Программа вступительного испытания по русскому языку киров 2014 Печатается по решению




Скачать 482.37 Kb.
страница1/4
Дата13.06.2016
Размер482.37 Kb.
  1   2   3   4
Минобрнауки России

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

В помощь абитуриентам

ПРОГРАММА

вступительного испытания

по русскому языку
КИРОВ

2014



Печатается по решению

редакционно-издательского отдела

Вятского государственного гуманитарного университета

Программа вступительного экзамена по русскому языку разработана для абитуриентов 2013 года, имеющих право сдавать вступительные испытания в форме, устанавливаемой Университетом самостоятельно.



ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Программа вступительного экзамена по русскому языку разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Настоящая программа содержит основные понятия, которыми должен владеть поступающий на письменном экзамене.

При подготовке к письменному экзамену целесообразно познакомиться с формулировками основных понятий.

Объем знаний и степень владения материалом, описанным в программе, соответствуют курсу русского языка средней школы. Поступающий может пользоваться всем арсеналом средств из этого курса.

Для подготовки к вступительному экзамену в ВятГГУ можно использовать многочисленные пособия по сдаче ЕГЭ.



Примерная программа вступительных испытаний

по русскому языку

Общие сведения о языке.

Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык – нормированная и обработанная форма общенародного языка.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Место русского языка в кругу родственных славянских языков.

Язык и культура. Язык и история народа. Основные изменения в русском языке за последние десятилетия. Проблемы экологии языка.

Русский язык в современном мире. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русские писатели о богатстве и художественной выразительности русского языка.

Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики. Выдающиеся ученые-русисты. Основные лингвистические словари.

Система языка.

Язык как система. Основные уровни языка.

Фонетика. Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная роль звуков речи. Понятие о фонеме.

Ударение в русском языке. Смыслоразличительная роль словесного ударения.

Изобразительные средства фонетики русского языка.

Интонация. Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение-понижение голоса, тон речи и др.).

Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.

Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значения слов; однозначные и многозначные слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Исторические изменения в словарном составе языка. Архаизмы и историзмы. Основные источники пополнения лексики. Неологизмы.

Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова. Старославянизмы.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы, профессионализмы, слова-термины.

Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Источники фразеологизмов.

Лексические средства выразительности речи. Лексические словари русского языка.

Морфемика и словообразование. Морфема как единица языка. Виды морфем. Чередование гласных и согласных в морфемах. Исторические изменения в структуре слов. Этимология как раздел лингвистики.

Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфемные и словообразовательные словари.

Морфология. Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие.

Имя существительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.

Способы образования имен существительных.

Имя прилагательное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Разряды имен прилагательных по значению.

Способы образования имен прилагательных.

Имя числительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.

Числительные количественные и порядковые. Разряды количественных числительных.

Склонение числительных.

Местоимение. Значение местоимений. Разряды. Склонение местоимений.

Глагол: значение. Постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.

Способы образования глаголов.

Причастие.

Деепричастие.

Наречие. Значение наречий и их разряды. Способы образования наречий.

Предлог. Понятие о предлоге. Функции предлогов. Разряды предлогов.

Союз. Понятие о союзе. Функции союзов. Разряды союзов по значению.

Частица. Понятие о частице. Функции частиц. Разряды частиц по значению

Междометие. Значения междометий.

Морфологические средства выразительности речи.

Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи в словосочетаниях.

Простое предложение.

Грамматическая основа. Виды простого предложения по цели высказывания, по интонации. Односоставные и двусоставные предложения.

Виды односоставных предложений.

Члены предложения: главные и второстепенные члены; способы выражения членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения; полные и неполные предложения.

Однородные члены предложения.

Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные слова и вводные предложения.

Сложное предложение.

Типы сложного предложения.

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов.

Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи. Виды сложноподчиненных предложений.

Бессоюзные сложные предложения.

Сложные предложения с различными видами связи.

Предложения с прямой и косвенной речью.

Синонимия синтаксических конструкций.

Изобразительные средства синтаксиса.

Культура речи

Культура речи, ее предмет и задачи.

Основное понятие культуры речи на уровне правильной речи – нормы литературного языка. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Вариантность нормы.

Информация о языковой норме в разных типах лингвистических словарей. Справочная литература о культуре русской речи.

Орфография и пунктуация.

Русское правописание как система общепринятых норм письма. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении между людьми. Справочники по орфографии и пунктуации.

Орфография как система правил. Разделы русской орфографии и принципы написания.

Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.

Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.

Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. Принципы русской пунктуации. Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и пунктуационных особенностей. Знаки препинания отделительные и выделительные. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них:

знаки препинания в конце предложения;

знаки препинания внутри простого предложения;

знаки препинания между частями сложного предложения;

знаки препинания при передаче чужой речи;

знаки препинания в связном тексте.

Текст


Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Типы текстов по функционально-смысловым особенностям и по стилям речи. Способы и средства связи предложений в тексте.

Примерный тест

I. Орфография

1А. Выберите, где на месте пропусков в обоих случаях пишется буква А:

а) в…ждение автомобиля – странное нав…ждение;

б) предв…рительные наброски – зав…рить чаю;

в) ум…лять о помощи – ум…лять авторитет мастера;

г) вопл…тить в жизнь – упл…тить деньги;

д) укр…тить дикого зверя – прекр…тить голодовку;

е) предотвр…щение аварии – сказочное превр…щение.

2А. Выберите, где на месте пропусков после шипящих в обоих случаях пишется буква Ё:

а) печ…нка – туш…нка;

б) ч…порный – прич…ска;

в) ж…ваный – прож…рливый;

г) дириж…р – ш…лковый;

д) суш…ный – утонч…нный;

е) привлеч…н – княж…н.

3А. Выберите, где в обоих случаях пишется ПРЕ:

а) истолковать пр…вратно – поздороваться с пр…вратником;

б) пр…ходящая по четвергам газета – непр…ходящие духовные ценности;

в) транзисторный радиопр…ёмник – духовный пр…емник;

г) пр…давать особое значение – не пр…даваться грусти;

д) пр…клонение пред гением – непр…клонность воли;

е) краткая пр…амбула – пр…рогатива депутата.

4А. Выберите, где в обоих случаях пишется двойная согласная:

а) сыграть партию с грос…мейстером – мас…онская ложа;

б) гум…анитарное образование – гум…анистические идеалы;

в) картинная гал…ерея – путешествие в страну лил…ипутов;

г) бескомпромис…ность суждений – дискус…ионный вопрос;

д) танцевать под звуки старого грам…офона – заявить в совместном ком…юнике;

е) мировоз…ренческий конфликт – раз…орившийся дворянин.

5А. Выберите, в каких случаях на месте пропуска пишется НН:

а) Она очень умна и образован…а;

б) безветрен…ый день;

в) мчаться на бешен…ой скорости;

г) явиться незван…ым гостем;

д) старый закопчён…ый абажур;

е) Повесть уже опубликован…а.

6А. Выберите, в каких случаях прилагательное пишется через дефис:

а) (седо)бородый мужчина;

б) (англо)русский словарь;

в) (древне)русский язык;

г) (экстра)ординарная ситуация;

д) (жюль)верновский роман.



7А. Выберите, в каких словах пишется разделительный Ъ:

а) волеиз…явление;

б) трёх…ярусный;

в) ин…яз;

г) ар…ергард;

д) суб…ект;

е) п…еса.

8А. Выберите, в каких случаях пишется частица НИ:

а) Ну кто в наше время н… слышал про НЛО!

б) Этот молодой человек был н… кто иной, как единственный сын Ляховского.

в) Каким бы странным н… выглядел гость, хозяева радушно принимали его.

г) Ученики не могли н… поздравить своего учителя.

д) Где бы вы н… были, помните о своих родителях!



9А. Выберите, в каких случаях НЕ пишется раздельно:

а) Автор был (не) понят современниками.

б) Чем же так прославился этот отнюдь (не) привлекательный городишко?

в) Матросы устали бороться с (не) прекращающейся целые сутки бурей.

г) Детям пришлось переходить вброд эту (не) глубокую, но очень холодную речку.

д) Экономя на самом необходимом и постоянно (не) доедая, он дошёл до жалкого состояния.

е) (Не) смотря не непогоду, в парке оказалось много отдыхающих.

10В. На месте пропуска впишите нужную согласную букву:

а) сдать пальто в гардеро…;

б) информация, сообщённая перебе…чиком из неприятельского лагеря;

в) дребе…жание стёкол кареты;

г) оглушённый рёвом бомбё…ки;

д) по…чевать дорогого гостя;

е) купец в красном ка…тане.

11В. На месте пропуска впишите нужную гласную букву:

а) неисс…каемая энергия;

б) рест…врация древнего храма;

в) доск…нальное изучение;

г) см…тенная душа художника;

д) нагром…ждение скал;

е) п…рхающие мотыльки.

12В. В словах, в которых есть непроизносимые согласные, на месте пропуска впишите нужную букву:

а) изысканные я…ства;

б) безмол…ствующий народ;

в) разос…лать письма по адресам;

г) русская словес…ность;

д) доведённый до сума…шествия;

е) картины фламан…цев.

II. Пунктуация

1А. Укажите предложения, в которых подчёркнутые слова выделяются запятыми:

а) Разговор его свободный и любезный вскоре рассеял мою одичалую застенчивость.

б) Охваченный охотничьим волнением я побежал, держа ружьё наперевес…

в) У крыльца комендантского дома казак держал под уздцы прекрасную белую лошадь киргизской породы.

г) Казак мой был очень удивлён, когда проснувшись увидел меня совсем одетого.

д) Когда я подошёл к ней, она рассеянно слушала Грушницкого, который кажется восхищался природой…



2А. Укажите предложения, в которых подчёркнутые определения являются однородными и разделяются запятой:

а) На огромном расстоянии разлёгся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми жёлтыми огнями.

б) Влажный встречный ветер обдувал ему лицо и руки.

в) В этом лесу всегда стоял шум – ровный протяжный, как отголосок дальнего звона…

г) Синий Днепр слился с мутной синевой тёмной южной ночи.

д) Две большие белые лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня.

е) Впереди, за океаном, много красивых облаков, крупных нежно-лиловых.

3А. Укажите предложения, в которых на месте пропуска ставится запятая:

а) Егорушка не знал _ откуда эта странная песня.

б) Противник оказался вовсе не таким слабым _ как думали.

в) Когда он вернулся в залу, сердце его билось _ и руки дрожали так заметно, что он торопился их спрятать за спину.

г) Наташе казалось, что _ когда она в первый раз увидела князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него.

д) Весна _ и уже тепло.

е) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо _ и опускалась на землю мгла.

4А. Укажите предложения, в которых на месте пропуска ставится тире:

а) Приезд богатого соседа _ есть важная эпоха для деревенского жителя.

б) Резкий крик птицы, треск сучьев под ногами дикой козы, хриплый хохот кукушки и сумрачное уханье филина _ всё гулко отдавалось в лесах.

в) Озими, свежо зеленея, шли в одну сторону, дубовый кустарник _ в другую.

г) Но виновные не открывались _ русский человек удивительно умеет молчать.

д) Скучно тебе жить _ займись чем-нибудь.



5А. Укажите предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие:

а) Пойду к Елисаветинскому источнику _ там, говорят, утром собирается всё водяное общество.

б) Кругом ярко светит солнце _ поохотиться ещё можно.

в) Теперь всё было видно _ кусты, камни, берег залива, чью-то опрокинутую вверх дном лодку.

г) Опять скажу _ никто не обнимет необъятного!

д) Солжёшь сегодня _ не поверят завтра.



6В. Поставьте запятые в предложениях, в которых есть обособленные члены:

а) В чайной кроме меня пили за столиком чай две женщины…

б) Листья клёнов похожие на лапы резко выделялись на жёлтом песке аллей.

в) Мне человеку в костюме босяка трудно было вызвать его на разговор.

г) Портовые фонари лежали на воде неподвижно как голубые глаза глубоководных рыб поднявшихся в полночь поглазеть на звёзды.

д) Измотанный в наступательных боях и потерявший почти две трети своего состава полк предстал перед командующим.

е) Бегущая волна бьёт в валуны, вздымается и падая дробится в пыль.

7В. Поставьте запятые в предложениях, в которых есть вводные слова:

а) Казалось вся степь населена птицами.

б) Кирджали на турецком языке значит витязь, удалец.

в) Этот мучительный и радостный рассказ видимо был необходим для Наташи.

г) К моему удовольствию батюшка согласился на мою просьбу.

д) Заберёмся бывало в яблочный сад, в самую середину высокой, заросшей густой малины…

е) Его громко звали, но он погрузился в странную задумчивость и как будто не слышал голосов.

8В. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью:

а) И хором бабушки твердят Как наши годы-то летят!

б) Добро пожаловать, мой сын! сказал с улыбкой он Руслану.

в) Что случилось? спросила она в сильном волнении. Говорите скорее!

г) Вот говорил Пётр Васильевич рекомендую вам сына моего.

9В. Расставьте знаки препинания в предложении:

По общему мнению он был безгрешен а водились за ним только две слабости во-первых он стыдился своей доброты и старался маскировать её суровым взглядом и напускною грубостью во-вторых он любил чтобы фельдшера и солдаты называли его вашим превосходительством хотя был только статским советником.



10В. Расставьте знаки препинания в предложении:

Один встал в дверях спиною к костру и заложив руки назад стал рассказывать что-то должно быть очень интересное потому что когда Самойленко подложил хворосту и костёр вспыхнул брызнул искрами и ярко осветил сушильню было видно как из дверей глядели две физиономии спокойные выражающие глубокое внимание и как те которые сидели в кружок обернулись и стали прислушиваться к рассказу.



III. Грамматика.

1А. Укажите несклоняемые существительные:

а) иго;


б) Хельсинки;

в) повидло;

г) бигуди;

д) купе;


е) маэстро.

2А. Укажите существительные общего рода:

а) забияка;

б) неряха;

в) бестолочь;

г) продавец;

д) архитектор;

е) консультант.

3В. Запишите, к какой части речи относятся слова:

Который




Привлечённый




Должен




Хотя




Достигнув




Пятёрка




4В. Впишите в окончание существительного букву О или Ы:

а) проезжать степные просторы под Царицын…м;

б) любоваться древним Псков…м;

в) закон, открытый Ломоносов…м;



г) герои битвы под Бородин…м.

5В. Образуйте форму творительного падежа существительных:

Аэрозоль




Тюмень




Шампунь




Сель




Гель




Финифть




6В. Образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных:

Побережье




Пустыня




Туфля




Чулок




Яблоко




Апельсин




7В. Просклоняйте числительное:

И.п.

Двести пятьдесят восемь

Р.п.




Д.п.




В.п.




Т.п.




П.п.




8В. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов:

Разложить




Повесить




Тревожиться




Лечь




Бежать




Поехать




9В. Образуйте форму изъявительного наклонения, настоящего времени, 3-го лица, множественного числа глаголов:

Колебаться




Мерещиться




Курлыкать




Сыпать




Бороться




Клеить





10В. Составьте и запишите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством:

___________________________________________________________________



IV. Фонетика. Лексика.

1А. Укажите слова, в которых ударные гласные выделены правильно:

а) освЕдомиться;

б) из аэропортА;

в) газопровОд;

г) ходАтайствовать;

д) пальцАми;

е) фенОмен.

2А. Укажите слова, в которых выделенной букве соответствует твёрдый согласный звук:

а) куПе;


б) караВелла;

в) аТелье;

г) фаНера;

д) аДекватный;

е) коФе.

3А. Укажите слова, в которых сочетаниям букв ЧН соответствуют звуки [ШН]:

а) бессердеЧНый;

б) кориЧНевый;

в) скуЧНый;

г) Фёкла ИльиниЧНа;

д) яиЧНица;

е) избытоЧНый.

4А. Укажите предложения, в которых выделенное слово употреблено в переносном значении:

а) Полковник наш рождён был хватом; слуга царю, отец солдатам.

б) Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?

в) …Насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом.

г) Русский изобретатель Александр Попов считается отцом радио.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница