Программа начального общего образования мбоу «сош №71 п. Кедровый Красноярского края»




страница1/57
Дата12.07.2016
Размер13.4 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

Основная образовательная

программа начального общего образования

МБОУ «СОШ №71

п. Кедровый Красноярского края»

(новая редакция)


Оглавление




ВВЕДЕНИЕ 4

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 12

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: личностные, метапредметные, предметные 15

15


Система оценки учебных достижений обучающихся 42

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 52

Программа формирования универсальных учебных действий 52

программы ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ И КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ЛЕЯТЕЛЬНОСТИ 64

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся 541

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 556

Программа коррекционной работы в начальной школе 568



ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 581

учебный план начального общего образования 581

ПЛАН внеурочной деятельности 590

Годовой календарный график на 2014-2015 учебный год 602

Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта 607

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ 608

Средства обучения и воспитания 613



ВВЕДЕНИЕ


Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) разработана творческой инициативной группой педагогического коллектива «МБОУ СОШ № 71 п.Кедровый Красноярского края» в соответствии с нормативными документами:

- Закон РФ «Об Образовании»;

-приказ о введении ФГОС НОО от 06.10.2009;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г., М.: «Просвещение», 2010 год );

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности;

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Начальная школа. Составитель Е.С.Савинов.- 2е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010),

- Устав МБОУ «СОШ№ 71 п.Кедровый Красноярского края»;

- Программа развития школы на период 2013-2016 гг. «Обеспечение личностного развития в условиях общественно-активной школы»

- УМК «Школа России» и УМК «Перспективная начальная школа».

А также в соответствии с особенностями МБОУ «СОШ №71 п.Кедровый Красноярского края», образовательными потребностями и запросами обучающихся, воспитанников, а также концептуальными положениями УМК « Школа России» и «Перспективная начальная школа»., реализующих фундаментальное ядро содержания современного начального общего образования.

В Стандарте подчеркивается, что Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основу организации образовательного процесса на ступени начального общего образования составляют технологии развивающих образовательных систем, каждая из которых обеспечена соответствующим учебно-методическим комплектом (УМК), или авторские технологии, обеспеченные системой учебников из различных учебно-методических комплектов. Как показала практика деятельности общеобразовательных учреждений самого различного типа, тот и другой подход до сих пор позволял полностью реализовать требования к результатам обучения, предъявленные Государственным стандартом общего образования (начальное образование, 2004 г.). Поскольку и тот и другой выбор системы учебников не противоречит Закону об Образовании, то при проектировании Образовательной программы:

а) МБОУ «СОШ № 71» работает по системе УМК «Перспективная начальная школа» и «Школа России»:

б) учитывает особенности УМК и его возможности по реализации в образовательном процессе фундаментального ядра содержания начального общего образования на современном этапе: базовые национальные ценности, основные элементы научного знания, универсальные учебные действия (Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования, 2010 г.);

в) анализирует условия реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования между УМК начальной школы и соответствующих программ (пособий) дошкольного образования.

Образовательная программа аккредитованного государственного образовательного учреждения МБОУ «СОШ № 71 п.Кедровый Красноярского края» разработана в соответствии с требованиями Стандарта, учитывает особенности и возможности реализации фундаментального ядра содержания современного общего образования в образовательном процессе.



II. Особенности образовательного учреждения.
МБОУ «СОШ № 71 п.Кедровый Красноярского края» организует учебный процесс в двух зданиях:

1 корпус – начальная школа (зал ритмики, музыкальный зал, библиотека, мобильный компьютерный класс, 11 классных кабинетов, кабинет СБО, кабинет психолога и логопеда).

2 корпус – основная школа (спортивный зал, лекционный зал, столовая, медицинский кабинет, музей, библиотека, классные кабинеты, специализированные кабинеты химии, физики, биологии, учебные мастерские, 2 компьютерных класса). На территории есть спортивная площадка и опытный участок.

Учащиеся начальной школы принимают участие в работе Научного общества учащихся. Школьники занимаются проектной и исследовательской деятельностью. Участвуют в выставках, конференциях на муниципальном, районном и краевом уровне. На базе школы проводится ежегодный межмуниципальный Лего фестиваль.

В школе – 12 начальных классов и 1 коррекционный класс-комплект, 12 классов основной школы и 3 класса старшей:

Начальная школа – 279 учеников;

основная школа – 257 учеников;

старшая школа – 58 учеников.

Администрация, курирующая начальную школу и педагогический состав состоит из :

директора, заместителя по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по воспитательной работе, педагога – организатора, педагога – психолога, учителя – дефектолога, учителя - логопеда, учителей начальных классов – 13, учителей предметников – 5, воспитателей группы продленного дня – 2.

Педагоги имеют высшее, средне-специальное образование.

Учебные занятия проходят в одну смену и начинаются в 08:30. Начальная школа работает в режиме: первые – третьи классы - пятидневной рабочей недели, четвертые классы - шестидневной рабочей недели.

Школа имеет свои традиционные мероприятия – это, прежде всего, обогащение с каждым годом программы проведения, выбора содержания её составляющих в соответствии с желанием участников и веянием времени. Такими мероприятиями, делающими «лицо» школы являются:

Праздник 1 сентября. День знаний.

Дни здоровья.

День учителя.

Новогодний праздник.

Масленица (Проводы зимы).

День открытых дверей.

Праздник «Окончание начальной школы».

С учётом условий работы образовательного учреждения, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения (школа работает по системе учебников «Перспективная начальная школа» и «Школа России») в данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, характеризуется учебный план начальной школы.

Школа осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования:



  • осуществление непрерывного, взаимосвязанного обучения, воспитания, развития детей на основе освоения содержания общеобразовательных программ;

  • становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умение понимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Реализацией основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению учащимися начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся.

Основными задачами школы являются:

- создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, формирование здорового образа жизни;


  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

  • создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования;

  • формирование бережного отношения к национальным традициям, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, к Родине, формирование адаптации к жизни в современном обществе.

Программа строится на следующих принципах:

  1. равных возможностей получения качественного начального общего образования;

  2. духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

  3. преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

  4. сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Основная образовательная программа осуществляется через УМК «Перспективная начальная школа» и «Школа России».

Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарт).

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

ориентацию на результаты образования как системнообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности (см. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2010, с. 4).

Все вышеперечисленные положения нашли свое развитие в дидактических принципах развивающей личностно-ориентированной системе обучения «Перспективная начальная школа» и в типических свойствах учебно-методического комплекта (УМК), реализующего эту систему.

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование.

Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»

Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах учебной или клубной деятельности.

Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку и литературному чтению, окружающему миру и технологии.

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся (в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут усвоить все представленное содержание образования). Следовательно, необходимо сохранение разноуровневого представления знаний в течение всех лет начального обучения. Выполнение этого требования стало возможным в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Стандарт предоставляет каждому ребенку возможность освоить все содержание образования на уровне обязательного минимума. Вместе с тем определены «Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу», которые фиксируют удовлетворительный уровень обученности.

Принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижению закономерности), от общего, т. е. от постигнутой закономерности, к частному, т. е. к способу решения конкретной учебной задачи. Само репродуцирование этой двуступенчатости, превращение ее в механизм учебной деятельности в условиях наглядного обучения является основанием для реализации принципа прочности. Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения, т. е. неоднократное возвращение к уже пройденному материалу. Однако реализация этого положения на основах постоянного развития школьника приводит к принципиально новой особой структуре учебников УМК. Реализация принципов прочности и развивающего обучения требует продуманного механизма, отвечающего ведущей идеи: каждое очередное возвращение к частному продуктивно только в том случае, если пройден этап обобщения, который дал школьникам в руки инструмент для очередного возвращения к частному. Например, алгоритмы вычитания, сложения, умножения, деления столбиком сначала «открываются» школьниками на основании соответствующих действий с числами в строчку. Затем они формулируются как закономерности и, наконец, используются как механизмы соответствующих математических операций. В «Окружающем мире»: из множества животных (растений) по тем или другим основаниям выделяются отдельные группы, затем каждое вновь изучаемое животное (растение) соотносится с известными группами. В «Литературном чтении»: выделяется тот или другой литературный жанр, а затем при чтении каждого нового текста определяется его принадлежность к одному из жанров литературы и т. д.

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.). Практическая реализация принципов развивающего обучения и принципов прочности и наглядности становится возможной через методическую систему, которая представляет собой единство типических свойств, присущих как методике обучения грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике, так и всем остальным предметам. Эти типические свойства, в свою очередь, определяют и особую структуру учебника, единую для всего комплект

К отличительным особенностям УМК следует отнести и максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всем УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница