Программа По учебному курсу: «Основы религиозной культуры и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур»




Скачать 121.67 Kb.
Дата14.03.2016
Размер121.67 Kb.
Рабочая программа

По учебному курсу: « Основы религиозной культуры и светской этики»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Для 4 класса общеобразовательной школы
на 2014 – 2015 учебный год

Составитель: Шестакова М.Ф.

- учитель истории и обществознания

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:



  • Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Приказ Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 в редакции от 18.12.2012.

  • Примерной программы начального общего образования по ОРКСЭ;

  • Авторской программы Шапошниковой Т.Д., Савченко К.В. Основы религиозных культур и светской этики. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений 4 класс. М.: Дрофа, 2013.



Место предмета в образовательной программе
Общей целью введения предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»), помимо решения задач социализации и воспитания, является знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование у них первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культуры всех народов и народностей, наций и национальностей, проживающих в нашей стране, людей разного вероисповедания.

Предполагается, что в результате первичного знакомства с основами светской и традиционных для России религиозных культур у детей появится интерес и потребность продолжить это знакомство в дальнейшем через освоение аналогичных предметов или элективных курсов. Важным является также формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности социокультурной идентичности в ее национально-государственном и других аспектах.

В то же время важным является формирование понимания того, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой.

В рамках культурологического подхода в процессе изучения курса школьники осознают национальные и религиозные реалии, традиции, ценности как формы выражения культуры. Культура всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества — огромный, насчитывающий тысячелетия путь, на котором в различные

исторические эпохи интегрируются элементы национальных культур. Такое широкое понимание культуры важно для процесса самоидентификации школьников как представителей всего человечества, своей страны, национальной, этнической, религиозной общности.
Названные цели реализуются посредством решения ряда задач:


  • знакомство учащихся с содержанием курса;

формирование первичных представлений о религиозных культурах и светской этике; развитие интереса к этой области знаний;

  • развитие представлений младшего подростка

о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьникок общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.



Результаты освоения предмета ОРКСЭ. модуль ОМРК

.1. Личностные результаты освоения курса включают:

1) осознание ценности человеческой жизни;

2) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на традициях народов России;

3) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества;

4) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;



  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;




  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;




  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

2. Метапредметные результаты освоения курса предполагают:


  1. овладение способностью формулировать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;



  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  3. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях социальных и культурных явлений, процессов действительности ;

  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

3. Предметные результаты освоения курса:

  1. осознание ценности человеческой жизни;

  2. понимание роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  3. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  4. освоение доступных способов изучения истории общества (наблюдение, запись, сравнение, и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  6. понимание значения нравственности в жизни человека и общества.

Виды деятельности учащихся и формы работы:

  1. Групповые, парные и индивидуальные (с текстами, кроссвордами, тестами, иллюстрациями)

  2. Проектная деятельность (краткосрочная 1-2 урока и долгосрочная по главе учебника)

  3. Выполнение творческих заданий (сочинение стихов, текстов, создание иллюстраций, кроссвордов, инсценировка ситуаций).

Программа рассчитана на 1 учебный год -34 часа из расчёта 1 час в неделю.

Содержание курса

Тема 1. Знакомство с новым предметом. (3 часа)

Россия - наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Съезд в Астане. Россия - поликонфессиональная страна.



Тема 2. Верования разных народов в мифах, легендах, сказаниях. (6 часов).

Древние верования и религиозные культы. Верования коренного населения Австралии. Верования коренного населения Америки. Мифология и культура Японии. Верования и культ древних славян.



Тема 3. Иудаизм (5 часов)

Представление о Боге в иудаизме. Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. О чём говорит иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.



Тема 4. Христианство (7 часов)

Представление о Боге и мире в христианстве. Представление о человеке в христианстве. Библия - священная книга христиан. Христианские праздники и святые. Православие. Католицизм. Протестантизм.



Тема 5. Ислам (5 часов)

Представление о Боге и мире в исламе. Пророк Мухаммад. Коран и Сунна. Столпы ислама. Праздники ислама. Священные города и сооружения ислама.



Тема 6. Буддизм (4 часа)

Жизнь Будды. Учение Будды. Духовные наставники и священные сооружения буддизма. Священные тексты буддизма.



Подведение итогов (2/3 часа)

Проектная деятельность учащихся.


Тематическое планирование:


Раздел, тема

Количество часов

Знакомство с новым предметом

3

Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях

6

Иудаизм

5

Христианство

7

Ислам

5

Буддизм

4

Подведение итогов

2

Резерв

2

Итого

34



Литература для учителя:
Арья Шура. Гирлянда джатак, или Сказания о подвигах

Бодхисаттвы. М., 2001.

Библия. Синодальный перевод.

Бородина А. В. Основы православной культуры. М., 2003.

Буддизм. Четыре благородных истины. М., 2002.

Введение в буддизм. СПб., 1999.

Великие сокровища мировых религий / авт.-сост.

С. Владимирова. М., 2010.

Гайнутдин Р. Уроки ислама: пособие для преподавателей

религиозных учебных заведений. М., 2009.



Гура А. Мифы славян. М., 2000.

Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция

духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011.

Еврейская традиция: учебник для 8—10 классов еврейских школ с преподаванием на русском языке / под об-

щей редакцией проф. Г. Брановера. Иерусалим, 1998.

История религий: учебное пособие для учащихся 10—

11 классов общеобразовательных учреждений / под

ред. А. Н. Сахарова. М., 2007.

История христианства. Духовные традиции и культура:

учебное пособие для учащихся 10—11 классов обще-

образовательных учреждений / под ред. А. Н. Сахаро-

ва. М., 2008.

Максуд Р. Ислам. М., 2008.

Марчукова С.М. Человек и окружающий мир: книга для

дополнительного чтения. СПб., 2003.

Мифы народов мира. М., 2006.

269


Мифы народов мира. В 2 т. М., 1987—1988.

Перелыгина Е. А., Фишман И. С. Методические рекомен-

дации по формированию ключевых компетенций уча-

щихся начальной школы. Самара, 2008.

Планируемые результаты начального общего образования /

Л. Л. Алексеева, М. З. Биболетова и др.; под ред.

Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М., 2009.



Полосин В., Али-Заде А. Ислам не такой! А какой? М.,

2008.


Пророк Мухаммед. М., 1997.

Религии народов современной России: словарь. М., 1999.



Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокга-

уза. Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 2002.

Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам / под ред.

В. Зюбера, Ж. Потэна; пep. с франц. Е. А. Терюковой /

под ред. М. А. Шахнович, Т. В. Чумаковой. СПб.,

2008.


Телушкин И. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврей-

ском народе, его истории и религии. М., 1998.

Тора. С русским переводом / под общей ред. проф. Г. Бра-

новера. М. — Иерусалим, 1993.

Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования. М., 2011.

Христианство. Энциклопедический словарь. В 3 т. М.,

1992.


Шейх Юсуф Кардави. Дозволенное и запретное в исламе.

М., 2004.

Электронная еврейская энциклопедия— http://www.

eleven. со.il.

Энциклопедия для детей. Искусство. Т. 7. Ч. 1 и 2 / глав.

ред. М. Д. Аксенова. М., 2000.

Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1 /

ред.коллегия: М. Аксенова, Д. Володихин, Т. Кашири-

на и др.— 4-е изд., испр. М.: Мир энциклопедий Аван-

та +, Астрель, 2008.

Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 2. / ред.

коллегия: М. Аксенова, Т. Каширина и др. М.: Мир эн-

циклопедий Аванта +, 2007.
Электронные ресурсы

Православное христианство

1. http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

2. http://www.patriarchia.ru/db/news/3608/ Официальный сайт Московской Патриархии. Раздел «Наука и образование»

3. http://www.k-istine.ru/ Образовательные материалы и документы по преподаванию православной культуры.

4. http://pravolimp.ru/main/main Школьные олимпиады и проекты по изучению православной культуры, православному образованию

5. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/683.htm Православие. ru

6. http://azbyka.ru/dictionary/22/ Православная энциклопедия «Азбука веры»

7. http://www.eparhia-saratov.ru/ «Православие и современность» - информационно-аналитический портал Саратовской митрополии

8. http://www.liturgy.ru/ Литургия.ру - сайт, посвященный православному богослужению

9. http://pravera.ru/index/pravoslavnye_multfilmy_smotret_onlajn_ili_skachat/0-80 Мультфильмы по православной тематике для АКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ОПК

10. http://radostmoya.ru/prj/all Материалы по православной культуре и общей этической тематике, фильмы, мультфильмы, программы

Ислам


1. http://www.islamnews.ru/ Новостной ресурс.

2. http://religiocivilis.ru/islam/281-islam-v-moskve.html Ислам в Москве

3. Книга историка Дмитрия Юрьевича Арапова «Ислам в Российской империи: Законодательные акты, описания, статистика», 2001 г. (скачать книгу можно здесь)

4. Статьи Дамира Хайретдинова «Коренные и новые московские. Этнографические особенности история исламской общины российской столицы» , «Истоки мусульманской общины Москвы»

Буддизм

1. Буддийская традиционная Сангха России Буддийская традиционная Сангха России - официальный сайт.

2. http://anthropology.ru/ru/texts/torchin/buddhism.html Торчинов «Введение в буддизм», СПб , 2005 - в интернете как «Введение в буддологию»

3. Буддийская живопись в Бурятии . Этот сайт является интернет версией одноименного журнала иллюстраций. На нем содержатся изображения-танка из коллекции музея истории Бурятии им. М. Н. ХАНГАЛОВА

Иудаизм

1. http://eleven.co.il– электронная версия Краткой Еврейской Энциклопедии

2. http://www.biblicalstudies.ru – ресурс, содержащий исследования по текстам Торы и Кумрана, также содержит карты библейского периода, хронологические таблицы, Септуагинта и Вульгата, перевод апокрифов и текстов Кумрана на русский язык.

3. http://www.chassidus.ru/- ресурс, содержащий информацию о хасидизме, хасидские притчи, а также информацию о еврейских праздниках и традициях.

Религиоведение

1. http://religion.rsuh.ru/section.html?id=1984 Информационные ресурсы о мире религий.

2. «НГ-Религии»Сайт «НГ-Религии» - приложения к Независимой газете.

3. «Мир религий» Информационный портал «Мир религий». Новости из мира религий

4. «Religion Writers» Англоязычный интернет-портал, где Вы каждый день сможете найти новые иностранные статьи о мире религии

Изучение религий и образование

1. http://www.verav.ru/ «Вера и время» - общественно-христианский сайт. Новости, репортажи из духовной, культурной, образовательной жизни. Монографии, сборники, методические рекомендации, статьи, выступления по нравственной тематике, педагогике.

2. http://old-ru.ru/prav.html Антология древнерусской литературы

География религий

1. http://www.adherents.com/- о распространении религий по странам и регионам мира.

2. https://www.cia.gov/– статистический справочник ЦРУ США по странам мира.

Актуальная информация по религиозной тематике в обществе



5. http://www.interfax-religion.ru/ - Информационное агентство Интерфакс-религия

6. http://www.religare.ru/11_3.html «Религия и СМИ» Справочно-информационный интернет-портал, содержит справочную, аналитическую, научную информацию, официальные документы, а также ежедневную новостную подборку о мире религии.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница