Программа учебной дисциплины Экономика труда и непрерывное развитие человека Специальность: 060404




Скачать 156.19 Kb.
Дата06.06.2016
Размер156.19 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра: «Экономика и организация труда»

ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Экономика труда и непрерывное развитие человека

Специальность: 060404 - «Экономика»

БАКУ – 2015

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра: «Экономика и организация труда»

ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Экономика труда и непрерывное развитие человека

Специальность: 060404 - «Экономика»


Утверждена Министерством

Образования Азербайджанской

Республики от года

Приказ №

БАКУ – 2015

Составители: к.э.н., доц. Э.Дж.Азизова

к.э.н., доц. З.И.Мустафаева

к.э.н., доц.С.Р.Байрамова
Научный редактор: заслуженный деятель науки, д.э.н., проф.Т.А.Кулиев
Рецензенты: д.э.н., проф. Ф.П.Рахманов

к.э.н., доц. Э.Г.Мамедов

Пояснительная записка
Новые рыночные условия, в которых протекает процесс современного высшего образования, огромный объем нужной информации, получаемый студентами и магистрами в ходе обучения, высокая загруженность учебой и работой обусловили потребность в изучении комплекса научно-теоретических и практических вопросов по курсу «Экономика труда и непрерывное развитие человека». Изучение этого курса отражает все большую значимость и актуальность данных вопросов в условиях рыночной экономики.

Особое внимание в изучении курса «Экономика труда и непрерывное развитие человека» уделено таким важным вопросам, как формирование трудового потенциала современного общества; образование как ведущий фактор развития человека; развитие труда и обеспечение занятости населения; подготовка квалифицированных и конкурентоспособных специалистов; изучение направлений повышения уровня и качества жизни; человеческий капитал и важнейшие аспекты его непрерывного развития, а также изучение основных направлений государственной политики в области непрерывного развития человека в Азербайджане.

Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования.

На преподавание данного курса отведено 45 часов, из них 30 часов – лекционные занятия, 15 часов – семинарские занятия.



Тема 1. Современные подходы к изучению курса «Экономика труда и непрерывное развитие человека»

Курс «Экономика труда и непрерывное развитие человека» как комплексная дисциплина, изучающая экономические и социальные аспекты трудовой деятельности и непрерывного развития человека.

Возрастание роли и значимости изучения курса в современных условиях. Предмет, цель, основные задачи курса. Методы изучения курса.

Место курса в системе экономических наук и его взаимосвязь с рядом экономических, социальных и других общественных дисциплин.



Тема 2. Проблемы формирования трудового потенциала общества

Трудовой потенциал как сложная социально-экономическая категория, выражающая отношения по поводу развития, накопления личностью трудовых свойств и приведения их в функционирующее состояние.

Трудовой потенциал как совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность. Основные компоненты трудового потенциала.

Трудовой потенциал отдельного человека как часть его индивидуального человеческого потенциала.

Внутренние условия всестороннего роста и использования трудового потенциала.

Тема 3. Человеческий потенциал и важнейшие аспекты обеспечения его непрерывного развития

Человек как наивысшая ценность и основной капитал современного общества. Человек как исходная и конечная цель социально-экономического развития.

Человеческий потенциал как совокупность физиологических, интеллектуальных и психологических возможностей человека, реализуемых в процессе его жизнедеятельности. Структура и особенности воспроизводства человеческого потенциала.

Особенности преобразования человеческого потенциала в человеческий капитал.

Формирование человеческого капитала как непрерывный процесс совершенствования человеческого развития. Концепции моделей формирования человеческого капитала.

Человеческий капитал как стратегический ресурс конкурентоспособности страны.



Тема 4. Образование как ведущий фактор развития человека

Образование как социальное явление, как важная сфера человеческой деятельности, как базовая сфера воспроизводства человеческого потенциала.

Образование как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду.

Образование - неотъемлемая составная часть экономической системы. Общественная природа и исторический характер образования. Современное образование как источник экономического роста.

Непрерывное образование как процесс формирования личности, его цель и методы достижения. Основные виды образования: общее и профессиональное.

Цель, функции и принципы образовательной политики в обществе.



Тема 5. Проблемы развития рынка труда и обеспечения занятости населения

Рынок труда как социально-экономическая категория. Основные характеристики, структура и элементы рынка труда.

Механизм и особенности функционирования рынка труда. Регулирование рынка труда в Азербайджане.

Занятость как социально-экономическая категория и как совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности. Управление и регулирование занятостью.

Безработица как объективное социально-экономическое явление. Причины и последствия безработицы. Пути сокращения безработицы в Азербайджане.

Тема 6. Современные подходы к подготовке квалифицированных специалистов

Сущность многопрофильной профессиональной подготовки кадров.

Свободный выбор профессии и видов обучения профессиональным навыкам.

Усиление внимания к профессиональной ориентации молодежи в современных условиях.

Подготовка кадров в индивидуальном и групповом порядке. Основные формы повышения квалификации кадров.

Определение потребности в квалифицированных рабочих кадрах. Система подготовки рабочих кадров и ее организация.

Определение потребности в кадрах специалистов, их подготовка, переподготовка и повышение квалификации.

Повышение квалификации руководящих работников.



Тема 7. Совершенствование организации заработной платы в современных условиях

Заработная плата как основной материальный стимул повышения эффективности труда и производства.

Соотношение традиционных и нетрадиционных систем оплаты труда.

Организация заработной платы как система мер по обеспечению справедливого и эффективного вознаграждения за количество и качество вложенного труда.

Тарифные и бестарифные формы оплаты труда в современных условиях.

Усиление роли предприятий и учреждений в организации заработной платы на микроуровне в условиях рыночной экономики.



Тема 8. Направления повышения уровня жизни населения

Научные категории «уровень жизни», «образ жизни», «качество жизни», их взаимосвязь и взаимовлияние.

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория. Факторы, определяющие уровень жизни.

Образ жизни как единая организация различных условий и форм жизнедеятельности. Главные элементы образа жизни: субъект (человек, группа, общество) и формы его жизнедеятельности.

Основные показатели образа жизни: здоровье (психо-физиологическое благополучие), самореализация личности человека (социальное благополучие), материальный достаток (бытовое благополучие).

Качество жизни как интегральная характеристика уровня жизни. Основные составляющие качества жизни: права человека; здоровье, потребление продуктов питания; одежда; образование; занятость и условия труда; жилищные условия; отдых и свободное время; социальное обеспечение. Качество трудовой жизни как важнейший компонент качества жизни.

Социальная защита населения в условиях рыночной экономики как комплексная система государственных мероприятий, направленных на повышение уровня жизни населения.

Тема 9. Влияние основных экономических показателей

на человеческое развитие

Развитие как непрерывный необратимый процесс целенаправленного качественного изменения материальных и духовных объектов с целью их совершенствования.

Исторические особенности человеческого развития и влияние на него природных факторов.

Объективная необходимость устойчивого человеческого развития и возрастание его роли в современных условиях.

Оценка социально-экономического развития общества с учетом человеческого фактора.

Концепция устойчивого человеческого развития, основанного на знаниях. Современная экономика, основанная на знаниях, как важнейший компонент этого развития.

Инновационный характер современного развития как результат повышения роли человеческого фактора в жизни общества.

Стратегия развития, претворяемая в жизнь в Азербайджане. Ее отражение в концепции «Азербайджан 2020: взгляд в будущее».



Тема 10. Характеристика показателей непрерывного развития человека

Индекс человеческого развития как обобщающий интегральный показатель, применяемый в общемировом масштабе.

Основные составляющие индекса человеческого развития, их характеристика и взаимосвязь.

Экономические, социальные, медицинские показатели, комплексно характеризующие человеческое развитие в современных условиях.

Доходы населения как материальная основа человеческого развития. Общие и душевые доходы населения, их связь с уровнем жизни.

Образование населения как один из ведущих компонентов человеческого развития. Показатели образования, применяемые для определения индекса человеческого развития.

Здоровье населения, основные направления его сохранения и укрепления. Показатели здоровья населения, непосредственно влияющие на человеческое развитие.
Тема 11. Гендерный фактор в человеческом развитии

Теоретические аспекты гендерных исследований с позиций устойчивого человеческого развития.

Гендерные особенности развития человеческого капитала.

Гендерные аспекты трудовой мобильности.

Гендерные различия в интенсивности и направлениях трудовых перемещений в Азербайджане.

Направления институционализации гендерного равенства как важного ресурса устойчивого человеческого развития.



Тема 12. Влияние факторов, замедляющих человеческое развитие

Основные факторы, замедляющие человеческое развитие, их характеристика.

Природные катаклизмы, их влияние и последствия для человеческого развития.

Влияние социально-экономического неравенства на устойчивое человеческое развитие.

Бедность как основной фактор, замедляющий человеческое развитие. Причины бедности. Основные социальные группы населения, страдающие от бедности.

Сравнительная оценка уровня бедности в развитых и развивающихся странах. Роль международных организаций в борьбе с бедностью.

Неэкономическая бедность как фактор, ограничивающий непрерывное человеческое развитие.

Государственная политика в области сокращения бедности в Азербайджанской Республике.



Тема 13. Человеческое развитие и управление его адаптацией к окружающей среде

Окружающая среда как объективный и неотъемлемый атрибут жизнедеятельности человека.

Зависимость устойчивого человеческого развития от окружающей среды. Влияние окружающей среды на человеческое развитие.

Необходимость взаимного приспособления человека и окружающей среды в целях устойчивого развития человечества. Влияние НТП на человеческое развитие и окружающую среду. Оценка влияния результатов устойчивого человеческого развития на окружающую среду.

Экономические индикаторы устойчивого человеческого развития.

Охрана окружающей среды и эффективное использование природных ресурсов.

Международные стандарты в области управления адаптацией человека к окружающей среде.

Участие в разработке международных экологических стандартов и их эффективное применение.



Тема 14. Человеческое развитие и реализация прав человека в современных условиях

Цели развития тысячелетия и права человека. Развитие прав человека в историческом ракурсе.

Соблюдение прав человека с позиций обеспечения его безопасности. Экономическая безопасность. Продовольственная безопасность. Экологическая безопасность.

Обеспечение прав беженцев и вынужденных переселенцев.

Деятельность международных организаций в области соблюдения прав человека.

Тема15. Основные направления государственной политики в

области непрерывного развития человека в Азербайджане

Развитие человеческого потенциала как приоритет государственной политики в Азербайджане. Роль человеческого потенциала в формировании креативного мышления.

Инвестиционная политика государства с целью развития инвестиционной экономики.

Социально-экономическая политика, направленная на повышение благосостояния населения. Успехи реализации этой политики, достигнутые за последние 20 лет.

Взаимодействие правительства, гражданского общества и субъектов экономической деятельности в претворении в жизнь национальных программ непрерывного развития.

Практическая реализация концепции развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее».



Сетка часов по курсу «Экономика труда и непрерывное развитие человека»



Наименование тем

Часы

Лекции

Семинары

1

Современные подходы к изучению курса «Экономика труда и непрерывное развитие человека».

2

-

2

Проблемы формирования трудового потенциала общества

2

2

3

Человеческий потенциал и важнейшие аспекты обеспечения его непрерывного развития

2

-

4

Образование как ведущий фактор развития человека

2

-

5

Проблемы развития рынка труда и обеспечения занятости населения

2

2

6

Современные подходы к подготовке квалифицированных специалистов

2

-

7

Совершенствование организации оплаты труда в современных условиях

2

2

8

Направления повышения уровня жизни населения

2

-

9

Влияние основных экономических показателей на человеческое развитие

2

2

10

Характеристика показателей непрерывного развития человека

2

2

11

Гендерный фактор в человеческом развитии

2

-

12

Влияние факторов, замедляющих человеческое развитие

2

2

13

Человеческое развитие и управление его адаптацией к окружающей среде

2

-

14

Человеческое развитие и реализация прав человека в современных условиях

2

2

15

Основные направления государственной политики в области непрерывного развития человека в Азербайджане

2

1

Всего

45

30

15


Список рекомендуемой литературы

  1. Трудовое законодательство Азербайджанской Республики. Баку, 2000

  2. Muradov Ş.M. İnsan potensialı: əsas meyllər, reallar, problemlər. Bakı, 2004

  3. Амстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб.: Изд. Питер, 2007

  4. Азизова Э.Д., Мустафаева З.И., Байрамова С.Р. Основы социологии труда. Учебное пособие. Баку, 2009

  5. Quliyev T.Ə., Məmmədov Ə.İ. Əməyin iqtisadiyyatı və sosiologiyası. Bakı, 2009

  6. Азизова Э.Д., Мустафаева З.И., Байрамова С.Р. Экономика и социология труда. Баку, 2010

  7. Азизова Э.Д., Мустафаева З.И., Байрамова С.Р. Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам. Баку, 2010

  8. Азизова Э.Д., Мустафаева З.И., Байрамова С.Р., Азизов А.А. Рынок труда и занятость населения. Учебник. Баку, 2011

  9. Кулиев Т.А., Азизова Э.Д., Мустафаева З.И., Байрамова С.Р. и др. Управление человеческими ресурсами. Учебник. Баку, 2012

  10. Quliyev T.Ə. İnsan resurslarının idarə edilməsi. Bakı, 2013

  11. Исмаилзаде A.И. Основы управления человеческими ресурсами. Баку, 2012

  12. Ələkbərov U. Davamlı insan inkişafı və ekoloji sivilizasiyasının əsasları. Dərs vəsaiti. Bakı, 2013

  13. BMT-nin Davamlı insan inkişafı hesabatları. http://sam.az/articles/view/nsan-nkiaf-hesabatlar-v-azrbaycan-1

  14. Концепция развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее». http://www.president.az/files/future_ru

  15. 2008-2015-ci illərdə Azərbaycan Respublikasında yoxsulluğun azaldılması və davamlı inkişaf Dövlət Proqramı".  http://w1.economy.gov.az



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница