«Психология экстремальных и критических ситуаций»



Скачать 248.87 Kb.
Дата19.04.2016
Размер248.87 Kb.






Утверждено

на заседании кафедры общей психологии

от 23 октября 2009г. Протокол №1

Зав. кафедрой



к.пс.н., профессор Ф.Е.Иванов



ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА

факультет психологии

кафедра общей психологии

Учебно-методический комплекс по курсу

«Психология экстремальных

и критических ситуаций»





Автор:

Иванов Ф.Е.

кандидат психологических наук, профессор



Москва

2009

Печатается по решению кафедры общей психологии

(протокол №1 от 23 октября 2009 г.)

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Ф.Е. ИВАНОВ. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология экстремальных и критических ситуаций».– М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 27 с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа». 2009. www.inpsycho.ru

© Иванов Ф.Е. 2009

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
I. Выписка из госстандартов…………………………………… 4
II. Пояснительная записка……………………………………… 4
III. Программа курса…………………………………………… 5
IV. Контрольные вопросы к экзамену

(по специальности 020400) и зачету

(по направлению 521000)……………………………………. 9
V. Тематический план аудиторных занятий и

самостоятельной работы студентов д/о и з/о

(по специальности 020400 “Психология”)…………………..11
VI. Тематический план аудиторных занятий и

самостоятельной работы студентов д/о и з/о

(направление 521000 “Психология”)………………………..12
VII. Основная рекомендуемая литература по курсу…………..13
VIII. Контрольные вопросы для самопроверки по

разделам курса………………………………………………...14
IX. Темы курсовых и дипломных

работ…………………………………………………………...16
X. Методический материал к аудиторным занятиям и

самостоятельной работе студентов………………………..18-27


  1. Выписка из госстандартов




    1. Дисциплины специализации -020400 устанавливаются вузом (факультетом), включая дисциплины по выбору студента (ДС Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 "психология)

    2. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом) (ОПД.В.00 государственного образовательного стандарта высшего профессионального

образования направление 521000 "Психология")

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (описание курса; цели)

Программа курса «Психология экстремальных и критических ситуаций» рассчитана на подготовку студентов очного и заочного отделения по специальности 020400 «Психология» и студентов очного и заочного отделения по степени (квалификации)бакалавр психологии направления 521000 "Психология"



Цель курса - формирование системы представлений о структуре экстремальных и критических ситуаций, о психологических механизмах, обеспечивающих безопасность поведения субъекта в жизнедеятельностном пространстве, методах психологической экспертизы и профилактических мероприятиях.

Задачи курса:

- формирование научных представлений о предмете и объекте экстремальных и критических ситуаций;

-  построение типологии экстремальных и критических ситуаций;

- определение взаимосвязи экстремальной психологии с другими ветвями психологии;

- различение субъективных и объективных факторов опасности;

- обоснование необходимости организации системы активной профилактики экстремальных и критических ситуаций;

- информирование о способах оказания психологической помощи жертвам экстремальных ситуаций;

- освоение методов психологической экспертизы происшествий и инцидентов в социотехнической системе, позволяющих выявить роль человеческого фактора.



III. Программа курса
Программа курса рассчитана при подготовке

- на специалитете: 36 академических часов аудиторной нагрузки, 39 академических часов самостоятельной работы (7 семестр, экзамен).

- на бакалавриате: 32 академических часа аудиторной нагрузки, 43 академических часа самостоятельной работы (6 семестр, зачет);
Курс представляет собой 4 раздела:
Раздел 1 Определение предмета, объекта, основных понятий экстремальной психологии, рассмотрение оснований классификации экстремальных и критических ситуаций.

Тема 1. Введение в психологию экстремальных и критических ситуаций

Обсуждение проблемы безопасности: когда можно говорить о безопасности, что составляет её основу. Основные понятия экстремальной психологии: предмет, объект, ситуация.



Тема 2. Субъективные и объективные характеристики факторов угроз в экстремальной и критической ситуациях. Проблемы классификации экстремальных и критических ситуаций.

Литература к темам 1 и 2:



  1. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. (Справочник практического психолога). – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

  2. Психология экстремальных ситуаций. Под редакцией В.В. Рубцова, С.Б. Малых, –М.: Психологический институт РАО, 2008

  3. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях, 2008.

  4. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика –М: 2002.

Раздел 2 Типологии критических ситуаций и парадигмы их преодоления.

Тема 3. Характеристика субъекта в экстремальной психологии.

Субъект как носитель активности. Определение, функции, формы активности. Четыре характеристики человека, выделенные Б.Г. Ананьевым (индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность). Субъект в психологических пространствах: жизнедеятельностном, индивидуальном, личностном, профессиональном, социальном и нормативном.

Литература:


  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001

  2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994

  3. Бурлачук Л.Ф. Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций. М., 1998. 

  4. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал. 2002. Т. 23,  № 1.  С.5-17.

  5. Магнуссон Д. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психологический журнал. 1983.  № 2. С. 29-54

  6. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии –М.:2004.

Тема 4. Типология критических ситуаций

Режимы функционирования сознания. Характеристика стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Концептуальные поля критических ситуаций. Переживание как преодоление критической ситуации. Закономерности соотношения ситуации и процессов переживания как их преодоления (ранг ситуаций, роли переживаний). Типология жизненных миров.

Литература:


  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций –М.: 1984.

  2. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. –М.: 2003.

Тема 5. Парадигмы преодоления критических ситуаций. Динамический круг ситуаций при работе психотерапевта

Характеристика энергетической, пространственной, временной, генетической и информационно-когнитивной парадигм как основа разработки психотехнологий преодоления критических ситуаций. Переходные психические процессы.

Литература:


  1. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал. 2002. Т. 23,  № 1. 

  2. Василюк Ф.Е.. Уровни построения переживания и методы психологической науки // Вопросы психологии. 1992. №1.

  3. Прохоров А.О. Переходные психические процессы. –М: ИПРАН. 2004.

  4. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика –М: 2002.


Раздел 3 Психологическая экспертиза экстремальных и критических ситуаций

Тема 6 Анализ принципов и методов психологической экспертизы

Системный подход и правовые аспекты психологической экспертизы. Уровни психологического анализа деятельности субъекта в экстремальных и критических ситуациях. Полилог как универсальный метод рефлексивного анализа при реконструкции экстремальных и критических ситуаций. Эффекты влияния факторов процесса принятия решения на трансформацию альтернативных ситуаций в экстремальные и критические.

Литература:


  1. Андрияко Л.Я., Иванов Ф.Е., Ладенко И.С., Сапрыкин А.Н., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю., Яблоков М.К. Психологическая экспертиза критических ситуаций. Методические указания –Новосибирск,. 1990.

  2. Человеческий фактор: анализ происшествий и инцидентов при их расследовании. –Монреаль. Циркуляр ИКАО. 2004.

  3. Материалы VI Международного научно-практического конгресса «Человек в экстремальных условиях: человеческий фактор и профессиональное здоровье» –М.: 2008.

Раздел 4 Организация активной профилактики происшествий и инцидентов в социотехнической системе. Роль человеческого фактора в безопасном функционировании социотехнической системы.

Тема 7. Концепция человеческого фактора и экосоциотехнической системы (ЭСТС) как основа реконструкции происшествий и инцидентов в профессиональной деятельности.

Модели человеческого фактора. Характеристики безопасного функционирования ЭСТС. Психофизиологические, медицинские и психодиагностические средства анлиза и оценки состояния субъекта профессиональной деятельности в ЭСТС.

Литература:


  1. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. (Справочник практического психолога). – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

  2. Психология экстремальных ситуаций. Под редакцией В.В. Рубцова, С.Б. Малых, –М.: Психологический институт РАО, 2008

  3. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях, 2008.

Тема 8. Психология безопасности ЭСТС как психология превентивного поведения. Основные характеристики системы активной профилактики происшествий и инцидентов.

Культура безопасности как основа профилактики. Психологическая готовность и способность человека к преодолению экстремальной и критической ситуации.

Рефлексивная культура как основа психологии безопасности. Специальные методы современной активной профилактики.

Литература:



  1. Материалы IV Международного научно-практического конгресса «Медико-экологические проблемы лиц экстремальных профессий» (Статьи Ф.Е.Иванова, В.В.Смолянинова, С.П.Кречетова, А.Е.Ерманок и др.) –М.: 2004.

  2. Материалы V Международного научно-практического конгресса «Человек в экстремальных условиях: здоровье, надежность и реабилитация» –М.: 2006.

  3. Материалы VI Международного научно-практического конгресса «Человек в экстремальных условиях: человеческий фактор и профессиональное здоровье» –М.: 2008.

IV. Контрольные вопросы к экзамену (по специальности 020400 «Психология») и зачету (по направлению 521000 «Психология»)

  1. Предмет и объект психологии экстремальных и критических ситуаций.

  2. Определение ситуаций:

а) Экстремальная;

б) Критическая;

в) Чрезвычайная.

3. Психологические пространства.

Классификация экстремальных и критических ситуаций.

4. Уровни репрезентации при анализе ситуаций.

5. Типология критических ситуаций

6. Закономерности соотношения ситуации и процессов переживания как их преодоления (ранг ситуаций, ранг переживаний).

7. Режимы функционирования сознания.

8. Типология жизненных миров.

9. Динамический круг ситуаций при работе психотерапевта.

10. Парадигмы анализа переживания деятельности (энергетическая и пространственная).

11. Парадигмы анализа переживания деятельности (временная, генетическая, информационно-когнитивная).

12. Эффекты влияния факторов процесса принятия решения на трансформацию альтернативных ситуаций в экстремальные и критические.

13. Субъективные и объективные факторы опасности ситуаций.

14. Динамика развития субъективных и объективных факторов опасности в ситуациях. Трансформация нормативных ситуаций в экстремальные и критические.

15. Психологическая экспертиза в критических ситуациях (принципы, основные методы).

16. Уровни психологического анализа деятельности при психологической экспертизе.

17. Полилог как универсальный метод рефлексивного анализа при реконструкции экстремальных и критических ситуаций.

18. Свойства полилога и его применение в различных функциональных задачах экспертизы экстремальных и критических ситуаций.

19. Концепция системы активной профилактики происшествий и инцидентов в ЭСТС.

20. Психология безопасности ЭСТС как психология превентивного поведения. определение человеческого фактора в ЭСТС.



V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЙ

(по специальности 020400 "психология)





Раздел. Тема

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Лекции

Семинары































1.

Раздел 1. Тема 1. Введение в психологию экстремальных и критических ситуаций

8




4

1







4

7

2.

Раздел 1. Тема 2. Субъективные и объективные характеристики факторов угроз в экстремальной и критической ситуациях. Проблемы классификации экстремальных и критических ситуаций.

8




2

1

2




4

7

3.

Раздел 2. Тема 3. Характеристика субъекта в экстремальной психологии.

5




2

1







3

4

4.

Раздел 2. Тема 4. Типология критических ситуаций.

8




2

1

2




4

7

5.

Раздел 2. Тема 5. Парадигмы преодоления критических ситуаций. Динамический круг ситуаций при работе психотерапевта.

12




4

1

2




6

11

6.

Раздел 3. Тема 6. Анализ принципов и методов психологической экспертизы

12




4

1

2




6

11

7.

Раздел 4. Тема 7. Концепция человеческого фактора и экосоциотехнической системы (ЭСТС) как основа реконструкции происшествий и инцидентов в профессиональной деятельности.

10




4

1







6

9

8.

Раздел 4. Тема 8. Психология безопасности ЭСТС как психология превентивного поведения. Основные характеристики системы активной профилактики происшествий и инцидентов.

12




4

1

2




6

11




Итого:

75

75

26

8

10




39

67

VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЙ

(направление 521000 "Психология")





Раздел. Тема

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Лекции

Семинары







д/о

з/о

д/о

з/о

д/о

з/о

д/о

з/о

1.

Раздел 1. Тема 1. Введение в психологию экстремальных и критических ситуаций

8




2

1







6

7

2.

Раздел 1. Тема 2. Субъективные и объективные характеристики факторов угроз в экстремальной и критической ситуациях. Проблемы классификации экстремальных и критических ситуаций.

8




2

1

2




4

7

3.

Раздел 2. Тема 3. Характеристика субъекта в экстремальной психологии.

5




2

1







3

4

4.

Раздел 2. Тема 4. Типология критических ситуаций.

8




2

1

2




6

7

5.

Раздел 2. Тема 5. Парадигмы преодоления критических ситуаций. Динамический круг ситуаций при работе психотерапевта.

12




4

1

2




6

11

6.

Раздел 3. Тема 6. Анализ принципов и методов психологической экспертизы

12




4

1







6

11

7.

Раздел 4. Тема 7. Концепция человеческого фактора и экосоциотехнической системы (ЭСТС) как основа реконструкции происшествий и инцидентов в профессиональной деятельности.

10




4

1







6

9

8.

Раздел 4. Тема 8. Психология безопасности ЭСТС как психология превентивного поведения. Основные характеристики системы активной профилактики происшествий и инцидентов.

12




4

1

2




6

11




Итого:

75

75

24

8

8




43

67

VII. Основная рекомендуемая литература по курсу:

  1. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям, –М.: Владос, 2004

  1. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал. 2002. Т. 23,  № 1. 

  1. Василюк Ф.Е Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций, –М.: 1984

  1. Василюк Ф.Е.. Уровни построения переживания и методы психологической науки // Вопросы психологии. 1992. №1.

  1. Василюк Ф.Е Методологический анализ в психологии, –М.: 2003.

  1. Караяни А.Г., Цветков В.Л. «Психология общения и переговоров в экстремальных условиях», –М.: Юнити, 2009

  1. Малкина-Пых «Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога», –М.: Эксмо, 2006

  1. Родионов А.В., Сопов В.Ф., Непопалов В.Н., Редактор: Блеер А.Н Психология деятельности в экстремальных условий –М.: Академия, 2008

  1. Психология экстремальных ситуаций. /Под редакцией В.В. Рубцова, С.Б. Малых, –М.: Психологический институт РАО, 2008

  1. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. «Психология деятельности в экстремальных ситуациях» –М.: Гуманитарный центр, 2008

  1. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика, –М.: Юнити-Дана, 2002

  1. Материалы IV Международного научно-практического конгресса «Медико-экологические проблемы лиц экстремальных профессий» » –М.: 2004.

  1. Материалы VI Международного научно-практического конгресса «Человек в экстремальных условиях: человеческий фактор и профессиональное здоровье» –М.: 2008.

  1. Материалы VI Международного научно-практического конгресса «Человек в экстремальных условиях: человеческий фактор и профессиональное здоровье» –М.: 2008.

VIII. Контрольные вопросы для самопроверки по разделам курса:

Раздел 1.

1.Что является предметом и объектом психологии экстремальных и критических ситуаций?

2.Охарактеризуйте методические подходы к определению ситуаций: экстремальной; критической; чрезвычайной.

3.Какие существуют уровни репрезентации при анализе ситуации?

4.Назовите субъективные и объективные факторы угроз в экстремальной и критической ситуациях.

5.Определите основания современных классификаций экстремальных и критических ситуаций.

6.Как различаются понятия “предрасположенность”, “готовность” и “способность” к риску?

Раздел 2.

1. Как взаимосвязаны понятия “индивид”, ”личность”, “человек”, “индивидуальность”, “субъект”?

2. Назовите основные детерминанты психологических пространств.

3. Чем отличаются режимы функционирования сознания: рефлексия, сознавание, переживание, бессознательное, поток, дерефлексия?

4. Дайте характеристику категории “переживание” как деятельности по преодолению критической ситуации.

5. Назовите закономерности соотношения рангов ситуации и рангов процессов переживания в типологии критических ситуаций.

6. Какие основные характеристики при анализе сознания и поведения субъекта определяются в типологии жизненных миров?

7. Какие процессы характерны для энергетической, пространственной, временной, генетической, информационно-когнитивной парадигм переживания.

8. Назовите основные переходные психические процессы.

Раздел 3.

1. Какие вы знаете основные принципы и методы психологической экспертизы?

2. Почему системный подход является базовым при анализе деятельности субъекта в экстремальных и критических ситуациях?

3. Назовите четыре плана анализа деятельности субъекта в экстремальных и критических ситуациях.

4. Определите основные свойства “полилога”.

5. Какие вы знаете эффекты влияния факторов процесса принятия решения на трансформацию альтернативных ситуаций в экстремальные и критические?

6. Назовите различия в генезисе субъективных и объективных факторы опасности ситуаций.

7. Как возникает трансформация нормативных ситуаций в экстремальные

и критические?

8. Каково влияние вероятности возникновения факторов опасности на

оценку трудности и сложности ситуации субъектом?

Раздел 4.

1. Какие вы знаете модели человеческого фактора?

2. В чем необходимость введения в экстремальную психологию понятия ”экосоциотехническая система”?

3. С какой целью выстраивается проблемное предметное поле при реконструкции происшествий

и инцидентов в профессиональной деятельности субъекта?

4. В чём проявляется разница в формировании, развитии и преодолении экстремальных и критических ситуаций?

5. Почему культура безопасности субъекта является основой активной профилактики

происшествий и инцидентов в ЭСТС?

6. Назовите основные характеристики превентивного поведения субъекта в экстремальных и критических ситуациях.

7. Какие вы можете назвать особенности активной профилактики в ЭСТС?

8. В чём сущность концепции управления безопасностью в ЭСТС?

Вопросы для самопроверки по разделам курса могут быть использованы как тестовые задания при самостоятельной работе.

IX. Темы курсовых и дипломных работ



  1. Предмет и объект психологии экстремальных и критических ситуаций.

2. Классификация экстремальных и критических ситуаций.

3. Психологические пространства в зкстремальной психологии.

4. Критериальные основания типологии критических ситуаций.

5. Режимы функционирования сознания в экстремальных и критических ситуациях.

6. Динамический круг критических ситуаций при работе психотерапевта.

7. Психотехники преодоления критических ситуаций.

8.Эффекты влияния факторов процесса принятия решения на трансформацию штатных и нештатных ситуаций в экстремальные и критические.

9. Субъективные и объективные факторы опасности при формировании и развитии экстремальных и критических ситуаций.

10. Психологическая экспертиза экстремальных и критических ситуаций.

11. Рефлексивная культура как основа преодоления критических ситуаций.

12. Концепция управления безопасностью в экосоциотехнических системах.

13. Психологические особенности стресса.

14. Управление стрессом.

15. Креативный подход при преодолении критических ситуаций.

16. Психология доверия в экстремальных и критических ситуациях.

17. Роль саморегуляции и релаксации в успешном преодолении критических ситуаций.

18.Развитие рефлексивной культуры профессионала- основание успешной профессиональной деятельности.

19.Психологические особенности возникновения и преодоления депрессии.

20.Рефлексивная культура лиц опасных профессий.

X. Методический материал к аудиторным занятиям

и самостоятельной работе студентов

Схема 1



Схема2

Схема 3.


Схема 4


Схема 5


Схема 6

Схема 7

Схема 8

Схема 9

Схема 10

Схема 11

Схема 12


Схема 13


Схема 14


Схема 15


Схема 16





Каталог: cms page media
cms page media -> Лоскутова М. Ю. 204 Болкисева Е
cms page media -> Литературный вечер «Поэт чародей», посвященный 195-летию А. А. Фета»
cms page media -> Исследовательская работа на уроках литературы "Тема Родины в творчестве А. Блока", 11-й класс ход урока
cms page media -> Учебно-методическое издание
cms page media -> Братцев Фёдор Кузьмич (1921 1993) Ракитина
cms page media -> А. Т. Смирнов Б. И. Мишин В. А. Васенев основы безопасности жизнедеятельности
cms page media -> Отчет о состоянии учебно-воспитательной работы Бюджетного образовательного учреждения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница