Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»




страница1/10
Дата19.07.2016
Размер1.94 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ




Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»




Российский университет дружбы народов



Программа дисциплины



История социологии


Москва

2003

Программа дисциплины «История социологии» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.


Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Авторы (составители):


Батыгин Г.С., доктор философских наук, профессор, РУДН

Подвойский Денис Глебович, кандидат философских наук, РУДН

(ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз)


Рецензенты:
Нарбут Н.П., кандидат философских наук, доцент, РУДН

(ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз)



ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КУРСА


ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Российский университет дружбы народов

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. История социологии как предмет изучения

РАЗДЕЛ I.

Развитие европейской общественной мысли в период до возникновения социологии

Тема 2. Социальные идеи античности

Тема 3. Социальные идеи Средних веков

Тема 4. Западноевропейская социальная теория эпохи Ренессанса и Реформации

Тема 5. Новоевропейская социальная мысль ХVII – начала XIХ вв.:
вехи теоретической эволюции


РАЗДЕЛ II.

Предметное и методологическое самоопределение общественнонаучного знания: социологические концепции ХIХ столетия

Тема 6. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины

Тема 7. Социологический позитивизм Огюста Конта

Тема 8. Социологический органицизм Герберта Спенсера

Тема 9. Натуралистический редукционизм в социологии
второй половины ХIХ — начала XX века


Тема 10. Марксизм как социологическая теория

Тема 11. Психологическое направление в социологической теории

РАЗДЕЛ III.

Классические социологические теории конца ХIХ — начала ХХ века

Тема 12. Социологический реализм Эмиля Дюркгейма

Тема 13. Макс Вебер и социологический антинатурализм

Тема 14. Ф. Тённис, Г. Зиммель, В. Зомбарт и другие представители немецкой классической социологии

Тема 15. Вильфредо Парето и политико-социологический неомакиавеллизм

РАЗДЕЛ IV.

Современная теоретическая социология: обзор важнейших концептуальных подходов

Тема 16. Чикагская школа и институционализация американской социологической традиции

Тема 17. «Микросоциологические» концепции в американской социологии

Тема 18. Социологический интегрализм Питирима Сорокина

Тема 19. Структурно-функциональное направление в социологической теории

Тема 20. Феноменологическая перспектива в социальных науках

Тема 21. Судьбы немецкой социологии в XX столетии

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Тема 22. Проблема общественного развития в социологической теории:
история и современность


Тема 23. «Много социологий для одного мира»:
новейшие тенденции в социологической мысли




ВВОДНАЯ ЧАСТЬ




Тема 1. История социологии как предмет изучения

Цели и задачи курса. Предмет истории социологии. История социологии как процесс и история социологии как специальная научная дисциплина. Историография истории социологии. Наука социология и исторический контекст ее развития. Развитие социологических идей: единство логического и исторического. Социологическая теория в двух ракурсах рассмотрения (общая социология и история социологии). Проблемно-хронологический дуализм в трактовке вопросов социологической теории.

Место истории социологии в системе науковедческих знаний. История социологии и история философии (основные мотивы взаимодействия и основные характеристики взаимопроникновения предметов этих наук). История социологии и проблемы общей методологии наук. История социологии и другие науковедческие дисциплины. Историко-социологические знания как элемент общей гуманитарной культуры.

История социологии и история общественной мысли: конкретизация параметров предметного размежевания (общее и особенное). Характеристика специфики философского и научного типов дискурса применительно к изучению явлений общественной жизни (сходства и различия). Социальная философия как «философия общества» и социология как «наука об обществе» (аналитически различимые подходы в масштабах единого когнитивного пространства). «Феноменальные» и «ноуменальные» вопросы в структуре обществоведческого знания. Социология как наука о «социальных фактах» (как наука о социальной реальности). Особенности специфически философского взгляда на общество: исследование «сущностного» измерения универсума общественной жизни. «Социальная метафизика» и «социальная наука» — сходства и различия. Теории «сущего» и теории «должного». Социология и этика.

Общая характеристика структуры курса. Наука о человеческом обществе — ее прошлое и настоящее. Основные этапы развития мировой социологической мысли: 1) «предыстория социологии» — от истоков (в эпоху античности) до конца XVIII столетия; 2) возникновение социологии как самостоятельной науки — первая половина XIX в.; 3) эпоха создания классических социологических концепций — вторая половина XIX — начало XX вв.; 4) современный этап в развитии социологии — начиная с 20-х гг. XX столетия; 5) новейший период в развитии науки о человеческом обществе («социологический постмодернизм») — начиная с 70-х гг. XX века.

Национальные «школы» в социологии (французская, немецкая, английская, американская и др.) — общая характеристика основных направлений исследовательской деятельности, традиции в выборе исследовательских ориентиров и концептуально-методологических приоритетов. Европоцентристские симпатии мировой социологии. Европейская социологическая классика как «флагман» мировой социологической мысли. Социология в Европе и в Америке (преемственность и метаморфозы). Западная социология и судьбы социологии в России. История социологии как «социология социологии», как инструмент интеллектуальной рефлексии и самокритики. Концептуальные построения в социологической науке и исторический фон их возникновения.

История социологии как базисная, основополагающая дисциплина в системе профессионального социологического образования.
Литература к теме 1.


  1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995. С. 5-17.

  2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. С. 12-16.

  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.1.: Методология и история. М.: ИНФРА-М, 2000. Раздел 2.

  4. История социологии и история социальной мысли: общее и особенное («круглый стол») // Социологические исследования. 1996. №10. С.77-88; № 11. С.59-66.

  5. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1 / Ответ. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. М., 1997. С. 7-27.

  6. История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 1. От Платона до Канта (предыстория социологии и первые программы науки об обществе). М., 1995. С. 5-26.

  7. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С. 9-22.

  8. Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учебное пособие. Ростов на Дону: «Феникс», 2001. С.4-35.

  9. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница