Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности



страница1/8
Дата14.08.2016
Размер1.23 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет »

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра психологии образования

Общеинститутская кафедра эстетического воспитания

Кафедра дошкольной педагогики


УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

__________ Д.Л. Агранат

______________2014 г.




программа

итоговой государственной аттестации

выпускников по специальности

050700.00 « Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью « Педагогика и методика дошкольного образования»

Составители: д.п.н., профессор С.А. Козлова

к.п.н., профессор Н.П. Флегонтова

к.п.н., профессор Т.А. Куликова

к. психол.н., доцент О.А. Шаграева

к. психол. н., доцент Е.В. Баранова

к. психол. н., доцент Е.А. Курганова

к. психол. н., доцент В.М. Поставнев

д.п.н., профессор И.Н.Курочкина

Москва 2014

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050700.00 «Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и методика дошкольного образования» утверждена на заседании Ученого совета Института педагогики и психологии образовании ГБОУ ВПО МГПУ от « » декабря 2013 года протокол №


Директор Института педагогики и

психологии образования А.И. Савенков

Ученый секретарь ученого совета

Института педагогики и психологии образования О.В. Цаплина

Заведующие кафедрами:

А.И. Савенков

С.А. Козлова

И.Н.Курочкина

Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050700.00 «Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и методика дошкольного образования» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников ГБОУ ВПО МГПУ.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение в университете по программе высшего профессионального образования, является обязательной.

Требования государственного стандарта формулируются как по отношению к профессиональной подготовке, так и по отношению к самообразованию и социокультурной сфере подготовки выпускника. Лицам, успешно прошедшим итоговую государственную аттестацию, присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом государственного образца об уровне образования.

Конкретный перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний устанавливается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по соответствующей специальности (направлению).

Форма и условия проведения государственных аттестационных испытаний доводятся до сведения студентов не позднее, чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации. Студенты обеспечиваются программами экзаменов, им создаются условия, необходимые для подготовки, в случае необходимости, проводятся обзорные лекции и консультации.

Итоговые аттестационные испытания, входящие в перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний, не могут быть заменены оценкой качества освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента.

К видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников ГОУ ВПО МГПУ по специальности Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и методика дошкольного образования» относятся:

– государственный экзамен по основной специальности;

– государственный экзамен по дополнительной специальности;

– защита выпускной квалификационной работы.


I. Цель и задачи итоговой государственной аттестации
Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника ГОУ ВПО МГПУ к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения.

Итоговая государственная аттестация предназначена для определения: а) практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом, б) возможностей студента в плане продолжения его образования в аспирантуре в соответствии.


II. Требования к организации проведения

государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация начинается государственными экзаменами по основной специальности «Дошкольная педагогика и психология», затем следует государственный экзамен по дополнительной специальности «Педагогика и методика дошкольного образования», а завершается защитой квалификационной (дипломной) работы.

К итоговым государственным экзаменам допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы и успешно прошедшие все аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом. К защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты, успешно сдавшие государственные экзамены по основной и дополнительной специальностям.



III. Примерный график подготовки и проведения итоговой государственной аттестации

№ п/п

Мероприятие



Сроки проведения

Ответственные



I.

Методическая работа


1.1.

Обновление (разработка) программы государственной аттестации и утверждение перечня проблем, выносимых на государственный по основной специальности «Дошкольная педагогика и психология» и на государственный экзамен по дополнительной специальности «Педагогика и методика дошкольного образования»


За 2 месяца до ГИЯ

Кафедры

Зав. кафедрами



1.2.

Обновление (разработка) и утверждение перечня примерных тем выпускных квалификационных (дипломных) работ

До начала выпускного учебного года

Кафедры

Зав. кафедрами



1.3.

Обновление (разработка) и утверждение списка литературы для подготовки к междисциплинарному экзамену.

За 2 месяца до ГИЯ

Кафедры

Зав. кафедрами



1.4.

Обновление (разработка) и утверждение рекомендаций для самостоятельной подготовки к междисциплинарному экзамену.

До начала выпускного учебного года

Кафедры

Зав. кафедрами



1.5.

Разработка (обновление) и утверждение рекомендаций по работе над выпускной квалификационной работой.

До начала выпускного учебного года

Кафедры

Зав. кафедрами



1.6.

Разработка (обновление) и утверждение заданий для самоконтроля знаний выпускников

До начала выпускного учебного года

кафедры деканат

1.7.

Утверждение списочного состава научных руководителей (консультантов)

До начала выпускного учебного года

Зав. кафедрами

1.8.

Утверждение (закрепление за студентами): тем дипломных исследований; научных руководителей (консультантов); заданий на стажировку и дипломное исследование

До начала выпускного учебного года

Зав. кафедрами

1.9.

Осуществление контроля за ходом написания дипломных работ

постоянно

Зав.кафедрами,

научные руководители



1.10.

Проведение обзорных лекций по проблемам, выносимым на междисциплинарный комплексный экзамен

По

расписанию



Зав. кафедрой, преподаватели кафедры




II.

Организационные мероприятия


2.1.

Собрание выпускников, посвященное выбору направления и темы выпускного квалификационного исследования

В начале выпускного учебного года

Зав.кафедрами,

научные руководители, учебный отдел



2.2.

Контроль за ходом индивидуальной подготовки к государственной итоговой аттестации

Не позднее чем за 2 месяца до начала ГИА

Зав.кафедрами,

учебный отдел



2.3.

Собрание выпускников, посвященное началу государственной итоговой аттестации

За 1 неделю до начала ГИА

Кафедры, учебный отдел

2.4.

Разработка и утверждение графика подготовки к государственной итоговой аттестации

За 1 месяц до начала ГИА

Учебный отдел

2.5.

Разработка и утверждение расписания обзорных лекций к междисциплинарному комплексному экзамену

За 1 месяц до начала ГИА

Учебный отдел

2.6.

Подготовка личных дел выпускников

За 1 месяц до начала ГИА

Учебный отдел

2.7.

Подготовка документации для работы государственной аттестационной комиссии

За 1 месяц до начала ГИА

Учебный отдел

2.8.

Торжественное собрание выпускников, посвященное вручению дипломов о высшем профессиональном образовании

По окончании ГИА

Директор, учебный отдел

СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ОСНОВНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«Дошкольная педагогика и психология»
I. Цели государственного экзамена по основной специальности
Государственный экзамен по основной специальности является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО по основной специальности.

Основной целью проведения государственного экзамена по основной специальности является оценка умения выпускника использовать междисциплинарный синтез знаний в будущей профессиональной деятельности и демонстрировать определенный уровень практических умений и навыков в рамках основной специальности. В процессе государственного экзамена проверятся готовность студентов к практической деятельности: учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской, научно-методической, организационно-управленческой.

Итоговый государственный экзамен по основной специальности носит комплексный характер и ориентирован на выявление целостной системы общекультурных, общепрофессиональных и специально-ориентированных знаний, полученных выпускником в соответствии с профессиональной деятельностью. Он не дублирует промежуточные экзамены, его содержание формируется на междисциплинарной основе.
II. Перечень вопросов,

выносимых на государственный экзамен

по основной специальности, и их программное содержание
А. Вопросы по дошкольной педагогике
1. Педагогика и психология как науки о ребенке

Человек как объект изучения педагогики и психологии. Изучение человека силами разных наук, как следствие - связь педагогики и психологии с другими науками. Процессы интеграции и дифференциации в современной науке. Новые отрасли педагогики и психологии. Дошкольная педагогика как отрасль возрастной педагогики. Ребёнок как объект дошкольной педагогики. Восприимчивость к воспитанию и обучению. Связь дошкольной педагогики с детской психологией. Закономерности и принципы воспитания.


2. Детство как социокультурный феномен

Концептуальные подходы к осмыслению феномена детства, оформившиеся в ходе исторического развития человечества (детство – период созревания; детство – период подготовки к взрослой жизни; детство – прекрасная пора невинности, чистоты, надежд; детство – период самоценного развития личности). Развитие идеи самоценности детства в трудах зарубежных и отечественных мыслителей (Ж-Ж. Руссо, К.Н. Вентцель, Ф.Фребель, И.Г. Песталоцци, М.Монтессори, В.В.Зеньковский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн, А.В. Петровский и др.). Социально-культурная обусловленность детства. Качественные изменения современного детства. Ответственность взрослых перед детьми.


3. Педагогические понятия в дошкольной педагогике

Взаимосвязь задач педагогики (аксиологические, антропологические, технологические, квалиметрические) в науке о ребенке. Основные педагогические понятия "воспитание", "образование", "педагогический процесс". Их сущностные характеристики.


4.Основные формы и методы проведения психологического и педагогического исследования
Методологические основы психолого-педагогического исследования. Логика и структура психолого-педагогического исследования. Методы психологических исследований, принципы выбора методов. Цели и формы проведения учебных психологических и педагогических исследований (реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа). Организация опытной, экспериментальной деятельности в образовательном учреждении. Методы психолого-педагогических исследований, их классификации, принципы выбора. Характеристика эмпирических методов сбора фактического материала, его обработки, качественного и количественного анализа. Интерпретация полученных результатов, разработка рекомендательных материалов. Требования к оформлению исследования.

5. Педагог: профессия и личность

Социальная роль современного педагога в обществе, тенденция ее повышения. Характеристика профессии педагога: условия, ценностные ориентации, предмет, средства труда, психофизиологические требования к субъекту педагогического труда. Профессиональное соответствие педагога: мотивационно-ценностное отношение к профессии, гражданская позиция, гуманистическое мировоззрение, педагогическое мышление, креативность, педагогический оптимизм, профессиональная и общая культура. Знание и выполнение “Декларации прав человека”, “Конвенции о правах ребенка”. Коммуникативная культура педагога. Сочетание косвенного и прямого воздействия на субъектов образовательного процесса.


6.Умственное воспитание ребенка раннего и дошкольного возраста

Понятие «умственное воспитание» и «умственное развитие». Особенности умственного развития и воспитания в раннем возрасте. Отличительные особенности умственного воспитания детей дошкольного возраста. Задачи, содержание, средства и методы умственного воспитания детей. Анализ раздела «Познание» в современных программах воспитания и обучения дошкольников.


7. Обучение в детском саду: основы дидактики

Общее понятие о дидактике как теории образования. Обучение как системообразующий фактор формирования личности. Проблема соотношения обучения и развития. Обучение и познание. Дидактические принципы обучения как нормативная основа процесса обучения. Характеристика процесса обучения: цель, содержание, методы, средства, формы организации обучения. Деятельность педагога в процессе обучения. Характеристика учебной деятельности в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. Исследование А.П.Усовой о компонентах учебной деятельности у дошкольников. Современные подходы к формированию у дошкольников предпосылок учебной деятельности.


8. Личностно-ориентированная модель образования ребенка дошкольного возраста

Личностно-ориентированная модель образования, ее отличие от традиционной. Использование разных типов обучения с целью повышения субъектности ребенка. Принципы конструирования содержания обучения детей дошкольного возраста: энциклопедичность знаний; их интеграция; ограничение как формирование адекватных представлений об окружающем мире; краеведческий принцип. Сочетание эмпирических и теоретических знаний. Зоны ясных и неясных знаний (Н.Н.Поддьяков).

Анализ организации обучения в группе: форм организации обучения детей, реализации идей сотрудничества и диалога, использования нетрадиционных форм обучения, соответствия методов и средств обучения дидактическим целям и задачам.
9. Семья как социальный институт

Семья как объект научного исследования, субъект педагогического взаимодействия, социокультурная среда развития ребенка. Основные функции семьи, их взаимосвязь. Возрастание роли воспитательной функции. Приоритет семьи в формировании личности ребенка. Факторы, определяющие силу и действенность семейного воспитания. Педагогический потенциал семьи. Характеристика современной семьи, тенденции ее развития. Типология семьи. Понятие “молодая семья”. Неблагополучная семья, критерии ее неблагополучия в современном понимании. Сиротство, социальное сиротство.


10. Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Ценностные ориентации в семье. Внутрисемейные отношения и психологический климат семьи. Воспитание детей и самовоспитание родителей. Родительская любовь и требовательность. Особенности взаимодействия взрослых членов семьи с ребенком. Отец как воспитатель, его роль в половой идентификации ребенка. Авторитет и педагогический такт родителей. Семейные традиции в воспитании. Особенности содержания и методов семейного воспитания. Взаимодополняемость семейного и общественного дошкольного воспитания.


11. Психолого-педагогическая культура современной семьи

Типичные трудности и ошибки современного семейного воспитания. Понятие “воспитание родителей”. Организация сотрудничества и взаимодействия с семьями воспитанников, повышение психолого- педагогической культуры современной семьи. Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания, используемые психологом и педагогом.


12. Игра в дошкольном возрасте

Теории игры. Историческое происхождение игры. Социальная природа и социальный характер детской игры. Характеристика игровой деятельности в психолого-педагогических исследованиях. Обоснование игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте (Д.Б. Эльконин). Игра как средство воспитания и формирования личности ребенка (Н.К.Крупская, Р.И.Жуковская, Д.В. Менджерицкая и др.). Игра как форма организации жизни и деятельности детей (Ф. Фребель, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.П.Усова). Развитие игры как деятельности в дошкольном возрасте (Усова А.П., Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.). Характеристика отношений между детьми в игре (ролевые и реальные). Формирование у детей качеств “общественности” (А.П.Усова).


13. Классификация детских игр

Классификации детских игр (П.Ф.Лесгафт, Н.К.Крупская, Р.И.Жуковская, С.Л.Новоселова), характерные особенности различных видов и их учет в организации воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения. Особенности организации разных видов игр с детьми разного дошкольного возраста.


14. Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей

Деятельность педагога в сфере обогащения детских игр, реализации их воспитательного потенциала. Формирование у воспитателей практических умений передачи детям игровых способов. Сочетание традиционных подходов (Р.И.Жуковская, Д.В. Менджерицкая) и новых (Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова, О.Солнцева). Создание условий для игр детей в современном детском саду. Соединение игры с продуктивными видами деятельности (трудовая, изобразительная, конструктивная). Стимулирование межвозрастных объединений детей в игре. Современные требования к игрушкам, пособиям, игровой атрибутике. Принципы организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения.



15. Подготовка детей к школе

Понятия "подготовка" и "готовность" детей к школе. Психолого-педагогическая характеристика ребенка старшего дошкольного возраста: особенности познавательных процессов (мышление, внимание, памяти, воображения); личностные характеристики (мотивы поведения, устойчивость поведения, структура самосознания, стремление к учению, познавательные интересы и др.). Специфика общения старших дошкольников со взрослыми и сверстниками. Подготовка детей к школе в условиях семьи. Проблема подготовки детей к школе в психолого-педагогическом просвещении родителей в дошкольном учреждении.


Каталог: materials
materials -> Вопросы к коллоквиуму 10-Б, В
materials -> Руководство пользователя архива материалов расследований инцидентов и производственных происшествий росавиации
materials -> Решение. Запишем уравнением траектории движения тела:. Учитывая, что,,, получим. Отсюда
materials -> Статья 47. Основание для возникновения прав и обязанностей родителей и детей
materials -> Учебно-методический комплекс по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница