Программа кружка «Авиамоделирование»



Скачать 178.52 Kb.
Дата05.03.2016
Размер178.52 Kb.
ТипПояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Верхнеуслонского муниципального района РТ «Дом школьников»

«Утверждаю»_________________

Директор МБОУДОД «Дом школьников»

Верхнеуслонского муниципального района РТ

Биктагирова Н.Х.
«___» ______________________ 2013 г.

Протокол № от ____________



Программа кружка
«Авиамоделирование»
Срок реализации 3 года

Составитель: Ширяев Е.Г.

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Дом школьников»

Верхнеуслонского муниципального района РТ

Пояснительная записка

При правильной организации занятий техническим (авиа, судо, авто и др.) творчеством, программа дает детям опыт решения технических задач, помогает принять правильное решение при выборе профессии. Никто из руководителей кружковых занятий не ставили перед собой цели подготовить детей к профессии летчика, авиатехника, столяра, или слесаря. Главное в этих занятиях совместная работа детей и руководителя кружка, а так же родителей (отца), в этом процессе, котором возникает хороший деловой контакт, доверие друг к другу, в активной форме осуществляется трудовое, эстетическое, нравственное воспитание детей.

Данная программа предусматривает теоретические сведения и практические работы. Выполнения практических работ, указанных в программе, не всегда возможны в процессе деятельности кружка, и зависят от многих причин, а в частности от материальной технической базы конкретных мастерских, а также от практической подготовленности самого кружка. Поэтому руководитель кружка может вносить в программу изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключить темы и вводить новые. Программа рассчитана на 144 часа (при занятиях два раза в неделю по 2 часа) или же можно сделать на 216 часов (при занятиях три раза в неделю по 2 часа)

По программе работа планируется по этапам и технологическим операциям, в этом определенный смысл: виден весь объем того, что надо сделать; постепенно этот объем зримо сокращается: по мере завершающихся операций у ребят появляется азарт, желание и поскорее включиться в еще не выполненные операции. Это очень важно, потому что работа предстоит длительная, и ее результаты отодвигаются на неопределенное время. Чрезвычайно важен возраст ребенка, но дети даже одного возраста владеют не одинаковыми навыками, поэтому конкретных рекомендаций по каждому отдельному случаю ждать невозможно.

Большой популярностью у воспитанников пользуются итоговые выставки технического творчества, проводимые в центрах. Но самое важное то, что на выставке их увидят и оценят друзья, учителя, которые не всегда замечали трудолюбие и особый интерес к технике. Есть и такие родители, которые обязательно приходят на выставку, чтобы увидеть работу своего ребенка, сравнить с работами других, и рассказать об этом у себя на работе, дома, друзьям.

Таким образом, одним из результатов развития творческой технической самостоятельности воспитанников является центр массовой внеклассной работы с ребятами по технике и техническому творчеству.

Цель:


Обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.
Задачи:

  • Обучить приемам конструирования различных классов авиамоделей;

  • Изучить технологической обработке различных конструкционных материалов, принципам подготовки модельной техники;

  • Повысить знания в области технического творчества;

  • Развивать образное и пространственное мышление;

  • Воспитывать терпение и трудолюбие;

Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей детей к различным видам технического творчества: авиамоделирование, ракетомоделирование .

Курс программы рассчитан на 3 года обучения.

1 год обучения: 144 часа (2 раза в неделю по два часа);

2 год обучения: 144 часа (2 раза в неделю по два часа);

3 год обучения: 216 часов (3 раза в неделю по три часа);

Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Вся работа в кружке тесно связана с техникой, поэтому воспитанники знакомятся с историей авиации, механизмами.


Прогнозируемый результат:

В процессе занятий в кружке технического творчества накапливается практический опыт, воспитанники от простых моделей постепенно переходят к освоению более сложных образцов.


1 год обучения (2-5 классы)


Программа 1 года обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей.

1 год занятий (подгруппа для малышей не подготовленных)






тема

Количество часов

всего

теоретические

Практические

1

Вводное занятие

Техника безопасности



2

2




2

Пояснительные беседы различий моделей самолетов

2

1

1

3

Основы теории полета

4

1

3

4

Воздушные змеи

8

1

7

5

Простые модели самолетов:

Метательные планера

Бумажные модели самолетов


30

2

28

6

Ознакомительные осмотры кордовых моделей

2

1

1

7

Модели простейших ракет. Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем

30

2

28

8

Внутрикружковые соревнования по метательным планерам

2




2

9

Простейшие авиамодели

24

2

22

10

Освоение законов аэродинамики

2

2




11

Планеры, модели планеров

20

1

19

12

Заключительное занятие, практические полеты

18

2

16




Итого

144

17

127

1. Из истории летательных аппаратов.


Первые самолеты. Беседа. Как люди научились летать. Планер – простейший летательный аппарат.

Практическая работа. Опыт и наблюдение за падением различных предметов. Изготовление стрелы и летающего крыла из бумаги. Регулировки и запуск моделей.

Авиамоделизм – первая ступень владения авиационной техникой. Цель задачи и содержание работы на учебный год. Ознакомление с достижениями учащихся прядущие годы. Демонстрация моделей, ранее построенных в кружке, правила работы кружке, правила безопасности. Инструменты и материалы.

2.Основные теории полета.


Воздух и его основные свойства. Почему и как возникает его подъемная сила. От чего зависит сопротивление воздуха. Тело удобообтекаемой формы. Аэродинамическое качество. Что такое устойчивость полета и как она обеспечивается.

Центр тяжести. Центр давления. Крыло и его характеристика: размах, профиль, хорда. Форма крыльев в плане. Устойчивость угол и угол атаки. Центровка самолета модели. Удлинения крыла.

3. Воздушные змеи.
Сведения о воздухе. Ветер и его скорость, и направление, сила ветра. Аэродинамические силы, действующие на воздушных змей в полете.

Практическая работа. Постройка простейшего змея – плоского «русского змея». Постройка простейшего коробчатого ромбического змея. Совершенствования в постройке коробчатых змеев более сложной конструкции.

Запуск воздушных змеев. Определение высоты полете змея. Проведение соревнований воздушными змеями.
4. Простые модели самолетов.
Виды самолетов и их назначение: пассажирские, грузовые, военные, спортивные и другие. Устройство модели самолета: фюзеляж, крылья, горизонтальное и вертикальное оперение, на катаром расположены рули.

Практическая работа. Моделирование самолетов из бумаги. Запуск моделей. Управление моделью в полете. Проведение соревнований.

Основные части и модели. Условия, обеспечивающие полет. Центр тяжести, угол атаки. Способы летания в природе.

5. Модели простейших ракет.

Беседа. Космические летательные аппараты: ракеты, корабли, автоматические межпланетные станции, искусственные спутники Земли. Ракета – средство достижения космической скорости. Основной части ракеты: корпус, головная часть, стабилизаторы.

Основные части и модели. Условия, обеспечивающие полет. Центр тяжести, угол атаки. Способы летания в природе.

Практическая работа. Изготовления бумажных летающих моделей: простейшего планера, планера для фигурного полета, планер с подкосами, планера со свободнонесущим крылом. Игры и соревнование с бумажными моделями («посадка на аэродроме», «Петля Нестерова», «Дальность полета», «Дальнейшей перелет»).

Практическая работа. Изготовление простейших моделей ракет. Запуск моделей.

6. Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем.
Основные элементы ракеты и технические требования к ним. Компоновка ракеты. Материалы и инструменты, применяемые в ракетном моделизме. Понятие о технической эстетике.

Практическая работа. Технологические приемы и варианты изготовления отдельных частей модели. Стапельная сборка. Покраска и отделка моделей. Установка двигателя на модель ракеты. Способы крепления двигателя. Раскрой и укладка, и укладка парашюта. Испытания парашюта. Сбросы. Запуск двигателя на стенде стартовом устройстве.

Изготовление наземного оборудования для запуска модели ракет. Демонстрационные полеты.

7. Планеры. Модели планеров.

Модель планера – модель летательного аппарата, не обеспеченная собственной тягой. Подъем сила образуется аэродинамическая силами, действующему на неподвижно закрепленной поверхности.

Устройство учебного планера. Фюзеляж, крыло, хвостовое оперение. Система управления планером. Спортивные и рекордные планеры.

Способы запуска планеров с помощью амортизатора, автолебедки, и самолета. Силы, действующие на планер в полете. Дальность планирования. Угол планирования. Скорость снижения. Парения планера в восходящих потоках воздуха.

Практическая работа. Постройка схематических моделей планеров, технология изготовления их отдельных частей. Профиль и установочный угол крыла. Вычерчивания рабочих чертежей в натуральную величину. Изготовление частей и деталей моделей планеров: грузило, рейки фюзеляжа, стабилизатора, киля, рамки, крыла.

Изготовление нервюр крыла. Сборка крыла, Изготовления кабанчика, подкосков для крепления крыла к фюзеляжу. Обтяжка поверхностей стабилизатора, киля и крыла. Определения центра тяжести модели.

Регулировка и запуск моделей. Тренировочные запуски. Организация соревнований с построениями моделями.

8. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы кружка за год. Подготовка моделей к отчетной выставке. Показателей запуски.

Итоги работы кружка. Выставка моделей. Перспективы работы в новом учебном году.
Второй год занятий

Примерный тематический план.

(6-8 классы)



тема

Количество часов

всего

теоретические

Практические

1

Вводное занятие

Техника безопасности



2

2

-

2

Аэродинамика малых скоростей

22

2

20

3

Новое направление - электролеты

24

2

22

4

Двигатели летающих моделей

22

2

20

5

Свободно летающие модели

24

2

22

6

Кордовые (скоростные пилотажные, гоночные, модели копии самолетов)

22

2

20

7

Радиоуправляемые модели

24

2

22

8

Заключительное занятие.

4

2

2




Итого

144

16

128

Содержание.

Вводное занятие. Цель и задачи содержания 2 года обучения. О требованиях к качеству изготовления моделей. Правила безопасности труда. Выяснение годового плана по изготовлению различных типов самолетов. Выбор литературы, рассуждение преимущества данного типа над другими моделями. Возможные применения на данном самолете новшеств по улучшению летных данных. Лекции на тему различий двигателей внутреннего сгорания и типов горючего и присадок, применяемых на данных типах горючего.

2 Аэродинамика.

Понятия о сопротивление воздуха. Подъемная сила. Поляра крыла. Виды полета. Лекции на темы о воздействии воздушного потока на летательные аппараты. Простые пояснения по правилам огибания воздушного потока вокруг профиля крыла и силы воздействующие при этом.

3. Электролеты

Применение электричества в авиации. Типы аккумуляторных батарей, современные направления по изготовлению и облегчению веса емкости аккумуляторов. Ознакомление и способы зарядки и техники безопасности по зарядке аккумуляторов. Типы электромоторов постоянного и переменного тока. Различия по питанию и изучение максимальных данных электромоторов. Ознакомление с трехфазными бесщеточными электромоторами и преимущества данных над электромоторами постоянного тока. Совместимость электронных регуляторов оборота на данных моторах и системы радиоуправления ими. Поиск чертежей для установки электрорадиоуправлений на летающие аппараты (самолеты, пилотажные модели и учебные электролеты).
4. Двигатели летающих моделей.

Понятия о типах двигателей, используемых в авиации и авиамоделизме. Классификация модельных двигателей. Резиновый двигатель. Приемы изготовления резиновых двигателей, работающих на скручивание. Эксплуатации и хранении резиновых двигателей.

Устройство двухтактных, микролитражных двигателей внутреннего сгорания. Принцип работы двигателей. Охлаждение, смазка системы питания топливом, воспламенения рабочей смеси. Конструкции топливных бочков. Топливные смеси. Эксплуатации двигателей.

Практическая работа. Освоение навыков запуска и регулировки двигателя.


5. Свободнолетающие модели.

Технические требования свободнолетающим моделям самолетов с резиновыми и поршневыми двигателями.

Воздушный винт – движитель модели. Геометрические величины, характеризующие воздушный винт, диаметр и шаг винта. Принцип работы лопастей винта. Силы, действующие на лопасти винта превращение. Влияние геометрических форм модели на качество полета. Выбор моделей для постройки. Планер. Понятие о парящем полете.

Практическая работа: профили для моделей планеров. Технические требования. Использования шаблонов и стапелей, облегчающих процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки моделей. Правила запуска моделей планеров.

Вычерчивания рабочего чертежа модели. Заготовка материала. Изготовление деталей узлов. Сборка частей модели. Обтяжка поверхностей. Отделка моделей. Тренировочные запуски. Испытание. Устранения замеченных недостатков.
6. Кордовые модели самолетов.

Классы и назначение кордовых моделей. Приемы управления полетом кордовой модели. Силы, действующие на модели в полете на корде. Техническое требование кордовым моделям.

Практическая работа. Выбор модели для постройки. Вычерчивание рабочих чертежей моделей. Подготовка материалов. Изготовления шаблонов. Изготовление деталей моделей. Сборка. Пробные полеты. Устранение недостатков. Обучение управлению полетом кордовых моделей. Тренировки запуски. Устранение замеченных недостатков. Тренировочные запуски моделей.

7. Радиоуправляемая модель

Понятия о системе дистанционного управления моделями. Изучения аппаратуры дистанционного управления.

Практическая работа. Выбор радиоуправляемой модели планеров по усмотрения кружковца и руководителя кружка. Применение фирменных систем дистанционного управления моделями. Область применения, методы передачи команды. Конструкция пульта управления. Конструкция приемников и исполнительных механизмов аппаратуры и ухода за ним. Указания по обслуживанию аппаратуры и уходу за ним. Категории (планер) F – 3 – A, F – 3 – B.

Требования к выполнению программы. Программа пилотажа радиоуправляемых моделей. Перечень фигур пилотажа моделей.
8. Заключительное занятие

Организации и проведение внутри кружковых соревнований. Подведения итогов работы кружка. Перспективы работы в новом учебном году.

Третий год обучения.

(9-10 классы)


На третьем году занятий кружковец строит модель по индивидуальному проекту и готовит ее к участию в соревнованиях.

Примерный перечень моделей третьего года занятий: модели планеров А – 1, А – 2, резиномоторные модели В – 1, В – 2, таймерные модели С – 1, кордовые (пилотажные, полу копии, копии воздушного боя), радиоуправления модели планеров и самолетов.



В программу можно включить работу над экспериментальными моделями, моделями – копиями, моделями гидросамолетов и аппаратов, выполненных по схеме «летающее крыло».



тема

Количество часов

всего

теоретические

Практические




Модель по индивидуальному проекту.










1

Свободно летающие


21

1

20

2

Резиномоторные


21

1

20

3

Таймерные

22

1

21

4

Кордовые скоростные

22

1

21

5

Пилотажные

21

1

20

6

Гоночные

21

1

20

7

Воздушного боя

22

1

21

8

Радиоуправляемые пилотажные

22

1

21

9

Модели планеров

23

1

22

10

Гоночные категории

22

1

21




Итого

216

10

206

Список использованной литературы.

  1. Внешкольник. Спецвыпуск Саха (Якутия), 1996г.

  2. Дети, техника, творчество. № 3, 2008; № 6, 2007; .№ 6, 2006.

  3. Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М: Просвещение, 1982.




  1. Каюнов Н.Г., Назаров А.Ш., Наумов Н.С. Авиамодели чемпионов-М; ДОСААФ, 1978.

  2. Крылья Родины. № 3-4, 2000.

  3. Моделист конструктор, № 4, 2001; № 1-5, 2004.

  4. Техническое моделирование и конструирование; Учебное пособие для студентов пед.институтов по спец. –М; Просвещение, 1983.

  5. Миль Г. Электронное дистанционное управление моделями. Перевод с немецкого В.Н.Польякова. М: ДОСААФ, 1980.

  6. Сборник научно-методических материалов по развитию технического творчества учащихся. М: 1995.

  7. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков: из опыта работы:/сост.П.Н.Андрианов-М: Просвещение, 1986.

  8. Юный техник. № 6, 1995.

Каталог: upload -> images -> files -> %D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%A1%D0%9E%D0%A8
files -> Обтяжка и отделка схематических моделей
files -> Тематическое планирование по биологии Класс: 7 Учитель: Зарипова Гулюся Гирфанутдиновна
files -> Рабочая программа разработана на основе: Закона РФ «Об образовании»
files -> Задания школьных олимпиад ■математика, русский язык, окружающий мир задания разного уровня сложности
files -> Контрольная работа по математике. 5 класс 1 вариант Уровень а а1 Найдите сумму чисел 34 и 5
files -> Книга для учителя. Москва тц «Сфера», 2004г. Научно-методический журнал «Русский язык в школе»
files -> Шингарёв Дамир Фаридович Учитель технологии п г. т. Алексеевское 2013-2016 уч года
files -> Викторина как назывались первые русские воины? (Дружинники)
files -> Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%A1%D0%9E%D0%A8 -> Программа кружка «Багги: моделирование и конструирование»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница