Программа социально-экономического развития Джидинского района на 2011-2020 годы С. Петропавловка, 2011 год. Программа



страница1/14
Дата03.06.2016
Размер2.76 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



Республика Бурятия

Муниципальное образование «Джидинский район»




Программа социально-экономического развития

Джидинского района на 2011-2020 годы

С.Петропавловка, 2011 год.
ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЖИДИНСКОГО РАЙОНА ДО 2020 ГОДА


Паспорт

Программы социально-экономического развития

Джидинского района до 2020 года


Наименование

Программа социально – экономического развития Джидинского района до 2020 года (далее Программа)

Основание для разработки

  1. Федеральный закон от 20 июля 1995 года №115- ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

  2. Закон Джидинского района от 2 апреля 1996 года № 284-I «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Джидинского района».

  3. Постановление Правительства Джидинского района от 15 декабря 2007 года № 410 «О стратегии социально-экономического развития Джидинского района до 2020 года»

Муниципальный заказчик

Администрация МО «Джидинский район»

Разработчики

  1. Комитет по экономическому развитию Администрации МО «Джидинский район».

Структурные подразделения Администрации МО «Джидинский район».

Исполнители Программы

  1. Структурные подразделения Администрации МО «Джидинский район»

  2. Органы местного самоуправления в Джидинском районе.

  3. Хозяйствующие субъекты и общественные организации в Джидинском районе.

Стратегическая цель Программы

Повышение уровня и качества жизни населения Джидинского района Джидинского района.

Приоритеты Программы

- развитие агропромышленного комплекса;

- развитие лесопромышленного комплекса;

- развитие минерально-сырьевого комплекса;

- развитие туризма;

- развитие инновационной деятельности;

- развитие человеческого потенциала.



Сроки реализации Программы

2011-2020 годы.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Достижение до 2020 года:

валовой региональный продукт – ____ млрд. рублей;

доходы консолидированного бюджета – ____ млрд. рублей;

численность населения с доходами ниже прожиточного минимума – ____ тыс. чел.




Организация контроля за исполнением Программы

Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет Совет Администрации МО «Джидинский район»




Введение
Программа социально-экономического развития Джидинского района до 2020 года (далее-Программа) определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Джидинского района на период до 2020 года.

Программа основана на анализе современного состояния и прогнозе развития экономики района с учетом перспектив реализации на территории крупных инвестиционных проектов.

Программа является основой для принятия управленческих решений структурными подражделениями Администрации МО «Джидинский район». Для реализации Программы будут разработаны Программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу ( 2011-2015 годы и 2016-2020 годы), муниципальные целевые программы, программы отраслей экономики и хозяйствующих субъектов.

Раздел I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ДЖИДИНСКОГО РАЙОНА
1.1. Общие сведения о Джидинском районе
Джидинский район входит в состав Республики Бурятия и занимает пограничное положение с Монголией. Территория составляет 8600 кв.км.

Численность наличного населения на 1 января 2010 г. – 31,1 тыс.человек, проживающих в 1 городском и 22 сельских поселениях или 37 населенных пунктах. Доля населения района в общей численности жителей республики составляет 3,2 %. Более 80% населения Джидинского района проживает в сельской местности.

На территории района имеются свободные земельные ресурсы, пригодные для развития сельского хозяйства, пригодные для размещения промышленных предприятий; природные ресурсы, которые могут представлять интерес для промышленного освоения – месторождения глины, извести, минеральные воды, лесные ресурсы и т.д. Довольно значительно наличие свободных трудовых ресурсов. Одним из резервов является приграничное положение района.

В структуре земельного фонда района основную долю составляют земли сельскохозяйственного назначения (53,0%) и лесные земли (39,9%). Земли особо охраняемых территорий составляют 4,5%.

На душу населения приходится территории 26,7 га, сельскохозяйственных угодий – 10,0 га, пашни – 3,0 га, лесных земель – 10,7 га, земель особо охраняемых территорий – 1,2 га. Показатели по сельскохозяйственным угодьям и пашне выше средних по республике в 3 и 4 раза соответственно.

Район является одним из ведущих сельскохозяйственных районов республики. Агроклиматический потенциал (зона достаточного увлажнения – 410-430 мм годовых осадков) позволяет культивировать зерновые культуры с получением относительно высоких урожаев. Боргойские солончаковые степи традиционно являются основой для развития животноводства.

Лесные ресурсы. Основной породой в горной местности является лиственница, которую на больших высотах сменяет кедр, пихта, ель, в долинной местности преобладает сосна. В общей площади района лесной фонд занимает 42 процента, а лесопокрытая площадь – 97 % от общей площади лесного фонда.

Общий запас древесины в районе составляет 15350,7 тыс. куб. м., расчетная лесосека - 137,8 тыс. куб м. Заготовка в среднем за 2005-2007 годы составила 8,0 тыс. куб. м. Площадь охотугодий 853,0 тыс. га.

Минерально-сырьевая база района включает следующие полезные ископаемые:

- андезит (камни строительные и облицовочные), Бутихинское местрождение расположено в 10 км северо-восточнее п.Джида, запасы составляют 10608 тыс.куб.м.;

- известняк, месторождения Барун-Алцагское, Барун-Сарастуйское, Барун-Торейское и Торейское расположены на территории СП «Алцакское» и «Верхнеторейское», запасы составляют 112388 тыс.тонн.;

- суглинок, сырье для производства кирпича, местрождения Ангархайское и Ичетуйское расположены на территории СП «Нижнеичетуйское», запасы составляют 175 тыс. куб.м.;

- песчано-гравийные материалы, местрождения Джидинское и Петропавловское, общие запасы составляют 29665 тыс. куб.м.;

Главные транспортные магистрали – автомобильная дорога территориального значения протяженностью 226 км. И железная дорога южное ответвление Транссибирской железнодорожной магистрали, являющаяся связующим звеном международных перевозок России с Монголией и Китаем.


Социально – экономическое развитие Джидинского района, несмотря на проявления финансового кризиса, характеризуется теденцией к росту по основным макроэкономическим показателям. Сокращается разрыв отставания между районными и среднереспубликанскими показателями.


Динамика макроэкономических показателей Джидинского района в сравнении со среднероссийскими

(в действующих ценах, к 2007 г.)

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

Объем производства товаров и услуг, %










Джидинский район

117,9

122,08

111,6

Республика Бурятия

105,4

95

102,5

Промышленное производство, %










Джидинский район

153,9

112,05

113,8

Республика Бурятия

108,4

98,1

102,5

Продукция сельского хозяйства, %










Джидинский район

101,3

123,02

107,7

Республика Бурятия

102,3

104,4

103,5

Инвестиции в основной капитал, %










Джидинский район

138,9

122,4

110,9

Республика Бурятия

107,8

96,4

116,0

Оборот розничной торговли, %










Джидинский район

127,4

112,5

116,9

Республика Бурятия

110

99,7

107,3

Платные услуги населению, %










Джидинский район

161,9

133,8

121,9

Республика Бурятия

112

100,8

103,9

Уровень общей безработицы, %










Джидинский район

9,6

9,2

10,0

Республика Бурятия

11,6

14,1

12,9

Реальные располагаемые денежные доходы населения, %










Джидинский район

110,4

108,51

107,3

Республика Бурятия

111,4

104,9

97,0

Уровень бедности, %










Джидинский район

16,7

16,0

10,2

Республика Бурятия

20,5

19,2

20,4

В районе за 2008-2010 годы выше, чем в среднем по республике показатели роста объема производства товаров и услуг (117,2 % и 102,6 % соответственно), объем промышленного производства ( 126,5 % и 108,9 % соответственно), объема производства продукции сельского хозяйства ( 110,6 % и 110,5 % соответственно), инвестиций в основной капитал ( 124,06 % и 120,5 %), объем платных услуг населению (139,2 % и 117,3 %), реальные располагаемые денежные доходы населения ( 126,2 % и 113,4 %). Вместе с тем, по итогам реализации 1 этапа Программы в районе ниже, чем в среднем по республике динамика развития розничной торговли (116,9 % и 117,7 % соответственно).



Раздел II. Анализ проблем и конкурентных преимуществ

Джидинского района.
2.1. Проблемы и ограничения Джидинского района
В отсутствии месторождений полезных ископаемых, развитой технологической промышленности и лесопереработки агропромышленный комплекс является одним из приоритетных социально значимых секторов экономики. Сельскохозяйственные товаропроизводители полностью обеспечивают собственным производством потребности населения района картофеля, овощах, молоке и мясе.

Определяющим фактором нестабильности в функционировании агропромышленного сектора экономики района является неудовлетворительное состояние материально- технической базы сельского хозяйства.

Финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей усугубляется несбалансированностью роста цен в промышленности, особенно в отраслях, производящих ресурсы для аграрного производства, и в сельском хозяйстве.

В результате диспаритета цен себестоимость основных видов сельскохозяйственной продукции растет более высокими темпами, чем цена их реализации. Продукция растениеводства рентабельна при благоприятных климатических условиях. Из продукции животноводства рентабельно лишь производство мяса.

Из отраслей сельского хозяйства слабо развито птицеводство, свиноводство, коневодство, овощеводство и садоводство. В районе не развита в полном объеме перерабатывающая промышленность, стройиндустрия, лесопереработка, нет предприятий технологической промышленности. В имеющихся организациях реального сектора экономики не внедряются инновационные процессы, нет высокотехнологичного производственного потенциала.

В жилищном строительстве отсутствие рынка строительных и отделочных материалов, большая удаленность лесоделян для заготовки деловой древесины отражается на стоимости 1 квадратного метра вводимого жилья. Отсутствие крупных инвесторов для внедрения социальных инвестиционных проектов оказывает влияние на ресурсное обеспечение инвестиционных проектов, доля бюджетного финансирования составляет более 70 % от общего объема инвестиций.

Высокий износ инженерных сетей, несоответствие производственных мощностей и количества потребителей услуг оказывают большое влияние на уровень тарифов за жилищно-коммунальные услуги. Постоянный рост цен на энергоносители, на материалы ухудшает и без того тяжелое положение предприятий ЖКХ.

В районе количество автомобильных дорог с твердым покрытием в последние годы остается на уровне 300 км. По сравнению с республиканскими показателями – 19,4 км. на 1000 кв. км территории, районные показатели составляют 2,6 км. Отсутствие асфальтовых и битумных заводов не позволяет улучшать транспортное сообщение между населенными пунктами.

Основной категорией потребителей электроэнергии являются предприятия сельского хозяйства, которые считаются базовыми потребителями (42,8 %). Заметная доля использования энергоресурсов приходится на коммунально-бытовой сектор – 18,3 %. Более половины электрических сетей имеют значительный износ, ежегодные потери электроэнергии оцениваются в 20-25 %.

2.2. Конкурентные преимущества Джидинского района.

Основу для стабильного экономического и социального развития определяют конкурентные преимущества района, которые сводятся к следующим направлениям:

- возможность совершенствования структуры экономики, которая в долгосрочной перспективе будет направлена на развитие:

- производств, обладающих большим научно-техническим потенциалом, способных конкурировать на мировом и российском рынках;

- производств, имеющих важное значение для развития экономики района (пищевая промышленность, сельскохозяйственное производство неметаллических минеральных продуктов).

- возможность создания индустрии туризма, основывающаяся на использовании целебных источников, наличие историко-архитектурных объектов, уникальных природных ресурсов района. Это позволит развивать маршрутный туризм, в том числе экологический, историко-познавательный, этнографический и пр.

- наличие на территории района железнодорожных путей сообщения создают условия для организации товаропотока и транспортного обслуживания существующих и вновь создаваемых производств.

- пограничное положение района, возможность в ближайшие годы открытия пункта упрощенного перехода «Желтура» дает возможность наращивания внешнеторгового оборота.


2.3. Направления повышения конкурентноспособности

Джидинского района.
В Республике Бурятия выделяется 5 типологических групп, определяющих специфику экономической активности данных территорий. Джидинский район относится пятой группе, так называемой «Локальная» на территории которой проживает 15 % населения республики. Данная группа характеризуется отсутствием каких-либо сырьевых ресурсов развития, основывающаяся на развитии сельского хозяйства, лесопереработке и пищевом производстве.

Поэтому основная задача Администрации Джидинского района на перспективу – создание условий для изменения структуры экономики района в направлении развития инноваций, связанных с эколого-сберегающими и эколого-безопасными технологиями.

Подобная перестройка требует серьезных инвестиций, необходимых для технического перевооружения традиционных отраслей и создания новой экономики.

На основе SWOT-анализа выявлены сильные и слабые стороны «внутренней среды» района, связанные с его геополитическим и геоэкономическим положением

К сильным сторонам мы относим: транзитный потенциал, близость к быстроразвивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона, высокий экологический потенциал территории и природно-ресурсный потенциал.

К слабым сторонам отнесены: н

изкая плотность транспортной сети, экологические ограничения, повышающие себестоимость продукции.

Благоприятные возможности развития района связаны с э

кономическим ростом и политической стабильностью в Республике Бурятия, возможностью реализации совместных инфраструктурных проектов с Монголией, Китаем и странами АТР.

Стратегической целью для района является обеспечение роста долгосрочной конкурентоспособности в тесной взаимосвязи с ростом уровня и качества жизни населения.

В целях повышения уровня и качества жизни населения района Администрация МО «Джидинский район» сконцентрирует свои усилия на шести приоритетных направлениях социально-экономической политики:

- развитие агропромышленного комплекса;

- развитие лесопромышленного комплекса;

- развитие минерально-сырьевого комплекса;

- развитие туризма;

- развитие инновационной деятельности;

- развитие человеческого потенциала.
Раздел III. Сценарные варианты долгосрочного социально-экономического развития Джидинского района
Сценарные варианты долгосрочного социально-экономического развития определяются несколькими ключевыми факторами:

степенью развития и реализации сравнительных преимуществ экономики муниципального образования в сельском хозяйстве, образовании и других сферах;

интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;

динамикой развития транспортной инфраструктуры;

интенсивностью повышения качества человеческого капитала.

В зависимости от реализации этих факторов выделены три качественных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе – инерционного, базового и оптимистичного.

Сценарии социально-экономического развития МО «Джидинский район» предполагают последовательное проведение институциональных преобразований, направленных на повышение качества и уровня жизни населения, снижение уровня дотационности и повышения конкурентоспособности района, защиту прав собственности, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата. Каждый из сценариев предусматривает развитие комплекса отраслей и видов экономической деятельности, являющихся приоритетными для экономики Джидинского района.
3.1. Инерционный сценарий
Инерционный сценарий предполагает сохранение современных тенденций развития отраслей экономики, социальной сферы и инфраструктуры.

Инерционный сценарий может обеспечить району небольшой, но стабильный экономический рост. Прежде всего, в развитии агропромышленного комплекса.

Умеренное развитие по инерционному сценарию получит туризм. Развитие туризма создаст благоприятные условия для развития агропищевого, транспортного и строительного кластеров, продукция которых будет востребована особой экономической зоной туристско-рекреационного типа.

Инерционный сценарий предполагает, что темпы экономического развития района будут незначительно превышать среднереспубликанские показатели.

При этом умеренный рост собственных доходов консолидированного бюджета, станет фактором ограничения для масштабной поддержки структурных реформ в реальном секторе экономики и привлечения средств на модернизацию социальной инфраструктуры.

Социальная защита населения будет развиваться в направлении расширения и повышения результативности республиканских адресных программ для малообеспеченных слоев населения, что позволит вывести из состава бедного населения семьи работников с детьми и домохозяйства пенсионеров.


Таблица

Индикаторы инерционного сценария развития Джидинского района на период до 2020 года.





2007 год

2010 год

2015 год

2020 год

Среднегодовые темпы прироста производства товаров и услуг, %

8,0

6,6

3,2

3,3

Среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной капитал, %

19,9

22,4

4,6

4,2

Среднегодовые темпы прироста промышленного производства, %

29,8

12,05

3,8

4,2

Среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства, %

26,8

23,02

1,0

1,2

Среднегодовые темпы прироста выполненных работ по виду деятельности «Строительство», %

В 3 раза

23,6

3,2

4,5

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %

25,0

10,2

10

9,5

Уровень общей безработицы, %

16,5

10,0

9,5

7,5


3.2.2. Базовый сценарий

Базовый сценарий направлен на формирование и реализацию (с учетом имеющихся рисков) инвестиционно-инфраструктурных проектов коммерческого и институционального типов, привлечение незадействованных финансовых ресурсов (в т.ч. населения).

При этом приоритетной задачей среднесрочного и долгосрочного развития Джидинского района является создание конкурентоспособной экономики, обладающей потенциалом устойчивого развития и создающей предпосылки для перехода на инновационный путь развития.

Базовый сценарий предполагает также создание основы и закрепление тенденций для перехода на эколого-технологический путь развития, намеченный на долгосрочную перспективу.

В современных условиях конкурентоспособная экономика может быть сформирована только путем внедрения наукоемких производств и эффективных технологий.

Социально-экономическое положение района к 2020 году должно характеризоваться реальным улучшением параметров качества жизни населения, увеличением его жизненного потенциала на основе динамичного, сбалансированного развития экономики.

Динамика повышения благосостояния населения Джидинского района в планируемый период будет определяться динамикой благосостояния, в основном, двух категорий населения: малообеспеченных слоев населения и среднего класса.

Создание объективных экономических предпосылок для формирования массового среднего класса предполагает увеличение доли населения, работающего в малом и среднем бизнесе.



Увеличение реальных доходов в условиях экономической стабилизации и снижения инфляции в возрастающей мере будет направляться не только на потребление, но и на сбережение, что, в совокупности с улучшением финансового состояния предприятий и оздоровлением банковской системы, должно сформировать значительный объем собственных финансовых ресурсов в кредитных учреждениях .
Каталог: docfiles
docfiles -> Совершенствование диагностики когнитивных нарушений в целях военно-врачебной экспертизы у военнослужащих с дисциркуляторной энцефалопатией 14. 01. 11 нервные болезни
docfiles -> Шедевры мировой и отечественной архитектуры
docfiles -> А. Силуанов выступает за то, чтобы вернуть полномочия по администрированию страховых взносов фнс
docfiles -> Основные результаты и перспективы деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Тункинский район» по решению вопросов местного значения и социально-экономическому развитию муниципального образования
docfiles -> Международный день борьбы с гипертонией Международный день борьбы с артериальной гипертонией отмечается с 2005 года во вторую субботу мая. На этот раз его девиз звучит так: каждый человек должен знать свои показатели артериального давления


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница