Программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»




Скачать 58.18 Kb.
Дата12.08.2016
Размер58.18 Kb.
Аннотация

Научно-технического отчета

по III этапу

Государственного контракта
№ П366 от 07 мая 2010 г.

Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Программа (мероприятие): Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., в рамках реализации мероприятия № 1.2.1 Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук.

Проект: Власть и общество в советской истории: взаимодействие региональной власти и населения (на материалах Нижегородского региона). Историография и источники
Проблема «власть и общество» в России ХХ в. вызывает повышенный интерес как в отечественной и зарубежной исторической науке. Современные условия, сложившиеся в российской науке – рассекречивание архивов, расширение исследовательской тематики, позволяют рассмотреть многие из аспектов указанной проблемы.

Тема «Общество и власть» получила своё место в отечественной историографии, в которой сложились два основных научных подхода к её разработке. Во-первых, поиск объективных интерпретаций советской истории. Во-вторых, особый интерес к исторической конкретике, микроистории, исследование которой позволяет включать в сферу исследований новые факты, раскрывающие многообразие реальности советской России.

Важным историческим источником в изучении проблемы взаимодействия «власти и общества» в советской истории является периодическая печать. Тысячи центральных и местных ежедневных газет издавались в Советском Союзе. Они отражали политические, социально-экономические, культурно-бытовые явления жизни общества. В советское время они выполнили не только информационную функцию, но выступала также коллективным пропагандистом, агитатором и организаторам масс, являлась важным звеном в механизме взаимоотношений власти и общества. Особый интерес представляет следующий аспект проблемы: как механизмами управляли и руководили партийные и советские органы власти, использовали для проведения своей политики. Данный вопрос мало изучен и при его разработке использовался материал по деятельности местных органов власти и их обзоры дают представления о направлении и содержании местных газет.

Современные исследования темы «Власть и общество» связаны с разработкой её региональных аспектов. Проявления

Информационной базой исследования являются фонды Государственного общественно-политического архива Нижегородской области ГУ ГОПАНО и ГУ ЦАНО, а также массовая низовая многотиражная печать Горьковской области 50-60-х годов XX века.

Основная исследовательская база проекта – фонды ГУ ГОПАНО, в котором хранились документы Горьковского обкома партии с 1917 по 1991 гг. Важнейшие среди архивных фондов, необходимых для данного исследования – фонды № 1-3 нижегородского (горьковского) губернского (областного) комитета партии, насчитывающие более 10 000 единиц хранения.

В Государственном архиве Нижегородской области ГУ ЦАНО для исследования в рамках проекта имеется также важный фонд: фонд 56 – областного исполнительного комитета (губисполкома-облисполкома) в 1918-1991 гг. В фонде имеется значительный объем отчетной документации, отражающей хозяйственно-экономическую деятельность облисполкома и местных советов.

Периодика (газеты и журналы) также могут рассматриваться как один из исторических источников, необходимых для исследовательского проекта «Власть и общество … ». В прессе содержится богатый материал, связанный с важнейшими темами истории советского общества.

Данный источниковый комплекс до недавнего времени был малоизучен. Причины такого положения заключаются в трудоемкости обработки.

Эффективный метод анализа периодики как исторического возникает при анализе ее как массового источника. В корпус массовых источников в источниковедческой практике обычно включаются виды источников, имеющие количественное выражение или формуляр. То и другое дает основу для формализации сведений и применения для анализа количественных методов. Основоположником данного подхода являлся академик И. Д. Ковальченко.

Дополнительным методом и приёмом работы с печатью, признанным в историографии, контент-анализ, который в последние годы получает распространение для обработки больших комплексов однородной документации.

На основе анализа текстов, применяя контент-анализ, можно также выявлять закономерности в развитии взаимоотношения власти и общества.

Вместе с тем, в современной исторической науке используются и математические методы. Каждый источник несет в себе двойную информацию – непосредственно выраженную и скрытую. Скрытая информация представляет собой взаимосвязи явлений действительности, выраженные через определенные признаки. Её возможно получить посредством формализованного анализа документов, то есть используя количественные методы. Подвергая математической обработке комплексные показатели, исследователи получают новую информацию, которая не может быть выявлена традиционными описательными методами. Количественный метод позволяет обнаружить в исторических документах скрытую информацию, а потому создает возможность осуществлять сравнительные операции как с отдельными источниками, так и с цельными комплексами их. Одно из основополагающих достоинств количественной методики заключается в возможности обеспечивать высокую степень достоверности, объективности исследований.

В условиях бурно нарастающего потока информации появляется всё больше объектов, требующих научного анализа. Все они отображаются в массовых источниках, каковыми является периодическая печать и анкеты.

Важная проблема, обсуждаемая обществом в целом – объективная оценка советского прошлого и отношение к нему. В соответствии с этим особенно важны исследования, касающиеся восприятия данного периода молодёжью, выявления источников формирования их представлений о событиях 1917 – 1991 гг. Для иллюстрации возможности применения социологических методов в историческом исследовании. Данная историческая проблема может быть рассмотрена с применением социологических методов. Таким образом, в исследовательском проекте было выделено направление исследования: изучение восприятия молодёжи советской истории 1917-1991 гг.

Проблема была поставлена перед исследовательским коллективом проекта профессором кафедры отечественной истории и культуры Нижегородского архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) Кулаковым А. А. В работе по изучению приняли участие: к. и. н., доцент Абракова Т. А., аспирант Рулева И. В. и студенты - Шарафутдинов А. Г., Леванова Н. О.

Для практического решения задачи была разработана анкета, предложенная для заполнения ученикам 9-11 классов школы №19 г. Н. Новгорода, студентам I-III курсов, обучающихся на инженерных и гуманитарных специальностях ННГАСУ. Реализация поставленной задачи осуществлялась в период с февраля по май 2011 г.

Основная задача анкетирования состояла в изучении отношения молодёжи к советской истории ХХ века, выявления основных источников формирования представлений о ней.

Анализ полученных данных показал, что главным источником исторического познания у школьников являются школьные учебники, также одним из основных источников восприятия истории выступают художественные и документальные фильмы. Также немало важную роль в формировании знаний играют СМИ.

Исторические представления первокурсников ННГАСУ следующие: художественные фильмы, школьные учебники, документальные фильмы, публицистические передачи, беседы с представителями более старших поколений, ресурсы и публикации Интернета, вузовские учебники.

Изучение и систематизация сведений, содержащихся в ответах студентов, позволило выявить и дополнительную тематику. Так, одним из её аспектов стал образ советской эпохи, сформированный в сознании современных молодых людей. Как следует из данных анкет, он сложился под воздействием следующих факторов: во-первых, на основе знаний, полученных из общения с более старшими людьми и почерпнутых из художественных фильмов, во-вторых, через публицистические передачи и школьные учебники.

Первокурсники также в своих анкетах отметили, что в большей степени им интересна история второй половины ХХ в. Интерес к советской эпохе связан с тем, что она наполнена множеством героических личностей, событий, примеру которых хотелось бы подражать. Важнейшими и наиболее значимыми событиями для опрошенных студентов инженерных специальностей являются Вторая Мировая и Великая Отечественная война.



Полученные результаты по дополнительному направлению исследования – изучение восприятия молодёжи советской истории 1917-1991 гг., рекомендуются для использования в сфере школьного и вузовского образования для совершенствования тематики и методики преподавания советской истории ХХ в.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница