Прокопий Кесарийский. «Война с готами»



Скачать 169.09 Kb.
Дата16.06.2016
Размер169.09 Kb.
ДОКУМЕНТЫ

Пакет № 1



  1. Прокопий Кесарийский. «Война с готами»

Приблизительно в это же время (487-488 гг.) поселившиеся еще с разрешения императора Феодосия I во Фракии остготы с оружием в руках восстали под начальством Теодориха, получившего в Византии звание патриция и сан консула, против римлян. Умевший хорошо пользоваться обстоятельствами, император Зенон убедил Теодориха отправиться в Италию и, вступив в войну с Одоакром, добыть себе и готам власть над Западной империей. Теодорих, обрадовавшись такому предложению, двинулся на Италию, а за ним последовали и все готы, посадив на повозки детей и жен и нагрузив все домашние вещи, которые они могли взять с собой.


  1. Сальвиан. «О правлении Божьем»

Теперь я буду говорить о багаудах, которые ограблены, поражены, уничтожены дурными и жестокими правителями; потеряв право римской свободы, они утратили так же и честь римского имени.

…И вот так случилось, что, удушенные и замученные грабежами правителей, они стали варварами, так как им не позволяли быть тем, чем они были раньше. Они подобны пленникам под игом врагов: терпят мучения по необходимости, а не по желанию; в душе хотят свободы, а терпят величайшее рабство… А чего другого могут желать несчастные, которые непрерывно должны нести губительное бремя платежей налогов… Для них враги более снисходительны, чем сборщики налогов, они бегут к неприятелю, чтобы избегнуть тяжести взимания налогов. Взимание налогов было бы менее утеснительным и прискорбным, если бы все несли его на одинаковых основаниях. Преступно то, что общее бремя несут не все; налоги богатых гнетут бедняков, и более слабые несут груз более сильных.

Где в другом месте и у других народов, кроме как у римлян, существуют подобные бедствия?

Франки не знают этого преступления, гунны свободны от них, нет ничего подобного ни у вандалов, ни у готов. В среде готов варвары даже не допускают, чтобы римляне, живущие между ними, терпели это. В результате у всех римлян одно желание, чтобы им не пришлось перейти в римское подданство. Римский плебс там единодушно заявляет о том, чтобы ему было позволено жить по-прежнему с варварами…Итак, наши братья не только совершенно не хотят перебегать от них к нам, но, наоборот, оставляют нас, чтобы перебежать к ним.


  1. Иордан. «Гетика» ( 6 век)

Этот день освободил готов от голода и лишил римлян их безопасности. И начали готы уже никак пришельцы и странники, а как римские граждане и господа распоряжаться римскими землевладельцами и держать под своей властью все северные области до Дуная. Узнав о том, император Валент, бывший в Антиохи, поспешил прийти с войском во Фракию. В начавшейся плачевной войне готы стали победителями.

Вестготы, овладев после такой славной победы Фракией и прибрежной Дакией, стали жить там, как на своей родине.

4.Павел Дьякон. «О деяниях лангобардов» ( конец 8 века)

В эти дни многие из знатных римлян были убиты из жадности, остальные были поделены между поселенцами так, чтобы платили лангобардам треть своих плодов

( земли) и стали трибутариями… Лангобардские герцоги на седьмой год после прихода Альбоина и всего племени грабили церкви, убивали священников, разрушали города, истребляли мирных жителей, занятых работой на своих полях. Большая часть Италии была захвачена и подчинена лангобардам.

… В это время герцоги в целях восстановления королевской власти уступили в пользу короля половину всех своих владений, с тем чтобы с них мог жить сам король и чтобы за их счет могли прокормиться его дружинники и должностные лица. А зависимое покоренное население было распределено между лангобардскими поселенцами.




  1. «Вестготская правда»( около 654г.)

«О разделе земель между готом и римлянином»

Условия раздела земель или леса между готом и римлянином, если доказано, что подобный раздел действительно был осуществлен, никоим образом не должны нарушаться. То, что разделено родителями или соседями, потомство не смеет изменять.


«О лесах, оставленных готом и римлянином неразделенными»

Мы постановляем: «Если гот или римлянин присвоит себе лес, который, возможно, оставался неразделенным и расчистит его под пашню, то, если осталось еще достаточно леса для того, чтобы компенсировать равноценным участком заинтересованное лицо, последнее не должно отказываться взять лес, если же не имеется более леса равной ценности для компенсации, то участок, расчищенный под пашню, должен быть разделен».


Пакет № 2

6. Титул 14. «О нападениях или грабежах»

П.4. Если кто-либо, желая переселиться, получит соответствующую грамоту от короля и если он развернет эту грамоту в публичном собрании и кто-нибудь осмелится противиться приказанию короля ( ослушник королевской воли), повинен уплатить 200 солидов.

П.5. Если кто нападет на переселяющегося человека, все, участвовавшие в скопе или нападении, присуждаются к уплате 63 солидов.




  1. Титул 27. «О различных покражах»

П.10. Если кто выкосит чужой луг, теряет свой труд…

П.18. Если кто украдет из чужого леса чужие дрова, присуждается к уплате 3 солидов.

П.21. Если кто украдет невод, трехпетельную или мешкообразную сеть, присуждается к уплате 15 солидов…


  1. Титул 41. «О человекоубийстве скопищем»

П.1. Если кто лишит жизни свободного франка или варвара, живущего по Салическому закону, и будет уличен, присуждается к уплате 200 солидов…

П.3. Если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе, или свободную женщину, присуждается к уплате 600 солидов…

П.5. Если кто лишит жизни римлянина – королевского сотрапезника и будет уличен, присуждается к уплате 300 солидов.

П.6. Если кто лишит жизни римлянина – землевладельца и не королевского сотрапезника, присуждается к уплате 100 солидов.

П.7. Если кто лишит жизни римлянина, обязанного платить подати, присуждается к уплате 63 солидов.


  1. Титул 45. «О переселенцах»

П.1. Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться…

П.3. Если же переселившемуся в течение 12 месяцев не будет представлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи.




  1. Титул 54. «Об убийстве графа»

П.1. Если кто лишит жизни графа, присуждается к уплате 600 солидов.

П.3. Если кто убьет сацебарона – свободного, присуждается к уплате 600 солидов.




  1. Титул 60. «О желающем отказаться от родства»

П.1. Он должен явиться на судебное заседание перед лицом тунгина и там сломать над своей головой три палки мерою в локоть. И он должен в судебном заседании разбросать их в четыре стороны и сказать там, что он отказывается от соприсяжничества, от наследства и от всяких счетов с ними. И если потом кто-нибудь из его родственников или будет убит, или умрет, он совершенно не должен участвовать в наследстве или в уплате виры, а наследство его самого должно поступить в казну.
Пакет № 3

  1. Прекарная грамота: Прекарий Пожалованный

Постоянному господину моему такому-то такой-то. Испытывая повседневную нужду, разыскивая повсюду и не будучи в состоянии найти заработка, прибегнул я к благочестию вашего могущества, дабы вы дали мне в качестве прекария земли для обработки в поместье вашем таком-то. Ваше могущество согласилось выполнить мою просьбу… Посему настоящею моею прекарною грамотою обещаюсь никогда никакого противодействия и ущерба вам по отношению означенных земель не наносить, но во всем поступать вам на пользу… десятины и другие платежи, свойственные колонам, ежегодно вносить обязуюсь… Если же я, забыв условия моей настоящей прекарной грамоты, что-нибудь из обещанного осмелюсь нарушить… вы будете иметь полное право с названных земель меня изгнать и снова распоряжаться ими по своему праву, как должно.


  1. Отрывки из капитуляриев ( 811 г.)


Капитулярии – указы и распоряжения франкских королей в 8 – 9 веках. Они касались многих сторон социально-экономической жизни Франкского государства, в частности и вопроса об угнетении крестьян феодалами.

Пусть ни епископы, ни аббаты, ни графы, ни викарии и никто другой никоим образом … злыми ухищрениями имущество бедных… ни покупать, ни силою отнимать не осмеливаются…


14.О том, по каким причинам люди, которые должны нести военную службу, отказывают в послушании

Глава 2. Что бедняки жалуются на лишение их собственности; одинаково жалуются и на епископов, и на аббатов, и на попечителей, и на графов, и на их сотников.

Глава 3. Показывают, что, если кто отказывается передать свою собственность епископу, аббату, графу или… сотнику, ищут случая, чтобы осудить этого бедняка, а также заставить его идти на войну, и это до тех пор, пока, оскудевши, волею-неволею собственность свою не продаст или не передаст, и те, кто совершит передачу, проживают дома без всякого беспокойства…


  1. закладная грамота из Картулярия Вьенского монастыря СВ. Андрея

(начало 11 века)

Во имя Христа я Арегия, с сыном моим Амальфредом и дочерями моими Аальборгой и Кассоендой закладываем некоему человеку по имени Ротбард, и жене его Аальбурде, и дочерям его, и сыновьям его виноградник с землею, расположенной в Арборате, наше законное достояние, на 3 модия хлеба, а вам владеть этим виноградником до тех пор, пока мы не уплатим этих 3 модиев хлеба. А я, Ротбард, и жена моя, и сыновья мои, и дочери мои прпорщаем вам другие 5 модиев на условиях доброго согласия и за то, что вы нам ваш залог охотно оставите или же вернете в течение 4-х лет, считая с настоящего праздника св. Юлиана, эти 3 модия хлеба. А если не вернете, мы взыщем с вас 8 модиев и 8 секстариев.




  1. О том, кто коммендируется под власть другого

Всякому господину такому –то я, такой – то. Всем достоверно известно, что я не имею чем кормиться и одеваться. По сему я просил благочестие ваше, и вышло мне ваше разрешение отдаться и коммендироваться под ваше покровительство; так я и сделал, на условии, чтобы вы помогали мне и снабжали меня пищею и одеждою, сообразно тому как я буду служить и угождать вам; и пока я буду жив, должен буду нести вам службу и послушание свободного человека и не буду иметь права выйти из под вашей власти покровительства, но останусь под вашей властью и охраною все дни моей жизни. Между нами условлено, что если один из нас захочет нарушить настоящее соглашение, уплатит другой стороне столько –то солидов, и соглашение это навсегда останется неизменным.


  1. Кабальная грамота. ( Сансская формула № 4, конец 8 века)

Господину брату моему такому-то. Всем ведомо, что крайняя бедность и тяжкие заботы меня постигли, и совсем не имею, чем жить и одеваться. Поэтому, по просьбе моей, ты в величайшей нужде моей не отказал вручить мне из своих денег столько-то солидов; а у меня совсем нечем выплатить эти солиды. Поэтому я просил совершить и утвердить закабаление тебе моей свободной личности, чтобы отныне вы имели полную свободу делать со мной все, что вы полномочены делать со своими прирожденными рабами, именно: продавать, выменивать, подвергать наказанию.




  1. Грамота начала 12 века.

Этою грамотою настоящих и будущих уведомляем о том, что Вильгельм пожертвовал нам – монахам св. Петра Шартрского – для владения, обработки и заселения лес… из своего феода. Мы же, монахи, для защиты и охраны поселенцев этой земли разрешили ему взимать с тех их них, кои осядут на этой земле и будут обрабатывать ее с плугом и волами, ежегодно в третий день рождества господня… по секстарию овса, каплуну и денарию; с прочих же – по мине овса, каплуну и денарию… Разрешили мы также господину Вильгельму в случае, если он законную дочь свою захочет выдать замуж или сей замок приобретает, взимать с поселенцев земли той талью, однако лишь через посредство приора св. Романа; равным образом для выкупа себя из плена можно взимать ему талью. Также, если он пожелает сам со всею роднею своею участвовать в походе короля или графа, людей земли той может вести за собой в качестве телохранителей, если захочет; но без его личного участия людям земли той никак (в поход) не ходить. Согласился он, чтобы от прочих повинностей, кои он обычно взимает на земле своей и с людей своих, ( означенные поселенцы) были совершенно свободны.



  1. Из летописи аббатства Мури ( в Швейцарии)

Жил некогда в Волене могучий вельможа, именем Гунтранн, множество владений в разных местах имевший и на имущество соседей своих жадно взиравший. Некие свободные люди, проживавшие в одном селении, в чаянии, что он будет (к ним) добрым и милостивым, передали ему свои земли и сделались его чиншевиками, с условием, чтобы под покровительством и защитою его пребывать в безопасности. Он же, возрадовавшись и замысливши злое, стал утеснять их: сперва одолевал просьбами, потом, пользуясь широкой своею властью, приказал отправлять для него ( разные) службы, как будто бы они были его крепостные… именно – утеснял их полевыми работами, уборкою сена и прочим по своему произволу… Тем временем король прибыл в Солер, пришли туда и поименованные поселяне, с жалобами на незаконное их утеснение. Но в столь многочисленном сборище вельмож, а также по причине грубости их речи не дошли до государя эти жалобы. Не в добрый час пришли они туда, ни с чем и вернулись обратно…


  1. Из письма клюнийского аббата Петра Достопочтенного(12 век)

Всем ведомо, как светские сеньоры утесняют своих несвободных крестьян- мужчин и женщин. Не довольствуясь обычными их повинностями, они постоянно и без милосердия изъявляют притязание на самое их имущество вместе с их личностью и на самую их личность вместе с имуществом. И вот, сверх положенного, они трижды, четырежды и сколько им вздумается раз в году добро их расхищают, бесчисленными службами их утесняют и тяжкое и невыносимое бремя на них налагают, так что большинство вынуждено покидать собственную землю и убегать на чужбину. Но что хуже всего, они не боятся продавать за презренные деньги тех самых людей…


  1. Повинности кэрлов в вотчине Хэрстборн

Здесь записаны повинности, которые кэрлы должны исполнять в Хэрстборне. Прежде всего с каждой гайды они должны платить 40 пенсов ко дню осеннего равноденствия и давать 6 церковных мер пива, 3 секстария пшеницы для белого хлеба и вспахивать 3 акра в свое собственное время, и засевать их собственными семенами, и в свое собственное время доставлять снятый урожай в амбар, и давать три фунта ячменя в качестве гафоля(подать, взимаемая натурой), и пол-акра сажать в качестве гафоля, и сложить их штабелями в собственное время, и соорудить 16 ярдов ограды в качестве гафоля в собственное время, и на пасху давать 2 овец с ягнятами, причем 2 молодых овцы могут заменить одну взрослую, и они обязаны мыть овец и стричь их в свое собственное время. И каждую неделю они должны исполнять такую работу, какую им будет приказано делать, исключая 3 недели: одну - в середине зимы, другую – на пасху третью – в канун праздника вознесения.


  1. Суассонский капитулярий.

Пусть с колонов, которые были наказаны или должны быть наказаны бичами за растрату

( господского) движимого имущества, не взыскивается никакого иного возмещения убытков…




  1. Дарственная грамота

Я, Леотальд, божьей милостью граф, и супруга моя Берта из любви к богу… дарим названному божьему дому некоторые наши земли, находящиеся в Лионском округе, в селении Монт-Гудин: это 5 колонских владений со всем, что к ним принадлежит, полями, лугами, виноградниками, дворами, строениями, водами стоячими и текучими, с живущими там сервами, оставляя за собой лишь лес.


  1. Грамота об освобождении крепостных.

Вот я, дьякон, во имя божие делаю некоторых моих сервов франками и дарю им из моих земель то, что находится в Маконском округе, вблизи городских стен у верхней крепости. Это один дворик с жилым строением, граничащим на востоке с землей Юдэи, на юге – с городской стеной, на западе – с землей церкви св. Марии, на севере – с общественной дорогой. Внутри этих пределов дарю я вам все, чтобы держали вы все это в течение своей жизни, а после вашей кончины отошло бы все это к церкви св. Винцента. Я если кто-нибудь захочет нарушить предоставленную им свободу, уплатит 4 золотых ливра.


  1. Закон шестой. Какую власть сеньоры имеют над крепостными.

Сеньор имеет полную власть над своим крепостным, чтобы делать с ним все, что захочет. Но при всем этом, он не должен не убивать его, не оскорблять, даже если для этого будет повод, за исключением приказа местного судьи; и не должен не ранить его, не морить его голодом, разве только застанет его со своей женой или с дочерью или если крепостной сделает другое преступление, подобное этому. В таком случае сеньор может его убить.


  1. Титул 22. О свободе.

Закон 1. Что такое свобода, и кто ее может дать, и кому, и каким образом.

Свободу сеньор может дать своему крепостному в церкви, или вне ее; или перед судьей, или в другом месте; или в завещании, или без завещания, или посредством письма. Но он должен делать это сам, а не через поверенного.

Э. Ле Гоз. «Поэма о версонских вилланах»

Вилланы должны возить камень – без споров и сопротивления. Первая работа в году – к иванову дню. Вилланы должны косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, а потом везти на барский двор, куда укажут. Бордарии же уберут сено в сарай. Эту работу делают они постоянно. Затем должны они чистить мельничные канавы, каждый приходит со своей лопатой, с лопатой же на шее они идут выгребать сухой и жидкий навоз. Ну вот наступает август, а с ним новая работа. Они обязаны барщиной и ее не следует забывать. Вилланы должны жать хлеб, собирать и связывать его в снопы, складывать скирдами среди поля и отвозить немедленно к амбарам. Его же собственный урожай остается под дождем и ветром, и виллан тоскует о своем хлебе, который лежит на поле, где терпит всяческий ущерб!

А потом подходит время ярмарки «на лугу» сентябрьский богородицный день, когда надо нести поросят. Если у виллана 8 поросят, то он берет 2-х наилучших, один для сеньора, который, конечно, не возьмет того, что похуже! А сверх того, надо приложить по динарию за каждого поросенка из оставшихся. Все это должен платить виллан. Затем наступает день святого Дионисия. Тут вилланы хватаются за голову – ведь им надо вносить чинш, и они в страхе. А вот подходит срок уплаты за огораживание – ведь вилланы держат большие изгороди. Виллан не может продать свою землю без того, чтобы сеньор не получил 13 доли цены. Затем они опять повинны барщиной. К Рождеству надо сдавать кур, в случае, если они не достаточно хороши и нежны, приказчик заберет в залог виллана. Затем идет пивная повинность: ячмень и пшеница с каждого. Полностью должны они рассчитаться! Ступайте, забирайте их лошадей, уводите коров и телят, удерживайте их залоги по всем дворам.

Если виллан выдает дочь замуж, за пределы сеньории, то сеньор получает пошлину – «кюлаж». Затем приходит Вербное воскресенье, богом установленный праздник, когда нужно вести сеньору пошлину на овец, так как с вилланов по наследству требуется эта повинность. Если они не могут уплатить в срок, то тем самым они передают себя на милость сеньора. На пасху вилланы опять повинны барщиной… После этого надо ехать в кузницу подковывать лошадей, потому что пора отправляться за дровами в лес.

Но вот виллан получил свою часть и спешит идти домой без шума и драки. Но тут наступает самое худшее – виллан должен заплатить еще и за выпечку своего хлеба. Жена виллан отправляется к сеньориальной печи и исправно платит свой форнаж.


  1. Диденговский капитулярий.

Относительно заговоров, кто бы не осмелился их составить и какой бы клятвой те заговоры не скреплялись, мы выносим тройное решение. Во-первых, где бы в результате этого не было содеяно зло, виновники сделанного казнятся, помощники их же наказываются по одиночке, отдельно один от другого, бичами и им вырываются ноздри. Если же не будет содеяно зло, то они все равным образом наказываются бичами, и поочередно вырывают друг у друга волосы. Если же какой-нибудь заговор будет скреплен приложением правой руки, то если это свободные люди, пусть они поклянутся с правдивыми свидетелями, что сделали это не во зло, а не смогут этого сделать, - наказываются по своему закону. Если же будут сервы, то наказываются бичами.


  1. Гийом Жюмьежский. «История норманнов»

Ибо крестьяне повсеместно стали устраивать по разным графствам Нормандского отечества многие сборища и постановляли жить по своей воле, дабы лесными угодьями, и водными благами пользоваться по своим законам, не стесняясь никакими запрещениями ранее установленного права. И, чтобы утвердить эти решения, на каждом собрании неистовствующего народа, выбирали они по два уполномоченных, которые вынесли бы определения их на утверждение всеобщего собрания внутри страны. Когда узнал об этом герцог, он тотчас же направил против них графа Рауля со многими рыцарями, чтобы они прекратили сельскую дерзость и крестьянское сообщество. И вот он без замедления тайно взял всех (крестьянских) уполномоченных вместе с некоторыми другими и, отрубив им руки и ноги, отослал искалеченными к единомышленникам, дабы эти удержали их от таких (затей) и своим примером вразумили их, чтобы те не испытали еще худшей участи. Вразумленные таким образом крестьяне поспешили прекратить сборища и вернулись к своим плугам.
Пакет № 4

  1. Отрывки из «Книги феодов»

Так как мы собираемся вести речь о феодах, рассмотрим сперва, кто может дать феод. А давать феод могут: архиепископ, епископ, аббат, аббатисса… если право давать феод было у них исстари. Также могут давать феод: герцог, маркграф, граф…

П.1. Рассмотрев лица, рассмотрим, каково было начало феодов. В отдаленнейшее время зависело от власти господ, когда им будет угодно отобрать вещь, данную ими в феод. После этого пришли к тому, что феод был неотъемлем только год. Затем установилось, что феод держался в течение всей жизни вассала. Но так как феод не переходил к сыновьям по праву наследования, то дальше пришли к тому, что он стал переходить к сыновьям, а именно к тому из них, за которым сеньор хотел укрепить бенефиций. Ныне же установилось так, что он переходит одинаково ко всем.

П.2. Когда же Конрад отправился в Рим, вассалы, состоявшие на его службе, просили, чтобы он обнародованием особого закона соизволил передавать феод внукам по сыну, и чтобы по смерти брата, умершего без законного наследника, брат наследовал бенефиций, находившийся в руках их отца…

П.4. Вот что надо заметить: хотя дочери по законам наследуют отцам, как мужской пол, однако они устраняются от наследования феода. Равным образом и сыновья их, если не будет особо оговорено, что наследование распространяется и на них…




  1. Какова первая причина потери бенефиция.

Первая причина потери бенефиция такова: если вассал через год и день после смерти сеньора все еще не явится с обещанием верности и просьбой об инвеституре к наследнику своего сеньора, то он теряет бенефиций. И наоборот, если сеньор жив, а умрет вассал и сын его в течение того же времени не позаботится о получении инвеституры, он теряет бенефиций…


  1. Здесь говорится о том, как и чем обязан сеньор своему вассалу, которого он принял в вассальную зависимость.

Сеньор не должен ни лично, ни через других налагать руку на особу и на феод своего вассала иначе, как по разбирательству и с ведома курии. И обязан он, как мне кажется, соблюдать по отношению к своему вассалу, в силу верности между ними, все то вышеизложенное, что вассал обязан соблюдать по отношению к сеньору; ибо между сеньором и вассалом нет ничего, кроме верности, и эту верность они тщательно и обоюдно блюсти при всех вышеназванных обстоятельствах…



  1. Какие службы лежат на тех, кто обязан лично служить сеньору; кому они обязаны служить и в каком месте

Вот службы … которыми обязаны вассалы перед своим сеньором, коему должны они лично служить за данные им феоды, когда посылает он им лично оповещение или через других, как то полагается. Должны они идти служить, по его вызову, конно и оружно во всех местах королевства, куда он позовет их… и оставаться на службе сроком до одного года…


  1. Из геристальского капитулярия (779г.)

Разбойников с иммунитетной территории должностные лица и фогты иммунитетов должны представлять на графский суд, когда им о том будет объявлено.

Кто этого не сделает, теряет бенефиций и должность.


  1. Из капитулярия Карла Великого (803г.)

Если кто причинит какой-либо ущерб иммунитетным правам, должен уплатить 600 солидов…

Если какой-либо человек совершит покражу, убийство или какое-либо другое преступление и сбежит затем на территорию иммунитета, то граф должен предложить епископу, аббату, наместнику их выдать ему виновного.




  1. Из формул Маркульфа ( 8 век)

Пожаловали мы епископу благодеяние, состоящее в том, что пределы поместий церкви этого епископа не смеет входить ни одно государево должностное лицо для слушания судебных делили взыскания каких либо судебных штрафов, но сам епископ пусть владеет всеми означенными правами…

И все, что могла бы получить там казна с свободных и несвободных и иных людей, проживающих на землях … церковных, пусть навеки поступает на лампады означенной церкви.




  1. Как надлежит вступать в вассальную зависимость…

Когда кто вступает в вассальную зависимость от верховного сеньора королевства, он должен встать перед ним на колени, соединить свои руки и вложить их в руки сеньора, сказав ему: «Сир, я становлюсь вашим вассалом за такой –то феод, обещаю вас защищать и оберегать от людей, какие будут жить и умрут». А сеньор должен сказать: «Принимаю вас в вассальную зависимость с соблюдением верности богу и мне при условии ненарушения прав моих». И должен облобызать его в уста в знак верности.

Пакет № 5





  1. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах.

Две полные недели тянулся пир частной,

Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной,

И развлекались гости, как было им угодно.

На пожалел казны для них хозяин благородный.

Одеждой и конями, и всяческим добром,

И золотом червонным, и звонким серебром

Он одарить приезжих велел своей родне,

Чтоб каждой щедростью его доволен был вполне.


37.Ильин М. Как человек стал великаном

Два славных рыцаря стремглав

Несутся; тот и этот щит

Смят; под ударами трещит

Нагрудник конский и подпруга.

Сбить наземь силятся друг друга,

И каждый не жалеет шпор,

Жесток удар, могуч напор,

Сбив седла, копья изломав,

Дерутся с помощью булав

И жезлов; шлем стремясь рассечь,

Лишь гнут его, зазубрив меч.

Не видел свет подобной рубки.

Никто не делает уступки, показывая, как он смел.




  1. Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес.

Для знатных и богатых скупость –

Наипозорнейшая глупость;

И до скончанья наших дней

Царица Щедрость нам нужней,

Чем знатный род и воспитанье.

…Царица Щедрость вознесет

Питомца выше раз в пятьсот,

Чем добродетели другие

И начинания благие.

39. Песни о Гильоме Оранжском

Не отнимать у сирот их добра,

У вдов последний грош не вымогать,

Святую церковь охранять всегда…



И рыцарей своих не утеснять.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница