Программа по учебному предмету «Ансамбль»



Скачать 257.23 Kb.
Дата20.03.2016
Размер257.23 Kb.
ТипПрограмма


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Знаменская детская музыкальная школа Орловского района


Программа по учебному предмету

«Ансамбль» (гитара шестиструнная)

к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

Орёл – 2013

Одобрено

методическим советом




Утверждаю

Директор МБОУ ДОД Знаменская ДМШ Орловского района

МБОУ ДОД Знаменская ДМШ Орловского района













________С.И. Фетисова

« » _________20

года

« » ____20 года

Разработчик программы – Ноздрин Борис Георгиевич, преподаватель Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Знаменская ДМШ» Орловского района

Рецензент – Луконина Лада Анатольевна, председатель ПЦК «Инструменты народного оркестра», преподаватель БОУ ОО СПО «Орловский музыкальный колледж»

Рецензент – Антоненко Антон Игоревич, преподаватель МБОУ ДОД Знаменская ДМШ



Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;



- Срок реализации учебного предмета;

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- материально-технические условия реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

-Учебная литература;

- Учебно-методическая литература;

I. Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Ансамбль (гитара шестиструнная)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности.




  1. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

Реализации данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет) и со 2 по 5 классы (по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).


  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Таблица 1

Срок обучения - 8 лет

Класс

с 4 по 8 классы

9 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

330

132

Количество часов на аудиторные занятия

165

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

165

66

Консультации (часов в неделю)

2

2

Срок обучения - 5 лет

Таблица 2

Класс

2-5 классы

6 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

264

132

Количество часов на аудиторные занятия

132

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

132

66

Консультации

2

2

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.




  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.




  1. Цель и задачи учебного предмета «Ансамбль»

Цель:

• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.



Задачи:

- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

- расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;

- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

- обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

- формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса гитариста-солиста камерного ансамбля.

Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность и чтение с листа», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты".

Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения гитаристов - народников с учащимися других отделений учебного заведения. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.

Занятия в ансамбле - накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.




  1. Обоснование структуры учебного предмета «Ансамбль»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».


  1. Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:

- возраста учащихся;

- их индивидуальных способностей;

- от состава ансамбля;

- от количества участников ансамбля.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, объяснение);

- метод показа;

- частично - поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).

Предложенные методы работы с ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.




  1. Материально - технические условия реализации учебного предмета

Материально - техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны

труда.


В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников должно быть достаточное количество высококачественных гитар, пюпитров, подставок для ног, а также должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.

II. Содержание учебного предмета

Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств - дуэты, трио. Реже - квартеты, квинтеты и т. д.

Варианты возможных составов ансамблей:

1.1. Дуэты

Дуэт гитаристов - гитара I, гитара II;



1.2. Трио

Трио гитаристов - гитара I, гитара II, гитара III;

При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя ансамбля.

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Срок обучения - 9 лет

Аудиторные занятия: с 4 по 8 класс - 1 час в неделю, в 9 классе - 2 часа. Самостоятельные занятия: с 1 по 9 класс - 1 час в неделю.



Срок обучения - 6 лет

Аудиторные занятия: со 2 по 5 класс - 1 час в неделю, в 6 классе - 2 часа.

Самостоятельные занятия: с 1 по 6 класс - 1 час в неделю.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.



Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.



2. Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.



Срок обучения - 9 лет

Годовые требования по специальности «гитара»

Второй класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец октября - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Начало апреля - зачет - 1 пьеса наизусть.



Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта гитар:

«Во саду ли, в огороде». Русская народная песня. Обработка Ивановой-Крамской Н.

Юцевич.Е. «Колыбельная». Переложение Зубченко О.

«Весёлые гуси». Русская народная песня. Переложение Зубченко О.

«По Дону гуляет». Русская народная песня. Переложение Зубченко О.

Сор Ф. «Мелодия»

Сор Ф. «Андантино»

Кюффнер Й.«Экосез»

Кюффнер Й.«Лендлер»
Пьесы для трио гитар:

Фукс Й. «Сарабанда»

Кюффнер Й. «Трио»
Третий класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец октября - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Начало апреля - зачет - 1 пьеса наизусть.



Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта гитар:

Джулиани М. «Аллегро» Переложение Зубченко О.

Фортеа Д. «Вальс» Обработка Зубченко О.

Кюффнер Й. «Немецкий танец»

Карулли Ф. «Дуэт»
Пьесы для трио гитар:

«В низенькой светёлке» Русская народная песня. Обр. А.Иванова-Крамского

«Ты пойди, моя коровушка, домой» Русская народная песня. Обр. А.Иванова-Крамского

«Красивое небо» Мексиканская народная песня. Обр. В. Калинина

«Санта Лючия» Итальянская народная песня. Обр. В. Калинина
Четвертый класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:

Конец октября - контрольный урок - 1 пьеса по нотам

Середина декабря - зачет -.1 пьеса наизусть

Начало марта - контрольный урок - 2 пьесы по нотам

Начало апреля - зачет - 1 пьеса наизусть



Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта гитар:

Ларичев Е. Полька. Обработка Зубченко О.

Мазурка. Польский народный танец. Обработка Зубченко О.

«Хаванагила». Переложение для 2-х гитар Зубченко О.

Гомес В. Романс. Партия 2-й гитары Сапо А.

Каркасси М.«Аллегретто». Переложение Зубченко О.

Де Милано Ф. Канцона. Переложение Зубченко О.

«Ой, да ты, калинушка». Русская народная песня. Обработка Холминова А.

Дуранте Ф. Гальярда

Пьесы для трио гитар:

«Скамеечка». Мексиканская народная песня. Обработка Калинина В.

«Как под яблонькой» Русская народная песня. Обработка Лебедева В.
Пятый класс (1час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:

Конец октября - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - зачет - 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок - 2 пьесы по нотам,

Начало апреля - зачет - 1 пьеса наизусть.


Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта гитар:

Чайковский П. «Сладкая грёза». Переложение для 2-х гитар Лихачёва Ю.

«Отъезд». Венесуэльский вальс. Записан Мамон А.

Де Калл Л. Менуэт (Duo Facile №2)

Хренников Т. «Колыбельная». Переложение для 2-х гитар Иванова-Крамского А.

Вайс. С. Старинный французский танец

Зубченко О. «Прелюд-мимолётность»

Карулли Ф. Андантино. Редакция Ковалеской Я., Рябоконь Е.

Карулли Ф. Аллегретто. Редакция Ковалеской Я., Рябоконь Е.

Аноним Кубинский танец. Партия 2-й гитары Хоржевской Е.и Лазаревича А.


Пьесы для трио гитар:

Куликов В. «Чёрная жемчужина». Обработка Боткина Р.

Минисетти Ф. «Вечер в Венеции». Обработка Боткина Р.

Гладков Г. «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты»


Шестой класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:

Конец октября - контрольный урок - 2 пьесы по нотам,

Середина декабря - зачет - 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок - 2 пьесы по нотам,

Начало апреля - зачет - 1 пьеса наизусть.



Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта гитар:

Грибоедов А. Вальс

Неедлы З. «Словацкая полька» Обработка Иванова-Крамского А.

Козлов В. «Итальянская песенка» из «Детской сюиты»

Анидо М.-Л. Аргентинская народная мелодия. Обработка Колосова В.

Глюк К. В. Ария

Чайковский П. «Немецкая песенка» из «Детского альбома». Переложение для 2-х гитар Лихачёва Ю.

Чайковский П. «Старинная французская песенка» из «Детского альбома». Переложение для 2-х гитар Лихачёва Ю.

«Перепёлочка» Белорусская народная песня. Обработка Русинова Е.

Семензато Д. «Шоро» Партия 2-й гитары Флейтмана М.

Лауро А. Вальс № 2 Партия 2-й гитары Флейтмана М.

Толстая Т. «Тихо всё» старинный романс Переложение Хоржевской Е. и Лазаревича А.

Вила Лобос Э. Бразильский танец. Партия 2-й гитары Е.Хоржевской Е. и Лазаревича А.
Седьмой класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:

Конец октября - контрольный урок - 2 пьесы по нотам

Середина декабря - зачет - 1 пьеса наизусть

Начало марта - контрольный урок - 1 пьеса по нотам

Начало апреля - экзамен - 2 пьесы наизусть



Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта гитар:

Речменский Н. Серенада

Чайковский П. Неаполитанская песенка. Переложение для 2-х гитар Лихачёва Ю.

Карулли Ф. Рондо

Рамо Ж.Ф. Тамбурин

Аноним. Адажио из сонаты

Чазаррета А. Аргентинский вальс

Понсе М. Мексиканское скерцино. Транскрипция Сарате М.

Бернардини А. «Шоро 1» Партия 2-й гитары Флейтмана М.

«Malaguena salerosa» Обработка Sanchez F., Ramires Е.

Lara A. «Granada»
Пьесы для трио гитар:

Свиридов Г. «Отзвуки вальса» из муз. Иллюстраций к повести

А.С. Пушкина «Метель». Переложение для 3-х гитар Зубченко О.

Бах И.С. Менуэт из оркестровой сюиты ля минор. Переложение для 3-х гитар Лермана Д.


Восьмой класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:

Конец октября - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - зачет - 2 пьесы наизусть,

Начало марта - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Начало апреля - зачет - 2 пьесы наизусть.



Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта гитар:

Бетховен Л. «Адажио» (WoO 43/2)

Карулли Ф. «Аллегретто»

Шостакович Д. «Звёздочки» из цикла «Испанские песни»

Шопен Ф. Прелюдия ми минор

Мусоргский М. «Слеза» Переложение Иванникова П.

Карулли Ф. «Ляргетто» из «Серенады» для 2-х гитар

Эрнандес Р. Крестьянские песни. Редакция Ортеги Х.

Bonfa L. «Manana de Carnaval». Обработка Sanchez F.

Parres O. «Quizas,quizas,quizas…» Обработка Хайнецкого Р.

Карулли Ф. Тема с вариациями соч.120. Редакция Ковалеской Я., Рябоконь Е.

Кейрос Х. «Шоро» Партия 2-й гитары Флейтмана М.

Козлов В. Марш из «Детской сюиты»

Морель Дж. Бразильский танец Партия 2-й гитары Флейтмана М.


Девятый класс (2 часа в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:

Конец октября - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - зачет - 2 пьесы наизусть,

Начало марта - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Начало апреля - зачет - 2 пьесы наизусть.



Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта гитар:

Сор Ф. Дуэт

Бетховен Л. Сонатина (WoO 43/2)

Гречанинив А. Колыбельная

Шух М. Два менуэта из сюиты «Старинные галантные танцы»

Дворжак А. Славянскийтанец №2

Sanchez F./Sheeir-Bottero «Tango de la rosa». Обработка Хайнецкого Р.

Lorca G. «Zorongo gitano» Обработка Sanchez F.

Горбенко В. Вариации в старинном стиле .Переложение Ю.Смирнова Ю.

Петренко М. Вальс Переложение Мелешко Р.

Абреу С. «Тико-тико» (Самба) Транскрипция Флейтмана М.

Диас А. Шоро № 9 Партия 2-й гитары Флейтмана М.

Обухов А. «Калитка» старинный романс. Переложение Хоржевской Е.и Лазаревича А.
Срок обучения - 6 лет

Годовые требования по специальности «гитара»


Второй класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец октября - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок - 1 пьес по нотам,

Начало апреля - зачет - пьеса наизусть.



Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта гитар:

Джулиани М. «Аллегро» Переложение Зубченко О.

Фортеа Д. Вальс Обработка Зубченко О.

Кюффнер Й. Немецкий танец

Карулли Ф. Дуэт
Пьесы для трио гитар:

«В низенькой светёлке» Русская народная песня. Обработка Иванова-Крамского А.

«Ты пойди, моя коровушка, домой» Русская народная песня. Обработка Иванова-Крамского А.

«Красивое небо» Мексиканская народная песня. Обработка Калинина В.

«Санта Лючия» Итальянская народная песня. Обработка Калинина В.
Третий класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец октября - контрольный урок - 1 пьеса по нотам

Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть

Начало марта - контрольный урок - 1 пьеса по нотам

Начало апреля - зачет- 1 пьеса наизусть



Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
Пьесы для дуэта гитар:

Ларичев Е. «Полька». Обработка Зубченко О.

«Мазурка». Польский народный танец. Обработка Зубченко О.

«Хаванагила». Переложение для 2-х гитар Зубченко О.

Гомес В. Романс. Партия 2-й гитары Сапо А.

КаркассиМ.«Аллегретто». Переложение Зубченко О.

Де Милано Ф. Канцона. Переложение Зубченко О.

«Ой, да ты, калинушка» Русская народная песня. Обработка Холминова А.

Дуранте Ф. Гальярда Редакция Ковалеской Я., Рябоконь Е.
Четвертый класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:

Конец октября - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок - 2 пьесы по нотам,

Начало апреля - зачет - 1 пьеса наизусть.



Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта гитар:

Чайковский П. «Сладкая грёза». Переложение для 2-х гитар Лихачёва Ю.

«Отъезд». Венесуэльский вальс. Записан Мамон А.

Вебер К. Романс

Хренников Т. «Колыбельная». Переложение для 2-х гитар Иванова-Крамского А.

Вайс. С. Старинный французский танец

Зубченко О. «Прелюд-мимолётность»

Карулли Ф. «Андантино» Редакция Ковалеской Я., Рябоконь Е.

Карулли Ф. «Аллегретто» Редакция Ковалеской Я., Рябоконь Е.

Гладков Г. «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты»

Аноним Кубинский танец. Партия 2-й гитары Хоржевской Е. и Лазаревича А.
Пятый класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:

Конец октября - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок - 2 пьесы по нотам,

Начало апреля - зачет – 1 пьеса наизусть.



Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта гитар:

Неедлы З. «Словацкая полька» Обработка Иванова-Крамского А.

Анидо М.-Л. Аргентинская народная мелодия. Обработка Колосова В.

«Перепёлочка» Белорусская народная песня. Обработка Русинова Е.

Глюк К. В. Ария

Чайковский П. Немецкая песенка из «Детского альбома». Перелож. для 2-х гитар Ю. Лихачёва

Семензато Д. Шоро. Партия 2-й гитары Флейтмана М.

Лауро А. Вальс № 2 Партия 2-й гитары Флейтмана М.

Вила Лобос Э. Бразильский танец. Партия 2-й гитары Хоржевской Е. и Лазаревича А.

Чайковский П. Неаполитанская песенка. Переложение для 2-х гитар Лихачёва Ю.

Карулли Ф. Рондо
Шестой класс (2 часа в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:

Конец октября - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок - 2 пьесы по нотам,

Начало апреля - зачет - 1 пьеса наизусть.


Пьесы для дуэта гитар:

Рамо Ж.Ф. Тамбурин

Аноним. Адажио из сонаты

Бернардини А. «Шоро 1» Партия 2-й гитары Флейтмана М.

«Malaguena salerosa»Обраотка Sanchez F., Ramires E.

Lara A. «Granada»

Дворжак А. Славянский танец №2

Lorca G. «Zorongo gitano» Обработка Sanchez F.

Горбенко В. Вариации в старинном стиле. Переложение Смирнова Ю.

Петренко М. Вальс Переложение Мелешко Р.

Абреу С. «Тико-тико» (Самба) Транскрипция Флейтмана М.

III. Требования к уровню подготовки учащихся
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

- развитие интереса у учащихся к музыкальному искусству в целом;

- реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;

- приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);

- развитие навыка чтения нот с листа;

- развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;

- знание репертуара для ансамбля;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива;

- повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Основными видами контроля успеваемости являются:

текущий контроль успеваемости учащихся, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.


Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.

Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.

Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания.

По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».



2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.


Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.



V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль (гитара шестиструнная)» составляет 1 час в неделю.

Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие - средние, средние - старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных выступлений.

В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.



VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Учебная литература
1.Элизе. Произведения для шестиструнной гитары. Редактор Зырянов Ю. М., 2004

2.Альбом для юношества. Произведения для шестиструнной гитары. Вып. I / Составитель Иванова-Крамская Н. М., 1985

3.Альбом для юношества. Произведения для шестиструнной гитары. Вып. II / Составитель Иванова-Крамская Н. М., 1986

4.Ансамбли для гитар. Шестиструнная гитара. Вып. I / Составители Иванников А., Иванников П. М., 1987

5.Пьесы кубинских композиторов для шестиструнной гитары. М., 1978

6.Латиноамериканская музыка для гитары. / Редактор-составитель Хайнецкий Р. Ростов - на - Дону, 2009

7.Библиотека гитариста. Очарована - околдована М., 2004

8.Калинин В. «Юный гитарист». М., 2008

9.Дуэты для шестиструнных гитар. / Составители Хоржевская Е. и Лазаревич А. М., 1976

10.Дуэты для шестиструнных гитар. / Составители Хоржевская Е. и Лазаревич А. М., 1980

11.Танцы стран Латинской Америки для дуэта шестиструнных гитар. № 1 / Составитель Флейтман М. Днепропетровск, 1994

12.Танцы стран Латинской Америки для дуэта шестиструнных гитар. № 2 / Составитель Флейтман М. Днепропетровск, 1994

13.Танцы стран Латинской Америки для дуэта шестиструнных гитар. № 3 / Составитель Флейтман М. Днепропетровск, 1994

14.Танцы стран Латинской Америки для дуэта шестиструнных гитар. № 4 / Составитель Флейтман М. Днепропетровск, 1994



Учебно – методическая литература

1.Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 2004

2.Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.,1980

3.Хрестоматия гитариста. Для учащихся 1-2 классов ДМШ. Учебно-методическое пособие. / Составление и общая редакция Иванова-Крамская Н. Ростов-на-Дону, 2006

4.Хрестоматия игры на шестиструнной гитаре. (2 класс) / Автор-составитель Иванников П. В. Донецк, 2008

5.Хрестоматия юного гитариста. Репертуар для ансамблей шестиструнных гитар (дуэты, трио) Учебно-методическое пособие. / Автор-составитель Зубченко О. В. М., 2007





Каталог: files -> uploads -> files
files -> Методическое пособие / А. А. Майер. М.: Тц сфера, 2012. 128 с
files -> Студенников яков степанович
files -> Постановка темы исследования
files -> Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Наименование учебного предмета
files -> Решение поставленных задач базируется на всесторонней комплексной оценке территории, в ходе которой выявляется и оценивается природно-ресурсный, экономический, транспортный, инфраструктурный потенциалы, устанавливаются присущие территории особенности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница