Программа вступительного экзамена в аспирантуру для аспирантов образовательной программы послевузовского



Скачать 447.03 Kb.
страница1/4
Дата15.07.2016
Размер447.03 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора ШРиМИ


Проректор по науке



по науке и инновациям

и инновациям






_________________ А.Л. Лукин

______________ А.А. Фаткулин







«____»_______________20___г.

«___»_______________20____г.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ

для аспирантов образовательной программы послевузовского

профессионального образования по научной специальности


10.01.03 – литература народов стран зарубежья
(Литература Китая; Литература Японии)


Форма подготовки (Очная/заочная)

Владивосток

2011
РАЗДЕЛ 1. Древнекитайская литература
Специфика древнего искусства. Синкретизм древнего искусства. Мифология. Роль мифологических образов и мотивов в литературе и искусстве Китая.

«Книга песен» («Шицзин»). Проблема датировки памятника. Структура памятника. Идейно-тематическое богатство «Книги песен». Особенности поэтической формы. Значение «Книги песен» для китайской литературы.

Классический период. 7-3 века до н.э.

Философские сочинения как литературные произведения. Золотой век китайской философии. Философские школы. Конфуций и его труд «Луньюй». Отражение в конфуцианской прозе социальных проблем древнего Китая. Особенности формы конфуцианских трактатов. Роль конфуцианства в сохранении и развитии духовной культуры Китая.

Лаоцзы (6-5 вв. до н.э.) и его сочинение «Даодэцзин». Притчи даосских мыслителей Чжуанцзы, Лецзы, Янчжу. Формирование прозы малых форм в философских трудах конфуцианцев и даосов.

Первые индивидуальные поэты древнего Китая. Цюй Юань (340-278 гг. до н.э.). Сун Юй (290-223 гг. до н.э.)

Народная поэзия «юэфу». Художественные особенности народных песен. Судьба жанра «юэфу».

Роль древней литературы в развитии изящной словесности Китая.



РАЗДЕЛ 2. Литература Китая в средние века
Специфические жанры средневекового Китая. Роль и назначение поэзии в средневековой китайской литературе. Иерархия жанров. Понятие «жанр» в средневековой литературе.

Поэзия 2-6 веков. Тао Юаньмин поэт «садов и полей». Влияние поэтического творчества и личности Тао Юаньмина на развитие художественной и социальной мысли Китая.

Классическая поэзия «ши» в 7-10 вв. Причины расцвета китайской поэзии в период Тан. Разновидности поэзии «ши»: люйши»(регулярный стих), «цзюэцзюй» (оборванные срофы), «гутиши» (стихи древней формы). Особенности формы и содержания жанра.

Природа и человек в поэзии Ван Вэя. Ли Бо. Личность поэта и мирская суета. Поэт и Вселенная. Ду Фу. Социальные проблемы в творчестве Ду Фу.

Поэтический жанр «цы» (романс) в 7-13 вв. Роль городской культуры в формировании жанра «цы». Особенности формы «цы».

Проза. Танская новелла. Роль города в формировании элитарной культуры служилого сословия. Художественный вымысел. Тематическая классификация новеллы: любовная, сатирическая, героическая, фантастическая.

Прозаическаие жанры сунского Китая (10-13 вв.). Новелла, городская повесть («хуабэнь»). Появление нового героя в повести и его место в средневековой китайской литературе.

Эпопеи 14 века. Историческая эпопея Ло Гуаньчжуна «Троецарствие». Героическая эпопея Ши Найаня «Речные заводи». От «пинхуа» к эпопее (13-16 вв.). От эпопеи к роману (13-17 вв.).

Культура Китая в 15-17 вв. Романы «Ветка сливы в золотой вазе», «Путешествие на Запад» У Чэнъэня.

Драма. Литературные истоки юаньской драмы. Судьба юаньской драмы.



РАЗДЕЛ 3. Литература Китая в новое время
Основные черты исторической эпохи нового времени (середина XVII- нач. XX вв.). Проблема периодизации истории новой китайской литературы. Идеологичность классической литературы и ее общественная роль. Специфика и этапы развития литературы в новое время.

Особенности литературного процесса в связи с глубокими изменениями в общественно-политической жизни страны. Влияние маньчжурского владычества на культуру Китая. «Письменные судилища» в XVII-XVIII вв. Неоконфуцианство - идеология китайского феодализма. Воздействие экзаменационной системы на развитие литературы. Проблема «иерархичности» жанров («высокая» и «низкая» литература).

Усиление в китайской литературе XVII в. демократических и патриотических идей. Истоки демократической прозы, ее связь с книжными традициями.

Поэтика китайской новеллы. Творчество Пу Сунлина (1640-1715). Жизнь новеллиста. Колорит эпохи в новеллах Пу Сунлина. Обилие сюжетов и фантазия художника. Роль фантастики и приемы эзоповского повествования у Пу Сунлина. Народные истоки новелл. Развитие Пу Сунлином искусства повествования и литературного языка.

Особенности идеологических и культурных процессов в XVIII в. Репрессивный характер культурной политики маньчжур. Создание «Сыку цюаньшу цзунму» («Высочайше утвержденное полное собрание книг по четырем разделам») - фальсификация духовного наследия китайской нации. Содержание литературного процесса в XVIII в.

Специфика развития китайского романа XVIII в. Реалистическое изображение маньчжурского общества в романах У Цзинцзы (1701-1754) «Неофициальная история конфуцианцев» и Цао Сюэциня (1715-1763) «Сон в красном тереме». История текста романа и проблема авторства. «Сон в красном тереме»- энциклопедия феодальной жизни Китая. Роман воспитания чувств. Особенности художественного метода (элементы реализма в типическом изображении общественных отношений, черты сентиментализма). Философские основы романа. Проблема личности и нравственного идеала, отраженная в образах главных героев Цзя Баоюя, Линь Дайюй и пр. «Сон в красном тереме» и его влияние на духовное развитие китайского общества. Поэтика романа (единство композиции, индивидуализация героев, богатство языка). Биографический метод в филологии и школа хунсюэ - «хунлоумэноведение». Модернизация ее приемов в 20-е и 30-е гг. XX в. сторонниками прагматизма. Дискуссии, посвященные роману, после 1949 г.

Особенности литературного процесса в XIX- начале XX вв.

Характер развития культуры этого периода. Виды китайского романа в XIX в. Специфика развития. Любовный роман и его особенности. Авантюрные жанры (судебные романы о судьях Ши и Бао). Ши Юйкунь и его роман «Трое храбрых и пятеро справедливых». Элемент занимательности, увлекательности и причины его появления в прозе.

Творчество Ли Жучжэня (1763-1830). Его сатирико-фантастический роман «Цветы в зеркале». Энциклопедический характер романа. Проблема женских прав как самостоятельная тема в романе. Утопический, сатирический, научный, фантастический, просветительский характер романа. Критика национальной жизни.

Бурное развитие неофициальной периодической печати в конце XIX в. начале XX в. Движение за «новый стиль», разговорный язык. Первые литературно-художественные журналы. Расцвет политического романа. Ли Баоцзя (1867-1906), его романы «Наше чиновничество, «Живой ад» и др. У Вояо(1866-1910). Его роман «За 20 лет», Лю Э (1857-1909) и его роман «Путешествие Лао Цаня». Цзэн Пу (1871-1935) и его роман «Цветы в море зла». Характер социального обличения. Связь обличительной прозы с предшествующей сатирической литературой. Отражение революционных тенденций в романах Лю Э и Цзэн Пу. Писатели-обличители как издатели и публицисты. Оценка Лу Синем обличительного романа. Проблема просветительства в китайской литературе.



РАЗДЕЛ 4. Литература Китая в новейшее время
Литература «Движения 4 мая» (1917 –1927).

Подъем национально-освободительного движения в Китае. Антифеодальная антиимпериалистическая направленность «Движения 4 мая» 1919 г. Национальная революция 1925-27 гг. Кризис и поражение революции. Образование и деятельность журнала «Синь циннянь» («Новая молодежь») – новый этап в истории движения «за новую культуру». Три течения в русле этого движения (марксистское, революционно-демократическое, либерально-буржуазное). «Литературная революция» как составная часть антифеодального, антиимпериалистического «Движения 4 мая». Рассказ Лу Синя «Записки сумасшедшего» (1918) – первое воплощение идейно – эстетических принципов «литературной революции».

Формирование новой прогрессивной культуры. Утверждение реализма при одновременном появлении и существовании других творческих методов – натурализма, романтизма, символизма и др. Ускоренное развитие китайской литературы, влияние различных направлений зарубежной литературы.

Жизнь и творчество Лу Синя (1881-1936) – основоположника прогрессивной китайской литературы новейшего времени. Эволюция мировоззрения и творческого метода Лу Синя. Сборники художественной прозы: «Клич», «Блуждания», «Дикие травы», «Старые легенды в новой редакции». Традиционное и новаторское в творчестве Лу Синя. Гуманизм, тема маленького человека. Судьба писателя и его творческого наследия.

Ведущие литературные общества и журналы 20-х гг. История создания, идейно-эстетические принципы, общее и особенное в деятельности «Общества изучения литературы» (1921), общества «Творчество» (1921) и общества «Новолуние» (1923).

Китайская литература в период между поражением национальной революции (1925-27) и началом антияпонской войны (1928-1937).

Влияние революционной борьбы в Китае на развитие литературы. Дискуссия о революционной литературе 1928-29 гг. Позиция Лу Синя и Мао Дуня. Позиция представителей общества «Новолуние».

Создание Лиги левых писателей (1930). Роль Лиги в литературном процессе 1930-х годов.

Деятельность Лу Синя, Мао Дуня, Дин Лин и других писателей.

Мао Дунь (1896-1981) – крупнейший писатель Китая. Эволюция творческого метода Мао Дуня. Жанры повести и романа в творчестве Мао Дуня. Отражение революционных событий 1925-1927 гг. в ранних произведениях («Разочарования», «Колебания», «Поиски»). Роман «Перед рассветом» (1932) – социальная эпопея китайской действительности 30-х годов. «Лавка Линя» и рассказы «Деревенская трилогия» - город и деревня в период социально-революционных потрясений.

Углубление критики буржуазной действительности, поиски положительного героя в творчестве писателей 30-х годов. Творчество Ба Цзиня (1904-2005).

Творчество крупнейшего китайского писателя Лао Шэ (1898-1966) – мастера городской прозы, тонкого психолога, исследователя человеческой души, певца Пекина. Роман «Записки о кошачьем городе» (1933). Новеллистика Лао Шэ 30-х годов.

Дискуссия о путях развития китайской литературы в условиях эскалации японской агрессии. Борьба писателей за создание единого национального фронта работников литературы и искусства. Лозунги «Литература национальной обороны» и «Массовая литература национально-революционной войны».

Литература периода антияпонской народно-освободительной войны (1937-1949).

Национально – освободительная война китайского народа против японской агрессии (1937-1945). Влияние войны Сопротивления на литературный процесс в Китае. Создание и деятельность «Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства по отпору врагу» (1938).

Новые темы и идеи в литературе военного времени.

Решение задач сближения литературы с массовым читателем. Рождение новых форм и жанров. Использование традиционных форм, близких и понятных народу. Применение элементов фольклора в творческой практике профессиональных писателей.

Литература Китайской народной республики.

Содержание литературного процесса в первые годы КНР до объявления курса "Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ" (1949-1956). Первый Всекитайский съезд работников ли­тературы и искусства (1949) и его влияние на литературную жизнь первых лет КНР. Литературно-художественное творчество первых лет КНР. Рассказы и повести Чжао Шули и Лю Байюя, романы Чжоу Либо и Дин Лин, стихи и поэмы Тянь Цзяня, Цзан Кэцзя, Кэ Чжун-пина - ориентиры для китайской литературы 50-х гг. Расширение интернациональных связей в области литературы, в частности, между СССР и КНР.

Проблема творческого метода. Борьба за социалистический реализм и отступ­ление от его принципов. Появление тенденций к схематизму и упрощенчеству в художественном творчестве. Националистические мотивы в творчестве некоторых писателей.

Идеологические кампании в области литературы и искусства первых лет КНР. Особенности литературного процесса в Китае от объявления курса "ста цветов" (1956) до "урегулирования" в литературе и искусстве КНР и X Пленума ЦК КПК (сент. 1962). Цель курса "Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ", его содержание и эволюция. Временный расцвет сатирической литературы. Рассказы и очерки Лю Биньяня, Ван Мэна. "Борьба с правыми" - новый этап борьбы с творческой интеллигенцией.

Трагедия китайской литературы в условиях «культурной революции» (1966-1976). Расправа с творческой интеллигенцией. Литературная продукция времён «культурной революции»: «образцовые революционные пьесы», «житийные очерки», культовые стихи и песни.

Конец 70-х гг. и 80-е годы – «новый период» китайской литературы. Литература «шрамов», «дум о прошлом», «поиска корней». Осмысление итогов «культурной революции», её значения и роли в жизни общества; поиски выхода из духовного тупика, в котором китайская культура оказалась в результате утраты национальных традиций и подчинения "революционно-утилитарному" взгляду на литературу и искусство. Разоблачительный и романтический пафос литературы "нового периода". Открытие прежде запретных тем, использование новых художественных средств, впитывание западных теорий. Реализм, обогащенный модернистскими приемами и средствами изображения.

Творчество Ван Мэна (1934-) и Чжан Сяньляна (1936-). Произведения Ли Чжуня, Шао Хуа, Цун Вэйси, Шэнь Жун, Е Вэйлиня, Хань Шаогуна, А Чэна, Гао Сяошэна, Лю Синьу и других писателей.

«Поздний новый период" или "постновый период" китайской литературы 90-х гг. Некоторые новые тенденции литературного процесса в Китае последнего десятилетия. Отражение в произведениях молодых китайских писателей крушений романтических идеалов отцов, "шрамов" "культурной революции". Острое ощущение отчужденности, поиска своего места в мировой культуре.

Воспроизведение "скучной жизни". Реальность, факт как движущая сила искусства. Отказ от вымысла, простой язык, идеализация, уход от моральной ответственности. Путь от "литературного реализма" к "реалистической литературе". Утрата надежды на западную культуру и ее духовные ценности. Поиски новых ориентиров в национальной философии, религии, культуре, морали, истории и отражение их в литературе.


Вопросы к вступительному экзамену


  1. Периодизация истории классической китайской литературы.

  2. Проблемы периодизации современной китайской литературы.

  3. «Шицзин» и ранние формы песенно-поэтическое творчество.

  4. Первые образцы индивидуальной авторской поэзии. Творчество великого китайского поэта древности Цюй Юаня.

  5. «Луньюй» Конфуция. Некоторые особенности конфуцианских трактатов.

  6. Народная поэзия юэфу и ее художественное своеобразие.

  7. Поэзия II-VI веков. Тао Юаньмин – поэт «садов и полей».

  8. Классическая поэзия ши в VII-X вв.

  9. Жизнь и творчество Ли Бо.

  10. Ду Фу и его стихотворения.

  11. Темы и образы классической танской новеллы.

  12. Становление и особенности развития поэтических жанров цы и цюй.

  13. Классические сунские цы.

  14. Драма юаньского периода.

  15. Поэзия и проза эпох Мин и Цин.

  16. Новеллы Пу Сунлина.

  17. Сатирический роман У Цзинцзы «Неофициальная история конфуцианцев».

  18. Роман Цао Сюэциня «Сон в красном тереме» – энциклопедия феодальной жизни Китая.

  19. Особенности литературного процесса в XIX- начале XX вв.

  20. Политических роман и обличительная проза конца XIX- начала XX вв.: авторы и их произведения.

  21. Движения 4 мая 1919 г. и «литературная революция».

  22. Лу Синь – основоположник китайской литературы новейшего времени.

  23. Ведущие литературные общества и журналы 1920-х гг.: «Общество изучение литературы», «Творчество», «Новолуние».

  24. Деятельность Лиги левых писателей.

  25. Жизнь и творчество Лао Шэ.

  26. Проза Мао Дуня.

  27. Литература периода военных лет (1937 – 1949).

  28. «Культурная революция» и судьбы культуры КНР.

  29. «Новый период» китайской литературы (конец 1970-х – 1980-е гг.) и его особенности.

  30. Новые тенденции литературного процесса в Китае последних десятилетий (конец ХХ – начало ХХI вв.).


Научная литература

Основная
1. Дао Дэ Цзин. Прозоритмический перевод с древнекитайского и исследование А.Е. Лукьянова, поэтический перевод В.П. Абраменко. – М.: издательство «Стилсервис», Институт Дальнего Востока РАН, исследовательское общество «Тайцзи», 2008. – 452 с.

2. Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах. М.: 2006-2010.

3. Китайская литература // История всемирной литературы. - М.: 1987-1995. Т. 1-8.

4. Литература Востока в новое время. - М.: 1975.

5. Литература Востока в новейшее время (1917-1945). – М., 1977.

6. Лаоцзы. Книга о пути и добродетели (Даодэцзин) / Сост., перевод. Предисл., коммент. И.И. Семененко. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2008. – 528. – (Канон философии)

7. Тань Аошуан. Китайская картина мира. Язык, культура, ментальность. М.: 2004

8. Словарь литературоведческих терминов. http:// slovar.lib.ru

9. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. http://dic.academic.ru

Дополнительная


  1. Аджимамудова В.С. Юй Дафу и литературное общество «Творчество». – М.: Наука, 1971. Алексеев В.М. Китайская литература: Избранные труды. - М.: Наука 1978.

  2. Алексеев В. М. Труды по китайской литературе: В 2 кн. – М.: Наука, 2002-2003.

  3. Антиповский А.А. Раннее творчество Лао Шэ. – М.: Наука, 1967.

  4. Воскресенский Д.Н. Литературный мир средневекового Китая. Китайская классическая проза на байхуа: Собрание трудов. – М.: 2006.

  5. Воскресенский Д.Н. Литературный Китай в XVII веке. – М.: 2009.

  6. Голыгина К.И.»Великий предел» Китайская модель мира в литературе и культуре

  7. (1-13 вв.) - М.: Наука. 1995.

  8. Голыгина К.И. Теория изящной словесности в Китае. – М.: Наука, 1971.

  9. «Движение 4 мая» 1919 года в Китае: Сб.ст. – М.: Наука, 1971.

  10. Торчинов Е.А.Даосизм: опыт историко-религиозного описания. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.

  11. Китайская лирика: Серебряный век (конец XX – начало XXI в.). – М.: 2005.

  12. Китайская литература // История всемирной литературы. - М.: 1987-1995. ТТ. 1-8.

  13. Китайские метаморфозы. Современная китайская художественная проза и эссеистика. – М.: 2007.

  14. Кравцова М.В. Поэзия древнего Китая. - СПб.: 1994.

  15. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в традиционной китайской философии. – М.: Наука, 1993.

  16. Кривцов В.А. Эстетика даосизма. – М.: Наука. 1993.

  17. Ландшафт и этнос. – М.: Институт востоковедения, 1999.

  18. Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. - М.: Наука. 1979.

  19. Литература Востока в новое время. - М.: 1975.

  20. Литература Востока в новейшее время (1917-1945). – М., 1977.

  21. Месяц туманов: Антология современной китайской прозы. – М.: 2007.

  22. Просветительство в литературах Востока. М.: Наука, 1973

  23. Проблемы периодизации истории литературы народов Востока: Сб.ст. – М.: Наука, 1968.

  24. Просветительство в литературах Востока. М.: Наука, 1973.

  25. Семанов В.И. Эволюция китайского романа. - М.: Наука, 1970.

  26. Степанянц М.Т. Восточная философия. - М.: Институт Востоковедения. 1997..

  27. Сорокин В.Ф. Творческий путь Мао Дуня. – М.: Наука, 1962


ЧАСТЬ 2. ЛИТЕРАТУРА ЯПОНИИ
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ЯПОНИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
РАЗДЕЛ 1. ЛИТЕРАТУРА VIIIXII вв.
ТЕМА 1. ПЕРВЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ (VIII в.)

Свод мифов и легенд, исторических преданий и древних песен «Кодзики» («Записи о делах древности», 712). Историческая хроника «Нихонги», или «Нихонсёки» («Анналы Японии», 720), этнографические описания японских провинций «Фудоки» («Записи о землях и нравах», 713). Национальная поэтическая антология «Манъёсю» («Собрание мириад листьев», 759). Антология китайских стихов (канси) «Кайфусо» («Милый ветер поэзии», 751).

Обработка мифов в «Кодзики» в свете единой исторической концепции феодального государства. Предисловие к «Кодзики» составителя свода О-но Ясумаро. Космогонические мифы памятника. Эсхатологический миф. Космологические мифы «Кодзики». Поэтическое творчество японского народа, представленное в «Кодзики». Язык и стиль бессюжетной прозы. Применение китайской письменности для записи памятника.

Процесс становления и утверждения литературной поэзии, ее вырастание из народно-песенной традиции. Формы и жанры поэзии «Манъёсю». Утверждение жанра танка (короткая песня) в раннем японском стихе. Специфические приемы и средства раннего японского стиха. Выдающиеся поэты антологии «Манъёсю».





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница