Программа по курсу: : «Введение в специальность» (факультатив) (Самолеты специального назначения и физические принципы построения их информационных систем) для специальности 010900 Прикладные математика и физика




Скачать 61.48 Kb.
Дата05.06.2016
Размер61.48 Kb.
Министерство образования и науки РоссиЙской Федерации



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский физико-технический институт (государственный университет)»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе


_____________ Ю.Н. Волков
«_____» ______________ 2011 г.

ПРОГРАММА ПО КУРСУ:

: «Введение в специальность»

(факультатив)


(Самолеты специального назначения и физические принципы построения их информационных систем)
для специальности  010900 Прикладные математика и физика

факультет аэромеханики и летательной техники

кафедра специальных летательных аппаратов и авиационных информационно-измерительных систем.
курс 3 семестр ___5,6___
Лекции _____66___ часа Экзамен нет семестр
Практические (семинарские) занятия 66 часов Зачет (диф.) 7,8 семестр
Лабораторные занятия ___нет______ часов Самостоятельная работа

__нет_____ часов в неделю

Всего 132 часа
Программу составили: к.т.н., доцент __________________ Б.И.Ильин

советник главного конструктора

по перспективным проектам __________________ Ю.А.Егоров
Программа обсуждена на заседании кафедры «___» ___________ 2011 года

Заведующий кафедрой дэн, профессор ___ В.В.Ливанов


Программа утверждена решением Ученого Совета ФАЛТ « » 2011 г.
Председатель Ученого Совета дтн, профессор В.В. Вышинский
Москва

2011


Содержание

Темы лекций


1. Введение. Самолеты (летательные аппараты) специального назначения.

В настоящее время, кроме ранее сформировавшихся видов авиационной техники, таких как истребительная, бомбардировочная, пассажирская и транспортная авиация, большое развитие получают самолеты (летательные аппараты) специального назначения (пилотируемые и беспилотные), используемые как в интересах обороны, так и в народном хозяйстве страны.

Особенностью самолетов специального назначения является оснащение этих машин авиационными информационно-измерительными, поисковыми, прицельно-навигационными и управляющими системами, объединенными в единый комплекс.

По своему назначению наиболее характерными видами самолетов специального назначения являются:

- многоцелевые базовые патрульно-ударные и патрульные самолеты;

- самолеты для мониторинга и картографирования;

- пилотируемые самолеты радиоэлектронной и аэрофоторазведки;

- самолеты радиолокационного дозора и наведения;

- самолеты воздушные командные пункты;

- беспилотные летательные аппараты.


2. Патрульные базовые противолодочные самолеты.

Представители данного типа самолетов: отечественные самолеты Ил-38 (рис.1) и Ту-142 (рис.2), зарубежные самолеты Локхид Р-3А «Орион» (США) (рис. 3), Бреге «Атлантик» (Франция) (рис. 4), Хоукер-Сиддли «Нимрод» (Великобритания) (рис. 5), Боинг Р-8А «Посейдон» (рис.6,7,8). Основные характеристики, специфика, информационные системы.

3. Основныецели и способы решения поставленных задач:

- поиск кораблей, подводных лодок в надводном положении и под перископом;

- обнаружение и сопровождение подводных лодок в подводном положении при помощи гидроакустических и магнитометрических средств;

- выработка прицельных данных противолодочному оружию;

- поражение надводных и подводных целей;

- ведение радиотехнической разведки;

- обнаружение надводных целей с помощью тепловизионной аппаратуры;

- выдача целеуказания и управление средствами поражения целей;

- обнаружение низколетящих целей на фоне моря.
4. Cостав типовой поисково-прицельной системы противолодочных самолетов:

- радиолокационные системы;

- системы радиотехнической разведки;

- оптические тепло-телевизионные системы;

- магнитометрическиесистемы;

- радиогидроакустические системы.


5. Патрульные самолетыи их назначение:

- обнаружение в заданной акватории надводных и подводных объектов, снятие их радиотехнического и оптического портретов;

- идентификация информации, её классификация и способы передачи информации взаимодействующим с самолетом силам;

- экологический контроль морской поверхности;

- патрулирование прибрежной экономической зоны.

Патрульные отечественные самолеты Ил-114 (рис.9). Основные характеристики, специфика, информационные системы.


6. Самолеты для мониторинга и картографирования.

Назначение исследование процессов образования облаков, туманов, колебаний температуры и давления, определение мест зарождения циклонов, превращение облаков в дождь или снег, рассеивание туманов.

Самолеты-зондировщики атмосферы на базе самолетов Ан-12, Ил-18, Ту-104, Ан-26(рис.10,11).

Состав аппаратуры измерительных комплексов:

- датчики комплекса измерителя структуры воздушного потока (на носовой штанге);

- обзорный радиолокатор в носовой части фюзеляжа;

- метеолокаторы вертикального зондирования (сверху фюзеляжа);

- лазерные поляриметры, инфракрасные радиометры;

- кино- и телеаппаратура, аэрофотоаппаратура;

- средства активного воздействия на облака;

- оборудование для регистрации, обработки и контроля результатов исследований.
7. Самолеты ледовой разведки.

Самолет ледовой разведки Ил-24 (рис. 12).Бортовая система инструментальной ледовой разведки,измерение толщины льда, зон торошения и других особенностей ледовых полей. Система передачи информации на корабельные приёмные пункты.


8. Самолеты радиоэлектронной и аэрофоторазведки.Высотный самолет радиоэлектрнной и аэрофоторазведки Локхид U-2 (рис. 13).Самолет радиоэлектронной разведки RC-135U|W «Ривит Джойнт»(рис. 14).

Системы засечки сигналов работающих РЛС, определения их координат, составления электронных карт радиолокационных полей, отслеживания за их изменением.


9. Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (АВАКС):Боинг Е-3 «Sentry»(рис. 15)иЕ-8А/С «Джи Стар» (рис. 16). Системы радиолокационного определения картины воздушной обстановки в районе боевых действий, распознавания и сопровождения воздушных целей на фоне любой местности, управления авиационными силами, осуществляю-щими перехват воздушных целей, разведку и нанесение ударов на удалении от базы.

Бортовой комплекс самолета для передачи целеуказаний по радиоканалам цифровой связи на самолеты тактической ударной авиации, на наземные и воздушные пункты управления.

Конструктивные особенности: вращающийся обтекатель антенны импульсно-доплеровской радиолокационной системы, высокая потребность в электроэнергии и создание мощной системы его охлаждения.
10. Беспилотные авиационные комплексы.

Задачи беспилотных авиационных комплексов:ведение оптико-электронной, радио- и радиотехнической, метеорологической, радиационной и химической разведки, поисково-спасательные работы, организация связи и ретрансляции, мониторинга территории, крупных промышленных предприятий и железнодорожных станций, трасс трубопроводов, линий электропередач.

. Беспилотные самолеты-разведчики Ту-141 «Стриж» (рис. 17) и Ту-143 «Рейс» (рис. 18).

Тактический беспилотный разведывательно-патрульный комплекс «Пчела-1К»(рис. 19).

Беспилотный летательный аппарат тактических авиационных комплексов разведки и целеуказания MG-1C «Предатор»(рис. 20).

Высотный авиационный комплекс разведки и целеуказания c беспилотным летательным аппаратом RG-1 «Глобал Хоук»(рис. 21).

Компоновка беспилотного летательного аппарата NorthropGrummanRG-4N(рис. 22).
11. Перспективные ударные беспилотные летательные аппараты:

- «Фантом Рей» (PhantomRay)(рис. 23) – предназначен для подавления систем ПВО противника, разведки и целеуказания, радиоэлектронной борьбы;

- проект ударного БЛА-штурмовика(рис. 24);

- беспилотные разведчики средних высот с большой продолжительностью полета(рис. 25).Основные характеристики, специфика, информационные системы.


12. Сверхвысотные беспилотные летательные аппараты «Фантом Ай» и «Солар Игл» со сверхдлительной продолжительностью полета.

Продолжительность полета на высоте 18…20 км от нескольких дней до нескольких месяцев.


Рекомендуемая литература:

  1. Морозов В.П., Обухович В.А., Сидоренко С.И.,Широкорад А.Б. Энциклопедия современной военной авиации. Мн.:Харвест, 2005


  2. Соболев Д.А. История самолетов мира. М. Русавиа, 2006.

  3. Бюшгенс Г.С., Бедржицкий Е.Л. На рубеже двух столетий. М. ЦАГИ. 2008.

  4. Дмитриев В.Г., Каргопольцев В.А., Маврицкий В.И. Проблемы создания перспективной авиационно-космической техники. М. Физматлит, 2005.

  5. Никольский М.В. Самолеты разведки и управления. М.Астрель. 2001.

  6. Егоров Ю.А. Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина. М.: Русавиа, 2003.

  7. Иванов П.А. А-50; крылатый дозорный. М., 1997.

  8. Таликов Н.Д. Полвека-первый. М. Авико Пресс, 1999.

  9. Авиация российского флота. С.-Петербург.: Судостроение,1996.

  10. Артемьев А.М. Морская авиация России. М.:Воениздат, 1996.

  11. Военно-транспортная авиация. М.: Арсенал-Пресс, 1997.

  12. Котельников В.П., Артемьев А.М. Мино-торпедная авиация особого рода. М.: Авиация и космонавтика. №4, 1996.

  13. Ливанов В.В. Ил-96М/Т. Программа развития. Aerospace Journal. 1996. №11-12.

  14. Широкорад А.Б. Крылатые ракеты подводных лодок. М.: Авиация и космонавтика. №10, 1995.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница