Программа «Специальный класс скрипки. Специальный класс альта»




Скачать 387.11 Kb.
страница1/3
Дата02.04.2016
Размер387.11 Kb.
  1   2   3


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

МОУ ДОД «Детская школа искусств»

Рабочая программа

Музыкальный инструмент

«Скрипка»

г. Нарьян – Мар

2012 год

Пояснительная записка.

В основу рабочей программы «Музыкальный инструмент «Скрипка»» была положена программа « Специальный класс скрипки. Специальный класс альта» для ДМШ и ДШИ, утвержденная Министерством культуры РФ от 2003 г.

Основной формой учебной и воспитательной работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником.

В последнее десятилетие 20 века в России существенно изменились условия деятельности ДШИ. Неоднородность контингента учащихся школ искусств по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей усложняет процесс освоения традиционных образовательных программ. Построение учебного процесса по принципам единообразия и усредненности тормозит развитие учащихся. Рабочая программа « Музыкальный инструмент «Скрипка»» стремится уйти от этих принципов. Программа соответствует новому направлению « Примерных учебных планов образовательных программ по видам музыкального искусства для ДШИ» 2001 г., предлагающего три уровня реализации образовательных программ: общего художественно-эстетического, повышенного и уровня до профессиональной подготовки. В связи с этим, для обеспечения результативного процесса необходимы дифференцированные модели обучения. Дифференциация зависит от разной степени музыкальных способностей и подготовки. Условно ее можно разделить на 3 группы: А, В, С. Группа «А» - одаренные дети, «В» - дети со средними музыкальными способностями, «С» - дети с небольшими музыкальными способностями. Каждая из этих названных групп имеет свои особенности, поэтому разным будет и творческий подход педагога при формировании в них профессиональных музыкальных качеств. В группу «С» могут входить и учащиеся, поступившие в нашу школу из других ДМШ. Зачастую их обучение подразумевает перестановку рук, развитие профессиональных навыков, наверстывание упущенного в прохождении репертуара. Учебный репертуар учеников группы «С» может отличаться от репертуара учеников группы «В» на 2-3 класса ниже. В связи с этим, в основу рабочей программы « Музыкальный инструмент «Скрипка»» взят общий принцип последовательности, постепенности, нарастающей сложности обучения. В данной рабочей программе дифференцирование учащихся начинается со 2 класса.

В начальный период обучения, перед преподавателем скрипичного класса встает множество сложных проблем по развитию слуха, освоению целесообразных движений, которые являются важнейшими предпосылками свободной и естественной постановки. Правильное положение корпуса, инструмента и смычка, освоение целесообразных движений, обусловленных художественно-техническими задачами - все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работой педагога и учащегося. Постоянное внимание следует уделять точной интонации и качеству звукоизвлечения – важнейшим средствам музыкальной выразительности.

На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над всеми важнейшими видами музыкально-технического развития учащегося, включающая:

- изучение позиций и их соединение (переходы);

-техническое развитие;

-штрихи на все виды техники и способы звукоизвлечения.

Педагог должен привить ученику навыки использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения.

Репертуар учащегося делится на конструктивный (упражнения, гаммы, этюды) и художественный (пьесы, крупная форма). Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для изучения, представлен в Приложении 1. Комплексный подход, продуманный выбор учебно-педагогического материала – важнейшие факторы успешного развития учащегося. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально – исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие - для показа в классе, третьи- с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальных планах учащегося.

Большое значение для музыкального развития учащегося имеет работа с концертмейстером. Она обогащает музыкальные представления учащегося, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения, укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию учащегося, заставляя добиваться согласованного ансамблевого звучания.

Очень важно научить учащегося рационально использовать время, отведенное для работы дома.

Цель обучения - педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из репертуара ДМШ. Требования к выпускнику представлены в Приложении 2.

Современными задачами обучения детей в классе скрипки являются:

- развитие природных способностей детей;

-формирование навыков игры на инструменте;

-освоение предметов музыкально-теоретического цикла;

-формирование навыков музицирования на инструменте;

-воспитание устойчивого интереса к занятиям музыкой и умение ориентироваться в музыкальных стилях;

-формирование и развитие исполнительских качеств;

-выявление наиболее одаренных детей для их профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в средние профессиональные учебные заведения

Данная рабочая программа предусматривает 8-летнее обучение. Изучение скрипки начинается с шести – семи лет и продолжается до семнадцати – восемнадцати лет. Для учеников, успешно закончивших курс обучения на скрипке, но желающих продолжить обучение в ДШИ, существует девятый год обучения – проф. ориентированный, где основной задачей является подготовка к поступлению в училище, закрепление ранее полученных знаний.



Структура рабочей программы:

- Титульный лист;

- Пояснительная записка;

- Содержание учебного предмета;

- Требования к уровню подготовки учащегося;

-Контроль успеваемости;

- Список литературы для педагогов.

- Приложения 1.

-Приложение 2.

Содержание учебного предмета.

Впервые пришедшего на урок ученика преподаватель знакомит с историей музыкального инструмента, на котором ему предстоит научиться играть. Это-введение в предмет. Следующий этап – знакомство с устройством скрипки. Следует не только назвать и показать части скрипки и смычка, но и объяснить их предназначение. Например, детям нравится, когда объясняешь, для чего нужны вырезы – эфы на верхней деке: сравниваешь, как слышал бы ученик чью-то игру в классе, стоя за закрытой дверью, и несколько громче, если дверь открыта. Использование образных примеров, сравнений вызывает у ученика интерес и сознательное отношение к обучению.

В теме урока- основы постановки - основным и очень важным моментом является раздельная постановка рук. Но прежде обратим внимание на положение ног. Ноги надо поставить на ширину плеч, немного развернув носки ног в стороны. Это необходимо для удобства и устойчивости, а кроме того, левая нога, если правильно стоит, может служить на первых порах ориентиром для положения скрипки: головка скрипки должна быть направлена туда же, куда направлен носок левой ноги, ни отклоняясь ни в лево ни в право. Тогда и позвоночник будет в правильном положении, и рукам будет удобно.

Важная деталь - подушечка на ключице. Она должна быть оптимальной для каждого ребенка по форме, величине и плотности. Даже тесемки должны быть удобными, чтобы не врезались в шею и не развязывались (как шнурки у ботинок).

Раздельное обучение в начальном периоде предполагает параллельную работу по постановке левой и правой рук, знакомству с нотной грамотой и развитию музыкального слуха. В процессе урока целесообразна частая смена этих задач, чтобы все легче усваивалось и, тем самым, повышался интерес ученика к занятиям.

Следующий этап- выведение левой руки к шейке скрипки. Здесь хорошую службу оказывают три « волшебных» слова: «горка», «окошко», « веер». « Горка»- кисть - тыльная сторона ладони - должна быть продолжением предплечья. « Окошко»- чтобы шейка скрипки держалась между боковой стороной основания указательного пальца и верхней фалангой большого пальца и не проваливалась вниз, т. е. чтобы под шейкой было «окошко». « Веер» - это когда пальцы свободно висят над грифом.

После освоения этого этапа можно приступить к постановке пальцев на струну. Для озвучивания нот использовать прием пиццикато. Параллельно с этим объясняем счет, тактовую черту, паузу. Работа с правой рукой идет после постановки левой руки. Как правильно держать смычок, сначала осваиваем на карандаше, так как он практически не имеет веса. Смычок надо держать очень легко, не сжимая его пальцами, а как бы поддерживая. Каждый палец на смычке выполняет свою важную роль, необходимую для формирования звука. Большой и средний пальцы образуют основное охватывающее трость кольцо. Указательный палец передает трости опору, вес руки в верхней половине. Безымянный палец помогает при движении смычка вверх, как бы подтягивая трость. И наконец, мизинец является основным противовесом при игре у колодки. Начинать ведение смычка целесообразно со средней части, постепенно расширяя участок смычка до конца и до колодки. Для обеспечения непременного условия- ведения смычка параллельно подставке нужно объяснить ученику и добиться, чтобы в нижней половине смычка движение начиналось от плечевого сустава, в верхней части от локтя. Соединить работу обеих рук рекомендуется при уверенности педагога, что ученик контролирует движения рук. Проблема владения смычком - это в значительной степени проблема звукового воплощения замысла композитора и реализации звуковых возможностей как инструмента, так и исполнителя.

Развитие музыкального слуха, памяти и чувства ритма входит в комплекс учебных задач преподавателя класса скрипки. Современная методика развития звуковысотного слуха и чистого интонирования на скрипке предлагает слуховой метод обучения. Он предполагает первоначальное пение песенок с показом ритма хлопками и проговаривая ритмическими слогами , подбор песенок по слуху на фортепиано и скрипке, а затем знакомство с их нотной записью. Развитие музыкального слуха надо начинать со знакомства со звуками разной высоты, регистра и тембра, давая их слушать на разных инструментах: фортепиано, скрипке, ксилофоне и других. Характер звуков дети связывают с образами природы, сказок, с голосами животных и легко узнают их в играх-загадках.

Освоив постановку пальцев правой руки на смычке, поставив его на струну, ученик пытается извлечь им звук. Первый извлекающий из струны штрих - деташе. Он является первоосновой для развития других штрихов. Это гладкий прилегающий штрих. К деташе предъявляется целый ряд определенных требований, например: а) мягкий контактный звук - без пережима ,но с достаточной плотностью; б) ведение смычка между подставкой и грифом параллельно подставке для обеспечения правильных колебаний струны и, следовательно, естественного звучания. Сила нажима смычка на струну зависит не только от игры определенной части смычка, но и от скорости проведения смычка. Важным требованием к прилегающему штриху является плавная смена смычка при помощи небольшого кистевого и пальцевого движения.

Легато - прилегающий штрих. Легато- это связное исполнение двух или нескольких нот на смычок.

Мартле - это отрывистый штрих, исполняемый обычно в верхней половине смычка раздельными штрихами. Особенностью мартле является наличие пауз между штрихами и отрывистая атака звука. Он должен быть энергичным, но в то же время он часто требует изящества.

Стаккато - производный от мартле. Отличие от мартле состоит в том, что на один смычок берется несколько или даже много коротких нот. Исполняется стаккато не только в верхней половине смычка, но и целым смычком.

«Штрих Виотти» происходит от мартле. Это два штриха мартле, исполняемые в одну сторону, со сдвинутой на второе место сильной долей, которая выделяется акцентом.

Соттийе - это мелкий штрих (производный от деташе), исполняемый в центре тяжести смычка, что дает возможность смычку немного подпрыгивать. Исполняется он преимущественно кистью.

Акцент- это выделение какого-то звука или аккорда. Исполняется он интенсивным, ускоренным проведением смычка в начале звука.

В конструктивный раздел изучения скрипки входят гаммы. Гаммы - действенное средство развития всех элементов скрипичной техники. Они необходимы для достижения чистой интонации в различных тональностях, четкой артикуляции и беглости пальцев, устойчивого ритма, совершенствования звука и его динамики, отработки смены позиций, смены струн и смычка, владения двойными нотами и развития штриховой техники. Начинают проходить гаммы лишь после того, как ученик приобретет необходимые навыки звукоизвлечения, переходов смычка со струны на струну, освоит основные интервалы и тетрахорды на всех струнах. В старших классах к гамме добавляется арпеджио.

Хорошо дополняют работу над гаммами ежедневные «Упражнения для укрепления пальцев» Шрадика Г. Они укрепляют пальцы, интонацию, ритмическую ровность, смену струн и позиций.

Этюды - это такой конструктивный материал, который, наряду с гаммами и упражнениями служит активному развитию оснащенности ученика, но вместе с тем также активно развивает и музыкально-исполнительскую сторону. Этюдов нужно проходить много, не только для экзамена или зачета. Тщательно продумывать их выбор и брать от каждого этюда все, что он может дать.

Основная мысль изучения конструктивного материала сводится к тому, что технический арсенал скрипача должен быть подготовлен заранее для тех произведений, которые ему предстоит играть, так как если новые технические навыки придется приобретать на пьесах и концертах, то ученику будет уже не до музыки.

Изучение позиций является большим и исключительно важным разделом скрипичной педагогики. С вопросом смены позиций тесно связаны, например, вопросы интонации, беглости, аппликатуры и т.д. Необходимо предварительное изучение каждой позиции с разным расположением пальцев, т.е. в различных тональностях, с хроматизмами. В начале 2 года обучения можно начинать подготовительные упражнения для смены позиций. Это движения левой руки вдоль шейки скрипки вверх и вниз. Такие упражнения способствуют устойчивому держанию скрипки на ключице и не дают возможности зажимать крепко шейку большим и указательными пальцами левой руки, а также – главное - приучают локтевой и плечевой суставы к той работе, которая будет необходима при смене позиций.

Основные моменты, необходимые для чистого интонирования, - это, во-первых, активизация музыкального слуха учащегося, развитие внутреннего слуха, возможность так называемого предслышания. Это значит, что ученик должен уметь активно вслушиваться в свое исполнение и не только уметь обнаружить и исправить неточную интонацию, но и заранее представлять себе - «предслышать»,- как должна звучать каждая нота, и « нацеливать» пальцы на чистую интонацию. Самое первое условие: воспитание у ученика требовательности к интонации - хорошо настроенный инструмент. В первый год обучения педагог помогает настроить скрипку, затем - обучение настройке должно быть частью урока, являясь педагогической функцией.



Техника двойных нот - один из труднейших разделов скрипичной педагогики. В двойных нотах усложняется интонирование, смена позиций, звукоизвлечение, динамика. Поэтому подготовительную работу для овладения двойными нотами необходимо проводить уже в самом начале обучения на скрипке, например, на 2 году обучения. Для овладения двойными нотами особенно необходимы полная мышечная свобода рук, пальцев левой руки, квартовый охват пальцев, их округлость, пластичность и четкость артикуляции.

Аккорды. Профессор Мострас К. говорил: « В аккордовой технике особое значение приобретает правая рука. Форсирование звука или резкие переходы смычка на верхние струны вызывают также заметное нарушение чистоты интонации. Во избежание излишнего нажима смычка на струны рекомендуется представлять исполнение 3х струнных аккордов в умеренном движении, как переход смычка с одной плоскости на другую близколежащию плоскость, подобно переходу с одной струны на другую. Для мягкого звучания аккорда 2 нижних звука следует исполнять как форшлаг по отношению к 2 верхним.

Аппликатура - одно из наиболее существенных исполнительских средств скрипача. Аппликатурой называется способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте ; обозначение этого способа и порядка в нотах. Выбор аппликатуры может облегчить скрипачу овладение технической трудностью, открыть новые художественные горизонты. Но он может и отрицательно сказаться и на качестве игры, если скрипач не осознал до конца целесообразность использование той или иной аппликатуры в соответствии со стоящей перед ним технической или художественной задачей. Рациональная аппликатура развивает свободу ориентировки на грифе, способствует чистоте интонации, укрепляет музыкальную память, облегчает чтение нот с листа. В основе выбора аппликатуры так же, как и выбора штрихов и фразировки, лежат объективные положения, которые базируются на законах музыкальной логики.

Вибрато на смычковых инструментах является одним из средств художественной выразительности. Характер вибрато должен определяться содержанием музыкального произведения в целом, а также функцией каждой отдельной фразы. Вибрато разнообразит звуковую палитру исполнителя, расширяя возможности трактовки произведения и усиливая его эмоциональное воздействие на аудиторию. В отношении работы над развитием вибрато в музыкальной педагогике еще нет достаточно четкой методики, поэтому во многих случаях развитие этого навыка происходит стихийно.

Работа над произведением крупной формы. На первых порах трудность для ученика представляет охват крупной музыкальной формы, осознании произведения как единого целого, осмысливание отдельных эпизодов в их взаимосвязи, а так же в использовании различных видов техники и необходимости поставить их на службу художественному воплощению произведения. Желательно прослушать произведение, если есть хорошая запись. Побеседовать о его стиле, художественных образах, о композиторе, его творчестве и эпохи создания произведения. Педагог должен сделать правку нецелесообразных редакций в отношении штрихов и аппликатуры. В стадии разбора нужно выделить наиболее трудные или неудобные места и выучить их отдельно. Последний этап- это работа над исполнительской интерпретацией произведения, показывающей творческое лицо музыканта. На этом этапе происходит более тонкая шлифовка всех оттенков, фразировки и других деталей.

Изложенное выше содержание учебного предмета носит рекомендательный характер, не является окончательным и охватывает только основные темы обучения.



Требования к уровню подготовки учащихся.

Первый класс.

Усвоение названий частей скрипки и смычка. Основы постановки. Нотный текст. Простейшие динамические, штриховые и аппликатурные обозначения. Качество звучания, интонация, ритм. Работа над развитием музыкального слуха. Изучение первой позиции. Штрихи: деташе целым смычком и его частями, легато 2-4 ноты на смычок и их соединения. Переходы со струны на струну, плавное соединение движений смычка в его различных частях.

В течение года следует пройти 2 мажорные и 2 минорные гаммы (2- в одну октаву, 2- в две октавы); 8-10 этюдов; 6-8 пьес.

Зачетные требования. Сдаются:

- 2 пьесы на академических концертах во 2 полугодии (наизусть);

- 2 контрольных урока (1-2 произведения по нотам на каждом уроке).

Перечень сборников.

Гаммы, упражнения, этюды.

Родионов К. – Начальные уроки игры на скрипке.

Григорян А. – Начальная школа игры на скрипке.

Бакланова Н. – Гаммы, этюды и упражнения в 24 тональностях. 16 маленьких этюдов-упражнений.

Комаровский А. – Этюды для начинающих (1 позиция).

Яньшиновы А. и Н. – 30 легких этюдов, т. 1.

Сборник избранных этюдов, вып. 1. ( Сост. М. Гарлицкий, К. Родионов, К. Фортунатов).

Шевчик О. – Соч. 6 . Упражнения.

Пьесы.


Захарьина Т. - Сборник пьес для начинающих, вып. 1 (обработка народных песен). Сборник пьес для начинающих, вып. 1. Первые шаги.

Хрестоматия педагогического репертуара, вып . 1 (сост. М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов).

Хрестоматия педагогического репертуара, вып. 1 (сост. К. Фортунатов).

Юный скрипач, вып. 1 (сост. К. Фортунатов)

Педагогический репертуар, сборник 1 (сост. К. Мострас и А. Ямпольский).

Педагогический сборник для 1-2 классов (под ред. Португалова).

Легкие пьесы для начинающих, вып. 1-2 (под общей ред. К. Мостраса).

Педагогический репертуар детских музыкальных школ (под общей ред. К. Мостраса).

Кабалевский Д. Соч. 80, 20 пьес.

Якубовская В. Вверх по ступенькам. Л., 1981.

Бакланова Н. Первые уроки. М., 1977.

Пархоменко О., Зельдис В. Школа игры на скрипке. Киев, 1987.

Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., 1978.

Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., 1984.



Второй класс.

Дальнейшая работа над постановкой, звукоизвлечением и ритмом. Изучение штрихов деташе, легато 4 ноты на смычок («В», « С»), 8 нот («А») и их чередований. Начало работы над мартле ( «А»). Динамические изменения звука. Простейшие виды двойных нот («А») с применением пустой струны. Знакомство с позициями 2 и 3 («А, В»). Двухоктавные мажорные и минорные гаммы. Арпеджио («А»).

В течение года учащиеся должны пройти: 3-6 гамм; 8-10 этюдов; 7-8 пьес; 1 произведение крупной формы («А»).

Зачетные требования. В течение учебного года сдаются:

- 4 пьесы на академических концертах (наизусть);

-2 контрольных урока (по 2 произведения на каждом - по нотам). Можно исполнить 2 пьесы или 1 пьеса и 1 этюд. Допускается замена 2 пьес одним произведением крупной формы.

Перечень сборников.

Гаммы, этюды, упражнения.

Григорян А.- Начальная школа игры на скрипке.

Родионов К. – Начальные уроки игры на скрипке.

Бакланова Н.- Гаммы, этюды и упражнения в 24 тоннальностях.

Яньшинов А. – Гаммы и арпеджио.

Комаровский А. – Этюды для начинающих (1 позиция).

Яньшиновы А. и Н. – 30 легких этюдов, т. 1-2.

Гнесина-Витачек Е. – 18 легких этюдов.

Шрадик Г. – Упражнения, т. 1.

Шевчик О. – Упражнения, соч. 6.

Сборник избранных этюдов, вып. 1 (сост. Гарлицкий М., Родионов К., Фортунатов К.).

Гржимали И. – Упражнения в гаммах.

Григорян А.- Гаммы и арпеджио.

Пьесы.

Соколовский Н. Легкие пьесы, т. 1 , соч. 3.



Сборник педагогического репертуара для детских музыкальных школ (под ред. К. Мостраса).

Легкие пьесы для начинающих, вып. 2 (под ред. К. Мостраса).

Хрестоматия педагогического репертуара, вып. 1. (сост. Гарлицкий М. , Родионов К., Уткин Ю., Фортунатов К.)

Хрестоматия педагогического репертуара (ред. Фортунатов К.)

Хрестоматия педагогического репертуара (ред. Фортунатов К.).

Юный скрипач, вып. 1 (сост. К. Фортунатов).

Педагогический репертуар,сб. 1 и2 ( сост. К. Мострас и А. Ямпольский).

Педагогический сборник (ред. Португалова).

Кабалевский Д. Соч. 80, 20 пьес.

Библиотека юного скрипача, вып. 1, 2, 3.

Библиотека юного скрипача (легкие пьесы на темы народов СССР).

Богословский Н. Сборник для детских музыкальных школ.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница