Программа по географии Рассмотрено: На заседании педагогического совета




страница1/3
Дата10.06.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3

Частное учреждение – общеобразовательная организация

«Международная школа «Источник»



Форма



ДП – Реализация образовательных программ

Ф-Рабочая программа по географии




Рассмотрено:

На заседании педагогического совета

Протокол № 1

от «1» сентября 2015 г.



Согласовано:

Заместитель директора по УВР


______________Е.А. Скрыпник

«31» августа 2015 г.


Утверждено:

Директор ЧУ ОО

«Международная школа

«Источник»


_____________Е.О. Модникова

«1» Сентября 2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

на 2015-2016 учебный год

основное общее образование

9 класс

Количество часов: 68



Учитель: Ермолаева С.В., учитель географии и биологии, к.б.н., доцент

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа основного общего образования по географии. География России (7-9 класс) /сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии.-М.:Дрофа, 2008.

Авторская программа по географии. 6-9 классы / Под редакцией И.В.Душиной. -М.: Дрофа, 2006.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода и предполагает вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность, что, в свою очередь, является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения.



ОПИСАНИЕ МестА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит неделю; в VIII— по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Количество часов: всего 68 часов, в неделю-2 часа. Практических работ-23, из них оценочных-12.
Объем аудиторной учебной нагрузки


1 блок

10

2 блок

10

3 блок

12

4 блок

12

5 блок

12

6 блок

12

Всего

68


Оценочные практические работы:

  1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

  2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

  3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

  4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

  5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

  6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

  7. Определение по картам географического положения своего региона.

  8. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

  9. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.

  10. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

  11. Объяснение размещения крупнейших ПТК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона).


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.



УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ

Традиционный механизм организации учебной деятельности опирается на усвоение школьниками системы базовых понятий и мало отвечает требованиям современной школы. Новая школа предполагает, что главный результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научно-географической. Особенность современного процесса обучения – переход от традиционного к личностно ориентированному обучению, направленному на саморазвитие и самовоспитание школьников. Поэтому основой изучения географического содержания может быть технология организации учебной деятельности школьников в рамках личностно ориентированного обучения.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ГЕОГРАФИИ


Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные

I. Учащиеся обязаны:

1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук

2. Развивать интеллектуальные и творческие способности.

II. Учащиеся получат возможность:

1. Воспитать ответственное отношение к природе

2. Осознать необходимость защиты окружающей среды.

3. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук.




I .Учащиеся обязаны:

1. Овладеть способами самоорганизации учебной деятельности:

а) уметь ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

б) оценивать собственный вклад в деятельность группы;

в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений

2. Освоить приемы исследовательской деятельности:

а) формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдении);

б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы;

в) формулировать выводы по результатам исследования.

II. Учащиеся получат возможность:

1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь:

а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде СД, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

2. Овладеть опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.



Регулятивные (учебно-организационные):

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • работать в соответствии с предложенным планом;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

  • оценивать работу одноклассников.

Познавательные

учебно-логические:

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • классифицировать информацию по заданным признакам;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • решать проблемные задачи;

  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

учебно-информационные:

  • поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;

  • качественное и количественное описание объекта;

  • классификация и организация информации;

  • создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Коммуникативные:

•выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

•уметь вести дискуссию, диалог;

•находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.




I. Учащиеся обязаны:

1. В ценностно-ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

2. Формировать элементарные исследовательские умения.

II. Учащиеся получат возможность:

Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной жизни;

б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Часть 1

Хозяйство России. (21 часа)

Вторичный сектор экономики – отрасли перерабатывающие сырье. (16 час.)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы и развитие ТЭК и развитие. Охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработка нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности.

Угольная промышленность. Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих районов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практические работы. 1.Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. 2.Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Тема 2.


Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Классификация конструкционных материалов, проблемы производящих их отраслей.

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центы. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.



Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы. Крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.



Практические работ. 1.Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. 3.Составление характеристики одной их баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Машиностроение.

Значение машиностроения, отраслевой состав, связь с другими отраслями Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко- трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно – промышленного комплекса и его конверсии.



Практическая работа1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Проблема пищевой промышленности в России.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

Тема3.

Третичный сектор экономики – отрасли производящие разнообразные услуги. (5час)

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.



Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути. Связь Социальная инфраструктура. Перспективы развития комплекса.

Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье. Низкий уровень обеспеченности. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Часть 2

География крупных регионов России (34 часа)

Тема 1.


Районирование России.

Районирование – важнейший метод изучения в географии. Виды районирования: сплошное, узловое, частичное и комплексное. Соподчиненность различных видов районирования России.



Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования России.

Европейская Россия. (Западный макрорегион)

Особенности природы, истории и географии хозяйства. Природные ресурсы. Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.



Европейский Север. Состав района. Географическое положение. Особенности экономико – географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории и жизнь людей. Различия в рельефе и полезных ископаемых, климате. Природные зоны. Природные ресурсы. Ресурсы шельфовой зоны. Историко-географические особенности формирования. Население. Города. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско – Карельского и Двинско – Печорского подрайонов. Роль морского транспорта. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера.

Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско – Печерского района. 2.Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

Северо – Западный район. Состав. Выгоды географического положения на разных этапах развития. Природная специфика. Район древнего заселения. Основание Петербурга, роль его в расселении, научно промышленном, социальном и культурном развитии. «Господин Великий Новгород». Экономические, социальные и экологические проблемы. Свободная экономическая зона «Янтарь»

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Характерные черты рельефа и полезные ископаемые. Дефицит природных ресурсов. Климатические условия. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия – очаг русской национальной культуры «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Численность и плотность населения. Трудовые ресурсы. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Города науки. Специализация хозяйства. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Развитие социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических. Социальных и экологических проблем региона. Возникновение развитие Москвы. Москва - столица. Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Очаги старинных промыслов. Современность и проблемы древних городов.

Практические работы. 1.Сравнение географического положения и планировки двух столиц – Москвы и Санкт – Петербурга. 2.Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3.Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения. Природный амфитеатр. Нарды гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность

Очаги концентрации населения. Основные реки. Почвенно – растительный покров и животный мир. Высотная поясность гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Проблемы района. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Проблемы республик Северного Кавказа.

Практические работы. 1 Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. 2.Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга – великая русская река. Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Территориальная организация расселения и хозяйства. Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. АПК. Мощная пищевая промышленность. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Крупнейшие города. Проблемы региона.

Практические работы. 1.Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический религиозный состав. 2.Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения.

Урал. Границы и состав Урала. Географическое положение. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Заселение. Современная этническая пестрота. Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия. Химическая и лесная промышленность, разнообразие машиностроения. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Крупнейшие города Урала. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.

Практические работы. 1.Опреденение тенденций хозяйственного развития Северного Урала в виде картосхемы. 2.Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

Тема3.


Азиатская Россия. (Восточный макрорегион)

Географическое положение. Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения, производства, сырье, добывающая направленность. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.



Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России.

Западно - Сибирская равнина – одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Геологическая история, рельеф и полезные ископаемые. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильна заболоченность. Зональность природы. Зона Севера и ее значение. Горы и котловины на юге. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Коренные народы. Богатство и разнообразие природных ресурсов. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегаз0оохимический комплекс. Особенности структуры и размещения. Крупнейшие российские н5фтяные и газовые компании. Система трубопроводов. АПК Западной Сибири. Транссибирская магистраль, река Обь, железные дороги. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических поблеем Западной Сибири.

Практические работы. 1.Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.2.Составление характеристики нефтяного (газового )комплекса (значение, уровень развития , основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы). 3.Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Север Восточной Сибири.

Состав района. Географическое положение. Роль реки Лены и Северного морского пути. Русские исследователи северных морей. Тектоническое строение, рельеф и минеральные ресурсы. Резко континентальный климат, многолетняя мерзлота. Лесные ресурсы. Великие сибирские реки. Тайга - основная природная зона. Высотная поясность. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья, другие промыслы. Несоответствие между природными богатствами и народы, особенности из жизни и быта, проблемы. Коренные народы, особенности их жизни, проблемы. Исторические особенности заселения русскими. Открытие медно – никелево - кобальтовой провинции. Основание Норильска. Топливно - энергетический комплекс - основа хозяйства территории. Каскады ГЭС. Предприятия ВПК, роль конверсии. Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района. Якутские алмазы. Город Мирный.

Транспортное освоение. Крупнейшие промышленные, культурно – исторические, транспортные центры. Природно – хозяйственные районы. Основные проблемы.

Практические работы. 1.Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры). 2.Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

Южная Сибирь. Состав, географическое положение. Горные системы Южной Сибири. Верхние течения крупных сибирских рек. Особенности и проблемы Байкала. Резко континентальный климат. «Плюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота. Природные ресурсы. Внутренние различия: Кузнецко- Алтайский, Ангаро- Енисейский подрайон. Канско – Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро- Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Трудовые ресурсы, проблемы. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Забайкальский подрайон. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири. 2.Выявление одной из проблем региона. Предложение путей ее решения.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического, геополитического положения. Этапы освоения территории. Геологическая, тектоническая история территории. Сейсмичные пояса. Тихоокеанский металлогенический пояс. Отрасль специализации района - добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Неравномерность размещения населения, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы. Муссонный климат. Климатические контрасты. Гидроресурсы и ГЭС. Природные зоны. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана. Рыбоперерабатывающий комплекс. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли ВПК. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. АПК. Дальний Восток в системе Азиатско – Тихоокеанского региона. Внутренние различия и города. Проблемы Дальнего Востока.

Практические работы. 1.Выделение на карте индустриальных, транспортных , научных , деловых , финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 2.Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития.

Россия в современном мире. (1 час)

География Ульяновской области. (10 часов)

Территория, границы, экономико-географическое положение, административно-территориальное деление Ульяновской области. Природные ресурсы как фактор формирования хозяйства. История освоения территории Ульяновской области. Изменение численности, естественное и механическое движение населения. Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы. Размещение населения. Общая характеристика промышленности. Ведущие отрасли промышленности. Другие отрасли промышленности. Растениеводство. Животноводство. Транспорт. Историко-культурный потенциал. Внешние экономические связи



Резервное время (2 часа)
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница