Программа Социально-экономического развития городского округа «Город Белгород» на 2015-2018 гг




Скачать 421.99 Kb.
страница1/3
Дата31.07.2016
Размер421.99 Kb.
  1   2   3

Сбалансированное градостроительство

Программа

Социально-экономического развития

городского округа «Город Белгород»

на 2015–2018 гг.

Разработчик:



Полежаев К.А.
Кандидат на должность главы

администрации (мэра) г. Белгорода

Белгород 2015



Дорогие горожане!

Все мы очень любим наш Белгород, радуемся его успехам, стремимся сделать его лучше и остро переживаем его проблемы. Город – как живой организм, и его успешное функционирование зависит от различных факторов: от ежедневного труда сотен тысяч людей, от слаженной работы управленческих команд, от сформированного социального климата.

Город Первого Салюта, Город воинской славы, благоустроенный город – всё это о Белгороде. И уже несколько лет мы говорим о том, что хотим, чтобы каждому человеку в нашем городе было комфортно в самом широком смысле слова.

Каждый горожанин, родившийся в Белгороде, приехавший сюда учиться или работать, или же переехавший на пенсии, любой, независимо от социального статуса и возраста, должен получать качественные услуги, иметь возможности для саморазвития и профессионального роста, быть окружённым умной и эстетичной городской средой. Должен и чувствовать свою ответственность за судьбу и развитие города, участвовать в его улучшении словом и делом.

Я уверен, что предлагаемые в моей программе 10 приоритетов города, удобного для жизни, в случае их успешного воплощения, помогут всем нам получить новое качество жизни и стать качественно новыми горожанами.

С уважением,



К. Полежаев

10 приоритетов Города, удобного для жизни


  1. Эффективная экономическая политика

  2. Сбалансированное градостроительство

  3. Благоустройство дворов и создание комфортных общественных зон

  4. Цивилизованная транспортная система

  5. Здоровьесбережение

  6. Доступность образования

  7. Высококультурный горожанин

  8. Гражданская активность жителей

  9. Открытость для гостей и инвесторов

  10. Эффективная система управленияyouth




Эффективная
экономическая
политика

Главная цель в экономической сфере – повышение эффективности. Необходимо добиться того, чтобы каждый вложенный в город рубль давал серьёзный мультипликативный эффект.

На сегодня основные экономические показатели говорят о том, что Белгород выглядит достаточно неплохо на фоне других городов в сложившейся макроэкономической ситуации. Однако темпы роста отстают от прогнозируемых ранее.

Темп роста валового муниципального продукта на душу населения несколько замедлился (104,3 % за год). ВМП на душу населения увеличился с 433,4 тыс. руб. в 2013 году до 452,1 тыс. руб. в 2014 году. ВМП города в 2014 году достиг 172,7 млрд. рублей, что составляет треть валового регионального продукта региона.



За 1 полугодие 2015 года индекс промышленного производства составил 107,4% по отношению к аналогичному периоду 2014 года.

Опасения вызывает тот факт, что в структуре муниципального продукта наибольшую долю (24,9%) занимает оптовая и розничная торговля, на втором месте – «транспорт и связь» (16,7%), третье место – «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (10,6%). Промышленность и строительство занимают в структуре ВМП менее 30%. А это значит, что отраслевое деление экономики неравномерно, наблюдается снижение доли сектора материального производства.

prom

По итогам 2014 года снизился объём продукции, производимой промышленными предприятиями города. Уменьшение наблюдается сфере производства пищевых продуктов (95,9%), производстве машин и оборудования (65,7%) и производстве неметаллических изделий (76,7%). Это оказывает влияние на снижение такого ключевого показателя экономики, как производительность труда и способствует росту цен на рынке товаров и услуг. Так же сложившаяся ситуация не позволяет говорить об успешной комплексной реализации политики импортозамещения

Рецессией, т. е. некритическим спадом производства, сегодня можно охарактеризовать и сферу строительства. Объем работ сложился в сумме 29,7 млрд руб., что на 14,2 % меньше, чем в 2013 году, при общем росте объёмов жилищного строительства (272 тыс. кв. м. в 2014 г. против 212 тыс. кв.м. в 2013 г.). Оборот организаций (крупные и средние) снизился на треть (до 7,3 млрд рублей). Надо отметить, что на строительном рынке наметились несколько разноплановых тенденций. Одна из них – снижение покупательской способности. Другая проблема эффективности функционирования – это опережающие темпы роста заработной платы по сравнению с ростом производительности труда.

Из-за проблем с резким сокращением платежеспособного спроса со стороны госбюджета, корпоративного частного сектора и домашних хозяйств руководители строительных организаций идут на оптимизацию издержек и оптимизируют занятость. Так численность работающих в отрасли сократилась на 9 % и составила 3,7 тысячи человек. На 4,8 % снизилась заработная плата – до уровня 27,6 тыс. руб. (в 2013 году – 28,9 тыс. руб.).

Таким образом, в решении задач развития экономики на ведущем месте должно быть поддержание работы стройиндустрии. Необходимо сохранить структуру рынка, поддержав средние, а не крупные компании, стимулировать производство недорогих стройматериалов.

http://cdnimg.rg.ru/pril/article/116/96/14/inf12.jpg

62,9 тыс. человек занято в сфере малого бизнеса – это более 35 % от общей численности работающих горожан. Развитие этой сферы экономики является особенно значимым ввиду значительной социальной нагрузки, которую несёт малый бизнес, обеспечивая самозанятость населения.

К 2015 году при сокращении общего количества субъектов малого предпринимательства на 7,8 % вырос оборот организаций и составил 111,6 млрд рублей.

Одной из основных проблем является недостаточный доступ малого бизнеса к материальным и финансовым ресурсам. Уровень консолидации малого бизнеса не соответствует уровню его развития, практически не имея общественных объединений, которые занимались бы решением его проблем, осуществляли от его имени диалог бизнеса и власти.

Объём туристских услуг по итогам 2014 года достиг значения 1,2 млрд. рублей, что выше показателя 2013 года на 19%. Однако в настоящее время туризм нельзя назвать одной из ведущих отраслей экономики города, в этой сфере имеется существенный, пока еще не раскрытый, потенциал.

Потребительский рынок продолжил рост. Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах в 2014 году вырос по отношению к 2013 году (113,3 млрд руб.) на 10,3 % и составил 125,1 млрд руб. Ежедневно каждый житель города совершает покупок на сумму 898 рублей.

Обеспеченность населения города Белгорода торговыми площадями на 1 тыс. жителей с учётом нормы 728,0 кв.м., составляет 1073 кв.м. или 147,4%, этот показатель уже сегодня находится на уровне европейского значения. При этом в Белгороде существуют как крупные многофункциональные торговые центры, так и магазины шаговой доступности. Горожане могут приобретать свежую и качественную продукцию местных производителей в торговых сетях.

Вместе с тем нарекания горожан и гостей города вызывает качество обслуживания. Также серьёзного внимания требует работа по предотвращению попадания на рынок фальсифицированной продукции.

Один из основных индикаторов состояния экономики - средняя заработная плата – растёт незначительными темпами. В августе 2015 года средняя заработная плата на крупных и средних предприятиях города сложилась в размере 29059,9 рублей, что на 3,9 % выше показателя августа 2014 года (27960,7 рублей), рост к началу года составил 7,6 % (январь – 26991 рублей).



zp2

Однако уровень заработной платы увеличивается темпами ниже, чем реальная инфляция. Общий фонд оплаты труда возрос лишь на 2,2%. Не в полной мере удаётся выполнить поручение Губернатора области, связанное с повышением заработной платы на 20%.

Незначительные темпы роста фонда оплаты труда и достаточно низкий уровень безработицы (0,8% к уровню экономически активного населения, что почти в 2 раза ниже среднего показателя по России) свидетельствует о стагнации такого показателя, как производительность труда. Замедление темпов роста реального сектора экономики, сферы строительства способствует снижению количества новых рабочих мест и, как следствие, оказывает влияние на темпы роста фонда оплаты труда.

В I полугодии 2015 года отмечен минимальный рост инвестиционной деятельности предприятий города Белгорода. Сумма инвестиций составила 9 млрд рублей, что лишь на 0,2% больше аналогичного уровня 2014 года, а по итогам 2014 года объем инвестиций сократился более чем на 17% или на 5,0 млрд. рублей и составил 25,3 млрд. рублей.

Основными причинами снижения являются влияние политических рисков, ситуация на Украине, введение экономических санкций и существенное повышение курса валют.

Незначительные темпы роста фонда оплаты труда оказали своё влияние на поступление одного из основных бюджетообразующих налогов – налога на доходы физических лиц (его доля в объеме собственных доходов в 2014 году составляет 29,2 %). Так, при запланированном темпе роста на 2015 год по НДФЛ в размере 106 % по итогам 9 месяцев текущего года фактический темп роста составляет 101,2%.



budjet

Повышение эффективности бюджетных расходов является важной проблемой, особенно в условиях ограниченности доходов. В этой связи первоочередной задачей становится определение приоритетов при распределении бюджетных ресурсов, выявление источников финансирования расходов и контроль за целевым и эффективным использованием средств.

По итогам приведённого анализа в экономическом блоке программы предлагается сделать акцент на повышение эффективности всех процессов, а также управления экономикой в целом. Предстоящий период должен стать временем мобилизации всех ресурсов и максимально выгодного для города их вложения.

Повышение эффективности экономики будет реализовано через:



  1. Увеличение доли реального сектора в общей структуре экономики города:

- создание условий для открытия новых предприятий с высокой добавленной стоимостью производимой продукции;

- стимулирование стройиндустрии путём повышения объёмов муниципального заказа как на работы, так и на стройматериалы.



  1. Проведение привлекательной инвестиционной политики:

- создание ориентированной на инвестора административной среды. Каждый инвестиционный проект должен сопровождаться в рамках проектной деятельности с чётким соблюдением сроков его реализации. Ответственность за результат должна лежать не только на инвесторе, но и на администрации города.

- поддержка выпуска конкурентоспособной импортозамещающей продукции, прежде всего, в стройиндустрии. Приоритет при проведении капитального ремонта, строительстве социальных объектов необходимо отдать материалам местных производителей;

- работа над маркетингом территории, улучшением ее «инвестиционного имиджа» в глазах потенциальных инвесторов;

- создание раздела «Инвестору» на официальном сайте органов местного самоуправления со всех необходимой информационной базой.



  1. Повышение эффективности муниципальных финансов и управления муниципальной собственностью:

- инвентаризация действующих налоговых льгот по местным налогам, оценка их эффективности;

- повышение качества работы по привлечению дополнительных доходов в бюджет;

- оптимизация расходной части без сокращения социальных обязательств.

Ожидаемые результаты действий:

- рост доли реального сектора экономики в структуре ВМП до 40%;

- повышение объёма инвестиций в основной капитал на душу населения с 66 до 80 тыс. рублей;

- увеличение средней заработной платы до 33 тыс. рублей;

- привлечение в бюджет города дополнительно 400 млн. рублей в год.


Сбалансиро-
ванное градо-строительство


В последние годы Белгород развивается уже не как город, а как агломерация, и имеет соответствующие градостроительные проблемы.

Ежедневно на личном транспорте в Белгород въезжают и выезжают около 52 тысячи человек, и еще около 41 тысячи включены в маятниковую миграцию на общественном транспорте – всего около 93 тысяч человек. Наибольшие величины автомобильных потоков наблюдаются в направлениях на Харьков (38,8%), Никольское (32,9%) и Шебекино (18,4%).

Фактически, пригороды и муниципальные районы, входящие в агломерацию, стали спальными районами Белгорода. Это создаёт серьёзную нагрузку на транспортную сеть, образовательные и прочие социальные учреждения.

Вместе с тем, наличие административных, торгово-офисных зданий, образовательных и культурных центров в центральной части города влечёт за собой появление маятниковой миграции.

В целях предотвращения точечной застройки, развитие территорий под жилищное строительство в городе Белгороде осуществляется на основании градостроительной документации по планировке территории, определяющей перспективы развития социальной инфраструктуры обслуживания жилой застройки и обеспечивающей нормативные качества социальных объектов.

Только в 2014-2015 годах разработаны и утверждены 39 проектов планировки. Начато строительство объектов на этих территориях, освоение ведется в соответствии с утвержденной градостроительной документацией. Охват территории города Белгорода документами по планировке территории составляет 26%.

Разработаны проекты планировки линейных объектов транспортной инфраструктуры: Южного планировочного района, развязок по ул. Студенческая, ул. Вокзальная, размещения парковок в центральной части города.

stroy

Несмотря на предпринимаемые меры, в настоящее время в сфере градостроительства назрел ряд серьёзных проблем, решить которые, однако, можно, выработав систему сбалансированной градостроительной политики. Среди наиболее острых вопросов:

1. Дисбаланс между территориями по плотности застройки и наличию объектов социальной инфраструктуры;

2. Точечное строительство объектов, не учитывающее перспектив развития территории, её инфраструктуру и уменьшающее инвестиционную привлекательность для комплексного освоения.

3. Наличие административных барьеров в виде системы согласований инвестиционных намерений, снижающее инвестиционную привлекательность города.

4. Реализация программ транспортной инфраструктуры, жилищного строительства, комплексного освоения территорий и развития застроенных территорий в отрыве друг от друга.



Приоритетами развития города должны быть:

39

преимущественное развитие общественного транспорта, особенно в центральной части города;

40

комфортные пространства для пешеходов, велосипедистов;


19

стимулирование строительства разнообразного и качественного жилья;


10

многофункциональное развитие территорий, сочетающее в себе разные виды деятельности.







К 2018 году для качественного изменения ситуации в сфере градостроительства будет сделано следующее:

- разработан стратегический мастер-план Белгорода, как документ целевого прогноза развития города.

- взаимоувязаны мероприятия транспортной и градостроительной политики.

Наша основная задача на предстоящий период: повышение прозрачности градостроительной политики и создание открытой системы информационного обеспечения градостроительной деятельности.



  1. Оказаться от системы согласований и перейти к правовому регулированию градостроительной деятельности на основе заранее определенных «правил игры».

  2. Создать публичный городской информационный центр градостроительной деятельности (интернет-ресурс) с обратной связью, содержащий информацию:

- о стратегическом мастер-плане города, генеральном плане, проектах планировки территорий, правилах землепользования и застройки;

- актуальную, постоянно обновляющуюся информацию о реализуемых и планируемых к реализации проектах: выданных градостроительных планах земельных участков, разрешениях на строительство, зарегистрированных проектах с целью общественного контроля за строительством;

- о планируемых администрациями города и области крупных строительных проектах с целью их общественного обсуждения;

- об истории застройки города.

3. Принятие решений по проектированию значимых архитектурных объектов, финансируемых из городского бюджета, осуществлять только на основе проведенных Публичных архитектурных конкурсов.

4. Создать Коммуникационную площадку для проведения публичных и общественных слушаний, дискуссий, круглых столов по градостроительной тематике.

Продолжится освоение Южного и Восточного планировочных районов, как основных площадок возведения многоквартирного жилья. Развитие застроенных территорий необходимо вести, сохраняя исторический архитектурный облик города. Следует сделать акцент на строительство административных зданий и учреждений социальной инфраструктуры в новых планировочных районах, в том числе для сокращения маятниковой миграции.

Отдельного внимания требует вопрос капитального ремонта жилья.

За два года реализации адресной программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов комплексно отремонтировано 76 многоквартирных домов, тогда как за 2011-2013 годы – всего 13 домов.

Проект «Дизайн-код, как инструмент в формировании городского фасада», реализованный в 2015 году, изменил подход к процессу разработки цветового решения объектов, в том числе при проведении капитального ремонта домов. В приоритет поставлена концепция эстетического восприятия объекта в увязке с цветовыми решениями фасадов зданий на улице. Разработаны дизайн-коды 13 улиц, которые легли в основу проектов цветового решения 42 фасадов многоквартирных жилых домов.

В 2016–2018 годах будет продолжена реализация программы капитального ремонта в рамках разработанного дизайн-кода улиц. Капитальный ремонт должен быть выполнен на 98 многоквартирных жилых домах, планируется освоить 1, 36 млрд руб.

Однако следует отметить, что за 2014 год сбор взносов на капитальный ремонт составил 423 млн руб. или 83% от запланированного. В 2015 году за 9 месяцев собрано 381,7 млн руб., или 88%. Обязательным условием выполнения капитального ремонта является повышение собираемости платежей. Каждый гражданин должен осознавать необходимость проведения капитального ремонта и неотвратимость ответственности за невыполнение норм Федерального законодательства об обязательных платежах за капремонт.

Итогом всей вышеуказанной работы должно стать повышение удовлетворённости горожан проводимой градостроительной политикой и достижение следующих результатов:

- обеспеченность жильём 24,6 кв.м. на человека;

- обеспеченность социальной инфраструктурой на уровне нормативных показателей;

- доля капитально отремонтированных жилых домов увеличена 2,9% до 11,7% соответственно;

- сокращение маятниковой миграции, снижение «пробок» в часы пик.


Белгород 2015



Благоустройство дворов и создание комфортных общественных зон

Комфортный город начинается с дома, двора, улицы, микрорайона. И городские власти в течение многих лет успешно занимаются решением задач благоустройства. В Белгороде за прошедшие десять лет отремонтировано 180 дворовых территорий. В последние годы велось комплексное обустройство дворов вокруг общественно значимых центров, таких как бульвар Первого Салюта, школы, городские больницы, реконструировались междворовые территории с созданием парков и скверов.

Тем не менее, в городе на сегодняшний день требует капитального ремонта 662 дворовые территории на сумму более 3 млрд рублей. Поэтому их ремонт – одна из наиболее острых проблем, которые волнуют горожан и требует решения.

В ближайшие три года необходимо реализовать муниципальную программу ремонта дворов, основанную на принципах софинансирования из местного бюджета и средств собственников, а также конкурсного отбора территорий-участников.

Приоритет будет отдаваться тем территориям, где эффективно действуют ТОС и Совет дома, где жители участвуют в благоустройстве и озеленении, исправно вносят плату за жилищно-коммунальные услуги и капремонт.

В ближайшее время необходимо определить территории, спланировать и реализовать несколько пилотных проектов в рамках программы «Двор без автомобиля». В этом направлении уже создана соответствующая инфраструктура: построены современные паркинги и кооперативные парковки, при реконструкции улиц организованы новые машино-места вдоль улично-дорожной сети.

Двор должен быть территорией жителей, местом их общения и отдыха, проведения культурных и спортивных мероприятий, а не стоянкой для автомобилей.

Общественные территории в современных городах носят смысловую нагрузку, имеют тематические направления. Благоустройство дворовых территорий, скверов и парков не только решает задачу улучшения качества городской среды, но и должно служить объединению жителей, созданию «точек притяжения» для городских сообществ.18

За последние несколько лет в Белгороде созданы такие общественные территории: скверы Любви, Дружбы городов-побратимов, детский парк «Котофей», Есенинский сквер и многие другие. Они сразу полюбились горожанам благодаря продуманной «миссии места» и проведению различных тематических мероприятий.30

В последние два года в Белгороде в ходе реализации проектов по архитектурно-ландшафтному обустройству территорий были созданы и реконструированы комфортные большие и малые общественные зоны: скверы «Семейный», «Южный» и «Рязановский», по ул. Гостёнской, Белгородскому проспекту (у супермаркета «Европа»). В продолжение работы необходимо спланировать такие комфортные зоны в каждом из микрорайонов города.

Всесезонной общественной зоной отдыха регионального значения, рекреационным ядром Белгородской агломерации станет мультипарк, который обустраивается в урочище «Сосновка». В 2016 году в нём начнёт работу новый зоопарк, будет создана сеть зон для активного, тихого, семейного, детского отдыха, для занятий спортом и многого другого.16

Закрытые общественные пространства – интеллектуально-коммуникативные площадки ‒ «третьи места» формируются на базе библиотек и предприятий общественного питания. Они призваны стать местом неформального сбора горожан, точкой «социальной связанности» и «социальной активности». Здесь проводятся встречи с интересными людьми, выставки, работают языковые и книжные клубы. Спектр мероприятий, интересных жителям города, постоянно расширяется. Удачные примеры таких проектов – сеть кафе-клубов «КоМоД», работа деловой библиотеки и выставочного зала «Родина».25

Необходимо продолжить озеленение города в рамках реализации губернаторской программы «Зелёная столица» и собственных проектов. Так, только за время реализации проекта «201» было высажено 2646 шт. деревьев, 64280 кустарников, 12759 многолетних цветов, вновь обустроено около 10 га газонов. При выполнении проектов применялись в основном хвойные и ценные породы деревьев, кустарников, при высадке цветов – многолетники. В городе за последние годы высажен миллион тюльпанов и около 200 тысяч кустов роз, повсеместно появился можжевельник. В центральном парке горожан радуют сакуры, в парках Памяти и Победы старые больные деревья заменены на новые, устойчивые к болезням. Таким образом, от больших к малым территориям, в городе формируется каркас из зелёных зон и непрерывная сеть благоустроенных уголков.45

Не менее важно сделать город удобным для пеших прогулок. Для этого в центре города начато формирование пешеходных связей. Реализованный проект по реконструкции перекрёстков по улице Попова позволил сформировать в этом районе комфортную среду для пешеходов и маломобильных групп населения.41

В ближайшие годы будет разработан и реализован пилотный проект по созданию пешеходных зон (систем пешеходных пространств) в границах: 40

- Свято-Троицкий бульвар – часть Соборной площади – сквер за Драматическим театром – парк Победы – сквер за музеем-диорамой «Курская битва. Белгородское направление» – набережная «Французского бульвара»;

- Народный бульвар – ул. 50-летия Белгородской области – новый участок от ул. Преображенской до Свято-Троицкого бульвара.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница