Психологическое обеспечение специальных операций: ролевое поведение




Скачать 79.45 Kb.
Дата11.08.2016
Размер79.45 Kb.


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ:

РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Идеальная модель профессионального общения агента с объектами профессионального интереса. Основные блоки и психологические элементы профессионального общения агента с объектом оперативного интереса:



  1. Подготовительный:

    • постановка сотрудником цели профессионального общения;

    • моделирование агентом сценария предстоящего профессионального общения;

    • планирование предстоящего контакта;

    • подготовка сотрудника к предстоящему контакту (профессиональная и психологическая).

  2. Ввод в профессиональное общение:

    • ориентировка сотрудника в ситуации профессионального общения;

    • привлечение внимания объекта к себе или предмету профессионального общения;

    • формирование интереса у объекта к предмету общения или к себе;

    • возбуждение острого желания у объекта к контактному взаимодействию;

    • оперативное знакомство;

    • искусственное создание сотрудником благоприятных психологических условий для профессионального общения.

  3. Завоевание оперативно значимых позиций в профессиональном общении:

    • завоевание авторитета (доверия);

    • внушение объекту положительных эмоций;

    • нейтрализация психологических барьеров в общении;

    • управление профессиональным общением;

    • попытка установление психологического контакта с объектом;

    • конкретизация ролевых ожиданий, доминирующих мотивов, интересов у объекта;

    • анализ и рефлексивный прогноз ситуации и позиции объекта.

  4. Фиксация и закрепление позитивно достигнутых результатов:

    • сознательное фиксирование сотрудником доверительной зоны общения;

    • попытка сотрудника войти в доверие к объекту;

    • достижение сотрудником основной или запасной цели профессионального общения с учетом ролевых ожиданий, доминирующих мотивов объекта;

    • контроль и коррекция результатов профессионального общения;

    • окончание профессионального общения.

  5. Самоанализ результатов:

    • анализ профессионального общения сотрудником;

    • прогноз дальнейших перспектив взаимодействия с объектом общения.

При осуществлении подготовки сотрудника уделяется внимание разработке и определению ля внедряемого оптимальной манеры общения, как составной части модели общения с объектом внедрения.

Легенда – специально подобранные с учетом назначения и условий использования факты и вымышленные сведения, присваивая которые или ссылаясь на которые сотрудники спецслужбы скрывают от противника свою принадлежность к кадрам спецслужб, создают благоприятные условия для решения отдельных оперативных задач. Легенда представляет собой словесное выражение той социальной роли, в которой выступает разведчик в операции. Она обеспечивает ему возможности установления и развития контактов с объектом внедрения и полностью зашифровывает его принадлежность к правоохранительным органам.

Легенда – это правдоподобное описание роли, которую необходимо сотруднику создать и сыграть в жизни, участниками которой будут руководители и члены ОПГ.

Механизм ввода сотрудника в оперативную комбинацию напрямую зависит от разработанной как личностной легенды разведчика, так и отработанной легенды присутствия, собранной информации о личности разрабатываемого, возможностей и творчества руководителей операции.

Основное требование к разработке личностной легенды разведчика является максимальная достоверность действительных фактов его жизни за исключением его принадлежности к органам КГБ (спецподразделения). Чем больше придуманного в биографии сотрудника, тем сложнее его хозяину играть роль, тем больше шансов быть разоблаченным.

Психологической особенностью усвоения легенды является ее внутреннее принятие разведчиком и последующие полное отождествление со своей личностью. Пока есть хоть малейшее сомнение в чем-то у разведчика в отношении легенды, идти на контакт с агентом внедрения нельзя. При разработке легенды необходимо учитывать как личностные особенности ее исполнителя (разведчика): возраст, профессию, полученную до службы в КГБ, образование, место рождения и жительства, индивидуально-психологические особенности, где проживают и чем занимаются ближайшие родственники и т.д., так и личностные особенности объекта внедрения. Определенные элементы легенды должны соответствовать ролевым ожиданиям объекта, способствовать установлению и, в последующее, развитию контакта.

Разработка и обеспечение легенды зависят от возможности оперативного аппарата, способа ввода разведчика в операцию и от отведенной ему для предъявления социальной роли и соответствующего социального статуса, определенной целями внедрения. Закрепление легенды – это комплекс целенаправленных мероприятий, направленный на создание условий, которые могли бы прямо или косвенно подтвердить вымышленные детали легенды разведчика «в глазах» разрабатываемого, снизить факторы подозрительности или недоверия к личности внедряемого со стороны объектов внедрения.

Важно определить психологическое соответствие легенды личности разведчика убедительности ее восприятия (правдоподобности), с точки зрения психологии объекта внедрения (на основании созданного психологического портрета), а также определения возможного ее соответствия ролевым ожиданиям разрабатываемого.

Ролевое поведение для разведчика – это совокупность способов, форм, методов и действий, направленных на установление контакта и дальнейшего взаимодействия с объектом оперативной заинтересованности, которые внешне соответствуют формальным и неформальным требованиям, взглядам, криминальным установкам разрабатываемого и его окружения, не противоречат созданному внедряемым легендированного «образа» и позволяют разведчику успешно решать задачи оперативного взаимодействия на различных этапах операции. Основным способом ролевой деятельности разведчика является перевоплощение.

Под оперативной ролью разведчика понимается совокупность созданного им легендированного образа и соответствующих ему особенностей поведения с объектом в процессе оперативного взаимодействия.

Чтобы ролевое поведение сотрудника было убедительно для объекта, его окружения и не вызывало подозрения у других лиц, необходимо добиться максимальной синхронизации и внутреннего психологического состояния с его внешними проявлениями в мимике, жестах, движениях разведчика.

При подготовке к операции ролевое поведение разведчика должно отрабатываться на трех уровнях:



  1. Психофизиологическом – отрабатывается способность вызывать и демонстрировать естественные различные психофизиологические реакции в соответствии с демонстрируемым психическим состоянием, обстановкой и условиями осуществления контакта с объектом. Вырабатывается максимально возможный контроль своих непроизвольных реакций.

  2. Психологическом - формируется умение вызывать и входить в различные (основные) психические состояния, соответствующие демонстрируемой оперативной роли, обстановке, состоянию объекта и особенностями контакта.

  3. Социально-психологическом – шлифуется способность к реализации совокупности умений демонстрации различных коммуникативных форм поведения с учетом психологических особенностей как объекта и его окружения, так и обстановки, добиваясь максимального согласования своих слов, жестов, реакций, движений, состояний, которые должны быть присущи созданному легендированному образу.



    • чтобы наладить взаимопонимание и непринужденность при контакте необходимо копировать как позу так и жесты собеседника; такое «отзеркаливание» сообщает о том, что собеседник поддерживает его мнения и взгляды и предрасполагает визави к собеседнику;

    • необходимо отображать эмоциональные переживания партнера, показывая, что хорошо понимаете его психическое состояние – это улучшает доверительные отношения;

    • устойчивый контакт глазами с говорящим показывает заинтересованность и вдохновляет собеседника на продолжение монолога;

    • нельзя задавать излишнее количество вопросов, поскольку это может насторожить объект и помешать обрести необходимое доверие;

    • физическая привлекательность, независимость в поведении улучшает положительную оценку как черт личности, так и отдельного поступка;

    • доброжелательная улыбка способствует возникновению чувство доверительности;

    • твердое рукопожатие в сочетании с прямым взглядом в глаза чаще всего воспринимаются позитивно;

    • энергичная выразительная жестикуляция отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия;

    • пристальный или неуместный взгляд в глаза создает негативное впечатление или воспринимается как признак недоверия, враждебности;

    • в беседе нельзя отклонять свой корпус назад, необходимо наклонять его к собеседнику не вторгаясь в интимную зону общения, что воспринимается как заинтересованность;

    • говорите на языке доступном объекту. Демонстрация «излишнего ума» или многословность в рассуждениях вызывают раздражение, а намеки и недомолвки – подозрение;

    • категоричность суждений, не совпадающих со взглядами объекта, в присутствии других лиц вызывают у него неприятие собеседника или чувство агрессивности.

Может раздражать собеседника в процессе контактного взаимодействия:



  • банальность (повторение избитых шуток, анекдотов);

  • пассивность (поддакивание собеседнику и нежелание высказывать свое мнение);

  • низкая эмоциональность (неизменное выражение лица, однообразный голос, стремление не смотреть в глаза собеседника);

  • угрюмость (подчеркнутое нежелание продолжить беседу);

  • явное притворство (неправдоподобная демонстрация заинтересованности или сопереживания объекту);

  • болтливость;

  • закрытые вопросы (на которые дается однозначный ответ – «да» или «нет»);

  • излишняя категоричность суждений.

Заканчивая диалог, разведчику необходимо учитывать:

  • нечеткий и невыразительный конец беседы способен развеять благоприятное впечатление от всех ваших высказываний;

  • последние фрагменты разговора запоминаются прочнее всего, хуже первая часть беседы, средняя часть – чаще всего забывается;

  • необходимо уметь вовремя остановиться, иначе эффективность от контакта значительно снизится.

Некоторые особенности человеческого восприятия, учет которых необходим для того, чтобы добиться от объекта ожидаемого реагирования:



  • речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2 – 5 слов в секунду;

  • фраза, произнесенная без паузы, дольше 5 – 6 секунд, перестает осознаваться;

  • мужчина в среднем слушает других внимательно 10 – 15 секунд, а после начинает думать, что бы ему добавить к предмету разговора;

  • любое эмоциональное возбуждение обычно затрудняет понимание других;

  • мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже эмоциональный шок;

  • людям свойственно преувеличивать информационную ценность событий, подтверждающих их гипотезу и недооценивать информацию, противоречащую ей;

  • обычно человек удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь несколько дней назад;

  • лучше всего память работает между 8 – 12 часами утра и после 21 часа вечера, хуже всего сразу после обеда;

  • прерванное по тем или иным причинам действие запоминается в 2 раза лучше чем законченное;

  • стоящий человек имеет некоторое психологическое преимущество над сидящим;

  • при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается не более чем треть от воспринимаемой информации;

  • в выборе тактики и техники беседы надо учитывать интеллектуальные качества партнера и его психофизиологические особенности;

  • беседу следует периодически перемежать обоснованными паузами, чтобы давать возможность закрепить достигнутое;

  • по мере приближения к завершению насыщенность контакта рекомендуется повысить.





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница