности как «момента» перехода из прошлого в будущее, а также синтезирующее ее поле приложения24.

Опираясь на данное концептуальное положение автор относит публицистические тексты к следующим группам жанров: информационные жанры (репортажи, заметки, интервью), аналитические жанры (корреспонденции, статьи, комментарии, обозрения) и художественно-документальные жанры (очерки, фельетоны, памфлеты).

В соответствии с данной теоретической системой в параграфе 3.1. и 3.2. автор классифицирует основной массив публицистических текстов Варгаса Льосы. Значительная их часть принадлежит к группе аналитических жанров. Использование таких жанров, как комментарий, аналитическая корреспонденция, исследовательская статья, репортаж, позволяет Варгасу Льосе достигнуть несколько целей: оперативно осветить то или иное событие, определить его причины, последствия, детали, представить комплекс авторских размышлений, проследить его взаимосвязь с целым рядом других явлений.

Важную роль в публицистике Варгаса Льосы играют художественно-документальные жанры. Различные виды очерка (портретный, путевой, проблемный), памфлет, сатирический комментарий, эпитафия позволяют испанскому публицисту, выйдя за рамки строгой журналистики, ввести авторское “я”, безграничное в своем познании и самопознании, а также достичь нескольких целей: выразить палитру чувств, эмоций, страстей в связи с экстраординарным явлением или событием, создать атмосферу непринужденного общения с читателями, побудить их к активным действиям, а также создать некую вселенную, населенную «маленькими героями» и управляемую опытным публицистом и писателем Варгасом Льосой.

В конце третьей главы диссертант приходит к следующим выводам: публицистическое творчество Варгаса Льосы характеризуется весьма пестрым жанровым своеобразием, кроме того, большая часть произведений испанского публициста занимает пограничное жанровое положение. По мнению автора диссертации, несмотря на то, что доминирование тех или иных признаков позволяет условно отнести журналистские произведения к той или иной группе жанров, большинство текстов включает в себя признаки жанров, как художественно-документальной, так и аналитической групп. Это позволяет говорить о синтетическом характере публицистики Варгаса Льосы.

В заключении приводятся выводы, полученные в ходе исследования, формулируется общий итог работы.

Автор подробно характеризует основные этапы становления испанской публицистики, особенности её идейного содержания, а также комплекса авторских приемов, методов творчества и взаимодействия с массовой аудиторией, объединяющих творчество крупнейших публицистов Испании. Описывается характер влияния их творчества (и, прежде всего, – творчества Ортеги-и-Гассета) на публицистику Варгаса Льосы в газете “Эль Паис”.

Выявляется, что реализации творческого потенциала публициста Варгаса Льосы способствует применение им эффективного арсенала разнообразных жанровых форм, позволяющих наиболее полно и адекватно отображать реальность, в зависимости от поставленных публицистом задач и целей. Резюмируется значимость применения опыта выдающегося испанского публициста в творчестве современных российских авторов, решающих задачи в сходных общественно – политических и познавательных условиях.

В приложении представлены графические материалы (карикатуры), которые с 2013 года сопровождают каждый публицистический материал Варгаса Льосы в цифровой версии газеты “Эль Паис”.
Апробация работы

Основные положения исследования были опубликованы в ряде изданий по итогам международных конференций в 2009–2013 гг., а также в журналах, рецензируемых ВАК.



Статьи в рецензируемых изданиях

        1. Сковоринский А. В. Тема Латинской Америки в творчестве Марио Варгаса Льосы в газете “Эль Паис” // Электронный журнал «Медиаскоп». – Выпуск № 2. – 2013 г. –http://www.mediascope.ru/node/1379. – 0,6 п. л.

        2. Сковоринский А. В. Эссеистика Марио Варгаса Льосы на страницах газеты “Эль Паис” // Электронный журнал «Медиаскоп». – Выпуск № 3. — 2013 г. – http://www.mediascope.ru/node/1384. – 0,8 п. л.

        3. Сковоринский А. В. Жанровые особенности публицистики Марио Варгаса Льосы в газете “Эль Паис” // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. – 2013. – № 5. С. 95-102 . – 0,6 п. л.

Тезисы докладов

        1. Сковоринский А. В. Эссеистика Марио Варгаса Льосы на страницах газеты “El País” (“Эль Паис”) // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2013. – 0,1 п. л.

        2. Сковоринский А. В. Эссе в творчестве крупнейших испанских публицистов // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2012. – 0,1 п. л.

        3. Сковоринский А. В. Испанское издание “Эль Паис” - наследник "ортегианских" традиций эссе // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2011. – 0,1 п. л.

        4. Сковоринский А. В. Проблемы жанра эссе в современной испанской печати (на примере газет El País, El Mundo, ABC) // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи: Материалы X международной конференции студентов и аспирантов (3 – 5 марта 2011 года) / Под ред. Б. Я. Мисонжникова; сост. О. А. Никитина. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2011. – 0,1 п. л.

        5. Сковоринский А. В. Место эссе (колонка автора) в испанском газетном мире // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, А.В. Андриянов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2010. – 0,1 п. л.

Общий объем публикаций – 2,5 п. л.



1 Прохоров Е. П. Искусство публицистики. М., 1984. С. 7.

2Прохоров Е. П. Публицистика в жизни общества. М., 1968; Введение в теорию журналистики. М., 2009; Искусство публицистики. М., 1984; Публицист и действительность. М., 1973. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975. Кайда Л. Д. Позиция автора в публицистике. Стилистическая концепция //Язык современной публицистики. Сб. статей (составитель – Г.Я.Солганик). М., 2005; Эссе: стилистической портрет. М.: Флинта: Наука, 2008. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.

3Тараненко А. В. Публицистика Хосе Ортеги-и-Гассета в информационном пространстве Испании XX века: дис. ...канд. филол. наук. М., 2004; Паисова А. А. Роль газеты "Эль Паис" в современных медиапроцессах Испании: Информационная политика в 1996-2001 гг.: дис. ... канд. фил. наук. М., 2005.

4Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003.

5Вартанова Е.Л. Засурский Я. Н. От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. М., 2000.

6Засурский Я.Н. Журналистика переходного периода: современные концепции и практика. В сб.: Актуальные проблемы журналистики. Материалы научно-практической конференции Журналистика в 1996 году. Средства массовой информации в постсоветском обществе. М., 1997.

7Магай И.П., Лукина А.В. Эссе в журналистике // Современная пресса: теория и опыт исследования. Ежегодник 2007. М.: «ВК», 2007.

8Gómez-Martínez J. L. Teoría del ensayo. México: UNAM, 1992.

9Flores Vivar J. M. Reinvitar el periodismo y los Medios. Madrid, 2009.

10Llano R. La especialización periodística. Madrid: Tecnos, 2008.

11Fuentes y Sebastian J. F. Historia del periodismo español. Madrid, 1998.

12Grohmann A., Steenmeijer M. El columnismo de escritores espanoles (1975-2005). Madrid: Editorial Verbum, 2006.

13Наиболее авторитетные данные представлены двумя организациями: OJD (исп. - Oficina de Justification de la Difusion) — Государственное агентство по контролю за периодическими изданиями Испании, URL: http://www.ojd.es.; AIMC (исп. - la Asociacion para la Investigation de comunicación) — ассоциация исследований СМИ, URL: http://www.aimc.es

14Тараненко А. В. Публицистика Хосе Ортеги-и-Гассета в информационном пространстве Испании XX в.: автореф. дисс. М., 2004. С.56.

15Мазурина Т. С. Медиасистемы в обществах переходного типа: опыт Испании и России // Медиаскоп. 21.05.2010.

16Паисова А. А. Роль газеты "Эль Паис" в современных медиапроцессах Испании: Информационная политика в 1996-2001 гг.: Дис. ... канд. фил. наук. М., 2005. С. 20.

17Переходный период (“transicion”). Особый период коренных изменений в политической, экономической и социальной сферах испанской жизни во второй половине XX века.

18Juan Francisco Fuentes y Sebastian. Historia del periodismo español. Madrid, 1998. P. 308.

19Стилистические особенности “Эль Паис”, а также основы редакторской политики и функционирования газеты, изложены в книге-манифесте «Un libro de estilo».

20Juan Francisco Fuentes y Sebastian. Historia del periodismo español. Madrid, 1998. P. 318.

21Jose Luis L. Aranguren. El Pais como empresa e intelectual colectivo // El Pais, 07.06. 1981.

22Alexis Grohmann, Maarten Steenmeijer. El columnismo de escritores espanoles (1975-2005). Madrid: Editorial Verbum, 2006. P. 16.

23Фолькман Р. Риторика греков и римлян. Ревель, 1891. С. 21.

24Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2009. С. 292.


Каталог: files
files -> Чисть I. История. Введение: Предмет философии науки Глава I. Философия науки как прикладная логика: Логический позитивизм
files -> Занятие № Философская проза Ж.=П. Сартра и А. Камю. Философские истоки литературы экзистенциализма
files -> -
files -> Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века
files -> Эрнст Гомбрих История искусства москва 1998
files -> Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
files -> Антиискусство как социальное явлеНИе
files -> Издательство
files -> Список иностранных песен
files -> Репертуар группы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница