Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ст. 14; Федеральном законом «О свободе совести»




Скачать 320.64 Kb.
Дата20.07.2016
Размер320.64 Kb.
c:\users\user\desktop\сканир\лист3\лист3.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению - культурологической; по форме организации – групповой; по времени реализации –годичной.

Данная программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ст. 14; Федеральном законом «О свободе совести», ст. 5; Конституцией РФ, ст. 28, 29, 44; Конвенцией о правах ребёнка, ст. 13–15; Семейным кодексом, ст. 54–56, 58–60. Методика построения занятий по данной программе основана на методике православной педагогики Л. В. Суровой и методики ситуативного подхода к организации духовного воспитания школьников И. А. Соловцовой.



Актуальность программы связана с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания современных детей, по программе, в которой учтены особенности возрастного развития и усваиваемого детьми на этом уровне материала.

Прежде всего, следует отметить, что чувство «нравственного вкуса» в детях этого возраста в значительной степени находится под влиянием СМИ и примера ставших подростков. При этом может пробудиться понимание христианских ценностей как основы нравственной жизни, в чем и заключается цель реализации данной программы. Так как в этом возрасте способно развиться чувство личной нравственной ответственности, могущее идти вразрез с мнением товарищей, то дети начинают испытывать чувство нравственного неудовлетворения собой и своими поступками, что является



благоприятной почвой для освоения жизнеутверждающих постулатов православной культуры. Но при этом дети яснее сознают противоречие между христианскими ценностями и взглядами, царящими в обществе, а предоставленные сами себе с трудом могут обрести удовлетворительные ответы. Детям этого возраста сложно самим примирить христианское мировоззрение с тем, что они узнают о жизни из окружающего их мира. И собственные несколько сказочные представления их больше не удовлетворяют. Иными словами, на программу получаемого этой возрастной группой учеников духовно-нравственного образования возложена кардинальная задача помочь им освоить «единство мировоззрения», чтобы дети не оказались под влиянием принятой в нашем мире двойственности. Программа направлена на:

  • развитие у детей мотивации к освоению православной культуры;

  • приобщение детей к христианским ценностям, которые являются основополагающими в жизнедеятельности любого цивилизованного общества;

  • развитие у детей мотивации к познанию духовных законов в отношениях к Другому и самому себе;

  • активизацию мыслительной деятельности и рефлексии;

  • профилактику асоциального поведения и налаживание дружественной атмосферы в детском коллективе;

  • создание условий для творческой самореализации личности ученика, ее интеграции в систему отечественной культуры;

  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.


Цель и задачи программы:

  • Изучение обучающимися христианской нравственности, основанной на заповедях и добродетелях.

  • Рассмотрение православного миропонимания через изучение истории Христианства и истории Православия на Руси.

  • Более углубленное изучение христианского мировоззрения, нравственности и вероучения.

Задачи:

  1. Рассмотрение обучающимися православного учения о Боге, Пресвятой Богородице, Святых через изучение православной иконографии;

  2. Рассмотрение содержания и смысла праздников церковного календаря через изучение их иконографии.

  3. Ознакомление обучающихся с заповедями, данными через пророка Моисея и заповедями, данными Иисусом Христом в Нагорной проповеди;

  4. Освоение понятий о христианских добродетелях;

  5. Рассмотрение содержания и смысла православных праздников.

  6. Изучение обучающимися истории появления и распространения Христианства в мире;

  7. Изучение истории Русской Православной Церкви;

  8. Ознакомление с житиями Святых;

  9. Рассмотрение православного миропонимания, выраженного в традиционных устоях жизни российского общества.

  10. Рассмотрение основных понятий и вопросов христианского мировоззрения;

  11. Освоение христианской нравственности через понимание смысла и значения Божьих заповедей как объективных законов бытия;

  12. Понимание православного учения о Церкви; Таинствах; церковной символике.


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 7 до 11 лет. При реализации программы необходимо учитывать следующие особенности этого возраста детей. Дети вполне способны понимать смысл символических повествований, что может пробуждать их интерес и ставить разумные вопросы. В этом возрасте дети особенно интересуются прошлым, историей; и им интересны и понятны простые богословские объяснения.

Срок реализации данной программы 1 год. Программа рассчитана на 68 часов в год

Формы занятий:

По количеству детей – форма занятий коллективная.

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей предполагаются такие формы занятий, как беседа; экскурсия (заочная или очная); творческая мастерская; праздничное мероприятие – фестиваль, постановка спектакля; викторина.

По дидактической цели – комбинированные формы занятий, а также – вводное, занятия по углублению знаний, практические занятия и занятие по обобщению и закреплению знаний.

Режим занятий:

По данной программе проводится 1 занятие в неделю: продолжительностью 40 минут



Ожидаемые результаты:

Предполагается, что в процессе освоения данной программы дети будут знать:



  • Православное учение о Боге и человеке как образе Божьем;

  • Десять заповедей, данных пророку Моисею;

  • Девять заповедей блаженства, данных Иисусом Христом;

  • Евангельские события, отраженные в православных праздниках;

  • Жития Святых;

  • Основные иконографические образы;

  • Важные события истории Христианства в мире и в России;

уметь:

  • Раскрывать евангельские притчи и наставления Иисуса Христа;

  • Понимать христианские заповеди и ценности как нормы жизни, а пороки и грехи – как ее искажение;

  • Видеть связь заповедей с повседневной жизнью;

  • Раскрывать содержание и смысл православных праздников;

Проявлять следующие отношения:

  • наблюдательность и внимательное отношение к своему внутреннему миру;

  • деятельную помощь ближним;

  • почтительное отношение к старшим.

Способы проверки результатов освоения программы.

Формы подведения итогов реализации программы могут быть следующими:

занятия по обобщению знаний в конце каждого тематического раздела

Содержание учебного предмета.


  1. Россия – наша Родина (1ч)

Россия – наша Родина.


  1. Основы православной культуры (28ч)

Культура и религия.

Человек и Бог в православии.

Православная молитва.

Библия и Евангелие.

Проповедь Христа.

Христос и Его крест.

Пасха.

Православное учение о человеке.



Совесть и раскаяние.

Заповеди.

Милосердие и сострадание.

Золотое правило этики.

Храм. Икона.

Праздничные Иконы.

Как христианство пришло на Русь. Подвиг.

Заповеди блаженств.

Зачем творить добро?

Чудо в жизни христианина.

Совесть и раскаяние.

Отношение христианина к природе.

Христианская семья.

Христианин в труде.

Рождество Христово.

Храм как образ Вселенной.

Преображение Господня.

О Начале творения мира.

Всемирный потоп.

Явление Троицы.

Гибель нечестивых народов.
3.Любовь и уважение к Отечеству.

Патриотизм многонационального и многоконфесионального народа России.(5ч)





Приложение.

Диагностические методики обученности


«Закончи предложение»

В комплект входят 10 карточек с окончаниями предложений, которые раздаются на руки обучающимся, а ведущий берет карточки с началом этих предложений. (Предложения связаны с изученным материалом занятия или цикла занятий). И те и другие карточки нужно предварительно разрезать: карточки ведущего разрезать на маленькие (то есть на каждой карточке - отдельное предложение), а карточки игроков разрезать по столбцам, то есть на каждой карточке должно поместиться 5 предложений. 


Правила такие. Ведущий достает по одной карточке и читает начало предложения. Игрок, у которого окончание этого предложения должен прочитать его вслух. Тогда он получает эту карточку от ведущего и закрывает ей свою ячейку. Кто быстрее закрыл все ячейки, тот и выиграл.
«Библейское лото»













Каждому обучающемуся (или паре человек) на руки дается карточка (лист А4, разлинованный на 12 ячеек с ответами). Ведущий читает карточки с вопросами (их предварительно нужно разрезать по размеру ячеек в карточках игроков). Правила те же, что и в простом лото. Каждому игроку нужно закрыть ячейки на своей карточке, дав правильный ответ. Кто быстрее это сделает, тот и победил. (Можно, чтобы вопросы для всех были одинаковыми, тогда для ответов заранее раздать фишки).  


«Дорисуй картину»

Ведущий рисует линию или какую-нибудь незаконченную фигуру на доске, а потом предлагает кому-то из игроков продолжить рисунок по теме занятия. Можно раздать листочки каждому игроку, размноженные на копировальном аппарате с одинаковыми линиями или фигурами.



















«Библейские картинки»

 Разрезаются карточки, на одной стороне у них, написано слово, а на другой, сколько очков дается за это слово. Из двух команд выходят по одному человеку, выбирают карточку по очкам и рисуют слово, чья команда быстрее отгадает слово, тому эти очки и записываются. Слова – по изученному материалу. Например:



  • Ковчег, Жертвенник, Радуга, Потоп, Дерево познания добра и зла, Библия и т.д.




«Спрятанные слова» 

Играющие делятся на 2-5 команд по 2-7 человек в каждой (либо индивидуально). Командам или каждому обучающемуся раздаются листочки. На этих листочках - большая таблица со множеством букв. Нужно найти спрятанные слова. Слова могут быть написаны по горизонтали (справа налево и слева направо), по вертикали (сверху вниз и снизу вверх), а также по диагонали.кто быстрее найдет 10 спрятанных слов - тот и выиграл!






«Мешочек с предметами» 

Педагог предлагает детям поочередно доставать из мешочка предметы на ощупь, угадывая их и вспоминая с каким событием эти предметы связаны. (Например, в мешочке могут находиться яблоко – запретный плод, любой инструмент – как инструмент строительства Вавилонской башни, веревка – связывавшая Исаака, рогатка – с помощью которой Давид победил Голиафа, ножницы – обессилившие Самсона и др.)




«Пантомима»

Обучающиеся делятся на две команды с примерно одинаковым количеством человек. Первая команда загадывает какое-нибудь понятие (из изученных тем), например, «Притча о мытаре и фарисее». Затем вызывается один любой игрок из противоположной команды, и говорят ему загаданное понятие. Задача этого игрока - в пантомиме изобразить это понятие для своей команды, чтобы та его угадала. Когда игрок будет показывать загаданное слово, то его команда вслух начинает угадывать. На что игрок может отвечать кивком головы, но не должен произносить никаких слов или звуков. Когда слово угадано, команды меняются ролями.










«Поле чудес»

Варианты игры могут быть самые разные.

Как в телевизионной игре, игроки угадывают буквы в слове.


«Найди ошибку»

Педагог  меняет одно слово в названии на его синоним или на любое другое. Участники задания должны найти,  какое слово заменено.


«Один за всех…»

 Один человек выходит из аудитории, тогда как остальные загадывают слово. Вернувшись, игрок должен отгадать слово, задавая вопросы аудитории, на которые ответом может быть только «да» или «нет» (а также «почти», «иногда», «не совсем»). Можно ограничить количество вопросов, например, до пяти.


«Свиток»

Обучающиеся по-очереди вытягивают свернутый в свиток листок бумаги, разворачивают и читают написанное на нем слово. Задача: объяснить понятие.



Викторина «Брейн ринг»

Обучающиеся делятся на 2 или 3 команды. Поочередно команды выбирают вопросы из представленного списка разделов по номеру (в каждом разделе от 1 до 5 вопросов). Каждый номер означает количество баллов, которое можно получить команда в случае правильного ответа, и, соответственно, уровень сложности вопроса.



«Разложи по порядку» (для исторической части программы)

Задача: разложить представленные педагогом изображения в хронологическом порядке.



Кроссворды. Головоломки. Загадки. Тесты

Приложение.Диагностические методики воспитанности

Недописанный тезис

Метод недописанного тезиса выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни. Обучающемуся предлагается заготовленный заранее листок с тезисами, которые необходимо дописать. На ответ отводится ограниченное время (до одной минуты).




  • Хорошая жизнь – это…

  • Быть человеком – значит …

  • Самое главное в жизни…

  • Нельзя прожить без…

  • Чтобы иметь друзей, надо…

  • Когда никого нет вокруг, я…

  • Когда есть свободное время…

  • Чтобы стать настоящей личностью, надо…

  • Если видишь недостатки человека, надо…

  • Я лучше чувствую себя, когда…

  • Когда вижу, как мой товарищ совершает что-то дурное, я…

  • Бессовестному человеку на свете живется…

  • Встретив вежливого человека, я всегда…

  • Мне кажется, что взрослые…

  • Пожилые люди обычно…

  • Лучшее хобби – это…

  • Я думаю, что мои родители…

  • Я не всегда добросовестно…

  • Через пять лет я…

  • Через двадцать лет я…

  • Я благодарен…

Посмотрев результаты, педагог группирует мнения детей: социальная ориентация или индивидуалистическая позиция, моральное предпочтение или вещественно-предметная ориентация, агрессивность или доброжелательность и т.д.
Альтернативный тезис
Данный метод может содержать множество высказываний в зависимости от целей опроса. Применяют для контроля за формированием мировоззренческих позиций ребенка.

Предлагается подчеркнуть тот тезис, который они считают верным, например



  • Дисциплина – это свобода.

  • Дисциплина – это неволя.

  • Счастье – это много творчества и борьбы.

  • Счастье – это много всего, чего хочется.

  • Учит жизни не книга, а опыт.

  • Учит жизни не опыт, а книга.

  • Один старик, умирая, говорил: «Я всю жизнь прожил без искусства, и от этого моя жизнь не была хуже».

  • Один старик, умирая, говорил: «Моя жизнь была наполнена искусством, и только поэтому она была для меня ценна и богата».


Тест «Тематический рисунок»

Представляет собой картинки неопределенного сюжета с палочными человечками. Ситуация, изображенная на картинке, неясна, поэтому дети, как правило, прочитывают картинку как им хочется, невольно выказывая свои предпочтения. Рисунок предъявляется в течение 5-7 минут, затем ребята пишут на листочках, что они «увидели».



Например:

При анализе все ответы делятся на 3 группы:



  • Желание добра.

  • Расположенность ко злу.

  • Отсутствие отношения.


Недописанный рассказ

Этот метод – один из наиболее гибких и эффективных. Рассказ должен быть предельно лаконичен, обрываться в кульминационной точке, выводить испытуемого на позицию субъекта разыгравшихся событий, не может содержать в себе назидательного указания на решение.



Примеры рассказов.

  • …Мы увидели смешного малыша. На нем была огромная шапка. Малыша под не. Почти не было видно. Серега сказал: «Посмотрим, что там под шапкой!» - схватил ее и бросил вверх. Я…

  • Дверь отворилась, кто-то крикнул: «Уроков не будет – водопровод прорвало!» Мы…

  • Мне дали почитать одну книгу на вечер. Я устроилась поудобнее и начала читать. Тут позвонил мой парень …

  • Новенький сказал, что у него есть замечательный пес. Мы в тот же вечер пошли смотреть собаку. Оказалось, что обыкновенный пес. Мы…

Самооценка

Данная методика служит для определения характера самооценки подростка. Проводится в два этапа, причем обучающиеся не должны знать, что они будут делать на втором этапе.




  • На первом этапе предлагается список из 60 качеств, характеризующих личность, список обучающиеся должны видеть перед глазами во время работы. Им раздаются бланки протоколов (или они чертят сами) и дается задание: выбрать те качества (их должно быть 10-20), которыми должен обладать идеальный человек и записать их в колонку «Идеал». В правую колонку «Антиидеал» - записать качества самого плохого человека. Качества в обеих колонках должны быть пронумерованы, а под колонками проведена красная черта.

  • На втором этапе предлагается выбрать изколонной «Идеал» и «Антиидеал» те качества, которые проявляются у них самих.

Обработка результатов: количество собственных идеальных качеств нужно разделить на количество качеств колонки «Идеал». Если в результате деления получилось число от 0,7 до 1, то самооценка завышена, от 0,5 до 0,7 – нормальная, от 0 до 0,5 – занижена.

То же самое – с колонкой антиидеал и собственными негативными качествами. Если в результате число от 0 до 0,3 – пониженная самокритичность, завышенная самооценка, от 0,3 до 0,5 – нормальная самокритичность и самооценка, от 0,5 до 1 – повышенная самокритичность, заниженная самооценка.

Если результаты обработки двух колонок резко отличаются – это свидетельствует о внутреннем конфликте личности или о несерьезном отношении к работе с методикой.
О тебе и обо мне

Суть данной методики заключается в том, чтобы в результате игры обучающиеся выяснили какими качествами личности они обладают.

Дается установка: «Представьте, что один из ваших товарищей уехал на год в другой город. Вы стали скучать, вспоминать, какой он, и вот, что из этого получилось…» Ребята по одному выходят за дверь, а оставшиеся вспоминают качества личности «выбывшего» и записывают их на листочек. Важно условиться, что отрицательных качеств не должно быть больше положительных. «Вернувшемуся из поездки» устно зачитываются с листка качества, и дарят для работы над собой. Важно дать оценку всем участникам, а не выборочно, так как это может спровоцировать конфликт. Во время игры педагог не имеет права давать оценку никому из участников.
Сочинение

Предложите подросткам написать мини-сочинение (за 30 минут) на темы:



  • Самое радостное событие в моей жизни.

  • Моя будущая семья.

  • Интересный человек.

  • Мой лучший друг.

  • Чтобы я сделал, если бы мог все…

  • Бедность не порок?..

  • Оправдывает ли цель любые средства?

  • Любовь – это…

  • Моя вера.

  • Взрослые моими глазами.

Проанализировав то, что написали дети в своих сочинениях, можно узнать, каковы идеалы, предпочтения, стремление к положительному или отрицательному образу.
Анкета

Познавательная потребность
Цель: установить интенсивность познавательных потребностей обучающихся.


  1. Как часто Вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой?

  • Часто (5 баллов).

  • Иногда (3).

  • Редко (1).

  1. Что Вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?

  • Потрудиться, но самому найти ответ (5).

  • Когда как (3).

  • Получить готовый ответ от других (1).

  1. Много ли Вы читаете дополнительной литературы?

  • Много, постоянно (5).

  • Иногда много, иногда совсем не читаю (3).

  • Мало или совсем не читаю (1).

  1. Часто ли Вы задаете вопросы учителям?

  • Часто (5).

  • Иногда (3).

  • Редко (1).

  1. Насколько Вы эмоционально относитесь к интересному для Вас делу?

  • Очень эмоционально (5).

  • Когда как (3).

  • Эмоции неярко выражены (1).



Обработка результатов.

Подсчитать сумму баллов каждого и разделить на 5 (5 – это показатель интенсивности познавательных потребностей). Интенсивность можно считать сильно выраженной, если показатель больше 3,5; умеренной – если результат от 2,5 до 3,5; слабой – если результат меньше 2,5.


Анкета

Моя семья
Цель: выявить, каковы взаимоотношения в семье, какое влияние оказывают родители на развитие личности ребенка.


  1. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

  2. В чем, по-твоему, они бывают несправедливы по отношении. К тебе?

  3. Будешь ли ты своих детей воспитывать так, как твои родители или иначе?

  4. Будешь ли ты строгим родителем?

  5. Будешь ли баловать своих детей? Как?

  6. Твоей дочери или сыну 16 лет. До которого часа ты будешь ей (ему) гулять по вечерам?

  7. Будешь ли ты наказывать своих детей? Как?

  8. Кто будет заниматься воспитанием в твоей семье?

  9. Кто из родителей для тебя образец для подражания?

  10. Знаешь ли ты своих двоюродных, троюродных сестер братьев?

  11. Принято ли в вашей семье частое общение с бабушками, дедушками?

  12. Хотелось бы тебе, чтобы твои внуки относились к тебе так, как ты относишься к своим родственникам?

  13. Сколько бы ты хотел иметь детей и почему?

  14. В чем, по-твоему, главные причины конфликтов между родителями и их детьми?


Дерево жизни

Предложите детям нарисовать дерево своей жизни по следующей схеме:



  • Корень – цель и смысл вашей жизни.

  • Ствол – ваше представление о себе.

  • Ветви – качества, которые вы хотели бы иметь, ваши мечты и желания.

  • Плоды – качества, которые вы уже имеете, исполненные мечты и желания.

Обсудите с детьми «деревья жизни», выявляя общие тенденции и делая выводы. Постарайтесь подвести детей к мысли, что какова цель нашей жизни, таковы и ее плоды.

Мир внутри меня

Предложите детям написать на одной половине листа все, что им нравится в себе, а на второй – все, что не нравится. Затем попросите их нарисовать все свои плохие и хорошие качества в виде каких-либо сказочных существ и сочинить о них небольшие сказки и истории. Для выполнения этого задания попросите детей завести тетрадь «Мир внутри меня». Предложите детям подумать, как с помощью своих хороших качеств они могли бы избавиться от отрицательных качеств.


Интервью с самим собой

Предложите детям записать три качества, от которых им очень хотелось бы избавиться. Затем из этих трех качеств попросите их выбрать какое-либо одно, самое неприятное, и поговорить с ним.

Можно предложить детям взять интервью у этого качества. Вопросы для интервью:


  • Почему ты поселилось во мне?

  • Какие цели ты преследуешь?

  • Нравится ли тебе разговаривать со мной?

  • Что я должен сделать, чтобы ты исчезло?

Предложите детям разговаривать с этим качеством всякий раз, когда оно в них проявляется.

Что я умею и не умею

Попросите детей разделить лист на четыре колонки. В первой колонке дети должны написать, что лучше всего они умеют делать, во второй – что они умеют делать не очень хорошо. В третьей – чему они хотят научиться. В четвертой – какие качества им для этого необходимы. Дети должны заполнить эти колонки, написав в каждой, как минимум, по четыре пункта.


Цветок качеств

Предложите детям нарисовать цветок самых важных для жизни человека качеств. Число лепестков зависит от количества качеств, которые дети сочтут самыми необходимыми для жизни. Каждое качество должно быть записано на отдельном лепестке. Затем предложите детям раскрасить свои лепестки-качества.

После того как дети нарисуют свои цветы, обсудите с ними цветовые соответствия между разными качествами и красками, в которые окрашены лепестки. Предложите детям написать список качеств, которые большинством из них считаются самыми необходимыми для жизни.
Милосердное сердце

Предложить обучающимся вписать в нарисованное (на доске или на индивидуальных листах бумаги) сердце те качества, которые, по их мнению, характеризуют милосердное сердце. Затем обсудить полученные записи.



Календарно-тематическое планирование




Раздел программы

(кол-во часов)



Тема урока

Кол-во часов

Дата

Требования к уровню подготовки

План.

Факт.

0.

Вводное занятие

2 часа


1.Инструктаж по технике безопасности

2.Актуализация знаний о библейской истории



1

1











1.

Традиции православной иконографии

6 часов


1.Иконография Пресвятой Троицы

2.Иконография Иисуса Христа

3. Иконография Ангельских чинов


2

2

2









Знать основные иконографические образы Святых, Евангельские события, отраженные в них традиции русской православной иконописи. Значение и культурно-историческую ценность икон.

Уметь раскрывать содержание и смысл православной иконописи, воспитывать уважение и ценностное отношение к православным святыням.



2.

Иконография святых

12 часов


1.Образы пророков и апостолов

2.Образы святителей

3.Образы мучеников

4.Образы преподобных

5.Образы святых праведных и благоверных князей

6.Образы юродивых



2

2

2



2

2

2










Знать Православные учения о Боге и о человеке, как образе Божьем, о Святейших, пророках и мучениках, праведных и благоверных, юродивых. Знать основные иконографические образы Православной церкви.

Уметь понимать христианские заповеди и ценности; православные учения о церкви; таинства; церковные символики; усваивая христианские ценности как нормы жизни, а пороки и грехи как ее искажения. Испытывать почтительное отношение к Святым и их добродетелям. Воспитывать добродетельность и гуманность у обучающихся на примере служения святых



3.

Евангелие в иконах

22 часа


1.Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Благовещение.

2.Рождество Христово.

3.Сретение Господня. Крещение, или Богоявление.

4.Преображение Господне.

5.Вход Господень в Иерусалим. События Страстной недели.

6.Воскресение Христово.

7.Вознесение Господне.

8.Сошествие Святого Духа на апостолов, или Пятидесятница.

9.Успение Пресвятой Богородицы.

10.Воздвижение Креста Господня.

11.Иконостас.


2

2

2



2

2

2



2

2

2



2

2








Знать жития Святых, Евангельские события, отраженные в православных иконах; видеть связь христианских заповедей с повседневной жизнью, раскрывать содержание и смысл православных праздников, основных понятий и вопросов христианского мировоззрения через понимание смысла и значения Божьих заповедей как объективных законов бытия.

Уметь рассматривать православное миропонимание через изучение истории христианства и православия на Руси; поддерживать в коллективе дружескую атмосферу, содействовать духовному самосовершенствованию.



4.

Иконография Пресвятой Богородицы

28 часов


1.Иконография Пресвятой Богородицы.

2.Образ Пресвятой Богородицы Владимирская.

3. Образ Пресвятой Богородицы Казанская.

4. Образ Пресвятой Богородицы Иверская.

5. Образ Пресвятой Богородицы Смоленская и Почаевская.

6. Образ Пресвятой Богородицы «Семистрельная, или Умягчение злых сердец.

7.Покров Пресвятой Богородицы.

8.Образ Пресвятой Богородицы «Троеручица».

9.Образы Пресвятой Богородицы «Отрада, или Утешение» и «Нечаянная Радость».

10.Образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость».

11.Образы Пресвятой Богородицы «Знамение» и «Неупиваемая Чаша».

12.Образы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» и «Прибавление ума».

13. Образы Пресвятой Богородицы, особо чтимые в православии: Августовская, Урюпинская, Ахтырская.

14.Заступница усердная».

15.Появление христианства на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга.

16.Просветители славян святые Кирилл и Мефодий.

17.Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси.

18.Первые русские святые-князья Борис и Глеб. Святой князь Михаил Черниговский.

19.Святой Александр Невский-защитник земли Русской.


2

2

2



2

2

2



2

2

2



2

2

2



2

2

2



2

2

2



2








Знать о появлении и распространении христианства в мире, о крещении Руси; заповедях данных через пророка Моисея и заповедями, данными Иисусам Христом в Нагорной проповеди; о Пресвятой Богородице Владимирской, Казанской и «Семистрельной», о ратных подвигах князей-Защитников земли Русской через изучение православной иконографии; основы православного миропонимания, выраженного в традиционных устоях жизни российского общества; понятие о христианской добродетели и нравственных ценностях.

Уметь трактовать христианские нравственности основанные на заповедях и добродетелях; углубленно изучать христианские мировоззрения, нравственности и вероучения, которые являются основополагающими жизнедеятельности любого цивилизованного общества и его интеграции в систему мировой и отечественной культуры.



5.

Что мы знаем

1,5 часа


Игра-викторина «Православная икона»

1,5







Праздничное мероприятие посвященное окончанию первого полугодия

6.

Вводное занятие

2 часа


Утренник-викторина «Православный месяцеслов»

2










7.

Десять заповедей

20 часов


1.1-ая заповедь

2.2-ая заповедь

3.3-ая заповедь

4.4-ая заповедь

5.5-ая заповедь

6.6-ая заповедь

7.7-ая заповедь

8.8-ая и 9-ая заповедь

9.10-ая заповедь

10.Заповеди в нашей жизни



2

2

2



2

2

2



2

2

2



2







Знать об особенностях православной культуры; о христианской нравственности, основанной на заповеди Иисуса Христа; православное учение о Боге и о человеке, как образе Божьем; 10 заповедей, данных пророку Моисею; 9 заповедей блаженства, данных Иисусом Христом-смирение, покаяние, кротость, правдолюбие, милосердие, целомудрие, миротворчество, преданность, мужество.

Уметь раскрывать Евангельские притчи и наставления Иисуса Христа, находить в них смысл. Понимать христианские заповеди и ценности от нормы жизни, а пороки и грехи – как ее искажение; следовать в жизни нравственным христианским ценностям; внимательно относиться к своему внутреннему миру; оказывать деятельную помощь ближним и почтительное отношение к старшим.



8.

Евангельская история в праздниках

26 часов


1.Рождество Девы Марии. Введение Богородицы в Храм.

2.Благовещение. Евангелие. Рождение Иисуса Христа.

3.Рождество Христово.

4.Сретение Иисуса Христа.

5.Крещение Иисуса Христа.

6.Преображение Иисуса Христа.

7.Вход Иисуса Христа в Иерусалим и события Страстной недели.

8.Воскресение Христово.

9.Пасха.

10.Вознесение Иисуса Христа.

11.Троицын день – день рождения Церкви.

12.Успение Пресвятой Богородицы.

13.Православные праздники.


2

2

2



2

2

2



2

2

2



2

2

2



2







Знать Евангельские события отраженные в православных праздниках, жития Святых; важнейшие события истории христианства России; церковные содержания наиболее выдающихся произведений и памятников православной культуры России; литургический синтез всех видов православного церковного искусства и соборную природу православия; понимание «Пасхи», храма, благовещения, Литургии, годового круга православного богослужения; истоки православной культуры России и источники ее изучения.

Уметь раскрывать Евангельские притчи и истории; содержание и смысл основных православных праздников, приобщаться к христианским ценностям которые являются основополагающими в жизнедеятельности любого цивилизованного общества; уметь анализировать Евангельские истории; использовать как наставления в жизненной ситуации; находить духовную приемственность и культурную связь между различными периодами истории Отечества.



9.

Учение Иисуса Христа

22 часа


1.Самая главная заповедь.

2. Христианские добродетели. 1-ая заповедь блаженства.

Смирение.

3.2-ая заповедь блаженства.

Покаяние.

4.3-я заповедь блаженства.

Кротость.

5.4-ая заповедь блаженства. Правдолюбие.

6.5-ая заповедь блаженства. Милосердие.

7.6-ая заповедь блаженства. Целомудрие.

8.7-ая заповедь блаженства. Миротворчество.

9.8-ая заповедь блаженства.

Преданность.

10.9-ая заповедь блаженства.

Мужество.

11.Цветы добродетелей.

12.Семья последнего русского царя Николая II.

13.Святая великая княгиня Елизавета Федоровна. Сестричество милосердия.

14.Революция и Церковь. Новомученики и исповедники Российские.

15.Русские традиции праздника Пасхи.

16.Великая Отечественная война и Православная Церковь.

17.«Святой Руси святые имена».



2

2

2



2

2

2



2

2

2



2

2

2



2

2

2



2

3,5









Знать об особенностях православной культуры; о христианской нравственности, основанной на заповеди Иисуса Христа; православное учение о Боге и о человеке, как образе Божьем; 10 заповедей, данных пророку Моисею; 9 заповедей блаженства, данных Иисусом Христом-смирение, покаяние, кротость, правдолюбие, милосердие, целомудрие, миротворчество, преданность, мужество.

Уметь раскрывать Евангельские притчи и наставления Иисуса Христа, находить в них смысл. Понимать христианские заповеди и ценности от нормы жизни, а пороки и грехи – как ее искажение; следовать в жизни нравственным христианским ценностям; внимательно относиться к своему внутреннему миру; оказывать деятельную помощь ближним и почтительное отношение к старшим.



10.

Что мы знаем?

2 часа


Викторина «Православные праздники»










Праздничное мероприятие посвященное окончанию учебного года

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Библия в рассказах для детей. – М.: Российское библейское общество, 2006.

  2. Евангелие.- М.: «Благо», 1996.

  3. История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под. Ред. А.Н. Сахарова. – М.: «Русское слово», 2008.

  4. Митрополит Филарет (Дроздов). Пространный христианский катехизис.- М.: Изд-во Московской Патриархии, 1997.

  5. Сурова Л.В. Мироведение: комплекс методических разработок. – Клин: «Христианская жизнь», 2004.

  6. Шевченко Л.Л. Православная культура. 5-ый, 6-ой, 7-ой и 8-ой года обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Александрова Г. Приключения Ксюши по ту сторону экрана: сказка-притча для детей и подростков. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2008.

  2. Бармута Ю.В. Притча о мудрой овце, знающей овечий закон. – Белорусская Православная Цековь, 2009.

  3. Ганаго Б. Воскресное чудо: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2002.

  4. Ганаго Б. Детям о вере: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2005.

  5. Ганаго Б. Детям о душе: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2007.

  6. Ганаго Б. Детям о молитве: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2007.

  7. Ганаго Б. Детям о слове: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2008.

  8. Ганаго Б. Навстречу детским сердцам: первые беседы для малышей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2008.

  9. Ганаго Б. Небесный гость: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2008.

  10. Ганаго Б. Об образе Божием: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2008.

  11. Ганаго Б. Помыслы сердца: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2007.

  12. Ганаго Б. Свеча в окне: рассказы для детей. – Минск: изд-во белорусского экзархата, 2007.

  13. Григорьева Е. Русские иконописцы. – М.: «Белый город», 2009.

  14. День за днем: Календарь школьника. – М. Издательский совет РПЦ, 2008.

  15. Дорофеева Л. Аз буки. Стихи. – М.: Инст-т экспертизы образ-ых программ, 2008.

  16. Дунаев М.М. Православие и русская литература. – М: «Христианская литература», 2004.

  17. Евангелие в нашей жизни. – Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1995.

  18. Если Богу будет угодно: Христианские сказки Испании, Португалии и Америки / Пер. и обраб. А.П. Простосердова. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005.

  19. Жития святых славных и всехвальных апостолов. – М., 2008.

  20. Заступничество Богородицы за русских воинов в Великую войну 1914 года. Августовская икона Божией Матери. / автор-составитель А.Фарберов. – М.: «Ковчег», 2007.

  21. Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей / изложение В. Николаева. – Н.Н.: «Родное пепелище», 2005.

  22. Зернышки: Добрые истории для малых ребят. – Рязань: «Зерна», 2008.

  23. Иванов С.М., Супрун В.И. Православие на волгоградской земле: храмы Царицына – Сталинграда – Волгограда. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003.

  24. Искра Божия. Сборник рассказов и сказок для мальчиков, юношей и мужей. - М.: Институт экспертизы образоват-ых программ и госуд-но-конфессион-ых отношений, 2011.

  25. Искорки света: : рассказы для детей / Сост. Б. Ганаго. – Минск: Белорусская православная церковь, 2008.

  26. Крылов И.А. Басни. – М.: «Огонек», 1969.

  27. Книга о Церкви. – М. Паломник; Городъ, 2008.

  28. Лазарева В. Верность княжеского сердца: Житие святой Великой княгини Елизаветы. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2009.

  29. Милостивое сердце: рассказ о житии святого праведного Филарета Милостивого. – Минск, 2008.

  30. Мы рисуем праздник: Рождество Христово и Крещение Господне. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2008.

  31. Наши праздники / сост. Низова Г.Ю.: Изд. Макариева-Решемского монастыря, 2001.

  32. Незабудки: Назидательные истории для маленьких ребят. – М.: «Изограф», 2007.

  33. Ожившее сердце: Житие святого Петра, бывшего мытаря. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2007.

  34. Орлова Н.Г.Иконопись: Энциклопедия живописи для детей. М.: «Белый город», 2008.

  35. о.Павел (Груздев). Будь счастлив, родной! – Ярославль: «Китеж», 2006.

  36. Пасха красная: Традиции русской Пасхи в раскрасках для детей. – Екатеринбург, 2001.

  37. Першина О. Семь рождественских свечей. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2007.

  38. Першина О. Хрустальная лесенка в небо: рождественские рассказы. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2008.

  39. Покажи мне звезду: сборник соврем.святочных рассказов. – М.: «Фома Центр», 2005.

  40. Полушкин В. Сказки Дремучего Леса: для старшего школьного возраста. – Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2008.

  41. Поселянин Е. Кто первым вошел в рай? – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2008.

  42. Православная культура в школе. М.: «Воскресная школа», 2004

  43. Православный мир. Образовательное пособие для детей. – М.: «Православный мир», 2007.

  44. Пресвятая Богородица: для семейного чтения. – М.: «Росмен», 2007.

  45. Протоиерей Илья Шугаев. Один раз на всю жизнь: Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях. – М.: Изд-во Московской Патриархии РПЦ, 2011.

  46. Сборник методических рекомендаций по организации и проведению праздников. – Волгоград, 2008.

  47. Святой апостол Андрей Первозванный: Небесный покровитель Руси / пересказ О.А. Медведевой. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2008.

  48. Сказание о преподобном Герасиме и льве. – М.: «Сибирская Благозвонница», 2007.

  49. Соботович К., Галковская А. Маленькие подвижники: рассказы о детстве святых. – Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2007.

  50. Телешов Н. Д. Две цапли.

  51. Цветы для Спасителя: сборник рассказов / сост. Б. Ганаго. - Минск, 2006.

  52. Худошин А. Детский патерик. – М.: «Благовест», 2008.

  53. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры.- М., 2006.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

  1. Воскресная газета ПОКРОВ: культурно-образовательная ежемесячная газета, М.

  2. Добрый молодец: детский журнал для семейного чтения, Екатеринбург: «Царские дни», 2008, № 1, 2.

  3. Красная девица: детский журнал для семейного чтения, Екатеринбург: «Царские дни», 2008, № 1, 2.

  4. София – Премудрость Божия: журнал для семейного чтения, М., 2008, № 3.

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Аудиозапись колокольных звонов; песнопений.

  2. ЛисовойН., ПервушинМ. История Христианской Церкви.Аудиолекции.

  3. Копылова С. Дар Богу / Альбом. Аудиозапись.

  4. Протоиерей Сергий Николаев. Рассказы. Аудиозапись.



  1. DVD «Азбука Православия»: познавательный видиофильм. Цикл док/ф.

  2. DVD «Ангелочек»: Православное видео для детей.

  3. DVD«Библейские сказания от Авраама до Моисея». Худ/ф.

  4. DVD«Библия». Серия худ/ф.

  5. DVD «Вера святых». Цикл док/ф.

  6. DVD«Военная миссия для детей».Док/ф.

  7. DVD Иеромонах Никодим. Катехизис: Уроки Православия. Лекции.

  8. DVD «За Имя Мое». Худ/ф.

  9. DVD«Закон Божий». Цикл док/ф.

  10. DVD«Плащаница». Док/ф.

  11. DVD«Погибший мир». Док/ф.

  12. DVD«Простая истина». Худ/ф.

  13. DVD«Талая вода». Худ/ф.

  14. DVD «Тесные врата». Серия док/ф. из цикла «Святыни Христианского Мира» и «Святые и Праведники Христианского Мира».

  15. DVD «Чудо веры». Научно-популярный фильм.

  16. Mp3 «Детям о Боге»: сборник повествований.



  1. Изображение православных икон Праздников; Пресвятой Троицы; Иисуса Христа; Богородичных икон; Страстной седмицы; Святых.

  2. Изображения православных храмов: архитектура и внутреннее убранство; картины известных художников.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1. Беседа

    2. Викторина

    3. Игра-викторина

    4. Игра «Кто хочет стать мудрым?»

    5. Игра «Сто к одному»

    6. Кинолекторий

    7. Компьютерная презентация

    8. Пресс-конференция

    9. Слайд-фильм

    10. Сообщение, презентация

    11. Творческие задачи

    12. Творческая мастерская

    13. Театральная постановка

    14. Учебно-исследовательская работа

    15. Фоторепортаж

    16. Фотогалерея

    17. Художественно-прикладное творчество

    18. Чтение

    19. Экскурсия


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница