Программа по учебному предмету «специальность» Заинск 2014




страница1/2
Дата07.07.2016
Размер0.62 Mb.
  1   2



Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Заинская детская музыкальная школа»
Дополнительная общеразвивающая

образовательная программа в области

музыкального искусства «Фортепиано»

Программа по учебному предмету

«СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

Заинск 2014


«Одобрено»

Методическим советом

МБОУ ДОД «ЗДМШ»
«___»________ 201 г.

«Утверждаю»

Директор: Краснова А.В.

______________

«____»__________ 201 г.


Программа учебного предмета «Специальность» разработана на основе «Программы для детских музыкальных школ» 1988 г. Составители программы: А. Д. Алексеев, А. П. Батагова, Е. Н. Орлова, И. А. Дашкова, В. В. Дельнова, Э. Ш. Тургенева, З. П. Проскурякова и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Составитель: Жигалова Татьяна Петровна

Преподаватель первой квалификационной категории по классу фортепиано ЗДМШ


1. Рецензент: Шигапова Альфия Мунировна

Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, заведующая отделения «Специальное фортепиано» ГАОУ СПО РТ «Альметьевский музыкальный колледж им. Ф.З. Яруллина»


2. Рецензент: Спирчина Татьяна Владимировна

Преподаватель первой квалификационной категории, заведующая отделения «Специальное фортепиано» ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский колледж искусств»



Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка……………………………………….………………............4

1.1 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;……………………………………………………………………………….4

1.2 Срок реализации учебного предмета;…………………………………………..........4

1.3 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;…….….…………......................5

1.4 Форма проведения учебных аудиторных занятий;……………………………….. 5

1.5 Цели и задачи учебного предмета;……………………………............................... 5

1.6 Обоснование структуры программы учебного предмета;……………………..….6

1.7 Методы обучения;………………………………………………………………..........6

1.8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета…7
II. Содержание учебного предмета………..…………………….……………………..7

2.1 Сведения о затратах учебного времени;…………………………………………….7

2.2 Годовые требования по классам;…………………………………………………….8
III. Требования к уровню подготовки обучающихся……….….…………….…..32
IV. Формы и методы контроля, система оценок……………….….…………...….33

4.1 Аттестация: цели, виды, форма, содержание;…………………………………….33

4.2 Критерии оценки;………………………………………………………………….…34
V. Методическое обеспечение учебного процесса................................................36

5.1 Методические рекомендации…………………………………………………….…36

5.2 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся………38
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы………...........39

6.1 Список рекомендуемой нотной литературы;………………………………….….39

6.2 Список рекомендуемой методической литературы;………………………….….41

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» разработана на основе «Программы для детских музыкальных школ» 1988 г. Составители программы: А.Д.Алексеев, А. П. Датагова, Е.Н.Орлова, И.А.Дашкова, В.В. Дельнова, Э.Ш.Тургенева, З.П.Проскурякова.

Данная программа по учебному предмету «Специальность» направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями зарубежной, отечественной и национальной музыкальной культуры.

Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
1.2 Срок реализации учебного предмета «Специальность»

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с восьми-девяти лет, составляет 5 лет. Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год (6 лет).

1.3 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Специальность»

Таблица 1

Срок обучения – 5 (6) лет

Содержание

1 - 5 классы

6

Количество часов на

аудиторные занятия

330

66


1.4 Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 45 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
1.5 Цели и задачи учебного предмета «Специальность»

Цели:

  • обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;

Задачи:

  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

  • освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;

  • овладение учащимися основными исполнительским и навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

1.6 Обоснование структуры учебного предмета «Специальность»

Обоснованием структуры программы являются Программы детских музыкальных школ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
1.7 Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

-словесный (объяснение)

-практический (работа на инструменте, упражнения);

-аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.

1.8 Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета «Специальность»

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные классы для занятий по предмету «Специальность» с 5(6)-летним сроком обучения оснащены двумя фортепиано и имеют площадь не менее 6 кв. метров. В концертном зале имеется два рояля, также в школе есть библиотека. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
2.1 Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность» на максимальную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2

Срок обучения 5 (6) лет.




Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

Продолжительность

учебных занятий

(в неделях)

33


33


33


33


33


33


Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

2

2

2

2

2

2

Общее количество часов на аудиторные занятия

330

66








Виды внеаудиторной работы:

-выполнение домашнего задания;

-подготовка к концертным выступлениям;

-посещение учреждений культуры;

-участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2.2 Годовые требования по классам

Одним из важнейших средств музыкального воспитания, развитие эстетического вкуса у учащихся является выбор репертуара, в котором основное место отводится изучению произведений русских, зарубежных классиков, композиторов национальной, татарской культуры, а также современных авторов. Репертуар должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю и фактуре.

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе зачетная программа может значительно отличаться по уровню трудности (смотри варианты примерных зачетных программ). Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или зачетного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

1 класс

Одновременно с изучением нотной грамоты преподаватель занимается с учащимися подбором по слуху, пением песенок. С первого урока предполагается знакомство с инструментом фортепиано, работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся должен пройти 30-40 небольших произведений, освоить основные приемы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы различного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для более продвинутых учеников) легкие сонатины и вариации.

Учебный план

В первом полугодии проводится контрольный урок, во втором полугодии – академический зачет.

На академическом зачете исполняются два разнохарактерных произведения, одно из которых обязательно полифонического склада. Также допускается замещение пьесы этюдом. Учащиеся с хорошими данными могут исполнить произведение крупной формы.

Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.
Примерный репертуарный список:

1. Пьесы полифонического склада

Бах И. С. Нотная тетрадь А.М.Бах (по выбору)

Гендель. Г. Две сарабанды

Моцарт Л. Менуэт d - moll, Бурре d-moll,

Скарлатти Д. Ария

Моцарт В. Менуэт F-dur, Аллегро B-dur

Моцарт. В. Ария Es-dur
2. Этюды

Гнесина Е. " Фортепианная азбука", "Маленькие этюды для начинающих"

Лемуан А. Соч. 37 "50 характерных прогрессивных этюдов"

Лешгорн А. Соч. 65 Избранные этюды для начинающих

Черни К. "Избранные фортепианные этюды" под ред. Гермера, 1 ч; Соч. 139

Шитте Л. Соч. 108, "25 маленьких этюдов"

3. Крупная форма

Беркович И. Сонатина Соль мажор

Бетховен Л. Сонатина Соль мажор

Гедике А. Соч.36 Сонатина До мажор

Клементи М. Соч.36. Сонатины №№1,2

Мелартин Э. Сонатина соль минор

Хаслингер Т. Сонатина До мажор

Чимароза Д. Сонаты ре минор, соль минор

Гедике А. Соч.46. Тема с вариациями До мажор

4. Пьесы

Беркович И. Мазурка

Гречанинов А. Соч.98 Детский альбом: «В разлуке», Мазурка,

«Маленькая сказка»

Кабалевский Д. Соч.27 30 детских пьес (по выбору)

Любарский Н. Сборник легких пьес на темы украинских песен

Майкапар С. Соч.33 Миниатюры: «Раздумье», «Росинки»

Соч.28 Бирюльки: «Пастушок», «Сказочка», Колыбельная

Мясковский Н. "10 очень легких пьес для фортепиано"

Прокофьев С. "Детская музыка": Марш, Сказочка

Чайковский П. Соч.39 "Детский альбом" (по выбору)

Штейбельт Д. Адажио ля минор


Примеры зачетных программ:

Вариант 1



Черни К. Этюд

Бах И. С. Менуэт ре минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)

Штейбельт Д. Адажио

Вариант 2



Гнесина Е. Этюд

Бах И. С. Менуэт соль минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)

Прокофьев С. "Детская музыка": Марш

Вариант 3



Черни К. Этюд

Моцарт. В. Ария Es-dur

Беркович И. Мазурка

Вариант 4



Лемуан А. Этюд

Бах И. С. Маленькая прелюдия Фа мажор

Файзи Дж. Кукушка

Вариант 5



Моцарт В. Менуэт d - moll

Хаслингер Т. Сонатина До мажор

Музафаров М. обр. т.н.п. Деревенский напев

Используемые методические пособия:

Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой»,

Баренбойм Л.«Путь к музицированию»,

Ветлугина Н. «Музыкальный букварь»,

Милич Б. «Маленькому пианисту»,

Николаев А. «Школа игры на фортепиано»,

Тургенева Э. «Пианист - фантазер».

2 класс

Учебный план

I полугодие

1 четверть: контрольный урок по технике. Требования: 2 этюда

2 четверть: академический зачет. Требования: полифония, пьеса виртуозного характера.

II полугодие

3 четверть: технический зачет. Требования: 2 этюда

4 четверть: академический зачет. Требования: крупная форма, пьеса кантиленного характера.
Годовые требования:

- 2-3 полифонических произведения,

- 2 крупные формы,

- 7-8 этюдов,

- 4-6 пьес различного характера (включая два ансамбля и пьесы татарских композиторов)

Развитие навыков чтения с листа, игра легких ансамблей с преподавателем, Упражнения в пределах позиции руки разными штрихами от разных звуков и с перемещениями по октавам. Мажорные гаммы (C,G, E) в две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками от одного звука, тонические трезвучия с обращениями каждой рукой отдельно.

  1. четверть: До, Соль мажор; ля минор.

  2. четверть: Ре, Ля мажор, ми минор.

  3. четверть: Ми, Фа мажор - прямо, ре минор.

  4. четверть: Фа мажор, ре минор.


Примерный репертуарный список:

1. Полифонические произведения

Бах И.С. "Маленькие прелюдии и фуги" (по выбору)

Гендель Г. Менуэт ре минор

Корелли А. Сарабанда

Моцарт Л. Буррэ, Марш

Скарлатти Д. Ария

2. Этюды

Гедике А. Соч.32. 40 мелодических этюдов, 2-я часть

Лекуппэ Ф. "Прогресс" (по выбору)

Лакк Т. Соч.172. Этюды

Лешгорн А. Соч.66 Этюды

Лемуан А. Соч.37 "50 характерных прогрессивных этюдов"

Черни К. "Избранные фортепианные этюды" под ред. Гермера

3. Крупная форма

Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, Фа мажор

Гайдн Й. Легкие сонаты

Гендель Г. Концерт Фа мажор

Клементи М. Соч.36 Сонатина До мажор

Моцарт В. Шесть легких сонатин, Легкие вариации До мажор

Чимароза Д. Сонаты ля минор, Соль мажор

Шуман Р. Соч.118 Детская соната, ч.1

4. Пьесы

Гречанинов А. Соч.123 " Бусинки"

Григ Э. Соч.12: Танец эльфов, Вальс ля минор

Глиэр Р. Соч.43 Рондо Соль мажор

Кабалевский Д. Соч.27 "30 детских пьес"

Косенко В. Соч.15 "24 детские пьесы для фортепиано"

Лукомский Л. 10 пьес: Разговор, Вальс

Майкапар С. Соч.28 "Бирюльки", Маленькие новеллетты,

Листок из альбома

Прокофьев С. Соч.65. Сказочка, Марш, Утро, Прогулка

Шостакович Д. "Танцы кукол": Гавот, Шарманка

Чайковский П. Соч.39 "Детский альбом": Старинная французская песенка,

Болезнь куклы, Полька, Немецкая песенка,

Примеры зачетных программ

Вариант 1



Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, 1-я часть

Чайковский П. Соч.39 "Детский альбом": Старинная французская песенка,

Вариант 2



Бах И. С. Маленькая прелюдия Фа мажор

Кюи И. Испанские марионетки

Вариант 3



Моцарт В. Вариации на тему из оперы "Волшебная флейта"

Ахметов Ф. На коне

Вариант 4



Рейман В. Канон.

Беркович И. Мазурка.

Вариант 5



Гайдн Й. Соната Соль мажор, 1-я часть

Григ Э. Соч.12: Танец эльфов

Рекомендуемая литература

  1. Альбом советской детской музыки, вып.1, М. «Советский композитор»;

  2. Ветлугина Н., «Музыкальный букварь», Москва. 1988 г.;

  3. Детский альбом «Бусинки», М. «Музыка» 1983г.;

  4. Детские пьесы, М. «Музыка» 1982г.;

  5. Для самых маленьких. Вып. 1 - 5, М. «Музыка» 1978 г.;

  6. Избранные детские пьесы, вып. 2, М. «Музыка» 1989г.;

  7. Из репертуара ДМШ. «Ленинград Музыка» 1987 г.;

  8. Королькова И. Первые шаги маленького пианиста, 2-е изд.,«Феникс», 2007;

  9. Лёгкие пьесы. 2 кл., М. «Советский композитор» 1970 г.;

  10. На рояле вокруг света, 2-й кл., М., «Классика - XXI», 2003 г;

  11. Педагогический репертуар, М. «Музыка» 1983 г.;

  12. Первые шаги маленького пианиста, М., «Музыка», 1985г.;

  13. Сборник фортепианных пьес для начинающих, М.,«Музыка», 1981 г;

  14. Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей, 1-2 части,
    Ленинград «Музыка» 1983 г.;

  15. Фортепианная игра. Ред.'А. Николаев, Москва, 1982 - 1999 гг.;

  16. Фортепиано. 2кл. сост. Б. Милич, Киев «Музычна Украина», 1976;

  17. Фортепианная школа Ляховицкой «Композитор-СПб», 2004 г.;

  18. Хрестоматия для фортепиано. 2 кл., М. «Музыка» 1987 - 1988 г.;

  19. Хрестоматия по татарской фортепианной музыке. 1ч. Казань;

  20. Школа игры на фортепиано «Путь к музицированию», ред. Л. Боренбойма;

  21. Школа фортепианной техники. Этюды. Тетрадь I. M., «Классика –XXI»;


3 класс

Учебный план

I полугодие

1 четверть: контрольный урок по технике. Требования: 2 этюда

2 четверть: академический зачет. Требования: полифония, пьеса виртуозного характера.

II полугодие

3 четверть: технический зачет. Требования: 2 этюда

4 четверть: академический зачет. Требования: крупная форма, пьеса кантиленного характера.

Годовые требования:

В целом, требования совпадают со 2 классом, но с учетом усложнения программы:

2-3 полифонических произведения,

2 крупные формы,

6-8 этюдов,

5-6 пьес (включая два ансамбля и пьесы татарских композиторов)

Чтение с листа пьес песенного характера с несложным сопровождением из репертуара первого класса. Ансамблевая игра с педагогом в четыре руки несложных пьес разных жанров. Подбор по слуху несложных песенных мелодий («Как под горкой», «Мишка с куклой», «Маленькой елочке») с простейшим сопровождением. Транспонирование этих мелодий из тональности До мажор в ближайшие тональности. Первые опыты сочинения музыки, изображение звуками на инструменте различных образов: сказочных, бытовых, звуков природы; досочинение мелодий (ответных предложений).

Работа над развитием пальцевой техники, игра упражнений. Развитие навыков свободных кистевых движений путем игры интервалов.

Требования к гаммам:

  • мажор в прямом движении, в противоположном - гаммы с симметричной
    аппликатурой;


  • минор 3 вида в прямом движении двумя руками;

  • хроматические гаммы каждой рукой отдельно;

  • тонические трезвучия с обращениями по три звука двумя руками;

  • арпеджио короткие по 4 звука отдельно каждой рукой.




  1. четверть: До, Соль мажор; ля, ми минор.

  2. четверть: Ре, Ля, Ми мажор.

  3. четверть: Фа, Си бемоль мажор, ре, соль минор.

  4. четверть: Си бемоль мажор, соль минор.

Примерный репертуарный список:

1. Полифонические произведения

Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги, Двухголосные инвенции

Сарабанда и ария из Французской сюиты до минор

Гендель Г. Сарабанда с вариациями ре минор

Гедике А. Трехголосная прелюдия

Глинка М. Четыре двухголосные фуги

Лядов А.-Зилоти А. "Четыре русские народные песни": Подблюдная,

Колыбельная

Мясковский Н. Соч.33 "Легкие пьесы в полифоническом роде"

2. Этюды

Беренс Г. Соч.61 и 88 "32 избранных этюда"

Бертини А. Соч.29 "28 избранных этюдов"

Лешгорн А. Соч.66 Этюды (по выбору), соч.136, №№ 2-5,9,10,12

Черни К. "Избранные фортепианные этюды", под ред. Гермера, т.2

Соч.139, тетради 3,4

Соч.299 (по выбору)

3. Крупная форма

Бетховен Л. Сонатина Фа мажор

Бетховен Л. Вариации на швейцарскую тему

Бетховен Л. Соч. 49 Соната Соль мажор, N20

Гендель Г. Концерт Фа мажор

Клементи М. Соч.36 Сонатины Фа мажор, Ре мажор

Моцарт В. Сонатины: №6 До мажор, №4 Ре мажор

Чимароза Д. Сонаты (по выбору)

Шуман Р. Соч.118 Детская соната Соль мажор

4. Пьесы

Барток Б. Сборник "Детям" (по выбору)

Бетховен Л. Весело-грустно

Гедике. А. Соч.8 Миниатюры (по выбору)

Глиэр Р. В полях, Ариэтта

Григ Э. Соч.12, Соч.38

Дварионас Б. Маленькая сюита

Майкапар С. Соч.8 Токкатина, Мелодия («Маленькие новеллетты»)

Мак-Доуэлл Э. Соч.51. Пьеса ля минор

Прокофьев С. Соч.65 "Детская музыка": Утро, Прогулка, Марш, Раскаяние,

"Ходит месяц над лугами"

Скарлатти Д. " Пять легких пьес"

Чайковский П. Соч.39 Детский альбом (по выбору)

Шостакович Д. Танцы кукол (по выбору)

Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества (по выбору)

Примеры зачетных программ

Вариант 1



Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни

Шуман Р. Первая утрата

Вариант 2



Кабалевский Д. Вариации Фа Мажор

Хабибуллин З. Обр.Тат. нар. песня «Ашхабад»

Вариант 3



Бах И. С. Маленькая прелюдия ми минор

Музафаров М. Игра в мяч

Вариант 4



Грациоли Т. Сонатина Соль мажор

Глиэр Р. В полях

Вариант 5



Бах И. С. Маленькая прелюдия ре минор

Мак-Доуэлл Э. Соч.51. Пьеса ля минор

Рекомендуемая литература

  1. Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги. М., «Музыка», 1989 г.;

  2. Бах И.С.«Нотная тетрадь А.-М. Бах», Москва, «Музыка», 1998 г.;

  3. Беркович И. Маленькие этюды для фортепиано, М., «Советский композитор»,

  4. Библиотека юного пианиста, Пьесы, 3 кл., вып. 1-2, М., 1985 г.;

  5. Библиотека юного пианиста. Золотой репертуар. Тетр. 2

  6. Детские пьесы композиторов Закавказья, М., «Советский композитор»,1988 г.;

  7. Зарипов Р. Детские пьесы. Ред. В. Спиридоновой, Казань, 1992 г.;

  8. Лёгкие пьесы для фортепиано. 3 кл., М., «Советский композитор», 1982;

9. Моцарт В. 4 детские пьесы, «Композитор - Санкт - Петербург», 2003г.

10. Музицирование. Тетр. 5, М., «Крипто - Логос», 2002 г.;

11. Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано, 3 кл., М.,«Музыка»,

12. Платунова М. Путь к Баху, «Композитор - Санкт - Петербург», 2006 г.;

13. Полифонические пьесы. Сост. Е. Орлова, М., «Советский композитор», 1978

14. Рондо, вариации и сонатины. 3 кл., М., «Советский композитор», 1981г.;

15. Сборник нетрудных пьес советских композиторов. М., «Советский

композитор», 1972 г.;

16. И. Сорокин, Детский альбом, М., «Музыка», 1994.;

17.Фортепиано 3-й кл., сост. Б. Милич, Киев «Музычна Украина»,

18. Фортепиано. Репертуарная серия. 3 кл., М., «Крипто - Логос»,

19. Хрестоматия для фортепиано, 3-й кл., М., «Музыка», 1991 г..

20. Хрестоматия по татарской фортепианной музыке 1 ч, Казань, 1987 г.;

21. Чайковский П. Детский альбом. М., «Музыка», 1988 г.;

22. Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермер, Киев 1985 г.;

23. Шуман Р. Альбом для юношества, М., «Музыка», 1995 г.;

24. Этюды на разные виды техники, 3 кл., Киев «Музычна Украина», 1987 г.;

25. Этюды. Ред. М. Соколова, М., «Светский композитор», 1972
4 класс

Учебный план

I полугодие

1 четверть: контрольный урок по технике. Требования: 2 гаммы, этюд

2 четверть: академический зачет. Требования: полифония, пьеса виртуозного характера.

II полугодие

3 четверть: технический зачет. Требования: 2 гаммы, этюд

4 четверть: академический зачет. Требования: крупная форма, пьеса кантиленного характера.

Годовые требования:

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14-16
музыкальных произведений, в том числе 1-2 в порядке
ознакомления:

2 полифонии;

2 крупных формы;

5-6 пьес (включая 2-3 ансамбля и пьесы татарских композиторов);

5-6 этюдов.

Кроме того, самостоятельно подготовить 1-2 пьесы.

Чтение с листа пьес различного характера (уровня трудности 1 класса).
Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий, используя на опорных звуках
простейшее аккордовое сопровождение.

Упражнения в виде различных позиционных фигур, коротких трелей и
других мелизмов, репетиций, интервалами (с перемещениями через октаву
или секвенционно).


Требования к гаммам:

-мажор в прямом движении, в противоположном - гаммы с симметричной

аппликатурой;

-минор 3 вида в прямом движении;

-хроматические гаммы двумя руками в прямом движении, от ре и соль # - в

противоположном;

-тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 или 4 звука (в зависимости от величины рук) двумя руками;

-арпеджио короткие двумя руками;

-арпеджио длинные отдельными руками;

-Д7. Построение и разрешение. Арпеджио длинные от белых клавиш отдельными руками.

  1. четверть: До, Соль мажор, ля, ми минор

  2. четверть: Ре, Ля, Ми мажор, си минор

  3. четверть: Фа, Си бемоль мажор, ре, соль минор.

  4. четверть: Ми бемоль мажор, до минор.

Примерный репертуарный список:

1. Полифонические произведения

Бах И. С. Двухголосные инвенции, Французские сюиты (отдельные части)

Гендель Г. Сюита Соль мажор, ми минор

Гольденвейзер А. Соч.14 Фугетты Си-бемоль мажор, соль минор

Глинка М. Фуга ля минор

Лядов А. Соч.34 Канон до минор

Мясковский Н. Соч.78 №4 Фуга си минор

2. Этюды

Беренс Г. Этюды соч.88 и соч.61

Бертини А. Соч.29 "28 избранных этюдов"

Крамер И. Соч.60 Этюды

Лешгорн А. Этюды соч.66 и соч.136

Мошковский М. Соч.18 №3, этюд Соль мажор

Черни К. Этюды соч.299 и соч.740

3. Произведения крупной формы

Бах И. С. Концерт фа минор

Бетховен Л. Вариации Соль мажор (6/8), сонаты соч.49, соль минор и Соль мажор

Гайдн Й. Сонаты (по выбору), концерт Ре мажор, Соль мажор

Глазунов А. Сонатина ля минор

Грациоли Т. Соната Соль мажор

Клементи М. Соч.38. Сонатина Си-бемоль мажор

Моцарт В. Сонаты: Домажор, Соль мажор

Чимароза Д. Сонаты: Си-бемоль мажор, до минор

Шуман Р. Детская соната Соль мажор, соч. 118

4. Пьесы

Барток Б. Баллада, Старинные напевы

Бетховен Л. Багатель соль минор, соч. 119

Григ Э. Лирические тетради (по выбору)

Даргомыжский А. Табакерочный вальс

Кабалевский Д. Новелла, соч.27

Лядов А. Соч. 53 Маленький вальс Соль мажор, Багатель Си мажор

Пахульский Г. Соч.8 Прелюдия до минор

Прокофьев С. Соч.65 "Детская музыка"

Чайковский П. Соч.39 "Детский альбом", Соч.37. "Времена года": Март, Апрель

Шостакович Д. "Танцы кукол"

Жиганов Н. Танец мальчиков

Примеры зачетных программ

Вариант 1



Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор

Жиганов Н. Танец мальчиков

Вариант 2



Бах И.С. Двухголосная инвенция ля минор

Лядов А. Соч. 53 Маленький вальс

Вариант 3



Гайдн Й. Соната Фа мажор, 1-я часть

Григ Э. Поэтическая картинка N 1, ми минор

Вариант 4



Моцарт В. Сонатина До мажор N 6, 1- я часть

Хачатурян А. Барсик на качелях

Вариант 5



Грациоли Т. Соната Соль мажор

Пахульский Г. Соч.8 Прелюдия до минор

Рекомендуемая литература

  1. Альбом советской детской музыки, т 4, 4-5 кл., М., «Советский

композитор»;

  1. Ахиярова Р., Фортепианные пьесы для детей, Казань, 2002 г.;

  2. Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги. М., «Музыка», 1989 г.;

  3. Бах И. С. «Нотная тетрадь А.-М. Бах», Москва, «Музыка», 1998 г.;

  4. Библиотека юного пианиста. Золотой репертуар. Тетр. 2, М., 2000 г.;

  5. Жученко Д. Детский альбом, «Композитор - Санкт - Петербург», 2003 г;

  1. Лемуан А., «Избранные этюды». М., «Музыка», 1988 г.;

  2. Маркин Ю., 7 цветов радуги, М., «Издательский дом В. Катанского», 2005 г.;

9. Музыка для детей, 3-4 кл., М., «Советский композитор», 1989 г.;
10. На рояле вокруг света, 4 кл., М.,«Классика - XXI», 2003 г.;

11. Новые страницы, пьесы для 4-5 кл., М., «Советский композитор»,1983

12.Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано, 4 кл., М., «Музыка»;

13.Полифонические пьесы советских композиторов, т 1, М., 1988 г.;

  1. Пьесы для фортепиано, вып. 4, 4 кл., М., «Музыка», 1972 г.;

  2. Пьесы для фортепиано, М., «Музыка», 1972 г.;

16. Фортепиано 4-й кл., сост. Б. Милич, Киев «Музычна Украина», 1976 -1997 гг.;

17. Хрестоматия по татарской фортепианной музыке 1 ч, Казань, 1987 г.;

18. Хрестоматия для фортепиано, 4-й кл., М., «Музыка», 1991 г.

19. Чайковский П. Детский альбом. М., «Музыка», 1988 г.;

20. Школа фортепианной техники. Этюды. Тетр. 2, М., «Классика - XXI», М.,2007;

21. Шуман Р., Альбом для юношества, М., «Музыка», 1995 г.;

22. Этюды на разные виды техники, 4 кл., Киев «Музычна Украина», 1987

5 класс

Учебный план

I полугодие

Первое прослушивание выпускников.

II полугодие

Технический зачет. Требования: 2 гаммы, этюд

Второе прослушивание выпускников.

Выпускной экзамен.

Главная задача этого класса - представить выпускную программу в максимально готовом виде.

Учащийся может пройти в году две программы, может повторить произведение из программы предыдущих классов. Перед экзаменом учащиеся обыгрывают выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах.

Требования к выпускной программе:

- полифония

- крупная форма (классическая или романтическая),

- любая пьеса.

Требования к гаммам:

-мажор в прямом и противоположном движении;

-Соль, Ре, Фа мажор в терцию и дециму;

-минор 3 вида в прямом движении;

-хроматические гаммы в прямом движении, от ре и соль# - в

противоположном;

-тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 или 4 звука (в зависимости от величины рук) двумя руками;

-арпеджио короткие двумя руками;

-арпеджио длинные двумя руками;

-арпеджио ломанные отдельными руками; в тональностях До, Соль, Фа

мажор - двумя руками;

-Д7 построение и разрешение. Арпеджио длинные от белых клавиш

отдельными руками;

-VII7. Построение и разрешение. Арпеджио длинные от белых клавиш

отдельными руками.

  1. четверть: До, Соль, Ре, Ля мажор, ля, ми, си, фа# минор.

  2. четверть: Ми, Си, Фа# мажор, до#, соль# минор.

  3. четверть: Фа, Си бемоль, Ми бемоль мажор, ре, соль, до минор

Примерный репертуарный список:

1. Полифонические произведения

Бах И. С. Двухголосные инвенции (более сложные), Трехголосные инвенции, Английские сюиты (отдельные части), Французские сюиты,

Гендель Г. Каприччио соль минор, пассакалия соль минор, Сюиты Соль

мажор, ре минор, ми минор

Ипполитов-Иванов М. Соч.7 Прелюдия и канон

Лядов А. Соч.34 Канон до минор №2

Мясковский Н. Соч.78 Фуга си минор №4

Шостакович Д. Прелюдии и фуги

2. Этюды

Аренский А. Соч.19 этюд си минор №1, Соч.41 Этюд Ми-бемоль мажор №1

Беренс Г. Соч. 61 этюды

Деринг К. Соч.46 двойные ноты

Кобылянский А. "Семь октавных этюдов"

Крамер И. Соч.60 этюды

Лешгорн А. Этюды соч.66, соч.136

Мошковский М. Соч.72 этюды №№2, 5, 6, 10

Черни К. Этюды соч.299, соч.740

Лист Ф. Юношеские этюды соч.1

3. Произведения крупной формы

Бах Ф. Э. Сонаты фа минор, ля минор, Рондо из Сонаты си минор

Бортнянский Д. Соната До мажор

Гречанинов А. Соч.110, Сонатина Фа мажор

Глинка М. Вариации на тему "Среди долины ровныя"

Бетховен Л. Сонаты №№ 1, 5, 6, 8, 9, 10,19, 20(отдельные части)

Гайдн Й. Сонаты: Ре мажор, Соль мажор, Ми мажор, Фа мажор, До мажор, си минор, до-диез минор, Ми-бемоль мажор №3, соль минор №4

Клементи М. Соч.37 Сонатина Ми-бемоль мажор, Соч. 38 Сонатина Си-бемоль мажор, Соч.40 N 2 Соната си минор, Соч.47 N 3 Соната, Си-бемоль мажор,

Моцарт В. Сонаты До мажор, Ре мажор, Фа мажор, Соль мажор, Си-бемоль мажор, Рондо Ре мажор, Фантазия ре минор, Концерты №17, 23,

Парадизи П. Соната Ля мажор

Скарлатти Д. 60 сонат, под ред. А. Гольденвейзера (наиболее легкие)

4. Пьесы

Аренский А. Соч.25 Экспромт Си мажор, №1,Соч.53 Романс Фа мажор

Соч.46 Незабудка

Бородин А. Маленькая сюита

Григ Э. Лирические тетради (по выбору), Соч.43 Птичка, Бабочка

Дакен Л. «Кукушка»

Дворжак А. Соч.101 Юмореска N 7

Глазунов А. Юношеские пьесы Соч.3 Поэтические картинки

Лядов А. Соч.10 прелюдия №1; соч.11 прелюдия №1, Соч.40 Музыкальная табакерка

Мендельсон Ф. Соч.72 Детские пьесы, Песни без слов: №4 Ля мажор, №8 Ля мажор,№19 Ми мажор

Мак - Доуэлл Э. Соч.46 №2 «Вечное движение»

Прокофьев С. "Детская музыка" (по выбору), Соч.22 Мимолетности (по выбору), Гавот из балета "Золушка"

Пешетти Д. Престо до минор

Рахманинов С. Вальс Ля мажор, Мелодия, Полька

Фильд Д. Ноктюрны

Шуберт Ф. Скерцо Си-бемоль мажор,, Экспромты соч.90: Ми-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор

Шопен Ф. Вальс Ля-бемоль мажор №9, си минор №10, Мазурки соч.7, соч.17

Шуман Р. Соч.68 Альбом для юношества, Соч.124 Листки из альбома: Колыбельная Вальс ля минор, Эльф, Бурлеска, Детские сцены

Примерные программы выпускного экзамена

Вариант 1



Бах И.С. Двухголосная инвенция Ми мажор

Моцарт В. Легкая соната До мажор, 1-я часть

Кабалевский Д. Новелла.

Вариант 2



Бах И. С. Французская сюита до минор (Аллеманда, Сарабанда)

Роули А. Миниатюрный концерт

Яхин Р. Зима
Вариант 3

Бах И. С. Трёхголосная фуга До мажор.
Кабалевский Д. Сонатина До мажор.

Лядов А. Соч.10 прелюдия №1

Вариант 4



Кребс С. Преамбула и хоральная обработка

Клементи М. Соч.47 N 3 Соната Си-бемоль мажор

Еникеев Р. Вальс

Рекомендуемая литература

  1. Альбом советской детской музыки, 4 т., М., «Советский композитор», 1977 г.;

  2. Ахметьярова Г. Вариации. Казань, 2003 г.;

  3. Бах И. С. Инвенции, М., «Музыка», 1993 г.;

  4. Барков В. Музыка в сумерках и на рассвете, М., «Издательский дом В.
    Катанского», 2004 г.;

  5. Беркович И. Вариации для фортепиано. К., «Музычна Украина», 1987

  6. Бетховен Л. 2 лёгкие сонаты, М., «Музыка», 1972г.;

  7. Библиотека юного пианиста, 5 кл., вып1-5,М., 1981г.;

  8. Гайдн Й. Избранные сонаты для фортепиано, М., «Музыка», 1988 г.;

  9. Дети разных народов, М., «Советский композитор», 1981г.;

  10. Жиганов Н. 10 пьес для фортепиано. Вып. 3. М., 1998 г.;

  11. Звуки мира, вып. 1-12, М., «Советский композитор», 1988 г.;

  12. Джаз для детей. «Феникс», 2004 г.;

  13. Клементи М. Сонатины, М., «Музыка», 1987г.;

  14. Клементи М, Избранные сонаты, М., «Музыка», 1991 г.;

15. Крамер И., Этюды, М., «Музыка», 1984 г.;

16. Кулау Ф, Сонатины, М., «Музыка», 1985г.;

17. Луппов А. Детский альбом №1. Казань, 2003 г.

18. Машковский М, 15 виртуозных этюдов, М., «Музыка», 1982.;

19. Нескучная классика для всех. М., «Классика - XXI», 2004 г.;

20. Педагогический репертуар. Хрестоматии для фортепиано. Этюды.

Полифонические произведения. Произведения крупной формы. Пьесы,

6 кл., М., «Сандини», 1997 - 2005 гг.;

21. Скарлатти Д. Избранные произведения, М., «Кифара», 2004 г.;

22. Сонатины и вариации, 6 кл., вып. 1-4, М., «Музыка», 1983г.;

23. Таривердиев М. Настроения. М., «Классика - XXI», 2002 г.;

24. Фортепиано 6-й кл., 1-2 ч., сост. Б. Милич, Киев «Музычна Украина»,

25. Хрестоматия по татарской фортепианной музыке 1-2 ч, Казань, 1987 г.;

26. Черни К, Школа беглости, соч. 299, М., «Музыка», 1985 г.;

27. Чимароза Д. Избранные сонаты, М, «Музыка», 1991 г.;

28. Шарафиев А, Сандугачкай, Казань, 2000 г.;

29. Этюды на разные виды техники, 6 кл., Киев «Музычна Украина», 1987

30. Яхин Р, Полное собрание сочинений для фортепиано. Пьесы. Казань,
6 класс

В этом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в среднее профессиональное образовательное учреждение.

Учебный план

I полугодие

Первое прослушивание выпускников.

II полугодие

Второе прослушивание выпускников.

Выпускной экзамен.

Требования к выпускной программе:

-этюд

-полифония

-крупная форма (классическая),

-виртуозная пьеса (или концертный этюд)

-кантилена

На выпускной экзамен выносится новая программа по тем же требованиям (5 произведений).

Примерный репертуарный список:

1. Полифонические произведения

Бах И. С. Трехголосные инвенции, Французские сюиты, Английские сюиты

Гендель Г. Сюиты ре минор, ми минор

Шостакович Д. Прелюдии и фуги Ре мажор, До мажор, ля минор

Щедрин Р. Полифоническая тетрадь

2. Этюды

Аренский А. Соч.41 Этюд Ми-бемоль мажор №1

Беренс Г. Соч. 61 этюды

Гуммель И. Соч.125 Этюды

Кобылянский А. "Семь октавных этюдов"

Крамер И. Соч.60 Этюды

Лешгорн А. Соч.136 Этюды

Мошковский М. Соч.72 Этюды №№2, 5, 6, 10

Черни К. Этюды соч.299 и соч.740

3. Произведения крупной формы

Бах Ф. Э. Сонаты фа минор, ля минор, Рондо из Сонаты си минор

Бетховен Л. Соч.51 Рондо До мажор, Сонаты №№ 1, 5, 6, 8, 9, 10 (отдельные части), Девять вариаций Ля мажор

Гайдн Й. Сонаты: до-диез минор № 6, Ми-бемоль мажор №3, соль минор №4

Клементи М. Соч.47 N 3 Соната Си-бемоль мажор, Соч.40 N 2 Соната си минор

Моцарт В. Сонаты: До мажор, Фа мажор, Ре мажор, Си-бемоль мажор

Концерты №№17, 23, Вариации Ре мажор

Мендельсон Ф. Концерт соль минор, 1-я часть

Парадизи П. Соната Ля мажор

Скарлатти Д. 60 сонат, под ред. А. Гольденвейзера (наиболее легкие)

4. Пьесы

Бородин А. Маленькая сюита

Григ Э. Лирические тетради (по выбору)

Дакен Л. «Кукушка»

Дворжак А. Соч.101 Юмореска N 7

Мак -Доуэлл Э. Соч.46 №2 «Вечное движение»

Мендельсон Ф. Песни без слов (по выбору)

Прокофьев С. Гавот из балета "Золушка"

Рахманинов С. Вальс Ля мажор, Мелодия, Полька

Фильд Д. Ноктюрны

Чайковский П. Русская пляска

Шопен Ф. Ноктюрн ми минор, фа минор, Полонез до-диез минор, Вальсы

Шуберт Ф. Экспромты соч. 90, Соч.142 Экспромты Ля-бемоль мажор

Шуман Р. Соч.124 Листки из альбома: Колыбельная, Вальс ля минор, Эльф, Бурлеска

Щедрин Р. В подражание Альбенису, Юмореска

Примеры зачетных программ

Вариант 1



Бах И. С. Трехголосная инвенция соль минор

Черни К. Соч.740 Этюд N 11

Моцарт В. Соната Си-бемоль мажор, 1-я часть

Мендельсон Ф. Песни без слов

Прокофьев С. Мимолетности №№ 1, 10

Вариант 2



Аренский А. Соч.41 Этюд Ми-бемоль мажор №1

Бах И. С. Трёхголосная фуга До мажор.

Кабалевский Д. Сонатина До мажор.

Григ Э. Танец из Йольстера

Н. Жиганов. Сказка
Вариант 3

Кобылянский А. "Семь октавных этюдов" №1

Бах И. С. Французская сюита до минор

Гайдн Й. Соната: до-диез минор № 6,

Чайковский П. Песня жаворонка

Прокофьев С. Тарантелла

Рекомендуемая литература

  1. Ахметьярова Г. Вариации. Казань, 2003 г.;

  2. Бах И. С. Инвенции, М., «Музыка», 1993 г.;

  3. Беркович И. Вариации для фортепиано. К., «Музычна Украина», 1987

  4. Бетховен Л., 2 лёгкие сонаты, М., «Музыка», 1972г.;

  5. Гайдн Й. Избранные сонаты для фортепиано, М., «Музыка», 1988 г.;

  6. Джаз для детей. «Феникс», 2004 г.;

  7. Жиганов Н. 10 пьес для фортепиано. Вып. 3. М., 1998 г.;

  8. Клементи М, Избранные сонаты, М., «Музыка», 1991 г.;

9. Клементи М, Сонатины, М., «Музыка», 1987г.;

10. Крамер И., Этюды, М., «Музыка», 1984 г.;

11. Кулау Ф, Сонатины, М., «Музыка», 1985г.;

12. Луппов А. Детский альбом №1. Казань, 2003 г.

13. Машковский М, 15 виртуозных этюдов, М., «Музыка», 1982.;

14. Нескучная классика для всех. М., «Классика - XXI», 2004 г.;

15. Педагогический репертуар. Хрестоматии для фортепиано. Этюды.

Полифонические произведения. Произведения крупной формы. Пьесы,

6 кл., М., «Сандини», 1997 - 2005 гг.;

16. Скарлатти Д. Избранные произведения, М., «Кифара», 2004 г.;

17. Сонатины и вариации, 6 кл., вып. 1-4, М., «Музыка», 1983г.;

18. Таривердиев М. Настроения. М., «Классика - XXI», 2002 г.;

19. Фортепиано 6-й кл., 1-2 ч., сост. Б. Милич, Киев «Музычна Украина»,

1976-1997 гг.;

20. Хрестоматия по татарской фортепианной музыке 1-2 ч, Казань, 1987 г.;

21. Черни К, Школа беглости, соч. 299, М., «Музыка», 1985 г.;

22. Чимароза Д. Избранные сонаты, М, «Музыка», 1991 г.;

23. Шарафиев А, Сандугачкай, Казань, 2000 г.;

24. Этюды на разные виды техники, 6 кл., Киев «Музычна Украина», 1987

25. Яхин Р, Полное собрание сочинений для фортепиано. Пьесы. Казань,
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Специальность», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,

- самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров

- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений,

- владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.
  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница