Программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению подготовки: 050100 Педагогическое образование




страница1/5
Дата16.06.2016
Размер0.81 Mb.
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Удмуртский государственный университет»






Утверждаю

Проректор по учебной работе


(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________20    г.





ПРОГРАММА
итоговой государственной аттестации

выпускников по направлению подготовки:
050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки: Изобразительное искусство

Степень выпускника: БАКАЛАВР

Ижевск 2014



I. Общие положения
Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО), разработанной в Удмуртском государственном университете.
1.1. Итоговая государственная аттестации по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль Изобразительное искусство включает:

а) государственный экзамен;

б) защиту выпускной квалификационной работы. 
1.2. Виды профессиональной деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности:

1.2.1. Виды профессиональной деятельности выпускников.

Основной образовательной программой по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование предусматривается подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности:

а) педагогическая;

б) культурно-просветительская.

1.2.2. Задачи профессиональной деятельности:



в области педагогической деятельности:

изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;



в области культурно-просветительской деятельности:

изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

организация культурного пространства;

разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

популяризация профессиональной области знаний общества.
1.2.3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).


Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);



в области культурно-просветительской деятельности:

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);



способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК- 11).
II. Требования к выпускнику, проверяемые в ходе государственного экзамена
2.1. В рамках проведения государственного экзамена проверятся степень освоения выпускником следующих компетенций:


Код

Содержание

Регламентированные ФГОС ВПО и ООП ВПО

Общекультурные компетенции (ОК)

ОК-1

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-3

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

ОК-6

способен логически верно строить устную и письменную речь

ОК-7

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе

ОК-8

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией

ОК-14

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

ОК-13

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

ОК-15

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества

Профессиональные компетенции (ПК1)

ПК-2

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения

ПК-3

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии

ПК-8

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

ПК-10

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности

Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

ОПК-3

владеет основами речевой профессиональной культуры

ОПК-4

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности

ОПК-6

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания

2.2. Перечень основных дисциплин образовательной программы или их разделов и вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене2


В билет государственного экзамена входят три вопроса:

  1. Теоретический вопрос по дисциплине «История изобразительного искусства»;

  2. Теоретический вопрос по дисциплине «Методика обучения и воспитания»;

  3. Практическое задание – защита образовательного проекта.

Дисциплина 1: «История изобразительного искусства»

Перечень вопросов.

  1. Познание мира архаическим человеком и отражение его в материальных объектах.

  2. Традиционность и монументальность древнеегипетского искусства как реализация концепции вечной жизни (скульптура, архитектура, живопись).

  3. Человеческое тело как универсальный язык греческого искусства (в мифах, архитектуре, скульптуре).

  4. Идея мирового господства в древнеримском искусстве (градостроительство, архитектура, скульптурный портрет).

  5. Своеобразие византийского искусства.

  6. Характерные особенности искусства романского стиля.

  7. Особенности готического стиля в архитектуре, скульптуре и живописи средневековых храмов.

  8. Стилистическое развитие архитектуры итальянского Возрождения.

  9. Живопись итальянского Ренессанса и Северного Возрождения. Общие и отличительные черты.

  10. Основные тенденции развития скульптуры эпохи Возрождения.

  11. Стиль барокко в западноевропейском искусстве XVII века. Основные черты, памятники, мастера.

  12. Идеология и принципы классицизма в западноевропейском искусстве XVII века.

  13. Жанровое разнообразие и характерные черты живописи реализма XVII века.

  14. Стилистическое развитие западноевропейского искусства XVIII века.

  15. Романтизм в западноевропейской живописи первой трети XIX века: исторические предпосылки возникновения, принципы, мастера.

  16. Реализм во французском искусстве первой половины XIX века: исторические предпосылки возникновения, принципы, мастера.

  17. Французский импрессионизм: общая характеристика, принципы, мастера.

  18. Древнерусский храм XI – XII века: строительные материалы и конструкции, художественно-образные решения, эволюция.

  19. Древнерусская икона XII – XV вв.: технология, язык, эволюция.

  20. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи конца XV – XVII века.

  21. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины XVIII века.

  22. Стиль классицизм в русской архитектуре, скульптуре, живописи второй половины XVIII–первой трети XIX века: исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.

  23. Стиль романтизм в русской живописи первой половины XIX века.

  24. Стиль реализм в русской живописи XIX века.

  25. Особенности развития русского искусства конца XIX–начала ХХ века.

  26. Роль философии второй половины XIX – начала XX века в формировании мировоззренческой платформы стилевых направлений в искусстве Западной Европы в XX веке. Лидирующие художники и произведения.

  27. Абстрактное искусство в мировом художественном процессе довоенных лет. Лидирующие художники и произведения.

  28. Сравнительный анализ отечественной живописи 1920-х и 1930-х годов. Лидирующие художники и произведения.

  29. Влияние тоталитарной идеологии на советскую архитектуру 1930-х годов.

  30. Сравнительный анализ советской живописи 1960-х и 1970-х годов. Лидирующие художники и произведения.


Структура ответа.

1. Познание мира архаическим человеком и отражение его в материальных объектах.

Жилая архитектура (пещеры, палатки – статика и динамика, фиксация времени). Монументальная архитектура (менгиры; дольмены; кромлехи).

Росписи – процесс познания мира: анализ формы, синтез (отделение характерных черт от нехарактерных), магические обряды; изменения характера рисунка и средств выразительности (линия, пятно). Появление орнамента как переход к абстрактной форме мышления. Палеолитические Венеры: рождение художественного образа.
2. Традиционность и монументальность древнеегипетского искусства как реализация концепции вечной жизни (скульптура, архитектура, живопись).

Религиозная основа древнеегипетского искусства - сохранение незыблемым знания, переданного богами людям. Разделение древнеегипетского государства на касты и передача знания от отца к сыну как способ сохранения канонов искусства в течение веков.

Монументальность архитектуры, вынужденной противостоять разливам Нила. Монументальный стиль в скульптуре, росписях, декоративно-прикладном искусстве. Храм Рамзеса II – росписи, скульптура; храм царицы Хатшепсут – скульптура, росписи; гробницы – связь с росписями и скульптурой.
3. Человеческое тело как универсальный язык греческого искусства (в мифах, архитектуре, скульптуре).

Состязательность и поиски идеала как основы древнегреческого искусства (мифы). Прекрасное тело как объединение людей и богов. Прекрасное тело как отражение прекрасной души (ранняя и высокая классика). Поиски человеческого (период поздней классики и эпохи эллинизма).

Ориентированность храмов не только на богов, но и на людей (типы древнегреческих храмов, ордера, использование цвета, синтез искусств в храмовой архитектуре).
4. Идея мирового господства в древнеримском искусстве (градостроительство, архитектура, скульптурный портрет).

Освоение пространства в процессе завоевания мира и, как следствие, главенство пространства в архитектуре и упорядоченность его наподобие римского военного лагеря (градостроительство; форумы; виллы (росписи); инсулы). Репрезентативность архитектуры – разделение здания на основу и декоративную облицовку.

Римский скульптурный портрет. Этрусская основа и греческое влияние. Отказ от идеализации в портрете как утверждение значимости личности.

5. Своеобразие византийского искусства.

Роль христианства в становлении и развитии художественного языка византийского искусства. Культовая архитектура, формирование основных типов сооружений (центрические, базиликальные и крестово-купольные храмы). «Золотой век» искусства периода правления императора Юстиниана (527- 565). Особенности архитектурного облика храма св. Софии в Константинополе.

Архитектура и мозаики культовых построек Равенны (мавзолей Галлы Плацидии, церковь Сан Витале, Сант Аполлинаре Нуово). Использование символики и аллегории в монументальной живописи, иконописи и книжной миниатюре. Разработка системы канонических правил религиозных изображений, формирование и закрепление христианской иконографии. Декоративно-прикладное искусство Византийской империи (серебряная пластика, перегородчатая эмаль, косторезное ремесло, золотое шитьё). Влияние византийского искусства на художественную культуру Древней Руси.
6. Характерные особенности искусства романского стиля.

Условность термина. Истоки романского стиля в западноевропейской культуре. Идеологические и декоративные функции изобразительного искусства этого периода. Архитектура как формообразующий вид искусства. Гражданская архитектура. Феодальные замки. Развитие базиликального типа храма.

Романское искусство Франции. Строительство монастырских комплексов (аббатство в Клюни). Планировочные, конструктивные и объемно-пространственные особенности романских храмов. Художественная система и образный строй скульптурного убранства храмов. Выработка типологии и художественных принципов скульптурного убранства перспективных порталов соборов Франции (соборы Сен-Лазар в Отене, Сен-Пьер в Муассаке). Романская архитектура Германии (соборы в Майнце, Шпейере, Вормсе). Монументальная живопись и книжная миниатюра Западной Европы в романский период.
7. Особенности готического стиля в архитектуре, скульптуре и живописи средневековых храмов.

Основные этапы развития готики во Франции. Формирование стиля и его характерные черты. Расцвет городской культуры. Средневековое градостроительство. Архитектура городских соборов (церковь аббатства Сен Дени, соборы в Лане, Шартре, Париже). Архитектурные новшества: нервюрный свод, аркбутаны, контрфорсы. Изменение роли стены. Поздняя готика (капелла Сен Шапель в Париже, собор в Руане).

Влияние готического французского зодчества на немецкую архитектуру. Устойчивость романских традиций в готической архитектуре Германии (Кельнский собор). Английская готическая архитектура (Кентерберийский собор, Вестминстерский собор в Лондоне, соборы в Линкольне, Солсбери). Эволюция готической пластики. Звучные краски витражей и книжной миниатюры. Однородность европейской художественной жизни как результат взаимного культурного влияния разных стран. Расцвет куртуазной придворной культуры.
8. Стилистическое развитие архитектуры итальянского Возрождения.

Использование традиций античного наследия в итальянской архитектуре. Сложение ренессансного типа культового и светского здания. Архитектура Раннего Возрождения. Изящная простота и гармоничные пропорции произведений Брунеллески. Разработка теории перспективы. Строительство купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Капелла Пацци. Обновление облика общественного здания (Воспитательный дом во Флоренции). Переосмысление элементов античных ордеров в творчестве Альберти. Палаццо как тип флорентийского городского дворца (палаццо Ручеллаи).

Архитектура Высокого Возрождения. Творчество Браманте, его влияние на развитие архитектурной теории и практики Возрождения (замысел собора св. Петра в Риме). Архитектурные произведения Микеланджело (собор св. Петра в Риме, библиотека Лауренциана во Флоренции). Андреа Палладио – крупнейший зодчий Позднего Ренессанса. Античные каноны в интерпретации мастера. "Вилла Ротонда" близ Винченцы и церковь Сан Джорджо Маджоре в Венеции.

9. Живопись итальянского Ренессанса и Северного Возрождения. Общие и отличительные черты.

Ведущая роль флорентийской, римской, сиенской школ в процессе обновления живописи. Джотто ди Бондоне – реформатор итальянской живописи. Творчество Мазаччо и формирование нового художественного языка ренессансной живописи. Решение проблемы живописного пространства и его передача на плоскости. Изучение анатомии для точного изображения человеческого тела. Связь художественного творчества и научного опыта в теории и практике Леонардо да Винчи. Создание идеала гармонически развитого человека. Творчество Рафаэля – вершина в развитии классического стиля зрелого Возрождения. Маньеризм как эпилог развития художественной культуры Возрождения.

Открытия Яна Ван Эйка в области масляной живописи. Широкая панорама народной жизни в живописи и графике Питера Брейгеля Старшего. Творчество Альбрехта Дюрера как основоположника искусства немецкого Возрождения. Углубленное изучение натуры, интерес к научным основам искусства.
10. Основные тенденции развития скульптуры эпохи Возрождения.

Ростки нового искусства в скульптуре Проторенессанса на примере творчества Н. Пизано. Скульптура Раннего Возрождения. Создание Гиберти нового типа живописного рельефа. Донателло – глава нового реалистического направления в скульптуре. Создание нового типа конного монумента («Памятник кондотьеру Гаттамелате» в Падуе) и круглой статуи («Давид»).

Микеланджело – ваятель Высокого Возрождения. Скульптура героического образа совершенного человека («Давид»). Скульптурные замыслы гробниц папы Юлия II и Медичи («Скованный пленник», «Умирающий пленник» и «Ночь», «День», «Утро», «Вечер»). Драматизм поздних скульптурных произведений Микеланджело («Пьета»). Черты Позднего Возрождения в скульптурах Бенвенуто Челлини («Золотая солонка Франциска I»).

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница