Программа производственной (летней педагогической) практики в детских оздоровительных учреждениях



Скачать 92.55 Kb.
Дата10.07.2016
Размер92.55 Kb.
ТипПрограмма
минОБРнауки рОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема

Кафедра педагогики

Программа



производственной

(летней педагогической) практики

в детских оздоровительных учреждениях

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Профили подготовки (История,

Русский язык и литература,

Физическая культура,

Изобразительное искусство,

География,

Иностранный язык и т.д.).

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: заочная

Составитель: Н.Ю. Абраменко

Биробиджан

2013

Печатается по рекомендации кафедры педагогики (Протокол № 10 от 01.04.2013г.) и решению учебно-методической комиссии ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема» (Протокол № 5 от 23.05.2013г.)





Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и ПрООП ВПО для студентов 2,3,4 курсов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профили (Русский язык и литература, История, Физическая культура, География, Иностранный язык, ИЗО и т.д.) заочной формы обучения \ сост. Н.Ю. Абраменко \ Биробиджан: Издательство ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема», 2013г. – 9 с.

© Наталья Юрьевна Абраменко, сост.2013

© ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», 2013г

Производственная (летняя педагогическая) практика является необходимой ступенью в системе непрерывного профессионального роста студентов, ставит их перед необходимостью творчески организовывать воспитательную работу с детьми во внешкольных условиях, сознательно используя при этом профессиональные знания и умения.

Организация и проведение данного вида практики осуществляется с учетом уровня образованности студентов, наличия у них педагогического опыта и характера выполняемой работы. В соответствии с этим студенты заочного отделения подразделяются на 2 группы


В первую группу входят студенты, работающие учителями и классными руководителями во всех типах учебных заведений, педагоги дополнительного образования, педагоги – организаторы, методисты детских домов творчества, координаторы детских движений, мастера профтехучилищ и технических лицее, воспитатели групп продленного дня, социальные педагоги и т. д. Студенты, составляющие данную группу, освобождаются от летней педагогической практики при наличии положительной характеристики с места работы и выписки из трудовой книжки.

Ко второй группе относятся студенты – заочники, не работающие в органах образования и не имеющие опыта педагогической работы. Студенты данной группы проходят летнюю педагогическую практику в обязательном порядке.

Практика проводится в течение одной смены (продолжительностью 3 недели) или другого определенного периода.



База прохождения практики: учитывая специфику формы обучения, студенты проходят практику, в основном, без отрыва от производства на пришкольных площадках, в подростковых клубах по интересам и других воспитательных учреждениях дополнительного образования.

Цель и задачи практики

Цель: приобретение опыта самостоятельной организации жизни и деятельности временного коллектива в летний период; создание условий для профессионального становления будущего педагога.

Задачи: 1. Знакомство с воспитательной системой конкретного учреждения дополнительного образования.

2. Овладение методикой воспитательной работы в условиях деятельности учреждений дополнительного образования.

3. Приобретение опыта по созданию условий для самостоятельного становления временного детского коллектива.

4. Овладение практическими навыками индивидуальной, групповой и коллективной формами воспитательной работы с учетом возрастных и личностных особенностей детей.


Содержание производственной (летней педагогической) практики

В ходе практики студенты знакомятся с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями, обычаями, предшествующим опытом лагеря. Они осуществляют психолого-педагогическое изучение детей, планирование и организацию воспитательной работы; осваивают специфические особенности работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря; участвуют в разнообразной методической работе.

Общее содержание и формы работы студентов в период летней педагогической практики определяются особенностями деятельности временного детского коллектива лагеря.

Жизнь и работа в лагере носят циклический характер. Каждая лагерная смена - новый цикл, в рамках которого обнаруживаются четко выраженные периоды, имеющие свою специфику, обусловленную динамичностью жизни отряда и дружины, интенсивностью общения и совместной деятельностью, особенностями их характера и содержания. Такие периоды условно обозначаются как организационный, основной и заключительный.

Организационный период лагерной смен. В этот период осуществляется первоначальное сплочение и организационное оформление коллективов отрядов, выдвижение воспитательных задач и определение путей их реализации, адаптация детей в условиях лагерной жизни. В работе студентов-вожатых особо важное значение имеют в этот период:

- прием детей, первые беседы с ними и их родителями, ознакомление с биографическими сведениями детей, организация отъезда детей в лагерь и проведение времени в дороге (песни, игры и т.д.), первое знакомство друг с другом;

- знакомство с лагерем: историей, обычаями, традициями, педагогическим и обслуживающим персоналом;

- предъявление к детям единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению;

- организация отрядной деятельности, создание ситуаций, позволяющих им как можно скорее познакомиться друг с другом, выявить потенциальных лидеров;

- планирование работы в отряде, выявление перед отрядом общей цели и конкретных задач;

- проведение выборов в органы детского самоуправления, распределение поручений между членами отряда;

- подготовка и проведение большого общелагерного праздника - торжественного открытия лагерной смены.

Интенсивная жизнедеятельность воспитанников в этот период, направленная на выявление и реализацию творческих возможностей каждого, на организацию и развитие коллектива, представляет студенту широкую возможность для изучения детей и подростков; уровня их воспитанности, характера складывающихся взаимоотношений в коллективе, отношений к коллективу. С этой целью используются наблюдения за воспитанниками в различных ситуациях лагерной жизни, беседы с ними, а также специальные исследовательские методики: анкетный опрос, социометрию, выбор в воображаемой и реальной ситуации и т.д. Такое изучение позволит студенту более точно составить психолого-педагогическую характеристику отряда, на основании которой выдвигаются педагогические задачи на смену и определяются те дела, которые необходимо провести в отряде.

Подготовка к практике

Организация производственной (летней педагогической) практики на ОЗО предполагает специальную подготовку студентов к работе в учреждениях дополнительного образования. Малый объем часов, отведенных на изучение факультативного курса « Методика организации летнего отдыха », обуславливает в большей части самостоятельное освоение материала, необходимого для работы в детском оздоровительном учреждении.

В подготовительный период летней педагогической практики студентов заочного отделения входят:

1) Теоретическое изучение и обобщение современного опыта организации отдыха и воспитания школьников в детских воспитательных учреждениях;

2) Участие в инструктивно – методическом лагере для студентов ОЗО факультета в рамках учебной программы;

3) Самостоятельное изучение тем, не рассматриваемых на занятиях инструктивно – методического лагеря;

4) Самостоятельная работа студентов по составлению и сбору методической копилки, в которую входят: игры различной направленности, считалки, шарады, загадки, названия отрядов и девизы, песни, разработки отрядных и общелагерных мероприятий.

Отчетная документация студентов


По итогам летней педагогической практики каждый студент во время зимней сессии предоставляет на кафедру педагогики:

1) характеристику-отзыв с оценкой за работу, подписанную начальником детского оздоровительного лагеря и руководителем смены, заверенную печатью учреждения;

2) разработку одного зачетного воспитательного мероприятия (приложение 9).

3) отчет о работе.



Итоговая конференция

При проведении итоговой конференции на факультете ставятся и решаются следующие задачи:

- анализ участия студентов в летней педагогической практике;

- обобщение положительного опыта работы в лагере и подготовки к ней;

- анализ трудностей и недостатков, имевших место при прохождении практики;

- передача накопленного опыта студентам последующих курсов.


В ходе конференции могут быть использованы следующие приемы:

- вступительное слово методиста;

- коллективное обсуждение предложенных вопросов;

- дискуссии по отдельным вопросам;

- индивидуальные впечатления студентов;

- проведение исследования работы студентов в летнем лагере, определение степени овладения полученными знаниями, умениями и навыками (анкетирование, тестирование);

- сообщение итогов летней педагогической практики/

Зачет

Окончательное подведение итогов летней педагогической практики завершается дифференцированным зачетом.

При выставлении оценок студентам учитываются:

1) оценка за работу в период летней педагогической практики (из характеристики - отзыва на студента);

2) оценка за разработку воспитательного мероприятия;

3) своевременное предоставление отчетной документации по практике;

4) мнение руководителя практики (в случае возникновения спорных ситуации).

Литература


1. Психологические основы педагогической практики студентов. /под ред. А.С. Чернышова, -М., 2000

2.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М., 1995

3. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет.- М., 1992

4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1998

5. Руководства практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /под ред. И.В. Дубровиной.- М., 1998

6. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. /под ред. И.В. Дубровиной.- М., 1995

7. Психолого-педагогическое сопровождение как особая культура поддержки и помощи ребенку в общении, воспитании и социализации. /сост. С.К. Шмурыгина. Ханты-Мансийск, 2005

8. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики.- М., 2004

9. Лыкова Н.М. Программы развития социальной адаптации младших подростков.- М., 2004

10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. -Ярославль, 1996

11. Туренская Е.С., Шиянов Е.Н. Практикум по методике воспитательной работы.- Ставрополь, 1990

12. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М., 1996

13. Немов Р.С. Практическая психология.- М., 1997

14. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М., 1991

15. Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. – М., 2000

16. Рабочая книга школьного психолога. /под ред. И.В. Дубровиной.- М., 1991



  1. Сысоева М.Е. Педагогическая практика. Справочник.- М., 2002

  2. Комплексная педагогическая и психолого-гигиеническая оценка качества знаний и состояния здоровья учащихся 1 и 10 классов школ северных регионов Российской Федерации /под ред. О.И. Артеменко.- Ханты-Мансийск, 2001

  3. Рекомендации практическому психологу. /сост. Шмурыгина С.К. –Ханты-Мансийск, 1998

  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М, 1996

  5. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе.- М., 1998

  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию.- М., Ростов /Д., 2000

23.Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8-х классов /Авторы-составители: Лунина Е.И., Шепурева Н.С.- Ростов н/Д, 2001
24.Настольная книга классного руководителя 8,9,10,11-х классов. /Автор-составитель Л.С. Бескоровайная.- Ростов н/Д, 2001
Составитель программы:

Ст.преподаватель кафедры педагогики Н.Ю. Абраменко




Каталог: sites -> default -> files -> education
education -> Рабочая программа дисциплины Научно-педагогические исследования Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»
education -> Рабочая программа дисциплины Уравнения математической физики Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»
education -> Рабочая программа дисциплины Уравнения математической физики Направление подготовки 010
education -> Программа дисциплины «Основы социального правового государства в России»
education -> Рабочая программа учебной дисциплины История исторической науки Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
education -> Программа учебной практики (ботанической) Специальность 020501 Биоинженерия и биоинформатика Квалификация выпускника
education -> Рабочая программа дисциплины «Современные политические элиты: модели формирования и тенденции развития»
education -> Рабочая программа дисциплины Количественные методы в стиховедении Направление подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование
education -> Рабочая программа дисциплины Курс по выбору Репродуктивная биология Направление подготовки 020400 Биология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница