Программа объединения «Робототехника в детском саду»



Скачать 143.37 Kb.
Дата05.08.2016
Размер143.37 Kb.
ТипПояснительная записка
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Станция юных техников

Принята

педагогическим советом



Муниципального казенного УТВЕРЖДАЮ

образовательного учреждения

дополнительного образования Директор МКОУ ДОД СЮТ

детей Станция юных техников

протокол № 1 ____________В. П.. Козарез

от ____________________ года

«____»__________2015 г

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Робототехника в детском саду»

(дополнительная общеразвивающая программа

для детей старшей группы детского сада (5-6 лет), 16 часов, срок реализации 0,5 года)

Составитель:

Кудинова Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования 1 категории

ГО ЗАТО п. Свободный

2015 г.


Пояснительная записка

Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направлена на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста и формирование первичных представлений о технике, ее свойствах, назначении в жизни человека. Программа имеет научно-техническую направленность.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

Актуальность программы заключается в востребованности развития широкого кругозора старшего дошкольника.

Новизна программы заключается в научно-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Цель программы развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.

Задачи:

- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;

- приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, синтеза и анализа информации, поиск путей и средств решения задачи и реализация творческого замысла;

- развивать продуктивную (конструктивную) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и движении робототехнических средств;

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).



Программа основывается на следующих принципах:

1) обогащение детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

3) взаимодействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;

5) формирование познавательных интересов и практических действий ребенка в продуктивной творческой деятельности;

6) возрастная адаптивность дошкольного образования (соответствие технологий возрасту и особенностям развития);

Этапы детского творчества


  1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная воспитателем) создания чего-то нового.

  2. Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи.

  3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат.

Планируемые результаты реализации программы

- ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу и самостоятельность в среде конструирования LEGO «Первые шаги», общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности;

- ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);

- ребенок обладает установкой положительного отношения к робото-конструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;

- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;

- ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO «Первые шаги»; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с Lego-конструктором;

- ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;

- ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике;

- ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора LEGO.



Содержание программы

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, охватывая следующие направления развития (образовательные области):



Познавательное развитие.

Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ.

Создание действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем. Сборка и испытание моделей.

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки моделей; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.



Социально – коммуникативное развитие.

Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках одной группы. Подготовка и проведение демонстрации модели. Становление самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавать модели реальных объектов, видеть реальный результат своей работы. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к робототехнике.



Речевое развитие.

Общение в устной форме с использованием специальных терминов. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить схему рассказа. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными при помощи моделирования. Поощрять попытки ребёнка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Применение мультимедийных технологий для презентации идей.



Организационное обеспечение реализации программы

Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности один раз в неделю с группой детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Количество детей в группе – мобильное по 10-15человек. Курс рассчитан на половину года занятий, объем – 16 занятий по 30 минут. Срок реализации программы февраль 2015г. - май 2015 г.


Основные формы и методы образовательной деятельности:

Основная форма работы – занятие.

Основные методы работы:


  • конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;

  • словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

  • наглядный (показ, видео-просмотр, работа по инструкции);

  • практический (сборка моделей);

  • репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);

  • частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

  • исследовательский метод;

  • метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые, эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).

Занятия проходят как совместная практическая творческая деятельность с элементами самостоятельного выполнения работ.

Способы и направления поддержки детской инициативы обеспечивает использование интерактивных методов: проектов, проблемного обучения, беседа, обучения в сотрудничестве, взаимного обучения.


Учебно-методические средства обучения.
Для эффективности реализации образовательной программы необходимы конструкторы «ПервоРобот LEGO We Do»-10 комплектов.

Учебно-тематическое планирование





Тема

Количество занятий

Цель и содержание занятий

1

Введение в ЛЕГО – конструирование.


1

Техника безопасности при работе с конструктором.

Знакомство с  деталями конструктора.

Игра «Найди деталь такую же, как на карточке»


2

Зубчатые колёса.

1


Изучение простых механизмов, научный поиск, скорость, испытание, прогнозирование и измерение, обсуждение результатов.

• Определить, является ли зубчатое колесо цилиндрическим зубчатым колесом или корончатой шестерней.

• Построить модель, которая повысит скорость вращения с помощью зубчатой передачи.

• Построить модель, которая уменьшит скорость вращения с помощью зубчатой передачи.

• Расположить зубчатые колеса таким образом, чтобы они вращались в одном направлении, в противоположных направлениях или под 90 градусов друг к другу.

• Убедиться, что степень увеличения или уменьшения скорости вращения зависит от количества зубьев на зубчатых колесах и их взаимного расположения.




2.1

Знакомство с понятием «Зубчатые колёса». Построение и запуск модели.

2.2

Сборка юлы. Игра «Чья команда быстрее соберёт модель».

1

2.3

Сборка автомобиля. Игра «У кого дальше уедет машина»

1

2.4

Сборка модели вратаря. Игра «Кто больше забьёт голов»


1

2.5

Подведение итога по теме «Зубчатые колёса»

Выполнение задания самостоятельно, презентация собственной модели.

1

3

Колёса и оси.

1


Убедиться, что колесо и ось являются простыми механизмами.

• Изучить одиночную фиксированную ось.

• Изучить отдельные оси.

• Построить модель с колесами, которая легко



3.1

Знакомство с понятиями «Колесо», «Ось». Сборка модели «Умная вертушка». Игра «У кого дольше прокружится вертушка»

3.2

Сборка модели «Качели». Игра «Покачаемся»

1


поворачивается.

• Построить управляемую модель.

• Определить, где может возникнуть трение.


3.3

Сборка и запуск модели автомобиля с использованием механизма отталкивания.

1


3.4

Сборка и запуск модели парусника.

1


3.5

Подведение итога по теме «Колёса и оси». Выполнение задания самостоятельно, презентация собственной модели.


1

4

Рычаги

1


• Убедиться, что рычаг в виде стержня или рукоятки, который вращается вокруг оси, может создавать нужное движение.

• Описать понятия: ось вращения, усилие и груз.

• Установить, что сила, создаваемая рычагом, зависит от взаимного расположения оси вращения, груза и точки приложения силы.

• Определить, что такое рычаг первого рода.



4.1

Знакомство с понятием «Рычаг».

Сборка модели «Катапульта». Игра «У кого дальше…»

4.2

Подведение итога по теме «Рычаги». Выполнение задания самостоятельно, презентация собственной модели.


1

5

Шкивы




• Определить, что такое шкив.

• Построить модель, которая повысит скорость вращения с помощью зубчатой передачи.

• Построить модель, которая уменьшит скорость вращения с помощью зубчатой передачи.

• Расположить шкивы таким образом, чтобы ведущий шкив поворачивался в одном направлении с ведомым шкивом.

• Убедиться, что скорость вращения одного шкива относительно другого определяется размером шкивов.








5.1

Знакомство с понятием «Шкив». Изготовление модели «Собачка». Игра «Крутящиеся глазки»

1




5.2

Подведение итога по теме «Шкивы». Выполнение задания самостоятельно, презентация собственной модели.


1


6

Итоговое занятие


1

Творческая работа




И того

16





Список литературы
1. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.

2. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.

3. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.

4. Программа курса «Образовательная робототехника» . Томск: Дельтаплан, 2012.- 16с.

5. Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва.

6.Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс,как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 1998г.

7.Журнал «Самоделки». г. Москва. Издательская компания «Эгмонт Россия Лтд.» LEGO. г. Москва. Издательство ООО «Лего»

8. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.

9.Интернет – ресурсы:

http://int-edu.ru

http://7robots.com/

http://www.spfam.ru/contacts.html

http://robocraft.ru/

http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15

/ http://insiderobot.blogspot.ru/



https://sites.google.com/site/nxtwallet/

http://www.elrob.org/elrob-2011

http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69

http://www.robo-sport.ru/

http://www.railab.ru/

http://www.tetrixrobotics.com/

http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm

http://robotics.benedettelli.com/

http://www.battlebricks.com/

http://www.nxtprograms.com/projects.html

http://roboforum.ru/

http://www.robocup2010.org/index.php

http://myrobot.ru/index.php

http://www.aburobocon2011.com/

http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true

http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Решение уравнений n-ой степени с параметром
DswMedia -> Педиатрия Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Педиатрия Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
DswMedia -> «Индустриальная революция»
DswMedia -> Хирургия Инфекционная безопасность в работе медицинской сестры
DswMedia -> Тема: правописание
DswMedia -> Задание А13 егэ по русскому языку правописание суффиксов прилагательных, Н, нн


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница