Программа дополнительного образования




Скачать 210.85 Kb.
Дата16.07.2016
Размер210.85 Kb.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Каргасокская средняя общеобразовательная школа № 2

Утверждена на МО

учителей физической культуры

Модернизированная программа дополнительного образования

«БАСКЕТБОЛ»

Программа рассчитана на детей 12-17лет

Срок реализации 4 года
Ермаков Эдуард Михайлович

Учитель ФК

Каргасок 2014

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………….3 Реализация программы и ожидаемые результаты………………..4

Контрольные нормативы……………………………………………..5

Учебно-тематический план…………………………………………...5

Темы теоретической подготовки…………………………………….6

Содержание программы…………………………………………........7

Результаты реализации программы за 2013-2014 у.год…………16

Список используемой литературы………………………………....17

Пояснительная записка

Рабочая программа «Баскетбол» физкультурно-спортивной направленности составлена на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ.

Не секрет, что школа на селе зачастую оказывается единственным очагом приобщения детей к занятиям физической культурой и спортом. Данная программа предоставляет учащимся возможность дополнительного образования в области физического воспитания, а именно научиться играть в баскетбол.

Баскетбол – один из самых массовых видов спорта, культивируемых в нашей стране. Он подкупает своей доступностью для любого возраста, а так же возможностью его использования для всестороннего физического развития. Программа учитывает развитие современного баскетбола, составлена с учетом новых тенденций в баскетболе, как все более скоростного и зрелищного вида спорта. Баскетбол является мощным средством воспитания необходимых жизненных качеств как психологических, так и физиологических

Физическая нагрузка при занятиях баскетболом легко варьируются как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать баскетбол как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Программа разработана в соответствии с законом «Об образовании» РФ, с типовым положением об образовательных учреждениях дополнительного образования детей, с нормами СанПин 2.4.4.1251-03



Цель программы Спортивные игры направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Это и стало основной целью созданной программы дополнительного образования детей «Баскетбол».

Задачи программы: основные задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса следующие:

  1. формирование интереса к систематическим занятиям физической культурой и выбранным видом спорта – баскетбол;

  1. всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;

  1. содействие правильному физическому развитию детского организма;

  2. овладение юными баскетболистами основными приемами техники и тактики игры, а так же основами соревновательной деятельности.

  3. воспитание у ребят воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения, чувства дружбы;

Реализация программы и ожидаемые результаты.

Выполнение задач предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных видеозаписей; прохождение инструкторской и судейской практики; создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий. Кроме всего прочего для постоянного повышения тренерской квалификации, семинары проводимые СДЮСШОР № 6.

. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:

- постепенный переход от обучения к приемам игры и тактическим действиям к совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

- планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействия с партнерами;

- переход от общеподготовительных средств к более специализированным для баскетболиста;

- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;

- увеличение объема тренировочных нагрузок;

- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.

На конец учебного года основными показателями выполнения требований программы на спортивно-оздоровительном этапе являются:



  1. стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;

  1. динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся с учетом возраста;

  2. уровень освоения техники.

Ожидаемые результаты – это успешное выступление школьной команды баскетболистов на районных соревнованиях и попадание ребят на областной финал в составе районной команде.

По окончании годичного цикла тренировок учащиеся должны выполнить разработанные и утвержденные на тренерском совете нормативные требования физической подготовленности.



КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ

Общая физическая подготовка

1. Прыжок в длину с места (характеризуется общий скоростно-силовой потенциал)

2. Бег 1000 м (оценка общей выносливости).

Специальная физическая подготовка

1. Прыжок вверх с места (характеристика скоростно-силовых качеств).

2. Бег 20 м (оцениваются скоростные возможности).

3. 40 – секундный “челночный бег” (оценивается скоростная выносливость).



Техническая подготовка
1. Передвижения

2. Скоростное ведение ( с заданиями)

3. Передачи мяча

4. Дистанционные броски

5. Штрафные броски



Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план составлен в расчете 9



часов в неделю при продолжительности учебного года 38 недель.






Содержание занятий

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

4-й год обучения

1.




Теоретическая подготовка

18

18

20

20

2.




Общая физическая подготовка




110




110




91




91

3.

Пр

Специальная физическая подготовка




43




43




52




52

4.

а

Техническая подготовка




121




121




121




121

5.

к

Тактическая подготовка




27




27




33




33

6.

и

Контрольные испытания




3




3




3




3

7.

ка

Соревновательная деятельность




20




20




22




22







ИТОГО:

342

342

342

342

Темы теоретической подготовки



Разделы подготовки




1 год

2 год

3 год

4 год

1

Физкультура и спорт в РФ

1

1

1




2

Развитие вида спорта в России и за рубежом

1

1

1

2

3

Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся

2

2

2

2

4

Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим, питание спортсмена

1

1

2

2

5

Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. Спортивный массаж

2

2

2

2

6

Основы техники игры

3

3

3

3

7

Общая и специальная физическая подготовка

2

2

2

3

8

Основы тактики игры

3

3

3

3

9

Правила по баскетболу

1

1

2

2

10

Морально-волевая подготовка

2

2

2

2




Итого часов

18

18

20

20


П Р О Г Р А М М А

по баскетболу для первого, второго, третьего, четвертого годов обучения учебно-тренировочной работы

Содержание первого года обучения.

Техническая подготовка.



  1. Техника нападения.

Передвижения:

- прыжки толчком одной и двух ног в движении;

- сочетание выполнения изученных способов передвижения с техническими приемами.

Владение мячом:

а). ловля мяча:

- одной рукой высокого мяча;

- одной рукой низкого мяча;

- одной рукой катящего мяча;

- одной рукой с низкого отскока.



Сочетание изученных способов передач мяча в движении, различных по:

- направлению;

- скорости движения;

- расстоянию.

б). передачи мяча:

- одной рукой с отскоком от пола;

- одной рукой сбоку;

- одной рукой сбоку от пола.



Сочетание изученных способов передачи мяча в движении, различных по;

- направлению;

- скорости передвижения;

- расстоянию.

в). броски мяча:

- штрафной бросок;

- броски мяча одной рукой после проходов в различных направлениях к щиту в движении;

- сочетание выполнения изученных способов бросков мяча из различных точек, равноудаленных от щита;

- броски мяча изученными способами с сопротивлением противника;

- броски мяча в прыжке одной рукой сверху;

- броски мяча изученными способами после выполнения других технических приемов нападения;

- добивание мяча с отскоком от щита.

г). ведение мяча:

- чередование различных способов ведения мяча;

- ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости передвижения без зрительного контроля;

- обводка с асинхронным ритмом движения руки с мячом и ног;

- изменение способа ведения мяча и скорости передвижения в зависимости от зрительного сигнала;

- ведение мяча с сопротивлением;

- сочетание изученных приемов ведения мяча с изученными техническими приемами нападения;

- ведение мяча с маневрированием.

д). обманные действия:

сочетание финтов с последующим выполнением технического действия в нападении.



  1. Техника защиты.

Передвижения:

- сохранение защитной стойки во время передвижения и остановок;

- работа рук и ног защитника при движении противника справа и слева;

- сочетание способов передвижения защитника с выполнением технических приемов игры в защите.



Овладение мячом:

- перехват мяча при передачах в движении;

- овладение катящимся мячом;

- выбивание мяча сзади при его ведении;

- накрывание мяча при бросках в движении.

3. Тактическая подготовка.



Тактика нападения. Индивидуальные действия:

- выбор места для действия в передней и задней линиях нападения;

- выбор позиции, момента для получения мяча в трехсекундной зоне;

- выбор способа и момента для передачи мяча игроками передней и задней линии нападения между собой;

- применение изученных приемов техники нападения в зависимости от вида опеки;

- адекватное применение сочетания изученных способов техники нападения.



Групповые действия:

- взаимодействие двух игроков с заслонами в движении;

- взаимодействие двух игроков с наведением;

- взаимодействие трех игроков – против «тройки»;

- взаимодействие двух игроков с заслонами в условиях низкого сопротивления.

Командные действия:

- распределение обязанностей и организация действий игроков при позиционном нападении и нападение быстрым прорывом;

- позиционное нападение с применением изученных групповых взаимодействий.

Тактика защиты. Индивидуальные действия:

- опека нападающего находящегося в трехсекундной зоне;

- опека нападающего находящегося в передней и задней линиях площадки;

- опека нападающего, расположенного у лицевой линии, в зависимости у местонахождения мяча;

- опека нападающего при личном прессинге.

Групповые действия:

- взаимодействие двух игроков – противодействие наведению;

- взаимодействие трех игроков – противодействие «тройке»;

- взаимодействие трех игроков – групповой отбор мяча.



Командные действия:

- плотная личная защита;

- рассредоточенная личная защита;

- личная система защиты с групповым отбором мяча;

- личная система защиты с переключением;

- личный прессинг;

- организация командных действий при противодействии быстрому прорыву.
Содержание второго года обучения.

Техническая подготовка.



  1. Техника нападения.

Передвижения:

- сочетание выполнения различных способов передвижения;

- сочетание различных способов передвижения с выполнением изученных

технических приемов нападения.



Владение мячом:

а). ловля мяча:

- ловля мяча изученными способами в прыжке;

- сочетание выполнения различных приемов ловли.

б). передача мяча:

- передача мяча двумя руками и одной рукой при сопровождающем движении;

- передачи мяча на различные расстояния и направления;

- сочетание выполнения передач мяча различными способами передвижения.

в). броски мяча:

- броски мяча изученными способами после выполнения других технических приемов

нападения;

- сочетание выполнения бросков мяча из различных точек, равноудаленных от щита.

г). ведение мяча:

- перевод мяча перед собой шагом;

- перевод мяча за спиной;

- ведение мяча в сочетании с исполнением других технических приемов;

- чередование выполнения различных способов ведения.

2. Техника защиты.



Передвижения:

- сочетание способов передвижения, остановок, поворотов с выполнением

технических приемов игры в защите.

Овладение мячом:

- накрывание мяча при броске в прыжке;

- отбивание мяча при броске в прыжке;

- овладение мячом при борьбе за отскок у своего щита;

- накрывание мяча при броске одной рукой снизу из-под корзины при продвижении

нападающего вдоль лицевой линии;

- овладение мячом при розыгрыше и начальных мячах.

3. Тактическая подготовка.



Тактика нападения. Индивидуальные действия:

а). индивидуальные действия игрока без мяча:

- выбор места для действия игрока без мяча на место защитника, крайнего

нападающего, центрового;

- выход на свободное место для получения мяча и последующий выбор действия в

позиции центрового, крайнего нападающего, защитника.

б). индивидуальные действия игрока с мячом:

- выбор и применение изученных приемов ловли, передач, бросков, ведения мяча в

условиях выполняемых функций;

- выбор изученных способов добивания мяча в зависимости от направления полета

мяча, отскочившего от щита;

- выбор способа и момента для передачи мяча центровому игроку.

в). групповые действия:

- взаимодействие двух игроков при пересечениях, отступании, проскальзывании;

- взаимодействие трех игроков – «малая восьмерка»;

- применение изученных взаимодействий между игроками, выполняющие различные

игровые функции;

- применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения;

- применение изученных взаимодействий в условиях быстрого прорыва;

- применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга.

г). командные действия:

- нападение «большой восьмеркой»;

- нападение с одним центровым;

- быстрый прорыв через центр поля.



Тактика защиты. Индивидуальные действия:

- противодействие нападающим различного игрового амплуа.



Групповые действия:

- взаимодействие двух игроков – переключение, проскальзывание, отступание;

- взаимодействие трех игроков – противодействие «малой восьмерке»;

- применение взаимодействий между игроками различного амплуа;

- противодействие в численном меньшинстве;

- применение изученных взаимодействий в системе личной защиты.



Командные действия:

- организация действий команды против применения быстрого прорыва через центр

площадки;

- чередование изученных систем защиты в процессе игры (концентрированная личная

защита, личный прессинг на своей площадке, на ¾ поля по условным сигналам).

Содержание третьего года обучения.

Техническая подготовка.



  1. Техника нападения.

Передвижения:

- сочетание выполнения различных способов передвижения, остановок, поворотов в усложненных условиях;

- сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях.

Владение мячом:

а). ловля мяча:

- сочетание выполнения различных приемов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления.

б). передача мяча:

- скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол;

- откидка.

в). броски мяча:

- бросок мяча над головой /полукрюк, крюк/;

- бросок мяча с поворотом в движении после прохода вдоль лицевой линии с правой и левой стороны;

- бросок мяча в движении с одного шага;

- бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов нападения в усложненных условиях;

- сочетания выполнения бросков мяча из различных точек, разноудаленных от щита, в условиях жесткого сопротивления.

г). ведение мяча:

- ведение мяча с поворотом кругом;

- чередование выполнения различных способов ведения в условиях, приближенных к игровым ситуациям.

2. Техника защиты. Передвижения:

- сочетание способов передвижения с выполнением технических приемов игры в защите при групповых и командных действиях.

Овладение мячом:

- борьба при борьбе за овладении мячом, отскочившим от щита;

- накрывание мяча сзади при броске в корзину.

3. Тактическая подготовка.



Тактика нападения. Индивидуальные действия:

а). индивидуальные действия игрока без мяча:

- перемещения в зонах действия центрового игрока, крайнего нападающего, защитника;

- выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке;

- выбор места и момента для групповых взаимодействий игроков, выполняющих различные игровые функции.

б). индивидуальные действия игрока с мячом:

- адекватное применение технических приемов нападения в условиях, свойственных выполняемой игровой функции в команде.

Групповые действия:

- взаимодействие двух игроков – «заслон в движении»;

- взаимодействие трех игроков – «сдвоенный заслон»;

- взаимодействие трех игроков – «скрестный выход»;

- применение изученных взаимодействий между игроками, выполняющими различные игровые функции в соответствующих позициях;

- применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения;

- применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга;

- применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва.



Командные действия:

- нападение с двумя центровыми игроками;

- нападение перегрузкой;

- применение комбинаций при введении мяча в игру.



Тактика защиты. Индивидуальные действия:

- применение блокировки в борьбе за отскочивший мяч от щита;

- противодействие игрокам различных игровых ситуаций при разных системах игры в нападении.

Групповое действие:

- противодействие взаимодействию двух игроков – «заслон в движении»;

- противодействию взаимодействия трех игроков – «скрестному выходу»;

- противодействие изученным взаимодействиям игроков различных игровых функций в соответствующих позициях по отношению к корзине.



Командные действия:

- система зонной защиты 2-3 и 2-1-2;

- сочетание личной и зонной защиты в процессе игры. Смена систем защиты при введении мяча из-за боковой линии, после забитого мяча, пробивание штрафного броска, спорных мячей и т. п..
Содержание четвертого года обучения.

1. Техническая подготовка.



Техника нападения. Передвижения:

- сочетание различных способов передвижения с выполнением технических приемов нападения при активном сопротивлении защитников в условиях, приближенных к игровым;

- прыжки вверх с разворотом от 90 до 360 градусов;

- прыжки с разворотом на 90-360 градусов после ускорений, различных по направлению и способу передвижения.



Владение мячом. Передачи мяча:

- передача мяча в прыжке с разворотом на 180 градусов;

- передача назад на месте;

- передача в сторону в движении;

- передача мяча с поворотом на 180 градусов в движении;

- передача мяча из-за спины в движении;

- передача мяча назад в движении;

- передача мяча из-за спины в пол в движении;

- чередование различных способов передач после выполнения других приемов нападения в условиях, приближенных к игровым ситуациям.

Ведение мяча:

- ведение мяча с различными комбинациями сочетания шагов;

- ведение мяча с резким изменением направления движения в усложненных условиях;

- проходы к кольцу с последующей атакой корзины при активном сопротивлении защитников;

- чередование различных способов ведения мяча в игровых ситуациях;

- сочетание различных способов ведения с выполнением других технических приемов нападения в усложненных условиях.



Броски мяча:

- бросок одной рукой с места с разворотом вправо, влево;

- бросок мяча в прыжке с разворотом направо, налево;

- бросок мяча в движении с поворотом кругом;

- добивание мяча без отскока от щита;

- броски мяча изученными способами после выполнения других технических приемов нападения в условиях, приближенным к игровым ситуациям;

- сочетание выполнения бросков мяча из различных точек, разноудаленных от щита, в условиях жесткого сопротивления и установленного лимита времени.

Техника защиты. Передвижения:

- сочетание способов передвижения с выполнением технических приемов игры в защите в игровых ситуациях.



Овладение мячом:

- выбивание мяча при броске в движении двумя и одной рукой мячей, отскочивших от щита;

- сочетание передвижения в защите с выполнением различных способов овладения мячом, отскочившим от щита, кольца.

2. Тактическая подготовка.



Тактика нападения. Индивидуальные действия:

а). индивидуальные действия игрока без мяча:

- выбор места и времени для индивидуальных тактических действий игроков различных игровых функций в условиях применения различных систем игры в нападении.

б). индивидуальные действия игрока с мячом:

- адекватное применение индивидуальных технических действий в рамках изученных групповых тактических взаимодействий.

Групповые взаимодействия:

- взаимодействие трех игроков – «нападение на двух»;

- применение изученных взаимодействий при быстром прорыве.

Командные действия:

- эшелонированный быстрый прорыв;

- нападение против смешанной системы защиты;

- применение комбинаций в ходе изученных систем нападения.



Тактика защиты. Индивидуальные действия:

- выбор места и способа противодействия игрокам различных игровых функций при действиях в рамках разных систем игры в нападении;

- выбор места и способа противодействия при применении смешанной системы защиты.

Групповые действия:

- противодействие взаимодействию трех игроков – 2нападению двух»;

- групповые взаимодействия игроков при применении эшелонированного быстрого прорыва (вначале, в развитии, при завершении);

- групповые взаимодействия в рамках смешанной защиты.



Командные действия:

- организация защитных действий против эшелонированного быстрого прорыва;

- смешанная система защиты;

- противодействие применению комбинаций.



Результаты реализации программы за 2013-2014 у.г.
Открытый турнир по баскетболу «Сибирские таланты» среди юношей 1996 и младше г.р.

Октябрь г. Томск 2013г

Команда МБОУ КСОШ № 2 заняла 2 место.

Окружные соревнования по баскетболу в зачет 29 круглогодичной спартакиады школьников Томской области

Март с. Каргасок 2014г

Команда юношей Каргасокского района в составе которой выступали все ученики МБОУ КСОШ № 2 заняла 1 место.

Финальные соревнования по баскетболу 29 круглогодичной спартакиады школьников Томской области

Март г.Томск 2014г

Команда юношей Каргасокского района заняла 3 место

Л и т е р а т у р а

1.Баскетбол. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР. Допущена Федеральным агентством по ФКиС. Издательство «Советский спорт». М. 2008. программа составлена группой авторов: Ю. М. Портнов – академик РАО, доктор пед. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; В. Г. Башикира – заслуженный тренер России; В. Г. Луничкин – профессор, заслуженный тренер СССР и России и т. д.
2.Баскетбол. Примерная программа подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. Допущена Комитетом по РФ по ФКиС. Издательство «Советский спорт», Москва, 2004г.
3.Официальные правила баскетбола. Международная Федерация Баскетбола. Российская Федерация Баскетбола. Москва, СпортАкадемПресс, 2011г.
4.Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения. Под редакцией

Ю. Д. Железняк, Ю.М. Портнова, Москва 2002 г.


5.Баскетбол для молодых игроков: руководство для тренеров. Александр Авакумович, Хосе Мария Бусета, Ласло Килик, Маурицио Мондони; ред. Хосе Мария Бусета; перевод с англ.А.Давыдова, М. Давыдова.- Красноярск:Поликор, 2010.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница