Программа учебного курса (модуля) «Литературное краеведение»




Скачать 268.2 Kb.
Дата22.07.2016
Размер268.2 Kb.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Программа учебного курса (модуля) «Литературное краеведение» для 8-х классов разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ивановской области, который предусматривает преподавание учебного предмета  «Краеведение» в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета  «Литература» в 8 классах основной школы.



Общая характеристика учебного предмета

           Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека. На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в школе остается предмет  «Литература». Прежде всего, с ним в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению.   Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление  патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель,  в первую очередь сохраняются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон его биографии, творчества.

Региональный компонент образования нашел свое отражение прежде всего в краеведческих учебных курсах. Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности.

Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого особенно возрастает. Курс «Литературное краеведение»  повсеместно введен в школах. Программа курса подробно изложена в сборнике: Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000. Программу «Литературное краеведение» (для средней школы) предлагает также Л.Н. Таганов, доктор филологических наук совместно с кандидатом филологических наук Н.В. Капустиным (Программа курса «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995. – 29 с.)

Программа курса «Литературное краеведение 8 класс» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов. За основу изучения в курсе литературного краеведения в данной программе взята местная литература. Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе,  выявить связь известных русских писателей с Ивановским краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину.  Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, и важнейшим развивающим фактором может оказаться внесение в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанных с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

Данная  программа  литературного краеведения рассчитана на 34часа. Практическая, экскурсионная часть программы возможна на факультативных и других внеурочных занятиях. Материал, связанный с Ивановским краем, можно включать также в уроки литературы при изучении творчества А.Островского, К.Бальмонта, М.Цветаевой, А.Пушкина.

Цель курса – обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Ивановским краем и отражает его жизнь.

Цель курса определяет характер конкретных задач:



социально-педагогические сформировать у обучающихся представление о месте Ивановского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;

обучающие обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических личностей, связанных с историей и литературой края; изучение основ поисковой  и журналистской работы как допрофессиональная ориентация;

познавательные формировать навыки исследовательской деятельности работы с историческими, архивными, фольклорными источниками, мемуарной, научно-популярной, художественной  литературой и периодической печатью; расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Ивановского края;

развивающие развитие потребности  к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность;

воспитательные  воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края, к природе; воспитание речевой культуры школьников

Актуальность программы определяется тем, что она способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Развитие литературного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории. Возрастает роль регионов, пробуждается интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям.

Новизна программы определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности.

       Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.

        Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, заочная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие. Данный курс предусматривает разнообразные типы уроков.

        Формы контроля в ходе занятий могут быть различными: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть, возможны  различные виды тестовых заданий и заданий поискового, творческого характера. Таким образом, традиционные формы проверки дополняются  самопроверкой и коррекцией сформированности умений.



Реализация. Для реализации намеченной цели, необходим комплексный подход к изучению своего края при введении в образовательную программу собственно краеведческого компонента. Его структура должна включать самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент других учебных курсов и краеведческий компонент во внеклассной работе. В рамках регионального компонента других предметных областей ученики рассматривают местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края. Краеведческое образование в школе — составная часть общего (школьного и внеклассного) краеведческого образования, поэтому необходима связь школы с другими учреждениями и организациями, связь, содружество с родителями.

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны
Знать и понимать:
Взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

Историю создания произведений;

Биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;

Характеристику героев;

Тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.

Уметь:


Анализировать и оценивать произведения как художественное целое;

Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;

Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;

Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;

Писать отзыв о самостоятельно прочитанной книге;

Составлять рассказ об авторе книги;

Подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;

Выразительно читать произведение или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;

Делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;

Работать со справочной и критической литературой.

Итоговый контроль: защита творческих работ учащихся по изученному материалу, тестирование.
Содержание рабочей программы

Литературное краеведение как научная дисциплина.

Фольклор как искусство художественного слова. Особенности УНТ (непосредственная связь с жизнью народа; устная форма бытования; коллективное творчество, своеобразная народная редактура). Наш край в произведениях фольклора. История изучения вопроса, фольклорные экспедиции и их результаты. Наиболее распространенные жанры фольклора и их региональные особенности. Лирические песни (календарные, семейно-бытовые, песни социального характера).

Специфический характер ивановского фольклора. Текстильное производство и рабочий фольклор. Историческая обусловленность. Сказ и частушка - доминирующие формы рабочего фольклора. Особое явление - фольклор, отразивший события 1905 года.

Критический подход в оценке художественных достоинств ивановского фольклора (скорее познавательный, нежели эстетический интерес) с акцентированием внимания на том, что именно фольклор питает художественную литературу в целом и хранит дух народной культуры.

Из истории литературного развития региона первой половины XIX века.

Забытое имя: творчество Н. Грамматина. Николай Федорович Грамматин (1786 - 1827) — поэт, писатель, филолог, один из первых исследователей и поэтических перелагателей «Слова о полку Игореве». Культурно-просветительская деятельность Грамматина: Новый английско-российский словарь, Рассуждения о древней русской словесности, переложение «Слова о полку Игореве», сборник стихов «Досуги», посмертный сборник «Стихотворения». Доминанты творчества: ориентация на фольклорные традиции, связь с поэзией Жуковского, тема природы.

Литература Ивановского края в XIX столетии.

Капитализация России. Особенности индустриального развития Иванова: ситцепечатные фабрики, новый класс и психология «работных людей». Экзотичность (по тем временам) бытования рабочих как источник интереса к этой социальной среде. Появление очерков и бытописательства. Связь Ивановских бытописателей XIX века с общелитературными исканиями своего времени. Специфика края, отразившаяся и в литературных текстах: село, наполовину ставшее городом, или город, сохранивший приметы села. Общая демократическая направленность тестов той поры, стремление к социальной справедливости.

Формирование мифа об Иванове как «чертовом болоте», «заклятом месте». Полемика об «ивановском» мифе». «Суждения литератора» и «Город второй категории снабжения».

Наиболее яркие имена в литературой жизни ивановского края XIX века: В. А. Рязанцев, Ф. Д. Нефедов, А. А. Потехин, П. А. Зарубин.

ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ РЯЗАНЦЕВ (1829-1866).

Один из первых бытописателей села Иванова. Характерная черта произведений - нескрываемая ненависть к фабрикантам и глубокое сочувствие рабочим. Повесть «Добрый человек»: фактически первое упоминание в русской литературе образа фабриканта.

Сатирические наблюдения за бытом и нравами фабричного села Иванова.

Сложности текстового анализа (наследие Рязанцева не собрано и не переиздавалось).



ФИЛИПП ДИОМИДОВИЧ НЕФЕДОВ (1838-1902).

Ивановская тема в литературно-публицистической деятельности Нефедова: быт и работы ивановских «фабричных», «мастерков», крестьян, мелких лавочников, вопросы просвещения, проблемы женского образования и женский вопрос. Н.А. Некрасов и Ф.Д. Нефедов.

Эстетические взгляды: требование от литературы правдивого отражения действительности, показа «настоящей» жизни. Реализация этого положения в творчестве: рассказ «Чертово болото». Лучшие бытовые очерки: «Девичник. Очерк фабричных нравов», «Святки в селе Данилове. Очерки русской фабричной жизни», «Наши фабрики и заводы».

Творчество Нефедова как фактически первые аналитические размышления об изменении структуры общества России конца 19 века.

Сложности текстового анализа: многие из материалов еще не введены в научный оборот.

ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАРУБИН (1816-1886)

Писатель-журналист, писатель-самоучка. Изобретательская деятельность Зарубина.

Литературный дебют в «Русском вестнике» - «Заметки о Варнавинском уезде».

Главный литературный труд - «Темные и светлые стороны русской жизни»: «Я счел за лучшее начать изображение русской жизни с низших необразованных классов нашего общества, именно с класса мещан, как менее других анализированного нашей литературой». (Симптоматичность подобного обращения к социальной среде мещанства: творчество М. Горького). М. Горький и П.Зарубин. Романы «Жизнь», «Торговая Волга», повести: «Мещанская женитьба», «Русский самоучка».

Поэзия Ивановского края второй половины XIX века

У истоков пролетарской поэзии.



СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ РЫСКИН (1859-1895).

Феномен «авторско-народной» песни «Удалец». Основные творческие линии. Крупное стихотворное произведение - поэма «Кому живется вольготно, счастливо не то в селе, не то в городе». Суждения современников о Ф. Рыскине. Творческая жизнь в Москве, знакомство с Чеховым. Множество псевдонимов как одна из причин отсутствие у писателей и читателей целостного представления об авторе и его творчестве. Романное творчество: «Купленный митрополит, или Рогожские миллионы». Ивановская история в стихотворном изложении: «Ванька Каин». Образ поэта и долг поэта в поэтическом наследии Рыскина.

Интерес поэта к образом города, выход «на орбиты» большой литературы (Маяковский, Блок, Брюсов). Предощущение гибельности механистического мира, противоречия природы и цивилизации в лирике «певца русского Манчестера».

Драматургия в литературе края XIX века.



АЛЕКСЕЙ АНТИПОВИЧ ПОТЕХИН (1829-1908).

В.Г. Белинский об «обыкновенных талантах» в русской литературе. А.Потехин -Плодовитый прозаик, автор многочисленных путевых и этнографических очерков, романов, повестей из народного быта; талантливый драматург. Сотрудничество с журналом «Москвитянин», знакомство с А.Н. Островским, первые драматургические опыты. Успех театральных постановок Потехина. Гоголевские традиции социальной комедии в творчестве Потехина (комедия «Мишура»).

Отголоски гоголевского смеха и комедийности в пьесах «Вакантное место», «Выгодное предприятие», где уже в заголовках отразился основной эстетический принцип Гоголя: «Завязывает драму стремление достать выгодное место».

Патриархальный мир и капитализация русской деревни в очерках, повестях, романах: «На фабрике», «Фабричные дети», «Около денег», «Молодые побеги».

Судьба собрания сочинений А. Потехина.

Поэтическое созвездие: К.Бальмонт и М.Цветаева. Русская поэзия и ивановский край.



КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ (1867 -1942). «Первый поэт эпохи» (В.Брюсов).

Село Гумнищи и родовые корни Бальмонта. Раннее творчество Бальмонта. Архивные разыскания. Символизм в поэзии Бальмонта, сборники «Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовь», «Сонеты солнца, меда и луны».

Романтически мятежный дух поэзии Бальмонта. Мимолетность как эстетический постулат. Личностное начало в творчестве поэта: «Я буду счастлив! Я буду молод! Я буду дерзок!Я так хочу!»

Музыкальность, напевность стиха и магия звуков Бальмонта. Эпатаж и артистизм поэта: «Имею спокойную убежденность, что до меня, в целом, не умели в России писать звучные стихи».

Бальмонт в оценках современников и критиков.

К.Бальмонт и Иваново-Вознесенск. Посвящение иваново-вознесенским рабочим – «Вольный стих». Бальмонт и поэты-ивановцы.

Годы эмиграции как трагическая страница в биографии Бальмонта.

Творческое наследие Бальмонта и его «запоздалое» признание и исследование. «Поэт с утренней душой» - первая монография, посвященная поэту. (Куприяновский П.В., Молчанова Н.А. Поэт с утренней душой. Жизнь, творчество, судьба Константина Бальмонта. М., 2001).

Научный проект «К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания 20 века» (на базе Ивановского Государственного Университета и созданная в 2004 году Бальмонтовская лаборатория). Иваново как научный центр исследования творчества Бальмонта.

МАРИНА ЦВЕТАЕВА (1892-1941)

Марина Цветаева и Константин Бальмонт: поэтическое родство и многолетние дружеские отношения.

Родовые корни семьи Цветаевых. Просветительская и культурная деятельность Ивана Цветаева.

Творческая судьба М. Цветаевой. Основные черты поэзии: автобиографичность, дневникововсть. «Все это было. Мои стихи - дневник, моя поэзия - поэзия собственных имен».

Женская поэзия в литературе ХХ века. Цветаева и Ахматова.

Фольклорные мотивы, традиции городского «жестокого романса», частушек а также образ родины, поэзии, любви в сборниках 1910-1920гг. Драматургические опыты, пьесы «Червовый валет», «Метель», «Фортуна», «Приключение», «Каменный ангел», поэма-сказка «Царь-девица».

Новаторские поэмы «Поэма горы» и «Поэма без конца».

Экспрессивность, философская глубина, психологизм и мифотворчество, острота одиночества в творчестве эмигрантских лет.

М.Цветаева в поэтических судьбах ХХ века. И.Бродский.

Читая М. Цветаеву: по страницам научного сборника «Марина Цветаева, Константин Бальмонт и художественные искания ХХ века» (Международная научная конференция, ежегодно проводимая в Ивановском университете).

Литературное развитие Иваново первой половины XX века.

Общая культурная ситуация в регионе. Критик А. Воронский о «литературе низовой демократии». Революционный пафос поэзии и пролетарская поэзия тех лет: М.Артамонов, И.Назаров, И. Жижин, С.Огурцов.

С. Огурцов: феномен «комсомольского поэта».

Авенир Ноздрин. Трагическая судьба поэта. Ивановские литераторы и ученые и дневники А. Ноздрина: публикации последних лет.

Возвращенные имена. Анна Баркова: «в списках не значился». Л.Таганов о поэтессе А. Барковой. Публикации последних лет.

Дм. Семеновский: «настоящий русский интеллигент». Творчество поэта.

«Иваново-Вознесенский губернский ежегодник на 1921 год» как источник для краеведческого исследования: страницы «живого слова».

Уникальный самиздатовский журнал «Пустослов»: домашняя книга поэтов «Рабочего края». К истории рукописного журнала.

Литературная ситуация 20-30 гг. ХХ века. «Ивановский Парнас».

Проза Д.Фурманова и Н.Колоколова.

Долгое эхо войны в творчестве ивановских поэтов.

Страницы военной поэзии и судьбы поэтов-фронтовиков.

М.Дудин: фронтовые стихи и поэтика экспромта.

Н. Майоров: «Мы были высоки, русоволосы…»

А. Лебедев. Певец моря: хроника одной жизни.

В.Жуков: «С памятью наедине».

«Долгое эхо войны»: ивановские поэты и литераторы вспоминают друзей.

Обзор литературного развития послевоенных лет.

Тенденции литературного развития и культурная ситуация в регионе.

Поэты-шестидесятники и ивановская литература. Творчество Л. Щасной.

Женский голос в поэзии: Елена Рощина. «Кажется, что жизнь еще светла…».

И.Жуков, Д. Лакербай, Д. .Шукуров, В. Ломосков и поэзия молодых.

Систематизация литературного наследия региона: статьи, сборники и публикации последних лет.

Литературно-художественный альманах «Откровение», деятельность Ивановского отделения Союза писателей России и литературно-общественная жизнь региона конца XX - начала XXI века.

Литература

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литературный энциклопедический словарь. М., 1985.

Краткая литературная энциклопедия: в 9 т.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Общие работы по литературному краеведению:

Кайев А. Литературоведческое краеведение // Краткая литературная энциклопедия: Т.4. М., 1967.

Куприяновский П. В. Проблемы регионального изучения литературы // Русская литература. 1984, № 1.

Куприяновский П.В. О краеведческом изучении литературы // Соприкосновенья: Литературно-краеведческие очерки и разыскания. Ярославль, 1988.

Матюшин Г.Н. Историческое краеведение: Учебное пособие. М., 1987.

Милонов Н.А. Литературное краеведение: Учебное пособие. М., 1985.

Литературное краеведение в Ивановской области

1. Агеев А. Город второй категории снабжения // Знамя, 1996, №10.

2. Куприяновский П. Был ли Бальмонт революционером// Откровение №4. Иваново, 1997.

Куприяновский П.В. Н.А. Некрасов и край Ивановский // Н.А. Некрасов и современность. Ярославль, 1984.

Куприяновский П.В. О литературе и писателях Ивановского края // Писатели земли Ивановской. Ярославль, 1988.

Куприяновский П.В. Летописцы народной жизни // Страна Советов. М.. 1989.

Куприяновский П.В., Баделин В.И. К родословной Бальмонта // Русская литература, 1987, №1.

Ноздрин А. Как мы начинали: из житейских и литературных воспоминаний // Литературное наследство: Т.15. М., 1934.

Памятники истории и культуры города Иванова: по литературным местам: Проспект. Иваново, 1990.

Писатели земли Ивановской: Библиографический справочник. Ярославль 1988.

Писатели текстильного края. Литературно-критические статьи. Иваново, 1953.

Поликанов А.А., Орлов А.И. Очерк поэзии текстильного края: с 90-х годов 19 века до наших дней. Иваново, 1959.

Розанова Л.А., Таганов Л.Н. Вокруг Л. Толстого и его близких // Лев Толстой и его современники. Иваново, 1962. (Уч. записки Иван. пед. ин-та; Т.29).

Романов А.Ю. «Ты благородней и выше других…»: А. Чехов и К. Бальмонт (К истории взаимоотношений) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Выпуск №6. Иваново, 2004.

Переверзев О. Последний приезд К.Д. Бальмонта на родину в воспоминаниях современников // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Выпуск №6. Иваново, 2004.

Писатели текстильного каря. Иваново, 1953.

С.Л. Страшнов Марина Цветаева в современной периодике: информация и деформация // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Иваново, 1999, вып. 4.

Таганов Л.Н. Заметки об автобиографической прозе К. Бальмонта // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Выпуск №6. Иваново, 2004.

Таганов Л. Н. Мифичесие лики города. Заметки литератора // Откровение . Литературно-художественный альманах.1998, №5.

Таганов Л.Н. «Прости мою ночную душу…» Книга об Анне Барковой. Иваново, 1993.

Тропинки памяти. Воспоминания и статьи о писателях-ивановцах. Ярославль, 1987

Дзуцева Н. В. «В зеленых глазах твоих, Скандинавия…» (Об одном ивано-вознесенском эпизоде биографии К. Д. Бальмонта) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Выпуск №6. Иваново, 2004.

Источники и дополнительные материалы

Антонов И., Щелков А. Приволжская сторона. Историко-краеведческие очерки о Кинешемском районе. Иваново, 1993.

Баделин В. Я - реаниматор. Повесть, рассказы, эссе. Иваново, 1994.

Баделин В. И. Люди и легенды Верхневолжья. Ярославль, 1990.

Бальмонт К. Стихотворения. М., 1990 (см.предисловие Л. Озерова).

В поисках себя (к 95-летию со дня рождения и 20-летия со дня смерти А. Барковой: «Признание сына подпольного человека» . Публикация Л.Н. Таганова и З.Я. Холодовой // Откровение. Литературно-художественный альманах. Иваново, 1996, № 3.

Вихрев Е. Горьковские дни (из дневника) // Откровение. Литературно-художественный альманах. Иваново, 1995, № 2.

Вихрев Е. Таинственное свойство (Предисловие «Ефим Вихрев и его поэзия» Л. Таганова) Иваново, 2001 (при содействии издательского комплекса ИГХТУ).

Дзуцева Н.В. Алексей Лебедев - человек и поэт (по эпистолярным материалам) // Краеведческие записки. Выпуск 1. Иваново, 1990.

Дмитрий Семеновский и поэты его круга. Иваново, 1989.

Дудин М. Ключ. Новые стихи и переводы. Л., 1983.

Захарова О. И. Рождение Иванова-Вознесенска // Краеведческие записки. Выпуск 1. Иваново, 1990.

Защитим красоту жизни (беседа с М.А. Дудиным) // Откровение. Литературно-художественный альманах. Иваново, 1996, № 3.

Из писем ивановским друзьям. (Письма А. Барковой). Публикация П. В. Куприяновского и Т.С. Моревой // Откровение. Литературно-художественный альманах. Иваново, 1996, № 3.

Исторические песни. Баллады /Сост.. подгот. текстов, вступ. ст., коммент. С.Н.Азбелева. М.. 1991.

Капустин Н.В. Нефедов и Иваново // Краеведческие записки. Выпуск 1. Иваново, 1990.

Капустин Н.В. Ивановские впечатления, их отражение в раннем творчестве Ф. Д. Нефедова //Факт и художественный образ. Иваново, 1989.

Колоколов Н. Оттепель // Откровение. Литературно-художественный альманах. Иваново, 1995, № 2.

Корягин В. «Довлатов в ВОХРе» (воспоминания) // Откровение. Литературно-художественный альманах. Иваново, 1996, № 3.

Краеведческие записки. Выпуск 1. Иваново, 1990.

Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1982.

Куприяновский П.В. Д.А. Фурманов и организация Иваново-Вознесенской губернии// Краеведческие записки. Выпуск 1. Иваново, 1990.

Литературное краеведение. Фольклор и литература земли Ивановской в дооктябрьский период. Иваново, 1991.

Нефедов Ф. Этнографические наблюдения на пути по Волге и ее притокам // Откровение. Литературно-художественный альманах. Иваново, 1993, № 1.

Ноздрин А.Е. Поэма природы (Вступительная статья и публикация С.Н. Тяпкова) // Краеведческие записки. Выпуск 1. Иваново, 1990.

Океанский В. Улица Куприяновского // Откровение. Иваново, 2003, № 9.

Океанский В. «Манера печалиться». Лирико-философские этюды // Откровение. Литературно-художественный альманах. Иваново, 1996, № 3.

Он же. Золото церкви. Исторические очерки и современность. Иваново, Экологический вестник, 1993.

Поэты 1790 – 1810 гг. / Вст. ст. И сост. Ю.М. Лотмана. Л., 1971. Б-ка поэта. Большая серия.

Розанова Л.А. Д.Н. Семеновский и Плес // Краеведческие записки. Выпуск 1. Иваново, 1990.

Рощина Е. Вектор судьбы (Стихотворения) // Откровение. Литературно-художественный альманах. Иваново, 1996, № 3.

Русская частушка. Фольклорный сборник. М., 1993. (См. указатель в сборнике: Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская области, с.230, 231, 234, 236).

Смирнов В.А. К вопросу о принципах изучения рабочего фольклора Ивановского края // Краеведческие записки. Выпуск 1. Иваново, 1990.

Стихи поэтов-фронтовиков // Откровение. Литературно-художественный альманах. Иваново, 1993, № 1.

Таганов Л. В тревоге за будущее. Авенир Ноздрин и литературная жизнь 20-х годов // Откровение. Литературно-художественный альманах. Иваново, 1993, № 1.

Тамаев П. М. Статьи А. А. Потехина 1850-х годов в газете «Московские ведомости»//Факт и художественный образ. Иваново. 1989.

Хёхерль А. Изображение труда и жизни текстильщиков в романе П. Д. Боборыкина «Тяга» //Факт и художественный образ. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1989.

Христофоров В. «Анна Баркова: стиха надтреснутого крик» // Литературная Россия, №49, 2002.

Цветаева М. Собр. Соч. в 7т. М., 1994-1995.



Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 1992.



№ п/п

Тема урока

Кол-во уроков

Дата проведения

Дата проведения с учетом коррект.

1

Урок 1. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

1

05.09




2

Урок 2.Земля Ивановская и русский фольклор.

1

12.09




3

Урок 3.Динамика буржуазного развития в ивановской жизни ХIХ века.

1

19.09




4

Урок 4.Демократическая направленность местной литературы 60-х гг. ХIХ века.

1

26.09




5

Урок 5. Ф. Д. Нефедов. Жизненный и творческий путь Нефедова.

1

03.10




6

Урок 6.А.А.Потехин. Судьба писателя и его творческого наследия.

1

10.10




7

Урок 7. Жизнь пореформенной деревни в романе Потехина "Около денег"

1

17.10




8

Урок 8. Литература второй половины ХIХ в. А. Н. Островский

1

24.10




9

Урок 9.Иваново-Вознесенск - один из центров рев движения в России.

1

31.10




10

Урок 10. Оживление лит. Жизни в Иваново-Вознесенске в 1917. Обзор творчества молодых поэтов.

1

14.11




11

Урок 11. Жизнь и творческий путь Ноздрина. Самобытность поэта.

1

21.11




12

Урок 12.Творчество Ноздрина. Рукописный сб. "Поэма природы".

1

28.11




13

Урок 13. Поэзия начала ХХ в. Память о родном крае в творчестве Бальмонта.

1

05.12




14

Урок 14.Род Цветаевых и Ивановский край

1

12.12




15

Урок 15. Литература Ивановского края первой половины 20 годов.

1

19.12




16

Урок 16. Д.А. Фурманов. Жизнь и творчество.

1

26.12




17

Урок 17. Роман Фурманова "Чапаев".

1

16.01




18

Урок 18. Дневник Фурманова как документ личной и общественной жизни писателя.

1

23.01




19

Урок 19. А.Н. Благов. Жизнь и творчество. Своеобразие поэзии Благова.

1

30.01




20

Урок 20. Жизненный и творческий путь Д.Н. Семеновского.

1

06.02




21

Урок 21. Тема родного края в поэзии Д. Семеновского.

1

13.02




22

Урок 22. А.А. Баркова. Трагедия жизни и творчества.

1

20.02




23

Урок 23. Тема России в поэзии Барковой. Образы света и тьмы.

1

27.02




24

Урок 24. проза ивановцев во второй половине 1920-1940-х годов.

1

07.03




25

Урок 25.Поэтическое творчество С. Огурцова, Н. Часова, В. Полторацкого.

1

14.03




26

Урок 26. Ивановцы- участники Великой Отечественной войны.

1

20.03




27

Урок 27. Н. Майоров. Тема героического поколения.

1

03.04




28

Урок 28. М. Дудин. Фронтовая судьба поэта. Образ матери, малой родины.

1

10.04




29

Урок 29. В. Жуков. Солдатская участь поэта. "Окопная правда" фронтовых стихов поэта.

1

17.04




30

Урок 30. Литература 50-60 годов Ивановского края. Творчество поэтов послевоенного поколения.

1

24.04




31

Урок 31.Тема войны в прозе ивановцев. Романы и повести П. Суреева, В. Конюшева

1

08.05




32

Урок 32. Творчество В.Смирнова, В.Великанова, В. Сердюка.

1

15.05




33

Урок 33. Литература Ивановского края последних лет (Л Щасная, В.Догадаев, Петрухин)

1

22.05




34

Урок 34.Новые имена. Подведение итогов.

1

29.05







База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница