Программа итогового междисциплинарного экзамена Направление подготовки 040100. 68 Социология




Скачать 228.57 Kb.
Дата13.08.2016
Размер228.57 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Факультет управления и социологии

Кафедра социологии



УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ООП

подготовки магистров

Михайлов В.А.






ПРОГРАММА


итогового междисциплинарного экзамена

Направление подготовки



040100.68 – Социология
Программа специализированной подготовки магистров

Социология региона

Обсуждено на заседании

кафедры социологии

24 октября 2013 г.

Протокол № 2


Зав. кафедрой

Михайлов В.А.



Составитель:

д.ф.н., профессор

В.А. Михайлов

Тверь 2013


Тема 1. Наука как способ познания и социальный институт

Социология науки и знания. Классификация наук. Принципы классификации наук. Практическое значение классификации наук.



Структура науки. Фундаментальные и прикладные науки.

Основные этапы развития науки. Закономерности и тенденции развития науки. Структура научно-технического прогресса.

        Наука и другие формы освоения действительности. Наука и искусство, наука и философия и т.д.



Наука как социальный институт. Организация и управление в науке. Наука и политика. Научное сообщество и общественные движения. Наука и бизнес.

Социальная роль и будущее науки.
Тема 2. Структура, методы и развитие научного знания.

Уровни научного знания. Структура эмпирического знания. Структура научной теории. Соотношение эмпирики и теории. Метатеоретический уровень научного знания. Методы эмпирического исследования (научное наблюдение, сравнение, изменение, эксперимент). Гносеологическая функция приборов. Абстрагирование и абстракция в структуре научного знания. Индукция. Фальсификация. Экстраполяция. Методы теоретического познания (идеализация, информатизация, математическое моделирование). Рефлексия как основной метод метатеоретического познания в науке. Развитие научного знания. Генезис науки. Античная наука. Наука в Средневековье. Классическая наука. Неклассическая наука.


Тема 3. Теория как вид научного знания

Структура теории. Соотношение теории и фактов. Множественность теоретических интерпретаций. «Истинная» теория и релятивистская методология. Параметры теорий. Степень обобщения. Сильные и слабые теории. Аксиоматически построенные теории. Возможности формализации теорий.

Возникновение теоретического знания на базе дедуктивно-аксиоматического метода (Аристотель и Евклид). Выделение теоретического знания в антитезе эмпирического. Баланс натурфилософского и эмпирического аспектов познания, обусловленный исторически преходящим преобладанием соответственно дедуктивной или индуктивной логической традиции. Определение научной теории в узком и широком толковании. Классификация научных теорий по степени формализации на следующие: дедуктивно-аксиоматические, аксиоматизированные-содержательные, гипотетико-дедуктивные, содержательно-образные (описательные). Модели формирования научных теорий.
Тема 4. Становление методологии социальных наук

Методология как отрасль научного знания. Методологические основы науки: история становления и современное состояние. Методологический анализ науки.

О различии методов естественных и гуманитарных наук (Г. Риккерт, М.Блок, Г.-Х.Гадамер). Особенности предметной области социально-гуманитарных исследований. Опыты формирования и развития философии истории и становление методов исторического познания (Г.Гегель, Р.Дж.Коллингвуд, Э.Н.Лоонэ, А.Я.Гуревич). Методологическое значение метафизической, эпистемологической, антропологической моделей философии истории (О.Ф.Русакова). Проблема исторических законов и ее разрешение в марксистской парадигме; постпозитивизме (К.Г.Гемпель, К.Р.Поппер); регионально-стадиальная гипотеза (М.А.Барг).

Методологические особенности критической философии истории В.Дильтея, Б.Кроче, М.Вебера. Традиции отечественной методологии истории, заложенные А.С.Лаппо-Данилевским (М.С.Бобкова, О.Ф.Русакова, В.П.Корзун). Методологические основания теоретической истории, макросоциологии, миросистемного анализа (Р.Коллинз, И.Валлерстайн, Skocpol Th., Н.С.Розов). Вероятностно-смысловой подход к анализу семиотических систем В.В.Налимова и пример его применения к эпистемологическому анализу концепции истории России XX в. (О.Г.Дука).


Тема 5. Методология и парадигмы в социологии

Многозначность и размытость толкования термина «методология» в литературе. Совокупность методов исследования общественных явлений и процессов. Философская наука, изучающая методы познания. Методология как концептуальное единство ряда компонентов: приёмов исследования и учение о них, теоретические обобщения закономерностей жизни, играющие роль ориентира в познании социальных объектов. Мировоззрение познания, направляющее исследовательский процесс. Методология как всеобщее научное руководство к познанию, базис всей системы знания, познавательный стержень науки.

Парадигма как основа методологии. Понятие «парадигмы» и парадигмальный подход в социологии. Социология как полипарадигмальная наука. Причины существования в социологии множества парадигм, необходимость и потребность в них существующих ранее способах объяснения социальных явлений и процессов и поиск нового методологического инструмента взаимодействия социально-гуманитарного и естественно-научного знания. Плюралистичность социума и увеличение его сложности. Критерий парадигмы, период её влияния на науку. Понятие «метапарадигмы» в социологии. Метапарадигма как обобщающая теоретическая характеристика родственных парадигм.

Необходимость и потребность классификации социологических парадигм. Основания классификации социологических парадигм. Классификация социологических парадигм в западной социологии. Классификация социологических парадигм в отечественной социологии.




Тема 6. Классические социологические парадигмы

Позитивизм и натуралистическая парадигма. Дедуктивно-номологическая модель объяснения общества. Принципы позитивизма. Основоположник позитивизма О. Конт. Основные школы натуралистической социологии: социал-дарвинизм, географическое направление, расово-антропологическое направление. Позитивистская социология Э. Дюркгейма и В. Парето. Бихевиоризм и альтернативная программа натуралистического объяснения человеческого поведения. Социология П.А. Сорокина. Эволюционизм как разновидность позитивизма. Основоположник эволюционизма Г. Спенсер. Разновидности идей эволюционизма в работах Л. Уорда, Ф. Гиддингса, М.М.Ковалевского. Методология исследования общества К. Маркса. Принцип экономического детерминизма. Развитие марксистской методологии в работах Т.В. Плеханова и В.И. Ленина. Понимающая социология М. Вебера и Г.Зиммеля.


Тема 7. Неоклассические парадигмы в социологии

Обновление и развитие классических парадигм и концепций в первой половине XX века. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса и Р.Мертона. Парадигма конфликта в теориях Л. Козера, Р. Дарендорфа, Л.Крисберга. Разраотка неомарксизма в трудах различных представителей Франкфуртской школы.


Тема 8. Постклассические парадигмы в западной социологии.

Переход к постклассической социологии в 80-90 годы XX века. Новая системная трактовка общства под влиянием достижений естественных и социально-гуманитарных наук, компьютерных технологий и систем. Теории системного анализа Н. Лумана и И. Валерстайна. Теории постиндустриального и информационного общества Д. Бела и О. Тоффлера. Теории сетевого общества М. Кастельса. Теории глобализации (Э. Гидденс, Д. Ритцер).


Тема 9. Неклассические и постнеклассические парадигмы

Символический интеракционизм. Основоположник символическиого интеракционизма Д. Мид. Феноменологическая социология. Этнометодология.

Интегративная парадигма: теория структурации Э. Гидденса, теория поля П. Бурдье, теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Деятельностно- активистские теории А. Турена и П.Ш. Штомпки. Постмодернистическая парадигма и её принципы текучести, неопределённости, фрагментации, отказа от изучения социальных законов. Теоретики постмодернизма: Ф. Лиотар, Ж.Бодриярд, З. Бауман и др.
Тема 10. Парадигмы современной отечественной социологии.

Использование методологии в исследования современного российского общества. Виталистская парадигма (Тощенко Ж.Т., Григорьев С.И.). Антропоцентрический подход Н.И. Лапина. Парадигма играизации С.И.Кравченко. Экоантропологический подход Т.И. Дридзе.



Тема 11. Позитивизм и дедуктивно-номологическая модель объяснения в социальных науках

Социологические версии «позитивизма». Доктрина логического позитивизма и дедуктивно-номологическая модель объяснения. Модель рационального действия К. Гемпеля («схема R») и ее критики. Интенциональное поведение и парадоксы практической рациональности. Применение натуралистской модели рационального действия к макросоциологическим агентам: дилеммы коллективного действия и общественного выбора, инструментализм в теориях экономического поведения.

Бихевиоризм и альтернативная программа натуралистского объяснения действия. Методологические принципы радикального бихевиоризма. Б.Скиннер и критика концепции «автономного рационального деятеля». Бихевиористская модель действия и её оппоненты. От микросоциального к макросоциальному: бихевиористские теории обмена в социологии.
Тема 12. Функционализм как социологическая парадигма

Мотивы, цели и функции. Типы функциональных объяснений. Классический функционализм и «незаконная» телеология. Пример: функционалистская теория социальной стратификации.

Структурный функционализм: теория или методология? Примеры функционалистских объяснений: анализ функций «политической машины» (Р. Мертон) и «демократического лидерства» в мужских военных союзах (М. Даглас).

Логический функционализм: Т. Парсонс о структуре социального действия. Может ли «нормативный волюнтаризм» решить проблему интерпретации рационального действия?


Тема 13. Интерпретативный подход

Ядро интерпретативной программы в социальных науках (антинатурализм, «семантическое» объяснение интеллигибельного действия, понимающий метод).

П. Уинч об объяснительных возможностях «правил» в социальных науках. «Понятие социального»: публичное следование правилам внутри «языковой игры». П. Уинч о невозможности причинного объяснения интеллигибельного действия. Критика программы П. Уинча: принцип неопределенности правила и проблема адекватности объяснения.

«Герменевтический круг», неопределенность интерпретации и ревизия классической герменевтической доктрины. Формирование радикальной «теории интерпретации» (Ч.Тейлор, П. Рикер, Х.-Г. Гадамер). Понятие культурного контекста и культурологическая модель истолкования текста как междисциплинарная парадигма для социальных наук. Критика радикальной теории интерпретации. Пример: конструкционистская «этнография науки». Модель «двойной герменевтики» (Э. Гидденс) в культурной антропологии и социологии. Стратегия «множественной триангуляции» (Н. Дензин). «Густые» и «жидкие» описания в культурной антропологии (К. Гиртц).

Этнометодологическая критика интерпретативной программы. Особенности этнометодологической модели объяснения (рефлексивное использование «запаса знаний», нормы как «достижения», проблематичная возможность понимания, ситуативный характер социального порядка, принцип «и так далее»). Критика этнометодологии: возможна ли «общая теория контекста»? Анализ исследовательской практики: поддержание половой идентичности («случай Агнес», Г. Гарфинкель), процедуры анализа разговора (Х.Сакс).
Тема 14. Структурализм в социологии

Структуралистская модель в науках о человеке. Структурные детерминанты и макросоциальный контекст действия. Формирование структуралистской программы: структурализм в лингвистике и культурной антропологии. Особенности «сильных» структуралистских объяснений (латентность универсальных структур, семиотический характер структуралистских объяснений, эквивалентность и взаимная трансформация коммуникативных систем).

К. Леви-Строс и анализ коммуникативных знаковых систем в структурной антропологии (мифы, примитивные системы классификаций, брачные правила, системы родства). Бинарные оппозиции как бессознательные универсалии мышления. Пример структуралистского объяснения в культурной антропологии: социальная организация памяти у нуэров (Э. Эванс-Притчард).

Структуралистская перспектива в марксизме и психоанализе: «слепые силы» материального и сексуального производства.

Социологические версии структурализма. Пример: три образа власти (К. Маркс, Т. Парсонс, М. Фуко). Структурная теория П.М.Блау: возникновение социальной организации и неравенства в сетях обмена. Критика структуралистских объяснений.
Тема 18. Разработка программы и инструментария

социологического исследования

Содержание программы социологического исследования. Этапы и процедуры разработки программы прикладного социологического исследования. Объект как носитель проблемной ситуации. Описание объекта в системе факторов, вызывающих проблемную ситуацию. Формулирование предмета исследования на основе анализа свойств и признаков объекта. Определение целей и задач, формулирование основной гипотезы и гипотез-следствий. Логический анализ основных понятий (процедуры интерпретации и операционализации). Типичные ошибки и трудности в разработке программы социологического исследования. Характеристика инструментария социологического исследования. Опросный лист, построение, виды вопросов. Методические документы регистрации данных эксперимента, наблюдения, анализа документов (протоколы, дневники, карточки). Инструментарий качественного исследования.


Тема 19. Проблема качества социологического измерения

Проблемы качества социологического измерения и построения социологических индексов и шкал. Надежность измерения и его основные виды. Способы оценки надежности. Понятие шкалы в социологическом исследовании. Номинальная, порядковая, интервальная шкалы: измерительные ограничения. Идеальная метрическая шкала (пропорциональных оценок). Ограничение квантификации первичных социальных характеристик. Типы шкал и допустимые для них операции с числами. Отличительные особенности шкал Терстоуна, Богардуса, Лайкерта, Гутмана, их использование для измерения социальной установки. Понятие процедуры ранжирования, объекты ранжирования. Прямое ранжирование. Метод парных сравнений Терстоуна. Логические и аналитические индексы.


Тема 20. Выборочный метод в социологии

Понятие генеральной и выборочной совокупности. Сплошное обследование. Метод основного массива. Основа и объем выборки. Случайные и систематические ошибки выборки. Вероятностные способы отбора единиц генеральной совокупности: простой случайный, механический, гнездовой, многоступенчатый, многофазовый, стратифицированный, районированный. Неслучайные виды выборки. Способы отбора испытуемых в социальном эксперименте. Виды отбора экспертов. Формирование выборочной совокупности документальных источников.


Тема 21. Методы сбора социологической информации

Анкетный опрос как метод сбора социальной информации. Виды и разновидности опросных методик. Экспертный опрос, его отличительные особенности. Виды экспертного опроса, применяемые в социологическом исследовании. Методы подбора экспертов для проведения экспертизы (документальный, экспериментальный, аттестация, самооценка). Этапы и процедуры экспертного опроса. Наблюдение как метод сбора социальной информации. Виды наблюдения в прикладном социологическом исследовании, этапы и процедуры. Социальный эксперимент, его основное назначение в социологическом исследовании. Виды социальных экспериментов. Классификация переменных. Логические зависимости между факторами социального объекта в эксперименте. Основное назначение анализа документов и область применения. Документ как объект анализа, классификация. Виды анализа документов в прикладном социологическом исследовании. Типичные ошибки анализа документов в социологическом исследовании. Особенности, преимущества и недостатки каждого из методов сбора социальной информации.


Тема 22. Анализ документов в социологическом исследовании

Виды документальных источников. Прикладные методики анализа текстовой информации. Основные направления использования контент-анализа. История появления и развития метода контент-анализа. Цели обращения исследователя к методу анализа содержания. Общие принципы частотного КА (манифестного кодирования). Общие принципы семантического КА (латентного кодирования). Семантический дифференциал и экспертные оценки. Общая характеристика этапов проведения КА. Многомерный анализ данных. Особенности работы с различными видами документов. История формирования метода ивент-анализа. Техника применения методики ивент-анализа. Основные этапы применения ивент-анализа. Структура дискурс-анализа. Структурирование содержания текста. Анализ новостей как дискурса. Производство текстов новостей и их восприятие. Информационно-целевой анализ текстов. Техника применения методики когнитивного картирования.


Тема 23. Анализ данных в социологическом исследовании

Выбор стратегии анализа данных (восходящая, нисходящая). Понятие «жесткого» и «мягкого» анализа социологической информации. Этапы анализа данных. Группировка и классификация как элементарные процедуры упорядочения данных. Поиск взаимосвязей между переменными. Одномерный и многомерный анализ данных. Возможности дисперсионного, регрессионного, кластерного, факторного анализа. Анализ данных повторных и сравнительных исследований. Анализ социальной информации в качественном исследовании. Проблемы, возникающие в процессе интерпретации социологической информации. Трактовка теории и эмпирические исследования. Множественность теоретических интерпретаций.


Тема 24. Модернизация высшего профессионального образования: необходимость, цели и задачи

Модернизация образования как национальный проект. Приоритетные направления модернизации высшего профессионального образования. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возмож­ностей получения образования. Достижение нового современного каче­ства высшего образования.

Создание системы постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в специалистах, в том числе с учетом международных тенденций.

Формирование эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, развитие целевой контрактной подготовки. Укрепление материально-технической базы и инфраструктуры вузов.

Развитие в вузах научных исследований. Устранение сегментации, диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров, оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования.

Формирование эффективных экономических механизмов, переход на новые принципы и систему финансирования высшей школы. Повышение статуса педагогического работника, усиление государственной поддержки и стимулирования труда преподавателей. Ожидаемый результат модернизации профессионального образования.



Тема 25. Глобализация систем высшего профессионального образования и формирование общеевропейского образовательного пространства


Процессы глобализации и соответствующей конвергенции систем профессионального образования в формировании глобального рынка профессий и систем их развития. Интеграция национальных образо­вательных систем в мировое образовательное сообщество и проблемы разнообразия национальных традиций. Болонский процесс - курс на согласованное реформирование и становление общего образовательного пространства в Европе. Основные документы Болонского процесса. Ключевые задачи интеграции обра­зовательных систем европейских стран: академическая мобильность студентов и преподавателей, двухуровневая модель процесса обуче­ния, введение адресной системы учета трудоемкости учебной работы на основе кредитных единиц, создание системы сопоставимых степеней. Разработка согласованных стандартов, критериев и методик оценки качества. Формирование адекватной системы внешней экспертизы качества (аккредитация, сертификация). Присоединение России к Болонской конвенции (2003г.). Проблемы эффективного равновесия между традициями и инновациями.
Тема 26. Основные парадигмы социологии образования

Основные парадигмы социологии образования. Функциональная парадигма. Феноменологическая парадигма. Структуралистская парадигма. Радикальная гуманистическая парадигма. Постмодернистская социология образования.

Американская и европейская социология образования. Концепции: прагматизм и инструментализм, меритократическая концепция, элитарная концепция, диверсификационная концепция, концепция профессионального развития. Социометрические подходы в исследовании учебно-воспитательного процесса в школе. Когнитивное направление. Модель обучения метапознанию. Модель эксперименально-исследовательского обучения. Теория социального капитала.

Развитие отечественной социологии образования. Социальные предпосылки отечественной социологии образования и первые трактовки ее предмета. Дифференциация в сфере общего образования. Исследования высшей школы. Диагностика состояния среднего образования.

Жизненные стратегии учащейся молодежи. Образование и жизненные траектории. Социально-дифференцирующие функции института образования.

Мониторинг социальных проблем образования. Личностная парадигма в образовании. Международные проекты. Социальные проблемы реформирования системы образования.

Образование на рубеже столетий: новая социальная реальность и новое направление в социологии. Виталистский и социокоммуникативный подходы.
Тема 27. Система высшего профессионального образования в современной России. Особенности многоуровневой системы образования

Роль образования на современном этапе развития российского общества. Структура системы образования. Влияние социальных факторов в сфере образования. Изменение предметного содержания учебного процесса, его методов, технологий, модели образования в целом. Изменение инфраструктуры сферы образования. Изменение микро- и макросоциокультурной среды учебного процесса. Влияние сферы образования на культурный и профессиональный потенциал выпускников, изменение социальной структуры и ее динамики.

Принципы государственной политики в области высшего профессионального образования. Формы и методы управления системой высшего образования. Федеральный орган управления высшим образованием. Федеральные программы развития высшего образования. Основные проблемы системы высшего профессионального образования.

Экономика и нормативно-правовое обеспечение высшего профессионального образования. Социальная структура сферы образования. Особенности и критерии выделения социальных групп в сфере образования. Тенденции изменения социальной структуры сферы образования. Вовлечение в образование все более широких слоев общества. Сближение социальной структуры общества и социальной структуры учащихся, тенденция разнообразия социально-ролевых позиций учащихся в учебной специализации. Вертикальная и горизонтальная стратификация учащихся. Значение типологизации групп учащихся, критерии типологизации: доминантно-базисные признаки, культурно-характерологические признаки. Вторичная занятость учащейся молодежи. Динамика жизненных ценностей, отношение к социальным явлениям.


Тема 28. Основные тенденции развития образования

в современном мире

Проблемы образования в развитых, развивающихся, посткоммунистических странах в настоящее время. Образование и информационное общество. Экология и образование. Проблема функциональной неграмотности. Образование и мировое сообщество. Глобализация и регионализация высшего образования. Переход к массовому образованию. Сравнительный анализ «западных» и «восточных» моделей образования Трансформация современного образования: особенности тенденций развития. Дистанционное и открытое образование в мировой практике.


Тема 29. Современные проблемы методики преподавания в вузе

Методика построения учебного курса. Лекция как метод обучения социологии в вузах. История становления социологического образования в России и за рубежом. Формы преподавания курса. Инновационные педагогические технологии. Коммуникативные аспекты обучения: визуальные материалы, экскурсия.



30. Социология региона

Социология региона как научная и учебная дисциплина. Теоретико-методологические основания социологии региона. Основные элементы региональной системы. Модель региона России: социологические аспекты построения. Социально-экономическое развитие региона. Население и административно-территориальное устройство региона. Особенности политического процесса в регионе. Культурно-исторические аспекты развития регионов России. Социокультурный портрет региона. Город и село как социокультурное явление и территориальный субъект.

Конкурентоспособность регионов. Региональная экономика и управление. Состояние и перспективы развития и жизнеобеспечения Тверского региона. Верхневолжский регион: специфика территориального положения. Тверской регион: специфика экономического положения. Динамика и специфика развития социально-политических процессов в Тверском регионе. Состояние прав и свобод личности и перспективы становления и развития гражданского общества в регионе. Население и административно-территориальное устройство региона. Верхневолжский регион: специфика социокультурного развития. Мониторинг состояния и развития региона. Проблемы инновационного развития регионов РФ. Имидж региона: опыт исследования и формирования
Тема 31. Социология города

Социология города как научная и учебная дисциплина. Закономерности возникновения, развития и функционирования городов. Основные сферы жизнедеятельности города. Экологическая подсистема города. Демографические аспекты городской жизни. Здоровье и здравоохранение в городе. Социальная структура и социальная мобильность в городе. Уровень и качество жизни горожан. Экономика города. Социокультурные и духовные аспекты городской жизни. Политические аспекты городской жизни. Социальные деформации и конфликты в городе.


Тема 32. Социально-политические процессы в регионе

Социально-политические процессы в регионах Российской Федерации: общее и особенное. Динамика и специфика развития социально-политических процессов в Тверском регионе. Состояние прав и свобод личности и перспективы становления и развития гражданского общества в регионе. Особенности городской политической жизни. Особенности политической жизни в сельской местности. Мониторинг социально-политических процессов в регионе. Региональные выборы как объект социологического исследования. Прогнозирование поведения электората и итогов выборов в регионе.


Тема 33. Проблемы социокультурного развития региона

Проблемы социокультурного развития региона как научное направление исследований и учебная дисциплина. Основные сферы культуры в регионе. Культурно-исторические аспекты развития регионов России. Социокультурный портрет региона. Город и село как социокультурное явление. Социокультурная политика и управление культурой. Верхневолжский регион: специфика социокультурного развития. Мониторинг социокультурного состояния и развития региона. Социокультурный портрет Тверского региона. Исследования социокультурной проблематики городов и поселков городского типа Тверской области.


Тема 34. Социальная структура, социальные институты и процессы в регионе

Социальная структура, социальные институты и процессы в регионе: объект, предмет, цель и задачи учебного курса. Социальная структура общества и основные методы ее исследования. Основные теории стратификации. Социальная структура советского общества. Социальная структура современного российского общества. Социальная политика и проблемы управления развитием социальной структуры.



Социально-территориальная структура регионального сообщества. Социокультурная динамика и этнонациональная структура в регионе. Социальные институты и процессы в регионе. Роль элиты в стратификационных трансформациях современного общества. Социальная стратификация и социальная мобильность. Трансформационные социально-стратификационные процессы в современном российском обществе. Субъективные аспекты социальных процессов в регионе. Проблемы социальных конфликтов, социальной напряженности в стране и регионе. Состояние и перспективы развития и жизнеобеспечения Тверского региона. Состояние рынка труда и динамика безработицы в регионе
Список литературы

  1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

  2. Американская социологическая мысль. М.: Из-во МГУ, 1994.

  3. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972.

  4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

  5. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. 2000.

  6. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для вузов. М.: Аспект-пресс, 1995

  7. Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект Пресс, 1996. Гл. 12.

  8. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993

  9. Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе. М., 2004

  10. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989

  11. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М., 1990.

  12. Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. М., 2007

  13. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. Ю.Г. Волкова, 2006.

  14. Галактионов А.А. Русская социология. XI – XX вв. СПб., 2002.

  15. Гидденс Э. Социология: Учебник: Пер. с англ. 2-е изд. 2005.

  16. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.

  17. Голосенко И.А., Козловский В.И. История русской социологии ХIХ – ХХ в.в. М., 1995

  18. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учеб. пособие. М., 2003.

  19. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учеб. пособие. М., 2006.

  20. Громов И., Мацков А., Семенов В. Западная теоретическая социология. СПб, 1996.

  21. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 2002.

  22. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. 1998, 2002

  23. Дмитриев А.В. Социология конфликта. М., 2002.

  24. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. М., 2004

  25. Добреньков В.И., Кравченко А.И.. Социология: Учебник. М., 2009.

  26. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. М., 2003-2007.

  27. Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. М.,1989

  28. Долгоруков А.М. Практикум по общей социологии: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Лапина. М., 2006.

  29. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: Пер с фр. М., 1991.

  30. Зборовский Г.Е Общая социология: Учебник. М., 2004.

  31. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. 2004.

  32. Зборовский Г.Е. Метапарадигмальная модель теоретической социологии / Социологические исследования. - №4, 2008

  33. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учеб. пособие. М., 2004.

  34. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического исследования. М., 1969

  35. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М., 1987.

  36. История социологии /Под ред. А.Н. Елсукова. Минск, 1997.

  37. История социологии в Западной Европе и США. М., 1993.

  38. История теоретической социологии. М., 1995. Т.1-3.

  39. История теоретической социологии: В 5 т. М.: Наука, 1995

  40. Кареев М.И. Основы русской социологии. СПб., 1996.

  41. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999

  42. Козер Л.А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте / Под ред. И.Б. Орловой, 2006.

  43. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

  44. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. Ростов н/Д., 2006

  45. Кравченко А.И. История зарубежной социологии: Учебное пособие для вузов. М., 2005

  46. Кравченко А.И. История отечественной социологии: Учебное пособие для вузов. М., 2005

  47. Кукушкина Е.И. Русская социология ХIХ – нач. ХХ в. М., 1993.

  48. Култыгин В.П. История русской социологии. М., 1994.

  49. Лапин Н.И. Общая социология: Учеб. пособие. 2006.

  50. Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе. М., 2004.

  51. Логика социологического исследования. М., 1987.

  52. Масионис Дж. Социология: Учеб. пособие: Пер. англ. 9- изд. СПб, 2004.

  53. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1994.

  54. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 1990.

  55. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Социология региона: Учебное пособие. Тверь, 2012.

  56. Михайлов В.А. Социология общественного мнения: Учебное пособие. Тверь, 2005.

  57. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.,1993

  58. Общая социология: Учеб. пособие /Под ред. А.Г. Эфендиева, М., 2008.

  59. Панарин Э.Д. Введение в анализ данных. СПб., 2001.

  60. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

  61. Прикладная социология: Учеб. пособие / Под ред. Ю.С. Колесникова. М., 2001.

  62. Рабочая книга социолога. М., 2003.

  63. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века): Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Кукушкиной. 2006.

  64. Ритцер Д. Современные социологические теории. М., 2002.

  65. Российская социологическая энциклопедия /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

  66. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманитарную социологию. М., 1998.

  67. Смелзер Н. Социология: Учеб. пособие: Пер. англ. М., 1994.

  68. Современная американская социология / Под ред. В.И. Добренькова М., 1995.

  69. Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 1990

  70. Современная западная социология: словарь-справочник. М., 1990.

  71. Сорокин П.А. Система социологии. М., 1920.

  72. Социологическая энциклопедия: В 2 т /Гл. ред. В.Н. Иванов. М., 2003.

  73. Социология семьи: Учебник /Под ред. А.И. Антонова. 2-е изд. М., 2007.

  74. Социология: Основы общей теории /Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. 2-е М., 2008.

  75. Социология: Учебник / Отв.ред. П.Д. Павленок. 2002.

  76. Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007.

  77. Татарова Г.Г. Методология и анализ данных в социологии. М. 1998

  78. Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. М., 2002

  79. Теоретическая социология: Антология: В 2ч. / Сост и общ. ред. С.П. Баньковской. М., 2002.

  80. Теория общества. Фундаментальные проблемы. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999

  81. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М., 1998.

  82. Тощенко Ж.Т. Парадигмы структуры и уровни социологического анализа / Социологические исследования. - №9, 2007

  83. Филиппов А.Ф. Современность и повседневная рациональность // Стратегия. 1998. № 1.

  84. Философия науки/ под ред. С.А. Лебедева. М., 2007

  85. Фролов С.С. Общая социология: Учебник. М., 2008.

  86. Хвостов В.М. Основы социологии. М., 1920.

  87. Хрестоматия по истории российской общественной мысли ХIХ – ХХ в. Т.1,2. М., 1994.

  88. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

  89. Штомпка П. Социология: Анализ современного общества: Учебник: Пер. с польск. М., 2005.

  90. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 2001.

  91. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2006.




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница