Программа по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного – младшего школьного возраста «Мир волшебных красок»



Скачать 81.11 Kb.
Дата15.08.2016
Размер81.11 Kb.
ТипПрограмма
Программа

по коррекции агрессивного поведения

детей старшего дошкольного – младшего школьного возраста

«Мир волшебных красок»
Пояснительная записка

Агрессивный ребенок – одна из актуальных проблем нашего времени. Практические психологи отмечают, что зачастую взрослые просто не знают, как справиться с поведением агрессивного ребенка.

Агрессивность, как правило, не возникает неожиданно. Она может проявиться в результате различных межличностных взаимодействий, детско-родительских отношений, стиля воспитания в семье и в образовательном учреждении.

Детская агрессивность – одно из тяжелейших испытаний для взрослых и ребенка. Но ведь и ребенок не может сам справиться со своей агрессивностью. Став взрослым, он сохраняет в своем поведении элементы агрессии, перенося их на свою семью и детей.

Новизна программы заключается в том, что психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возрастов включает элементы арт-терапии и реализовывается в четырех направлениях коррекционно-развивающей работы с ребенком:


  • работа с гневом – обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева;

  • обучение самоконтролю – вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;

  • работа с эмоциями и чувствами – учить ребенка осознавать собственные эмоции и чувства, а так же эмоции и чувства других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;

  • формировать конструктивные навыки общения – обучать ребенка адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.

Вид программы. Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая.

Адресат программы. Ребенок старшего дошкольного – младшего школьного возраста.

Цель программы. Целью данной программы является коррекция агрессивного поведения ребенка и развитие у него навыков эмоционального общения и взаимодействия с окружающими.

Задачи программы:

Для реализации выше обозначенной цели поставлены следующие задачи:



  1. снизить у ребенка эмоциональное напряжение;

  2. обучить ребенка распознаванию своего наличного эмоционального состояния и переживания;

  3. обучить ребенка адекватным способам отреагирования эмоций;

  4. обучить навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, выражения гнева в приемлемой форме;

  5. устранить патологические стереотипы реагирования,

  6. развивать чувство принятия себя и других;

  7. формировать у ребенка способность к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию;

  8. выработать и закрепить у ребенка навыки адаптивного поведения и конструктивного общения;

  9. создать оптимальные условия для дальнейшего гармоничного развития личности ребенка.

Структура программы:

Программа коррекционно-развивающих занятий состоит из 4-х этапов:

1 этап – первичная диагностика. Осуществляется до проведения занятий с целью изучения личностной и эмоционально-волевой сфер ребенка, анкетирования и тестирования родителей.

2 этап – развивающие занятия. Проводятся с целью коррекции агрессивного поведения ребенка и развития у него навыков эмоционального общения и взаимодействия с окружающими.

3 этап – закрепляющий. Закрепление приобретенных навыков и опыта, полученных в ходе индивидуальных занятий. С этой целью ребенок проходит 5 занятий в группе сверстников (5-7 детей, которые тоже прошли индивидуальные занятия по коррекции агрессивного поведения). Это будет способствовать переносу приобретенных знаний, умений и навыков в повседневную жизнь.

4 этап – итоговая диагностика. Осуществляется с целью выявления степени эффективности происходящих изменений в личностной и эмоционально-волевой сферах ребенка.

Количество часов в программе – 20 часов.

Используемые методы и методики (для диагностических этапов):

Для ребенка:


  1. Проективная методика «Рисунок семьи» Ч. Ширна, К. Рассела.

  2. Методика «Рисунок несуществующего животного» Д.З. Дукаревича.

  3. Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой.

  4. Методика «Дом – дерево – человек» Дж. Бука.

  5. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.

Для родителей:

  1. Тест «Агрессивен ли Ваш ребенок» А.Г. Долговой.

  2. Анкета «Критерии агрессивности ребенка» Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной.

  3. Анкета «Критерии наблюдения за поведением ребенка» М. Алворда и П. Бейкера.

  4. Проективная методика «Рисунок семьи» Ч. Ширна, К. Рассела.

  5. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкис.


Специфика занятий:

Каждое индивидуальное занятие данной программы состоит из:



    • ритуала начала занятия;

    • упражнения на релаксацию;

    • упражнения в выражении эмоционального состояния;

    • упражнения на эмоциональное отреагирование агрессии;

    • упражнения на формирование доверия к людям;

    • упражнения на снятие нервно-психического напряжения;

    • рисования на заданную тему;

    • ритуала окончания занятия.

После каждого индивидуального занятия заполняется карта динамического наблюдения. Она заменяет динамическую диагностику и позволяет отслеживать изменения, происходящие с ребенком в процессе работы (динамику развития и эффективность коррекции). Для облегчения деятельности психолога отметки в карте могут производиться с использованием специальных обозначений.

Каждое групповое занятие данной программы состоит из:



    • ритуала начала занятия;

    • упражнения на снятие напряжения;

    • упражнения на формирование элементов самоконтроля;

    • упражнения на формирование у ребенка чувства доверия к окружающим;

    • упражнения на умение различать свои эмоции и распознавать эмоциональные реакции других людей;

    • упражнения на развитие позитивного образа «Я»;

    • ритуала окончания занятия.

После каждого группового занятия на каждого ребенка, так же как и после индивидуальных встреч, заполняется карта динамического наблюдения.

Организационные условия проведения занятий:

Размер помещения должен позволять проводить подвижные игры и содержать рабочую зону. При проведении занятий необходимо учитывать освещенность, возможность проветривания помещения до начала занятий.

Изобразительные материалы: краски, карандаши, бумага для рисования, кисти, стакан для воды, цветная бумага, картон, клей, ножницы, пластилин. Качество материалов по возможности должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может снизиться ценность самой работы и ее результатов в глазах ребенка. Технические средства: музыкальный центр, записи музыкального сопровождения, канат и др.

Сроки и этапы реализации программы:

Программа рассчитана на 4 – 4,5 месяца.

1, 4 этап – диагностический. Первичная диагностика до проведения занятий и итоговая диагностика по завершению занятий. В первичную диагностику включены встречи с ребенком (2-3 раза) и родителями (1-2 раза) в зависимости от особенностей ребенка и взрослых. Продолжительность диагностической встречи 45-60 минут. Частота встреч – 1-2 раза в неделю. Итоговая диагностика проводится только с ребенком.

2 этап – коррекционно-развивающие занятия. Количество занятий – 10. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий 45-60 минут.

3 этап – групповые закрепляющие занятия. Количество занятий – 5. Занятия проводятся один раз в неделю по 45-60 минут.

Ожидаемые результаты реализации программы:

По итогам реализации программы планируются следующие результаты:



  1. У ребенка снизится уровень агрессии.

  2. Разовьются личностные качества, способствующие формированию эмпатии и доверительного отношения к окружающим.

  3. У ребенка повысится уровень принятия себя и других.

  4. Сформируются и закрепятся навыки адаптивного поведения и конструктивного общения со взрослыми и сверстниками.

  5. Ребенок научится адекватным способам реагирования на провоцирующую ситуацию.

  6. Разовьются способности распознавания и контроля негативных эмоций.

  7. Ребенок обучится различным приемам самоконтроля и снятия накопившегося эмоционального напряжения.

  8. Ребенок научится использовать приобретенные знания, умения и навыки в повседневную жизнь.


Тематический план-сетка занятий


п/п


Наименование темы

Количество

акад. часов



1

Первичная диагностика







Родители

2




Дети

1

2

Занятие № 1

1

3

Занятие № 2

1

4

Занятие № 3

1

5

Занятие № 4

1

6

Занятие № 5

1

7

Промежуточная аттестация







Дети

1

8

Занятие № 6

1

9

Занятие № 7

1

10

Занятие № 8

1

11

Занятие № 9

1

12

Занятие № 10

1

13

Итоговая аттестация







Родители

2




Дети

1




Всего:

17


Список литературы:

  1. Авдулова Т.П. Агрессивный ребенок. М.: Академия. 2008. 128 с.

  2. Агрессия у детей и подростков. Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь. 2006. 336 с.

  3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2010. 159 с.

  4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПБ.: Речь. 2008. 688 с.

  5. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб: Питер. 2007. 592 с.

  6. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М.: Генезис. 2011. 216 с.

  7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь. 2012. 160 с.

  8. Котова Е.В. В мире детских эмоций. Программа эмоционально-личностного развития детей. М.: Сфера. 2007. 80 с.

  9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь. 2011. 190 с.

  10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гипеактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь; М.: Сфера. 2010. 136 с.

  11. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Гном и Д. 2010. 160 с.

  12. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис. 2005. 176 с.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница