Программа консультаций по русскому языку. Подготовка к огэ. 9-й класс




Скачать 161.29 Kb.
Дата08.07.2016
Размер161.29 Kb.
Программа консультаций по русскому языку. Подготовка к ОГЭ. 9-й класс

Пояснительная записка

В программе отражен коммуникативный подход в обучении русскому языку – усиление практической направленности изучаемого в школе учебного материала. Конечной целью обучения русскому языку является формирование навыков свободного владения речью в её устной и письменной формах. Адекватное ситуации, самостоятельное, произвольно создаваемое высказывание должно быть  построено с учётом требований языковых норм.

Коммуникативные навыки позволяют создать ту мотивационную среду, в которой овладение грамотным письмом становится актуальным, значимым для каждого выпускника школы.

Требование создать текст-рассуждение на итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах выдвинула сама жизнь. Стремление быть признанным в обществе, оцененным им, а также когнитивная потребность в информации и знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков, связанных с владением устной и письменной речью в различных речевых ситуациях, требующих конкретного стиля общения, соблюдения определенных культурно-речевых и этических норм. Так, социальное самоопределение, самореализация и познание возможны при высоком уровне развития коммуникативных умений выпускников.



Цель курса: помочь ученикам 9-го класса успешно подготовиться к итоговой аттестации в новой форме (ОГЭ).

Задачи курса:

научить понимать содержание текста;


– производить сопоставительный анализ содержания текстов одной тематики;
– овладевать приёмами сжатия информации;

– свою позицию аргументами из прочитанных текстов;


– употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения; 
– пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения,
– отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передаёт мысль;
– отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической сочетаемости;
– отбирать речевые средства с учётом ситуации и обстановки речи;

– соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;


– грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке. 

Содержание программы:

  1. О форме ОГЭ в 9 классе – 1 час.

  2. Заполнение бланков – 3 часа.

  3. Работа с тестами (как прочитать задание, чтобы понять его; ловушки ОГЭ и т.д.) – 4 часа.

  4. Задание с выбором ответа а-7) – 9 часов.

  5. Типы ошибок – 9 часов.

  6. Обобщающее повторение – 4 часа.

  7. Задания на осмысление содержания текста – 3 часа.

  8. Задания на определение стиля и типа речи, на определение средств связи предложений, на выявление средств выразительности – 15 часов.

9. Создание собственного текста – 9 часов.

10. Коррекция по требованию – 55 (индивидуальные, парные групповые консультации)



Программа рассчитана на 108 часов в год, 2 – 3 часа в неделю

Календарно-тематическое планирование

занятия

Кол-во часов

Дата

Тема занятия

1.

1

 

О новой форме государственной (итоговой ) аттестации в 9 классе по русскому языку.
Структура и критерии экзаменационной работы. Система оценивания.

2.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг.

3.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг.

4.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг.

5.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг.

6.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг.

7.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг.

8.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг.

9.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг.

10.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг.

11.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг.

12.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг.

13.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг.

14.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг.

15.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг.

16.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг.

17.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг.

18.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг.

19.

1

 

Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг.

20.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг.

21.

1

 

Ловушки ОГЭ. АСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг

22.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг
1

23.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг

24.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг

25

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг

26

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг

27.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг

28.

1

 

Ловушки ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг

29.

1

 

Типы ошибок. Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка. Уместность употребления слов различных образовательных типов.Тренинг.

30.

1

 

Нарушение лексической сочетаемости, лишнее слово, тавтология как речевые ошибки. Повторение слов и близкое употребление однокоренных слов как средство выразительности. Тренинг.

33.

1

 

Ошибки в формообразовании форм имён существительных, числительных, личных и притяжательных местоимений. Трудности в употреблении местоимений. Местоимение и сочинение. Тренинг.

31.

1

 

Нарушение видо-временных отношений глаголов. Ошибки в употреблении деепричастного оборота, ошибки в употреблении причастного оборота.

32.

1

 

Служебные части речи. Трудности в употреблении предлога, союза. Тренинг.

33.

1

 

Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Тренинг.

34.

Т

 

Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка. Парцелляция как средство выразительности. Тренинг.

35.

1

 

Нарушение порядка слов. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Тренинг.

 


36.

1

 

Ошибки в построении сложного предложения. Прямая и косвенная речь. Тренинг.

37-41

1

 

Обобщающее повторение.



 

 

 

Задания на осмысление содержания текста

42.

1

 

Чтение и аудирование текста. «На экзамене проверяются умения…» Виды аудирования. Виды чтения.

43.

1

 

Как слушать текст, чтобы понять его содержание?

44.

1

 

Типичные формулировки заданий. Смысловой, стилистический, типологический, лексический анализ текста. Анализ средств связи предложений. Анализ средств выразительности.

 

 

 

Задания на определение стиля и типа речи, на выявление лексического значения некоторых слов, на определение средств связи предложений, на выявление средств выразительности

45.

1

 

Определение функционального стиля текста.

46.

1

 

Определение смыслового типа речи.

47.

1

 

Определение темы и главной мысли текста.

48.

1

 

Составление плана текста. Виды плана (назывной, вопросный, тезисный).

49.

1

 

Составление логической схемы текста.

50.

1

 

Освоение приёмов разворачивания основной мысли (тезиса).

51.

1

 

Работа со средствами, обеспечивающими связность текста.

52.

1

 

Работа со средствами, обеспечивающими связность текста.

53.

1

 

Анализ изобразительно-выразительных средств, используемых в тексте (тропы, фигуры речи, общие средства выразительности). Словарь литературных терминов.

54.

1

 

Анализ изобразительно-выразительных средств, используемых в тексте (тропы, фигуры речи, общие средства выразительности). Словарь литературных терминов.

55-58

1

 

Обобщающие задания (задания на повторение и закрепление изученного). Комплексный анализ текста ( текст А , текст Б , текст В).

 

 

 

Создание собственного текста

59.

1

 

План сочинения-рассуждения может быть таким. Инструкция по написанию сочинения. Термины, используемые в формулировках заданий и критериях оценивания.

60.

1

 

Работа над вступлением («Магниты» для вступления. Приёмы написания вступления.

61.

1

 

Работа над основной частью (1. Как обозначить и прокомментировать проблему? 2.Как сформулировать позицию автора? 3. Как выразить своё мнение?4. Как аргументировать своё мнение.

62.

1

 

Работа над заключением. Приёмы написания заключения.

63.

1

 

Приёмы, помогающие сделать текст эмоциональным.

64-68

1

 

Образцы сочинений.

69-108

55




Коррекция по требованию (индивидуальные консультации)

Ожидаемые результаты:

– учащиеся должны владеть навыками компрессии текста;


– отбирать материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание части З, С.1.): о функциях знаков препинания в тексте, особенностях использования правил, роли определённой части речи в тексте и тд;
– составлять текст сочинения на социально-нравственную тему (С.2.);
– уметь выполнять тестовые задания на основе прочитанного текста (задания с выбором ответа и с открытым ответом) по основным разделам школьного курса русского языка.

Использованная литература:

  1. Тимошенко, Т.Е. Русский язык. 9 класс. Работаем над текстом. Единый государственный экзамен. Часть С / Т.Е.Тимошенко – М.: Дрофа, 2008.
    2. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко, Кобякова Г.Н. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2009: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/ Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2008.
    3. Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для изложений с творческими, грамматическими и тестовыми заданиями.
    4. И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, Л.И.Пучкова, Т.В.Соловьёва, Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009/ФИПИ. – М.: «Интеллект-центр», 2009.
    5. Л.М.Рыбникова, О.М.Александрова, С.И.Львова, Т.Н.Роговик.Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. – М.: Просвещение, 2010.
    6. Симакова, Е.С. Русский язык: 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА, 9 кл./Е.С.Симакова. – М.: АСТ: Астрель, 2015.
    7. Угроватова, Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса/ Т.Ю. Угроватова. – М.:АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2009.
    8. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи – СПб.:Издзво «Тускарора» совместно с фирмой  «РиД», 1997.
    9. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация(по новой форме). Типовые тестовые задания / В.П.Сычёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
    10. ГИА 2010. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация(в новой форме). Типовые тестовые задания/ Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014, 2015, 2016.
    11.  12. Русский язык. Типовые тестовые задания : 9 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.:ВАКО, 2015. – (Государственная итоговая аттестация).
    13. Куманяева, А.Е. Русский язык. Экспериментальная работа. 9 класс: учебн. Пособие/ А.Е.Куманяева, М.Ю.Никулина, В.П.Сычёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – (Серия «ЕГЭ. 9 кл.  Интенсивная самоподготовка»).
    14. Пахнова, Т.М. Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для подготовки к государственной итоговой аттестации / Т,М,Пахнова. – М.: Дрофа,2015. – (Готовимся к экзаменам. ОГЭ) 
    15. Пахнова, Т.М. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М.Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен»,2010. – (Серия «ГИА». 9 класс).

16. Материалы курсов для учителей русского языка Егораевой Г. Т.

17. Ресурсы Интернет.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Табагинская средняя общеобразовательная школа»

Городского округа «Город Якутск»


677911, с. Табага, улица Пеледуйская, 4, телефон 408-398, 408-344, факс 408-39
Рассмотрено «Утверждаю»

Методическим советом Директор школы____________(З.С.Житушкина)

Протокол №__от «___» ___________2014 г. «____»______________2014 г.


Программа консультаций по русскому языку.

Подготовка к ОГЭ. 9-й класс

Егорова Лира Владимировна,



учитель русского языка и литературы.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница