Программа по учебному предмету В. 02. Уп. 02. Постановка голоса калининград 2014 Структура программы учебного предмета




Скачать 193.13 Kb.
Дата13.08.2016
Размер193.13 Kb.
.
МАОУ ДОД ГО «Город Калининград» «ДМШ им. Э.Т. А. Гофмана»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

В.00.Вариативная часть

Программа по учебному предмету

В.02. УП.02.ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

Калининград

2014

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета;



II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;



V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;



- Список рекомендуемой методической литературы;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Постановка голоса» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».

Постановка голоса - один из наиболее сложных и значимых учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение», относится к вариативной части.

Учебный предмет «Постановка голоса» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области сольного пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.

Срок реализации учебного предмета «Постановка голоса» составляет 2 года (4,5 классы).

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Постановка голоса»:


Срок обучения/класс

4 класс

5 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

66

66

Количество часов аудиторных занятий

33

33

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

33

33


Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная.

Занятия проводятся с концертмейстером.
Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области сольного исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей в области хорового исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:

  • развитие интереса музыкальному творчеству;

  • развитие музыкальных исполнительских способностей,

  • формирование умений и навыков сольного исполнительства;

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом;

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
    публичных выступлений;

  • подготовка обучающихся к поступлению в образовательные учреждения среднего профессионального образования.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
    освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

практический;

прослушивание записей выдающихся вокалистов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся.

Предложенные методы работы с обучающимися в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового и сольного (вокального) исполнительства.
Для реализации программы учебного предмета «Постановка голоса» должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

концертный зал с концертным роялем или фортепиано,

учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Постановка голоса» с пианино.
Содержание учебного предмета
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям проводятся консультации. Одна из форм консультаций – репетиционные занятия в концертном зале.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету вариативной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями.

Объем времени на аудиторные занятия обучающихся составляет 1 час в неделю.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся составляет 1 час в неделю.

Виды внеаудиторной работы:

-выполнение домашнего задания;

-подготовка к концертным выступлениям;

-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

-участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и т.д.

В течение учебного года планируется участие обучающихся в творческих мероприятиях: открытые уроки для родителей и преподавателей, участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

За учебный год по программе учебного предмета «Постановка голоса» должно быть пройдено 10 - 12 произведений.
Основные принципы подбора репертуара:

Художественная ценность произведения.

Необходимость расширения музыкально-художественного
кругозора обучающихся.


Решение учебных задач.

Разноплановость репертуара.

Доступность и поступенность освоения произведения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс


Тема

Содержание материала

Количество часов

Тема 1. Певческая установка. Гигиена голосового аппарата.

Осанка певца, мышечная свобода плечевого пояса, мышц шеи, головы и спины. Гигиена голосового аппарата.

2

Тема 2. Певческое дыхание. Роль дыхания. Вокализация звука.

Техника вдоха. Задержка. Момент начала пения. Смена дыхания в процессе пения. Звук и его свойства.

3

Тема 3. Развитие интонационных навыков. Высокая вокальная позиция.

Умение слушать в процессе исполнения и управлять голосом. Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса. Высокая вокальная позиция. Использование скачкообразных движений и полутоновых интонаций.

6

Тема 4. Резонансное пение.

Головные и грудные резонаторы. Их роль в пении. Техника вибрато.

2

Тема 5. Дикция и артикуляция.

Артикуляционный аппарат певца, работа над округлением гласных. Работа над словом, музыкальной и поэтической фразой.

3

Тема 6. Исполнительские задачи. Динамика. Агогика. Фермата.


Работа над нюансами. Работа над фразировкой, вытекающей из музыкального и текстового содержания. Движение музыкальной мысли. Пульсация. Динамика и агогика, взаимопроникновение двух элементов при исполнении произведений. Смысловое значение ферматы. Ее длительность.

10

Тема 7. Штрихи. Кульминация.

Навыки исполнения legato и других штрихов. Особенности работы дыхания на поп legato и staccato.

3

Тема 8. Художественный образ.

Навыки работы над произведением в целом. Выявление идейно-эмоционального смысла, работа над художественным образом.

4




Часов всего:

33



5 класс


Тема

Содержание материала

Количество часов

Тема 1. Певческая установка. Гигиена голосового аппарата.

Закрепление основных навыков певческой установки. Гигиена голосового аппарата.

2

Тема 2. Певческое дыхание. Роль дыхания в звукообразовании.

Работа над развитием певческого дыхания в упражнениях. Виды дыхания. Смешанный тип дыхания.

3

Тема 3. Развитие интонационных навыков. Высокая вокальная позиция.

Развитие и закрепление навыков самоконтроля в процессе исполнения. Высокая вокальная позиция. Маска.

6

Тема 4. Резонансное пение.

Головные и грудные резонаторы. Их роль в пении. Техника вибрато.

2

Тема 5. Дикция и артикуляция.

Работа артикуляционного аппарата певца, работа. Работа над словом, музыкальной и поэтической фразой.

3

Тема 6. Исполнительские задачи. Динамика. Агогика. Фермата.


Внимание исполнителя, память мышечных и слуховых ощущений. Работа над фразировкой. Движение музыкальной мысли. Пульсация. Динамика и агогика, взаимопроникновение двух элементов при исполнении произведений. Смысловое значение ферматы. Ее длительность.

10

Тема 7. Штрихи. Кульминация.

Смена штрихов. Умение исполнителя перестроиться. Работа дыхания. Движение к кульминации (динамика, агогика, подача текста). Техника исполнения ff и ppp. Замирание.

3

Тема 8. Художественный образ.

Навыки работы над произведением в целом. Выявление идейно-эмоционального смысла, работа над художественным образом.

4




Часов всего:

33


Требования к контрольным урокам
Промежуточная аттестация проводится:

в конце 1,3 четверти - контрольный урок

по окончании первого и второго полугодий - академический концерт.
Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Постановка голоса», являются следующие знания, умения, навыки:

4 класс:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, вокальному исполнительству;

- знание профессиональной терминологии;

- знание вокального репертуара

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

- наличие практических навыков сольного исполнения:

певческая установка, мышечная свобода, владение техникой вдоха; мягкая атака; умение контролировать процесс звукообразования; владение дыханием, умение петь в высокой позиции, умение интонировать;

- знание устройства и принципов работы голосового аппарата;

- знание гигиены голоса.

5 класс:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, вокальному исполнительству;

- знание профессиональной терминологии;

- знание вокального репертуара

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

- наличие практических навыков сольного исполнения:

владение певческим дыханием, умение петь в высокой вокальной позиции; владение навыками резонансного пения; умение исполнять динамические оттенки и нюансы через дыхание.

Основные показатели эффективности реализации данной программы:

- высокий уровень мотивации учащихся к вокально-хоровому исполнительству;

- профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;

- творческая самореализация учащихся, участие в концертах, конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
Формы и методы контроля, система оценок

В программе обучения используются следующие формы контроля успеваемости – текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся.

Формы текущего контроля:

оценка за работу в классе.

Виды промежуточного контроля:

академические зачеты в конце каждой четверти.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, с учетом теоретических знаний и практических навыков.

При оценке учащегося учитывается также его участие в концертной жизни школы. Оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

По итогам освоения учебного материала обучающимся выставляется оценка по пятибалльной шкале.

Оценка

Критерии оценивания выступления

5

«отлично»

Яркое, артистичное исполнение программы. Чистое интонирование, владение дыханием, кантиленой звука. Пение богато динамическими оттенками, резонансным звучанием. В исполнении есть движение, музыкальная мысль.

4

«хорошо»

Активная работа в классе, исполнение программы довольно интересное. У исполнителя хорошая певческая установка, владение дыханием, штрихами. В голосе есть неровности звучания. Трудные технические фрагменты исполнены со старанием, но не все удалось (интонационная неточность, форсирование звука, или наоборот вялость дыхания)

3

«удовлетворительно»

Неинтересное исполнение программы, неустойчивая интонация, нет ровного звучания, дыхание без должной опоры

2

«неудовлетворительно»

неудовлетворительное исполнение всей программы, недоученность, не владение основными навыками


Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
Методическое обеспечение учебного процесса
Программа учебного предмета «Постановка голоса» основана на следующих педагогических принципах:

соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития учащихся;

комплексность решения задач обучения и воспитания;

постоянство требований и систематическое повторение действий;

гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого ученика;

единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;

художественная ценность исполняемых произведений;

создание художественного образа произведения, выявление идейного и эмоционального смысла;

доступность используемого музыкального материала:

а) по содержанию,

б) по голосовым возможностям,

в) по техническим навыкам;

разнообразие:

а) по стилю,

б) по содержанию,

в) темпу, нюансировке,

г) по сложности.

При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах.

У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Уместно использование умеренных динамических оттенков, mр и mf, но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет добиваться яркой выразительности исполнения. В репертуаре используются преимущественно одно - двухголосные произведения.

У учащихся старшей возрастной группы развивается грудное звучание, индивидуальный тембр, диапазон расширяется. У некоторых девочек появляются глубоко окрашенные тоны, голоса детей отличаются насыщенностью звучания.

11-12 лет - предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Регулярные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации.

13-14 лет - мутационный период, связанный с резким изменением гортани. Приближение мутации определить трудно. Однако существует целый ряд признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос детей обычно улучшается, увеличивается его сила. Но через некоторое время они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, детонируют, чего не было ранее, утрачивается ровность звучания, напевность, звонкость голоса и т.д.

В организме подростков происходят значительные физиологические изменения, сложнейшие процессы затрагивают и голосовой аппарат.

Голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина зачастую не меняется, рост гортани опережает развитие резонаторных полостей, при этом надгортанник часто остается детским.

Эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе органов дыхания и гортани. Бурный рост гортани, характеризующий период мутации, является наиболее опасным моментом в работе с обучающимися. Время занятий необходимо ограничить, а в случае появления болезненных ощущений прервать на некоторый срок, но полное прекращение пения во время мутации может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования. Обязательна консультация врача - фониатора.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания.

Необходимым условием является самостоятельная подготовка обучающегося к урокам. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке замечаний и пожеланий преподавателя, который фиксирует свои записи в нотах над вокальной партией. Весьма важно, чтобы ученик умел исполнять вокальную партию на инструменте и ее воспроизводить интонационно точно, вспоминая мышечной памятью ощущения, испытываемые на уроке.

Самостоятельная работа может строиться в следующей последовательности:

  1. Проигрывать вокальную мелодию и петь, контролируя интонацию.

  2. Петь мелодию, поддерживая гармоническими аккордами длинные звуки и окончания фраз.

  3. Отрабатывать вдох, задержку дыхания и момент начала пения.

  4. Работать над артикуляцией и дикцией.

  5. Учить текст.

  6. Делать разбор произведения (литературное содержание, музыкальная форма, средства выразительности).

  7. Слушать аудио и видеоматериалы с известными исполнителями.

Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться нотными изданиями.
Рекомендуемый список произведений:



  1. Шаповаленко «Два веселых маляра»

  2. Кеворков В. «Планета кошек»

  3. Кеворков В. «Два щенка»

  4. И.Казенина «Песенка солнечных зайчиков»

  5. Л.Марченко «Кашка-ромашка»

  6. Л.Марченко «Я учу английский»

  7. Л.Марченко «Осенний бал»

  8. Л.Марченко «Италия»

  9. Л.Марченко «Старая кукла»

  10. Л.Марченко «Колыбельная кукле»

  11. Л.Марченко «Рождество»

  12. И.Славкина «Кого я уважаю»

  13. Гр.Гладков «Мистер жук»

  14. В.Семенов «Когда я стану миллионером»

  15. И.Бах «За рекою старый дом»

  16. Э.Григ «Заход солнца»

  17. Й.Брамс «Колыбельная»

  18. РНП «Как у наших у ворот»

  19. РНП «Скворцы прилетели»

  20. РНП «Жил на свете комарочек»

  21. РНП «Соловей, соловеюшка»

  22. И.Бах «Зима»

  23. Й.Гайдн «Мы дружим с музыкой»

  24. С.Соснин «Лунный Зайчик»

  25. В.Кеворков «Песенка о песенке»

  26. В.Кеворков «Когда я взрослым стану»

  27. В.Кеворков «Два щенка»

  28. П.Чайковский «Старинная французская песенка»

  29. Ж.Люлли «Песенка»

  30. В.Моцарт «Детские игры»

  31. Л.Бетховен «Волшебный цветок»

  32. Ф. Шуберт «Колыбельная песня»

  33. Ф.Абт «Вокализ»

  34. Г.Струве «Что мы родиной зовем?»

  35. Г.Струве «С нами друг»


Нотные сборники



  1. Сб. «Музыка в школе», М., 2003г.

  2. Сб. «Дети поют Баха», С-Пб, 2003г.

  3. Кеворков В. «Планета кошек», М., 2000г.

  4. Сб. Поет Робертино Лоретти, М.1964г.

  5. Дети поют Баха, СПб 2003 г.

  6. Ю.Чичков «Избранные песни», М., 1988г.

  7. Западная классика, М., 2003г.

  8. В.Кеворков «Здравствуй, песня», М.2003г.

  9. В.Кеворков «Цветная песенка», М.2005г.

  10. В.Кеворков «Планета кошек», М. 2000 г.

  11. Ю.Тугаринов «Музыка весны», М.

  12. Я.Дубравин «Страна читалия», СПб, 2001 г.

  13. «Окно в природу» хоры а капелла, М., 1997г.

  14. «Картинки природы», Краснодар, 2000г.

  15. Е.Петров «Концерт в школе», Краснодар, 2001г.

  16. Каждый класс-хор, М., 2003г.

  17. Нотная папка хормейстера № 2, М. 2006 г.

  18. Нотная папка хормейстера № 3, М. 2006 г.

  19. Сб. «Новые детские песни. Чудо-лошадка», М. 2002 г.

  20. И.Якушенко «Знают все ученики»

  21. Сб. «Мелодия. Песни для хора», Новосибирск, 2010 г.

  22. Сб. «Мир путешествий», Краснодар, 2000 г.

  23. Г.Селезнев «Лунный ежик», Краснодар, 2001 г.

  24. Сб. «Детство», Краснодар, 2000 г.

  25. Е.Петров «Мой школьный ансамбль», Краснодар, 2003 г.

  26. Л.Марченко «Лучшие детские песни», Ростов на Дону, 2007г.


Методическая литература


  1. Апраскина О.А. «Методика музыкального воспитания в школе», М., 1983г.

  2. Арчажникова Л. «Профессия – учитель музыки», М., 1984г.

  3. Асафьев Б. «О народной музыке», Л., 1987г.

  4. Бардина Н.А. (сост.) «Учебное пособие-справочник», Краснодар, 2002г.

  5. Грум-Гржимайло Т. «Музыкальное исполнительство», М., 1984г.

  6. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве», М, 1975г.

  7. Далецкий О. «Обучение пению», М., 2011г.

  8. Еременко С.И. (сост.) «Распевание в детском хоре», Краснодар, 2003г.

  9. Жак-Далькроз «Ритм», М., 2006г.




  1. Кузнецов А. «Воспитание исполнительских навыков и умений в вокальном классе», Краснодар, 2002г.

  2. Кирнарская Д. «Музыкальные способности», М., 2004г.

  3. Мильштейн Я. «Вопросы теории и истории исполнительства», М., 1983г.

  4. Млечко Т. «Головной резонатор и особенности работы над ним», Краснодар, 2000г.

  5. Морозов В.П. «Искусство резонансного пения», М., 2008г.

  6. Наумов Л. «Тот, кто музыку избрал», М., 2007г.

  7. Панкевич Г.И. «Искусство музыки», М., 1987г.

  8. Разумный В. «Интегративная педагогика», М., 2000г.

  9. Сб. «Формирование репертуара для хоровых и хореогр. коллективов», Краснодар, 2003г.

  10. Сб. Музыкальное воспитанное в школе, выпуск 15, М., 1982г.

  11. Фучито С. «Искусство пения», С-Пб, 2003г.

  12. Хлопова В.Н. «Музыка как вид искусства», С-Пб, 2000г.

  13. Халабузарь П. «Эстетическое воспитание в школах искусств», М., 1988г.

23. Чесноков П. «Хор и управление им», М., 1961г


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница