Программа по учебному предмету «Специальность (скрипка)»




Скачать 442.1 Kb.
страница1/3
Дата07.07.2016
Размер442.1 Kb.
  1   2   3


Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

городского округа Заречный

«Детская музыкальная школа»


Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная

программа в области музыкального искусства

«Струнные инструменты»

Предметная область

«Музыкальное исполнительство»

ПО.01
Программа по учебному предмету



«Специальность (скрипка)»

ПО.01.УП.01


для учащихся 1-8 (9) классов

детских музыкальных школ

Заречный 2014



Одобрено

Методическим советом школы


«____»___________2014г.

Утверждаю

Директор МКОУ ДОД ГО Заречный

«____»____________2014г.

________________________


Разработчики:



Разина Тамара Павловна, преподаватель по классу скрипки МКОУ ДОД ГО Заречный «ДМШ», 1 квалификационная категория.

Зотова Елена Аркадьевна, заместитель директора по УВР МКОУ ДОД ГО Заречный «ДМШ», 1 квалификационная категория

Рецензент:



Штивельберг Борис Иосифович, преподаватель по классу скрипки ГБОУ СПО СО «Свердловское музыкальное училище им. П.И.Чайковского (колледж)», г. Екатеринбург, ВКК.

Содержание программы




Наименование раздела

Стр.

I

Пояснительная записка

4

II

Содержание учебного предмета

6

III

Требования к уровню подготовки учащихся

25

IV

Формы и методы контроля, система оценок

26

V

Методическое обеспечение учебного процесса

28

VI

Списки нотной и методической литературы

31


I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Специальность (скрипка)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (скрипка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Скрипка является не только сольным инструментом, но ансамблевым и оркестровым. Поэтому, владея игрой на данном инструменте, учащийся имеет возможность соприкоснуться с лучшими образцами музыкальной культуры в различных жанрах. В классе ансамбля или оркестра учащийся оказывается вовлеченным в процесс коллективного музицирования, используя знания, умения и навыки, полученные в классе по специальности.

Настоящая программа отражает организацию учебного процесса, все разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность реализации индивидуального подхода к каждому ученику.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (скрипка)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте шести лет шести месяцев - девяти лет, составляет 8 лет. Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (скрипка)»:



Срок обучения

8 лет

9 класс

Максимальная учебная нагрузка

(в часах)



1777

297

Количество часов на аудиторные занятия

592

99

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

1185

198


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные и физические возможности, эмоционально-психологические особенности.



5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (скрипка)»

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области скрипичного исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.



Задачи:

  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на скрипке произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

  • освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;

  • приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

  • приобретение учащимися умений и навыков, необходимых в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве.

  1. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность (скрипка)»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:



  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

  1. Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:



  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов);

  • практический (работа на инструменте, упражнения);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях исполнительства на струнных смычковых инструментах.



8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Специальность (скрипка)»

Материально-техническая база МКОУ ДОД ГО Заречный соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Помещение имеет хорошую звукоизоляцию, освещение и хорошо проветривается. Обеспечена ежедневная уборка учебной аудитории.

Учебный класс для занятий по специальности оснащён пианино, в классе есть пюпитры, которые можно легко приспособить к любому росту ученика.



Пианино хорошо настроено.
II. Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (скрипка)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:




Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий в год (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

2,5

3

Общее количество часов на аудиторные занятия

691

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

3

3

4

4

5

5

6

6

6

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам обучения

96

99

132

132

165

165

198

198

198

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

1383

Общее максимальное количество часов по годам обучения

160

165

198

198

247,5

247,5

280,5

280,5

297

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

2074

Объем времени на консультации (по годам)

6

8

8

8

8

8

8

8

8

Общий объем времени на консультации

62

8

70

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.




  1. Требования по годам обучения

1 класс

В течение года ученик должен освоить первоначальные навыки игры на скрипке. Усвоить названия частей скрипки, смычка. Заложить основы организации игровых движений. Закрепить простейшие штриховые, динамические, аппликатурные обозначения. Освоить 1-ю позицию. Штрихи деташе и легато до 2х нот на смычок. Простейшее распределение смычка. Переход со струны на струну. Плавное соединение движений смычка. Несложные упражнения для левой руки. Гаммы и трезвучия в D, A, G-dur.

В этот период желательно проходить большой объем музыкального материала ввиду его достаточной лаконичности, развивать музыкально-слуховые представления, музыкально-образное мышление, звукоизвлечение и чистое интонирование.

В конце учебного года (май) учащиеся сдают академический концерт, на котором исполняют два разнохарактерных произведения.



Репертуарный список

Захарьина Т. «Осенний дождичек»

Р.н.п. «Барашеньки»

У.н.п. Красная коровка»

У.н.п. «Как у нашего кота»

Р.н.п. «Андрей-воробей»

Р.н.п. «Лиса по лесу ходила»

Ч.н.п. «Прогоним курицу»

Р.н.п. «Сорока»

Р.н.п. «Козочка»

Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Р.н.п. «На зелёном лугу»

Р.н.п. «Перепёлочка»

У.н.п. «Журавель»

Бекман «Ёлочка»

Бакланова Н. Колыбельная, Марш октябрят

Барток Б Детская песня

Бах И. Песня

Бетховен Л. Прекрасный цветок

Вебер К.М. Вальс

Гайдн Й. Песенка, Вариации

Калинников А. Тень-тень, Журавель

Комаровский А. Летел голубь сизый, Кукушечка, Песенка, Маленький вальс

Кюи Ц. Песенка

Красёв М. Весёлые гуси, В присядку

Лысенко Н. Лисички

Люли Ж. Песенка, Жан и Пьеро

Магиденко М. Петушок

Моцарт А. Алегретто, Майская песня, Вальс

Попатенко Т. Эхо

Ребиков В. Воробышек. Маленький вальс

Ревуцкий Л. Солнышко

Тиличеева Е. Яблонька, Цирковые собачки

Филиппенко А. Цыплята


Примеры программ академического концерта:

1. Р.н.п. «Как под горкой…» обр. Комаровского А.

Р.н.п. « На зеленом лугу…» обр. Захарьиной Т.



  1. Лысенко Н. Колыбельная

Филиппенко А. По малину в сад пойдём

3. Р.н.п. «Сидит ворон на дубу» в обр. А. Комаровского

Р.н.п. «Не летай, соловей» в обр. Т. Киркова
Список нотной литературы для 1 класса


  1. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. Музыка, 2000

  2. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962

  3. Якубовская В. Вверх по ступенькам. С-Пб «Композитор», 2003

  4. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1986

  5. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980

  6. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996

  7. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы (1-2 классы). Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М., Музыка, 1990

  8. Юный скрипач, вып.1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский композитор», 1992


2 класс

Продолжение работы над постановкой, свободой игровых движений.

Усложнение и детализация игровых навыков: штрихи деташе, легато до 8 нот на смычок, чередование штрихов, начало работы над мартле; ведение смычка по двум струнам одновременно; элементарные флажолеты; двойные ноты на открытых струнах; знакомство с III позицией; культура распределения смычка; работа над более разнообразным звучанием инструмента в зависимости от характера музыкального материала.

В течение 2 класса ученик должен пройти гаммы G, A-dur, e, h-moll мелодические в две октавы, арпеджио в две октавы, 8 этюдов, 7-8 пьес, 1-2 произведения крупной формы. Продолжать развитие навыка чтения с листа, анализа музыкальных и технических задач.


Примерный репертуарный список

Александров А. Гуси-гусенята

А.н.п. Спи, малыш

Р.н.п. Я на камушке сижу

Б.н.п. Перепёлочка

Р.н.п. Как пошли наши подружки

Р.н.п. Во поле берёза стояла

У.н.п. Журавель

Компанеец З. Встало солнце

Амиров Ф. Ноктюрн

Багиров З. Романс

Бакланова Н. Романс, Мазурка, Хоровод, Колыбельная, Марш

Барток Б. Детская песенка, Песня скитальца

Бах И. Гавот

Березовский М. Мелодия

Бетховен Л. Три народных танца, Сурок

Брамс И. Петрушка

Биров Л. Венгерский напев

Блок В. Две словацкие мелодии

Вебер К.М. Хор охотников

Гайдн Й. Анданте

Гедике А. Заинька, Колыбельная, Марш, Старинный танец

Глинка М. Песня Ильиничны, Соловушко, Песня Вани

Глюк К. Весёлый хоровод

Грибоедов А. Вальс

Гречанинов А. Колыбельная, Утренняя прогулка

Григ Э. Менуэт, Галоп

Дварионас Б. Прелюдия

Дунаевский И. Колыбельная

Жилинский А. Пьеса на тему латышской песни

Ильин И. Мордовский танец

Кабалевский Д. Наш край, Игры, Хоровод, Песня

Книппер Л. Полюшко

Козловский И. Вальс

Комаровский А. Литовская, Повей, ветерок, Маленький вальс, Кукушечка

Копылов Л. Менуэт

Лысенко Н. Колыбельная

Люли Ж. Песенка

Майкапар С. Марш, Юмореска, Ариетта

Моцарт В. Песня пастушка, Колыбельная, Менуэт, Буре

Ментлов М. Две тетери

Пёрселл Г. Ария

Потоловский Н. Зайка, Охотник

Рамо Ж. Ригодон

Смилга П. Пионерское лето

Соколовский Н. Романс, Песня без слов

Спендиаров М. Воздушная песня

Степневский С. Журавель

Стеценко К. Колыбельная, Журавель

Сулимов Ю. Пионерская зорька, Прогулка в лес, Возвращение в лагерь

Хачатурян иА. Андантино

Чайкин П. Вальс

Чайковский П. Старинная французская песня

Шебалин В. Колыбельная, Менуэт

Шостакович Д. Маленький марш, Хороший день

Шуберт Ф. Экосез

Шуман Р. Первая утрата, Маленький романс, Весёлый крестьянин, Мелодия,

Смелый наездник

Вакарин А. Сонатина G-dur

Гендель Г. Вариация A-dur в обр. Родионова

Комаровский А. Концертино G-dur

Ридинг О. Концерт h-moll 1ч.

Ридинг О. Концерт G-dur

Моцарт А. Маленькая сонатина D-dur


Примеры программ академического концерта:

Комаровский А. Концертино G-dur

Бакланова Н. Колыбельная

Бакланова Н. Марш


Моцарт А. Маленькая сонатина D-dur

Бетховен Л. Сурок

Бетховен Л. Прекрасный цветок
Гендель Г. Вариация A-dur

Рамо Ж. Ригодон

У.н.п. «Прилетай, прилетай» в обр. С.Людкевича
Список нотной литературы для 2 класса


  1. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., Музыка, 2000

  2. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962

  3. Якубовская В. Вверх по ступенькам. СПб, «Композитор», 2003

  4. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1986

  5. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980

  6. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996

  7. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы (1-2 классы) Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М., Музыка, 1990

  8. Юный скрипач, вып.1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский композитор», 1992



3 класс

Дальнейшая работа над развитием музыкально-образного мышления. Работа над интонацией, звукоизвлечением. Штрихи деташе, легато, мартле и их чередование. Характер штриха. Кантилена, пластика ведения смычка. Усвоение 1,2,3 позиций и их смена. Двойные ноты и простые аккорды в 1 позиции. Гаммы и трезвучия в отдельных позициях и с применением переходов. Изучение хроматических последовательностей. Подготовительные упражнения к исполнению трели. Начальные навыки вибрации. Навыки самостоятельного разбора несложных произведений. Чтение с листа. Навык ансамблевого музицирования.


Примерный репертуарный список

Айвазян А. Песня, Армянский танец

Р.н.п. Я с комариком плясала

Александров А. Русская

Бакланова Н. Мелодия, Этюд «Вечное движение», Мазурка

Бах И. Марш, Маленькая прелюдия, Фугетта, Гавот, Прелюдия D-dur

Барток Б. Детская песенка

Брамс И. Петрушка, Колыбельная

Богословский Н. Колыбельная

Вебер К.М. Хор охотников

Ганн Н. Раздумье

Глинка М. Полька, Танец из оперы «Иван Сусанин», Песня Вани

Глиэр Р. Русская песня, Монгольская песня

Глюк К. Буре, Весёлый танец

Ильина Р. На качелях, Этюд-мазурка

Кабалевский Д. Вроде вальса, Галоп, Пионерское звено, Старинный танец,

Вприпрыжку, Рассказ героя, Мелодия

Комаровский А. Перепёлочка, Русская песня, Тропинка в лесу, Шутливая

песенка, В перегонки, За работой, Весёлая пляска, Комариный писк

Корелли А. Гавот

Моцарт В. Отрывок из оперы «Волшебная флейта»

Менуэт из симфонии E-dur

Моцарт Л. Волынка, Песня пастушка, Менуэт

Мушель Г. Песенка без слов

Ребиков В. Грустная песня, Беззаботность, Грустное воспоминание

Римский-Корсаков Н. Хоровод из оперы «Снегурочка»

Рубништейн Н. Вечное движение

Пёрселл Г. Ария

Синисало Г. Миниатюра

Сироткин Е. Спортивный марш

Соколовский Н. Танец

Стоянов В. Юмореска

Фрид Г. Грустный вальс

Хаджиев П. Вальс, Песня без слов

Хачатурян А. Андантино

Чайковский П. Шарманщик поёт, Игра в лошадки, Ст. фр. Песенка, Неаполи-

танская песенка

Шольц П. Непрерывное движение

Шостакович Д. Шарманка, Заводная кукла, Хороший день

Шуберт Ф. Экосез

Бакланова Н. Сонатина, Концертино

Глазунов А. Сонатина a-moll

Лёгкая соната G-dur (перелож. Родионова)

Комаровский А. Вариации на тему у.н.п. «Вышли в поле косари»

Кравчук А. Концерт

Ридинг О. Концерт h-moll 2,3 ч.

Концерт G-dur

Чернявский Я. Концертино

Яншинов А. Концертино

Комаровский А. Концерт №3 Анданте

Ридинг О. Концерт h-moll 1ч.

Моцарт В. Сонатина G-dur 1ч.



Примеры программ академического концерта:

Словацкая песня «Спи, моя милая»

Комаровский А. Весёлая пляска

Ридинг О. Концерт h-moll 2,3 части


Чайковский П. Старинная французская песня

Глюк К. Бурре

Комаровский А. Вариации «Вышли в поле косари»

Рамо Ж. Ригодон

Р.н.п. Я с комариком плясала

Яньшинов А. Концертино


Список нотной литературы для 3 класса

  1. Вольфарт Ф. Легкие мелодические этюды. М. Гос. муз. изд., 1987

  2. Избранные этюды 1-3 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

  3. Избранные этюды 3-5 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

  4. Гарлицкий М. Шаг за шагом, раздел «Переходы». М., « Композитор», 1992

  5. Хрестоматия для скрипки Пьесы и произведения крупной формы, 2-3 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка, 2008

  6. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы, 3-4 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка, 1991

  7. Юный скрипач, вып. 1 (составитель К. Фортунатов). М., «Советский композитор», 1992

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница