Программа курса «Робототехника»



Скачать 79.58 Kb.
Дата06.04.2016
Размер79.58 Kb.
ТипПрограмма курса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №6» г. Перми


Утверждаю: Согласовано:
Директор гимназии на заседании ШМО
__________Е.А.Васильева «___»______________2015г.

Программа курса

«Робототехника»

Программа для учащихся 5-х классов, 11-12 лет.

2015-2016 учебный год.

Автор:

Деев Евгений Сергеевич,

Учитель технологии

Пермь 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс предназначен для учащихся 5 классов.

Курс предполагает развитие универсальных учебных действий:

- Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, способность осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; способность к самооценке своих действий, поступков; становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности.

- Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; алгоритмизированное планирование процесса познавательно- трудовой деятельности; определение способов решения учебной задачи; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач; оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм и эстетических ценностей.

- Познавательные УУД: выбор для решения познавательных и коммутативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др. базы данных; виртуальное и натуральное; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость и использование для этого дополнительной информации.

- Коммуникативные УУД: согласование и координация совместной деятельности с другими её участниками; обоснование идеи; аргументированная защита своего выбора.

Программа рассчитана на 16 часов и адаптирована под Конструктор Mindstorms NXT.



Цели курса:

Главной целью курса является развитие информационной культуры, учебно-познавательных и поисково-исследовательских навыков, развитие интеллекта.

Основные задачи:

Знакомство со средой программирования NXT-G; Усвоение основ программирования, получить умения составления алгоритмов; сформировать умения строить модели по схемам; получить практические навыки конструктивного воображения при разработке индивидуальных или совместных проектов; проектирование технического, программного решения идеи, и ее реализации в виде функционирующей модели; развитие умения ориентироваться в пространстве; Умение использовать системы регистрации сигналов датчиков, понимание принципов обратной связи; Проектирование роботов и программирование их действий; Через создание собственных проектов прослеживать пользу применения роботов в реальной жизни; Расширение области знаний о профессиях; Умение учеников работать в группах. Воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности в работе.

Учебный план предусматривает изучение робототехники в объеме 16 часов ( в 5 классах).

Lego позволяет учащимся:

- совместно обучаться в рамках одной бригады; - распределять обязанности в своей бригаде; - проявлять повышенное внимание культуре и этике общения; - проявлять творческий подход к решению поставленной задачи; - создавать модели реальных объектов и процессов; - видеть реальный результат своей работы.



Критерии, способы оценивания результатов:

Проведение соревнований (турниров), учебно-исследовательских конференций.

Подведение итогов (максимально 100% процентов:

-самостоятельная работа -25%, творческая работа в группе – 25%. Участие в соревновании, конференции, показательных выступлениях – 25%, самооценка 5-25%

При этом – 25% - «3», 25-50% - «4» свыше 50% -«5»

Основное содержание (16часов)

Тема 1. Введение, 1 час

Конструктор Mindstorms NXT. Знакомство с набором, изучение его деталей. Получение представлений о микропроцессорном блоке NXT, являющимся мозгом конструктора LEGO Mindstorms 9797. Подготовка конструктора и NXT к дальнейшей работе.

Тема 2. Конструирование, 4 часа

Знакомство с электронными компонентами и их использование:

Модуль NXT с батарейным блоком; датчики: ультразвуковой (датчик расстояния), касания, звука - микрофон, освещенности; соединительные кабели разной длины для подключения датчиков и сервоприводов к NXT и USB - кабели для подключения NXT к компьютеру.

Тема 3. Управление, 4 часа

Составление программ передвижения робота вперед и назад, который имеет мотор, способный изменять вращение оси машины. Робот имеет правый и левый моторы, подключенные к портам B и C. Сборка и программирование робота Mindstorms NXT, который должен двигаться вперед и поворачивать под прямым углом направо. Определение общих для всех датчиков параметров, которые надо проверить перед работой и настроить по заданным параметрам.



Тема 4. Проектно-конструкторская деятельность, 2 часа

Работа в Интернете. Поиск информации о Лего-соревнованиях, описаниях моделей, технологии сборки и программирования Лего-роботов. Сборка своих моделей. Анализ умений программирования робота. Подведение итогов курса – проведение соревнований (турниров), учебных исследовательских конференций.



Тема 5 Свободное моделирование, 5 часов

Календарно-тематическое планирование занятий  «Робототехника»





Дата

Тема

Содержание

1





Введение в робототехнику

Конструкторы компании ЛЕГО Знакомство с набором Lego Mindstorms NXT 2.0

Лекция. Цели и задачи курса. Что такое роботы. Ролики, фотографии и мультимедиа. Рассказ о соревнованиях роботов. Информация о имеющихся конструкторах компании ЛЕГО, их функциональном азначении и отличии, демонстрация имеющихся у нас наборовЗнакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2.0 сборки 8547. Что необходимо знать перед началом работы с NXT. Датчики конструкторов LEGO на базе компьютера NXT (Презентация), аппаратный и программный состав конструкторов LEGO на базе компьютера NXT (Презентация), сервомотор NXT










.

2





Конструирование первого робота

Практика. Собираем первую модель робота по инструкции.

Изучение среды управления и программирования

Лекция. Изучение программного обеспечения, изучение среды программирования, управления. Краткое изучение программного обеспечения, изучение среды программирования и управления.

Собираем робота "Линейный ползун": модернизируем собранного на предыдущем уроке робота "Пятиминутку" и получаем "Линейного ползуна".


Загружаем готовые программы управления роботом, тестируем их, выявляем сильные и слабые стороны программ, а также регулируем параметры, при которых программы работают без ошибок.

Программирование робота

Практика. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 4-5 блоков

3




Конструирование трехколесного робота

.

Практика. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий. Количество блоков в программах более 5 штук. (более сложная программа).


Задача примерно такая: допустим, робот ехал и упёрся в стену. Ему необходимо отъехать немножко назад, повернуть налево и затем продолжить движение прямо. Необходимо зациклить эту программу. Провести испытание поведения робота, подумать в каких случаях может пригодиться полученный результат.







Конструирование колёсного или гусеничного

Цель: придумать и собрать робота. Самостоятельно запрограмиировать робота.
Придумываем конструкцию, которую мы бы хотели собрать. Назовём

4




робота.

Показательное выступление

Свободное моделирование.

конструкци роботом. Пусть робот перемещается на 4-х колёсах или гусеницах. Пусть он может короткое время (минимум 1 минуту) передвигаться самостоятельно
Начинаем сборку модели. Обсуждаем подробности конструкции и параметры программы.Показательный урок: демонстрируем робота, запускаем программу, показываем возможности движения, соревнуемся на скорость перемещения.Собираем любую по желанию модель.













5




Свободное моделирование

Собираем любую по желанию модель. Резервный урок.


Литература

Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г.

Филиппов С. А. «Робототехника для детей и родителей» - «Наука» 2010г.
Литература для учителя

Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» –www. eidos. ru.

Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе.– М., 2009

Концепция модернизации российского образования http://www. ug. ru/02.31/t45.htm

«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Издательство « Москва». 2000 г

Интернет - ресурсы

http://lego. rkc-74.ru/

http://www.9151394.ru/projects/lego/lego6/beliovskaya/

http://www. lego. com/education/

http://www. wroboto. org/

http://learning.9151394.ru

http://www. roboclub. ru/

http://robosport. ru/

http://www. prorobot. ru/


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница