Программы профессиональной переквалификации новых репатриантов в Израиле




Скачать 180.72 Kb.
Дата14.07.2016
Размер180.72 Kb.
Программы профессиональной переквалификации новых репатриантов в Израиле.
Д-р Шмуэль Адлер,

начальник управления планирования и исследований министерства абсорбции*


С конца 1989 г. в Израиль прибыло почти 1 миллион репатриантов, причем 85% из них - из бывшего Советского Союза, что за период в десять лет привело к увеличению населения страны на 20%. Около 40% из этих репатриантов прибыло в период с 1990-1991 г.г. (375 тысяч человек); затем темпы репатриации значительно снизились, и в настоящее время составляют примерно 60-70 тысяч человек в год. Прибытие столь большого числа иммигрантов не могло не сказаться на всей социальной и экономической жизни страны. В конце 80-х - начале 90-х годов многие политические деятели рассматривали проблемы, связанные с массовой волной иммиграции как проблемы интеграции новых репатриантов в израильское общество, недооценивая те грандиозные изменения в самом израильском обществе, которые будут вызваны абсорбцией столь большого числа иммигрантов. Продолжающийся уже десять лет процесс абсорбции столь большого числа иммигрантов потребовал значительных структурных изменений в израильской экономике и уже повлиял на общее направление и темпы экономического развития страны.

Пытаясь сформулировать отличительные особенности человеческого капитала, прибывшего из республик бывшего СССР, нельзя не отметить как высокую степень участия новых репатриантах на рынке труда в различных сферах экономики, так и их чрезвычайно высокий профессиональный уровень. На протяжении последнего квартала 1999 г. индикаторы занятости среди репатриантов, прибывших после 1990 г. в возрасте старше 15 лет, были выше, чем у коренных жителей страны (56.3% по сравнению 54.5%). Составляя 16.3% от общего числа жителей страны в возрасте старше 15 лет, репатрианты составляли 17.6% от общего числа работающих граждан страны1. Очевидно, что столь активное участие репатриантов на рынке труда не может не иметь большого влияния на динамику происходящих на этом рынке труда процессов.

Кроме того, следует отметить, что свыше 60% репатриантов из бывшего Советского Союза работали до эмиграции инженерами, учеными, преподавателями, техниками, врачи, музыканты - иными словами, в сферах, требующих кропотливой многолетней подготовки. В этой связи бросаются в глаза грандиозные отличия между структурой занятости среди новых репатриантов с одной стороны, и среди коренных жителей страны и старожилов - с другой. В 1989 году, когда началась нынешняя волна массовой иммиграции из республик бывшего СССР в Израиль, лишь 24.5% израильтян были заняты в тех же областях, что и 60% среди приехавших в страну иммигрантов2. С одной стороны, подобная разница в профессиональном составе новых иммигрантов и старожилов не могла не вызвать значительных социальных напряжений; с другой стороны, уникальный человеческий капитал, который оказался в Израиле в результате массовой иммиграции русскоязычных евреев, обладал большим потенциалом для дальнейшего развития израильской экономики и израильского общества.

Важно отметить, что существующая в Израиле открытая иммиграционная политика, позволяющая - в соответствии с “Законом о возвращении” - каждому еврею (согласно данному в законе определению) право на иммиграцию в Израиль и автоматическое получение гражданства, накладывает немалые трудности на подготовку сколько-нибудь обоснованных оценок социодемографических характеристик будущих иммигрантов. Как количество иммигрантов, так и их возрастной и профессиональный состав, подвержены известным колебаниям, зависящим от процессов, происходящих в странах, откуда прибывают иммигранты, чем от процессов, происходящих непосредственно в Израиле. Вот почему проблема абсорбции рабочей силы не может быть решена простым расширением производства в соответствии с местными экономическими задачами, так как любое увеличение производства должно в максимальной степени учитывать профессиональный состав репатриантов - весьма непостоянный как с количественной, так и с качественной точек зрения. Очевидно, что расширение производства должно происходить в тех областях экономики, где производство товаров и услуг в максимально возможной степени использует человеческий капитал новых иммигрантов. Учитывая, что большинство иммигрантов не настроено на смену сферы профессиональной деятельности, предпочитая продолжать работать в той области, где они работали до репатриации3, на государственные учреждения ложится нелегкая задача планирования расширения производства в стране исходя из прогнозов прибытия новых репатриантов различных профессий и опыта. В отсутствие подобных заблаговременно сделанных прогнозов либо (что бывает не столь уж редко) в случае их несоответствия реальному положению дел, государственные структуры оказываются перед нелегкой задачей поиска путей профессионального трудоустройства вновь прибывших в максимально сжатые сроки - когда те уже приехали в новую для них страну и нуждаются в практически немедленном трудоустройстве. Многочисленные исследования, проведенные в последние несколько лет, показали, что удовлетворенность своим трудом намного выше среди тех иммигрантов, которые работают по своей прежней профессии или в области, смежной с ней. Результаты такого рода исследований говорят также о значительной связи, которая существует между удовлетворенностью от своей работы и удовлетворенностью от жизни в новой стране в целом4.

Репатрианты, прибывшие из бывшего Советского Союза в конце 80-х - начале 90-х годов, практически не имели опыта самостоятельного поиска работы в условиях свободного рынка, что, очевидным образом, затрудняла их успешную профессиональную интеграцию на израильском рынке труда. Хотя правительство Израиля и содержит Службу трудоустройства, не более 20% репатриантов в состоянии найти себе работу с её помощью. По сути, малая эффективность работы этой службы (особенно в условиях растущей конкуренции между ней и большим количеством частных бюро по трудоустройству) приводит к тому, что едва ли не главной её функцией стала выдача свидетельств о том, что у человека нет работы, и значит, он имеет право на получение пособия от Службы национального страхования. В этих условиях особенно возрастает значение курсов по профессиональной ориентации и профессиональной переквалификации новых иммигрантов, которые могли бы стать своего рода “мостиком” между их знаниями, умениями и навыками с одной стороны, и реальными потребностями рынка труда - с другой.

Стремясь подготовить репатриантов к условиям самостоятельного поиска места работы в условиях свободного рынка рабочей силы, руководствуясь при этом максимально использовать человеческий капитал новых иммигрантов, Министерство абсорбции (при содействии других правительственных учреждений, главным образом, Министерства труда и социального обеспечения) разработало широкий комплекс программ, цель которых - помочь репатриантам найти свое место на рынке труда в Израиле. Детальному рассмотрению этих программ и посвящена настоящая статья.



Первой ступенькой на этом пути является ульпан. Ульпан - это программа языковой подготовки, бесплатная для всех репатриантов. В течение первых шести месяцев пребывания в стране репатрианты получают так называемую “корзину абсорбции” - пособие, целью которого является обеспечение прожиточного минимума новых репатриантов в период их обучения в ульпане5. В задачу ульпана входит помочь новому репатрианту освоить как можно быстрее базовый словарный запас в тысячу основных слов, который даст ему возможность вести незатейливый разговор на иврите, а также читать и писать тексты невысокой степени сложности. Как известно, практикуемая с начала 90-х годов политика т.н. “прямой абсорбции” позволяет каждому из прибывающих в страну иммигрантов самостоятельно выбирать предпочитаемое ими место жительство, а потому, хотя ульпаны и расположены на всей территории Израиля, количество классов в различных населенных пунктах непостоянно и зависит от распределения репатриантов по территории страны. Несмотря на то, что основной задачей ульпанов является языковая ресоциализация новых иммигрантов (основной ульпан включает 500 часов интенсивного обучения языку), в программу ульпана входят и различные элементы, могущие способствовать социальной интеграции новых иммигрантов, в том числе экскурсии по стране и лекции по различных аспектам жизни в Израиле. Несмотря на то, что программы обучения в ульпанах составлены с известной степенью гибкости (существует как программа дневного обучения, рассчитанная на 5 месяцев, так и вечерняя программа, позволяющая растянуть обучение в ульпане на срок до 10 месяцев, совмещая учебу в вечерние часы с работой на частичную ставку6), исследования показали, что лишь 70% новых репатриантов используют свое право на бесплатное изучение иврита в ульпане в течение первого года пребывания в стране, а почти четверть из тех, кто начал обучение, бросают его, не закончив. Хотя в течение первых шести месяцев пребывания в стране репатрианты получают материальное пособие, позволяющее им целиком сосредоточиться на учебе, снижение покупательной способности этого пособия (прежде всего, из-за несоответствия между ростом курса доллара по отношению к израильскому шекелю и значительным ростом арендной платы за квартиры с одной стороны, и куда более медленным ростом “корзины абсорбции” - с другой) привело к тому, что многие репатрианты отказываются от учебы в ульпанах, дабы начать работать на полную ставку в течение нескольких месяцев (или даже недель) после прибытия в Израиль. Хотя некоторые из этих репатриантах учат иврит на различных вечерних курсах, многие из них вообще не посещают никаких языковых занятий, из-за чего их уровень владения государственным языком страны никак не может быть признан удовлетворительным. Вот почему, в 1999 году было принято решение о том, что любой человек, прибывший в Израиль после 1990 г., который все еще хочет улучшить свой иврит, имеет право заниматься в ульпане за символическую плату. Разумеется, еще рано делать выводы о том, насколько успешным (и эффективным) оказалось это нововведение, однако гибкость, проявленная государственными структурами в этом вопросе заслуживает упоминания.

Кроме того, в последние годы были организованы специальные ульпаны для некоторых видов профессий (инженеров, врачей, специалистов по альтернативной медицине, строительных рабочих и т.д.). В этих ульпанах репатриантам выделено дополнительно 50-100 часов для овладения специальной лексикой, относящейся к их профессии. Наряду с этим, в этих ульпанах изучение иврита сочетается с преподаванием основных принципов работы с компьютером. Исследования, проведенные Отделом исследований и планирования Министерства абсорбции, показали, что в такого рода специализированных ульпанах мотивация к обучению была выше по сравнению с обычным ульпаном, а знания, полученные их выпускниками, были куда большими. Подобные специализированные ульпаны являются важной составляющей комплексных государственных усилий по профессиональному трудоустройству новых иммигрантов.

Кроме того, специально для молодых репатриантов, которые хотят продолжить свое обучение в израильских ВУЗах, были открыты ульпаны на подготовительных отделениях едва ли не всех университетов страны. Вместе с тем, большинство репатриантов приезжает уже закончив (или почти закончив) свое образование, и им важно не получить, а подтвердить свой диплом в Израиле.

В рамках Министерства образования существует специальный отдел, который занимается подтверждением документов о среднем и высшем образовании. Этот отдел приобрел большой опыт изучения советской образовательной системы во время волны иммиграции из Советского Союза в семидесятые годы. Некоторые из его работников до приезда в Израиль работали в союзном Министерстве высшего образования и в соответствующих республиканских министерствах. Отдел проверяет подлинность представляемых репатриантами документов о полученном ими образовании, и вместе с информацией, полученный из баз данных наиболее известных высших учебных заведений, выдает документ о соответствии представленных свидетельств аналогичным израильским сертификатам и дипломам. Этим документом пользуются, главным образом, для определения квалификации и заработной платы работников в общественном секторе. Частный сектор и учреждения высшего образования используют эти документы для определения общего образовательного уровня репатрианта, хотя, пожалуй, более важное значение имеет личное собеседование и анализ трудового опыта, публикаций и патентов репатрианта.

Репатрианты с высшим образованием, не имеющие возможности найти себе работу по своей профессии, могут посещать Консультационный центр по трудоустройству. Его программа рассчитана на два месяца и включает дополнительные занятия по ивриту и профессиональной терминологии, лекции по различным темам, в основном, связанным с трудоустройством; посещение предприятий; помощь в трудоустройстве и консультации психолога по вопросам, касающимся личного соответствия соискателя тем или иным профессиям.

Существующие сегодня в Израиле для новых репатриантов программы обучения и профессиональной переквалификации очень различны и варьируются от вечерних курсов обучения и переквалификации объемом в 200-300 часов, зачастую проводимых на русском языке, до специализированных дневных курсов, организуемых Министерством труда; так как эти курсы открыты также и для старожилов, занятия на них ведутся только на иврите.

Курсы охватывают широкий круг различных тем и специальностей. Приведем лишь несколько примеров. Для врачей, которые не могут сдать израильские экзамены на подтверждение диплома, существуют курсы для получения диплома по смежным специальностям, например, курсы медицинских сестер, техников рентгеновских кабинетов, работников медицинских лабораторий и физиотерапевтов. Для специалистов, обладающих знаниями в области истории, лингвистики и преподавания, организованы курсы по подготовке гидов и других специальностей в области туризма. И конечно же, многие курсы так или иначе связаны с компьютерами, что особенно важно в связи с появлением все новых рабочих мест в сфере высоких технологий.

Летом 1992 г. было начато широкое исследование положения с трудоустройством новых репатриантов в возрасте 20-64 лет, прибывших из бывшего Советского Союза в период с 1989 по 1991 гг. На период исследования только около 30% репатриантов принимали участие в каких-либо программах обучения, переквалификации и специализации. Среди мужчин, работавших на академических, инженерных, технологических и административных должностях в бывшем Советском Союзе, 46% тех, кто закончили специализированные курсы, нашли работу в этих же областях в Израиле, по сравнению с 29% тех, кто не заканчивал никаких курсов; среди женщин эти цифры составили соответственно 48 и 12%7.

Во второй половине 1995 г. было проведено исследование среди инженеров в возрасте от 20 до 55 лет, которые приехали в Израиль из бывшего Советского Союза в период с 1989 по 1994 гг. Результаты исследования показали, что около 40% инженеров, обучавшихся на тех или иных вышеупомянутых курсах, нашли себе работу либо по своей, либо по смежной специальности. И лишь около 15% инженеров, которые не посещали никакие курсы, нашли себе работу по своей или смежной специальности8.

Эти исследования показали, что обучение на курсах в значительной степени способствует трудоустройству репатриантов. Точно также окончание такого рода курсов увеличивает шансы найти себе работу по своей или смежной специальности.

Ежегодные расходы Министерства абсорбции на такого рода курсы составляют 8 миллионов долларов, плюс еще 4 миллиона долларов на выплату материального пособия для репатриантов, срок пребывания которых в стране менее 2 лет. Репатрианты с более продолжительным сроком пребывания в стране получают материальное пособие через программы пособий по безработице Ведомства национального страхования. Кроме того, расходы на оплату курсов, организованных для репатриантов Министерством труда и благосостояния, также весьма значительны и превышают 40 миллионов долларов в год.

Еще одной формой подготовки репатриантов к освоению местного рынка труда являются программы обучения “по месту работы”. В этих случаях Министерство субсидирует заработную плату репатриантов, пока они работают в рамках такой программы.

Специалисты с высшим образованием в определенных отраслях экономики могут получить пособие, равное минимальной заработной плате за 6-12 месяцев. Бюджет этой программы ограничен и рассчитан всего лишь на 350 рабочих мест в году. Кроме того, с 1994 по 1997 гг. действовал специальный проект для поощрения трудоустройства специалистов с высшим образованием старше 50 лет. В рамках этого проекта выплачивалось пособие в размере 50-100% от минимальной заработной платы на период от 6 до 18 месяцев. Чем старше был репатриант и чем выше был его профессиональный статус, тем больше была сумма денежного пособия и больше период его получения. Каждый год такого рода помощь получали около 200 репатриантов. Эта программа финансировалась Министерством абсорбции и организацией “Джойнт”, которая является отделением неправительственной организации американских евреев, проявляющей высокую активность в вопросах интеграции репатриантов в Израиле и помогающей еврейским беженцам по всему миру.

Одной из наиболее важных и дорогостоящих программ Министерства абсорбции является программа по профессиональной интеграции ученых-иммигрантов. Центр абсорбции ученых был создан в 1973 г. - фактически, специально для репатриантов из Советского Союза, среди которых было много ученых и научных работников. Задачей Центра было стремление помочь ученым-репатриантам найти как можно скорее работу по специальности, помочь им приспособиться к западным методам и стилю работы, что должно было принести - и принесло - большую пользу для экономики страны.

В девяностых годах в Израиль иммигрировало более тринадцати тысяч ученых и научных работников - и это при том, что к началу последней волны массовой миграции, в 1989 году, в гражданских секторах израильской экономики, включая преподавательский и научный состав университетов, насчитывалось всего лишь восемь тысяч ученых и научных работников. Несмотря на очевидные трудности профессионального трудоустройства, более 70% ученых-иммигрантов сумели найти себе работу в Израиле9, причем более 8.400 человек получали материальную помощь Центра.

В среднем, пакет помощи на одного ученого составляет сумму порядка 30.000 долларов. Бюджет, выделенный на эти цели в 1999 году, равнялся 40 миллионам долларов, в 2000 году он возрос до 45 миллионов долларов.

Изучение эффективности этой программы для 6.000 ученых-репатриантов, прибывших в страну в 1989-91 гг. показало, что около трети их них нашли первую работу в качестве ученых к лету 1992 г., причем 80% из них – с помощью Центра по абсорбции ученых-репатриантов. Лишь немногие имеют постоянное место работы, а неуверенность в завтрашнем дне отрицательно отражается на их работе. В 1995 г. был проведен дополнительный опрос тех, кто в 1992 г. фигурировал в данных исследования как “нашедший работу”. В ходе опроса выяснилось, что 43% опрошенных работали полный рабочий день, 3% - частично работали по научным темам в то время, когда они не получали никакой государственной помощи, 43% продолжали получать государственную помощь для продолжения своей работы, а 11% были безработными. Вместе с тем, 18% опрошенных заявили, что они не уверены, что в свете их опыта жизни в Израиле, решение об иммиграции в Израиль было верным. Однако тот факт, что 97% опрошенных не собирались эмигрировать из Израиля, вселяет оптимизм в отношении успеха программ Центра, а также в целом всего процесса интеграции ученых в Израиле10.

Еще одной важной государственной программой содействия в профессиональном трудоустройстве репатриантов является программа для тех, кто хочет самостоятельно открыть свое дело. С этой целью в Министерстве абсорбции был создан Отдел предпринимательства, который отвечает за оказание поддержки репатриантам-предпринимателям. В задачу отдела входит облегчить талантливым людям поиск путей осуществления их инициатив, помочь в преодолении трудностей, сопутствующих всякому новому делу, особенно когда начинать его приходится в совершенно новых условиях в неизвестном тебе деловом мире, чтобы получить прибыль, способную прокормить себя и свою семью. Довольно часто бизнес становится рабочим местом для всех взрослых членов семьи и для других репатриантов, главным образом из той же страны исхода. Многие из бизнесов являются “этническими” по своей ориентации, то есть отвечающими специфическим потребностям определенной группы репатриантов.

Помощь отдела включает не только знакомство репатрианта с израильским деловым миром, но и предоставление информации об инструментах и источниках финансовой помощи, которые в наибольшей степени способствуют развитию его предпринимательского духа. Основанные при его непосредственном участии районные центры деловой инициативы (МАТИ), хотя и предназначены для всех слоев населения, оказывают многие виды услуг репатриантам, причем некоторые из них предоставляются на их родном языке. Эти центры предоставляют консультации, курсы и профессиональную помощь по претворению в жизнь деловых инициатив, а также оказание помощи уже существующим бизнесам. Кроме того, отдел занят выработкой рекомендаций для Министерства абсорбции по оказанию материальной помощи для первоначального капиталовложения, принимая во внимание существующие возможности развития бизнеса.

Деятельность отдела предпринимательства стала особенно активной со второй половины 1998 г., когда термин “новый репатриант” был распространен на всех репатриантов, прибывших в страну с 1990 г. Во второй половине 1998 г. отдел утвердил выдачу 560 дотаций на открытие нового бизнеса. Для сравнения укажем, что в предшествующие четыре полугодия выдавалось в среднем по 350 дотаций. В общей сложности правительство выдало в эти полгода более 3 миллионов шекелей дотаций для репатриантов-бизнесменов.

Очевидно, однако, что так же как программы, разработанные для репатриантов из стран Запада далеко не всегда достаточны для выходцев из стран СНГ, так же и программы, подготовленные в расчете на репатриантов из СНГ далеко не всегда достаточны для уроженцев других стран, в частности, Эфиопии. Репатриантам из Эфиопии же предоставлено право получать до 1/3 заработной платы в течение 3-6 месяцев обучения. Каждый год выдается около 300 такого рода пособий. Принимая во внимание скромный образовательный уровень и ограниченный трудовой опыт большинства эфиопских репатриантов, правительство вкладывает значительные средства в развитие курсов профессионального обучения и другие программы, направленные на повышение их возможностей трудоустройства, а значит и интеграции в западного характера израильскую экономику.

С марта 1993 г. по июнь 1995 г. было проведено исследование, охватившее 70 курсов профессионально-технического обучения, на которых обучались 1.250 репатриантов из Эфиопии, прибывших в страну за 3-6 лет до того, как с ними было проведено первое собеседование в начале курса. Сразу по окончании курсов, а также восемь месяцев спустя, были проведены повторные исследования.

Курсы для мужчин были организованы в соответствии с уровнем общего образования учащихся: для тех, у кого был относительно высокий уровень образования (9 лет школы и больше), были открыты курсы по таким специальностям как тракторист или водитель. Для лиц со средним уровнем образования (3-8 лет) – курсы по таким специальностям как автомеханик или сварщик. Для людей с невысоким уровнем или вообще без образования - по таким специальностям как слесарь-водопроводчик и садовник.

Курсы для женщин тоже предусматривали различия в уровне образования. Для лиц с относительно высоким уровнем образования - курсы воспитательниц детских садов и практических медсестер. Для лиц со средним уровнем образования – курсы сестер по уходу за престарелыми, а для тех, у кого нет никакого общего образования, были открыты курсы портних.

Успех курса определялся по двум показателям: во-первых, нашли ли выпускники курсов какую-либо работу и во-вторых, удалось ли выпускникам курсов устроиться по специальности, которую они изучали.

Наиболее успешными оказались курсы по подготовке медсестер, водителей и шлифовальщиков драгоценных камней. Менее успешными оказались курсы по подготовке трактористов, автомехаников и портних. Общим знаменателем всех успешных курсов было то, что их устроители оказали своим учащимся разного рода помощь в поиске работы по окончании курса: либо в форме рекомендательных писем, направленных на рабочие места, либо путем оказания непосредственной помощи в поиске работы для каждого выпускника11.

В связи с огромным количеством репатриантов, прибывших в страну в 1990 г. (около 200 тысяч человек за год) и последующим высоким уровнем безработицы (11% среди всего населения и более 40% среди репатриантов), в июле 1991 г. был принят на три года Закон о поощрении трудоустройства. Этот закон был принят для поощрения трудоустройства новых репатриантов. Стимулы, предусмотренные законом, поощряли работодателя независимо от того, брал ли он на работу новых репатриантов или коренных жителей страны. Работодатель получал пособие (дотацию к заработной плате), если (1) компания приняла на работу дополнительно к именному списку не менее 5 рабочих за отчетный квартал; (2) компания не является частью государственного сектора и не финансируется правительством или местными органами власти более чем на 30%; (3) взятый на работу работник будет оставаться на работе не менее одного квартала.

Дотация, которая не должна была превышать трети зарплаты, выплачивалась за каждого дополнительного работника в период до двух лет. Эти дотации выплачивались через Ведомство национального страхования.

В связи с тем, что опрос, проведенный среди работодателей, выявил, что 80% из них принимают решение о приеме или неприеме новых работников без всякой связи с выплачиваемой государством дотацией, в 1995 г. выплаты дотаций по этому закону была прекращена.

Изложенная в этой статье информация позволяет сделать вывод о том, что в Израиле был принят комплекс программ с тем, чтобы позволить израильской экономике в максимальной степени использовать человеческий капитал почти миллионной волны репатриантов, которые прибыли в страну за последнее десятилетие. В настоящее время существует насущная потребность в проведении комплексного исследования о степени эффективности этих программ, чтобы наиболее важные их компоненты и дальше продолжали оказывать благоприятное влияние на профессиональную интеграцию прибывающих в Израиль репатриантов.




* Д-р Шмуэль Адлер долгие годы работал начальником Центра абсорбции ученых Министерства абсорбции Израиля. В настоящее время он является начальником управления планирования и исследований министерства абсорбции, а также состоит членом редакционного совета издающегося в Канаде “Journal of International Migration and Integration”. Статьи Ш. Адлера опубликованы в ряде книг, в том числе в сборнике статей “Russian Jews on Three Continents. Emigration and Resettlement” (Лондон, 1997). Данная статья написана и переведена с английского специально для настоящего издания. Редакция перевода Алека Эпштейна.

1 State of Israel, Central Bureau of Statistics “Labor Force Survey”, Press Release, February 16, 2000.

2 State of Israel, Central Bureau of Statistics “Statistical Abstract of Israel 1990”, p. 358.

3 См.: K. Flug, N. Kasir, G. Ofer “The Absorption of Soviet Immigrants into the Labour Market: Aspects of Occupational Substitution and Retention”, in N. Lewin-Epstein, Y. Ro’i and P. Ritterband (eds.), “Russian Jews on Three Continents-Migration and Resettlement” (London: Frank Cass, 1997), p. 434.

4 См., например, исследование А. Эпштейна, Н. Хеймец и Н. Патласа “Российские ученые в Израиле: Языковая самоидентификация и профессиональная интеграция”, Социология: теория и практика (Институт социологии АН Украины), №3 (2000, в печати).

5 Пособие, которое выдается новым репатриантам для покрытия основных потребностей в течение первого года проживания в стране. Его основными элементами являются: пособие на аренду жилья, прожиточное пособие, пособие на покрытие расходов на поездки в общественном транспорте, учебное пособие и другие статьи.

6 Для репатриантов из Эфиопии программа обучения в ульпанах рассчитана на более продолжительное время и предусматривает больше лекций по различным аспектам иудаизма и жизни в Израиле.

7 G. Naveh, G. Noam, E. Benita “The Employment and Economic Situation of Immigrants from the Former Soviet Union - Selected Findings from a National Employment Survey in Immigrant Absorption in Israel” 1994), p.79.

8 G. Naveh, J. King “The Absorption into Employment of Immigarnt Engineers” (Jerusalem: JDC-Brookdale Institute, 1999 [на иврите]).

9 Как следует из проведенного недавно исследования А. Эпштейна, Н. Хеймец и Н. Патласа, далеко не все ученые - репатрианты, нашедшие работу, смогли сохранить ее после окончания выплаты государственных стипендий.

10 S. Shai et al “The absorption of Immigrant Scientists 1992-1995. Evaluation of Government Aid Programs” (Jerusalem: Gutman Applied Social Research Institute and Megama Consultants, 1996 [на иврите]).

11 C. Lipshitz, M. Wolfson “Follow-up Study of Ethiopian Immigrants Who Graduated from Vocational Training Courses-Summary Report” (Jerusalem: JDC-Brookdale Institute, 1997 [на иврите]).





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница